Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 1

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  664  665  666   ..

 

 

Шпоры по бухгалтерскому учёту

Шпоры по бухгалтерскому учёту

Учёт расчётов с разными дебиторами и кредиторами  (32)  Для обобщения инф-ции по расчётам по операциям с дебиторами и кредиторами: по имущ-му и личному страхованию; по претензиям; по суммам удержанным из з/п работников в пользу др. орг-ций и отдельных лиц на основании исполнительных док-в и постановления судов применяется сч.76-1(отражают расчёты по страхованию имущ-ва), 76-2(отражают расчёты по претензиям), 76-3(отражают расчёты по причитающимся орг-ции дивидендами др. доходам), 76-4(отражают расчёты с раб-ками орг-ции по суммам начисленным, но не выплаченным в устан-ный срок). При журнально-ордерной (Ж-О) форме учёта синтетич-й учёт расчётов с разн. дебиторами и кредиторами осущ-ся в Ж-О №8. Анал-й учёт по сч. 76 ведётся в ведомости №7, где на каждого дебитора или кредитора раскрывается отдельный лицевой счёт. В ведомости отражают остаток на нач. мес., обороты по К и Д, корреспонденция с соотв-ми счетами. Записи в ней делают на основании первичных док-в кредитования. Обороты в ведомости переносят в Ж-О.

Учёт кредитов банков  (34)  Банки предоставляют кредиты пр-тиям имеющим самостоятельный баланс и собственные оборотные ср-ва. Договор заключается на 1 год и более длительный срок, если пр-тие пользуется кредитом постоянно, то договор заключается и на короткий срок. Пр-тие пользуется кредитом при условии соблюдения пр-пов кредитования:1) обеспеченность кредитов мат-ми ценностями;2) целевой хар-р исп-ния кредита;3) срочность;4) возвратность;5) платность;6) ответственность за эффективное исп-ние кредитов. Кредиты бывают долгосрочные (от 3-х лет) и краткосрочные (до 1 года). Для учёта операций по получ-ю и погаш-ю краткоср-х кредитов исп-ся пассивный сч. 66. Полученные кредиты  и займы отражают по К сч. 66, а погашение по Д сч. 66. Для кредитных операций исп-ют журнал-ордер (Ж-О) №4, в котором отражают кредитовые обороты по сч. 66. Записи делают на основании выписок банка. На послед-й стр. Ж-О №4 отражают данные об остатках на конец мес. по виду кредита. Операции по долгосрочному кредитованию учитывают на пассивном сч. 67. Получение долгоср-х кредитов оформляют записью Д-55-3   К-67. Погашение кредитов оформляют записью Д-67   К55-3. На основании выписок банка из соотв-х док-в операции по долгоср-му кредитованию отражают в Ж-О №4. Суммы начисленных %-в у пр-тий списываются в Д сч.26;84   К сч.51. после утверждения годового отчёта годовую сумму уплаченных банку %-в оформляют записью Д-99   К-84.

Инвентаризация основных средств. Документальное оформление и аналитический учёт.  (27)   Для начала рекомендуется проверить:1) наличие и состояние инвентарных карточек, книг и др. регистров анал-го учёта;2) наличие и состояние тех. паспортов;3) наличие документов на осн-ные ср-ва сданные или принятые организацией в аренду. Комиссия производит осмотр объектов заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарный № и осн-е тех-кие или эксплуатационные показатели. При выявлении объектов не принятых на учёт, а так же объектов по кот-м в регистрах бух. учёта отсутствуют или указаны неправильные данные характ-щие их комиссия должна включить в опись правильные сведения и тех. показатели по этим объектам. Оценка выявленных неучтённых должна быть произведена с учётом рыночных цен, а износ опред-ся по действующему тех. состоянию объекта с оформлением этих сведений в соотв-щем док-те. На осн-е ср-ва не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению инвент-я комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин приводимых эти объекты к непригодности. Одновременно проверяются осн-е ср-ва находящиеся на ответственном хранении. При выявлении недостачи или излишка осн-х ср-в к инвент-ным описям прилагают объяснения мат-но ответственных лиц. На основании этих объяснений принимается решение о порядке регулирования разниц м-у данными инвент-ции и бух. учёта. Заключение по рез-там инвент-ции предложение и решение инвент-й комиссии оформляют соотв-ми протоколом, кот-й утверждает руководитель пр-тия.

Учёт и оценка  незавершенного производства  (7)  Пр-ция, не прошедшая всех стадий обработки и не приня­тая отделом тех-го контроля, а также незаконченные ра­боты, не принятые заказчиками, наз-ся незавершенным пр-вом. Для исчисления размеров незавершенного пр-ва необ­ходим учет движения остатков деталей, узлов и т. п. на всех стадиях обработки, следует периодически проверять их наличие, сопоставлять данные учета с данными инвентаризации. Оперативный количественный учет движения остатков неза­верш-го пр-ва ведут работники диспетчерских бюро цехов. Более точные данные об остатках затрат в незавер­шенном пр-ве можно получить только путем проведения инвентаризации незавершенного пр-ва. Инвентаризацию незаверш-го пр-ва проводят це­ховые инвентаризационные комиссии, в состав кот-х входят раб-ки диспетчерского бюро, бухгалтерии и мастера участ­ков. Рез-ты инвентаризации оформляют актом, в кот-м остатки незаверш-го пр-ва отражают по деталям, узлам и стадиям их обработки. Акт инвентаризации незаверш-го пр-ва составляют на годные детали, уз­лы и т.п. Акты инвентаризации незаверш-го пр-ва передают в производственную группу бухгалтерии, где составляют сличительные ведомости на расхождение, если они имелись, оценивают фактические остатки незаверш-го пр-ва, регулируют соотв-ми записями в учетных регистрах выявленные излишки и недостачи незаверш-го пр-ва. Практически эти расчеты выполняют по группам или видам изделий в калькуляционных ведомостях или в ведомостях анал-го учета пр-ва. Себестои­мость выпущенной пр-ции определяют по следу­ющему расчету, к незаверш-му пр-ву на нач. мес. прибавляют затраты за мес., вычитают возвращенные и списанные суммы, а также незаверш-е пр-во на кон. Мес. Важно правильно определить остатки в незавер­ш-м пр-ве и оценить их. Всякие ошибки в сведениях об остатках неизбежно повлекут за собой искажение себест-ти выпущенной пр-ции. На пр-тиях с индивидуальным и мелкосерийным хар-ром пр-ва при позаказном способе учета обычно осо­бой оценки незаверш-го пр-ва не делают. Ст-ть его опред-ся затратами на незаконченные заказы. В крупносерийных и массовых пр-вах незаверш-е пр-во оценивают ежемесячно. Различие способа проведе­ния оценки зависит от применяемого метода учета затрат на пр-во. Применяют и упрощенный способ оценки незаверш-го пр-ва: сумму з/п не исчисляют по операциям, а берут среднюю — 50% полной оплаты того цеха, в кот-м находится незакон­ченное изделие, а по предыдущим цехам — полную оплату.

Расчёты чеками. Достоинства и недостатки. Синтетический учёт  (11)  Расчётный чек письменное поручение чекодателя обслуживающему его банку на перечисление указанной в этом чеке суммы с его счёта на счёт чекодержателя. Данная форма применяет лимитированные и нелимит-е чековые книжки. Лимит-е чек-е книжки выдаются на срок до 6 мес., нелимт-е до1-го года со дня их выдачи. Лимит-е чековые книжки у плательщика учитываются на сч.55-2, а у получателя ден-х ср-в чеки учитываются на сч.57. Оплата плательщиком тов-в чеками из нелимит-х чековых книжек произв-ся со спец. счёта.

Учёт производственных потерь  (12)  Учет потерь пр-ва позволяет определить их размер, выявить причины и виновников и суммы, подлежащие возмещению. Потери от брака в пр-ве. В зависимости от места обнаружения брак подразделяется на внутренний (выявленный на пр-ии до отправки пр-ции покупателю) и внешний (выявленный покупателем). Учет затрат и потерь от брака ведут на калькуляционном сч. 28 в ведомости затрат по цеху (№ 12). По Д счета отражаются себестоимость неисправимого брака и затраты по исправлению. По К счета в журнале-ордере (Ж-О)№ 10/1 отражаются суммы возмещения потерь от брака, взысканные с виновников; суммы, полученные от поставщиков в связи с некондиционным кач-вом поставленного ими сырья; ст-ть неисправимого брака по ценам возможного исполь­зования (лом). Счет закрывают путем переноса сальдо в себестоимость пр-ции: Д-20  К-28. Учет потерь от внутреннего исправимого брака заключается в группировке затрат, связан­ных с испр-ем забракованной пр-ции, а именно ст-ти мат-лов, сырья и полуфабрикатов, израсходован­ных на исправление брака, начисленной основной и допол­нительной з/п с начислениями, доли общепр-ных расходов и расходов по содержанию и эксплу­атации машин и оборудования. Все эти затраты относят в Д сч. 28. Себестоимость исправляемого изделия остается на сч. 20. С рабочих и служащих, виновных в браке, по исправимому браку взыскивают ст-ть исправления, а по неисправимому — ст-ть мат-лов за вычетом отходов, сумму основной з/п, за исключением ст-ти брака по цене лома. Внешний брак, об­наруженный покупателем, обычно отражают в док-тах не за тот месяц, в кот-м были изготовлены забракованные изделия, а позднее. Ст-ть изделия уже списана со счета 20. Поэтому внешний неисправимый брак оценива­ют по произв-ной себестоимости, т.е. включая и общехоз-ные расходы. Кроме того, к потерям от брака относят транспортные расходы, кот-е были включены в счет покупа­телю, и транспортные расходы по возврату забракованного изде­лия. Потери от простоев по причинам возникновения различают внешние и внутренние простои. К простоям по внешним причинам относят простои, вызван­ные неподачей энергии со стороны, не поступлением материалов или топлива и т.п. Такие простои оформляют актом, утвержда­емым директором пр-тия. Расходы по простоям из-за внешних причин складываются из осн-й з/п рабочих за время простоя, допол­нительной з/п и отчислений на соц-е страх-е, а также ст-ти топлива и энергии, непроизводительно затраченных во время простоя. Все эти затраты отражаются на Д сч. 26 по статье «Поте­ри от простоев». Нa израсходованные за время простоя суммы предъявляют претензию виновной орг-ции. При получении сумм их отражают по К сч. 26 по той же статье и Д сч. 51. В расходы по простоям по внутренним причинам относят осн-ю з/п рабочих, ст-ть израсходованного топлива и энергии. Эти расходы отражают на Д сч. 25. по статье «Потери от простоев»

Организация работы по составлению бухгалтерской отчётности  (15)  Для обеспечения своевременного составления квартального или годового отчетов вводят сводный график работ всех подраз­делений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ. Последовательность учетных работ при переносе сумм и закрытии учетных регистров журнально-ордерной формы по окончании месяца следующая: из листков-расшифровок вносят дебетовые и кредитовые обо­роты в журналы-ордера (Ж-О) и ведомости, при этом делают соответ­ствующие отметки в листках-расшифровках и Ж-О; из ведомости № 1 по Д сч. 50 и ведомости № 2 по Д сч. 51 переносятся итоги в Ж-О № 3, 10/1, 13; подсчитывают итоги в ведомостях аналитического учета № 7, 12, 14, 15, 16, 17 и др., после чего итоговые данные отражают в соответствующих Ж-О; подсчитывают итоги оборотов по К счетов в Ж-О. Если Ж-О содержат аналитические данные по сче­там, делают подсчеты и определяют остаток на следующий мес., сверяют итоги различных регистров, имеющих взаимо­связь по корреспондирующим счетам. Такая сверка показателей применяется по всем Ж-О. Затем производят записи из журналов-ордеров в Главную книгу. После этого подсчитывают обороты по Д и определяют остатки на 1-е число следующего месяца по каждому синтетическому счету. После определения в Главной книге остатков по счетам их сверяют с аналитическими данными, составляют баланс и др. отчетные таблицы по данным регистров журнально-ордерной формы.

Учёт коммерческих (внепроизводственных) расходов  (28)  Расходы, связанные со сбытом пр-ции, называются ком­мерческими (внепроизводственными). Эти расходы учитываются на сч. 43. Это активный счет; сальдо равно сумме произведенных расходов, приходящихся на отгруженную, но не оплаченную на начало месяца пр-цию; оборот по дебету — затраты отчет­ного месяца, связанные с отгрузкой пр-ции; оборот по креди­ту — суммы, списанные в отчетном месяце на реализованную пр-цию. Внепроизводственные расходы не имеют в балансе отдельной статьи, и поэтому при его заполнении остаток по счету 43 на конец месяца присоединяется к остатку по сч. 45. Анал-й учет по сч. 43 организуется в ведомости № 15 по статьям расходов оборотами по дебету и кредиту как за отчет­ный месяц, так и с начала года, что и обеспечивает условия для анализа коммерческих расходов и составления отчетно­сти. Суммы оборота по Д сч. 43 отражаются в журналах-ордерах № 1, 2, 7, 10/1, а оборота по кредиту — в журнале-ордере № 11.

Учёт выбытия основных средств. Документальное оформление и аналитический учёт  (22)  Выбытие осн-х ср-в (реализация, ликвидация по вет­хости, моральному износу, стихийным бедствиям, безвозмездная передача и др.) оформляется актами. В них фиксируется первоначальная ст-ть объекта и сумма износа. Инвентарная карточка из картотеки изымается (прилагается к акту), о чем делается отметка в инвентарном списке осн-х ср-в по местам их нахождения. Для обобщения информации о выбытии осн-х ср-в и определения финансового результата от данных операций ис­пользуется сч. 47. По Д счета отражается первоначальная ст-ть выбывших объектов и расходы, связанные с их выбытием; по К — суммы износа, выручка от реализации имущ-ва, ст-ть мат-х ценностей, поступивших в связи со списанием имущ-ва по цене возможного использования. Выбытие осн-х ср-в оформляют актом и отражают в инвентарной карточке, а затем ее изымают из картотеки. Переоцененные объекты осн-х ср-в записываются по восстановительной ст-ти в разделе карточки «Реконструк­ция, модернизация». Сумма износа, установленная при переоцен­ке, указывается в соответствующем разделе карточки. В местах исп-ния осн-х ср-в ведут инвентарные списки осн-х ср-в, в кот-х приводятся краткие сведения об объект­ах осн-х ср-в, находящихся в эксплуатации. Инвентарные карточки на выбывшие осн-е ср-ва после соотв-щих записей до конца месяца не раскладываются, а хранятся отдельно. Это необходимо потому, что на их основе ежемесячно составляется расчет амортизации осн-х ср-в. Кро­ме того, по окончании месяца карточки с записями за данный месяц группируются по классификационным видам осн-х ср-в, суммируются обороты по выбытию по каждому виду и записываются в карточку учета движения осн-х ср-в. Карточки учета движения осн-х ср-в открывают в начале января на текущий год. Сначала в них указывают наличие осн-х ср-в по видам на 1 января. Затем ежемесячно после записи оборотов за месяц определяют и записывают наличие осн-х ср-в на 1-е число следующего месяца.

Учёт нематериальных активов  (29)  К нематериальным активам относятся объекты, кот-е не имеют материальной формы, не обладают физическими свойствами, но обеспечивают предприятию возможность получения дохода в течение длитель­ного времени или постоянно. Все нематериальные активы оцениваются в бух. учете по первоначальной ст-ти, т.е. в сумме фактических затрат, вкл-щих расходы на их приобретение, на получение консультаций, связанных с защитой прав, затраты на маркетин­говые исследования. Анал-й учет нематериальных активов ведется по их видам в карточках анал-го учета и в ведомости №17. Учет состояния и движения нематериальных активов осущест­вляется на счете 04. Счет активный, инвентарный, сальдо дебетовое отражает первоначальную ст-ть находящихся в распоряжении предприятия объектов не­материальных активов; оборот по дебету — первоначальная стоимость приобретенных, поступивших нематериальных акти­вов в корреспонденции со счетами: 75, 76, 51, 52, 88; оборот по кредиту — первоначальная ст-ть выбы­вших, списанных нематериальных активов в корреспонденции со счетом 48. Для учета износа нематериальных активов используется сч. 05. Счет пассивный, регулиру­ющий, сальдо кредитовое отражает сумму начисленного износа, т.е. возмещенных затрат за весь период эксплуатации, исполь­зования нематериальных активов; оборот по дебету — списание износа по объектам выбывшим, списанным в отчетном месяце в корреспонденции со счетом 48; оборот по кредиту — сумма начисленного износа в отчетном месяце в корреспонденции со счетами 20, 25, 26, 31 и др Текущий синтетический учет операций по счетам 04 и 05 ведется в журнале-ордере № 13.

Документальное оформление движения материалов  (31)  Для учета движения мат-лов применяется первичная учет­ная документация, отвечающая требованиям основных положе­ний по учету мат-лов и приспособленная для автоматизиро­ванной обработки информации. Мат-лы на склад от местных и иногородних поставщиков доставляет экспедитор. Принимая грузы от транспортных ор­ганизаций (железной дороги, пристани), экспедитор особое вни­мание уделяет состоянию тары, пломб, а в случае их поврежде­ний требует проверки и сдачи груза. Если обнаружится недостача или порча груза, составляется коммерческий акт на право предъ­явления претензий к транспортной организации или к постав­щику. В момент сдачи экспедитором материалов на склад матери­ально ответственное лицо проверяет соответствие кол-ва, кач-ва и ассортимента по­ступивших мат-лов док-там поставщика. При полном соответствии кол-ва фактически поступивших ценностей док-там поставщика материально ответственное лицо выписывает приходный ордер. Акт о приемке мат-лов применяется для оформления поступивших мат-ных ценностей без пла­тежных док-тов и в случае расхождений с данными сопроводительных док-тов поставщика. Приходные док-ты составляются в день поступления материалов. Обособленно хранятся на складах мат-лы, подлежащие лабораторному анализу и тех-му осмотру, а также мат-лы, принятые на ответственное хранение. Приходные ордера на них не выписываются, расходовать их не разрешается до выявления результатов анализа. Их учет организуется в специ­альной книге. Кроме перечисленных док-тов составляются накладные-требования на отпуск (внутреннее перемещение) материалов. Материально ответственные лица, сдающие мат-лы, выписывают накладные в 2-х экземплярах: один цеху — для списания мат-лов, другой складу — для их оприходования. Расходные док-ты отражают отпуск мат-лов на произ­водственные нужды ,на хозяйственные нужды, реализацию на сторону излишних, не используемых в хозяйственной деятель­ности пр-тия мат-лов. К ним относятся: лимитно-за­борные карты, требования, накладные.

Учёт материалов на складе  (33)  Порядок учета мат-лов на складах и в бухгалтерии зави­сит от метода учета мат-лов. Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета мат-лов явл-ся оперативно-бухгалтерский (сальдовый). Возможны также количественно-суммовой метод и с помощью отчетов материально ответственных лиц. Оперативно-бухгалтерский метод учета мат-лов предпо­лагает ведение на складах только количественно-сортового учета движения мат-лов. Осуществляется он на карточках складс­кого учета мат-лов. Бухгалтерия открывает карточки на каждый номенклатурный номер мат-ла и под расписку передает их заведующему складом. По мере поступле­ния на склад мат-лов кладовщик выписывает приходный ордер или заменяющий его док-т и регистрирует его в карто­чке складского учета мат-лов. На основании расходных до­к-тов (лимитно-заборных карт, требований, накладных) в карточке регистрируется расход мат-лов. Работник бухгалтерии должен также проводить на складах контрольные, выборочные проверки фактического наличия оста­тков мат-лов, особенно дефицитных и дорогостоящих. О выявленных нарушениях в работе материально ответственных лиц и по результатам выборочной проверки замечания вносятся в специальный журнал склада и докладываются главному бухгал­теру пр-тия. По состоянию на первое число каждого месяца материально ответственное лицо переносит кол-ные остатки из карто­чек в ведомость учета остатков материалов. Эта ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится она в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца.

Общая характеристика производственных затрат и их классификация  (4)  Затраты на пр-во группируют по месту их возникновения, видам пр-ции, работ и услуг, видам расходов. По месту возникновения затраты делятся по структурным подразделениям. Это необходимо для орг-ции внутрихоз-го расчёта и определения произв-ной себестоимости пр-ции. По элементам затрат и статьям калькуляции затраты состоят из следующих эл-тов: мат-е затраты; расходы на оплату труда; отчисления на гос-е соц-е страхование; амортизация осн-х фондов; прочие расходы. Для расчёта себистоимости отдельных видов пр-ции затраты пр-тия учитываются по статьям калькулчции: 1) сырьё и мат-лы; 2)возвратные отходы; 3) покупные изделия, полуфубрикаты и услуги произв-го хар-ра сторонних пр-тий и орг-ций; 4) топливо и энергия на технологические цели; 5) З/п  с отчислениями на соц-е страх-е; 6) расходы на подготовку, освоение пр-ва; 7) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; 8) общепроизводственные расходы; 9) общехозяйственные расходы; 10) потери от брака; 11) прочие производственные расходы; 12) внепроизводственные расходы.

Учёт личного состава предприятия и использования рабочего времени  (49)  Учетом личного состава работников пр-тия занимается отдел кадров. Первичными док-ми по учету численности рабочих и служащих и их движения являются приказы о приеме, увольнении или переводе на другую работу и о пред­оставлении отпусков. На рабочих и служащих, принятых на постоянную, времен­ную или сезонную работу, отдел кадров заполняет карточку, на руководящих работников и специалистов и личный листок по учету кадров. Каждому работнику при приеме на работу присва­ивается табельный номер, кот-й в дальнейшем проставляется на всех док-х по учету личного состава, выработки и з/п. В случаях увольнения или перевода на др. работу его табельный номер, как правило, не может присваивать­ся др. работнику в течение одного-двух лет. Учёт исп-ния раб-го вр-ни ведется в табелях учета исп-ния раб-го вр-ни, в годовых табельных карто­чках и т. п. Табели открываются или по пр-тию в целом, или по его структурным подразделени­ям и категориям работающих. Учет явок на работу и исп-ния раб-го вр-ни осущ-ся в табеле методом сплошной регистрации, т. е. отметки всех явивших­ся, неявившихся, опозданий и т. п., или путем регистрации только отклонений (неявок, опозданий и т. д.). На титульном листе табеля даны условные обозначения отработанного и неотработанного времени. Кол-во дней и часов указывается с одним десятичным знаком. При ручной обработке учетных данных пользуются буквен­ным или цифровым кодом, а при механизированной — цифровым. На предприятиях применяются две формы табеля учета ис­п-ния раб-го вр-ни — № Т- 12 и Т- 13. В форме № Т- 12 отражается не только учет исп-ния раб-го вр-ни, но и расчет з/п. В форме № Т- 13 учет использования раб-го вр-ни без расчета з/п. З/п в этом случае начисляется в лицевом счете, в расчетной ведомости или расчет-но-платежной ведомости.

Классификация и оценка основных средств  (52)  Типовая классификация осн-х ср-в по их видам уста­новлена органами Госстатистики. В соответствии с этой клас­сификацией осн-е ср-ва по их видам подразделяются на:1) Здания; 2) Сооружения; 3) Передаточные устройства; 4) Машины и оборудование; 5) Транспортные средства; 6) Инструмент; 7) Производственный инвентарь и принадлежности; 8) Хозяйственный инвентарь; 9) Рабочий и продуктивный скот; 10) Многолетние насаждения; 11) Капитальные затраты по улучшению земель (без со­оружений); 12) Прочие основные фонды. По классификационным видам ведется учет осн-х ср-в и составляется отчетность о наличии и движении осн-х ср-в. Различают три оценки осн-х ср-в: первоначальную, восстановительную и остаточную. Первоначальная стоимость (балансовая) складывается в мо­мент вступления объекта в эксплуатацию на данном пр-тии. По первоначальной ст-ти объект учитывается в тече­ние периода нахождения на пр-тии. Первоначальная ст-ть за вычетом суммы износа наз-ся остаточной стоимостью осн-х ср-в. Оценка оди­наковых объектов осн-х ср-в, введенных в эксплуатацию в разное время, может быть различной. Это зависит от времени, места и способа сооружения и приобретения осн-х ср-в, поэтому и возникает необходимость в определении восстанови­тельной стоимости осн-х ср-в. Под восстановительной стоимостью осн-х ср-в пони­мается ст-ть воспроизводства осн-х ср-в, т.е. приоб­ретения или строительства инвентарных объектов исходя из дей­ствующих цен на момент переоценки. Принципы оценки осн-х ср-в одинаковы для всех пред­приятий независимо от форм собственности. Однако первона­чальная ст-ть осн-х ср-в может быть изменена при переоценке осн-х ср-в, достройки, дооборудования, реко­нструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов.

Учёт затрат вспомогательных производств  (10)  Вспомог-ми наз-ют пр-ва, кот-е обслуживают нужды осн-го пр-ва. Учёт затрат вспомогательного пр-ва ведут на сч. 23. Для учёта затрат вспомогательных пр-в исп-ют ведомость №12, в кот-й на каждое пр-во открывают отдельный аналитический счёт. В конце месяца в ведомости №12 подсчитывают итоги по статьям затрат и корреспондирующим счетам по каждому пр-ву и вцелом по ведомости. Итоги учтённые в ведомости №12 по счетам переносятся в Ж-О №10 в следующей корреспонденции по Д 23  К 02; 04; 10; 70; 69; 68 и т.д. Затраты вспомогательного пр-ва учитывают по следующей номенклатуре статей затрат: осн-е мат-лы, вспомогательные мат-лы, топливо, электроэнергия, осн-я и дополнительная з/п, общехоз-е расходы и т.д на Д сч. 23 в течении месяца относят все затраты вспомогат-х пр-в с кредита соответствующих мат-х, расчётных денежных счетов. С кредита сч. 23 списывается себестоимость произведенной пр-ции, работ и услуг и списывается всё это на осн-е пр-во (сч.26), цеховые (сч.25) и общезаводские (сч.26) и т.п. фактическая себестоимость  изготовленых запчастей, инструментов, спец. приспособлений оформляется записью Д-10  К-23. По аказаным услугам и выполненным работам на сторону составляют бух-ю запись Д-45  К-23.

Учёт резервов на предстоящие расходы  (17)  В бух. учёте применяют пассивный сч. 96 по кредиту которого отражают резервируемые суммы для равномерного включения расходов, затраты на пр-во и расходы на продажу. На этом счёте могут быть отражены суммы: предстоящей оплаты отпусков включая платежи на соц-е страхование; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; произв-х затрат по подготовительным работам в связи с сезонным хар-ром пр-ва; на ремот осн-х ср-в и др. Анал-й учёт резервов образованных за счёт себестоимости пр-ции ведут по видам резервов. Фактические затраты начисления и платежи по кот-м ранее были образованы резервы относятся на Д сч. 96. По некоторым резервам например по ремонту сч. 97 и 96 работают одновременно. Если резервы на ремонт  исчерпаны, а затраты продолжаются, то они относятся в Д сч. 97 с тем, чтобы со временем перекрыть эти затраты начисленными резервами в следующих отчётных периодах. Резервирование тех или иных сумм отражаются по К сч. 96 в корреспонденциями со счетами учёта затрат на пр-во и расходов на продажу.