Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13   ..

 

 

Характеристика рынка труда в Республике Беларусь

Характеристика рынка труда в Республике Беларусь

ВВЕДЕНИЕ

1. Кейнсианская политика

2.2. Законодательные и финансовые меры государства


2.2.1. Прямое стимулирование занятости

3. Гибкая система занятости

Рисунок 1.1 - Активные формы регулирования занятости в развитых странах

В некоторых государствах за каждого принятого ученика предприятия получают единовременные выплаты. В ряде стран (Франция, Бельгия, Италия) предприятиям, организовавшим ученичество молодежи, снижается размер взносов в систему социального обеспечения, а в ряде случаев они полностью освобождаются от этих взносов. Разрабатываются специальные программы обучения молодежи. В США принят закон о совместной подготовке рабочей силы, во Франции – закон о непрерывном образовании, в Италии – закон о занятости молодежи. Во многих странах осуществляется и внутрифирменная подготовка специалистов (из контингента молодежи, не имеющей достаточного образовательного уровня для поступления в традиционные высшие учебные заведения, готовятся категории узкоспециализированных инженеров).

Другим направлением государственного регулирования рынка труда являются законодательные и финансовые меры, направленные на ограничение роста безработицы.

Прямое стимулирование занятости включает в себя:

- программы общественных работ;

- создание рабочих мест для молодежи. Например, в США многие фирмы заключают контракты с будущими выпускниками колледжей и университетов. Это позволяет учащимся целенаправленно готовить к будущей трудовой Деятельности, а предприятиям получать специалистов именно с той подготовкой, которая им необходима. Во Франции учащиеся еще до окончания школы могут через агентство занятости подыскать себе рабочее место. Наибольшее распространение эта форма стимулирования занятости получила в странах с низким уровнем безработицы;

- специальные программы трудоустройства для работающих женщин с низкой квалификацией (наибольшее распространение получили в США);

- полное или частичное субсидирование рабочих мест на частных предприятиях или снижение для них социальных налогов. Так, в Германии при приеме на работу долговременных безработных предприятиям полагаются субсидии. Во Франции за каждого принятого неквалифицированного рабочего выплачиваются единовременные дотации, а за каждого дополнительного принятого работника в возрасте 16-26 лет предоставляются налоговые льготы;

- организация на предприятии курсов профподготовки, частично субсидируемых государством. В случае найма и обучения молодежи 16-18 лет без полного среднего образования государственные органы Великобритании, Италии, Швеции покрывают 80% издержек предприятий;

- рост государственных капиталовложений в экономику с целью существенной структурной перестройки ее отраслей. Данная мера особо характерна для Японии. В этой стране в послевоенный период происходила крупная перестройка экономики: сначала шло преимущественное развитие текстильной промышленности, затем – судостроительной, сталелитейной, автомобилестроительной, электронной, сферы услуг. Благодаря внутрифирменной мобильности эта перестройка не сопровождалась значительным высвобождением рабочей силы.

Меры косвенного воздействия на рост занятости включают в себя: инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей через дешевый кредит для частных капиталовложений, через механизм государственной банковской системы, а также за счет изменений в системе налогообложения. Наибольшее распространение эти меры получили в Австрии [20, с. 11].

Меры по сокращению предложения на рынке труда включают в себя:

- ограничение женщинам доступа на рынок труда (Швейцария);

- увеличение продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков (Германия);

- увеличение продолжительности отпуска по уходу за ребенком (Бельгия);

- снижение границы пенсионного возраста (Бельгия, Германия);

- использование гибких режимов рабочего времени. В Бельгии с 1979 г. действует закон о 38-часовой рабочей неделе; используется принцип сокращения рабочего времени на 5% и заработной платы на 3 % для увеличения занятости на 3%. В Германии предприниматели по согласованию с профсоюзами (без участия государства) могут устанавливать 40, 39 или 35-часовую рабочую неделю. В ряде стран используется увеличение занятости путем введения неполной рабочей недели с сохранением всех социальных прав.

Конверсия оборонных предприятий. Реорганизация оборонных заводов в гражданские ведет к росту рабочих мест.

Содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса (Франция, Великобритания, США, Швеция и другие страны). Финансовая помощь мелкому предпринимательству включается в специальные программы занятости. В Англии, например, при поддержке муниципальных властей безработные могут основать собственное дело либо в виде микрофирмы, либо предприятий третьего сектора. Микрофирмы – это традиционные частные мелкие предприятия, обслуживающие местный рынок, предприятия третьего сектора – предприятия кооперативного типа, созданные лицами местной общины с помощью либо фондов взаимопонимания, либо пожертвований неправительственных организаций. Нередко организации мелкого бизнеса становятся подсобными предприятиями крупной фирмы. Мелкие предприниматели имеют льготные кредиты. Широко распространено страхование малого бизнеса.

Среди стран, применяющих активную политику занятости, Швеция характеризуется наименьшим уровнем безработицы. Швеция принимает те же программы содействия полной занятости, что и другие страны: обучение рабочей силы, мобильность, мероприятия по созданию новых рабочих мест, субсидии по занятости, общественные работы и меры по созданию рабочих мест для молодежи. Но в отличие от других стран масштабы названных программ гораздо шире. На различные программы по развитию рынка рабочей силы Швеция тратит почти 1,8% валового национального продукта, что в 7 раз больше, чем в США, и в 9 раз больше, чем в Японии.

Всю совокупность мероприятий по активному регулированию рынка труда можно объединить в две укрупненные группы: повышающие и снижающие уровень занятости.

В зависимости от политики государства и компаний на рынке труда затраты на отдельные виды активной политики занятости различаются по странам (таблица 1.1) [21, с. 3].

Пассивная политика занятости предусматривает два подхода к организации материальной помощи безработным: создание систем социального страхования и вспомоществования.

Первые системы помощи безработным были созданы еще в конце XIX и начале XX века. В Великобритании и Италии в системе страхования по безработице предусматривается выплата единых пособий, что не характерно для систем вспомоществования. В тоже время созданы системы вспомоществования по безработице, предполагающие выплату пособия пропорционально прежним заработкам безработного, хотя и в меньших размерах, чем пособие из фондов страхования по безработице (Австрия, Нидерланды, Германия). В некоторых странах (Финляндия) пособия из фондов страхования и из фондов вспомоществования могут выплачиваться одновременно. В ряде государств (Франция) пособия вспомоществования выплачиваются после окончания других выплат.

Таблица 1.1 - Удельный вес затрат на активную политику занятости, %

Страны

Служба занятости

Профподготовка

Субсидии

Создание рабочих мест

Прочее

Австралия

27

23

8

18

24

Австрия

35

32

5

8

19

Великобритания

40

25

0

2

34

Германия

21

37

5

23

26

Голландия

16

15

1

8

59

Испания

13

49

17

7

15

Канада

34

57

0

4

5

Норвегия

13

17

7

10

53

США

35

20

5

5

35

Франция

14

38

4

11

33

Швеция

9

26

9

18

38

Швейцария

21

17

2

17

43

Япония

27

27

45

0

0

Системы страхования по безработице действуют более чем в 80% развитых стран с рыночной экономикой.

Размер пособия по безработице колеблется от 40 до 80% от заработка (во Франции – 40%, в США – 50%, в Канаде – 60%, в Японии – 60-80%). В ряде стран устанавливаются твердые размеры пособий. Продолжительность выплаты пособия зависит от накопленного страхового фонда и в большинстве промышленно развитых стран колеблется от 6 месяцев до одного года. Так, в США минимальный срок не превышает 7,5 месяца, в Японии – 11 месяцев. Особенно тщательно разработаны условия выплаты пособий в Германии. В частности, чтобы получать в течение четырех месяцев пособие, нужно иметь как минимум трехлетний трудовой стаж и в течение года делать отчисления в личный фонд по безработице.

Наряду с государственным страхованием в ряде стран существует и частное. Так, в США частное, или «производственное», страхование производится непосредственно в организациях и финансируется бизнесом.

Рассмотренные зарубежные модели рынков труда не являются статичными, неизменяемыми и зависят от многих обстоятельств внутреннего и внешнего порядка, прежде всего уровня социально-экономического развития страны, степени развитости рыночных отношений и частной формы собственности, уровня вмешательства государства в регулирование социально-трудовых процессов.

Таким образом, каждая из моделей рынка труда имеет свою специфику и особенности, но их исследование представляет интерес с точки зрения возможности использования зарубежного опыта регулирования рынка труда применительно к условиям развития Республики Беларусь и, в частности, для разработки предложений по повышению эффективности политики занятости населения в нашей стране [21, с. 5].

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЕГО ДИНАМИКУ

2.1 Состояние рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе

Как известно, уровень занятости населения в любом государстве подвержен влиянию изменения деловой активности, экономических кризисов и спадов, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации экономики.

Республика Беларусь обладает значительным трудовым потенциалом, формирование которого предопределяется динамикой численности трудоспособных граждан. Рост их численности обусловил увеличение трудовых ресурсов: 6004,6 тыс. в 2000 году и 6241,4 тыс. человек в 2009 году. При этом в городах наблюдается устойчивая тенденция роста, в то время как село теряет свой трудоспособный потенциал вследствие миграционного оттока молодежи в города. Формирование трудового потенциала сейчас будет происходить в условиях сокращения трудоспособного населения в связи со вступлением в трудоспособный возраст малочисленного поколения родившихся в 90 - е годы прошлого века. По прогнозам, с 2009 года численность трудоспособного населения станет сокращаться, что приведет к уменьшению численности трудовых ресурсов до 6120 – 6150 тыс. человек за 2010 год [22, с. 47].

Численность занятых в экономике до 2005 г. имела устойчивую тенденцию к сокращению. Начиная с 2005 года эта численность начала расти. В 2008 году численность населения, занятого в экономике, составила 4520,7 тыс. человек при прогнозном показателе на 2008 г. 4460 - 4535 тыс. человек.

На рынке труда отмечается ряд позитивных процессов. Так, уровень регистрируемой безработицы снизился с 3,1% в 2003 году
до 0,8% в 2009 году от численности экономически
активного населения.

Из 118 районов и 12 городов республики – в 85 уровень безработицы составил 1% и ниже, в двух районах (Ганцевичском и Поставском) уровень безработицы выше 2%.

Значительно увеличился спрос на рабочую силу. В декабре 2009 года спрос превышал предложение в 1,4 раза, в то время как в 2003 году предложение превышало спрос в 4,3 раза. Показатель напряженности на рынке труда составил 0,7 безработных в расчете на одну вакансию против 4 человек в 2003 года [22, с. 47].

Задачи, определенные в сфере занятости населения на 2009 год, выполнены всеми областями и г. Минском.

Осуществлен ряд активных мер на рынке труда:

- создано 163 тыс. новых рабочих мест, в том числе с оказанием бюджетной ссуды – 3,5 тыс. рабочих мест; трудоустроено 199 тыс. человек, из них 131 тыс. – безработных; направлено на профподготовку, переподготовку и повышение квалификации 23 тыс. безработных; предоставлены субсидии 2,7 тыс. безработных для организации собственного дела, причем, каждый второй безработный, получивший финансовую поддержку для организации предпринимательской детальности – женщина (решение проблемы женской безработицы); обеспечено участие в оплачиваемых общественных работах 98 тыс. человек, в том числе 52 тыс. безработных; организована временная трудовая занятость в свободное от учебы время для 39 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи.

Реализовывался комплекс мер, направленных на обеспечение занятости населения в малых и средних городах, поселках и регионов с наиболее сложной ситуацией на рынке труда. На новое место жительства и работы (в основном в сельскую местность) при финансовой поддержке органов по труду, занятости и социальной защите переселены, с их согласия, 346 семей безработных, или 113,4% к заданию. В 2007 году созданы общереспубликанский банк вакансий и банк вакансий в агропромышленном комплексе страны с указанием размера заработной платы и предоставляемого жилья.

Программа занятости на 2009 год принималась в октябре 2008 года, т.е. в условиях усиливающегося влияния мирового финансового кризиса на экономику зарубежных стран и менее ощутимого влияния на экономику нашей республики.

В январе 2009 года в службу занятости за содействием в трудоустройстве обратилось 23,1 тыс. чел. (84,6% к январю 2008 года), зарегистрировано безработными – 17,9 тыс. человек (78,9%). Таким образом, ситуация на рынке труда республики не выходит за рамки штатной и не требует принятия срочных дополнительных мер. За февраль 2009 года количество обращений составило 24,4 тыс. чел., что меньше показателя за февраль 2008 года (25,6 тыс. чел.). Зарегистрировано в качестве безработных за февраль 2009 года 19,3 тыс. чел. против 20,5 тыс. чел. за весь февраль 2008 года. В тоже время количество вакансий в феврале постоянно снижалось, в том числе за последнюю неделю февраля на 910 мест. Нанимателями заявлено о возможном высвобождении в первом квартале 3600 работников, или 59,2% по отношению к первому кварталу прошлого года (6082 чел.). И тем не менее, количество вакансий превышает количество зарегистрированных безработных (в г. Минске, например, в 4,5 раза, в республике в целом этот показатель равен 1,4) [13, с. 25].

Отмечено стремление нанимателей не увольнять своих работников, а сохранять рабочие места.

Вместе с тем, в 2009 году численность работников, работавших неполное рабочее время, по сравнению с 2008 годом увеличилась в 1,7 раза. Численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, в январе 2009 года по официальным данным составила 59,3 тыс. чел., или в 1,3 раза больше, чем в декабре 2009 года (по сравнению с январем 2008 года. показатель увеличился в 3,5 раза). Снижение этого показателя отмечено в машиностроении и металлообработке, в сельском хозяйстве, в торговле и общественном питании.

В целях оперативного реагирования на ситуацию, складывающуюся на рынке труда в 2009 году, Министерство труда и соцзащиты организовало еженедельный мониторинг по работе службы занятости, т.е. сбор и анализ данных об обращениях граждан и регистрации безработных, их трудоустройству, наличии вакансий и т.д. В начале и середине каждого месяца формируется оперативная информация о предполагаемом высвобождении работников.

Анализ оперативной информации показывает, что в 2009 году потери рабочего времени (работа в режиме неполного рабочего времени, вынужденные отпуска по инициативе нанимателя) отмечались на 240 предприятиях и организациях с суммарной списочной численностью работников 145,5 тыс. человек. В региональном разрезе распределение предприятий, на которых отмечены потери рабочего времени, следующее: Брестская область – 44 предприятия, Витебская – 25, Гомельская – 43, Гродненская – 40, Минская – 34, Могилевская – 54. Доля работников, работающих в режиме неполного рабочего времени, в общей списочной численности работников данных предприятий по областям колеблется от 14,4% в Минской области до 44,4% в Могилевской. Аналогично показатель численности работников, находящихся в вынужденных отпусках по инициативе нанимателя, варьируется от 1,9% в Гродненской области до 17,9% в Гомельской [13, с. 26].

Сегодня предоставление по инициативе нанимателей отпусков своим работникам, сокращение рабочего времени следует рассматривать как антикризисные меры, как гибкие формы занятости населения и инструмент регулирования безработицы, которые направлены на сохранение трудовых коллективов, проявление социальной ответственности к сотрудникам.

Вместе с тем, увеличение объемов неэффективного использования рабочего времени на производстве – это потенциальная база для роста безработицы и социальной напряженности в обществе. Поэтому ситуация с потерями рабочего времени в каждом регионе, на каждом предприятии, прежде всего на тех, которые оказывают значительное влияние на местный рынок труда, находится под постоянным контролем. Для решения этой задачи служит мониторинг рынка труда.

В условиях некоторого ухудшения ситуации на рынке труда, исходя из данных мониторинга, проводится корректировка Программы занятости на этот год. Прежде всего, имеется ввиду перераспределение финансовых ресурсов и усиление активных мер содействия занятости.

Это организация оплачиваемых общественных работ, в основном имеющих социально-полезную значимость; оказание содействия в развитии предпринимательской деятельности безработных; профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных, опережающее обучение работников; развитие системы субсидирования рабочих мест (частичная компенсация расходов нанимателей по оплате труда работников – «молодежная практика», реабилитация инвалидов), поддержка организаций, создающих и сохраняющих рабочие места (бюджетная ссуда). По оценке, при превышении уровня безработицы в 2% - 3% потребуются дополнительно бюджетные ассигнования: к 151 млрд. руб. дополнительно необходимо 12 млрд. руб.

Одной из главнейших задач Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь 7 июня 2007 г. № 265, является обеспечение занятости населения, проживающего в малых городах [11, с. 3].

Поставленная задача решается комплексно, через реализацию мероприятий Государственной программы, а также ежегодно разрабатываемой Государственной программы содействия занятости населения.

По каждому малому городу реализуются меры, разработанные с учетом специфики территорий, максимально детализированные и скоординированные с основными показателями Государственной программы, и направленные на обеспечение занятости населения и снижение уровня безработицы.

Основным аспектом в обеспечении занятости населения является создание рабочих мест. Программой установлено задание по созданию 161,5 тыс. рабочих мест в целом по республике, в том числе 19,8 тыс. – в малых городах.

За 2009 год в малых городах создано 14,7 тыс. рабочих мест, или 74,1% к заданию, в том числе 639 рабочих мест - нанимателями с выделением бюджетной ссуды из средств Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (в Брестской области создано 2,4 тыс. рабочих мест (63%), в Витебской - 2,5 тыс.(83,1%), в Гомельской - 1,8 тыс. (62%), Гродненской – 3,2 тыс. (79,6%), Минской области – 2,5 тыс. 70,3), Могилевской области – 2,4 тыс. рабочих мест (89,3%).

Осуществляется контроль за выполнением прогнозных показателей по численности занятых в экономике в малых городах.

По результатам за 2009 год численность занятых в экономике в малых городах выросла по сравнению с 2008 годом на 4,5 тыс. человек и составила 823,7 тыс. человек.

Минтруда и соцзащиты принят ряд дополнительных мер, направленных на расширения возможностей для закрепления трудовых ресурсов в малых городах и сельской местности, стимулирование безработных, проживающих в малых городах и сельской местности, к организации предпринимательской деятельности.

В частности, увеличен размер субсидии, предоставляемой безработным, организующим предпринимательскую деятельность в сельских населенных пунктах, в малых городах, включенных в Государственную программу, с 11 до 15-кратной величины бюджета прожиточного минимума. Одновременно предоставлена возможность оказания финансовой поддержки из средств Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты в виде субсидии безработным, организующим частное унитарное предприятие, крестьянское (фермерское) хозяйство.

Увеличена (с 6 до 12 месяцев) продолжительность «Молодежной практики» для безработных, проживающих в сельской местности и малых городах, включенных в Программу, а также предусмотрена компенсация нанимателям, организующим «Молодежную практику», затрат по оплате труда в размере минимальной заработной платы и затрат по уплате обязательных страховых взносов в Фонд.

Кроме того, увеличен размер выплачиваемых денежных средств каждому переселяющемуся безработному из города в сельскую местность, с 5 до 7-кратной величины бюджета прожиточного минимума.

Учитывая актуальность задачи увеличения численности занятых в экономике, принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2009 г. № 891 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. № 1640», в соответствии с которым задание по созданию рабочих месть в малых городах увеличено на 3,9 тыс. рабочих мест или в 1,2 раза больше в сравнении с ранее установленным заданием, при этом в Витебской области – в 1,3 раза, в Минской - в 1,1 раза и в Могилевской – в 1,8 раза. В малых городах, включенных в Программу, задание по созданию рабочих мест, в целом, увеличено на 478 рабочих мест, или на 11,3% [13, с. 27].

Внесен в Совет Министров Республики Беларусь проект Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» в части предоставления возможности оказания содействия безработным в организации самозанятости (агроэкотуризма, ремесленной деятельности) наравне с организацией предпринимательской деятельности.

По результатам 2009 года численность занятых в экономике в малых городах возросла по сравнению с 2008 годом на 2,4 тыс. человек и составила 821,6 тыс. человек.

2.2 Правовое регулирование и направления политики занятости

в Республике Беларусь

Взаимоотношения государства и граждан в сфере трудовой деятельности регламентируется частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 24.11.1992 г.

В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь, принятой 15.03.1994 г., гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создаёт условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом. [1].

Согласно ст. 1 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» под занятостью следует понимать не запрещённую законодательством деятельность граждан, приносящую им заработок (доход).

Принуждение к труду в административном порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Гражданам, которые не в состоянии на равных условиях с другими конкурировать на рынке труда, государство гарантирует занятость путём создания дополнительных рабочих мест. [2].

В соответствии со ст. 2 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. [2].

В соответствии со ст. 9 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости. [2].

В состав государственной службы занятости входят 148 структурных подразделений, в том числе Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, 6 управлений областных служб, Минский городской центр занятости населения с 9 районными отделениями, 25 региональных, 13 городских и 93 районных центра занятости.

Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для трудоустройства; запрашивать у нанимателей сведения о наличии вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.

Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения осуществляет Государственный фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений.

Государство помогает безработным в начале их трудовой деятельности или в возобновлении её и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:

а) предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, уволенным с военной службы без права на пенсию;

б) выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение этого периода в общий и непрерывный трудовой стаж;

в) выплату в установленном порядке пособия по безработице;

г) оказание материальной помощи безработному и членам его семьи;

д) возмещение расходов и получение иных компенсаций, при необходимости переезда на другое место жительства в другую местность для работы по направлению службы занятости.

В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:

1. обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам;

2. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

3. поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

4. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;

5. принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;

6. обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;

7. координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;

8. участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;

9. международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь.[2]

Государственные программы занятости предусматривают в области занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

1) содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;

2) развитие системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной ориентации населения, создания новых рабочих мест с учетом демографической ситуации;

3) обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;

4) повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании рабочих мест и использовании гибких форм занятости;

5) совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.[2].

Решение стоящих перед государством задач в области занятости населения требует длительного времени, поэтому обеспечение полной занятости выступает в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние занятости, которое предусматривается достичь, решая проблемы конкретного периода времени.

Стратегическая цель определяет следующие тактические задачи:

1) на 2006 – 2010 гг. – содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;

2) после 2010г. – достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.

2.3 Совершенствование политики занятости и регулирования рынка труда в Республике Беларусь в переходный период

За время своей деятельности государственная служба занятости накопила огромный опыт борьбы в области занятости, который целесообразно продолжить и распространить на возрастающие объемы безработицы в связи с возможным высвобождением работников из производства.

Чтобы не произошло взрыва социальной напряженности в стране в случае роста открытой безработицы, необходимо начать работу по высвобождению с предприятий и трудоустройству избыточных работников совместными усилиями нанимателей, органов государственной службы занятости, участников института социального партнерства. На уровне предприятий это означает активную кадровую работу по проведению анализа внутренних рынков труда предприятий, сегментации персонала предприятия, определению размера и структуры избыточной численности персонала, размера вакансий и качественных характеристик персонала на их замещение, по составлению заявки в службу занятости о наличии свободных мест и вакансий.

Наиболее сложным является вопрос о разработке мероприятий в трудоизбыточном сегменте (предприятии). Здесь необходимо сделать оптимальный выбор из возможных альтернатив: высвобождение персонала; сохранение персонала и финансовая поддержка предприятия; развитие самозанятости вне предприятия [16, с. 19].

Важным элементом регулирования занятости на региональном уровне должны стать разработка и принятие пакета специализированных подпрограмм в рамках областных программ занятости населения. К разработке таких программ необходимо привлекать не только соответствующих специалистов областных, региональных служб занятости и органов исполнительной власти, но и специалистов региональных учебных заведений, занимающихся данной тематикой, областных объединений работодателей и профсоюзов, руководителей и специалистов заинтересованных предприятий.

Наиболее актуальными для Беларуси представляются следующие направления [8, с. 82]:

- разработка комплекса мероприятий по определению, высвобождению и трудоустройству избыточного персонала трудоизбыточных предприятий;

- разработка взаимоувязанного комплекса мероприятий по подготовке и трудоустройству работников для трудонедостаточных предприятий (регионов);

- разработка мероприятий по кадровому обеспечению реструктуризации предприятий города;

- разработка комплекса мер поддержки местными органами власти развития различных форм самозанятости населения, управления отраслевой структурой малого и среднего частного предпринимательства;

- разработка комплекса мер содействия внутрирегиональной миграции населения с целью более эффективного перераспределения предложения труда в пределах региона.

Для реализации указанных мероприятий недостаточно существующей нормативно-правовой базы. Необходимо принятие новых документов:

1. на макроуровне – внесение дополнений в закон о банкротстве предприятий, в закон о социальном банкротстве, в положение о взаимодействии профсоюзов с нанимателями при проведении массовых сокращений;

2. на региональном уровне – разработка положения о взаимодействии органов государственной службы занятости с предприятиями, участниками института социального партнерства, органами исполнительной власти при проведении сокращений работников и при банкротстве предприятий; внесение дополнений в Положение о городских (региональных) центрах занятости населения, в должностные инструкции их сотрудников;

3. на уровне предприятий – изменение положения об отделе кадров, внесение дополнений в должностные инструкции его сотрудников, принятие методических указаний для выполнения аналитической работы. Традиционные отделы кадров отечественных предприятий такую политику регулирования занятости разработать и реализовать пока не в силах. Поэтому важными являются соответствующая организация кадровой функции на предприятии, внесение необходимых изменений в организационную структуру управления предприятием и отдела кадров, а также подготовка руководителя и сотрудников службы управления персоналом.

Реализация указанных мероприятий имеет смысл только при соответствующей макроэкономической среде, ориентированный на реальные рыночные преобразования в экономике и состоящей в поддержании факторов, способствующих эффективной занятости.

К числу таких факторов в Республике Беларусь можно отнести [9, с. 86]:

1. трансформацию отношений собственности путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего частного бизнеса;

2. равноправие всех форм собственности и условий хозяйствования для всех субъектов хозяйствования;

3. облегчение правил и процедуры регистрации субъектов хозяйствования;

4. образование и обучение;

5. участие в международном разделении и кооперации труда;

6. инвестиционно-структурную и финансово-кредитную политику государства, ориентированную на обеспечение эффективной занятости.

Совокупность указанных факторов будет способствовать формированию рациональной структуры размещения и использования человеческого капитала страны благодаря активизации важнейшего рыночного механизма межотраслевого, внутриотраслевого и территориального перераспределения занятости по критерию экономической эффективности – механизма конкуренции и банкротства предприятий, при котором приоритетное развитие получают те формы занятости, которые обеспечивают выпуск качественной и конкурентоспособной продукции (услуг) и высокую доходность труда [10, c. 88].

В соответствии со сложившейся ситуацией основными задачами государства в сфере занятости являются:

· предотвращение роста безработицы, особенно молодежной, длительной и скрытой безработицы;

· сохранение и развитие квалифицированного ядра трудового потенциала;

· содействие переливу рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста производительности труда;

· повышение профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;

· совершенствование социальной защиты населения от безработицы.

Для поддержания и повышения уровня занятости необходимо, в первую очередь, не допустить массового высвобождения рабочей силы, сохранить рабочие места и квалифицированную рабочую силу на жизнеобеспечивающих и перспективных предприятиях и повысить эффективность их использования.

Решение стоящих перед государством задач возможно на основе переориентации от преимущественно пассивной политики занятости (оказание материальной помощи безработным, накопление вынужденной неполной занятости, снижение возраста выхода на пенсию) на активную (создание и сохранение рабочих мест, повышение их качества и улучшение структуры; подготовку и переподготовку кадров в соответствии с потребностями экономики; стимулирование безработных на активный поиск работы и т.д.). Вместе с тем, такая переориентация не означает ослабления пассивной политики занятости. С этой точки зрения представляет интерес более тесная увязка получения безработными пособий с их профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, участием в общественных работах, а также использование вынужденных отпусков и неполного рабочего времени на производстве для переподготовки кадров.

Государственная политика занятости должна быть направлена, главным образом, на создание и сохранение рабочих мест, организацию общественных работ, подготовку и переподготовку кадров, поддержку доходов безработных.

Проблема обеспечения занятости и предотвращения безработицы решается как путем проведения макроэкономической политики, направленной на расширение производства и создание рабочих мест, так и реализации активных программ на рынке труда. Одним из ключевых факторов роста производства, сопровождающегося увеличением занятости, являются масштабы вложений в основной капитал. Для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в производство в первую очередь необходимо создать четкую и юридически обеспеченную систему прав собственности [19, с. 11].

Одним из основных источников создания рабочих мест служит предпринимательство, самостоятельная занятость. Негосударственные предприятия, функционируя самостоятельно, создают возможность для занятости граждан без прямого вмешательства государства. В результате изменяется роль государства и нового экономического сектора в обеспечении и регулировании занятости населения. Однако на пути развития предпринимательства и самостоятельной занятости стоит ряд административных и юридических барьеров.

Вместе с тем процесс развития новых форм собственности неоднозначно влияет на рынок труда. На приватизированных и частных предприятиях существует риск резкого сокращения «излишней» численности работников.

Перспективным направлением политики в области рынка труда в условиях ограниченных инвестиций является сохранение рабочих мест. Пути снижения темпов сокращения рабочих мест - выборочная либерализация импорта в сочетании с экспортными кредитами и субсидиями перспективным и потенциально конкурентоспособным предприятиям, которые из-за экономических проблем вынуждены сокращать работников. Важным условием предотвращения массового высвобождения работников и сохранения рабочих мест является трехстороннее сотрудничество правительства, работодателей и профсоюзов с целью проведения единой политики на рынке труда.

Повышению сбалансированности спроса и предложения рабочих мест будет способствовать создание многообразных условий занятости на предприятиях различных отраслей, производств и форм собственности, применение гибких режимов труда с неполным рабочим временем, разделение рабочих мест.

Важным условием достижения стабильной занятости является накопление и сохранение человеческого капитала, проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей поддерживать и совершенствовать свои навыки и умения на протяжении всей трудовой жизни посредством образования и профессиональной подготовки. В настоящее время республика имеет высокий образовательный и профессионально-квалификационный потенциал населения, отвечающий мировым стандартам. Однако в результате сокращения занятости в отраслях, требующих высококвалифицированного труда, реальную угрозу представляет деградация структуры рабочих мест и рабочей силы. Молодежь все чаще отдает предпочтение не получению образования и приобретению квалифицированных профессий, а примитивным видам занятий, быстро приносящих значительные доходы. В этих условиях крайне необходимы целевые программы, направленные на укрепление позиций на рынке труда работников с высоким уровнем образования, повышение использования потенциала работников [22, с. 48].

С целью временного трудоустройства безработных на период поиска постоянной работы и сохранения трудоспособности широкое развитие в республике получает организация общественных работ. Вместе с тем общественные работы способны лишь временно ослабить напряженность на рынке труда, не давая безработным перспективу постоянной занятости. Для повышения престижности общественных работ при их организации следует учитывать половозрастную и профессионально-образовательную структуру безработных.

Для приведения профессиональной структуры рабочей силы в соответствие с требованиями производства требуется совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров. В этой связи необходимо разработать меры, которые побуждали бы систему образования и подготовки кадров быстро реагировать на меняющийся спрос производства на профессии. Это предполагает наличие достоверной и оперативной информации у всех заинтересованных сторон о предложении и спросе на профессии на рынке труда. Заинтересованность учебных заведений в гибкой реакции меняющегося спроса производства на профессии необходимо поощрять с помощью финансовых стимулов.

Система социальной защиты населения от безработицы представляет собой органическую часть механизма развития рабочей силы. В связи с этим предстоит усилить социальную защиту безработных, в частности, упорядочить исчисление и выплату пособий, повысить гарантии занятости для лиц с ограниченной трудоспособностью, создать систему страхования граждан на случай безработицы, реализовать право получения для молодежи первого рабочего места.

Для снижения давления на рынок труда со стороны отдельных социальных групп населения, в частности, женщин с детьми, пенсионеров и инвалидов, студентов целесообразно тесно увязать их занятость со всей социальной политикой, повысить размер пенсий и пособий на детей, развивать различие формы занятости. Снижению спроса молодежи на рабочие места будет способствовать расширение подготовки кадров в дневных учебных заведениях, развитие обучения по новым профессиям в соответствии с потребностями экономики.

Важнейшим направлением совершенствования социальной защиты граждан от безработицы является разработка и реализация конкретных программ социальной поддержки и защиты населения различных социально-демографических групп, так как у каждой из них имеются свои специфические проблемы [16, с. 23].

Реализация этих мер позволит создать благоприятные экономические и социальные условия, обеспечивающие всем гражданам выбор продуктивной, свободно избранной занятости и равные возможности в реализации права на труд, и как следствие - достижение полной занятости, удержание безработицы в пределах естественного уровня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что конечной целью рынка труда является:

во-первых, удовлетворение профессионально-экономических интересов экономически активного населения, включая социальную защиту и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами;

во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

Так как рынок труда еще только формируется, его функционирование невозможно без государственного регулирования. Главные, социально значимые цели регулирования рынка труда - это снижение уровня безработицы, поддержание оптимального соотношения между спросом и предложением рабочей силы (а значит, и косвенное установление ее цены). Для достижения всех этих целей требуется создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда. Ее основными элементами на государственном уровне является: определение минимально необходимых норм и нормативов функционирования рынка труда, его общих границ. Государство обеспечивает унификацию системы социального и трудового законодательства, определяет объем прав работодателей и работников в сфере найма, возможность их участия в управлении производством, пределы компетенции местных органов управления рынком труда и т.д.

Помимо использования нормативов прямого действия, государство осуществляет косвенное регулирование рынка труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную политику, а также с помощью других мер общеэкономического характера, то есть можно говорить о решающей роли государства в формировании рынка труда.

Категория занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество жизни как отдельных граждан, так и общества в целом. Существует множество видов безработицы, которые объединяются экономистами в три основных типа: фрикционную, структурную, циклическую.

В развитых странах безработица является результатом высоких темпов развития НТП и несовпадения спроса и предложения на рынке труда. В Беларуси основными типами безработицы являются структурная, скрытая и женская. Уровень безработицы в последнее время неуклонно растет.

В развитых странах мира государственная политика занятости функционирует по двум направлениям: содействие в трудоустройстве и переобучение, создание гибкого рынка труда. Среди перспективных путей снижения безработицы наиболее интересными являются: сокращение рабочей недели, работизация, расширение сферы услуг и надомного производства.

В Беларуси в силу специфики сложившейся ситуации, традиционные методы сокращения безработицы не могут дать тот же эффект. Основными методами должны стать стимулирование деловой активности, технологическое перевооружение и обеспечение самозанятости населения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994г.

2. Закон Республики Беларусь от 30.05.1991г. № 828-XII «О занятости населения Республики Беларусь».

3. Агапова, Т.А. Макроэкономика / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина; под ред. А.В. Сидоровича. – Москва: «ДИС», 1997. – 416 с.

4. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики / Н.Б Антонова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2007. – 775с.

5. Базылев, Н.И. Макроэкономика / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко; под ред. Н.И. Базылева. – Минск: БГЭУ, 2000. – 214 с.

6. Арещенко, В.Д Рынок труда и занятость населения / В.Д. Арещенко. – Минск: Мисанта,2001. – 419 с.

7. Бокун, Н.Ч. Исследование методов анализа занятости при оценке размеров теневой экономики / Н.Ч. Бокун. – Минск: Мисанта, 2001. – 310 с.

8. Боровик, Л.С. Политика занятости: направления развития / Л.С. Боровик // Белорусский экономический журнал. – 2009. - № 1. – С. 34-45.

9. Ванкевич, Е.В. Безработица в Беларуси: особенности изучения и управления / Е.В. Ванкевич. // Белорусский экономический журнал. – 2008. - № 4. – С. 81-90.

10. Ванкевич Е.В. Рынок труда: тенденции развития в Республике Беларусь / Е.В. Ванкевич. – Минск: БГЭУ, 2006. – 298 с.

11. Государственная программа занятости населения на 2009 год: Департамент по занятости населения при Минтруда и соц.защиты Респ. Беларусь. - Минск: РНМУЦ Алгоритм, 2003 г.

12. Дорошенко, Л.С. Управление трудовыми ресурсами / Л.С. Дорошенко. - Киев: МАУП, 2008. – 245 с.

13. Куприянова, В.В. Некоторые особенности занятости населения в разных секторах экономики / В.В. Куприянова // Эконом. и соц. перемены: мониторинг общественного мнения. – 2009 - N 6. – С. 24 – 27

14. Лутохина, Э.А. Макроэкономическая нестабильность: занятость и безработица / Э.А. Лутохина. - Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, - Минск: АУ, 2006. – 408 с.

15. Медведев, О.М. Правовое регулирование обеспечения занятости населения / О.М. Медведев. - Москва: Изд. МГТУ, 2008. – 210 с.

16. Микульский, К. Формирование новой модели занятости рынка труда / К. Микульский // Экономист. – 2009. - N 3. – С. 19 – 23

17. Никифорова, А.А. Рынок труда: занятость и безработица / А.А. Никифорова. - Москва: Междунар. отношения, 2008. – 258 с.

18. Потребность незанятого населения в обучении, переобучении и профориентационных услугах / Комитет по занятости населения при Мин-ве труда Респ. Беларусь. - Минск, 2008.

19. Сафонов, А.Л. Новые инструменты государственной политики занятости / Е.С. Сафонов // Общество и экономика. - 2008. - N 7. – С. 10 – 12

20. Скрыпник, Н. Занятость в мире: перемены не в лучшую сторону / Н. Скрыпник // Человек и труд. - 2009. - №2 – С. 9 – 11

21. Соколова, Г.Н. Социально-экономические механизмы регулирования занятости населения / Г. Н. Соколова // Белорусский экономически журнал.- 2009. - №1. – С. 3 – 5

22. Ткаченко, С. Формирование, использование и прогноз развития трудовых ресурсов Беларуси / С. Ткаченко // Белорусский банковский бюллетень. – 2009. – № 3. – С. 47-54.

23. Шимов В.Н., Тихонова Л.Е. Рынок труда в Беларуси: проблемы государственного регулирования // Рынок труда: мировой опыт и тенденции развития в Республике Беларусь: Сб.науч.тр. / НИЭИ Минэкономики РБ. - Минск, 2006. – 614 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13   ..