Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 12

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  181  182  183   ..

 

 

Технико-экономическое обоснование инвестирования строительства проекта

Технико-экономическое обоснование инвестирования строительства проекта

Министерство образования РФ

Таблица 1

Оборудование

Кол-во,

Срок

Часовая

Режим

Время

1 Ведущее оборудование 6 7 3,86 2 12
2 Вспомогательное оборудование 5 4 2
3 Транспортные средства 6 2
4

Инструменты, инвентарь,

7

Показатели Значения показателей

на единицу

на все оборудование
1 Количество оборудования, шт. 1 6
2 Число календарных дней 365
3 Праздничные и выходные дни 62
4 Количество рабочих дней 303
5 Простои на технологические остановки и ремонт, дней 12 72
6 Количество эффективных дней работы 291 1746
7 Сменность работы 2 12
8 Продолжительность смены, час 6,67 6,67
9 Фонд эффективного времени работы, (n*Bэф ), час 3882 23292

Наименование показателей Значение показателей
1 2 3
1

Оптовая цена технологического оборудования, тыс. д.е.:

50

2 Транспортные расходы, % к цене 18
3 Заготовительно-складские расходы, % к цене 2
4

Затраты на монтаж, %

10

5 Стоимость транспортных средств, % 6
6 Стоимость инструмента, инвентаря, КИП, % 2
7 Прочие затраты, % 4

Наименование оборудования

Кол-во,

Цена

Транс-

Загото-

Цена приобре-

Стои-

1 Ведущее 6 50 9 1 60 360,0
2 Вспомогательное 5 7 1,26 0,14 8,4 42,0
ИТОГО 11 402,0

Наименования оборудования и затрат

Сумма,

1 2 3
1

Ведущее оборудование, всего, в том числе:

396

2

Вспомогательное оборудование, всего, в т. ч:

48,3

3 Итого по технологическому оборудованию 444,3
4 Стоимость транспортных средств 26,7
5 Стоимость инструмента, инвентаря, КИП 8,9
6 Прочие затраты 17,8
7

Балансовая стоимость оборудования, в т. ч.

497,6

Направление инвестирования Сумма затрат, тыс. д.е.
1 Приобретение земельного участка 0,54
2 Подготовка строительной площадки 2,3
3 Здания и сооружения 117
4 Оборудование 497,6
5 Замещение оборудования с коротким сроком службы 48,3
6 Подготовка производства 38,2
7 Создание производственной инфраструктуры 21,1
8 Оборотный капитал 87
ИТОГО 812

Наименование ма-

Едини-

Норма расхода

Цена оп-товая, д.е.

Транспортно-

1 Сырье А м3 2 110 16%
2 Сырье Б кг 0,3 15 14%
3 Полуфабрикаты шт. 5 65 9%
4 Электроэнергия КВт.ч. 7 0,45
5 Пар Гкал. 0,2 50

Наименование ресурсов

Ед.

Норма

Цена

Транспортно-

Цена

Сумма

%

сумма,

на 100

на весь

1 Сырье А м3 2 110 16 17,6 128 255,2 229,4
2 Сырье Б кг 0,3 15 14 2,1 17 5,1 4,6
3 Полуфабрикаты шт. 5 65 9 5,9 71 354,3 318,5
4 Электроэнергия КВт.ч 7 0,45 0,5 3,2 2,8
5 Пар Гкал. 0,2 50 50 10,0 9,0
ИТОГО - 627,7 564,4

Таблица 12

Наименование

Балансовая

Срок службылет

Норма

Годовая

1 117 20 5,0 5,8
2 Ведущее оборудование 413,8 8 12,5 51,7
3 Вспомогательное оборудование 48,3 4 25,0 12,1
4 Транспортные средства 26,7 6 16,67 4,4
5 Инструменты, инвентарь, КИП 8,9 7 14,29 1,3
6 Сопутствующие объекты 21,1 12 8,3 1,8
ИТОГО 636 77,1

Таблица 13

Категория персонала

Кол-во штатных

Среднемесячная

1 Цеховой персонал 4 1,2
2 Общезаводской персонал 5 1,5

Таблица 14

Категория

Численность,

Средне-

Годовой

Отчисления на

Годовой

1 Цеховой персонал 4 1,2 57,6 15,0 72,6
2 Общезаводской персонал 5 1,5 90 23,40 113,4
ИТОГО 9 147,6 38,4 186,0

Таблица 16

№ п/п Статьи расходов Нормативы для расчета
1 Содержание, ремонт и эксплуатация оборудования (без оплаты труда вспомогательным рабочим) 3% от стоимости оборудования
2 Содержание и ремонт зданий, сооружений 4% от стоимости зданий и сооружений
3 Охрана труда 5% от ФОТ вспомогательных рабочих и цехового персонала
4 Износ МБП 2% от стоимости оборудования
5 Прочие расходы 10% от суммы предыдущих расходов

Статьи расходов Нормативы для расчета
1 Содержание и ремонт зданий, сооружений 20% от стоимости зданий и сооружений
2 Расходы на служебные командировки и перемещения 10% от ФОТ общезаводского персонала
3 Расходы на пожарную и сторожевую охрану 3% от ФОТ общезаводского персонала
4 Канцелярские и почтово-телеграфные расходы 2% от ФОТ общезаводского персонала
5 Расходы на подготовку кадров и оргнабор работников 4% от ФОТ общезаводского персонала
6 Налоги, сборы 40% от ФОТ с отчислениями на социальные нужды общезаводского персонала
7 Прочие расходы 10% от суммы предыдущих расходов

Статьи расходов Пояснения к расчетам Сумма затрат за год, тыс. д.е.
1 ФОТ общехозяйственного персонала Табл. 13 90
2 Отчисления на социальные нужды Табл. 13 23,40
3 Содержание и ремонт зданий, сооружений 117*0,29 23,38
4 Расходы на служебные командировки и перемещения 90*0,11 9,00
5 Расходы на пожарную и сторожевую охрану 90*0,02 2,70
6 Канцелярские и почтово-телеграфные расходы 90*0,02 1,80
7 Расходы на подготовку кадров и оргнабор работников 90*0,04 3,60
8 Налоги, сборы (90+23,4)*0,41 45,36
9 Прочие расходы 199,24*0,13 19,92
ИТОГО - 219,16

Таблица 20

Источники финансирования проекта

Продолжитель-ность строит-

Год реализа-

Распределение инвестиций, %

Освоение

Строит-во

Приобретение

2 1-й 65% 35% 55%
2-й 100% 100% 75%

п/п

Источники Размеры финансирования

Строитель-

ство

Освоение Полная мощность Итого
Годы инвестиционного периода
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Учредители 339 339
2 Пайщики 107 107
3

Кредит

поставщиков

259 259
4 Кредит банка 78 78
5 Текущие пассивы 28 28

ИТОГО:

·расчетная

потребность

·с учетом

фактора риска

В т.ч. акционерный капитал

339

346

346

367

367

107

78

78

-

28

28

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

812

818

453

Примечание к табл.20.

Величина запаса финансовых ресурсов принята в размере 0,75% от расчетной потребности. Сумма запаса составила 6,1 тыс.д.е. (812*0,0075) и учтена в составе учредительского капитала.

Расчет 19. Условия использования акционерного капитала и привлечения заемных средств принимаются следующими:

1.По акциям учредителей и пайщиков, начиная с 1-го года производства продукции (с 3-го года реализации проекта), выплачиваются дивиденды по ставке 6% годовых. Сумма дивидендов составит:

· за год –27,2 тыс.д.е. (453*0,06);

· за весь срок выплаты – 217,3 тыс.д.е. (27,2*8).

2.Возврат кредита поставщиков начинается с 1-го года производства продукции и осуществляется равномерно в течение 4 лет. Ставка процентов за кредит составляет 9% годовых.

Расчет сумм процентов за кредит (по состоянию на конец года):

· за 1-й год (3-й год реализации проекта) – 259*0,09=23,3 тыс.д.е.;

· за 2-й год (4-й год реализации проекта) – (259-64,86)*0,09=17,5 тыс.д.е.;

· за 3-й год (5-й год реализации проекта) – (259-129,82)*0,09=11,7 тыс.д.е.;

· за 4-й год (6-й год реализации проекта) – (259-194,58)*0,09=5,8 тыс. д.е.

Таким образом, к концу 5-го года реализации проекта будет возвращен кредит поставщиков и погашены проценты по нему. Результаты расчетов сводятся в табл.21.

3.Банковский кредит возвращается в 5-м, 6-м, 7-м годах реализации проекта в суммах 39; 19,5; 19,5 тыс.д.е. соответственно. Кредит получен под 9% годовых.

Расчет сумм процентов за кредит (по состоянию на конец года):

· за 1-й год (4-й год реализации проекта) – 78*0,09=7 тыс.д.е.;

· за 2-й год (5-й год реализации проекта) – 78*0,09=7 тыс.д.е.;

· за 3-й год (6-й год реализации проекта) – (78-39)*0,09= 3,5 тыс.д.е.;

Таким образом, к концу 7-го года реализации проекта будет возвращена вся сумма кредита и погашены проценты по нему. Результаты расчетов сводятся в табл.22.

2.3 Производственная программа и объемы продаж

Производственная программа предусматривает расчет объемов производства продукции по годам эксплуатационного периода с учетом возможного освоения производственной мощности. Объем продаж в натуральном измерении соответствует физическому объему производства продукции. Таким образом, сбыт продукции планируется осуществлять в объемах, соответствующих выпуску готовых изделий, т.е. без учета остатков последних на складах предприятия.

Расчет 20. По данным расчета 16 освоение производственной мощности начинается с 3-го года реализации проекта и осуществляется в течение 2-х лет. Следовательно, начиная с 5-го года реализации проекта, предприятие работает на полную мощность, выпуская ежегодно 90 тыс. изделий (расчет 1).

С учетом принятого в расчете 16 уровня освоения мощности, рассчитаем производственную программу предприятия с разбивкой по годам эксплутационного цикла (табл.23).

Таблица 23

Производственная программа и объемы продаж

п/п

Показатели Значения показателей по годам, тыс.д.е.
Годы инвестиционного периода

Все-

го

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Установленная ПМ, тыс.изд. - 90 90 90 90 90 90 90 90 719
2 % освоения ПМ - - 55 75 100 100 100 100 100 100
3 Объем производства и продажи, тыс.изд. - - 49 67 90 90 90 90 90 90 656

2.4 Расчет себестоимости продукции

Количество продукции, которое предприятие может предложить на рынке, зависит от уровня издержек на ее производство и реализацию, а также цены, по которой эта продукция будет продаваться на рынке. Поэтому знание и правильный расчет издержек на производство и сбыт продукции является одним из важнейших условий эффективного хозяйствования предприятия.

Затраты на производство и реализацию продукции могут быть представлены в показателе себестоимости продукции, которая характеризует в денежном измерении расходы предприятия, необходимые для осуществления им своей производственной и коммерческой деятельности.

Затраты, составляющие себестоимость продукции, принято классифицировать по ряду признаков: в зависимости от экономической роли и участия в процессе производства, по способу включения в себестоимость продукции, по отношению к объему производства и т.д.

В целях курсовой работы затраты на производство и реализацию продукции представляются по принципу объединения нескольких признаков и сформировывают полную себестоимость продукции по следующей схеме:

1. Операционные издержки, в т.ч.:

· производственные;

· периодические;

· коммерческие.

2. Амортизация.

3. Финансовые издержки.

В составе производственных затрат учитываются прямые производственные издержки (расходы на материальные ресурсы и оплату труда основных рабочих с отчислениями на социальные нужды) и накладные производственные издержки (общепроизводственные расходы). Производственные затраты относятся к условно-переменным, т.к. они обусловлены протеканием производственного процесса. Величина этих расходов напрямую, т.е. прямо пропорционально зависит от изменения объемов производства продукции. Производственные издержки определяются по данным табл.8,15 и расчета 11 с учетом степени освоения производственной мощности (табл. 23).

Периодические накладные и коммерческие расходы, как уже отмечалось в разделах 1.6 и 1.7, относятся к условно-постоянным затратам. Их величина не зависит от количества выпускаемой продукции и рассчитывается на полный (соответствующий производственной мощности) объем производства продукции. Периодические и коммерческие расходы определяются по данным табл.17 и расчета 15.

Амортизационные отчисления также относятся к условно-постоянным затратам. Величина годовой суммы амортизации (табл.9) остается неизменной в течение всего производственного периода.

К финансовым издержкам относятся суммы процентов, выплачиваемых за предоставленные кредиты. Учитывать в составе себестоимости продукции подобные выплаты разрешается только в пределах установленной Центральным банком РФ ставки рефинансирования (учетной ставки). Финансовые издержки относятся к условно-постоянным расходам, т.к. их размер зависит только от источника и условий предоставления кредитных ресурсов. Величина финансовых издержек определена расчетом 19 (табл. 21,22).

Расчет 21. С учетом изложенных выше пояснений определим полную себестоимость продукции (общие издержки) и себестоимость единицы продукции. Результаты расчетов представлены в табл. 24.

Для расчета полнойсебестоимости продукции значения составляющих ее затратприняты с округлением до целых чисел.

2.5 Чистая прибыль и денежные потоки

В целях объективной оценки эффективности инвестиций, а также возможности своевременного вмешательства и корректировки финансового плана реализации проекта необходимо составить отчет о чистой прибыли и рассчитать денежные потоки в соответствии с календарным графиком осуществления инвестиционного проекта.

2.5.1 Расчет чистой прибыли

Особый интерес и привлекательность для учредителей и пайщиков (акционеров предприятия) представляет отчет о будущей прибыли, т.к. выплата предполагаемых дивидендов возможна только при условии получения предприятием чистой прибыли. Кроме того, информация о будущих доходах весьма полезна для владельца проекта, т.к. позволяет ему предварительно оценить возможности использования нераспределенной прибыли.

В отчете о прибыли отражаются следующие показатели:

1) общий доход предприятия;

2) маржинальная прибыль;

3) балансовая прибыль;

4) чистая прибыль.

Общий доход предприятия включает в себя выручку от реализации продукции (доход от продаж) и ликвидационную стоимость объекта.

Выручка от реализации (без косвенных налогов) определяется как произведение оптовой цены продукции на объем продажи в натуральном измерении.

На практике процесс формирования цен на продукцию достаточно сложен. При обосновании оптовых цен следует учитывать, с одной стороны, величину издержек на производство и реализацию продукции (минимальный уровень цены), а с другой – спрос на продукцию и наличие конкуренции (максимальный уровень цены).

В данной работе величина оптовой цены принимается ориентировочно, исходя из предлагаемой рентабельности производства продукции в размере 37%.

Ликвидационная стоимость объекта рассчитывается, как уже отмечалось, в последнем году его эксплуатации. Ликвидационная стоимость включает в себя стоимость земельного участка; недоамартизированную стоимость зданий, сооружений, оборудования; стоимость оборотного капитала.

Расчет 22. Себестоимость единицы продукции при работе на полную мощность составляет 13,8 д.е. (табл.24). Рентабельность производства продукции прогнозируется на уровне 37%. Тогда величина оптовой цены составит: 13,8*1,37=18,9 д.е.

Для определения выручки от реализации продукции объемы продаж принимаются по данным табл.23.

Расчет ликвидационной стоимости выполняется с использованием данных табл.6 и приводится в табл.25.

Таблица 25

Расчет ликвидационной стоимости объекта

п/п

Элементы объекта

Первоначаль-

ная стоимость,

тыс.д.е.

Процент

возврата, %

Возвратная

стоимость,

тыс.д.е.

1 Земельный участок 0,54 100% 0,5
2 Здания и сооружения 117 66% 77,1
3 Оборотный капитал 87 100% 87,0
ИТОГО 165

Расчет общего дохода предприятия по годам эксплуатационного периода приводится в табл.26.

Таблица 26

Общий доход предприятия, тыс.д.е.

п/п

Показатели Значения показателей по годам производственного периода Всего
Освоение Полная мощность
3 4 5 6 7 8 9 10
1 Выручка от реализации продукции (доход от продаж) 934 1274 1699 1699 1699 1699 1699 1699 12399
2 Ликвидационная стоимость 165 165
ИТОГО 934 1274 1699 1699 1699 1699 1699 1863 12564

Маржинальная прибыль определяется как разность между общим доходом и себестоимостью продукции в пределах прямых производственных затрат. За счет маржинальной прибыли возмещаются все последующие затраты, связанные с операционной деятельностью (накладные периодические коммерческие расходы) и в результате получается прибыль от операции.

Балансовая прибыль, определяемая как разность между общим доходом и полной себестоимостью продукции, представляет собой (с определенной долей условности) налогооблагаемую прибыль. Дело в том, что действующим налоговым законодательством за счет балансовой прибыли (до ее налогообложения) предусмотрена выплата ряда налогов и сборов регионального и местного значения. В связи с нестабильностью и неопределенностью законодательства в отношении взимания этих налогов (особенно местных) в курсовой работе ими можно пренебречь, а федеральный налог на прибыль следует рассчитать от величины балансовой прибыли по действующей максимальной ставке налога в размере 24%. Причем налоговые платежи можно предусмотреть, начиная с первого года производственного периода.

Чистая прибыль предприятия образуется путем вычитания из балансовой прибыли суммы налоговых платежей.

Расчет 23. В рассматриваемом проекте предусматривается освобождение предприятия от уплаты налога на прибыль в первые 2 года производства, т.е на период освоения производственной мощности. Ставка налога на прибыль принимается в размере 24%.

Используя данные табл.24 и 26, составим отчет о прибыли предприятия по годам эксплуатационного периода (табл.27).

2.5.2 Расчет денежных потоков

Для подтверждения того, что проект обеспечен финансовыми ресурсами на весь период его осуществления, необходимо определить критерии реализуемости и коммерческой эффективности проекта.

Необходимым условием успеха инвестиционного проекта и критерием его принятия служит неотрицательное значение общего сальдо денежного потока поступлений и платежей (доходов и затрат), которое определяется суммированием итоговых величин сальдо операционной (производственно-сбытовой), инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Расчет экономического эффекта проекта на основе финансового анализа притока и оттока денежных средств получил название метода потока денежной наличности, который предусматривает расчет денежных потоков для финансового планирования (кассовой наличности) и расчет чистой текущей стоимости инвестиций.

При расчете потоков реальных денег следует иметь в виду принципиальное отличие понятий притоков и оттоков реальных денег от понятий доходов и расходов. Существуют определенные виды денежных затрат (например, амортизация), которые уменьшают чистую прибыль, но не влияют на потоки реальных денег, т.к. эти затраты не предполагают операций по перечислению денежных сумм. С другой стороны, не все денежные выплаты, влияющие на поток реальных денег, фиксируются как расходы. Например, приобретение материальных ресурсов или имущества связано с оттоком реальных денег, но не является расходом.

В свете изложенного при расчете денежных потоков для финансового планирования в состав притока включаются все поступающие на расчетный счет (в кассу) средства, независимо от их источника, а отток показывает все расходы, независимо от направления их использования. В данном случае в составе приходной части учитываются все источники финансирования инвестиций (собственные и заемные), а в расходную часть включаются все выплаты, в том числе выплаты дивидендов, тогда как при расчете чистой стоимости инвестиций их величина показывается в составе прибыли инвестора.

Расчет денежных потоков для финансового планирования выполняется без учета фактора времени в целях подтверждения обеспеченности проекта финансовыми ресурсами на весь период его осуществления.

Сальдо денежной наличности в любом году реализации проекта определяется как разность между величиной притока денежных средств и величиной их оттока. Сальдо денежной наличности не должно быть отрицательной величиной. Если в каком-то году расчета сальдо реальных денег отрицательное, значит, проект в данном виде не может быть осуществлен независимо от величины интегральных показателей эффективности. В таком случае необходимо пересмотреть проект, увеличив доходную часть и (или) уменьшив расходную, и (или) изыскать дополнительные источники финансирования, т.к. отрицательная разность свидетельствует о дефиците финансовых ресурсов и для успешной реализации проекта необходимы дополнительные (собственные или заемные) денежные ресурсы.

Расчет 24. В табл.28 приводится расчет денежных потоков для финансового планирования.

Таблица 28

Денежные потоки для финансового планирования

(кассовое сальдо), тыс.д.е.

п/п

Показатели

Значения показателей по годам инвестиционного

Периода

Всего
Строи-тельство Освоение Полная мощность
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А

Приток (пос-

тупление ) на-

личностей, (+)

346 367 1012 1302 1699 1699 1699 1699 1699 1699 13217
1

Источники фи-

нансирования

(табл.20)

346 367 78 28 818
2

Доход от про-

даж (табл.26)

934 1274 1699 1699 1699 1699 1699 1699 12399
Б

Отток (выпла-

ты) наличнос-

тей, (-)

265 412 925 1062 1431 1440 1319 1300 1300 1339 10803
1

Общие инвес-

тиции (табл.19)

265 412 61 13 13 48 812
2

Операционные

издержки

(табл.24)

749 933 1163 1163 1163 1163 1163 1163 8658
3

Возврат бан-

ковского кре-

дита (табл.22)

39,0 19,5 19,5 0,0 0,0 0,0 78,0
4

Проценты за

кредит банков

7 7 4 0 0 0 0 27
5 Возврат кредита поставщиков(табл.21) 64,9 64,9 64,9 64,9 0,0 0,0 0,0 0,0 259,4
6

Проценты за

кредит поставщиков

23 18 12 6 0 0 0 0 58,4
7

Налог на при-

быль (табл.27)

106 108 110 110 110 150 693
8

Дивиденды

(расчет 19)

27,2 27,2 27,2 27,2 27,2 27,2 27,2 27,2 217,3
В

Сальдо денеж-

ной наличнос-

ти за год, (+,-)

81 -45 87 239 267 259 379 399 399 359 2424
Г

Денежная на-

личность на-

растающим

итогом, (+,-)

81 35 122 362 629 888 1267 1666 2064 2424

Сальдо денежной наличности на "расчетном счете" в каждом году реализации проекта имеет положительный результат, что свидетельствует об обеспеченности инвестиционного проекта финансовыми ресурсами на весь период его осуществления.

Чистый денежный поток в любом году реализации проекта определяется как разность между величиной притока денежных средств и величиной их оттока. В составе притока средств учитываются результаты осуществления проекта (общий доход), а отток средств отражает все затраты инвестора, необходимые для достижения этих результатов (собственные инвестиционные расходы, операционные и финансовые издержки, возврат кредита, налоговые платежи).

Чистые денежные потоки рассчитываются для последующего определения чистой текущей стоимости инвестиций и построения финансового графика осуществления проекта.

Расчет 25. В табл.29 приводится расчет чистых денежных потоков.

Таблица 29

Чистые денежные потоки, тыс.д.е.

п/п

Показа-тели Значения показателей по годам инвестиционного периода Всего

Строи-

тельство

Освоение Полная мощность
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А

Приток (поступление ) на-

личностей, (+)

934 1274 1699 1699 1699 1699 1699 1863 12564
1 Доход от про- даж (табл.26) 934 1274 1699 1699 1699 1699 1699 1699 12399
2 Ликвидационная стоимость 165 165
Б

Отток (выпла-

ты) наличнос-

тей, (-)

346 107 837 1022 1419 1364 1292 1273 1273 1312 7851
1

Активы, созданные за счет всех источни-

ков за минусом

заемных (табл.20)

346 107 453
2

Операционные

издержки

(табл.24)

749 933 1163 1163 1163 1163 1163 1163 8658
3

Финанс-вые

издержки

(табл.21, 22)

23 25 19 9 0 76
4 Налог на прибыль (табл.27) 106 108 110 110 110 150 693
5 Возврат кредитов (табл.21,22) 64,9 64,9 103,9 84,4 19,5 337
6 Текущие пассивы (табл.20) 28 28
В

Чистый денежный поток за

год , (+,-)

-346 -107 97 252 280 334 406 426 426 551 2319
Г

То же нараста-

ющим итогом,

(+,-)

-346 -453 -356 -104 176 510 916 1342 1768 2319

2.6 Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта

Для определения экономической целесообразности помещения капитала в инвестиционный проект используются 2 группы методов:

· простые (статистические) методы;

· методы, основанные на дисконтировании (динамические).

В первом случае для оценки эффективности инвестиций рассчитываются показатели рентабельности инвестиций и срок окупаемости проекта..

Рентабельность всех инвестиций (или акционерного капитала) носит название простой нормы прибыли и определяется при помощи следующих расчетов:

· для всех инвестиций:

РК = (ПЧ / К)*100%, (4)

где РК – рентабельность всего капитала, %;

ПЧ – среднегодовая сумма чистой прибыли, тыс.д.е.;

К – общая сумма инвестиций, тыс.д.е.;

· для акционерного капитала :

РАК =(ПЧ / КА )*100%, (5)

где РАК – рентабельность акционерного капитала, %;

КА - величина акционерного капитала, тыс.д.е.

Экономическая интерпретация и анализ простой нормы прибыли состоит в оценке достаточности ежегодного возмещения инвестиционных затрат за счет чистой прибыли. Чтобы сделать вывод о целесообразности проведения дальнейших расчетов по оценке проекта, необходимо сопоставить расчетное значение простой нормы прибыли с минимальным или средним уровнем доходности. Кроме того, величина рентабельности акционерного капитала служит основанием для планирования и подсчета для размера дивидендов.

Срок окупаемости проекта (ТОК ), характеризующий продолжительность периода, в течение которого проект будет работать "на себя», можно определить как величину, обратную показателю рентабельности, рассчитанному по выражению (4). Однако, учитывая, что возврат первоначально авансированного капитала осуществляется как за счет чистой прибыли предприятия, так и за счет амортизационных отчислений, срок окупаемости проекта более точно можно рассчитать методом полного возмещения затрат. В этом случае год, в котором сумма чистой прибыли и амортизации, рассчитанная нарастающим итогом, становится равной общим инвестициям или превышает их размер, и будет годом окупаемости проекта.

Расчет 26. Для определения простой нормы прибыли рассчитаем среднегодовую сумму чистой прибыли предприятия (как среднеарифметическую величину). При сроке реализации проекта 10 лет и величине чистой прибыли за весь период в сумме 2520 тыс.д.е. (табл.27) среднегодовой размер чистой прибыли составит:

ПЧ = 2520/10 = 252 тыс.д.е.

По данным табл. 20 величина всех инвестиций составляет 818 тыс.д.е., в т.ч. акционерный капитал – 453 тыс.д.е.

Рассчитаем показатели рентабельности:

· для всего капитала:

РК = (252/818)*100%=30,8%;

· для акционерного капитала:

РАК =(252/453)*100%=55,7%.

Срок окупаемости проекта при укрупненном расчете составит 3,2 года. Более точный расчет срока окупаемости показан в табл.30.

Из табл.30 видно, что на 5-м году реализации проекта кумулятивная сумма чистой прибыли и амортизации превысила общий размер инвестиций. При несложном дальнейшем расчете более точного значения срока окупаемости получим величину этого показателя равной ТОК = 4,7 года.

Для окончательного принятия решения об эффективности инвестиционного проекта рекомендуется использовать динамические методы оценки, основанных на дисконтировании стоимостных показателей с учетом фактора времени.

Дело в том, что на протяжении строительства промышленного объекта, т.е. с момента начала авансирования и до полного освоения производственной мощности, инвестиции в здания, сооружения и оборудование не дают полной или частичной отдачи. Однако они могли быть использованы как депозитные вклады или привлечены в другие сферы экономики, где им обеспечена ежегодная отдача в размере установленной процентной ставки на капитал.

Поэтому для более объективной оценки эффективности инвестиционного проекта все основные параметры, связанные с его осуществлением (как затраты, так и доходы), должны быть пересчитаны с учетом снижения ценности денежных ресурсов во времени.

Учет в расчетах разно ценности денег сегодняшних и завтрашних или учет фактора времени достигается методом дисконтирования финансовых ресурсов, т.е. приведения их к ценности в начальном периоде. Достигается это путем умножения стоимостных показателей t-го года на коэффициент дисконтирования, который рассчитывается по выражению:

qt

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  181  182  183   ..