Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  425  426  427   ..

 

 

Налоговая система Казахстана

Налоговая система Казахстана

Содержание

Введение.

1. Общие понятия налоговой системы.

1.1. Сущность и принципы налогообложения, элементы и способы взимания налога, виды налоговой системы.

1.2. Функции и виды, стабильность и подвижность налогов.

2. Налоговая система государства.

2.1. Анализ основных видов налогов

Анализ налоговой системы зарубежных стран.

2.2. Налогообложение в экономике США

2.3. Налогообложение в экономике Республики Казахстан

2.4. Анализ налоговой системы РК.

2.1. Понятие о налогах и других обязательных платежах в бюджет.

2.2. Понятие о составе налогового законодательства.

2.3. Регулирование вопросов поступления налогов и других обязательных поступлений в бюджет.

2.4. Порядок внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс.

2.5. Виды налогов и другие обязательные платежи в бюджет.

2.6. Налоговый кодекс на 2009-2011 годы.

Заключение.

Приложение.

Список литературы.


Введение

Право облагать налогом... — это не только право уничтожать, но и право созидать.

Верховный суд США

С приобретением независимости, как в правовой, так и в экономической сфере потребовались радикальные изменения. Экономическая ситуация любой страны диктует необходимые условия для формирования налоговой политики, от прозрачности которой зависит стабильная налоговая система. На сегодняшний день налоговая система Казахстана находится в состоянии постоянного совершенствования.

Учитывая важную роль налогов в регулировании социально-экономических процессов и формировании доходной базы бюджетов разных уровней, в 1995 году возникла необходимость принятия Указа Президента, впоследствии ставшего Законом РК, "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", заложившего базовую основу налоговой системы, организации специального аппарата управления и контроля налогов.

На сегодняшний день в налоговое законодательство внесено значительное количество изменений и дополнений, что, в основном, связано с приведением налоговой системы в соответствие с объективно обусловленным динамическим развитием экономики, возникновением новых хозяйственно-экономических взаимоотношений.

С момента возникновения государства необходимым звеном экономических отношений в обществе являются налоги, изменение форм которых неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. На самых ранних стадиях формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое не всегда было добровольным, но являлось неким неписаным законом. Еще в Пятикнижии Моисея сказано: "... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу", видно, что еще в древности была четко определена своеобразная ставка налога.

Более универсальные подходы к построению налоговой системы были заложены еще в классической теории налога, на фундаменте которой строились основы теорий. Здесь нельзя не остановиться на самих принципах налогообложения, выведенных А. Смитом. Основными из них являются принципы равномерности, определенности, удобства и дешевизны.

Принцип равномерности - это своего рода условие, необходимое для справедливого и эффективного сбора налогов соразмерно доходу налогоплательщика. В нашей практике он не всегда соблюдается.

К примеру, метод начислений - метод налогового учета, согласно которому доходы и вычеты учитываются с момента выполнения работ, представления услуг, отгрузки с целью реализации и оприходования имущества, независимо от времени оплаты. При таком методе налогоплательщик обязан платить налог не только при отсутствии средств на его уплату, но даже при отсутствии самого объекта налогообложения, что приводит к нарушению налогоплательщиком сроков уплаты налога. Впоследствии налогоплательщик несет финансово-правовую ответственность.

Аналогично при исчислении отдельных видов налогов производится нарастающим итогом в течение года. Отчасти это обоснованно, но, учитывая то, что налоги взимаются ежемесячно, такой подход приводит к тому, что не соблюдается единство моментов получения дохода и взимания с него налога. В результате возможна ситуация, когда при наличии дохода за определенный период времени и соответствующем его налогообложении за этот же период отсутствие дохода (убытки) за последующий период приводит к возврату уже уплаченного налога.

Такая система не стимулирует эффективность деятельности предприятий. В связи с этим равномерность должна обеспечиваться взиманием налогов именно с тех доходов (иных объектов налогообложения), которые получены в данный конкретный период.

Определенность, равно как и удобство, то есть отсутствие произвольности в механизме налогообложения, действиях налоговых органов и налогоплательщиков, наличие ясных методов взимания и уплаты налогов, не носящее двусмысленный характер, является основой построения любой налоговой системы. Отсутствие четких разграничений между такими, казалось бы, близкими понятиями, как объект налогообложения, облагаемый оборот, налоговая база нередко приводит к непониманию законодательной нормы.

Принцип дешевизны - классической теорией А. Смита он описывается с точки зрения рациональности величины самого налога сообразно потребностям государства. В современных условиях мы видим понятия дешевизны налога, как его окупаемость, эффективность затрат на его администрирование. Оптимален тот налог, затраты на сбор которого равны либо, более того, не превышают сами поступления в бюджет.

Для формирования налоговой системы необходимо дополнить в основу не только выше рассмотренные принципы налогообложения, но и другие.

Принцип справедливости, обеспечивающий равное налогообложение всех налогоплательщиков, где недопустимо установление налоговых каникул для отдельных налогоплательщиков, либо превышение ставок налога в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и иных, не установленных законом оснований.

Одним из основополагающих принципов является принцип законодательной формы установления налогов законом, принятым законодательным органом в соответствии с Конституцией и общими принципами налогообложения. Налоговый кодекс должен быть не орудием борьбы с уклонением от уплаты налогов, а нормативным правовым актом, помогающим налогоплательщику платить правильно налоги.

Как мы знаем, налог носит общественный характер. Развитие общества любой общественно-экономической формации связано с необходимостью налогов в обеспечении таких общественных интересов, как:

- социальное обеспечение населения;

- обеспечение обороноспособности страны;

- проведение крупномасштабных научных исследований;

- создание общегосударственных резервов на случай непредвиденных обстоятельств;

- обеспечение исполнения задач, заложенных в Стратегии-2030;

- проведение программы по выходу из мирового финансового кризиса.

Для обеспечения готовности налогоплательщика платить за эти практические действия необходимо ввести право свободного доступа к информации о затраченных ресурсах на различные и крупномасштабные мероприятия государства. Одновременно это способствует воспитанию налоговой культуры у населения.

Налоговая система Казахстана должна быть достаточно эффективной, чтобы положительно влиять на развитие предпринимательства. По словам Президента Нурсултана Назарбаева, "малый бизнес является одним из главных инструментов реализации стратегического курса государства". Поддержка предпринимательства в нашей стране определена как одно из приоритетных направлений развития государства.

Налоговая система должна быть стабильной. Постоянные корректировки, вносимые в налоговое законодательство, недовольство всех субъектов налоговых правоотношений действующей налоговой системой, наличие проблем бюджетной недостаточности свидетельствуют о том, что действующая налоговая система не в полной мере отражает состояние экономического и политического развития общества и уровень общественного сознания.

В заключение хотелось бы отметить, что обеспечение позитивности налогообложения - задача сложная, решение ее во многом зависит от объективных и субъективных факторов. Налогообложение является подлинным отражением экономической и политической зрелости общества.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть и проанализировать налоговую систему государства и виды налогов, обозначить механизм налогообложения, дать обзор налоговой системы РК и показать цели нового Налогового Кодекса.

В соответствии с целью, в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи :

- дано определение налогообложения;

- рассмотрены элементы, способы взимания налога и виды налогов;

- рассмотрена налоговая система зарубежных стран;

- рассмотрена налоговая система Республики Казахстан а также цели нового Налогового Кодекса Республики Казахстан.

Объект исследования – налоговая система в Республике Казахстан.

В качестве правового и информационного обеспечения курсовой работы послужили законодательные и нормативные акты Республики Казахстан, регулирующие деятельность налоговой системы, статистические материалы Налогового Комитета Министерства Финансов Республики Казахстан.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.

Глава 1. Общие понятия налоговой системы

1.1. Сущность и принципы налогообложения, элементы и способы взимания налога, виды налоговой системы

Прежде всего, остановимся на необходимости налогов. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти..."[1] . В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бре­мени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Итак,налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе за­кона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных по­требностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, полу­чающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов госу­дарства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что поря­док налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначе­ния. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой-либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглаша­лись последующие авторы. Они сводятся к следующему:

"1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов пра­вительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно опреде­лен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика...

4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства"[2] .

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют ника­ких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали "аксиомами" налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом но­вого времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможно­стей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть про­грессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачи­вается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога оди­накова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов но­сило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недо­пустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна остав­лять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учрежде­ний, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной эконо­мической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым отно­сятся:

* объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, изме­римые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

* субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юриди­ческое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

* источник налога, то есть доход из которого выплачивается налог;

* ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой ;

* налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от на­лога;

* срок уплаты налога — срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

* правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

Налоги могут взиматься следующими способами :

1.Кадастровый — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога мо­жет служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по уста­новленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, ис­пользуется это транспортное средство или простаивает.

2.На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого ме­тода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3.У источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный на­лог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организа­цией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, за­работной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Существуют два вида налоговой системы — шедyлярная и глобальная .

В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части — шедyлы . Каждая из этих частей обла­гается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц обла­гаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает плани­рование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

1.2. Функции и виды, стабильность и подвижность налогов

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов прояв­ляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции :

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).

2. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

3. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).

4. Стимулирующая функция.

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников до­ходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недо­статочны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важное роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регули­рующая . Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая эконо­мика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложе­ния, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует ре­шению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов госу­дарство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, до­ходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с дли­тельными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значи­тельные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохо­зяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отра­жается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая си­стема позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Последняя функция налогов — стимулирующая . С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа ра­бочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкла­дываемые в развитие (юридическим или физическим лицом — безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техни­ческое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров на­родного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень суще­ственная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения за­траты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от нало­гов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из обла­гаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав за­трат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный ха­рактер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Налоги бывают двух видов . Первый вид — налоги на доходы и имуще­ство : подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на пе­ревод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного фи­зического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид — налоги на товары и услуги : налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они час­тично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвен­ные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем ме­нее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потреби­теля. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекла­дывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долго­срочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокраще­нию потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капи­тала в другие сферы деятельности.

Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессив­ные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возраста­ние величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те на­логи, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрес­сивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расхо­дов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо опре­деленным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность . Чем ста­бильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предпринима­тель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, фи­нансовой операции. Неопределенность — враг предпринимательства. Предпри­нимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска по крайней мере удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры при­бавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а тем более — самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отра­жает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству — и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней тре­бованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народ­ного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п.) вносятся необходимые изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устра­нения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень на­логов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему на­логообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были из­вестны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного де­фицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на при­быль или доход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, но вместе с тем не препятствуют эффективной предпринима­тельской деятельности.

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее зна­чимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налого­обложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.

Глава 2. Налоговая система государства

2.1. Анализ основых видов налогов

Подоходные налоги. Практика подоходного налогообложения различает валовой доход, вычеты и облагаемый доход. Валовой доход - это общая сумма доходов, полученных из различных источников. Законодательно из валового дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командировочные, рекламные издержки. Кроме того, к вычетам относятся различные налоговые льготы - необлагаемый минимум (определенная величина дохода, свободная от налога), скидка с дохода лиц, имеющих на иждивении детей (в РФ - каждому из родителей на всех детей, находящихся на иждивении), для инвалидов, льготы предприятиям, фирмам в виде ускоренной амортизации, освобождения от налогов сумм, направленных на благотворительные цели и т.п.

Таким образом,

Облагаемый доход = Валовой доход - Вычеты

При подоходном налогообложении чрезвычайно важно рассчитать оптимальные ставки налогов. Если ставки чрезмерно высоки, то подрывается стимул к нововведениям, рискованным проектам, в высоких ставках налога таится опасность снижения трудовой активности людей.

Американские эксперты во главе с профессором Лаффером теоретически доказали, что при ставке подоходного налога более 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом.

Трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения доходов. Она должна быть откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке её справедливости имеют национальные, психологические и культурные факторы. Американцы, например, считают, что при такой шкале налогообложения, которая существует в Швеции - 75% , в США никто не стал бы вкладывать капитал в производство. Так, рост производственной активности в США после налоговой реформы 1986 года в значительной степени был связан со снижением предельных ставок налогообложения.

Высшая ставка налога должна находиться в пределах 50 - 70% налога.

В подоходном налогообложении различают подоходный налог с населения и подоходный налог с предприятий, организаций корпораций.

Подоходный налог с населения относится к прямым, в большинстве стран прогрессивным налогом.

Действующие системы личного подоходного налогообложения несколько сглаживают неравенство в доходах после вычета налогов. График в несколько преувеличенном виде показывает, в какой мере прогрессивные ставки налога могут повлиять на неравенство доходов. Это видно потому, как сужается площадь, отображающая неравенство доходов: прогрессивное налогообложение перемещает сплошную линию влево (до пунктирной линии), ближе к линии равномерного распределения доходов, идущей под углом в 45 градусов.

Линия А отображает неравенство в распределении доходов до уплаты налогов. Линия Б показывает, что прогрессивные налоги приводят к более равномерному распределению доходов, остающихся после уплаты налогов. Влияние их представлено на рисунке, естественно, в преувеличенном виде, чтобы лучше выявить суть вопроса.

Подоходный налог (налог на прибыль) предприятий, объединений, организаций, корпораций и т.д. Подоходным налогом облагается балансовая прибыль. Ставки налогообложения устанавливаются законодательным путем.

В США налогообложение прибыли корпораций регулируется Законом о налоговой реформе 1986 г. В соответствии с этим законом существенно снижена максимальная ставка налога на прибыль корпораций и уменьшена степень прогрессивности налогообложения. Максимальная ставка понизилась с июля 1987 г. с 46% до 40%, а с июля 1988 г. - до 34%. Об изменениях в шкале обложения подоходным налогом свидетельствует следующая таблица:

Облагаемый налогом Ставки налогообложения

годовой доход до реформы 1986 г. введены в 1988г.

первые $25000 15 15
$25001-$50000 18 15
$50001-$75000 30 25
$75001-$100000 40 34
свыше $100000 46 34

Вместо четырехразрядной шкалы ставок на доходы до 100 тыс. долл., действовавшей ранее, с 1988 г. вводятся лишь две ставки - в 15% на первые 50 тыс. долл. и 25% на следующие 25 тыс. долл. Сверх этой суммы действует максимальная ставка - 34%. Эти изменения уменьшили объем выплачиваемых корпорациями налогов за 1987-1991 гг. на 116.7 млрд. долл.

Реформой 1986 г. сохранен ряд важных налоговых преференций корпорациям, но отменена, например, социальная налоговая льгота на новые инвестиции, действующая в той или иной форме почти во всех развитых капиталистических странах.

В других странах ставка налога на прибыль предприятий следующие:

Страна Ставка налога (в %) на уровне центрального правительства
Аргентина 33
Бразилия 35
Великобритания 35 (для малых компаний - 25)
Греция 40 (по торговым корпорациям - 46)
Нидерланды 42
Египет 40
Ирландия 50 (для малых компаний - 40)
Португалия 30 - 35
Франция 42
ЮАР 50 (в пром - ти по добыче алмазов - 56)
Япония 35 - 40

Акцизы - вид косвенных налогов, аналогичный налогу с продаж, но распространяется на избранные товары (сигареты, спиртные напитки, косметика, услуги по путешествиям, на театральные билеты и т.д.).

Налог на добавленную стоимость . Впервые введен во Франции в 1954 г. Используется в США, Великобритании и др. Налог на добавленную стоимость взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства до данной стадии движения товара, таким образом, в исчислении продажной цены исключается так называемый “двойной счет”. Добавленная стоимость включает заработную плату, амортизационные отчисления, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергию, рекламу, транспорт.

Многие страны используют НДС в качестве важного источника дохода. Следует отметить, что НДС сдерживает потребление. Можно избежать уплаты НДС, направляя большую часть средств в сбережения, а не на потребление. Известно также, что сбережения (средства высвобождаемые из потребления) будут высвобождать ресурсы из производства потребительских товаров и, таким образом, сделают их доступными для производства товаров производственного назначения.

С 1992 года в РФ, вместо налога с оборота, введен налог на добавленную стоимость, который составлял 28% , а с 1993 года он равен 20% от стоимости реализованных товаров и услуг.

В 1994 году, кроме налога на добавленную стоимость, введен специальный налог с предприятий, учреждений, организаций для финансовой поддержки и обеспечения устойчивой работы предприятий важнейших отраслей в размере 3% от налогооблагаемой базы, установленной для налога на добавленную стоимость.

2.2. Налогообложение в экономике США

Рассмотрим в качестве примера структуру налогообложения в США.

Начнем с фактов, касающихся налогов. Органы вла­сти в Соединенных Штатах — Федеральное прави­тельство, правительства штатов и местные органы — собирают в виде налогов сумму, равную почти 1 /3 ВНП. Как видно из данных, приведенных в табл. 1, этот показатель ниже, чем в большинстве промышленно развитых стран, но в то же время он значительно превышает показатель любого из мир­ных периодов, предшествовавших второй мировой войне.

В табл. 2 показаны источники государствен­ных доходов в Соединенных Штатах. Лишь неболь­шая часть государственных доходов поступает в форме оплаты услуг государства, а подавляющую часть дают налоги. Большая часть налогов (62%) взимается Федеральным правительством, которое затем перераспределяет некоторые из этих доходов между штатами и местными органами власти.

ТАБЛИЦА 1. Государственные доходы в % от ВНП[3]

Страна Отношение налогов к ВНП, %
Швеция 60
Бельгия 45
Германия 45
Италия 45
Великобритания 42
Канада 39
Австралия 33
Соединенные Штаты 32
Япония 30

Тремя главными источниками государственных доходов являются: личный подоходный налог, отчис­ления на социальное страхование, а также акциз­ные сборы и налоги с продаж. Последний компо­нент является наиболее значительным источником доходов для правительств штатов. Закон о налоговой реформе 1986 г. сократил налоговые ставки на лич­ные доходы и увеличил налоги на корпорации; но даже при этом личный подоходный налог, введен­ный в 1913 г., и в будущем останется крупнейшим источником доходов государства.

ТАБЛИЦА 2. Источники государственных доходов в Соединенных Штатах в 1985 г. (в % от суммы чистых государственных доходов)[4]

Источник Федеральное правительство Правительства штатов и местные органы власти Итого
Личный подоходный налог 26,7 5,7 32,4
Социальное страхование 24,6 3,5 28,1
Налог на прибыль корпораций 5,8 1,4 7,2
Налог на собственность 8,5 8,5

Акцизы и налоги

с продаж

2,8 13,3 16,1

Таможенные

пошлины (тарифы)

1,0 1,0

Прочие (включая

неналоговые

поступления)

1,3 5,4 6,7
Итого 62,2 37,8 100,0

Федеральные субсидии

правительствам

штатов и местным

органам власти

-7,8 +7,8

Более четверти государственных доходов поступа­ет от налогов на социальное страхование. Эти нало­ги являются отчислениями, дающими право тем, кто их производит, на получение пенсии и выплат по нетрудоспособности. Из-за того, что платежи в систему социального страхования не являются добровольными, их принято относить скорее к налогам, чем к страховым взносам. Обязательность системы социального страхования аргументируется тем об­стоятельством, что некоторые люди недостаточно предусмотрительны для того, чтобы обеспечить свои собственные нужды в старости или в случае нетрудоспособности.

ТАБЛИЦА 3. Структура налоговых поступлений в Соединенных Штатах (в % от общих налоговых поступлений)[5]

Подоходный налог, социальное страхование Налоги на прибыли корпораций Налоги на продажи, акцизы, таможенные сборы Налоги на собствен-ность Прочие налоги
1902 ¾ ¾ 30,3 41,8 27,9
1927 7,8 11,1 12,8 38,8 29,5
1985 60,5 7,2 17,1 8,5 6,7

Налоги с продаж и акцизные сборы, которые по своему значению стоят на втором месте, являются налогами, взимаемыми с продаж определенных товаров. На федеральном уровне имеются акцизы на алкогольные напитки и табачные изделия, а также на автомобили, телефонные переговоры и авиационные билеты. На уровне штатов и местных органов важным источником доходов являются налоги на продажи вообще (при этом некоторые товары часто от них освобождаются).

Налог на прибыли корпорации взимается с ба­лансовых доходов корпораций. Налоги на прибыли корпо­раций в 1949 г. давали почти 25% поступлений Фе­дерального правительства, но к 1985 г. эта доля упа­ла до менее чем 10%. Закон о налоговой реформе 1986 г. увеличил налоги на доходы корпораций, в результате чего они составили 13% общей суммы федеральных доходов. Налог на доходы корпораций весьма противоречив. Экономисты подчеркивают, что прибыли корпораций облагаются налогом дваж­ды. Первый раз — когда корпорация получает при­были. Затем при выплате корпорацией полученной прибыли владельцам акций в виде дивидендов по­следние вновь облагаются налогом. Несмотря на эту критику, Закон о налогах 1986 г. увеличил налоги на корпорации.

Структура налогов США подобно налоговой структуре других стран в этом столетии подверглась радикальным изменениям. Как показано в табл. 3, в 1902 г. большинство налоговых поступлений было получено от налогов на собственность и продажи, а также от акцизных сборов и таможенных пошлин (тарифов) на импортируемые товары. Налога на личные доходы и на прибыли корпораций не суще­ствовало вообще. Однако изменилась не только структура налогов, но и их общая сумма. Совокуп­ные налоговые поступления в 1902 г. составили лишь 8% суммы доходов (ВНП). Сегодня же они составляют более 30%. Конечно, в то время прави­тельство делало гораздо меньше. Из небольшой ве­личины тогдашнего бюджета на оборону и пособия для ветеранов направлялось существенно больше половины всей суммы; лишь малая часть шла на со­циальные нужды.

В Соединенных Штатах не практикуется налог на добавленную стоимость, являющийся важным ис­точником государственных доходов во многих стра­нах, особенно европейских. Налог на добавленную стоимость эквивалентен обычному налогу на роз­ничную торговлю, взимаемому по общей ставке со всех товаров, продаваемых в экономике. Налог на добавленную стоимость взимается на всех стадиях производства. Сумма, подлежащая налогообложе­нию на каждой стадии, не равна цене продажи, а составляет всего лишь добавленную стоимость, т.е. равна цене продажи за вычетом затрат на покупку факторов производства. Таким образом, производи­тель автомобилей, который покупает сталь и по­крышки у других фирм, платит налог на добавленную стоимость, которым облагается стоимость про­данных автомобилей за вычетом стоимости закуп­ленных и использованных в производстве стали и покрышек. Фирма, торгующая автомобилями в роз­ницу, платит в свою очередь налог со стоимости своих продаж, уменьшенной на сумму, выплачен­ную производителю этих автомобилей. Складывая собранные на каждой стадии налоги, легко увидеть, что итоговая сумма налога на добавленную стои­мость представляет собой не что иное, как налог не­посредственно на розничную торговлю.

2.3. Налогообложение в Республике Казахстан

Налоговое законодательство Республики Казахстан состоит из Закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Закон), который устанавливает обязательные платежи налогового характера (далее - налоги) в республиканский и местные бюджеты и регулирует налоговые отношения в Республике Казахстан (за исключением вопросов таможенных платежей, регулируемых законодательством по таможенному делу Республики Казахстан, платежей за загрязнение окружающей среды и обязательных платежей за использование природных ресурсов, регулируемых специальным законодательством, а также нормативных правовых актов по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды), актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, а также актов Министерства государственных доходов Республики Казахстан, согласованных с Министерством финансов Республики Казахстан.

Законодательные и иные акты, противоречащие положениям данного Закона, не имеют юридической силы. Запрещается включение в неналоговое законодательство вопросов, связанных с налогообложением. Нормативные правовые акты, касающиеся налогообложения, подлежат официальному опубликованию.

Если международным договором, участником которого является Республика Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в налоговом законодательстве Республики Казахстан, применяются правила указанного договора. Международные договоры, участником которых является Республика Казахстан, к налоговым отношениям применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутри республиканского акта.

Действующие в Республике Казахстан налоги, сборы и другие обязательные платежи поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе».

Налоги, действующие на территории Республики Казахстан, подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость и акцизы. Другие налоги относятся к прямым налогам.

Налоги и сборы исчисляются и уплачиваются в тенге, за исключением случаев, когда законодательными актами Республики Казахстан и положениями контрактов на недропользование, заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Освобождение от какого-либо налога и сбора или уменьшение налоговой ставки, предусмотренной Законом, может производиться в порядке внесения изменений и дополнений в Закон, а также на основании контракта, заключенного с уполномоченным органом по инвестициям в соответствии с Законом и Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций". Запрещается предоставление льгот по налогам и сборам другими актами, в том числе льгот, носящих индивидуальный характер, за исключением льгот, предоставляемых уполномоченным органом по инвестициям в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиции ".

Освобождение от уплаты или уменьшение сумм начисленных и не уплаченных штрафов и пени, предусмотренных Законом, может производиться в порядке внесения дополнений в настоящий Закон. Запрещается предоставление освобождения от уплаты или уменьшение сумм начисленных и не уплаченных штрафов и пени, в том числе носящих индивидуальный характер, другими актами.

По специальным экономическим зонам налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет поступают в доход финансового фонда (бюджета) специальных экономических зон в порядке, определяемом законодательством о специальных экономических зонах.

В Республике Казахстан действуют следующие налоги, сборы и другие обязательные платежи:

1) подоходный налог с юридических и физических лиц;

2) налог на добавленную стоимость;

3) акцизы

4) сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг и присвоение национального идентификационного номера эмиссии акций, не подлежащей государственной регистрации;

5) специальные платежи и налоги недропользователей;

6) социальный налог;

7) сборы за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;

земельный налог;

8) налог на имущество юридических и физических лиц;

9) налог на транспортные средств;

10-1) единый земельный налог;

11) сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и юридических лиц;

12) лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;

13) сбор с аукционных продаж;

14) сбор за право реализации товаров на рынках;

15) плата за использование радиочастотного ресурса Республики Казахстан;

16) сбор за использование юридическими и физическими лицами символики города Алматы в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках;

16-1) сбор за использование юридическими (кроме государственных предприятий, государственных учреждений и некоммерческих организаций) и физическими лицами слов «Казахстан», «Республика», «Национальный» (полных, а также любых производных от них) в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках;

17) сбор за покупку физическими лицами наличной иностранной валюты, ставка которого не может быть установлена свыше 1 процента от базы исчисления.

Порядок уплаты и ставки сборов, предусмотренных подпунктами 7), 11)-15), 16-1) и 17) определяются Правительством Республики Казахстан.

Порядок уплаты и ставка сбора, предусмотренного подпунктом 16) устанавливаются представительным органом города Алматы.

2.4. Анализ действующей налоговой системы

Действующая в РК уже пять с половиной лет налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами создается впечатление, что пер­вым шагом новых людей, пришедших в выборные органы вла­сти, станут коренные изменения в области налогов. Проходит некоторое время, ожидания не оправдываются, надежды на улучшение системы рассеиваются, поскольку новые законода­тельные акты в этой области чаще ухудшают ее, чем совершен­ствуют, а критика остается. Она постоянный и неизменный спутник казахстанских налогов. Но что же собственно вызывает такой вал критики? Чем недовольны все — от предпринимате­лей до ученых, от корреспондентов газет до чиновников Мин­фина? Анализ различных взглядов показывает, что какой-либо общей основы у критиков нет. Каждый недоволен чем-то своим. Многим не нравится, что налоги слишком высокие. Одни по наивности думали, что в условиях рынка государство устанавли­вает низкие налоги, что-то вроде десятины в античном мире. Другие полагали, что свобода предпринимательства распростра­няется и на налоги: хочу плачу, хочу — скрываю. Но при этом все дружно возмущаются и обвиняют Правительство, когда за­держивается выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений, пенсий, не во время оплачивается государственный заказ. Тут все становится ясным: оказывается, низкие налоги должны сочетаться с бесперебойным финансовым обеспечением всех государственных расходов.

Далее предметами для критики выступают: излишне фис­кальный характер налоговой системы; отсутствие должного сти­мулирования отечественных производителей; чрезмерное нало­гообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение иму­щества; высокое налогообложение физических лиц при неболь­шой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; введение налога на добавленную стоимость, о кото­ром ранее и не слышали; слишком жесткие финансовые санк­ции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность при­нимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изме­нения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов. И этот перечень можно продолжать еще долго. Наибо­лее радикальные предложения сводятся к тому, что налоговую систему следует отменить и вместо нее "придумать" какую-нибудь новую.

Обобщить и свести воедино все эти точки зрения невозмож­но, хотя во многих критических высказываниях и предложениях содержится рациональное зерно. Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных идей, порой подхваченных, точнее выхваченных из комплекса, в за­падных странах, а порой просто дилетантских. Казахстану остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в об­ласти налогообложения, способных не только усовершенство­вать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от про­ведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий,

Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система РК возникла и с первых же дней своего существо­вания развивается в условиях экономического кризиса. В тяже­лейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефи­цита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного ап­парата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РК был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

Подобная оценка, данная в целом, позволяет объективнее судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает задачу улуч­шения налоговой системы, приведения ее постоянно в соответ­ствие с текущими проблемами экономической политики.

И все-таки на некоторых аспектах хотелось бы еще остано­виться. В чем сходится большинство критиков, так это в требо­ваниях снижения налогового бремени. В известной мере они правы. Но лишь отчасти. Какими должны быть налоги — высо­кими или низкими — это извечная проблема в теории и практи­ке мирового налогообложения.

Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неот­ложными нуждами финансирования хозяйства, решения соци­альных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспече­ния обороноспособности государства. С другой стороны, поми­мо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может расти только тогда, когда учитываются интересы товаро­производителей. В 70—80-е гг. все страны признали учение А. Лэффера о соотношении налоговых ставок и доходов.

Однако нельзя и снижать налоги сверх меры. Вспомним, что они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что также может вызвать ряд негативных последствий, как, например, кризис перепроизводст­ва, оказаться губительным с точки зрения сохранности окру­жающей природной среды.

Как уже отмечалось, часто можно слышать жалобы на неста­бильность налогов, на постоянные смены правил "игры с государством". Это действительно так. Без острой необходи­мости часто вводится большое количество частичных изменений и, что хуже всего, нередко задним числом. Видимо, под влияни­ем той или иной группировки политиков или экономистов дела­ется попытка совместить несовместимое, учесть всё те предло­жения, о которых говорилось выше. Частые частичные изменения свидетельствуют об отсутствии стройной концепции, вновь и вновь возвращают нас к мысли о необходимости созда­ния научной школы. Но в то же время, не оправдывая такие из­менения, следует иметь в виду, что налоговая система сегодня не может быть застывшей. Налоговая реформа, следуя общему ходу всей экономической реформы, является неотъемлемым ее звеном. К тому же финансовая ситуация в стране продолжает оставаться сложной. Стабилизация экономики пока проявляется лишь как тенденция в условиях продолжающегося спада производ­ства и инфляции. Налоговая система призвана противостоять эко­номическому и финансовому кризису. Все это обусловило необхо­димость введения ряда изменений, дополнений, поправок в на­логовое законодательство. Налоговая реформа продолжается. Существенным этапом ее будет введение Налогового Кодекса Республики Казахстан (ожидается в первой половине 2001 года).

2.6. Налоговый кодекс на 2009-2011 годы

10 декабря 2008г. Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев подписал Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), который вступил в силу на всей территории Республики Казахстан с 01.01.2009г.

Новым Налоговым кодексом предусматривается:

· сокращение форм налоговой отчетности;

· реформирование корпоративного подоходного налога (КПН);

· упрощение порядка получения инвестиционных налоговых преференций;

· самостоятельное применение налогоплательщиком льготной нормы без получения разрешения — заключения контракта с комитетом по инвестициям;

· увеличение срока переноса убытков с 3 до 10 лет;

· ликвидация обязанности по расчету и уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу для малого и среднего бизнеса;

· реформирование налога на добавленную стоимость (НДС);

· введение положения о возврате превышения суммы НДС, уплаченной поставщиками, над суммой НДС, уплаченной покупателями, — так называемого "дебетового" сальдо переход от действующей регрессивной шкалы соцналога со ставками от 13 до 5 процентов к плоской шкале со ставкой 11 процентов;

· сокращение объекта налогообложения со всего имущества (основных средств и нематериальных активов) до недвижимости;

· повышение ставки налога на дорогостоящее имущество;

· исключение поправочных коэффициентов налогообложения легковых, грузовых и специальных автотранспортных средств в зависимости от срока эксплуатации совершенствование специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса.

Налоговый кодекс направлен на:

· создание условий, способствующих модернизации и диверсификации экономики сокращение теневого сектора экономики;

· снижение общей налоговой нагрузки на несырьевые сектора экономики;

· повышение экономической отдачи от добывающего сектора экономики;

· оптимизацию налоговых льгот;

· реализацию принципа закона прямого действия;

· совершенствование системы налогового администрирования.

“Новый Налоговый кодекс содержит нормы, позволяющие частично урегулировать ситуацию, связанную с мировым финансовым кризисом и падением спроса и мировых цен на сырье и металлы”[6] .

Заключение

Налоговый кодекс 2009 года вызвал большое количество комментариев, как позитивных, так и негативных. Кодекс, направленный на постепенный вывод Казахстана из кризиса, по мнению президента и по данным статистики все-таки справляется со своей задачей. Однако, несмотря на определенные достижения, налоговую систему еще долго придется усовершенствовать, внося все новые и новые изменения. Впереди вступление Казахстана в таможенный союз и, в его составе, во Всемирную Торговую Организацию, что потребует от Казахстана серьезных преобразований экономики, а с ней и системы налогообложения.

Наверное, идеальный Налоговый кодекс, устраивающий всех участников рынка и государство, составить невозможно. Но чем интенсивнее будет процесс консультаций с предпринимательским и экспертным сообществом, тем больше вероятность того, что улучшение нормативно-правовых актов не повлечет ухудшения ситуации в экономике и обществе.

Приложение

Ставки налогов на 2010 год

Вид налога Ставка налога Примечание по налоговым ставкам
КОРПОРАТИВНЫЙ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ
1 КПН, не облагаемый у источника выплаты Пункт 1 статьи 147 Налогового кодекса 20% Согласно статье 4 Закона РК «О введении в действие Налогового кодекса» от 10 декабря 2008 года № 100-IV действуют следующие размеры ставки корпоративного подоходного налога: 1) с 1 января 2009 года до 1 января 2013 года в размере 20 %; 2) с 1 января 2013 года до 1 января 2014 года в размере 17,5 %.
2 КПН для юридических лиц — производителей сельскохозяйственной продукции если такой доход получен от осуществления деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, производству продукции пчеловодства, а также переработке и реализации указанной продукции собственного производства. 10% С учетом новой редакции Законом РК от 16.11.09 г. № 200-IV, вводится в действие с 1 января 2010 года Пункт 2 статьи 147 Налогового кодекса
3 КПН, облагаемый у источника выплаты с доходов резидентов Пункт 3 статьи 147 Налогового кодекса 15% Действие пункта 3 статьи 147 приостановлено до 1 января 2014 года в соответствии со статьей 5 Закона РК от 10 декабря 2008 года № 100-IV. Согласно статье 5 Закона РК «О введении в действие Налогового кодекса» от 10 декабря 2008 года № 100-IV, с учетом изменений и дополнений в соответствии с Законом РК от 16.11.09 г. № 200-IV, до 1 января 2014 года действует ставка КПН, удерживаемого у источника выплаты, в размере 15 процентов.
4 КПН, облагаемый у источника выплаты с доходов нерезидентов, определяемые в соответствии со статьей 192 Налогового кодекса, не связанные с постоянным учреждением таких нерезидентов Статья 194 Налогового кодекса От 5 % до 20 % 1) доходы, определенные статьей 192 Налогового кодекса, за исключением нижеуказанных доходов в размере — 20 процентов (до 1 января 2013 года в соответствии со статьей 6 Закона РК «О введении в действие НК» от 10 декабря 2008 года № 100-IV); 2) доходы, лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением — 20 процентов; 3) страховые премии по договорам страхования рисков — 10 процентов (в соответствии со статьей 17 Закона РК «О введении в действие НК» от 10 декабря 2008 года № 100-IV с учетом) ; 4) страховые премии по договорам перестрахования рисков — 5 процентов; 5) доходы от оказания транспортных услуг в международных перевозках — 5 процентов; 6) доходы от прироста стоимости, дивиденды, вознаграждения, роялти — 15 процентов.
5 В дополнение к КПН чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение 15% Пункт 5 статьи 147 Налогового кодекса
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ
6 Индивидуальный подоходный налог 10% Статья 158 Налогового кодекса
7 Индивидуальный подоходный налог на доходы в виде дивидендов, полученные из источников в Республике Казахстан и за ее пределами 5% Статья 158 Налогового кодекса
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
8 Налог на добавленную стоимость 12% Статья 268 Налогового кодекса
СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ
9 Социальный налог для юридических лиц – резидентов, для юридических лиц – нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянное учреждение Статья 358 Налогового кодекса 11% Фиксированная ставка
10 Специализированные организации, в которых работают инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения 4,5% В случае соответствия условиям пункта 3 статьи 135 Налогового кодекса
11 Индивидуальные предприниматели, работающие в общеустановленном порядке, частные нотариусы, адвокаты 2 МРП за себя, 1 МРП за каждого работника
12 Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств 20 % от 1 МРП * Социальный налог ежемесячно исчисляется за каждого работника, а также за главу и совершеннолетних членов крестьянского или фермерского хозяйства. Обязательства за совершеннолетних членов крестьянского или фермерского хозяйства по исчислению и уплате социального налога возникают с начала календарного года, следующего за годом достижения ими совершеннолетия.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ
13 Исчисленная сумма социального налога подлежит уменьшению на сумму социальных отчислений, исчисленных в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании». При превышении суммы социальных отчислений над суммой социального налога сумма социального налога становится равной нулю. 5% В соответствии со статьей 14 Закона Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года № 405-II «Об обязательном социальном страховании»
СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ
14 Для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации 3% 1) индивидуальный подоходный налог — в размере 1/2 части стоимости патента; 2) социальный налог — в размере 1/2 части стоимости патента за минусом социальных отчислений, исчисленных в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании».
15 Для субъектов малого бизнеса на основе Патента 2%

* Месячный расчетный показатель на 1 января 2010 года = 1 413 тенге;

** Минимальная заработная плата на 1 января 2010 года = 14 952 тенге;

Налоговый департамент по г. Астана, а также сайт городского департамента www.astananalog.kz

Список литературы

1. Кодекс Республики Казахстан “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” (Налоговый кодекс)

2. Налоги: учебное пособие /Д.Г. Черник. М., Финансы и статистика, 1995.

3. Черник Д. Г. “Налоги”. М., "Финансы и статистика" , 1994.

4. Галкин В.Ю. “Новые методы хозяйствования: налоговые платежи из прибыли предприятий и их роль в формировании доходов государственного бюджета”. М., Минфин СССР, 1991.

5. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. “Курс экономической теории”, Киров, “Аса”, 2000.

6. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю “Экономика: принципы, проблемы и политика”. Баку, 1992.

7. Столяров В. Ф., Хасан-Бек Ц. М . “Налогообложение и рыночная экономика”. Киев, 1991.

8. Сайт “Главный финансовый портал Казахстана”, www.profinance.kz

9. Сайт “Финансово-аналитический портал”, www.bnews.kz

10. Сайт “Новости-Казахстан”, Агентство международной информации, www.newskaz.ru

11. Сайт ТОО “Бюро правовых исследований “Nomos”, www.nomos.kz

12. Сайт Налогового комитета по городу Астана, www.astananalog.kz

13. Сайт информационного агентства “KazakhstanToday”, www.kt.kz

14. Сайт бизнес-портала Казахстана “Мир Бизнеса”, www.mirbiznesa.kz

15. Сайт Ассоциации налогоплательщиков Казахстана, www.taxpayers.kz

16. Сайт Налогового Комитета Министерства Финансов Республики Казахстан, www.nalog.kz, www.salyk.kz

17. Сайт свободной энциклопедии “Википедия”, ru.wikipedia.org

18. Сайт информационного синдиката “Neonomad”, www.neonomad.kz

19. Сайт Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан, eng.minplan.kz


[1] К. Маркс, Ф. Энгельс, «Сочинения», 2-е изд., том 21, стр.171

[2] А. Смит, «Исследование о природе и причинах богатства народов», 4-е изд., стр. 761

[3] Источник : OECD Economic Outlook, December 1986, Table R9.

[4] Источник : Survey of Current business, December 1986.

[5] Источник : Historical Statistics of the United States, 1970, p. lll9 и Table 21-2.

[6] Директор департамента налоговой политики и прогнозов Минэкономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Вера Кнюх

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  425  426  427   ..