Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..

 

 

Рынок труда сущность, содержание и структура

Рынок труда сущность, содержание и структура

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Рынок труда: сущность, содержание и структура 4

2. Рынок труда и социальная сфера: занятость, распределение доходов, уровень жизни 8

3. Государственная политика в области занятости 13

4. Антикризисные меры правительства РФ в сфере занятости и социальной защиты населения 17

Заключение 21

Библиографический список литературы 22

Введение

В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает. Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Рынок труда, производственные отношения, а также социальная политика в целом в России претерпели существенные изменения с начала девяностых годов. Как и во всех индустриальных обществах, эти три понятия во многом связаны, и взаимодействие социальной политики и быстро меняющихся условий занятости в России заслуживает тщательного изучения. Функционирование рынка труда зависит от определенной социальной политики, которая возможна только при наличии рынка труда. Рынок труда и социально-политические системы взаимодействуют на разных уровнях: на уровне политики, проводимой центральными и местными органами управления, на уровне деятельности профсоюзов, а также на уровне управления промышленными предприятиями. Растущая безработица становится общественным выражением изменений на рынке труда и в производственных отношениях, в то время как социальная политика становится подходящим средством, с помощью которого пытаются уменьшить потери от этих изменений. Целью данной работы является описание проблемы рынка труда и социальной политики государства. Данная проблема особенно актуальна в условиях мирового экономического кризиса, который больно ударил по российскому рынку труда. Последствия данного кризиса эпохи глобализации начинают ощущать на себе всё больше и больше людей в России и за рубежом. Задачи работы: 1) рассмотреть сущность и содержание рынка труда; 2) проанализировать особенности рынка труда и социальной сферы; 3) изучить особенности государственной политики в области занятости; 4) рассмотреть антикризисные меры правительства РФ в сфере занятости и социальной защиты населения.

1. Рынок труда: сущность, содержание и структура

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. Рынок труда - это такая «экономическая среда или пространство, на котором в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда»[1] .

В функционировании рынка труда можно отметить несколько принципиальных положений. Во-первых, это совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Во-вторых, место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций. В-третьих, с позиций предприятий - поле взаимоотношений его сотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы.

Рынок труда имеет ряд важных особенностей, накладывающих отпечаток на его функционирование.

· Неотделимость прав собственности на товар (труд) от его владельца. Труд представляет собой процесс расходования рабочей силы от своего носителя, в процесс купли-продажи труда возникают особые отношения.

· Большая продолжительность контакта продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений между продавцом и покупателем.

· Наличие и действие не денежных аспектов сделки. Это, прежде всего условия груда, микроклимат в коллективе, перспективы продвижения по службе и профессионального роста.

· Наличие большого числа институциональных структур особого рода. К их числу относятся: система трудового законодательства; различные учреждения и службы регулирования занятости, государственные программы в области труда и занятости и т.д.

· Высокая степень индивидуализации сделок. Они отличаются огромным разнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной мере отличается от другого и предъявляет к претендентам свои специфические требования.

Главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение (П), охватывающее всю наемную рабочую силу, и совокупный спрос (С) как общая потребность экономики в наемной рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Совокупный рынок труда:

С - совокупный спрос на труд;

П -совокупное предложение труда;

УС- удовлетворенный спрос на труд

Таким образом, та часть, которая образуется путем пересечения совокупного спроса и совокупного предложения, носит название удовлетворенный спрос на труд (УС). Не пересекающиеся части соответствуют текущему рынку: ТР=СР-УС,

где СР — совокупный рынок труда; ТР - текущий рынок труда.

Исходя из определения и характеристики рынка труда можно установить основные его элементы: субъекты рынка труда; правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда; конъюнктуру рынка; службы занятости населения; инфраструктуру рынка труда; систему социальной защиты и др.

Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.

Работодатель «наниматель, который может быть представлен разными «фигурами» в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности»[2] . Им могут быть: государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т.п.

Наемные работники это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социально приобретенных качеств.

Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов (рис. 1.2): 1) отношения между наемными работниками и работодателями; 2) отношения между субъектами рынка труда и представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости); 3) отношения между субъектами рынка труда и государством. Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для его функционирования.


Государство


Рис. 1.2. Система отношений на рынке труда

Рынок труда выполняет ряд функций: 1) организация встречи работодателей и наемных работников; 2) обеспечение конкуренции на рынке труда как между работодателями, так и наемными работниками; 3) установление равновесных ставок заработной платы; 4) решение вопросов занятости населения; 5) осуществление социальной поддержки безработных путем перераспределения рабочей силы в народном хозяйстве между отраслями и сферами производства и обеспечения работой незанятого населения.

Конъюнктура рынка - это соотношение спроса и предложения в разрезе всех составляющих структуру рынка труда. Она складывается в зависимости от состояния экономики (подъем или спад); отраслевой структуры хозяйства; уровня развития технического базиса; благосостояния (уровень дохода населения, в том числе душевного); развития рынка товаров, услуг, жилья, ценных бумаг; состояния социальной и производственной инфраструктуры; степени развития многоукладности экономики; меры развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных). Кроме того, на нее оказывают влияние демографические, этносоциальные, политические, экологические и некоторые другие факторы.

Конкуренция представляет собой наличие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке труда и возможность для них свободно входить на рынок труда и покидать его. Она - неотъемлемая составляющая механизма любого рынка. Чисто конкурентный рынок характеризуется наличием большого количества покупателей (фирм), которые конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда.

Инфраструктура рынка труда - это государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда.

2. Рынок труда и социальная сфера: занятость, распределение доходов, уровень жизни

Все социальные проблемы общества имеют своим источником фундаментальные потребности населения. Среди них - потребности в труде, получение доходов, защищенность от инфляции и других дестабилизирующих факторов в условиях рынка.

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом.

Занятость - это «деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок (трудовой доход)»[3] .

В России 19 апреля 1991 г. был принят Закон «О занятости населения» (с последующими дополнениями и изменениями), в котором сформулированы основные принципы занятости, придающие отношениям занятости рыночный характер. Первый принцип - обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде. Второй принцип - создание государством условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальной поддержке при безработице в соответствии с Конституцией РФ.

Закон закрепил основные принципы государственной политики в области содействия занятости: обеспечение равных возможностей всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; развитие трудовых ресурсов; предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; обеспечение социальной защиты в области занятости, создание специальных мер для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, т.е. помощь особо нуждающимся в трудоустройстве; сочетание местных мер с централизованными в области занятости; поощрение работодателей, создающих новые рабочие места и другие принципы.

Проблемы в области занятости:

· Нарастает напряженность на рынке труда. Сохраняется избыточная занятость.

· Увеличивается доля работников, находящихся в административных отпусках.

· Происходят сокращения фактического рабочего времени в среднем до четырех рабочих дней в неделю и увеличение доли работающих в режиме неполной занятости.

· Кризис в сфере оплаты труда выражается в значительном снижении реальной заработной платы; расширение практики использования неоплаченного труда.

· Изменение структуры рабочей силы по статусу занятости — резкое сокращение занятости в государственном секторе экономики и рост числа работающих в частном секторе.

В этой области требуется вмешательство государства. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. На плечи государства ложится и внешняя политика. Государству требуется также направлять экономические ресурсы на удовлетворение людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Государству надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих. Рынок не нацелен на разработки в области фундаментальных наук, ибо это связано с высокой степенью риска и неопределенностью, с огромными затратами.

Доход - в самом общем виде представляет собой поток денежных и иных поступлений в единицу времени. Выделяют четыре основных пофакторных дохода: заработная плата, прибыль, процент, рента. Теория жизненного цикла была предпринята в 1954 году экономистами А. Андо, Ф. Модильяни и Р. Брумбергом. Основным в этой теории является «предположение, что текущее потребление является функцией богатства, которое является более емким понятием, чем текущий доход от трудовой деятельности»[4] . Все потребители стремятся распределить покупки в ходе своей жизни, чтобы потребление оставалось постоянным из года в год, а богатство в конце жизни равнялось нулю (после смерти богатство человеку уже не нужно). Средняя склонность к потреблению всего жизненного цикла равняется единице, то есть в течение всей жизни человек потребляет столько, сколько составляет его располагаемый доход за всю жизнь. Богатство - это сумма реальных и финансовых средств. Оно растет до тех пор, пока человек продолжает трудиться, а затем с выходом на пенсию начинает резко падать. Если ко дню смерти богатство не станет равным нулю, то оставшаяся часть перейдет в наследство. Располагаемый доход также увеличивается к середине жизни, а потом начинает падать. Из-за этих вариаций располагаемого дохода и богатства потребление в ходе всего жизненного цикла остается практически постоянным: в молодые годы люди живут в долг и имеют высокое потребление, полагая, что затем, когда доходы начнут расти, они смогут вернуть долги. В зрелые годы, располагая значительным доходом и богатством, домохозяйства увеличивают накопления, готовясь к старости, и это делает уровень их потребления ниже потенциально возможного. В старости на покупки тратятся сбережения, что поддерживает потребление практически неизменным.

Здесь необходимо коснуться такого понятия, как инфляция. Следует помнить, что сам факт инфляции - снижение покупательной способности денег, то есть уменьшение количества товаров и услуг, которые можно купить на рубль, -х не обязательно приводит к снижению личного реального дохода, или уровня жизни. Однако реальный доход, или уровень жизни, снизится только в том случае, если номинальный доход будет отставать от инфляции. Инфляция сокращает доходы людей, которые получают относительно фиксированные номинальные доходы. Она их делает просто беднее, и, причем с каждым днем. Иначе говоря, она перераспределяет доходы, уменьшая их у получателей фиксированных доходов и увеличивая их у других групп населения. Примером являются пожилые люди, живущие на пенсию, которая обеспечивает фиксированный ежемесячный размер номинального дохода. От инфляции страдают те наемные рабочие, которые работают в нерентабельных отраслях промышленности и лишены поддержки профсоюзов. В такой ситуации рост уровня цен обгонит рост их денежных доходов. Люди, живущие на нефиксированные доходы, могут выиграть от инфляции. Выигрыш от инфляции могут получить управляющие фирм, другие получатели прибылей.

Резко возросла дифференциация доходов, имущественного состояния и уровня жизни. «Уровень жизни – это интегрированный показатель, включающий действие множества разнонаправленных показателей и факторов»[5] . Среди них можно выделить: денежные доходы, сбережения, имущественные накопления населения; занятость; социальная дифференциация, доля малообеспеченных в структуре населения и т.д. Появилась группа хорошо обеспеченных по западным стандартам людей, являющих и классические образцы престижного потребления. Одновременно пополняются ряды бедного населения. Причем в них попадают не только безработные и нетрудоспособные, деградировавшие и деклассированные, но и часть работающего населения, находящегося в расцвете сил и способностей. Возникла опасность появления застойных очагов материальной необеспеченности. Оценки действительных масштабов бедности варьируют от 20 до 60 и более процентов в зависимости от выбранных критериев и политических взглядов экспертов. Да и само понятие бедности неоднородно и охватывает различные социальные состояния. Неудовлетворенность людей своим материальным положением сохраняется и даже возрастает. Но материальные условия жизни сильно изменились по сравнению с дореформенным периодом, когда наблюдался хронический дефицит предметов первой необходимости. За период с начала реформ значительно возросли материальные потребности людей, разнообразились стили жизни, что само по себе является важным показателем социально-экономического развития.

Потеря занятости грозит чем-то большим, нежели потерей дохода - выпадением из сети привычных сообществ. На трудовой выбор наслаивается масса социальных факторов: наличие или отсутствие членов семьи (работающих или иждивенцев); представления о должном воспитании детей (следует ли им находиться на исключительном попечении матери); отношение окружающих к обязательности труда.

3. Государственная политика в области занятости

Политика занятости - это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Она имеет несколько уровней: общегосударственный, региональный и локальный. В настоящее время можно выделить три основные модели политики занятости, используемые в странах с развитой рыночной экономикой.

Европейская модель предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда и, как следствие, росте доходов работающих; такая политика предполагает дорогостоящую систему пособий для большого количества безработных.

Скандинавская модель основывается на обеспечении занятости практически всем трудящимся путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнения.

Американская модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения. При этом безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами.

Использование той или иной модели влияет на политику занятости как на макро-, так и на микроуровне. На макроуровне новые подходы в политике занятости способствуют повышению гибкости рынка труда, уменьшению расходов на рабочую силу, ведут к некоторому свертыванию социальных программ. Однако расширяются системы подготовки и переподготовки кадров, создаются дополнительные рабочие места, ужесточаются условия выдачи пособий. Принимаются меры по усилению роли частного сектора в решении проблем занятости, других социальных проблем. На микроуровне проводится политика сдерживания роста заработной платы, удлинения продолжительности рабочей недели, более широко используются различные формы неполной занятости. В результате кризисные явления обостряются.

Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Активная политика занятости - это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Она предусматривает мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ. Пассивная политика предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин - умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.

Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить ситуацию. Отсутствие активной политики может значительно сузить функции службы занятости, превратив ее в обычный собес.

В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государственная политика РФ в области содействия занятости населения направлена на:

• развитие людских ресурсов для труда;

• обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

• создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

• поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

• обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

• предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

• поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

• сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;

• координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;

• координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

• международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д.

Проведение активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития. «Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, а также путем региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий»[6] . Обычно региональные программы занятости населения делятся на три уровня:

• республиканская проблема занятости населения, которая содержит набор мероприятий, реализуемых только на уровне республики;

• областная (краевая) программа определяет мероприятия по занятости населения в рамках данного уровня;

• районная (городская) программа занятости. Она представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем отдельных участников рынка труда.

Региональное регулирование занятости позволяет учитывать многие особенности развития регионов и на их основе разрабатывать конкретные целенаправленные мероприятия по созданию условий занятости в зависимости от форм собственности, размеров предприятий и тд. Важным способом смягчения ситуации на региональных рынках труда может стать использование нестандартных форм организации занятости (НФЗ). Оно открывает возможность воздействия на занятость путем ограничения предложения рабочей силы на открытом рынке труда, позволяет ограничивать масштабное высвобождение занятых и предупреждать всплеск безработицы. Внедрение НФЗ является мерой, отвечающей как интересам индивидов и работодателей, так и общества в целом. На макроэкономическом уровне использование НФЗ открывает возможность снизить остроту проблем занятости за счет обеспечения на рынке труда уязвимым категориям населения способа получения Дохода и поддержания уровня своей квалификации и работоспособности. НФЗ может стать одним из методов смягчения безработицы в массовых и застойных ее формах, а также способом мобилизации, в случае необходимости, имеющихся резервов труда, преодоления мобильности, свойственной определенным сегментам рабочей силы (инвалиды, пожилые, молодежь, женщины и т.п.).

4. Антикризисные меры правительства РФ в сфере занятости и социальной защиты населения

В режиме немедленного реагирования Правительство РФ приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда. С начала 2009 г. в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице.

Задача органов власти совместно с бизнесом - обеспечить полноценное соблюдение Трудового законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работников, обеспечить прогнозируемость и управляемость процессов высвобождения работников, их «растянутость» во времени с тем, чтобы ни один сотрудник предприятий не был просто выброшен на улицу без средств к существованию и успел адаптироваться к новым условиям. Задача также - обеспечить повышение конкурентоспособности высвобождаемых работников на рынке труда за счёт повышения их квалификации, переподготовки по востребованным специальностям, переезда в регионы с дефицитом рабочей силы соответствующей квалификации.

В то же время Правительство не ставит ни перед собой, ни перед регионами задачи сохранения рабочих мест на действующих предприятиях «любой ценой». Для повышения эффективности и производительности труда, для адаптации к кризису и повышения конкурентоспособности предприятия должны освобождаться от излишней и неэффективной занятости. Этот процесс объективен. Сохранение неэффективных рабочих мест «бьёт», прежде всего, по самим работникам, сохраняя неопределённость их перспектив, снижая доходы, не давая им повысить свою квалификацию и найти более достойное рабочее место.

Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами РФ приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Переобучение будет проходить в соответствии с анализом востребованности в среднесрочной и долгосрочной перспективе конкретных профессий. Зачисление на обучающие программы будет происходить по направлению службы занятости, которая будет информировать гражданина обо всех доступных программах.

Дополнительные бюджетные средства будут выделены на переподготовку и повышение квалификации в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами РФ. Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета.

Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте РФ. Во всех субъектах РФ организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах РФ), организована работа информационного портала «Работа в России». Обновление вакансий осуществляется еженедельно.

Для обеспечения защиты трудовых прав граждан в условиях кризиса получит дальнейшее развитие система правовой помощи социально незащищенным слоям населения, в том числе посредствам организации государственных юридических бюро.

Особое внимание будет уделено сохранению и созданию рабочих мест инвалидов, которые находятся в наиболее уязвимой ситуации на рынке труда. В частности, условием выделения государственной поддержки системообразующим и иным предприятиям будет сохранение рабочих мест и приоритетное трудоустройство инвалидов.

В целях создания условий для трудовой занятости лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, снижения уровня рецидивной преступности будет стимулироваться создание в субъектах РФ центров социальной реабилитации для указанной категории граждан.

Для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам РФ по сравнению с их предложениями.

Правительство РФ совместно с банками с государственным участием и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу.

Также для решения проблем избыточной долговой нагрузки на граждан будет ускорено принятие закона о реструктуризации задолженности физических лиц, позволяющего заемщикам, попавшим в сложную жизненную ситуацию и не способным платить по взятым кредитам, реструктурировать свой долг.

В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь обучающиеся на платной основе, а также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Правительством разрабатывается ряд мер по поддержке студенчества. Отдельной важной задачей будет обеспечение занятости выпускников школ и вузов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. Здесь будут предприняты меры по сохранению бюджетных мест на очных отделениях вузов.

Важными мерами будут принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, что будет способствовать трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, а также распространение практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями. Предполагается создание более 2,5 тысяч малых предприятий, что позволит создать до 30 тысяч рабочих мест, в первую очередь для выпускников вузов Будет оказана поддержка субъектам РФ, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить реализацию первоочередных социальных обязательств, в т.ч. на которые уже предоставляются субсидии из федерального бюджета, увеличить общий объем субсидий на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных и репрессированных и граждан имеющих детей), на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, на оплату труда приемного родителя, а также на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

В целях сдерживания роста цен на социально значимые товары, прежде всего на продовольствие, Правительство усилит антимонопольный контроль за сферой торговли. Будет выявляться и пресекаться злоупотребление организациями торговли доминирующим положением, также будут пресекаться бизнес-практики, приводящие к дискриминации отечественных сельхозтоваропроизводителей и иных поставщиков, к неоправданному росту цен на продовольствие. Одновременно, совместно с региональными и муниципальными властями, будут предприниматься меры по развитию конкуренции в сфере торговли, в том числе за счет повсеместного распространения ярмарок выходного дня, создания благоприятных условий для деятельности магазинов «шаговой доступности», сельскохозяйственных рынков развития малого бизнеса в сфере торговли.

Заключение

Рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Он представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силой. Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов: отношения между наемными работниками и работодателями; отношения между субъектами рынка труда и их представителями; отношения между субъектами рынка труда и государством. Основная функция рынка труда состоит в обеспечении через сферу обращения перераспределения рабочей силы в народном хозяйстве. Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением потребностей, не противоречащих законодательству приносящих им заработок (трудовой доход). Состояние занятости, ее важнейшие характеристики позволяют судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного пути экономического развития.

Также необходимо отметить, что мировой экономический кризис очень сильно повлиял на ситуацию на российском рынке труда: уровень безработицы в феврале 2009 года составил 9,5% и был на 2,5-2,4% процентного пункта выше, чем в ноябре 2008 г. и феврале 2008 года. Необходимо отметить, что при длительной рецессии можно ожидать худшего – роста уровня безработицы до 13%, как это было в период финансового кризиса 1998 года. Безработица затронула почти все отрасли российской экономики, кроме производителей товаров первой необходимости и фармацевтики.

Правительство принимает все необходимые меры для стабилизации ситуации на рынке труда. Основные действия правительства направлена на: 1) опережающее обучение и переселение людей в другие регионы, где нужна рабочая сила; 2) переобучение работников и повышение квалификации.

Библиографический список литературы

1. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 407 с.

2. Беляева, М.Г. Как сделать цивилизованным российский рынок труда / М.Г. Беляева // ЭКО. - 2007. - № 3. - С. 123-131.

3. Заславский, И.Е. Современные проблемы регулирования рынка труда: Федеральный и региональные аспекты / И.Е. Заславский. - М.: Парнас-Пресс, 2000. - 116с.

4. Кашепов, А. Политика на рынке труда / А. Кашепов // Общество и экономика. - 2001. - №5. - С. 68-108.

5. Пикулькин, А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов / А.В. Пикулькин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 543 с.

6. Попов, Ю.Н. Современная экономика и социология труда: Учебное пособие / Ю.Н. Попов, А.В. Шевчук. - М.: Экон-Информ, 2003. - 230 с.

7. Рофе, А.И. Рынок труда: Учебник для вузов / А.И. Рофе. - М.: МИК, 2003. - 271с.


[1] Рофе, А.И. Рынок труда: Учебник для вузов / А.И. Рофе. - М.: МИК, 2003. С. 17.

[2] Адамчук, В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. – М.: ЮНИТИ, 2000. С. 31.

[3] Адамчук, В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. – М.: ЮНИТИ, 2000. С. 33.

[4] Попов, Ю.Н. Современная экономика и социология труда: Учебное пособие / Ю.Н. Попов, А.В. Шевчук. - М.: Экон-Информ, 2003. С. 102.

[5] Пикулькин, А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов / А.В. Пикулькин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 416.

[6]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..