Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 13

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  335  336  337   ..

 

 

Анализ состояния и перспектив развития внешнеэкономической деятельности предприятия

Анализ состояния и перспектив развития внешнеэкономической деятельности предприятия

СОДЕРЖАНИЕ

Коммерческий директорГлавный бухгалтер

Начальник коммерческого отдела

Менеджер Менеджер Заведующий складом

Рис.1.Организационная структура ООО «Стайл-К»

Коммерческий директор осуществляет руководство финансово- хозяйственной деятельностью в области материально- технического обеспечения, заготовки и хранения товара, сбыта продукции на рынке и по договорам поставки. Организует и координирует работу начальника коммерческого отдела и его подчиненных.

Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета и контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.

Начальник коммерческого отдела осуществляет контроль за реализацией товара, прекращением продажи товаров, не имеющих сбыта, организует работу складского хозяйства, создает условия для надлежащего хранения и сохранности товара, организует связи с деловыми партнерами, систему сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опыта. Обеспечивает работой менеджеров и заведующего складом.

Менеджеры осуществляют анализ спроса на реализуемую продукцию, прогноз и мотивацию сбыта посредством изучения и оценки потребностей покупателей.

Заведующий складом руководит работой склада по приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей, по их размещению с учетом наиболее рационального использования складских площадей, облегчения и ускорения поиска необходимых материалов, инвентаря и т.п.

Рабочие места ООО «Стайл-К» располагаются в двух комнатах офисного типа. В одной комнате располагаются рабочие столы директора и коммерческого директора, в другой – бухгалтера, начальника коммерческого отдела и менеджеров. В офисе присутствуют необходимые средства современной связи и техники, позволяющие быстро и качественно осуществлять свою работу. Телефон-факс позволяет оперативно принимать или отправлять информацию (счет- фактуры, счета, письма, заявки и т.д.). На компьютерах ведутся учеты всей документации, отчеты о деятельности склада, ведение бухгалтерского учета.

В кабинете руководителей проводятся деловые встречи с поставщиками, потенциальными клиентами, а также проводятся собрания коллектива. Совещания проводятся по мере производственной необходимости (табл.2).

Таблица 2

Ключевые управленческие должности

Производство внутри страны и/или Производство за рубежом
Непрямой экспорт (через посредников) Прямой экспорт Изготовление на месте потребления
Иностранные клиенты как обычные покупатели (нерегулярные закупки) Через своих зарубежных представителей Постройка сборочного завода
Продажи через международные торговые компании Через местных агентов Заключение контракта о кооперации с местным производителем
Продажи через экспортно-импортные компании Через создание торговых филиалов (складов) Продажа лицензии
Участие в межфирменной кооперации Через местные торговые фирмы Создание совместного предприятия
Прямые инвестиции в покупку или строительство производственных мощностей
Должность ФИО, год рождения Опыт работы
Генеральный директор Скоробогатов В.С., 1955 Имеет большой опыт по работе со спецодеждой, средствами индивидуальной защиты и спецобувью
Коммерческий директор Тайлакова Т.В.,1960 Работает в нынешней должности с 1997г.
Главный бухгалтер Волошина В.С.,1965 Является хорошим специалистом в области бухгалтерского учета и налогообложения
Начальник коммерческого отдела Борисова И.П., 1975 Имеет большой опыт по организации работы складского хозяйства

Офис. В процессе деловой беседы руководитель может узнать необходимую информацию от собеседника, проанализировать ее и сделать выводы. Решения в ходе деловых бесед может приниматься не сразу, у руководителя есть время на обдумывание.

Собрание коллектива в ООО «Стайл-К» руководство проводит при необходимости доведения информации до всего коллектива. На все значительные праздники (Новый год, 8 марта, дни рождения и т.п.) руководство дарит подарки и накрывают праздничный стол.

Стиль руководства ООО «Стайл-К» можно назвать демократичным, т.к. руководство предприятия отдает предпочтение социальному взаимодействию, успехам и самовыражению. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений, пользуются широкой свободой в выполнении заданий (табл.3).

Таблица 3

Штатное расписание ООО «Стайл-К»

Должность Кол-во Оклад 25% ФОТ Итого
Директор 1 30000 7500 37500 37500
Коммерческий директор 1 25000 6250 31250 31250
Главный бухгалтер 1 20000 5000 25000 25000
Начальник коммерческого отдела 1 15000 3750 18750 18750
Менеджер 1 10000 2500 12500 12500
Менеджер 1 10000 2500 12500 12500
Заведующий складом 1 10000 2500 12500 12500

Компьютерные технологии . На предприятии используются 3 компьютера и 1 сервер, а также 1 принтер и 1 сканер.

Компьютеры находятся у директора ООО «Стайл-К», у главного бухгалтера и у менеджера.

Все компьютеры организации оснащены процессором IntelPentiumIV, оперативной памятью 256 МБ. Также они соединены локальной вычислительной сетью, которая построена следующим образом: к компьютеру-серверу, на котором находятся сетевые программы, данные бухгалтерского учета и другая информация, подключены другие компьютеры.

Локальная вычислительная сеть позволяет нескольким пользователям одновременно работать с одной той же информационной базой, вводить и получать информацию. С помощью программы администратор каждому пользователю разрешен или запрещен доступ к той или иной информации.

Информационная технология обработки учетных данных позволяет охватить все уровни преобразования информации, начиная с создания первичного учетного документа и заканчивая составлением бухгалтерской финансовой отчетности и её анализом.

Важным преимуществом бухгалтерского программного обеспечения является его ориентация на традиционную, хорошо известную бухгалтерам журнально-ордерную систему, что не требует коренной перестройки.

Применение бухгалтерской программы в ООО «Стайл-К» позволяет более оперативно обеспечивать решение традиционных учетных задач.

Все это требует от работников ООО «ХАРС» знания ПК, умения пользоваться функциональными пакетами прикладных бухгалтерских программ.

В ООО «Стайл-К» применяется программа «1С: Предприятие 7.7.», которая является универсальной системой для автоматизации учета. За счет своей универсальности «1С: Предприятие» используется для ведения любых разделов учета на предприятиях различных типов. Разнообразные и гибкие возможности «1С: Предприятие» позволяют использовать ее и как достаточно простой и наглядный инструмент бухгалтера, и как средство полной автоматизации учета от ввода первичных документов до формирования отчетности.

Это универсальная бухгалтерская программа, ориентированная на широкий спектр возможных объектов применения – именно небольших и средних предприятий различных областей деятельности – производственных, строительных, торговых. Широкие возможности организации детального аналитического учета, высокая оперативность формирования тех или иных экономических показателей, предусматриваемые возможностями указанной программы, позволят поднять на новый качественный уровень бухгалтерский учет в ООО «Стайл-К».

Программа «1С: Предприятие» построена по принципу заполнения такого системно-хронологического регистра как Журнал хозяйственных операций и ориентирована на привычную для бухгалтера журнально-ордерную систему, при этом значительно упрощая её в расчете на пользователя-непрофессионала. Меню программы составлено в очень удобной форме. Все расчеты ведутся автоматически, предоставляется возможность автоматического пересчета остатков и оборотов после ввода и изменения операций. Существует режим расчета внутри квартала как за один месяц или квартал, так и за любой интересующий период вообще.

Имеется также возможность автоматизации первичного учета вообще (приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты и т.п.). Накопление данных по счетам ведется автоматически, при этом значительно упрощается документооборот. Включена функция калькулятора и памяти, существует режим формирования информации по всем счетам, автоматическое получение шахматной ведомости, оборотно-сальдовой ведомости (за любой период), баланса предприятия, а также других форм финансовой и налоговой отчетности.

Следует отметить, что с помощью программы «1С: Предприятие» можно вести автоматически синтетический и аналитический учет. Кроме того, расчет таких величин, как амортизация основных средств, начисления на фонд оплаты труда по единому социальному налогу и обязательному социальному страхованию от травматизма и профессиональных заболеваний при задании параметров осуществляется автоматически.

Учитывая сравнительно небольшую численность персонала ООО «Стайл-К», предусмотренный программой «1С: Предприятие» порядок расчета заработной платы, налога на доходы физических лиц, отчислений по Единому социальному налогу (взносу), взносов в Фонд социального страхования по страхованию от несчастных случаев и травматизма на производстве не вызывает затруднений.

В рассматриваемой программе также существует возможность печати всех необходимых документов (приходных и расходных кассовых ордеров, авансовых отчетов, накладных и счетов-фактур, баланса и других форм отчетности). При этом при составлении первичных документов данные соответствующих им хозяйственных операций автоматически заносятся в базу данных, составляются необходимые проводки.

Кроме того, программным продуктом «1:С Предприятие» предусмотрено автоматическое формирование форм налогового учета по различным видам расходов.

Наконец, указанной программой предлагается набор форм отчетности для анализа финансового состояния предприятия на основе показателей, принятых не только в российской, но и международной практике.

Программой «1С: Предприятие» предполагается автоматизация практически всех основных участков учетной работы:

1) учет основных средств и нематериальных активов: создание электронных инвентарных карточек по ОС и НМА, автоматическое начисление амортизации по установленным нормам;

2) кассовые и расчетные операции: операции по кассе, расчеты с подотчетными лицами, расчеты с поставщиками и заказчиками, расчеты с разными дебиторами и кредиторами, расчеты по налогам и сборам с бюджетом, платежам во внебюджетные фонды, расчеты по кредитам и займам;

3) учет материально-производственных запасов: составление оборотных ведомостей движения материальных ценностей, формирование данных аналитического учета по каждому виду используемых материальных ресурсов;

4) учет труда и заработной платы: автоматическое начисление сумм заработной платы и удержаний из нее по различным системам оплаты труда, составление расчетно-платежной документации, ведение индивидуальных карточек работников по НДФЛ и ЕСН;

5) учет затрат на производство – автоматический подсчет затрат на производство, учет затрат на готовую продукцию по статьям расходов;

6) учет выпуска, отгрузки и продаж готовой продукции: аналитический учет по видам продукции, формирование результата от продаж;

7) финансовая отчетность: предусмотрено автоматическое формирование регистров синтетического учета (ведомости, Главная книга) и составление форм бухгалтерской отчетности. Решение данной задачи обеспечивается наличием информационных связей со всеми вышеперечисленными комплексами учетных задач.

При работе с программой «1С: Предприятие» целесообразно выделить подготовительный, начальный и основной этапы работы.

Подготовительный этап выполняется практически сразу после установки программы и предполагает:

- ввод реквизитов предприятия, данных о руководстве, главном бухгалтере, ввод реквизитов постоянных контрагентов предприятия, сведения об их расчетных счетах. Впоследствии, при составлении первичных документов (накладных, счетов-фактур, платежных поручений, приходных и расходных кассовых ордеров) указанные данные будут заноситься автоматически из сформированных справочников;

- корректировка плана счетов применительно к рабочему плану счетов предприятия (открытие необходимых субсчетов и счетов аналитического учета);

- ввод начальных остатков по каждому счету на начало периода, в котором предприятие перешло на применение автоматизированной формы бухгалтерского учета. Особенность ввода начальных остатков состоит в том, что применяется вспомогательный счет 00.

Начальный этап выполняется периодически по мере переноса на машинный носитель переменных данных с поступающих на предприятие внешних бухгалтерских первичных документов. Также на данном этапе осуществляется ввод информации по совершаемым на предприятии хозяйственным операциям. Ввод информации может осуществляться:

- автоматически, при формировании любого документа – при этом содержание документа (хозяйственная операций, сумма, проводка, наименование документа) одновременно отражается в Журнале хозяйственных операций;

- вручную: хозяйственная операций, её количественно-суммовое выражение, дата совершения, основание заносится в журнал хозяйственных операций на основании поступивших первичных документов.

При работе с программой «1:С Предприятие» вручную вводятся преимущественно хозяйственные операции, связанные с поступлением документов по ним от внешних контрагентов.

Основной этап завершается режимом «Отчетность», при применении которого реализуются следующие функции:

- оборотная ведомость;

- ведомость остатков по счетам на начало и конец отчетного периода;

- движение средств по синтетическим и аналитическим счетам;

- шахматка;

- журнал-ордер;

- материальный отчет.

После составления годового отчета и закрытия отчетного периода выполняется функция «Новый журнал», которая обеспечивает автоматический переход к новому расчетному периоду.

Также используются программы MicrosoftExcel и MicrosoftWord.

EXCEL можно использовать как для решения простых задач учета, так и для составления различных бланков, деловой графики и даже полного баланса Фирмы. Например, на предприятии с помощью Ехсеl можно облегчать решение таких задач, как обработка заказов и планирование производства, расчет налогов и заработной платы, учет кадров и издержек управление сбытом и имуществом и многих других.

Текстовый редактор WORD предназначен для создания, просмотра, редактирования и форматирования официальных и личных документов. Word позволяет применять различные шрифты, вставлять в документ электронные таблицы, диаграммы, сложные математические формулы, графические иллюстрации и звуковые комментарии, обеспечивает фоновую проверку орфографии.

Реклама. Основным видом эффективной рекламы, активно используемой ООО «Стайл-К», является реклама в прессе в виде объявлений. Речь идет о публикации рекламных объявлений на страницах местных газет: «Доска объявлений», «Коммерческие предложения», «Реклама». Достоинством этого вида рекламы является «замечаемость» рекламных объявлений читателем из-за подбора типографского шрифта, выделения тех слов, которые несут основную смысловую нагрузку.

2.3 Характеристика внешней среды ООО «Стайл-К»

Стратегической особенностью при позиционировании предприятия на рынке является рассмотрение внешней среды, которая характеризуется как источник, питающий организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Стратегический анализ конкурентов. Конкурентная среда влияет на формирование активной и пассивной составляющих конкурентоспособности фирмы: чем выше интенсивность конкуренции (и, следовательно, более агрессивная конкурентная среда), тем сильнее должна быть развита пассивная конкурентоспособность (для адаптации к конкурентной среде), так как у организации меньше возможностей для влияния на конкурентную среду в силу несопоставимости внутренних сил фирмы с внешними воздействиями. Активная конкурентоспособность нужна фирме для снижения интенсивности конкуренции: если фирма занимает большую долю рынка, то ее рыночная власть будет выше (и сильнее активная конкурентоспособность), а интенсивность конкуренции со стороны конкурентов ниже.

В настоящее время на российском рынке спецодежды лидируют четыре компании (рис.2):

1) «Восток-Сервис»;

2) «Тракт»;

3) «Урсу.С»;

4) «Техноавиа».



Рис.2. Доли компаний на рынке рабочей одежды

«Восток-Сервис». Ассоциация предприятий текстильной и легкой промышленности «Восток-Сервис» была основана в 1992 г. Небольшая фирма превратилась в Ассоциацию предприятий текстильной и легкой промышленности, насчитывающей более 10000 сотрудников и 70 филиалов и представительств на территории России и стран СНГ и Балтии.

«Восток-Сервис» удалось на деле показать, как можно делать бизнес в России, самостоятельно и честно, при этом добившись больших результатов - став лидером. За одно десятилетие была создана крупнейшая в отрасли уникальная производственная база, объединившая 16 заводов и фабрик, обувных, швейных, хлопчатобумажных, прядильно-ткацких и многих других. Таким образом, «Восток-Сервис» полностью контролирует процесс производства от изготовления пряжи и окраски тканей до пошива моделей.

На сегодняшний день ассортимент средств безопасности труда включает более 12000 наименований, среди которых как традиционные рабочие костюмы, так и специализированные комплекты одежды, обуви и средств индивидуальной защиты для металлургов, нефтяников и химиков. Являясь крупнейшим партнером таких мировых лидеров по производству спецодежды и СИЗ как 3М (США), Heckel Sеcurite (Франция), Ansell Protective Products (США), Stockhausen (Германия), Trelleborg (Швеция), Sofinal (Бельгия), UVEX (Германия), Klopman International (Италия), «Восток-Сервис» предоставляет только высококачественные решения.

Именно качеству продукции, производимой и закупаемой, компания отводит ведущую роль, как сказано в Кодексе деловой этики «Восток-Сервис», «Ассоциация в лице всех сотрудников осознает свою ответственность перед обществом за надежное и качественное удовлетворение потребностей в спецодежде и средствах безопасности труда». На фабриках Ассоциации действует тройная система качества, полным ходом идет внедрение международных стандартов, соответствующих требованиям ISO 9001 (2000). Однако лучшим сертификатом качества являются отзывы клиентов и многочисленные награды, полученные на российских и международных специализированных выставках.

Партнерство - это ключевой момент политики Ассоциации, строящей свои отношения с клиентами и партнерами по принципам взаимоуважения, доверия и открытости. Дела и цифры - лучшее подтверждение словам: из 200 крупнейших российских компания 186 являются постоянными клиентами «Восток-Сервис», среди которых ГАЗПРОМ, РАО «ЕЭС России», ЮКОС, МПС, Сургутнефтегаз, Северсталь, КрАЗ, ОАО «Норильская горная компания». Не только российские гиганты предпочитают сотрудничать с Ассоциацией: более 10000 тысяч средних и малых компаний по всей территории страны отдали предпочтение именно ее продукции. «Восток-Сервис» - это больше, чем поставщик: Ассоциация прекрасно понимает нужды компаний любого уровня и предоставляет не просто товар, а помогает решить ту или иную проблему, опираясь на многолетний опыт как свой, так и зарубежных партнеров.

Своей основной и первостепенной задачей Ассоциация считает развитие российского общества посредством предоставления организациям и людям доступных высококачественных средств и технологий, делающих трудовую деятельность безопасной, комфортной, престижной и эффективной.

«Тракт». ТРАКТ – один из лидеров на рынке средств защиты и рабочей одежды. Это мощная общенациональная торговая компания, имеющая головной офис, складские комплексы, а также региональную сеть из 50 филиалов и представительств во всех уголках России. Здесь работают специалисты, которые могут дать компетентный совет по выбору необходимого средства защиты, помогут системно обеспечить безопасность именно на Вашем предприятии. В своей работе ТРАКТ берет на вооружение самый последний мировой опыт использования средств охраны труда. Именно поэтому ЗАО «ТД ТРАКТ» работает с крупными зарубежными партнерами – лидерами на мировом рынке спецодежды и средств индивидуальной защиты. Компания является в России официальным дистрибьютором и стратегическим партнером американской компании MSA AUER (средства индивидуальной защиты и дыхательная техника), а также официальным дилером всемирно известных компаний, таких как 3М (дыхательная техника, средства защиты головы), Ansell (защита кожи рук), UVEX (защита органов зрения, слуха), Bacou-Dalloz (защита лица и органов зрения), PHYSIODERM (защитные и очищающие кремы), Bosch, Metabo, Sparky (инструмент электрический, мерительный, абразивный). В то же время, учитывая реалии российского рынка ЗАО «ТД ТРАКТ» старается заполнить разрыв между достаточно дорогой продукцией ведущих мировых производителей и финансовыми возможностями российских компаний, предлагая продукцию собственного производства, соответствующую всем требованиям по безопасности, изготовленную с применением современных технологий, но имеющую доступную для большинства предприятий цену. В ЗАО «ТД ТРАКТ» успешно работает Служба инноваций, которая разрабатывает собственные торговые марки спецодежды и спецобуви, такие как: АЭРУМ, БРИГАДИР, ВАХТА, ВЕРШИНА, ПАНЦИРЬ, ХОДОКИ, РУССКИЕ ЛЬВЫ и др. У ТРАКТа самый обширный ассортимент в отрасли – более 2000 лучших товаров для безопасного труда, которые нашли свое отражение в каталоге компании, регулярно рассылаемом партнерам и клиентам. Клиенты ТРАКТа - это естественные монополии и крупные и средние предприятия нефтяной, газовой, химической промышленности, строительная отрасль (ЛУКОЙЛ, Мосэнерго, РЖД, Евразхолдинг, ОАО «АМСТАР», ДСК -1,ДСК – 2, АЛРОСА, комбинат Магнезит и др.). Большим спросом на рынке охраны труда пользуется разработанная в ЗАО «ТД ТРАКТ» специальная консалтинговая программа «Система обеспечения работников предприятия средствами индивидуальной защиты» ("СОРПСИЗ"), которая представляет собой анализ условий и организации труда на предприятии, расчет эффективности существующих средств защиты и рекомендации на применение современных СИЗ. ТРАКТ выпускает свою корпоративную газету «ТРАКТ – Ревю», в которой освещает не только значительные события в жизни компании, но и отраслевую проблематику.

«Урсус. С». Компания основана в 1996 г. «Урсус.С» («Производственно-снабженческая БАЗА УРСУ.С») - ведущий производитель и поставщик спецодежды в России.

Самый широкий ассортимент, гибкая ценовая политика, высокое качество и современные технологии в производстве позволили компании занять лидирующее положение на рынке.

«УРСУС.С» работает для всех отраслей экономики, предлагая более 5000 наименований спецодежды, рабочей обуви и средств индивидуальной защиты.

Одно из ведущих направлений «УРСУС.С» - производство современной спецодежды для различных отраслей, моделирование, разработка и сертификация продукции.

«Техноавиа». Компания «Техноавиа» была основана 1992 г. Сейчас является крупнейшим в России производителем и поставщиком спецодежды, формы, обуви и средств индивидуальной защиты. Мы предлагаем российским предприятиям качественную сертифицированную продукцию, которая обеспечивает максимальную защиту и комфорт работников.

«Техноавиа» — это динамично развивающаяся компания с мощной производственной базой, выпускающая продукцию, соответствующую мировым стандартам. В распоряжении фирмы современное оборудование, новые технологии производства одежды и обуви, автоматизированная система проектирования моделей. В ассортименте компании более 500 наименований изделий: специальная одежда и обувь для работников химической, нефтегазовой, металлургической, пищевой, фармацевтической, автомобильной промышленности, транспорта и строительства, сельского хозяйства.

Сегодня число сотрудников «Техноавиа» насчитывает около 2000 человек, и это, не считая филиалов и магазинов розничной торговли в 28 городах России. Большая клиентская база — более 7000 предприятий России и ближнего зарубежья.

«Техноавиа» является дилером таких мировых лидеров в производстве СИЗ, как: «3M» (США), «Ansell Protective Products» (США), «Du Pont» (США), «UVEX» (Германия), «RS Arbeitsschutz» (Германия), «Degussa»(Германия).

Безусловным лидером в сегменте спецодежды и обуви сегодня является компания «Восток-Сервис», которая удерживает приблизительно 25-30 процентов всего рынка. На предприятиях компании работают почти 10 тыс. человек, а ее годовой оборот составляет около 100 млн. долларов. Еще три-четыре года назад успехи «Восток-Сервиса» выглядели скромнее (табл.4).

Таблица 4

Сравнительная характеристика позиций конкурентов

Область сравнения «Восток-Сервис» «Тракт» «Урсус» «Техноавиа»
Годовой оборот, млн. долларов 100 30-35 25 17-20
Занимаемая доля рынка, % 30 15 12 10
Уровень цены низкий средний средний средний
Уровень технологии высокий высокий высокий высокий
Качество продукции высокое высокое высокое средний
Расходы на рекламу средние средние средние высокие
Привлекательность внешнего вида высокая высокая высокая высокая
Время деятельности предприятия на рынке, лет 14 12 10 14

Но компания сделала ставку на развитие собственного производства, ориентированного на выпуск широкого ассортимента изделий для крупных промышленных предприятий, а также на создание торговой сети. Именно это, утверждают руководители «Восток-Сервиса», позволило компании с минимальными потерями пройти кризис 1998 г., а впоследствии заметно увеличить присутствие на рынке. Другим крупнейшим игроком на рынке является компания «Тракт». Ее годовой оборот оценивается в 30-35 млн. долларов. В отличие от «Восток-Сервиса», «Тракт» отказался от политики развития собственного производства. Менеджмент сосредоточился на размещении заказов на российских и китайских предприятиях, оставив себе роль дистрибьютора. Преимуществом «Тракта» можно назвать и широкий ассортимент продукции. Наряду со спецодеждой, спецобувью и СИЗ магазины «Тракта» предлагают канцелярские товары, рабочие инструменты и многое другое. Наконец, среди фирм, изготавливающих высококачественную спецодежду широкого профиля, можно отметить фирмы «Урсус» и «Техноавиа».

Потребители и партнеры. Компания ООО «Стайл-К» всегда готова предложить свою продукцию:

1) для промышленности;

2) строительства;

3) транспорта;

4) торговли;

5) общепита;

6) сферы услуг;

7) медицины;

8) охранных структур.

Основными партнерами компании ООО «Стайл-К» являются:

1) ООО «Эриал Интертрэйд», г.Санкт-Петербург, ул. Фрунзе, 4;

2) ООО «Спецтепломонтаж», г.Санкт-Петербург, ул. Никитина, 20;

3) ООО «Купеческий двор», г.Санкт-Петербург, ул. Каменская, 3;

4) ООО «Торговый дом Белебеевский», г.Санкт-Петербург, ул. Федосеева, 24;

5) ЗАО «Росналадка», г.Санкт-Петербург, ул. Красный проспект, 82;

6) ООО «Бизнес Транс», г.Санкт-Петербург, ул. Крылова, 20

7) ООО Торговый центр «Кировец», г.Санкт-Петербург, ул. Выборная, 126.

Рынок сбыта рабочей одежды представлен в табл.5, оборот рынка рабочей одежды в 2003-2007 гг. представлен на рис.3.

Таблица 5

Рынок сбыта рабочей одежды

Показатели г. Санкт-Петербург Ленинградская область За пределами области
Уровень спроса средний средний высокий
Степень удовлетворения спроса, % 20 20 30
Уровень конкуренции Высокий средний средний
Доля потребителей, готовых купить продукцию, % 30 30 40

Сегмент рынка. Сегодня сегмент спецодежды занимает 30% рынка российского текстиля, а его оборот в 2007 г. составил около 850 млн. долларов.



Рис.3. Оборот рынка рабочей одежды в 2003-2007 гг.

На фоне неспешного развития рынка легкой промышленности (5% ежегодно) сегмент спецодежды растет на гигантские 10-15% в год. Участники рынка объясняют тенденцию бурным развитием отраслей, в которых работать без униформы запрещено, модой на форму и растущим спросом на спецобувь и средства индивидуальной защиты. Расширение данного сегмента обусловлено промышленным ростом, качественными изменениями, происходящими в сфере услуг, а также формированием в успешных отечественных компаниях корпоративной культуры. Все чаще предприниматели понимают, что рабочий, официант, экспедитор или портье - это лицо фирмы, а значит, одевать его в потертый ватник или грязный передник не стоит. На рост спроса отреагировало предложение.

В данный момент проявились и результаты долгосрочной тенденции - промышленный рост, изменения в сознании топ-менеджеров и владельцев производственных компаний привели к всплеску спроса на СИЗ. Этот сегмент рынка спецодежды, по оценкам экспертов, стал сегодня почти самым перспективным. Как говорят представители отрасли, «компании начинают понимать, что иметь здоровый - в буквальном смысле - коллектив выгодно, и поэтому постоянно повышают требования к уровню безопасности производства. Обеспечение рабочих надежными средствами индивидуальной защиты - неотъемлемая часть этих требований».

Динамично растут продажи респираторов, масок и полумасок, берушей и наушников, монтажных поясов с амортизаторами. С развитием технологий происходит замена традиционных средств защиты рук (рукавиц) на кожаные перчатки и перчатки с нитриловым покрытием.


Рис.4.Сегмент рынка рабочей одежды

По тем же причинам, что и сегмент СИЗ, увеличивается производство профессиональной обуви. Для работников пищевой, электронной, атомной промышленности и медицины выпускаются модели из натуральной кожи с противобактериальной обработкой, а персонал цехов с повышенными температурами (формовочных, например) и дорожных рабочих обувают в ботинки с теплоизолирующими подошвами, стельками и подкладками, обладающими антибактериальными свойствами.

Доля обуви составляет 25%, и ее практически не импортируют. Выход на российский рынок западным компаниям затрудняют таможенные пошлины, увеличивающие стоимость продукции почти вдвое. Вторым козырем российских производителей стал уникальный опыт в области создания утепленной обуви. Ее импорт из стран юго-восточной Азии практически невозможен: там нет ни технологии, ни культуры производства.

Львиная доля доходов от производства обуви достанется отечественным игрокам при небольших расходах. Проще и выгоднее поставлять лекала и заказы на существующие российские фабрики, чем строить собственное производство.

Объем продаж спецодежды в последние годы постоянно растет. Вступившие в силу новый Трудовой кодекс и Кодекс об административных правонарушениях заставил работодателей более внимательно относиться к экипировке своих сотрудников. Поэтому рынка хватает всем, острой конкуренции на нем не ощущается. Многие люди именно сейчас начинают свое дело по пошиву спецодежды. Производители спецовки отмечают, что директора предприятий в последнее время стали охотнее тратиться на фирменные комбинезоны, куртки и фуфайки, не только из опасения административных штрафов или инспекций по труду, но и по соображениям развития собственного бизнеса.

Хорошая, качественная спецодежда снижает количество больничных листов в коллективе, благотворно сказывается на имидже компании, повышает доверие клиентов к ней.

Итак, ООО «Стайл-К» является хозяйствующим субъектом, уставной капитал которого разделен на доли, определенные уставом.

Предприятие является самостоятельным субъектом. Является также юридическим лицом. Основная деятельность – оптовая торговля. Форма собственности частная.

Анализ внутренней и внешней сред — это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная, что происходит во внешнем окружении и не развивая свои внутренние компетентные стороны, компания очень скоро начнет терять конкурентное преимущество, а затем может просто исчезнуть с рынка.

3 Анализ внешнеторговых предложений и принятие стратегических решений о выходе на зарубежные рынки ООО «Стайл-К»

3.1 Методы поиска и оценка надежности делового партнера при выходе на зарубежные рынки

Даже если фирма производит конкурентоспособный продукт, она должна позаботиться о его реализации — найти покупателей и постараться сохранить их в качестве постоянных клиентов. Только это может обеспечить фирме устойчивую прибыль, возможности для инвестирования с целью освоения новых продуктов и рынков.

Стратегическая особенность обретения зарубежных покупателей определяется двумя способами. Первый — когда потенциальные покупатели сами выходят на ваш рынок и выясняют, насколько ваши возможности соответствуют их потребностям. В этом случае фирма, как правило, не обладает достаточной информацией о потенциальном партнере. Поэтому представляется весьма сложным определить, насколько надежным партнером станет новый знакомый. Кроме того, опыт показывает, что будет весьма трудно сохранить такого клиента после выполнения его первого заказа, поскольку, придерживаясь подобной стратегии, он может затем обратиться для пробы и к другим поставщикам. Другими словами, данный способ обретения новых клиентов ненадежен с точки зрения налаживания устойчивых деловых связей.

Возможен и второй способ, который предполагает, что инициатива будет исходить с вашей стороны. Ваши представители на базе обоснованной выборки выходят на потенциальных клиентов. Обоснованная выборка означает, что в этот список войдут компании, потенциально заинтересованные в вашей продукции и имеющие финансовые возможности для ее оплаты. Этот метод, несомненно, более надежен, так как вы «контролируете» свою клиентуру. Однако он требует дополнительных усилий.

Отношения, построенные на наличии у партнеров информации относительно друг друга, как правило, наиболее стабильны и взаимовыгодны. Вы спокойны, потому что знаете вашего партнера и уверены, что он вам заплатит. Ваш партнер уверен в вашей исполнительности и в качестве вашей продукции. На деле именно такие потребители и подскажут вам возможные пути совершенствования вашей продукции и приспособления ее для новых рынков.

Основным условием стратегии реализации такой схемы взаимоотношений является наличие надежной информации, на основании которой вы сможете принять обоснованные и перспективные решения о выборе рынков сбыта и вступлении в деловые отношения с конкретными партнерами.

Мировой рынок и международная коммерческая практика уже давно разработали целый ряд стратегических методик и рекомендаций для реализации продуманного выхода на зарубежные рынки.

Установлению деловых отношений с какой-либо конкретной фирмой обычно предшествует поиск фирмы-партнера, который включает:

- выбор зарубежного рынка или рынков;

- исследование структуры фирм соответствующей отрасли или рынка;

- выявление ведущих фирм в отрасли;

- изучение отдельных фирм и определение круга потенциальных контрагентов.

Существует много специфических факторов, определяющих выбор торгового партнера, но в то же время есть некоторые общие положения, которыми руководствуются все коммерсанты при осуществлении экспортных и импортных операций.

Выбор контрагента в большой степени зависит от характера внешнеторговой сделки (экспортная, импортная, компенсационная и т.д.), а также от предмета сделки. При этом возникают два вопроса: в какой стране и у какого иностранного контрагента лучше купить (продать) необходимый товар?

Выбирая страну, экспортеры и импортеры должны принять во внимание целый комплекс факторов как экономического, так и торгово-политического характера.

Прежде всего необходимо принять во внимание возможное наличие торговых ограничений. Это может относиться к рынку как экспортера, так и импортера. Различного рода запреты на экспорт или импорт (как временные, так и долгосрочные) создают непреодолимые препятствия для выхода на определенные рынки.

Весьма важным стратегическим фактором выбора рынка являются различные нетарифные ограничения, применяющиеся на зарубежных рынках. Хотя такого рода ограничения не имеют запретительного характера, они могут серьезно затруднить выход на рынок и потребовать дополнительных затрат времени и средств. К таким мерам можно отнести лицензирование каждой операции (такая мера применяется некоторыми странами при неблагоприятном состоянии торгового баланса), квотирование ввоза продукции.

При выборе рынка следует учитывать объемы внешней торговли стран по выбранному товару. Так, высокий объем импорта свидетельствует о существенной потребности рынка в продукции и является благоприятным фактором для потенциальных экспортеров. Большой объем как экспорта, так и импорта продукции говорит о вовлеченности страны в международную торговлю, возможно, о наличии кооперационных связей, что также является положительным моментом.

Наличие валютных и платежных ограничений, напротив, снижает привлекательность рынка.

Второй круг изучаемой по рынкам информации касается социально-экономической и политической ситуации в выбранных рынках сбыта. Стабильная политическая ситуация будет дополнительным положительным моментом при прочих равных условиях при сравнении двух конкретных рынков.

Важнейшей из экономических стратегий при выборе рынка является оценка емкости рынка по выбранному товару. Чем более емкий рынок, тем он более привлекателен для потенциальных экспортеров.

К экономическим характеристикам рынка относятся также данные о размерах налогов в торговле, акцизов и других сборов и платежей.

Третий круг информации, необходимой для выбора рынка, — это информация об уровне конкуренции на рынке, уровне цен на аналогичную продукцию и затратах на продвижение товара. В этом случае следует учитывать возможные расходы на сертификацию продукции и технические модификации в соответствии с зарубежным стандартом и специфику восприятия того или иного продукта, сложившуюся на конкретном рынке. Высокая степень конкуренции, большие усилия по внедрению товара на рынок снижают привлекательность конкретного рынка.

При выборе фирмы на первое место выходит работа по изучению различных аспектов деятельности потенциальных партнеров. Такими стратегическими аспектами могут быть:

а) технологический — изучение технического уровня продукции фирмы, ее технологической базы и производственных возможностей;

б) научно-технический — сведения об организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и о затратах на них;

в) организационный — изучение организации управления фирмой;

г) экономический — оценка финансового положения и возможностей фирмы;

д) правовой — изучение норм и правил, действующих в стране потенциального партнера и имеющих прямое или косвенное отношение к сотрудничеству.

Суммируя практический опыт и общепринятые методики оценки потенциальных партнеров, их надежности и выгодности, можно выделить ряд принципов, которые позволяют эффективно вести работу по выбору контрагента.

Первый принцип — необходимо оценить степень солидности потенциального партнера. Под ней подразумеваются количественные показатели деятельности, масштаб операций, степень платеже- и кредитоспособности, а также степень доверия, которую ей оказывают банки.

Наиболее важным компонентом солидности фирмы является степень ее платеже- и кредитоспособности. Это важно знать прежде всего экспортерам, поскольку иностранный покупатель будет для них выступать в роли плательщика, однако покупателям товаров также весьма полезно быть информированными о финансовом положении их зарубежных поставщиков.

В целом уровень кредитоспособности фирм определяется следующими данными:

- точностью исполнения платежей и сроками оплаты счетов;

- составом банков и других финансовых учреждений, которые ведут дела с компанией;

- общим объемом финансовых средств компании;

- отсутствием юридических проблем или неоплаченных долгов.

Для оценки солидности фирмы можно привлечь и ряд других показателей, таких, как число занятых (в том числе сотрудников, участвующих в НИОКР), число предприятий и размеры производственных площадей, степень диверсификации фирмы (т.е. сфера деятельности и номенклатура выпускаемой продукции), доля интересующей нас продукции в объеме производства фирмы и отрасли.

Вторым важным стратегическим принципом в выборе фирмы является ее непосредственная деловая репутация, деловое реноме. Репутация фирмы определяется тщательностью и добросовестностью выполнения обязательств, наличием опыта в определенной сфере бизнеса, стремлением учитывать предложения и пожелания контрагента и решать все возникающие сложные ситуации путем переговоров.

Деловая репутация фирмы не связана напрямую с показателями солидности и в основном определяется опытом, которым располагает та или иная фирма, ведущая коммерческую деятельность в течение длительного периода.

В числе принципов выбора фирмы-контрагента можно назвать и учет опыта прошлых сделок. При наличии прочих равных условий коммерсанты отдают предпочтение тем фирмам, которые хорошо зарекомендовали себя в прошлом.

Определенное значение при выборе партнера может иметь и его положение на данном рынке: является ли он посредником или самостоятельным производителем (потребителем) продукции. Коммерсанты, как правило, стремятся к устранению лишних посреднических звеньев в торговых операциях, с тем, чтобы не уступать им часть прибыли. В то же время посреднические услуги широко используются, если являются объективной необходимостью. В этих случаях фирма столь же тщательным образом подходит к выбору посредника, с которым ей предстоит работать.

Торговые фирмы многих стран иногда связывают закупки с одновременной продажей своих товаров. Подобная увязка импортных операций с экспортными имеет значение не только для расширения сбыта, но и для более приемлемого способа оплаты импортных товаров, тем более если для этого требуется конвертируемая валюта. Поэтому иностранному поставщику, являющемуся одновременно покупателем экспортных товаров, оказывается определенное предпочтение.

Правильный выбор торговых партнеров очень важен, поэтому предприятия и организации, стремящиеся к внешнеэкономической деятельности, должны хорошо организовать и методически отладить эту работу. Было бы ошибкой прибегать к сбору информации по фирмам-партнерам только эпизодически или в период подготовки переговоров с ними. Эта деятельность должна вестись постоянно и тщательно.

Оперативно-коммерческая работа по изучению фирм во внешнеторговых организациях должна включать:

а) предварительный сбор данных о фирме, с которой предполагается проведение переговоров или заключение сделки;

б) текущее наблюдение за деятельностью фирм и организаций, с которыми заключены контракты;

в) выявление и изучение новых фирм и организаций — возможных контрагентов по экспорту и импорту;

г) систематическое изучение фирменной структуры товарных рынков по основным статьям экспорта и импорта;

д) наблюдение за деятельностью фирм-конкурентов, играющих ведущую роль на отдельных товарных рынках.

Изучение фирм, работающих на данном рынке, складывается из сбора информации о фирме и систематизации сведений в определенном порядке. Для получения интересующих сведений контрагенты используют все возможные источники информации, которые можно получить через сложившуюся на мировом рынке систему и которые являются обычными в практике любой фирмы, участвующей в международной торговле.

Информация о фирме, полученная из разных источников, собирается и систематизируется в досье на фирму.

Вопросы, по которым подбирается материал для досье, могут быть разделены на две группы:

1) вопросы общей характеристики фирмы, включая выяснение ее рода деятельности, номенклатуру производства и торговли, размеры производства, и другие вопросы, характеризующие фирму и ее роль на рынке данного товара;

2) вопросы по специальным аспектам, имеющим отношение непосредственно к заключению контрактов.

К ним относятся вопросы кредитоспособности, финансового положения фирмы, загрузки ее заказами, заинтересованности в получении заказов от иностранных контрагентов, выяснения ее взаимоотношений с другими фирмами и государственными органами, участия фирмы в артельных и других соглашениях, а также деловая характеристика представителей фирмы, с которой предполагается ведение переговоров.

Наиболее ценной информацией для досье считаются сведения, полученные при личном знакомстве с фирмой, ее руководителями или владельцами, а также в процессе коммерческих переговоров. В качестве дополнительных источников информации используются данные фирменных справочников, годовые отчеты фирм, справки банков и специализированных информационных фирм.

Досье фирмы включает ряд документов, подготавливаемых специально сотрудниками внешнеторговой организации. К таким документам, обязательным для заполнения, относятся:

а) карта фирмы — базовый документ, в котором собирается всесторонняя информация об интересующей фирме;

б) сведения о переговорах с фирмой;

в) сведения о деловых отношениях.

Карта фирмы представляет собой анкету, содержание которой сгруппировано по основным вопросам, характеризующим различные стороны деятельности изучаемой фирмы:

- страна, почтовый адрес, телефон, факс;

- год основания;

- предметы торговли, производства (с указанием основных технических характеристик товаров и технических новинок) или характер услуг;

- производственные мощности, торговый оборот, число работников или другие данные, характеризующие производственные возможности и объем деятельности (по годам);

- данные, характеризующие финансовое положение;

- филиалы, дочерние предприятия, участия и прочие связи (картельные, финансовые, персональные и т.д.);

- важнейшие конкуренты;

- владельцы, руководители фирмы, лица, имеющие непосредственный контакт с вашими организациями;

- оборот, в том числе по разным рынкам;

- отрицательные моменты, характеризующие фирму (невыполнение обязательств, рекламации, арбитражные, судебные дела и пр.).

В разделе досье по производственным мощностям указываются объем выпускаемой продукции, число рабочих и служащих, важнейшие предприятия, размер производственных площадей, количество единиц оборудования.

По торговому обороту собирается информация о количестве имеющихся у фирмы контор, отделений, магазинов и складов и объеме годовых оборотов, об удельном весе фирмы в производстве, экспорте и импорте соответствующих товаров.

Сведения о финансовом положении фирмы могут быть получены из балансов, справочников, справок кредит-бюро и банков, других источников. В этом разделе отражают по годам объемы капитала, обороты прибыль или убытки, а также другие данные, характеризующие финансовое положение фирмы.

В разделе, информирующем о связях фирмы, перечисляются филиалы и дочерние предприятия, в которых данная фирма участвует своими капиталами или имеет с ними какие-либо другие связи, указывается размер участия или характер связи.

В информационном блоке по важнейшим конкурентам фирмы указывают название конкурента, страну и наименование конкурентного товара.

В сведениях о владельцах, руководителях фирмы приводятся наименования юридических лиц и фамилии физических лиц, являющихся фактическими владельцами данной фирмы. Если имеется несколько владельцев, устанавливают долю участия каждого из них в капитале фирмы, Для акционерного общества перечисляются фамилии акционеров, владеющих большим числом акций, фамилии руководителей фирмы и работников с указанием сведений о деловых качествах.

Все заносимые в карту сведения должны иметь указание о том, к какому периоду они относятся, а также ссылку на использованный источник.

Кроме данных, перечисленных в карте, в досье фирмы должны собираться:

- характеристики владельцев, руководителей фирмы, а также служащих, осуществляющих непосредственный контакт с вашими организациями;

- данные балансов фирмы за хозяйственный год;

- данные о развитии торговых отношений с фирмой (сведения о поведении фирмы во время переговоров о заключении сделок и о ходе их реализации, об отношении фирмы к условиям типовых контрактов российских партнеров, о результатах сделок, о заинтересованности фирмы в работе на российском рынке).

При составлении характеристик на государственные, полугосударственные и кооперативные организации подробно освещаются такие вопросы, как характер взаимоотношений данной организации с правительственными органами и ее роль в экономике страны, а при персональной характеристике руководства — принадлежность к политической партии, личные связи с правительством и деловыми кругами этой страны.

Карта фирмы является необходимым источником ее изучения. При изучении же государственных, полугосударственных и кооперативных организаций наряду с картой фирм используют материалы по следующим вопросам:

- на какую группу товаров и на какую территорию страны или группы и распространяется монопольное право на экспорт или импорт, представленное изучаемой организации?

- каков удельный вес организации в импорте и экспорте данной группы товаров и во внешнеторговом обороте страны в целом за последние годы?

- каковы особенности возникновения и развития организации?

- в ведении какого правительственного учреждения находится организация?

- какова организационная структура и схема управления организацией?

- каковы положение и деятельность на внутреннем рынке, связи с частным сектором?

К специфическим видам фирм относятся также агентские фирмы. В их досье вносятся данные о сроке действия агентского соглашения, минимальном объеме продаж, размере комиссионных, виде агентства, территории, охватываемой деятельностью данной фирмы.

Важное место в досье на фирму занимают такие документы, как «сведения о переговорах» и «сведения о деловых отношениях». В них фиксируется информация, источником которой являются личные наблюдения и впечатления оперативных работников, полученные в процессе переговоров, в ходе выполнения контрактов и посещений предприятий фирмы. Такого рода сведения являются главными и наиболее ценными источниками информации о деловых качествах фирмы и ее представителей.

Сведения о переговорах с фирмой собирают после завершения переговоров с фирмой. Основные вопросы для изучения:

а) предмет переговоров;

б) результат переговоров;

в) характеристика представителей фирмы, проводящих переговоры, вплоть до черт характера (слабых и сильных их сторон), степень владения коммерческими и техническими вопросами;

г) поведение фирмы во время переговоров;

д) деловые отношения с другими российскими организациями.

Сведения о деловых отношениях. В отличие от сведений о переговорах, которые составляются после каждого раунда переговоров с фирмой, сведения о деловых отношениях составляются один раз в год и отражают опыт работы с фирмой в течение года. К ним относятся сведения о выполнении фирмой условий контрактов, ее заинтересованности в работе с данным рынком, деловых качествах фирмы и ее представителей, проявившихся в процессе выполнения контрактов.

Досье на фирмы пополняется систематически, при этом перед началом нового финансового года и при подготовке крупных сделок целесообразно дополнительно собрать сведения о финансовом положении контрагента независимо от наличия этих данных за прошлый период.

В принципе каждая организация может подготовить для собственных нужд свой вариант фирменного досье, учитывая при этом специфику своей работы на мировом рынке и особенности круга своих контрагентов.

3.2 Стратегия планирования внешнеэкономической деятельности

на уровне предприятия

Перестройка организации внешнеэкономической деятельности и реформы по ее либерализации предоставили право заниматься внешнеэкономической деятельностью любому российскому юридическому и физическому лицу, получившему статус индивидуального частного предпринимателя. В настоящее время во внешнеэкономической деятельности заняты свыше полумиллиона хозяйствующих субъектов.

Принимая стратегическое решение о выходе на внешние рынки (в форме экспортной, импортной или иной зарубежной хозяйственной деятельности), руководство предприятия, фирмы должно сознательно пойти на расширение выполняемых им функций и провести серьезную подготовительную аналитическую работу по определению целесообразности и возможной эффективности хозяйственной деятельности на зарубежных рынках и прежде всего выявить для себя целевые рынки. В связи с этим оно должно особое внимание обратить на:

- анализ причин и мотивов выхода на внешний рынок вообще и на данный зарубежный рынок в частности;

- изучение предпринимательской, прежде всего маркетинговой, среды и условий работы на зарубежном рынке;

- изучение системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации;

- оценку наличия компетентных кадров в области внешнеэкономических операций на соответствующих зарубежных рынках;

- разработку долгосрочных и/или среднесрочных рыночных стратегий проникновения на зарубежные рынки и составление бизнес-планов внешнеэкономических проектов.

Фирма, занимающаяся или собирающаяся заниматься внешнеэкономической деятельностью, осуществляет поиск прибыльных предпринимательских действий в масштабах не только рыночной территории своей страны, но и всего земного шара.

Руководство фирмой при организации и осуществлении внешнеэкономической деятельности вынуждено принимать весьма ответственные решения стратегического и оперативного характера, каждое из которых во многом определяет успех или неудачу работы, как правило, в значительных масштабах. Основными стратегическими решениями фирмы в области осуществления внешнеэкономических связей являются решения выходить или не выходить на внешний рынок, заниматься или не заниматься внешнеэкономической деятельностью, расширять или не расширять внешнеэкономическую деятельность и по каким причинам.

Четыре стратегических решения при выходе на внешний рынок.

В случае принятия и обоснования положительного варианта решаются следующие стратегические вопросы:

- на какой именно внешний рынок выходить;

- когда именно и каким образом организовать выход на выбранный внешний рынок и какой стратегии придерживаться;

- какую товарную, ценовую политику проводить, как строить сбытовую, товарораспределительную сеть и как формировать политику продвижения (рекламу, паблик рилейшнз, персональные продажи, стимулирование сбыта, участие в выставках, ярмарках и т.д.);

- как организовать соответствующие подразделения и структуры, которые уполномочены проводить работу по освоению или расширению внешнеэкономической деятельности.

Рассмотрим основные стратегические причины выхода на внешние рынки:

- поиск более высокой доходности бизнеса;

- снижение спроса на внутреннем рынке;

- сглаживание резких колебаний спроса;

- продление жизненного цикла товара (время продажи товара в целом);

- снижение рисков за счет их распыления и географической диверсификации операций;

- получение признания за рубежом и завоевание международного престижа для фирмы и ее товаров;

- требования клиентов;

- улучшение ликвидности активов предприятия за счет использования зарубежных источников получения наличной валюты;

- получение дополнительного коммерческого эффекта за счет использования преимуществ национальных факторов производства и ресурсного потенциала страны;

- желание окупить издержки на рыночные исследования быстрее и значительнее, чем это может быть сделано на внутреннем рынке;

- выход за рубеж как свидетельство эффективности своей предпринимательской деятельности;

- освоение передового опыта ведения международного бизнеса. Обучение и повышение компетентности персонала фирмы.

Планирование внешнеэкономической деятельности на уровне фирмы осуществляется наряду с планированием предпринимательской деятельности в рамках отечественного рынка и предполагает составление отдельного раздела сводного внутрифирменного плана — плана внешнеторговой или внешнеэкономической деятельности.

План внешнеэкономической деятельности включает задания — показатели по экспорту и импорту (в зависимости от профиля внешнеэкономической деятельности фирмы) с разбивкой по товарам и видам услуг, по странам и регионам в долларовом и физическом выражении за определенный период (обычно за год).

Планы внешнеэкономической деятельности, как правило, основываются на специальных маркетинговых программах — предложениях по расширению внешнеэкономической деятельности, указывающих наиболее перспективные внешние рынки, методы их освоения и повышения международной конкурентоспособности фирмы и ее товаров.

Планы внешнеэкономической деятельности весьма часто сопровождаются бизнес-планами проектов развития и совершенствования работы фирмы за рубежом, в которых приводится обоснование необходимости привлечения соответствующих средств из внешних источников и доказывается общая эффективность проекта и реальность возможности его окупаемости и прибыльности.

Бизнес-план внешнеэкономического проекта предполагает, как правило, обоснование эффективности разработки, освоения и расширения внешних рынков для фирмы. В частности, в нем даются анализ и характеристика рынка для проникновения или усиления рыночной позиции фирмы, анализ конкурентов, их сильных и слабых сторон, анализ конкурентных позиций своей фирмы (так называемый SWOТ-анализ: strengths/weaknesses — opportunities/threats), анализ внешней среды бизнеса: географических, демографических, организационно-правовых, политических, экономических, социально-культурных и других условий рынка проникновения на зарубежных территориях и условия для развития данного вида внешнеэкономической деятельности в России.

Затем в бизнес-плане дается описание внешнеэкономического проекта: характеристика товара, предназначенного к поставке за рубеж; местоположение и характеристика предприятия, его производящего; меры по выводу товара на данный внешний рынок (формирование сбытовой сети, реклама и другие средства стимулирования сбыта, ценовая политика).

Следующими идут раздел бизнес-плана, характеристика производства и сбыта, раздел маркетинговой работы.

Далее в бизнес-плане приводятся данные по конкретной фирме, для которой или на которой этот бизнес-проект разрабатывался. Здесь дается характеристика правового и финансового положения фирмы, указываются организационные структуры и ведущие сотрудники, ответственные за реализацию данного внешнеэкономического проекта.

И, наконец, дается оценка рисков данного проекта, приводится финансовый план по его реализации с указанием средств, выделяемых самой фирмой, и средств, необходимых ей в виде внешних заимствований. Рассчитывается точка безубыточности внешнеэкономического проекта.

Бизнес-план обычно начинается с резюме, где в сжатой, лаконичной форме приводится краткое содержание основной его сути, и завершается приложениями, иллюстрирующими и обосновывающими положения и статьи плана.

Контроль внешнеэкономической деятельности на фирме осуществляется в форме разработанных видов отчетности о состоянии и результатах внешнеэкономических операций с разбивкой по товарам и странам и в целом по суммарному итогу, а также с разбивкой по соответствующим филиалам, отделам и сотрудникам. При этом он осуществляется путем соотнесения фактических результатов с плановыми. Контроль может быть и в виде спонтанно организуемых ревизий и т.д. Контроль внешнеэкономической деятельности предполагает не только проверку количественных, но и качественных показателей, т.е. выполнение поставленных в планах качественных целей и задач.

Эффективность внешнеэкономической деятельности на уровне фирмы определяется прежде всего на основе анализа прибыльности внешнеторговых операций путем сопоставления доходов и затрат, плановых заданий и их выполнения. Также эффективность внешнеэкономической деятельности определяется путем анализа рыночной доли, повышения степени известности торговой марки товара и фирмы, увеличения числа ее покупателей и контрагентов и т.д.

3.3 Обоснование стратегического выхода на внешние рынки ООО «Стайл-К»

Экономическое обоснование принимаемых стратегических решений по управлению внешнеэкономической деятельностью предприятия производится путем расчета различных показателей экономической эффективности. Всю систему показателей экономической эффективности ВЭД можно разделить на две группы. Показатели эффекта, определяемые как абсолютные величины, выражаются в соответствующих денежных единицах как разница между результатами и затратами. Показатели эффективности, определяемые на основе отношения результатов к затратам, как правило, относительны и выражаются в относительных величинах: %, руб./руб., долларов/доллар, долях единицы и др.

Под затратами следует понимать денежную, стоимостную оценку привлекаемых производственных ресурсов: стоимость сырья, материалов, энергии, трудовых ресурсов, услуг сторонних организаций, обязательные отчисления в различные государственные фонды и другие затраты, без которых сделка была бы не осуществлена. Под результатами следует понимать денежную, стоимостную оценку полученной выгоды для предприятия: денежные средства за поставленную продукцию, выполненные работы и услуги, стоимость полученного товара, работ, услуг и т.д.

При расчете показателей важно соблюдать следующие принципиальные методологические положения:

- принцип наиболее полного учета всех составляющих затрат и результата. Неполный учет затрат и полученных результатов может исказить выводы об оценке эффективности того или иного мероприятия, решения;

- принцип сравнения с базовым вариантом. Все познается в сравнении, в том числе и эффективность. За базовый вариант может быть принято положение дел до принятия решения, один из вариантов принятия решения или состояния дел на рынке, у конкурента. Неправильный выбор базы сравнения также может привести к искажению оценок;

- принцип приведения затрат и результатов в сопоставимый вид. Сравниваемые показатели должны быть сопоставимы. Например, следует приводить их в сопоставимый вид по объему, качеству, периоду времени и другим параметрам;

- принцип приведения разновременных затрат и результатов к одному моменту времени. Соблюдение данного принципа – одно из важнейших положений теории оценки эффективности. Методы приведения разновременных затрат к одному моменту времени достаточно хорошо разработаны в экономике.

Конкретный расчет показателей эффективности будет в значительной степени зависеть от вида операций на внешнем рынке, ее целей, условий и других особенностей конкретной сделки. Рассмотрим общие положения и пример расчета показателей эффективности импорта.

Проведя анализ рынка спецодежды, мы провели анализ как отечественных производителей, так и производителей стран ближнего зарубежья. На основе проведенного анализа для сотрудничества была выбрана компания ТОО «Спецодежда и Д», работающая на рынке Казахстана более 10 лет. Имеет большой ассортимент товаров рабочей одежды высокого качества. Также у компании присутствует гибкая система скидок.

А также Санкт-Петербурские производители спецодежды: ООО компания «ХБ-плюс» и ЗАО торговый дом «Питер-Восток-Сервис».


Таблица 6

Ассортиментная таблица предложения по спецодежде

Ассортимент ТОО «Спецодежда и Д», руб. ООО компания «ХБ-плюс», руб. ЗАО ТД «Питер-Восток-Сервис», руб.
Брюки ватные тк. «Диагональ» 220 - 195
Жилет утепленный тк. «Альянс» 240 - 176
Жилет утепленный тк. «Диагональ» 140 - -
Костюм «Секьюрити» тк. «Турист» 1500 1880 1269
Костюм зимний ИТР, тк. «Лидер» 1590 - 1113
Куртка зимняя ИТР, тк. «Лидер» 954 - 513
Куртка зимняя, тк. «Джинс» 320 - -
Куртка утепленная ватная тк. «Диагональ» 270 - -
Подшлемник ватный 64 53 47
Подшлемник трикотажный 72 78 65
Шапка зимняя 110 120 173
Портянки фланелевые (пара) 54 - -
Белье нательн. зимн. (бумазея) 64 - 149

Рассматривая предложение трех фирм и проведя анализ цен на условиях франко-склад потребителя можно выбрать ряд позиций и подписать договор поставки с тремя фирмами, причем свести договора до уровня специализации на отдельных товарных позициях.

В табл.7 сведем анализ цен закупок, продажных цен ООО «Стайл-К» и просчитаем прогнозируемую рентабельность продаж.

Таблица 7

Финансовые показатели сделки ООО «Стайл-К»

Ассортимент Цена покупки, руб. Цена продажи, руб. Рентабельность продаж, %
Брюки ватные тк. «Диагональ» 195 240 23,1
Жилет утепленный тк. «Альянс» 176 260 47,7
Жилет утепленный тк. «Диагональ» 140 165 17,9
Костюм «Секьюрити» тк. «Турист» 1269 1600 26,1
Костюм зимний ИТР, тк. «Лидер» 1113 1600 43,8
Куртка зимняя ИТР, тк. «Лидер» 513 1100 114,4
Куртка зимняя, тк. «Джинс» 320 460 43,8
Куртка утепленная ватная тк. «Диагональ» 270 320 18,5
Подшлемник ватный 47 78 66,0
Подшлемник трикотажный 65 96 47,7
Шапка зимняя 110 210 90,9
Портянки фланелевые (пара) 54 62 14,8
Белье нательн. зимн. (бумазея) 64 160 150,0

Таким образом, анализ табл.7 показал, что если фирма принимает решение о выходе на внешние рынки, а, в частности, на рынки республики Казахстан, то речь может идти только о поставке трикотажного белья фирмой ТОО «Спецодежда и Д».

Причем расчет рентабельности показал – на условиях франко-склад покупателя эта сделка принесет 150% прибыли или каждый рубль вложенный в сделку принесет 50 копеек прибыли.

На основе проведенного исследования можно провести SWOT – анализ ООО «Стайл-К».

Таблица 8

SWOT – анализ ООО «Стайл-К»

Внутренние факторы

S - сильные стороны компании

-надежное и стабильное предприятие;

- наличие четкой стратегии;

-близость транспортных магистралей;

- квалифицированные кадры;

- четкое планирование реализации и производства.

W – слабые стороны компании

-неразвитость товаропроводящей сети (отсутствие сети диллеров, территориальных представительств).

Внешние факторы

O – возможности среды

- расширение сети посредников и поставщиков в Казахстане;

-соглашение о Торгово-экономическом сотрудничестве между Ленинградской и Восточно-Казахстанской областями, которое предполагает развитие новых и углубление уже существующих партнерских связей.

T - угрозы среды

-усиление конкуренции со стороны;

- рост цен на сырье;

-увеличение тарифов на железнодорожные перевозки;

-рост тарифов на электроэнергию;

- дорогостоящее оборудование и материалы для обеспечения производства.

Данная матрица иллюстрирует как внешние благоприятные возможности и угрозы, с которыми может столкнуться предприятие, так и его силы и слабости. И на основе этого перед ООО «Стайл-К» сгенерированы стратегические альтернативы и поставлены актуальные задачи, в, частности, развитие систем сбыта и поставок за рубежом, в частности, в Казахстане.

Заключение

В результате проведенного в дипломной работе исследования были получены следующие выводы.

Управление внешнеэкономической деятельностью в России осуществляется целой системой органов государственной власти. Наиболее разнообразной системой специализированных органов государственной власти, принимающих участие в управлении внешнеэкономической деятельностью в России, обладает исполнительная власть. К исполнительной власти относятся Президент и Правительство РФ.

В управлении внешнеэкономической деятельностью России наибольшее значение имеют следующие органы исполнительной власти:

1) Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития);

2) Федеральная таможенная служба РФ (ФТС);

3) Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК).

Планирование внешнеэкономической деятельности на уровне фирм осуществляется наряду с планированием предпринимательской деятельности в рамках отечественного рынка и предполагает составление отдельного раздела сводного внутрифирменного плана внешнеторговой или внешнеэкономической деятельности.

Принимая решение о выходе на внешнеэкономические рынки предприятие должно обеспечить себе конкурентоспособность. Под конкурентоспособностью следует понимать не столько особые свойства конкретного товара, сколько наличие у предприятия самой способности такие товары производить.Иными словами, производитель должен быть конкурентоспособным в области разработки, сокращения сроков освоения производства и выведения на рынок новых товаров, по уровню технологий, а также способности «приложить» к своему товару определенный комплекс дополнительных услуг.

Конкурентоспособность предприятия — это не результат случайного стечения обстоятельств, а следствие целенаправленных усилий со стороны как его менеджеров, так и рядовых работников.

Для принятия решений в условиях конкуренции, производителю следует учитывать, что:

1) выбор потребителя направлен не на сам товар, а на полезность, которую он ожидает от его использования;

5) каждый товар представляет собой совокупность свойств (параметров), которые и определяют его полезность;

6) одну и ту же потребность часто могут удовлетворять разные товары;

7) один и тот же товар часто может удовлетворять различные потребности.

Интенсивность и степень остроты конкуренции определяется пятью силами:

- угрозой появления новых конкурентов;

- угрозой появления товаров-заменителей;

- способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться;

- способностью покупателей торговаться;

Потенциальными конкурентами могут стать:

- фирмы, действующие вне рассматриваемого рынка товаров, которые легко могут преодолеть барьеры входа;

- фирмы, для которых выход на новый рынок даст синергический эффект;

- фирмы, для которых это есть логическое развитие их стратегии; клиенты или поставщики, которые для укрепления своих позиций на других рынках могут осуществить интеграцию.

Учет особенностей товара, динамика развития НТП, правильно выбранная стратегия формирования товарной политики в существенной мере определяют конкурентоспособность предприятия, возможности его экономического роста и выживания в современных условиях.

ООО «Стайл-К» является хозяйствующим субъектом, уставной капитал которого разделен на доли, определенные уставом.Предприятие является самостоятельным субъектом. Является также юридическим лицом. Основная деятельность – оптовая торговля. Форма собственности частная.

Целями деятельности организации являются осуществление предпринимательской деятельности, не запрещенную законодательством, и получение на этой основе прибыли. В этих целях общество заключает договора купли – продажи.

Анализ внутренней и внешней сред — это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная, что происходит во внешнем окружении и не развивая свои внутренние компетентные стороны, компания очень скоро начнет терять конкурентное преимущество, а затем может просто исчезнуть с рынка.

Принимая решение о выходе на зарубежные рынки, руководство фирмой осознает преимущества и риски, которые таит в себе внешнеэкономическая деятельность, и осуществляет программу мер специальной подготовки, которая включает обучение специалистов-международников, изучение специфических условий организации торговли на зарубежных рынках, подготовку по ним банков данных, разработку долгосрочных стратегий освоения внешних рыночных пространств и т.д., используя при этом разнообразные виды внешнеэкономических операций.

Управлять внешнеэкономической деятельностью на фирме — значит планировать ее, формировать и оптимизировать организационную структуру служб, выполняющих все виды работ в области внешнеэкономических связей, координировать задачи по освоению и расширению внешних рынков с другими отделами и функциями данной фирмы, учитывать и контролировать результаты внешнеэкономической деятельности, определять ее эффективность, организовывать совершенную информационную систему банков данных по соответствующим мировым рынкам и зарубежным контрагентам.

Список используемой литературы

1. Абрамов В. Л. Мировая экономика. - М. : Дашков и К°, 2007. - 310 с.

2. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. - М.: Маркетинг. 2005. – 364 с.

3. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 138 с.

4. Базылев Н.И., Гурко СП., Базылева М.Н. Экономическая теория. - М.: ИНФРА-М, 2005. -672 с.

5. Басовский Л. Е. Маркетинг. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 219 с.

6. Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. - М. : Финансы и статистика, 2008. - 319 с.

7. Блинов А.О. Малое предпринимательство. – М.: «Дашков и К»,2005. – 262 с.

8. Бронникова Т. С. Маркетинг. - М. : Приор, 2007. - 123 с.

9. Васильева Е.Е. Проблемы малого предпринимательства. Механизмы развития малого предпринимательства в России. – М.:ИНФРА-М, 2007. – 193 с.

10. Виханский О. С. Стратегическое управление. - М.: Экономистъ,2005. - 292 с.

11. Власов В.С. Проблемы развития малого предпринимательства в России.. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 201с.

12. Воронин В. П. Мировое хозяйство и экономика стран мира. - М. : Финансы и статистика, 2008. - 236 с.

13. Гайдаенко Т. А. Маркетинговое управление: принципы управленческих решений и рос. практика. - М. : Эксмо : Мирбис, 2008. - 488 с.

14. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия.- М.: Финансы и статистика, 2006. – 285 с.

15. Долгов С. И. Глобализация экономики и ее значение для России. М.: Экономика. 2006. – 341 с.

16. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. - СПб. : Питер, 2007. - 538 с.

17. Козырев В. М. Основы современной экономики. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 543 с.

18. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб. : Питер, 2006. - 464 с.

19. Кудров В.М. Мировая экономика. - М. : Бек, 2007. - 452 с.

20. Лапуста М.Г., Старостин Ю.П. Малое предпринимательство. – М.:ИНФРА-М,2006. – 162с.

21. Лебедева О. А. Маркетинговые исследования рынка. - М. : Форум - Инфра-М, 2005. - 191 с.

22. Малый бизнес. Организация, экономика, управление/Под. Ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандвра.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 271 с.

23. Маслова Т. Д. Маркетинг. - СПб. : Питер, 2007. - 397 с.

24. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. - М. : Дашков и К°, 2002. - 613 с.

25. Маркова В. Д. Маркетинг менеджмент. - М. : Омега-Л, 2007. - 203 с.

26. Мировая экономика /Под ред.А.С. Булатова.-М.: Юристъ. 2006.– 734 с.

27. Международные экономические отношения / Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М. : Проспект, 2008. - 648 с.

28. Мировая экономика и международный бизнес / Под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. .- М. : КНОРУС, 2007. - 650

29. Мовсесян А. Г. Мировая экономика. - М.:Финансы и статистика, 2007. - 654с.

30. Организация коммерческой деятельности. - М. : Академия, 2006. - 172 с.

31. Платоненко В.Е. Малое предпринимательство: перспективы и пути развития.– М.: ИНФРА-М, 2007 – 365 с.

32. Портер М. Конкуренция. - СПб. : Вильямс, 2000. - 495 с.

33. Райзберг Б.А.Курс экономики. - М.:ИНФРА-М, 2007г. – 244 с.

34. Стровский Л.Е. Внешний рынок и предприятие. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 159 с.

35. Фомичев В. И. Международная торговля. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 445 с.

36. Шимко П. Д. Международная экономика. - М. : Высш. шк., 2006. - 471 с.

37. Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная, А.Ю. Юданова. - М. : КноРус, 2006. - 602 с.

38. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. - М.:АКАЛИС, 1996.- 272 с.

39. www.economica.ru.

40. www. finansi.ru.

41. www. vesti.ru.

42. www.worldtrade.ru

43. www. ntpp.ru

44. http://www.wto.org

45. http://www.ng.ru

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  335  336  337   ..