Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  399  400  401   ..

 

 

Управление качеством транспортной продукции

Управление качеством транспортной продукции

Содержание.

1.Международный стандарт ИСО серии 9000…………………………... 3
2.Понятие и сущность качества транспортной продукции…………….. 11
3.Задача № 1………………………………………………………………. 16
4.Задача № 2……………………………………………………………….. 18
5.Задача № 3……………………………………………………………..… 21
6.Задача № 4……………………………………………………………….. 27
7.Список использованной литературы………………………………….. 29

1. Международный стандарт ИСО серии 9000.

ISO (International Organization for Standardization) – Международнаяорганизацияпостандартизации. С 1946 года ИСО разрабатывает технические стандарты практически по всем направлениям бизнеса, отраслям промышленности и технологиям. В соответствии со ст. 2.1 устава ИСО целью этой организации является «содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности». В структуре ИСО функционирует множество технических комитетов по различным отраслям промышленности и сферам деятельности. Технический комитет ISO TC 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества» разрабатывает стандарты в области обеспечения и менеджмента качества, получившие название «Стандарты ISO серии 9000».

Следует отметить, что в течение 40 лет с момента образования Международной организацией по стандартизации было разработано огромное количество специальных стандартов, но только в 1987 году, с появлением стандартов ИСО серии 9000, ее деятельность привлекла всеобщее внимание.

Датой рождения считается 26 октября 1946 г.

Штаб квартира находится в Женеве, Швейцария.

Первоначально использовалась аббревиатура ИОС, но затем вспомнили про греческое слово iso («изо», равный), и изменили порядок букв, подчеркивая философию: стандарты ИСО предоставляют всем компаниям в мире равные возможности.

Ежегодно публикуется более 1000 международных стандартов.

Комитетами-членами ИСО являются национальные организации по стандартизации. Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами, рассылаются комитетам-членам ИСО для одобрения. Для утверждения проектов Советом ИСО и опубликования их в качестве международных стандартов требуется не менее 75% голосов комитетов-членов, принявших участие в голосовании.

Стандарты ИСО серии 9000 заслужили всемирное внимание и уважение. Благодаря им ИСО сегодня на слуху у высшего руководства компаний во всех странах мира. ИСО – самые распространенные стандарты современности.

ИСО серии 9000 – международные стандарты на требования к системам менеджмента качества (СМК) применимы для любой организации вне зависимости от численности персонала, формы собственности, занимаемых рынков, характера выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Кроме того, стандарты ИСО 9000 применимы и для государственных административных органов и их департаментов, а также общественных организаций. Эти стандарты служат одновременно и гарантией потребителю в смысле качества получаемой продукции, и методическими указаниями компаниям-производителям по улучшению своей деятельности.

Эволюция стандартов по менеджменту и обеспечению качества тесно связана с процессом индустриализации в ХХ веке, которая повлекла за собой разработку и внедрение национальных промышленных стандартов, выполнявших роль технического и технологического контроля качества в наиболее развитых странах Европы и Америки: UNI – в Италии, DIN – в Германии, BS – в Великобритании, AFNOR – во Франции, ASME – в США. В дальнейшем, потребность в единой нормативной базе для сертификации национальной продукции, а также развитие международной торговли и необходимость снижения таможенных барьеров привели к пересмотру национальных стандартов в области качества и их гармонизации с международными стандартами.

В 1960-х многие крупные промышленные компании Великобритании, преследуя цель повышения эффективности процессов производства, контроля и выбора поставщиков (и, в конечном итоге – своей репутации) обратились к изучению серии документов НАТО AQAP, опубликованных в Европе Министерством обороны США (чуть позже Отделом закупок Министерством обороны Великобритании они были заново опубликованы в виде документов DEF STANS). В этих документах американские военные, извлекшие уроки из проблем, связанных с качеством артиллерийско-технического снабжения своих войск во время Второй Мировой войны, сформулировали основные принципы оценки поставщиков продукции (с точки зрения обеспечения надлежащего уровня ее качества) для оборонной отрасли. Многие из британских компаний опубликовали свои документы, в которых излагались требования по обеспечению качества – как на собственных производствах, так и в производственных процессах поставщиков.

В результате появилось множество различных стандартов, однотипная продукция изготавливалась для различных заказчиков по различным стандартам, аудиты проводились по противоречащим друг другу требованиям – одним словом, имело место некоторая неразбериха. Пытаясь стандартизировать технические условия по обеспечению качества в общих отраслях промышленности, Британский институт стандартов в ноябре 1972 г опубликовал Руководящие указания по обеспечению качества BS 4891, которые были составлены в общих выражениях и, в отличие от стандартов Министерства обороны, не носили обязательного характера. После публикации этого документа в некоторых сферах британской промышленности пришли к выводу о необходимости дополнительных специфических стандартов.

В 1975 г был издан стандарт BS 5179, который в течение нескольких лет довольно успешно использовался рядом крупных фирм и в последствии послужил основой для составления весьма эффективных программ по выбору поставщиков и их оценке. Этот стандарт сыграл важную роль в вопросе знакомства компаний с концепцией стандартов качества и обусловил рост общего интереса к ней.

Осознание основными отраслями промышленности важности проблемы качества привело к составлению стандарта с более жесткими указаниями, и в 1979 г был опубликован первый общий стандарт Великобритании – BS 5750, а в 1981 г последовало издание указаний по его использованию. Стандарт BS 5750-79 приняли все основные фирмы-получатели продукции, изменив свои системы в соответствии с ним. Это примечательное событие не прошло незамеченным на международном уровне. Взяв британский стандарт BS 5750-79 за основу, Технический комитет ISO TC 176 в марте 1987 г составил проект группы стандартов ISO серии 9000.

Эти стандарты увидели свет при значительном влиянии Великобритании: опыт, накопленный этой страной в вопросе стандартизации, обеспечил ей влиятельное положение в этой сфере. (Кстати, большой личный вклад в дело стандартизации и сертификации в Великобритании внесла Маргарет Тетчер.) Позже был опубликован Европейский стандарт EN 29000, идентичный ИСО 9000:87, а большинство крупных промышленно развитых стран составили свои собственные национальные стандарты таким образом, что они были технически эквивалентны ИСО 9000:87 или представляли собой их точные копии.

Базой стандартов ИСО серии 9000 стал комплексный подход к управлению качеством – всеобщее управление качеством (Total Quality Management, TQM).

Серия стандартов ИСО 9000:87 включала в себя три основные «модели обеспечения качества»:

-ИСО 9001:87: Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании;

-ИСО 9002:87: Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании;

-ИСО 9003:87: Модель для обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции;

а также словарь терминов в области обеспечения качества ИСО 8402:86. (Российский Госстандарт издал национальные аналоги этих стандартов в 1988 г.)

Следующая версия международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в 1994 г (ИСО 9000:94). В целом, она повторяла структуру версии 1987 г, с устранением и расшифровкой неясных моментов. «Моделей обеспечения качества», обязательных для применения, было по-прежнему три: ИСО 9001:94, ИСО 9002:94 и ИСО 9003:94. Организации, желающие соответствовать требованиям стандартов ИСО 9000, должны были выбрать одну из 3 моделей (отличавшихся только по объему требований), которая наиболее полным образом описывала жизненный цикл выпускаемой ими продукции. Наиболее полной из 3 указанных моделей была ИСО 9001:94.

Вместе с тем, по сравнению со своим предшественником, версия 1994 г являлась гораздо более объемной: теперь в нее входили 24 документа (например, в новой версии содержались различные стандарты для трех разных типов организаций – производственных, компьютерных и исследовательских; все стандарты серии, кроме трех «моделей обеспечения качества», носили рекомендательный характер).

Основной задачей, стоявшей перед разработчиками стандартов ИСО серии 9000, было создание набора требований, по которым возможно определить, способна ли организация-поставщик произвести продукцию в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями. В связи с этим, версия стандартов 1994 года в полной мере ориентировалась на удовлетворение лишь одной из заинтересованных сторон – клиента организации.

-ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. (В России в настоящее время действует как стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2001; представляет собой введение в СМК и словарь терминов.)

-ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования. (В России в настоящее время действует как стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Это базовый стандарт в структуре ИСО. Содержит философию СМК и основывается на понятии «результативность» (способность достигать цель). Устанавливает минимально необходимый набор требований к СМК, выполнение которых необходимо для сертификации – именно по этому стандарту проводится первый аудит компаний, решивших получить сертификат.)

-ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. (В России в настоящее время действует как стандарт ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Содержит более широкие, чем 9001, методические указания и рекомендации по постоянному улучшению деятельности организации, ее эффективности и результативности. Рекомендуется для тех организаций, которые, преследуя цель постоянного улучшения деятельности, желают выйти за рамки требований 9001. Не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов.)

-ИСО 19011:2000. Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды. (В России в настоящее время действует как ГОСТ Р ИСО 19011:2003. Содержит руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и экологического менеджмента, управлению программами аудитов, квалификационные критерии для экспертов-аудиторов.)

-ИСО 10012. Обеспечение качества измерительного оборудования. (В России в настоящее время действует как стандарт ГОСТ Р ИСО 10612. Содержит требования к измерительному оборудованию.)

Госстандарт является национальным членом ISO от России. С 15 августа 2001 г в нашей стране действует аутентичная стандартам ISO 900х:2000 серия отечественных стандартов ГОСТ Р ИСО 900х-2001. По своей сути, ГОСТ является переводом ИСО и имеет очень незначительные непринципиальные отличия от оригинала. Однако, отечественные сертифицирующие организации проводят свои сертификационные аудиты и оформляют сертификаты на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001:2001, а зарубежные организации – свои, по ИСО 9001:2000. Различия заключаются в следующем. В России имеются законодательные решения о необходимости сертификации на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001:2001 (в частности, в соответствии с Постановлением Правительства №113 от 02.02.1998, наличие данного сертификата является одним из условий получения Госзаказа). Однако, наш отечественный сертификат не является действительным за пределами России. Для признания мировым сообществом необходимо сертифицироваться по ИСО 9001:2000, у соответствующего органа, например Bureau Veritas Quality International (BVQI, Франция), SGS (Швейцария), Lloyd's Register Quality Assurance (Великобритания), Det Norske Veritas (DNV, Норвегия), TUV (Германия), ABS Quality Evaluations (США) и др. (сегодня в России представлены все ведущие сертифицирующие организации). Наличие международного сертификата необходимо тем отечественным компаниям, которые производят продукцию на экспорт, и зарубежным партнерам которых нужны гарантии качества. Если же некая организация, скажем, производит продукцию за счет средств госбюджета и отправляет её на экспорт, то ей потребуются оба сертификата.

По сравнению со своими предшественниками 1994 г, серия стандартов ИСО 900х:2000 обладала следующими особенностями:

1.Международная терминология в области качества (словарь 9000:2000) претерпела заметные изменения. По сравнению с прежним словарем 8402:1994 в версии 2000 г было исключено 28 и введено 49 дополнительных терминов. В итоге, словарь 9000:2000 насчитывает 88 ключевых терминов вместо 67. Обновленная терминология, сгруппированная уже не по 4, а по 10 тематическим блокам, стала носить более систематизированный характер.

2.Понятие «обеспечения качества» было исключено, а 3 «модели обеспечения качества» (9001, 9002 и 9003 версии 1994 г) были заменены на «дуэт взаимосвязанных стандартов» 9001 и 9004 версии 2000 г, которые полностью гармонизированы между собой по структуре и содержанию и могут использоваться как совместно, так и раздельно.

3.Стандарты 2000 г являлись менее предписывающими и более гибкими в применении (базовый стандарт для сертификации – только один, 9001:2000).

4.Философия подхода к менеджменту качества была фундаментально изменена – введен процессный подход (именно так в редакции 2000 г нашли свое отражение статистические методы управления качеством Шухарта-Деминга).

5.В структуре стандартов был отчетливо выделен принцип «планируй – действуй – проверяй – корректируй» (цикл PDCA).

6.Системной основой новой версии стали 8 принципов менеджмента качества:

· ориентация на потребителя;

· лидерство руководителей;

· вовлечение работников;

· процессный подход;

· системный подход к менеджменту;

· постоянное улучшение;

· принятие решений, основанное на фактах;

· взаимовыгодные отношения с поставщиками.

7.Количество обязательных документированных процедур сократилось с 20 до 6:

· управление документацией;

· управление записями;

· внутренние аудиты;

· управление несоответствующей продукцией;

· корректирующие действия;

· предупреждающие действия.

8.Полностью изменилась структура стандарта 9001:2000: вместо «жесткого» деления требований на 20 элементов введены 5 основных разделов:

· «Система менеджмента качества»;

· «Ответственность руководства»;

· «Менеджмент ресурсов»;

· «Процессы жизненного цикла продукции»;

· «Измерение, анализ и улучшение».

Также, в стандарт 9001:2000 включены следующие новые требования:

· непрерывное улучшение;

· возрастающая роль высшего руководства;

· рассмотрение законодательных и нормативно-правовых требований;

· установление целей, которые могут быть измерены;

· мониторинг информации, свидетельствующей об удовлетворенности потребителя;

· возрастающее внимание к ресурсам;

· определение эффективности обучения;

· измерения, относящиеся к системе, процессам и продукции;

· анализ данных, свидетельствующих о степени выполнения своих функций системой менеджмента качества.

9.В стандарты 9001:2000 и 9004:2000 заложена полная совместимость со стандартами других систем, в частности, с ИСО 14001 и 14004, регламентирующими системы управления охраной окружающей среды.

В 2003 г был обновлен отечественный стандарт ГОСТ Р ИСО 19011 «Руководящие указания по проведению аудитов систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента» (ГОСТ Р ИСО 19011-2003). В 2005 г был обновлен словарь ИСО серии 9000 (ИСО 9000:2005).

15 ноября 2008 г была опубликована новая официальная версия стандарта ИСО 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» (ИСО 9001:2008). Внесенные в нее изменения, в целом незначительные, касаются ответственности организаций в случае использования аутсорсинга; деятельности организаций по сопровождению поставок (гарантийное и сервисное обслуживание, вторичная переработка, утилизация); вопросов сохранности продукции; управлению конфигурацией компьютерного программного обеспечения и защите и восстановлению информации; работы с несоответствующей продукцией.

На сегодняшний день действующими (актуальными) являются следующие версии основных международных стандартов ИСО серии 9000:

· ИСО 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

· ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования».

· ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».

Ныне стандарты ИСО 9000 приняты в качестве национальных во многих странах мира (с начала восьмидесятых число таких стран возросло с 90 до более чем 150). На Западе бум ISO 9000 пришелся на конец 1990-х. Сейчас в США и Западной Европе сертифицировано более 80% компаний. В Китае число таких предприятий уже превысило отметку 40%. Во всем мире (включая Россию) по состоянию на апрель 2006 г стандарт ИСО серии 9000 применило более миллиона предприятий, в том числе примерно 700 тысяч из них сертифицировано по стандарту ИСО 9001:2000. Каждый месяц количество сертифицированных компаний во всех странах-участницах процесса увеличивается на 5-8 тысяч.

Первое российское предприятие прошло процедуру международной сертификации в 1993 году. По некоторым данным, количество сертифицированных (как по международному, так и по отечественному вариантам) предприятий России сегодня превышает 50 тысяч.

2. Понятие и сущность качества транспортной продукции.

Продукция транспорта понимается под формой деятельно­сти работников транспорта с использованием наличных транс­портных ресурсов, которая материализуется в законченных перевозках. Сущность любой продукции определяется ее по­лезностью. Так как продукция транспорта, т.е. перевозка, по­лезна для пользователей не как вещь, а как деятельность, к ней применимо понятие услуги. Это относится как к грузовым, так и к пассажирским перевозкам.

Транспортная услуга может быть определена как транспорт­ный товар. Единица транспортного товара — это целостный обособленный процесс или отдельная и законченная перевоз­ка, которая может быть охарактеризована рядом признаков, от­личающих один товар от другого.

При грузовых перевозках материальным носителем едини­цы транспортной продукции является грузовая отправка или партия груза, оформленная одним перевозочным документом и следующая на определенное расстояние. Поэтому объем транс­портной продукции в натуральном выражении измеряется ко­личеством перевезенных тонн и тонно-километрами полезной транспортной работы.

В пассажирском сообщении материальным носителем еди­ницы перевозки является отдельный пассажир, а объем транс­портной продукции измеряется числом перевезенных пассажи­ров и выполненных пассажиро-километров.

Определение транспортной продукции только количеством отправленных или перевезенных тонн груза или пассажиров является неточным. В отличительные характеристики нату­ральной единицы продукции транспорта должно входить и рас­стояние перевозки. Перевозка 100 т груза одним перевозчиком и такого же количества другим вовсе не означает, что они оба

«произвели» одинаковое количество транспортной продукции. Это можно установить, только зная расстояние перевозки в километрах. Поэтому более точными натуральными измерите­лями продукции транспорта являются тонно-километры и пассажиро-километры. Правда, целесообразно к учету принимать только оптимальные (общественно-необходимые) т-км, т.е. рассчитанные по кратчайшему расстоянию перевозки (кроме специально оговоренных случаев).

Отличительными особенностями транспортной продукции являются также ее качественные характеристики. Они суще­ственно различаются для грузовых и пассажирских перевоз­ок. Если при перевозках грузов качество транспортной услуги определяется скоростью, сохранностью доставки уровнем и комплексностью транспортного обслуживания грузовладельцев в начальном и конечном пунктах перевозки, то при перевозках пассажиров преимущественное значение имеют показатели комфортности обслуживания не только в пунктах отправле­ния и прибытия, но и в пути следования, т.е. в салонах вагонов, автобусах, самолетов и судов, удобство расписания движения транспортных средств, безопасность, время перемещения и др.

Безусловно, важной стороной характеристики транспортной продукции является ее цена, т.е. тариф за перевозку. Уровень оплаты за перевозку и качество транспортной услуги оказывают решающее влияние на конкурентоспособность того или иного вида транспорта.

Транспортная продукция характеризуется также целым ря­дом технологических признаков организации перевозочного процесса. По грузовым перевозкам это виды сообщений (пря­мое, местное, смешанное), категории отправки (подвагонные, судовые, маршрутные, мелкие, контейнерные, контрейлер­ные), режим скорости, каботажное и заграничное плавание и др. В пассажирском сообщении выделяют дальние, местные, пригородные, междугородние, внутренние и международные перевозки, обычные пассажирские, скорые и фирменные по­езда, регулярные рейсовые и разовые (чартерные) перевозки, туристические и экскурсионные поездки и др.

Особенности транспортного рынка определяются особен­ностями продукции транспорта и удовлетворяемых ею потреб­ностей, а также особенностями производителей и потребителей транспортной продукции.

К этим особенностям можно отнести:

· всеобщность и массовость транспортного рынка;

· невещественный характер транспортной продукции — услуги;

· пространственная разъединенность полигонов реализа­ции транспортных услуг, их не взаимозаменяемость и ограни­ченность конкуренции на транспортном рынке;

· необходимость государственного регулирования транс­портного рынка.

Всеобщность и массовость транспортного рынка вытекает из роли транспорта в обществе. Транспортный рынок являет­ся частью рынка услуг, однако по грузовым перевозкам он уча­ствует непосредственно в продолжении процесса производства в сфере обращения материальных ресурсов, т.е. является как бы частью рынка товаров производственно-технического назначе­ния. В цене потребления почти любой продукции присутству­ет часть транспортных затрат, при пассажирских перевозках он обеспечивает рынок потребительских товаров, так как пасса­жиры относятся к пользованию транспортом также, как и к лю­бому иному товару потребительского назначения. Кроме того, транспорт имеет большое стратегическое значение для обороны страны. Практически нет такой сферы экономики и жизнедея­тельности человека, где бы не использовался транспорт. Все это налагает особую ответственность на работников транспорта по обеспечению качества транспортного обслуживания, оптими­зации транспортного фактора в стоимости товаров и услуг.

Невещественный характер продукции транспортного рынка определяется известными особенностями всякой услуги, кото­рые отмечались нами ранее: неосязаемостью, несохраняемос­тью, не взаимозаменяемостью, неотделимостью от источника и непостоянством по качеству. Это означает, что к продукции транспорта трудно применить известные стандарты качества физического объекта, нужен особый подход к определению жизненного цикла товара-услуги.

Неосязаемость транспортной услуги означает, что у нее от­сутствует в прямом смысле дизайн и упаковка, ее нельзя по­трогать как вещь. Несохраняемость этой услуги означает не­возможность отложить ее в запас. Совпадение процессов про­изводства и потребления транспортной продукции приводит к невозможности, в отличие от других товаров, разрыва между процессами производства и реализации, что свидетельствует о неотделимости транспортной услуги от источника, т.е. от тех­нических средств и работников транспорта. Привязанность транспортной услуги к пространству и времени ограничивает ее взаимозаменяемость. Потребность в перевозке на Дальнево­сточной железной дороге, например, не может быть заменена перевозкой на Московской. Транспортная услуга непостоянна по качеству, так как оно может быть разным при выполнении перевозок одним и тем же перевозчиком в разное время. Эти особенности оказывают большое влияние на характер и струк­туру транспортного рынка, существенно отличающихся от рын­ка физических товаров.

Пространственная разъединенность полигонов реализа­ции транспортных услуг, их взаимонезаменяемость приводят к ограничению внутриотраслевой конкуренции на отдельных видах транспорта (например, на железнодорожном), предпо­чтению взаимодействия различных элементов транспортной системы страны.

Роль того или иного вида транспорта на транспортном рынке зависит от их универсальности, производительности, размеще­ния коммуникаций, уровня технической оснащенности, про­возной и пропускной способности. Эти показатели характери­зуют предложение услуг на транспортном рынке. Так как разные виды транспорта или отдельные транспортные предприятия мо­гут по-разному удовлетворять спрос клиентуры, оказывая услу­ги, то реально на транспортном рынке существует конкуренция преимущественно между видами транспорта. Эта конкуренция часто является олигопольной с большой чувствительностью к маркетинговым стратегиям видов транспорта. В ряде случаев отдельные виды транспорта являются естественной монополи­ей (железнодорожный, трубопроводный и др.). На автомобиль­ном и воздушном транспорте, менее привязанных к наземному пути и другим постоянным устройствам, существует и внутрио­траслевая конкуренция между транспортными предприятиями. Вместе с тем пользователь транспорта обычно отдает предпо­чтение доставке грузов по схеме «от двери до двери». Маги­стральные виды транспорта (кроме автомобильного) это могут сделать наиболее эффективно, только взаимодействуя друг с другом на основе организации смешанных, интермодальных и мультимодальных перевозок. Это можно видеть на примере организации так называемых транспортных коридоров, когда основную часть перевозки выполняют железные дороги, а на концах маршрута используется автомобильный и другие виды транспорта. Взаимодействие и кооперация видов транспорта отвечают интересам клиентуры и обеспечивают эффективность работы транспортной системы страны.

Необходимость государственного регулирования транспорт­ного рынка вызывается особенностями функционирования и развития отдельных видов транспорта в интересах обществен­ной безопасности и обеспечения эффективности националь­ной экономики. Объективным основанием такого регулирова­ния являются следующие обстоятельства:

во-первых, это связано с необходимостью защиты экологии страны, так как транспорт, особенно автомобильный, является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды. Не­обходим также государственный контроль за эксплуатацией транспортных средств в интересах общественной безопасности (ГИБДД, транспортная инспекция и т.п.);

во-вторых, необходимо регулирование естественного моно­полизма отдельных видов транспорта со стороны государства в целях обеспечения конкуренции и стимулирования хозяй­ственного развития, социальной защиты граждан;

в-третьих, необходима выработка общей транспортной и ин­вестиционной политики государства для равномерного и экономически целесообразного развития отдельных видов транс­порта в стране;

в-четвертых, необходимо государственное вмешательство в регулирование транспортного рынка и тарифов для защиты национальных интересов, так как затраты общества на функ­ционирование и развитие транспорта очень велики. Транспорт является одной из самых капиталоемких отраслей экономики.

Следует также учитывать, что международное взаимодей­ствие транспортных предприятий часто требует межгосудар­ственных соглашений на правительственном уровне.

Вместе с тем речь не идет о всеобщей централизации управ­ления и ужесточении контроля за транспортным рынком. Не­обходима выработка разумных пределов государственного кон­троля и регулирования на транспорте через экономические и правовые нормы (кредиты, субвенции, инвестиции, налоги, лицензии, сертификации услуг и т.п.). В большинстве случаев дорогостоящая инфраструктура транспорта (железнодорожные линии, автодорожные магистрали, порты, аэродромы) должны находиться в государственной собственности. В определенных кризисных условиях государство полностью контролирует ра­боту отдельных видов транспорта (например, железнодорожно­го), являющихся основными перевозчиками в нашей стране.

Критериями уровня государственного регулирования на транспорте должны стать эффективность и качество транс­портного обслуживания потребителей при сравнении различ­ных форм собственности на транспорте, обеспечение стимули­рующей роли транспорта в развитии экономики и социальной жизни общества.

Задача №1.

Производством якорей тяговых электродвигателей (ТЭД) в базовом периоде занимаются три завода: А, Б, В . Качество выпускаемых якорей ТЭД у трех заводов одинаковое.

Исходные данные
Доля рынка предприятия, %, в базовом периоде
А 25
Б 35
В 40
Емкость рынка, шт 12000
Себестоимость производства якоря ТЭД, руб., завода
А 3500
Б 3200
В 3400
Рыночная цена якоря ТЭД для всех заводов в базовом периоде, руб. 4000

Требуется:

1. Определить объем выпуска (продаж) якорей ТЭД в базовом периоде по каждому из трёх заводов.

2. Определить доходы, расходы, прибыль, рентабельность производства якорей ТЭД по всем заводам.

3. Сравнить полученные в результате расчетов данные между предприятиями и сделать выводы.

Решение:

1. Определим объем продаж по каждому заводу путем умножения соответствующей доли рынка, которую занимал завод на емкость рынка:

,

где Е- емкость рынка,

- доля завода на рынке.

А шт.

Б шт.

В шт.

2. Определим доход фирмы: произведение объёма продаж на рыночную цену якоря ТЭД:

,

где - объем продаж (производства) завода;

Ц – цена продажи якоря ТЭД.

А руб.

Б руб.

В руб.

3.Определим затраты на весь объем выпускаемой продукции по формуле:

,

где - объем продаж якорей ТЭД;

-себестоимость якорей ТЭД.

А руб.

Б руб.

В руб.

4. Определим прибыльот производства якорей ТЭД из выражения:

П=Д-З,

где Д – доход от продаж якорей ТЭД;

З – общие затраты на их производство.

А П=12000000-10500000=1500000 руб.

Б П=16800000-13440000=3360000 руб.

В П=19200000-16320000=2880000 руб.

5. Определим уровень рентабельности по каждому заводу по формуле:

,

где П – прибыль от производства якорей ТЭД;

З – общие затраты на их производство.

А

Б

В

Вывод: При большем объеме продаж, у предприятия Б повышается прибыль, и возрастает уровень рентабельности по сравнению с другими предприятиями.

Задача №2.

Для улучшения качества якорей ТЭД предприятиеБ в плановом периоде внедряет новую технологию их ремонта. При внедрении новой технологии производства на заводе Б требуется увеличить дополнительные текущие издержки и единовременные затраты. Освоение единовременных капитальных вложений осуществлено в течении трех лет, в первый год -20%, второй год -35%, третий год -45% от общей суммы единовременных затрат.

Требуется:

1. Определить приведенные затраты, дополнительные, капитальные вложения на один якорь ТЭД, амортизационные, дополнительные, текущие издержки.

2. себестоимость производства якоря ТЭД по новой технологии, цену якоря, цену якоря с учетом экономического эффекта в сфере эксплуатации.

3. Определить экономический эффект от применения новой технологии на один якорь ТЭД на весь выпускаемый объем за весь расчетный период в сфере эксплуатации.

4. Сделать выводы и предложения по полученным результатам.

Исходные данные.

Единовременные кап. вложения по внедрению новой технологии, тыс. руб. 180
Срок службы основных средств, лет 15
Увеличение трудоемкости по герметизации якоря ТЭД, чел.ч. 5
Дополнительная увеличения мат. затрат на один якорь ТЭД по его герметизации, руб. 68
Среднемесячная зар. плата рабочего по герметизации якоря ТЭД, руб. 4900

Решение:

1.Определим дополнительные капитальные вложения на один якорь ТЭД по новой технологии из выражения:

где - капитальные затраты;

– объем продаж якорей ТЭД завода Б.

Таблица № 1

Расчет приведенных затрат.

Год, предшествующий расчетному Капитальные вложения, тыс. руб. Коэффициент приведения Приведенные затраты, тыс. руб.
2 36 1,21 43,56
1 63 1,1 69,3
0 81 1,0 85
ИТОГО: 180 197,86

руб.

2. Определим дополнительные амортизационные отчисления из выражения:

,

где р - норма амортизационные отчисления, табл. величина.

руб.

3.Определим дополнительные текущие издержки для производства якоря ТЭД по новой технологии из выражения:

,

где - Среднемесячная зар. плата рабочего по герметизации якоря ТЭД, руб.;

t – трудоемкость работ по герметизации обмоток якоря ТЭД, чел.ч.;

169,2 – среднемесячная норма рабочих часов;

Кд, Кс – коэффициенты отчисления на оплату труда за непроработанное время и социальные нужды; Кд =1,1, Кс= 1,267.

руб.

4. Определим себестоимость производства якоря ТЭД по новой технологии из выражения:

Сн=Сб+

где Сб- себестоимость производства якоря ТЭД по базовой технологии;

- дополнительные текущие издержки производства якоря ТЭД

Сн=3200+270,43=3470,43 руб.

5. Определим цену якоря ТЭД по новой технологии из выражения:

,

где Сб- себестоимость производства якоря ТЭД по базовой технологии;

Сн - себестоимость производства якоря ТЭД по новой технологии;

Rб –рентабельность выпуска якоря ТЭД по базовой технологии.

руб.

6. Определим экономический эффект от применения производства ТЭД по новой технологии в сфере эксплуатации из расчета на один якорь ТЭД из выражения:

где - затраты эксплуатанта якорей ТЭД по базовой технологии, приведенные к расчетному году;

- затраты эксплуатанта якорей ТЭД по новой технологии, приведенные к расчетному году.

руб.

руб.

руб.

Экономический эффект от новых технологий составил 764,41 руб. из расчета на один якорь.

7. Определим экономический эффект от применения новой технологии на один якорь ТЭД по новой технологии в сфере эксплуатации за 11 лет:

тыс. руб.

8. Для заинтересованности завода в замене базовой технологии новой, необходимо часть экономического эффекта в сфере эксплуатации (например 50%), включить в цену производства якоря ТЭД.

Цена производства якоря с учетом экономического эффекта в сфере эксплуатации определяют из выражения:

где - цена производства якоря без учетом экономического эффекта в сфере эксплуатации;

- экономический эффект от внедрения новой технологии в сфере эксплуатации одного якоря.

руб.

Вывод: после внедрения новой технологии для уменьшения цены якоря ТЭД и работы предприятия с экономическим эффектом цена якоря ТЭД составила 4382,21 руб., что больше плановой цены всего на 382,21 руб., а ремонт его будет производиться не через 6 лет, а через 11 лет, что экономически выгодно.

Задача №3.

Улучшение качества продукции на заводе Б , позволяет ему увеличить долю на рынке в плановом периоде.

Требуется:

1. Определить объем продаж якорей ТЭД по каждому из трёх заводов при условии, что емкость рынка осталась прежней.

Исходные данные.

Доля рынка предприятия, % в плановом периоде
А 20
Б 50
В 30

2.Определить расходы, доходы, прибыль, рентабельность производства якорей ТЭД по все заводам при условии:

· что себестоимость и цена якоря ТЭД по всем трем заводам осталась на уровне базового периода;

· цена якоря ТЭД в плановом периоде составит (данные задачи №2);

· рыночная цена якоря ТЭД в плановом периоде составит (данные задачи №2);

3.Сопоставить полученные результаты между собой, сделать выводы и изложить свои предложения по стратегии завода.

Решение:

1.1. Определим объем продаж по каждому заводу умножением соответствующей доли рынка, которую занимал завод на емкость рынка, т.е.

,

где Е- емкость рынка, - доля завода на рынке.

А шт.

Б шт.

В шт.

1.2. Определим доход фирмы по формуле:

,

где - объем продаж (производства) завода;

Ц – цена продажи якоря ТЭД.

А руб.

Б руб.

В руб.

Это доход заводов при цене якоря ТЭД (рыночная цена) в базовом периоде.

1.3. Определим затраты на весь объем выпускаемой продукции в базовом периоде определить по формуле:

,

где - объем продаж якорей ТЭД;

-себестоимость якорей ТЭД.

А руб.

Б руб.

В руб.

1.4. Определим прибыльот производства якорей ТЭД в базовом периоде из выражения:

П=Д-З,

где Д – доход от продаж якорей ТЭД;

З – общие затраты на их производство.

А П=9600000-8400000=1200000 руб.

Б П=24000000-19200000=4800000 руб.

В П=14400000-12240000=2160000 руб.

1.5. Определим уровень рентабельности по каждому заводу в базовом периоде по формуле:

,

где П – прибыль от производства якорей ТЭД;

З – общие затраты на их производство.

А

Б

В

2.1. Чтобы определитьрасходы, доходы, прибыль, рентабельность при цене якоря ТЭД по новой технологии определим себестоимость и цену якоря ТЭД при новой технологии:

а) Себестоимость производства якоря ТЭД по новой технологии определяется из выражения:

Сн=Сб+

где Сб- себестоимость производства якоря ТЭД по базовой технологии;

- дополнительные текущие издержки производства якоря ТЭД.

А Сн=3500+270,43=3770,43 руб.

Б Сн=3200+270,43=3470,43 руб.

В Сн=3400+270,43=3670,43 руб.

б) Цена якоря ТЭД по новой технологии определяется из выражения:

,

где Сб- себестоимость производства якоря ТЭД по базовой технологии;

Сн - себестоимость производства якоря ТЭД по новой технологии;

Rб –рентабельность выпуска якоря ТЭД по базовой технологии.

А руб.

Б руб.

В руб.

2.2. Доход фирмы определяется произведением объёма продаж на цену якоря ТЭД при новых технологиях:

,

где - объем продаж (производства) завода;

Ц – цена продажи якоря ТЭД.

А руб.

Б руб.

В руб.

2.3. Затраты на весь объем выпускаемой продукции при новых технологиях определяется по формуле:

,

где - объем продаж якорей ТЭД;

-себестоимость якорей ТЭД по новой технологии.

А руб.

Б руб.

В руб.

2.4. Прибыльот производства якорей ТЭД при новых технологиях, определяется из выражения:

Пн=Дн-Зн,

где Дн – доход от продаж якорей ТЭД при новых технологиях;

Зн - затраты на весь объем выпускаемой продукции при новых технологиях.

А Пн=10249392-9049032=1200360 руб.

Б Пн=25622580-20822580=4800000 руб.

В Пн=15373908-13213548=2160360 руб.

2.5. Уровень рентабельности по каждому заводу при новых технологиях в течении одного года определяется по формуле:

А

Б

В

3.1. Чтобы определитьрасходы, доходы, прибыль, рентабельность при цене якоря ТЭД учитывая новый экономический эффект нужно найти:

а)Экономический эффект от применения новых технологий в периоде между кап. Ремонтом увеличится с 5 до 10 лет. При базовой технологии якоря за 10 лет проходил 2 кап. Ремонта, стоимость которых равна стоимости его производства. Наработка на отказ составляет в среднем 6 лет.

где - затраты эксплуатанта якорей ТЭД по базовой технологии;

- затраты эксплуатанта якорей ТЭД по новой технологии.

А руб.

руб.

руб.

Б руб.

руб.

руб.

В руб.

руб.

руб.

Экономический эффект от новых технологий учетом экономического эффекта составил для заводов: А – 764,43 руб., Б – 764,41 руб., В – 764,42 руб. из расчета на один якорь.

б)Цена производства якоря ТЭД с учетом экономического эффекта (например 50%) составила:

,

А руб.

Б руб.

В руб.

3.2. Доход фирмы определяется произведением объёма продаж на цену якоря ТЭД при новых технологиях с экономическим эффектом т.е.

,

где - объем продаж (производства) завода;

– цена продажи якоря ТЭД по новой технологии с экономическим эффектом.

А руб.

Б руб.

В руб.

3.3. Затраты на весь объем выпускаемой продукции при новых технологиях с экономическим эффектом определить по формуле:

, .

Себестоимость остается прежней, как при затратах на производство якоря ТЭД по новой технологии.

3.4. Прибыльот производства якорей ТЭД при новых технологиях с экономическим эффектом, определяется из выражения:

где – доход от продаж якорей ТЭД при новых технологиях с экономическим эффектом.

А руб.

Б руб.

В руб.

3.5. Уровень рентабельности по каждому заводу при новых технологиях с экономическим эффектом в течении одного года определяется по формуле:

А

Б

В

Уровень рентабельности от новых технологий учетом экономического эффекта составил для заводов: А – 23,40%, Б – 34,06%, В – 26,76%.

Таблица №2

Объем продаж якорей ТЭД ( ) шт.
А=2400шт. Б=6000шт. В=3600шт.
Базовый период Базовый период с применением новых технологий Базовый период с применением новых технологий и учетом экономического эффекта
ДОХОД (руб.)
А 9600000 10254984 11172792
Б 24000000 25636560 27931020
В 14400000 15382296 16759008
ЗАТРАТЫ(руб.)
А 8400000 9054624 9054624
Б 19200000 20836560 20836560
В 12240000 13221936 13221936
ПРИБЫЛЬ (руб.)
А 1200000 1200360 2118168
Б 4800000 4800000 7094460
В 2160000 2160360 3537072
УРОВЕНЬ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ (%)
А 14,29 13,26 23,40
Б 25 23,04 34,06
В 17,65 16,34 26,76

Вывод: согласно сопоставленным данным видно, что применение новых технологий при производстве якоря ТЭД в краткосрочном периоде не дает экономических результатов, даже наоборот, выпуск якоря ТЭД по рентабельности ниже, чем при базовой технологии. Но при долгосрочном использовании новых технологий и увеличении периода между капитальными ремонтами с 6 до 11 лет, рентабельность резко возрастает. Заводы должны работать с применением новых технологий и учетом экономического эффекта.

Задача № 4.

После реконструкции участка пути отделения железной дороги техническая скорость изменилась с км/ч до км/ч.

Требуется определить:

1.Сокращение стоимости грузовой массы в пути в результате увеличения скорости доставки грузов по магистрали.

2.Экономию капитальных вложений в вагонный парк.

3.Экономию капитальных вложений в локомотивный парк.

4.Выбрать вариант реконструкции путевого хозяйства участка отделения дороги и сделать выводы.

Исходные данные:

Техническая скорость прохождения поезда по участку , км/ч:
до реконструкции пути 39
после реконструкции пути 42
Количество пар грузовых поездов в пути N ; пар поездов 20
Состав поездов, вагонов m; вагонов 70
Динамическая нагрузка на вагон рабочего парка ; т 30,5
Эксплуатационная длина участка L; км 360
Цена 1 т перевозимого груза ; тыс. руб. 5000
Средняя цена грузового вагона ; тыс. руб. 1800
Средняя цена грузового локомотива ; тыс. руб. 28000

Решение:

1.Определяем стоимость грузовой массы в пути следования до ( ) и после реконструкции ( ) по формуле:

,

где N – количество пар грузовых поездов в пути;

m – состав поездов, вагонов;

- динамическая нагрузка на вагон рабочего парка Т;

L – эксплуатационная длина участка, км;

, - техническая скорость соответственно до и после улучшения верхнего строения пути, км/ч;

- цена 1 т перевозимого груза, тыс. руб.

руб.

руб.

Определяем экономию грузовой массы в пути:

,

2.Определяем экономию капитальных вложений в вагоны рабочего парка:

,

где - средняя цена грузового вагона, тыс. руб.

руб.

3.Определяем экономию капитальных вложений в тяговые локомотивы:

,

где - средняя цена грузового локомотива, тыс. руб.

руб.

Вывод: после улучшения верхнего строения пути увеличивается техническая скорость прохождения поезда по участку отделения железной дороги. В результате чего улучшается качество транспортной продукции – время, скорость доставки грузов и степень их сохранности, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность транспортного обслуживания.

Для этого проведем капитальный ремонт пути по новым технологиям, включающий в себя замену деревянной путевой решетки на железобетонную. Вместо деревянных шпал укладывается бесстыковой путь с железобетонными шпалами. Длина рельсовых «плетей» от 800 м. до 2,5 км. Это улучшает сохранность подвижного состава, упрощает обслуживание.

Ликвидация негабаритных мест; шлифование поверхности катания рельса; вынос стрелочных переводов из кривых участков на линиях скоростного движения; восстановление водоотводов и дренажей и устройство новых при изменении в процессе эксплуатации гидрологической ситуации.

Список использованной литературы.

1. ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Издательство стандартов, 2006.

2. ГОСТ Р ИСО 9004 – 2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Издательство стандартов, 2006.

3. Абрамов А.П., Галабурда В.Г., Иванова Е.А. Маркетинг на транспорте./Учеб. – М.: Желдориздат, 2004.

4. Гуторова И.А. Стандартизация. Метрология. Сертификация: Учебно-практическое пособие. – М.: ПРИОР, 2001.

5. Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие. – Таганрог: ТРТУ, 2004.

6. Серин С.А. Управление качеством транспортной продукции. – М.: РГОТУПС, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  399  400  401   ..