Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  426  427  428   ..

 

 

Налоговая система Российской Федерации 7

Налоговая система Российской Федерации 7

Ведение

Реформирование экономики требует осмыслить накопленный опыт, выявить противоречивые процессы и предпринять определенные шаги по освоению рыночных форм, методов и принципов финансового регулирования.

Налоги - социально-экономическая категория. Ее развитие отражает динамику определенной сферы социально-экономических отношений государства и конкретных производителей товаров и услуг – юридических и физических лиц, получающих доходы и владеющих имуществом.

Налоговая политика выступает одной из важнейших составляющих частей общей экономической политики государства и во многом определяет ее успех. Система налогообложения является важнейшим комплексным рычагом государственного регулирования рыночной экономики, ее социальной ориентации. Именно выполнением этой функции, прежде всего, характеризуется системы налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой. Налоговая система призвана стимулировать экономический рост. На этой основе в обществе легче и быстрее решаются налоговые проблемы.

Данная работа посвящена изучению налоговой системы РФ.

Задачи: 1. Рассмотреть основные направления совершенствования налоговой системы РФ.

2. Изучить основные виды налогов РФ.

3. Дать понятие налог, налоговая система, объекты и субъекты налоговой системы.

4. Раскрыть особенности налогообложения в общественном питании.

5. Изучить порядок расчета основных видов налогов (НДС, налог на прибыль, подоходный налог).

1. Налоговая система Российской Федерации.

1.1. Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации.

Ключевую роль для понимания закономерностей эволюции налоговой системы играет рассмотрение ее в контексте перехода ко второму этапу трансформации российской экономики первый этап - исходные рыночные реформы, высокая инфляция и при­оритет требований финансовой стаби­лизации. Отсюда высокое налоговое бремя, жесткое давление, порой без правил, в сборе налогов, оставление на втором плане задач оживления деловой активности. Этот этап позади.

Второй этап - экономический рост и реструктуризация. Оживление дело­вой активности на первом плане. Отсю­да общее требование провести налого­вую реформу под лозунгом снижения налогового бремени.

Второе требование, исходящее из необходимости улучшения делового климата, снижения риска предприни­мательства, состояло в установлении равных и справедливых отношений между налоговыми органами и нало­гоплательщиками, в исключении слу­чаев произвола, в расширении прав на­логоплательщиков по защите своих интересов. Это предполагает существенное улучшение налогового админист­рирования. Но пока, как представля­ется, важность этого направления еще не оценивается должным образом: стремление налоговиков "выбить" тре­буемые суммы любым путем не пре­одолено.

Налоговый кодекс состоит из двух частей - общей и специфической. Часть первая описывает общие прин­ципы построения налоговой системы, часть вторая - конкретные налоги.

До сих пор вторая часть принята не полностью. Тем не менее основные направления налоговой реформы оп­ределились.

Реформа проводится в два этапа: пер­вый – 2000-2001 гг., второй - 2002-2003 гг. Основные изменения таковы.

1. Закрытый список налогов, при­меняемых на федеральном, региональ­ном и местном уровнях. Прежде, до принятия части первой Налогового ко­декса, список был открыт, что позво­ляло региональным и местным орга­нам произвольно устанавливать налоги и сборы, увеличивая налоговое бремя.

Эта новация сомнительна, хотя оче­видны основания ее принятия в дан­ный момент, для которого характерно стремление всех бюджетов, прежде всего, пополнить свои доходы. Оживление экономики все еще на втором плане. Но как только оно выйдет на первый план, и местные власти всюду усвоят идею пользы умеренности в налогообложе­нии, целесообразнеедать регионам воз­можность соревноваться за создание лучших условий для бизнеса.

2. Отмена оборотных налогов, взи­маемых в процентах к объему реализа­ции. У нас было два таких налога: налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (местный) и налог на пользователей автодорог, поступающий в бюджетный целевой Дорожный фонд. Вместе они отнимали 4% объема продаж, будучи весьма обременительны, так как не учи­тывали издержки и доходность предпри­ятий: плати, хоть весь в убытках.

На первом этапе реформы остав­лен 1 % отчислений в Дорожный фонд, который тоже должен быть отменен на втором этапе. Потери бюджетов частич­но возмещаются: 5%-й ставкой муни­ципальной части налога на прибыль, акцизами на бензин и некоторые дру­гие виды ГСМ.

3.Переход на метод начислений (метод счетов-фактур) вместо кассо­вого метода при исчислении НДС и налога на доходы организаций. Давние споры по этому вопросу связаны с тем, что для перехода от кассового метода (учет по моменту поступления денег на расчетный счет) к методу начислений (практически учет по моменту отгруз­ки, выписки счета-фактуры) требует­ся замораживание значительных фи­нансовых средств, особенно ощутимое в условиях их острой нехватки, барте­ра и взаимозачетов.

Переход на метод начислений тем не менее абсолютно необходим, по­скольку облегчает налоговое администрирование и борьбу с укрывательством доходов. Он повсеместно принят в мировой практике. У нас он должен состояться на втором этапе налоговой реформы.

4. Отмена большей части налого­вых льгот, в том числе по НДС, нало­гу на прибыль, подоходному налогу. В частности, отменена льгота по расхо­дам на инвестиции, но вводятся но­вые правила амортизации, компенси­рующие связанные с этим потери.

5. НДС : полное зачисление в феде­ральный бюджет взамен практики рас­щепления налога. На втором этапе - унификация ставки на уровне 16-18% (сейчас две ставки: 20% и 10% для ог­раниченного перечня продовольствен­ных товаров) и переход к принципу страны назначения.

С 1992 г. по соглашению со странами СНГ при зачислении НДС применялся принцип страны происхождения из-за отсутствия границ, а также уже сейчас из-за невыгодности для российского бюджета: он теряет при переходе зна­чительные суммы, особенно на экспор­те энергоносителей. Однако теперь для России становится выгоднее наращивать экспорт и занимать рынки в странах СНГ. Поэтому еще до второго этапа налоговой реформы целесообразно пе­рейти на принцип страны назначения по всем товарам, кроме нефти и газа.

6. Налог на прибыль. Суть измене­ний в том, что налог на прибыль сни­жается и, кроме того, сокращается налоговая база благодаря вычетам всех рас­ходов, обусловленных ведением дела, включая все расходы, ныне относимые на себестоимость, и иные, которые прежде осуществлялись из прибыли, например: большая часть инвестиций, погашение ссуд, расходы на рекламу, подготовку кадров, представительские расходы. Это один из главных факторов снижения налогового бремени.

Ставка федерального налога - 24% была принята как резкое снижение - с 35%, но с условием отмены всех льгот. В целом сниже­ние налога на прибыль - большой шаг вперед.

7. Налог на доходы физических лиц (подоходный налог). Переход на плос­кую шкалу, т.е. на единую ставку 13% взамен прогрессивной шкалы с макси­мальной ставкой 30% с доходов более 300 тыс. рублей в год, приняты левым большинством Думы при правительстве Примакова.

Вечный спор левых и правых о справедливости. Левые хотят больше получить с богатых, чтобы отдать бед­ным, но итог - уклонение от налогов. Правые утверждают, что при равной ставке богатые все равно заплатят боль­ше, а кроме того, они перестанут ук­лоняться от уплаты налогов и уже по­этому бюджет получит больше. Крометого, есть более действенные способы увеличения налоговой нагрузки, на­пример акцизы на предметы роскоши и другие товары, приобретаемые бо­гатыми, налог на недвижимость и т.п.

Теперь спор решился в пользу пра­вых. Такой поворот вместе с понижен­ным социальным налогом дает надеж­ду на вывод из тени значительной части экономики. Но первое время некото­рые министры высказывали мнение, что это ненадолго и что вскоре при­дется вернуться к прогрессивной шка­ле. Спор, стало быть, продолжится. И напрасно, потому что иначе главная цель - легализация экономики - не будет достигнута никогда.

Напомним, что в советское время тоже была единая ставка подоходного налога в 13%.

8. Социальный налог - одна из глав­ных и наиболее спорных новаций в на­логовой системе. Социальный налог по ставке 7,6% заменяет независимые взно­сы в фонды социального и медицинс­кого страхования, фонд занятости ин­корпорируется в бюджет. Пенсионный фонд пока отбил свою самостоятельность и сохранил взносы на уровне 28% от фонда оплаты труда. Таким образом, совокупная нагрузка на фонд оплаты труда уже на первом этапе снижена до 35,6% против 38-42% прежде (с учетом местных налогов на ФОТ). На втором эта­пе намечается еще снизить ее.

Важное дополнение: вводится рег­рессивная шкала налога для более вы­соких доходов, с тем чтобы совокупная величина обложения оплаты труда с учетом подоходного налога не пре­вышала установленного предела (30% после 2003 г.). С 2001 г. порог примене­ния регрессивной шкалы понижается с зарплаты 50 тыс. руб. в год до 30 тыс. руб., т.е. им сможет воспользоваться большее число предприятий.

Мера представляется оправданной с точки зрения снижения налогового бремени, легализации экономики, облегчения налогового администриро­вания. Но есть и сомнения.

Во-первых, ставка взносов в Пен­сионный фонд и ее дальнейшее сниже­ние сталкиваются с ростом числа пен­сионеров и их доли в численности населения. Противоречие может быть решено только ускорением пенсионной реформы, включая повышение пенси­онного возраста и увеличение вклада населения в пенсионные фонды.

Во-вторых, социальный налог оз­начает отступление от страхового принципа формирования внебюджет­ных социальных фондов и тем самым будет затруднять их приватизацию, если до этого когда-нибудь дойдет дело.

9. Платежи за пользование природ­ными ресурсами. Взамен трех видов пла­тежей вводится один налог на добычу полезных ископаемых по ставкам в процентах к объему добычи, похожий на роялти. Налог простой, но грубый, игнорирующий различия между новы­ми и освоенными месторождениями.Посмотрим, какими будут последствия.

10. Налог на недвижимость вводится взамен налога на имущество. Последним облагалось оборудование и не облагалась земля, для которой применялся отдель­ный земельный налог. Обложение обо­рудования препятствовало обновлению активной части основного капитала. На­лог на недвижимость в соответствии с мировой практикой распространяется в равной мере на юридических и физи­ческих лиц. Его введение должно завершиться на втором этапе реформы.

Кроме того, реформа предполагает ряд других не столь существенных из­менений. По оценкам Бюро экономи­ческого анализа, на первом этапе ре­формы налоговое бремя должно сократиться на 1,9% ВВП, на втором этапе - дополнительно на 1,5%.

Если брать уровень 1999 г., то к завершению реформы должно произойти сокращение доходов бюджета расширенного правительства с 33,3 до 29,9% ВВП, в том числе консолидиро­ванного бюджета - с 26,4 до 24,8% ВВП, социальных внебюджетных фон­дов - с 7 до 5,7% ВВП.

1.2. Перечень основных видов налогов.

Сохраняются Вводятся Отменяются

- НДС.

- акцизы на отдельные

виды товаров и минерального сырья;

-таможенная пошлина и таможенные сборы;

Налоги:

- на имущество организаций;

- земельный;

- на имущество физических лиц;

- подоходный с физических лиц;

- на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- лесной;

- на рекламу;

- на наследование и дарение;

- государственная пошлина;

- местные лицензионные сборы;

-взносы в государственные социальные внебюджетные фонды

Налоги:

- с продаж;

- дорожный (на 2 года);

- транспортный;

- на недвижимость

(вместо налога на

имущество и земельного);

- на доходы от капитала;

- на игорный бизнес;

- водный;

- за пользование недрами;

- экологический;

- на доход от добычи углеводородов;

- сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

Налоги:

- на реализацию ГСМ (объединяется с акцизами);

- на пользователей автодорог;

- с владельцев транспортных средств;

- на перепродажу автомобилей и компьютеров;

- на операции с ценными бумагами;

- на содержание жилищного фонда и объектов соцкультсферы;

- на промышленное строительство в курортной зоне;

- плата за воду;

- платежи за пользование природными ресурсами(загрязнение окружающей среды);

- сбор за использование наименования «Россия», «Российская Федерация»;

- сбор на нужды образовательных учреждений;

- целевые сборы на содержание милиции, благоустройства территорий и др. цели.

2. Сущность налогов и налоговой системы

Налоги и налоговая система - это не только источники бюджетных поступле­ний, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевид­но, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей пред­принимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджет­ную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными, и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Существование налогов экономи­чески оправдано постольку, поскольку экономически оправдано существование государства. Налоги - это экономическая база содержания государственного ап­парата, армии, непроизводственной сферы.

Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискальных пол­номочий. В дальнейшем, с усложнением экономической деятельности и возник­новением необходимости государственного регулирования, у государства появля­ются специфические экономические функции. Поэтому способы воздействия на­логов на экономическую жизнь постепенно дифференцировались, становились более разносторонними.

Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секто­ров и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников. Другими словами, налого­вое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли.

Таким образом, с юридической точки зрения налоговые отношения представ­ляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной яв­ляется государство, а другой - субъект налогообложения (юридическое или фи­зическое лицо). С экономической точки зрения налоги представляют собой инстру­мент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования эко­номических процессов на макроуровне. Соответственно, можно выделить два на­правления регулирующей деятельности и государства в области налогообложения. Одно из них заключается в аккумулировании налоговых платежей и формирова­нии доходной части бюджета с целью выполнения государством задач по реализации общественных потребностей (фискальная функция государства в сфере нало­гообложения). Другое состоит в стимулировании (дестимулировании) посредством налоговых рычагов определенных видов экономической деятельности или отрас­лей экономики (регулирующая функция государства в сфере налогообложения).

Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин) образует налоговую систему. Это понятие охватывает также и свод зако­нов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства (например, Закон Российс­кой Федерации «Об основах налоговой системы в РФ»), которые устанавливают конкретные методы построения, и взимания налогов, то есть определяют элемен­ты налогов. Налоговая система включает также органы сбора налогов и надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и налоговой полиции.

Для лучшего понимания определим некоторые понятия элементов налоговой системы.

Субъект налогообложения - юридическое или физическое лицо, являющееся плательщиком налога. Существуют определенные механизмы переложения нало­гового бремени и на других лиц, поэтому специально выделяется такое понятие, как носитель налога.

Носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог.

Объект налогообложения - доход (прибыль), имущество (материальные ре­сурсы), цена товара или услуги, добавленная стоимость, на которые начисляется налог, В настоящее время общей чертой большинства налоговых систем является материально-денежный, а не личностный характер объектов налогообложения. Использование в качестве объекта налогообложения физического лица (подуш­ный налог) утратило свое значение, практически этот вид налога нигде не ис­пользуется.

Объект налогообложения не всегда совладает с источником взимания налога, то есть доходом, из которого выплачивается налог. Ниже будет показано, что различие между налогами, для которых объект и источник совпадают, и налога­ми, для которых они отличаются, может служить квалификационным признаком при разделении налогов по видам.

Налоговая ставка (норма налогообложения) - это величина налога на едини­цу обложения (доход, имущество и т.п.). Различают предельную ставку, ставку обложения налогом дополнительной единицы дохода и среднюю, соотношение суммы налогов к величине доходов. Если предельная ставка растет вместе с дохо­дом, то и средняя растет по мере роста доходов. Налоговая ставка, устанавливаемая в процентах к доходу, называется налоговой квотой.

Налоговая льгота представляет собой полное или частичное освобождение от налога.

Совокупность налоговых ставок и налоговых льгот составляет налоговый ре­жим.

3. Особенности налогообложения организаций

общественного питания

Н алог на добавленную стоимость

Порядок исчисления, уплаты и учета данного налога определен главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) «Налог на добавленную стоимость». Для организаций, оказывающих услуги общественного питания, порядок исчисления этого налога не содержит каких либо специальных положений, то есть, если организация общественного питания является плательщиком НДС, она исчисляет и уплачивает НДС в общеустановленном порядке.

С 1 января 2006 года в 21 Главу НК РФ внесены изменения Законом №119-ФЗ.

В соответствии с пунктом 12 статьи 167 НК РФ организации должны утвердить учетную политику для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

Организации общественного питания в процессе своей деятельности осуществляют реализацию продукции собственного изготовления и покупных товаров. Налоговая база при реализации определяется организацией общественного питания в соответствии с пунктом 1 статьи 154 НК РФ:

«Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.»

То есть налоговая база по НДС в организации общественного питания представляет собой стоимость реализованной продукции и товаров, по которым они реализуются покупателю за исключением НДС).

Организации общественного питания формируют налоговую базу по НДС, исходя из стоимости продуктов, использованных при изготовлении собственной продукции, а также перепродаваемых товаров по ценам их приобретения с использованием торговой наценки. При расчетах с покупателями эта цена увеличивается на сумму НДС.

При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется (пункт 6 статьи 168 НК РФ).

При реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) розничной торговли и общественного питания, требования по предъявлению налога, считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Если реализация товаров осуществляется в соответствии с договором с другой организацией, то предприятие общественного питания обязано выставить счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара.

В расчетных документах, в первичных учетных документах и в счетах-фактурах соответствующая сумма налога на добавленную стоимость выделяется отдельной строкой.

При расчете окончательной суммы налога, которую организация общественного питания перечисляет в бюджет, из суммы начисленного налога вычитаются суммы НДС по товарам, работам, услугам принятым к учету, в соответствии с требованиями статьи 171, 172 НК РФ).

Для отражения операций по налогу на добавленную стоимость в бухгалтерском учете используются счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС».

Суммы предъявленного («входного») налога, предварительно отражаются по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по

приобретенным ценностям».

По дебету счета 19 отражаются суммы НДС по товарам, работам, услугам полученным от поставщиков, в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Суммы НДС, подлежащие принятые к вычету, списывают с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость» в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС».

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные предприятию общественного питания, если:

1) товары (работы, услуги), а также имущественные права приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;

2) товары (работы, услуги) приобретаются для перепродажи;

3) счет-фактура на товары, работы, услуги оформлена в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ, с выделенной суммой налога;

4) товары (работы, услуги) приняты на учет при наличии соответствующих первичных документов.

Если в расчетных документах, подтверждающих стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) сумма налога не выделена отдельной строкой, то исчисление его самостоятельно расчетным путем не производится.

Сумма налога, начисленная налогоплательщиком по объектам налогообложения, отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС» в корреспонденции со счетами реализации, как правило, это счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы».

Как мы уже отмечали, с 1 января 2006 года положения 21 Главы Налогового кодекса изменились.

Моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 статьи 167 НК РФ, является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров

(выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Если моментом определения налоговой базы является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) или день передачи имущественных прав, то на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) прав в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы.

В то же время организации имеют право на вычет суммы налога, исчисленных с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

После определения дебетового и кредитового оборотов по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС» определяется сумма НДС,

подлежащая уплате в бюджет.

В то же время, помимо собственно реализации товаров (работ, услуг), НК РФ устанавливает дополнительные основания для возникновения налоговой базы по НДС, в случае получения налогоплательщиком сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). Получение этих сумм тесно связано с реализацией товаров (работ, услуг), и имеет свои особенности исчисления и уплаты налога. Мы не случайно привели пример с получением предоплаты по договору.

До 1 января 2006 года авансовые или иные платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг, увеличивали налоговую базу.

Законом 119-ФЗ авансовые платежи исключены из налоговой базы. Но теперь организации должны определять налоговую базу при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с требованиями статьи 154 НК РФ.

Обращаем Ваше внимание на то, что налогоплательщику с 1 января 2006 года вменили новую обязанность. Так как налоговая база при отгрузке товаров (работ, услуг) в счет ранее полученной оплаты, частичной оплаты, включенной ранее в налоговую базу, определяется налогоплательщиком, исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, то, соответственно при отгрузке по предоплате налогоплательщик НДС должен провести пересчет налоговой базы в соответствии со статьей 40 НК РФ. То есть это должен сделать именно налогоплательщик, а не налоговые органы, при осуществлении контроля над полнотой исчисления налогов (у которых это право остается). Например, получена сто процентная предоплата в счет будущей отгрузки, в сумме 100 рублей, рыночная стоимость отгруженного товара 200 рублей, соответственно организации обязаны подсчитать налоговую базу два раза – при получении предварительной оплаты исходя из 100 рублей, и, затем провести пересчет (корректировку) налоговой базы, исходя из 200 рублей, на дату отгрузки.

Причем налоговая ставка, применяемая в данной ситуации, будет определяться в соответствии с пунктом 4 статьи 164 НК РФ, согласно которой:

«При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162 настоящего Кодекса, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предусмотренных пунктами 2 - 4 статьи 155 настоящего Кодекса, при удержании налога налоговыми агентами в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 161 настоящего Кодекса, при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 154 настоящего Кодекса, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с пунктом 4 статьи 154 настоящего Кодекса, при передаче имущественных прав в соответствии с пунктами 2 - 4 статьи 155 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или пунктом 3 настоящей статьи, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки».

Глава 21 «Налог на добавленную стоимость» содержит статью 149 НК РФ, на которую бухгалтер любой организации-налогоплательщика, должен обратить самое пристальное внимание. Данная статья устанавливает перечень операций по реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налога на добавленную стоимость. Эта статья устанавливает фактически целый ряд льгот для налогоплательщиков. Являются ли освобождения, предоставляемые на основании настоящей статьи льготой? Попробуем разобраться. Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ:

«Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.»

А настоящая статья, предоставляющая освобождения, как раз и дает возможность не уплачивать налог, то есть полностью соответствует определению льготы. Для того, чтобы иметь возможность использовать предоставляемые налоговым законодательством льготы, бухгалтер должен, во-первых, хорошо ориентироваться в системе льгот, и, во-вторых, знать, какие условия должна выполнить организация, чтобы иметь право на ту или иную льготу.

Непосредственное отношение к общественному питанию имеет подпункт 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ, согласно которому не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

«продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям.

Положения настоящего подпункта применяются в отношении студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, столовых медицинских организаций только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования»

Согласно пункту 11 Методических рекомендаций по применению

главы 21 НК РФ, утвержденных Приказом МНС РФ от 20 декабря 2000 года №БГ-3-03/447 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации» при применении льготы по НДС от налога освобождаются только продукты питания, непосредственно произведенные столовыми перечисленных ниже учреждений при реализации этих продуктов питания в указанных учреждениях:

- студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций в случае полного или частичного финансирования этих организаций из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования;

- столовыми детских дошкольных учреждений, вне зависимости от источника финансирования.

При реализации на сторону столовыми учебных заведений, медицинских организаций, а также детских дошкольных учреждений блюд собственного производства, перечисленные учреждения вправе применить подпункт 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

УМНС Российской Федерации по городу Москве в Письме от 20 сентября 2004 года №24-05/60639 разъяснило, что НДС не облагаются операции по реализации организациями общественного питания продуктов питания, непосредственно произведенных ими, студенческим и школьным столовым, столовым других учебных заведений, столовым медицинских организаций при финансировании перечисленных организаций (полностью или частично) из бюджета или из средств Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации, а также столовым детских дошкольных учреждений. Об этом свидетельствует и арбитражная практика: Постановление ФАС Уральского округа от 25 ноября 2002 года по делу №Ф09-2456/02-АК. Если же налогоплательщик реализует свою продукцию и в другие организации, то он согласно указанному Письму УМНС Российской Федерации по Московской области должен вести раздельный учет операций в соответствии с пунктом 4 статьи 149 НК РФ.

Льготой по НДС могут воспользоваться организации общественного питания, которые продают свою продукцию вышеперечисленным заведениям. Кроме того, как свидетельствует арбитражная практика, предприниматели также вправе использовать льготу, предусмотренную подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ, при условии соблюдения всех установленных требований. К такому решению пришли судьи Восточно-Сибирского округа в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 ноября 2004 года №А19-9495/04-18-Ф02-4954/04-С1 и в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 7 сентября 2005 года по делу №А26-1782/2005-210.

При организации питания детей в летнем оздоровительном лагере освобождение от налога организации общественного питания применить не вправе. Об этом говорится в Письме МНС Российской Федерации от 16 июля 2003 года №03-2-06/4/2203/27-Ю160. Такой вывод сделан на основании того, что летний оздоровительный лагерь не относится к организациям, указанным в вышеприведенной норме НК РФ.

Кроме того, если негосударственное образовательное учреждение, финансируемое за счет средств родителей учащихся, обеспечивает этих учащихся питанием, льгота по НДС на операции по реализации продуктов питания в таком учреждении также не распространяется. Такая точка зрения содержится в Письме Минфина Российской Федерации от 7 мая 2003 года №04-02-05/2/21.

Отказ от применения освобождения от налогообложения налога на добавленную стоимость Кодексом не предусмотрен.

Покупные товары, реализуемые в вышеперечисленных столовых, и услуги посредников в этой сфере облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Внимание!

Если организация общественного питания осуществляет операции, как подлежащие налогообложению, так и освобождаемые от него, то она в обязательном порядке должна вести раздельный учет таких операций.

Ставки налога на добавленную стоимость установлены статьей 164 НК РФ.

Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации следующих продовольственных товаров:

- скота и птицы в живом весе;

- мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы - балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов - ветчины, бекона, карбонада и языка заливного);

- молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда);

- яйца и яйцепродуктов;

- масла растительного;

- маргарина;

- сахара, включая сахар-сырец;

- соли;

- зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;

- маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов);

- хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);

- крупы;

- муки;

- макаронных изделий;

- рыбы живой (за исключением ценных пород: белорыбицы, лосося балтийского и дальневосточного, осетровых (белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди), семги, форели (за исключением морской), нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира);

- море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб - белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы х/к; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе - ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженых; лангустов);

- продуктов детского и диабетического питания;

- овощей (включая картофель).

Вообще нужно отметить, что зачастую организации общественного питания затрудняются правильно определить, по какой ставке следует облагать ту или иную продукции, изготовленную на предприятии. Остановимся на этом моменте несколько подробнее.

Те, кто внимательно читал текст статьи 164 НК РФ обратил, наверное, внимание на тот момент, что Налоговый Кодекс при определении продукции, подлежащей налогообложению по ставке 10% обязывает налогоплательщика пользоваться кодами видов продукции, установленными Правительством Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора продукции, а также Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года №908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» утвержден Перечни кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов.

Определенные трудности возникают у организаций общественного питания и с суммами вычетов по налогу на добавленную стоимость. Имеют ли право организации общественного питания принимать к вычету всю сумму «входного» налога, если они одновременно реализуют продукцию по разным ставкам?

Налоговый Кодекс не связывает вычет по налогу с размером ставки, по которой осуществляется реализация. Он выдвигает только требования в части осуществления налогоплательщиком как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Кроме того, пониженная ставка НДС не является льготой, поэтому раздельный учет расходов вести не требуется.

Таким образом, независимо от того, по какой ставке облагается НДС изготавливаемая продукция организацией общественного питания, организация может принимать к вычету всю сумму «входного» налога, уплаченного поставщикам. (Конечно, только в том случае, если у организации выполнены все требования налогового законодательства).

Внимание!

Если для получения вычета по «входному» НДС раздельный учет не нужен, то этого нельзя сказать в отношении сумм начисленного налога, причитающегося к уплате в бюджет.

Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз (статья 166 НК РФ).

Организация общественного питания должна вести раздельный учет выручки от реализации продукции собственного изготовления и товаров, которые реализуются по ставкам 10 и 18 процентов.

Такое же правило действует и в отношении товаров, перепродаваемых организациями общественного питания.

Организация такого раздельного учета достаточно сложна и трудоемка, однако, финансовые преимущества от этого очевидны.

С целью организации раздельного учета выручки, которая облагается по разным ставкам в бухгалтерском учете к счету 90 «Продажи» субсчет «Выручка» нужно организовать дополнительно аналитический учет выручки, иначе говоря, открыть субсчета второго порядка:

90.1.0 «Выручка от реализации услуг общепита и товаров, не облагаемая НДС»;

90.1.1 «Выручка от реализации продукции общепита, реализуемой по ставке 10%»;

90.1.2. «Выручка от реализации продукции общепита, реализуемой по ставке 18%»;

90.1.3. «Выручка от реализации товаров, реализуемых по ставке 10%»;

90.1.4. «Выручка от реализации товаров, реализуемых по ставке 18%».

Конечно, же, подобный учет должен быть организован и применительно к счету 90 «Продажи» субсчет «НДС»:

90.3.1 «НДС по ставке 10%»;

90.3.2 «НДС по ставке 18%».

Подобный раздельный учет ведется и в плане счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС».

68.2.1 «НДС по ставке 10%»;

68.2.2. «НДС по ставке 18%»;

Посмотрим, что можно порекомендовать организации общественного питания, реализующей в розницу товары по разным ставкам, в плане ведения раздельного учета по НДС.

Раздельный учет должен строиться таким образом, чтобы по его данным можно было безошибочно определить налогооблагаемую базу для исчисления налога по разным ставкам.

Идеальным вариантом ведения такого раздельного учета является применение контрольно-кассовой техники, обрабатывающей информацию о продаваемых товарах по специальным штрих кодам, наносимых на товар, находящийся в продаже. Данная информация считывается с продаваемого товара и обрабатывается специальной программой, в результате организация имеет информацию по проданным товарам с разбивкой по различным ставкам НДС. Но такая контрольно-кассовая техника имеет достаточно высокую цену, поэтому этот вариант могут использовать далеко не все розничные организации.

Наиболее приемлемым на сегодняшний день остается проведение инвентаризации по товарам. При этом в инвентаризационных ведомостях должна содержаться дополнительно информация об остатках товаров и ставках налога.

Это конечно, очень трудоемкий способ, применять его фактически могут организации, имеющие небольшой товарооборот. Инвентаризация должна проводиться не реже одного раза в налоговый период по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным. Данные инвентаризации должны содержать всю необходимую информацию для определения налогооблагаемой базы и суммы налогов.

Конечно, в этом случае, данные о продажах товаров, реализованных за отчетный период, будут известны только в конце налогового периода, и соответственно внести данные в книгу продаж бухгалтер сможет только в конце налогового периода, что фактически собой представляет нарушение ведение данного регистра. А это может привести к штрафу со стороны налоговых органов. Чтобы подстраховать себя, отразите данный порядок заполнения книги продаж в учетной политике организации, и тогда, вероятнее всего, штрафные санкции к вам применяться не будут, хотя прямо это не прописано в налоговом законодательстве.

Организации общественного питания, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость обязаны при исчислении данного налога выполнять все требования главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ. В обязанности налогоплательщика входит выставление счетов-фактур, ведение книги продаж и книги покупок, заполнение на их основе налоговой декларации и уплата налога в бюджет.

Заполнение всех требуемых документов налогоплательщики осуществляют в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года №914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

Как осуществляется покупка в общественном питании? Покупатель платит деньги в кассу, получает на руки чек ККТ, на основании которого продавец отпускает товар. Проданный товар заносится в товарный отчет, который предоставляется в бухгалтерию для обработки. То есть, как видим, счет-фактура при этом не выписывается. Но в соответствии со статьей 168 НК РФ, если продавец выдал покупателю чек ККТ, то его обязанности по оформлению расчетных документов и выставлению счета-фактуры считаются выполненными. Данные книги предприятия общественного питания заполняют именно на основании показаний контрольных лент контрольно-кассовой техники.

4. Порядок расчета основных видов налогов

4.1. Налог на добавленную стоимость (НДС).

НДС относится к группе косвенных налогов и является регулирующим федеральным налогом. Законом о федераль­ном бюджете установлены пропорции распределения НДС между федеральным и региональным бюджетами: 85 и 15% соответственно. НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, на драгоценные металлы и драгоценные камни полно­стью засчитывается в федеральный бюджет.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях произ­водства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимо­стью материальных затрат, отнесенных на издержки произ­водства и обращения. Налог имеет универсальный характер, поскольку взимается со всех товаров и услуг в течение всего производственного цикла от завода-изготовителя до места реализации. Причем каждый промежуточный участник про­цесса уплачивает налог. Добавленная стоимость представляет собой часть стоимости товаров, работ и услуг, которая созда­ется трудом и включает в себя заработную плату и прибыль. Добавленная стоимость Сд 1 может быть рассчитана как сумма выплачиваемой заработной платы 3 Σ и получаемой прибылиРп :

Сд 1 Σ + Р п .

В то же время добавленную стоимость можно предста­вить как разность сумм поступлений за проданную продук­цию (работы, услуги) S Σп и произведенных затрат на произ­водство продукции (работы, услуги) S Σз :

Сд2 = S Σп - S Σз

Рассчитать сумму НДС можно любым из следующих ме­тодов.

1. Прямого бухгалтерского (аддитивного) при ставке налога λн

S ндс = λн х Сд 1

2. Косвенного бухгалтерского (аддитивного)

S ндс = λн х З Σ + λн х Рп

3. Прямого вычисления

S ндс = λн х Сд2

4. Косвенного вычисления (метод по счетам)

S ндс = λн х С Σп - λн х S Σз

Методы косвенного вычисления по счетам не требуют исчисления добавленной стоимости и прибыли и позволяют более оперативно производить расчеты.

Поэтому и законодательно определено, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами, полученными от покупателей за реализованные товары (работы и услуги), и суммами, фактически уплаченными поставщиками за матери­альные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых отно­сится на издержки производства и обращения.

Плательщиками НДС являются субъекты налога (россий­ские и иностранные юридические лица), осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность, а также индивидуальные частные предприниматели с образо­ванием юридического лица.

Не являются плательщиками налога физические лица, за­нимающиеся предпринимательской деятельностью без обра­зования юридического лица.

От НДС освобождаются организации и индивидуальные предприниматели сроком на 12 месяцев, если в течение предшествующих последовательных календарных месяцев сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), без уче­та НДС и налога с продаж не превышает в совокупности I млн. руб., т. е.

Δ = [ SB - ( S ндс - S нп )] < 1 млн. руб.,

где SB - сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг);

S ндс - сумма НДС, уплачиваемая с реализуемого товара (работ, услуг);

S нп - сумма налога с продаж при реализации товаров (работ, услуг).

По истечении 12 месяцев субъект налога освобождается вновь от НДС при соблюдении данного условия.

Положение не распространяется на субъект налога, реа­лизующего подакцизные товары (подакцизное минеральное сырье), а также на ввозимые им товары.

4.2. Налог на прибыль

Налог на прибыль (доход) представляет собой прямой федеральный и регулирующий налог.

Объектом обложения налогом является валовая прибыль организации от реализации продукции, товаров (работ, ус­луг), основных средств, имущества и доходы от внереализа­ционных операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям. В прибыль не включаются суммы всех видов на­логов и акцизов, затраты на производство товаров (работ, ус­луг), на подготовку и освоение производства, переподготовку кадров и другие виды затрат (всего около 300 позиций, опре­деленных Налоговым кодексом).

Прибыль от реализации товаров (работ, услуг) и продук­ции характеризует чистый доход организации, полученный в данном налоговом периоде.

Субъектами налога являются организации, в том числе бюджетные, являющиеся юридическими лицами, а также ор­ганизации с иностранными инвестициями и международные организации. Не являются субъектами налога организации любых форм собственности от произведенной ими сельскохо­зяйственной продукции, ЦБ РФ по прибыли от регулирования денежного обращения и организации малого бизнеса.

Налоговая база

Налоговая база определяется как доход налогоплатель­щика, уменьшенный на сумму всех налоговых вычетов и сумму всех затрат на производство и реализацию товаров, а также других вычетов, связанных с освоением производства и переподготовкой кадров:

n

Бп ~ Дп = Доб – Σ Sвыч. i , (1)

i = 1

где Д об - общий доход организации, полученный за реа­лизацию продукции (работы, услуги) за отчетный период;

n - количество вычетов i -ro вида;

S выч . i -суммаi -ro вычета.

Всего Налоговым кодексом предусмотрено около 60 осо­бенностей по расчету налоговой базы по данному виду нало­га.

Налоговая ставка

Налоговая ставка λ пР по налогу на прибыль для россий­ских налогоплательщиков устанавливается в размере 24% (по банковским организациям - 30%), из них 7,5% засчитывается в федеральный бюджет, 14,5% - в бюджеты субъектов РФ и 2% - в местные бюджеты (по банковским операциям все 30% засчитываются в федеральный бюджет).

Для иностранных налогоплательщиков ставка устанавли­вается в размере от 15 до 20%, в зависимости от вида дея­тельности, и засчитывается в федеральный бюджет.

Исчисление налога на прибыль

Сумма налога на прибыль (Sn ) определяется как соответ­ствующая налоговой ставке (λпР ) процентная доля от налого­вой базы (Дп):

S п = Д п х λ пр (2)

Расчет суммы налога на прибыль

1. Составить (уточнить) каталог объектов (работ, услуг, товаров, основных средств, имущества, проводимых опера­ций), по которым получены суммы доходов за отчетный период, i = 1... n .

2. Уточнить изменения налогового законодательства по объектам налогообложения и налоговым ставкам λпр , про­изошедшим за отчетный налоговый период.

3. Произвести группировку объектов налогообложения в соответствии с налоговыми ставками.

4. Составить (уточнить) каталог объектов льготного налогообложения, р = l ... m .

5. Рассчитать налоговые базы по каждому виду товаров (работ, услуг) группы объектов налогообложения по формуле 1 .

6. Рассчитать налог на прибыль по каждому виду това­ров (работ, услуг) каждой группы объектов налогообложения по формуле 2 .

7. Уточнить налоговый период (дату уплаты предыду­щего платежа), Тип .

8.Рассчитать общую сумму уплаты налога на прибыль по всем группам объектов налогообложения по формуле:

n

SΣn = Σ S выч . i

i=l

9. Уточнить сумму налога на прибыль, уплаченногов предыдущем налоговом периоде, ±Δ n .

10.Рассчитать фактическую сумму уплаты налога на прибыль за отчетный период по формуле:

S пф = SΣ п ± Δ n .

4.3. Налог на доходы с физических лиц

Налог на доходы физических лиц является одним из ос­новных налогов, формирующих бюджеты субъектов РФ и ме­стные бюджеты, так как налог в основном засчитывается в территориальные бюджеты.

Субъектами налога являются все физические лица как налогоплательщики: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объектом налогообложения является совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году как в денежной форме, так и в натуральной, в том числе в виде ма­териальной выгоды, полученной по вкладам в банках, в виде страховой выплаты, по ссудам и т. д. К доходам, определяе­мым Налоговым кодексом, относится около 20 видов, вклю­чая стипендии, пособия и пенсии, определенные НК РФ.

Законодательством определено, что не подлежат налого­обложению государственные пособия, все виды пенсий, все виды компенсационных выплат физическим лицам, отдель­ные суммы материальной помощи, выигрыши по облигациям, лотереям, по вкладам в банки и др. (всего предусмотрено в Налоговом кодексе 20 позиций).

Совокупный доход для определенных групп и физиче­ских лиц уменьшается на сумму пятикратного дохода, уста­новленного законом МРОТ для героев, участников войн, ин­валидов войны I и II групп, узников лагерей и других лиц.

Совокупный доход уменьшается на сумму трехкратного дохода, предусмотренного законом в размере трех МРОТ для ряда граждан, выполняющих интернациональный долг, инва­лидам III группы и другим лицам.

Совокупный доход уменьшается физическим лицам, ко­торые:

- перечисляют суммы на благотворительные цели;

- имеют на содержании малолетних детей;

- осуществляют новое строительство или приобретают жилье и в других случаях.

Налоговая база

При определении налоговой базы учитываются все виды доходов, полученные субъектом налога в натуральной и де­нежной формах. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду дохода, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Налоговая база на доходы субъекта налога определяется как денежное выражение дохода, уменьшенное на сумму на­логовых вычетов (за счет получения льгот):

Б ф1 ~ Д ф1 = Д д - S выч.,

где Д д - доходы субъекта налога;

S выч - общая сумма стандартных вычетов за счет полу­чения субъектом налога льгот: в размере 3000 руб. (лицам, получившим облучение, инвалидам и др.); в размере 500 руб. (Героям Российской Федерации, военнослужащим, уволен­ным из Вооруженных Сил, участникам ВОВ и др.); в размере400 руб. лицам, имеющим годовой доход, который не превы­шает 20 тыс. руб.; в размере 300 руб. на каждого ребенка, ес­ли годовой доход не превышает 20 тыс. руб.

Налоговая база при получении налогоплательщиком до­хода в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг определяется как превышение их рыночной стоимости (С рын ) над суммой расходов на их приобретение (Срасх ):

Бф2 ~ Дф2 = Срын - Срасх .

Налоговая база при получении налогоплательщиком до­хода в натуральной форме в виде имущества и товаров (ра­бот, услуг) определяется как стоимость этих товаров тов ):

Б фз ~ Д фз = С тов .

Налоговые ставки

Налоговые ставки на подоходный налог с физических лиц (λ ф ) устанавливаются в размере 13% на все виды доходов и35% на доходы от выручки от лотерей, тотализаторов, стра­ховых выплат.

Исчисление налога

Сумма подоходного налога на доходы физических лиц (S ф ) исчисляется как процентная доля налоговой ставки от налоговой базы (Дф 1 );

n

S ф = Σ Д ф i х λ ф i

I = 1

где n - количество i-x видов доходов, получаемых субъ­ектом налога за отчетный период (год), i = 1... n .

Расчет налога на доход

1. Составляется (уточняется) общий список (ведомость) численности работников предприятия с указанием заработной платы S 3 за отчетный период, k = 1… m .

2.Уточняются по каждому работнику дополнительные суммы доходов, Sд.

3. Определяется доход каждого работника в отдельно­сти:

Д д = S 3 + S д .

4. Рассчитываются суммы вычетов, не включаемые в обложение налогом, каждого налогоплательщика с учетом действующего законодательства:

k х М1 ,

S выч = Н л

где k - количество МРОТ, установленное в виде льго­ты отдельным категориям граждан;

M 1 - минимальная ставка оплаты труда, устанавливае­мая решением Правительства РФ;

Нл - льгота, устанавливаемая определенной категории граждан при начислении налога (стандартные, социальные, имущественные налоговые вычеты).

5. Рассчитывается налоговая база каждого налогопла­тельщика по формулам:

S к = Д к х λ к , Б ф1 ~ Д ф1 = Д д - S выч., Бф2 ~ Дф2 = Срын - Срасх

6. Рассчитывается сумма налога, уплачиваемая каждым налогоплательщиком в отдельности, по формуле Б фз ~ Д фз = С тов .

7. Рассчитывается общая сумма налога с физических лиц, уплачиваемая предприятием в бюджет по формуле:

m

S пн = Σ S ф

k=i

Заключение

Налоговые системы в разных странах отличаются по видам налогов, уровню налоговых ставок и по многим другим параметрам. Налоговая система в России сформирована в ее основных чертах осенью 1991 года для обеспечения деятельно­сти государства в критических условиях. По своей структуре и принципам постро­ения российская налоговая система, сложившаяся к середине 90-х годов, в основном соответствует общераспространенным в мировой практике налоговым системам, однако она недостаточно эффективна и нуждается в реформировании. Этой цели служит Налоговый кодекс, в котором должны быть четко закреплены контуры российской налоговой системы, соответствующей экономике рыночно­го типа.

Налоговая реформа, несомненно, представляет собой круп­ный шаг вперед в направлении, бла­гоприятном для улучшения делового климата и модернизации российской экономики. Вывод такой: налоговая реформа, несомненно, представляет собой круп­ный шаг вперед в направлении, бла­гоприятном для улучшения делового климата и модернизации российской экономики. Но предстоит еще немало работы.

Необходимо понять пользу умеренности в налогообложе­нии, целесообразнеедать регионам воз­можность соревноваться за создание лучших условий для бизнеса.

Характерной чертой налоговой системы России становится появление большой группы местных налогов и сборов. Местные органы согласно законодательству могут вводить 21 вид налогов, из которых 3 являются общеобязательными: земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, налог на имущество граждан. Остальные 18 могут быть установлены по решению местных органов управления.

Налоги представляют собой инстру­мент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования эко­номических процессов на макроуровне.

Налоговая система – совокупность и структура различных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные требования и принципы налогообложения.

Субъект налога – налогоплательщик (юридическое или физическое лицо), несущий юридическую ответственность за уплату налога (сбора).

Объектом налогообложения является имущество, прибыль, доход, стоимость работ или услуг, с которых в соответствии с законом с субъекта налога взимается налог (сбор, пошлина).

Организации общественного питания в процессе своей деятельности осуществляют реализацию продукции собственного изготовления и покупных товаров. Налоговая база при реализации определяется организацией общественного питания в соответствии с пунктом 1 статьи 154 НК РФ.

Литература

1. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.6 «Дашков и К», 2004. – 296 с.

2. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. – ИНФРА-М, 1997. – 720 с.

3. Синельников с.Г. проблемы налоговой реформы в России. М.: Евразия, 1998. – 463 с.

4. Особенности бухгалтерского и налогового учета объектов сферы общественного питания. / Библиотека российской газеты. – 2003. - В.№ 6. С. 54 – 81.

5. Финансы, налоги и кредит: Учебник / Общ. Ред. Емельянов, Мацкуляк И.Д., Пеньков Б.Е. – М.: РАГС, 2001. – 546 с.

6. Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: Курс лекций. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 437 с.

ПЛАН

Введение 1

1. Налоговая система Российской Федерации 2

1.1. Основные направления совершенствования налоговой

системы Российской Федерации 2

1.2. Перечень основных видов налогов 5

2. Сущность налогов и налоговой системы 6

3. Особенности налогообложения организаций общественного питания 8

4. Порядок расчета основных видов налогов 17

4.1. Налог на добавленную стоимость (НДС) 17

4.2. Налог на прибыль 18

4.3. Налог на доходы с физических лиц 20

Заключение 23

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  426  427  428   ..