Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 1

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  655  656  657   ..

 

 

Шпаргалки для экзамена по Бух. учету

Шпаргалки для экзамена по Бух. учету

и его виды. Многие связывают имя Лука Пачоли с «бухучетом», с его возникновением. Но никто точно не знает , когда возник бухучет, предполагается, что он возник в период возникновения торговли(купеческий период). Дебет с лат.- я верю, кредит- он должен. С появлением частной собственности у БУ появилась функция делать прибыль. Большое влияние на развитие учете оказала частная собств., до нее цель учета состояла в отслеживании сохранности имущества, учете долгов. В России реализации главной цели БУ- получения прибыли- начинается с 90-х г.г. Различают 3 вида учета:

оперативный учет, статистический учет и БУ. В настоящее время учет принято делить:

Бух. управ.уч.(нерегулир-ся законодат-ом и зависит от квалификации менедж-та, его цнль- учет анализ, планирование и д.р, с целью получения мах прибыли). БУ(финансовый)- цель его формирование информации для внешних пользователей, прежде всего инвесторов с целью принятия ими эк. Решений. Продуктом учета яв-ся бух. фин. отчет-ть. Она публична. В БФУ формир-ся пок-ль- бух. прибыль., если из этого показателя вычтем налог на прибыль, то получим чистую прибыль, которая яв-ся основой для выплаты доходов собственникам. БФУ имеет систему нормат-го регулирования, состоящую из 4-х уровней: 1.ГК РФ, ФЗ «Об акц.общ.», «Об ООО», «О БУ». 2.положение поведения БУ и бух. отчет-ти, нац. Станд-ты БУ(20шт.) 3.Метод, указ. к нац. стандартам., план счетов БУ. 4.Учетная политика п\п.Налоговый- налоговый кодекс гл.25,26. Налоговый учет регулируется налоговым кодексом. Его цель: формирование информации для расчета налога на прибыль. Его продуктом яв-ся налоговая декларация.


2.Система нормативного регулирования бух. учета в России. Бух. учет имеет 3 основные модели: 1)континентальная, в которой бух. учет жестко регламентирован инструкциями обязательными для применения(Франция, Германия).2)английская, здесь учет основан на положениях, ряд из которых обязателен к применению.3)американская, здесь бух. учет основан на общих принципах, а нормативные документы в большинстве своем носят рекомендательный хар-р. Бух. учет ведется по принципу: разрешено все, что не запрещено. До 90-х г. 20 века бух. учет в России развивался по континентальной модели. Начиная с 90-х г. основа бух. учета стала составлять американская модель, но с некоторыми модификациями. В настоящее время система нормативного регулирования бух. учета в России содержит 4 уровня: 1 уровень ГК часть 1,2. федеральные законы: «О бух. учете», «Об АО», «Об ООО», «О гос. поддержке малого предпринимательства и тд.».Трудовой кодекс. 2 уровень Положение по ведению бух. учета и бух. отчетности. Национальные стандарты по бух. учету – положения по бух. учету(ПБУ): ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»; ПБУ 2/94 « Учет договоров(контрактов) на капитальное строительство»; ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»; ПБУ 4/99 «Бух. отчетность организации»; ПБУ 5/01 « Учет материально производственных запасов»; ПБУ 6/01 «Учет основных средств»; ПБУ 7/98 « События после отчетной даты»; ПБУ 8/01 «Условные факты хоз. деят-ти»; ПБУ 9/99 « Доходы организации»; ПБУ 10/99 «Расходы организаций»; ПБУ 11/2000 «Инф. Об аффилированных лицах»; ПБУ 12/2000 «Инф. по сегментам»; ПБУ 13/2000 «Учет гос. помощи»; ПБУ 14/2000 «Учет не мат. Активов»; ПБУ 15/01 «Учет заемов и кредитов и затрат по их обслуживанию»; ПБУ 16/02 «Инф. по прекращаемой деят-ти»; ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские опытно конструкторские и технологические работы»; ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»; ПБУ 19/02 «Учет фин. вложений»; ПБУ 20/02 «Учет совместной деят-ти»; 3 уровень. Методические рекомендации к нац. стандартам(ПБУ 5/01, ПБУ 6/01), указания, инструкции(план счетов бух. учета). 4 уровень Рабочие документы п/п(учетная политика).


3. забалансовые счета предназ-ы для отраж-ия событий, не влияющих на баланс хозяйствующего субъекта. Они также испол-ся для учета ср-в, не принадлеж. п/п. Данные забалансовых счетов носят контрольное и справочное значение. Записи в них производятся без использования метода двойной записи.


В.4. понятие оценки. Оценка фин. вложений. Оценка- отражение объектов в едином денежном выражении.Рос. законодат. предусмотрены след. Виды оценки: 1)По фактич-ой стоим-ти(по сумме фактич. уплач-х ден. средств); 2)по восстановительной стоим-ти(по сумме ден. сред-в, которая может быть выражена в норм. усл.); 3)по цене возможной реализации(сумма, которая может быть реально получена при продаже объекта); 4)по дисконтированной стоим-ти(по сумме возможных ден. поступлений). Оценка финансовых вложений. Инвесиции орг-ии в уставные капиталы др. орг-ий с целью получения доходов. В рез-те орг-ии приобретают ценные бумаги, которые оцениваются по первоначальной стоимости, т.е. по сумме всех затрат на приобретение. Этими затратами могут быть: ст-ть ценной бумаги; консультативные услуги, услуги посредников и т.п.


5.Задачи и принципы бух. учета. Задачи бух. учета сформулированы в пункте 3 статьи 1 федерального закона «О бух. учете»: 1)формирование полной и достоверной информации о деят-ти п/п; 2)получение информации необходимой для целей управления; 3)предотвращение отрицательных фактов общественной жизни. Не из закона: Учет сводится к исчислению фин. результатов (прибыли). Принцип-это лат. слово, которое означает базовое положение предопределяющее все остальные действия. Основные принципы, заложенные в российском законодательстве след.: 1) имущественная обособленность-имущество организации существует отдельно от имущества собственников; 2)непрерывность деят-ти - предполагается, что бизнес существует вечно; 3)последовательность учетной пол-ки-учет ведется постоянно из года в год; 3)полнота бухг. инф; 4)принцип начисления-доходы отражаются в учете не в момент получения денег, а в момент возникновения права на них; расходы отражаются в учете не в момент уплаты денег, а в момент их осуществления; 5) своевременность отражения фактов хоз. жизни; 6)принцип осторожности-доходы показываются в учете как можно позже, а расходы-как можно раньше; 7)принцип приоритет содержания перед формой; 8)рациональность ведения бух. учета-затраты на ведение бух. учета не должны превышать пользы от использования их данных.


В.7. Классификация имущества организации. Имущества организации иначе называют активами. Они делятся на 2 группы: 1. оборотные: 1)сырье, материалы, полуфабркаты…; 2) незавершенное произ-во, изделия несданные на склад. на конец мес.; 3)Гот. продукция- изд. Полностью законченные обработкой, сданные на склад, принятые отделом качества; 4)Товары- изделия, полученные о др.организаций и лиц, подлежащие перепродаже без дополнительной переработки на денном п\п. 5)Товары, отгруженные-продукция, которая передана покупателю, но правособств-ти к ему на них не перешло 6)Дебиторская задолженность-задол-ть др. п\п и лиц нашему п\п. 7)Денежные ср-ва- хранятся на расчетных, валютных и спец. Счетах в банках. 8)Краткосрочные фин. вложения- инвестиции в др. организации или в пользу др. лиц на срок не менее 12 мес.

2. Внеоборотные активы: 1)Основные ср-ва- объекты, которые используются в орг-ии больше 12 мес., с целью получения дохода(здание, оборудование, транспорт.ср-ва…);

2) Нематериальные активы-активы, которые не имеют мат-вещественной формы, и использ-ся в орг-ии больше 12 мес. С целью получения дохода. Права на пользование чем-либо, торговые марки, знаки …; 3)Долгосрочные фин. вложения- инвестиции в др. орг-ии или в пользу физ. Лиц, гна срок, превышающий 12 мес.


8.Журнально-ордерная форма учета. Это наиболее часто применяемая форма бух. учета. Она заложена в основу всех компьютерных программ по бух.учету.

Основным регистром при данной форме учета явл-ся журнал-ордер. Он ведется по кредиту счетов. Некоторые операции предварительно группируются в ведомостях, а затем переносятся в журнал-ордер. Некоторые операции контролируются ведомостью, т.е. по ним составляется и ведомость и журнал-ордер. В большинстве случаев журналы-ордера совмещают в себе синтетический и аналитический учет. Последний вид учета организуется также в карточках, но на практике аналит. Учет при данной форме организуется плохо. Данные из журналов-ордеров переносятся в главную книгу, которая ведется по дебету счетов. Она имеет вид: счет50 Рисунок_______

На основе главной книги составляется бух. отчетность, для упрощения расчетов может быть составлена оборотная ведомость. Рисунок___________


9. упрощенная форма БУ

При использовании этого метода каждая ХО, исходя из ее эконом. содержания, отражается в денежном выражении не менее чем на двух счетах БУ. При организации БУ на м\п допускается применение рабочего плана счетов с большим или меньшим количеством счетов, но следует иметь в виду, что выбранная группа счетов должна обеспечивать учет всех ХО, осуществляемых данным м\п в процессе хоз. деятельности, с отражением особенностей такого п\п. М\п представляют бух. отчетность ежеквартально и ежегодно в адреса, предусмотренные Положением о БУ и отчетности. Отчетный год для м\п – период с 01.01. по 31.12 включительно. К годовой отчетности м\п прилагает пояснительную записку, в которой излагается уч. политика, основные факторы, повлиявшие в отчетном году на результаты его деятельности и фин. состояние.


11.Классификация обязательств организации. Обязательства иначе называют пассивами. Они делятся на 2 группы: 1)обязательства перед собственниками: а)капитал: уставный-это сумма вкладов первоначально вложенных собственниками п/п.; добавочный-это суммы, которые добавляются к уставному капиталу в процессе деят-ти; резервный капитал-это суммы, которые отвлекаются от прибыли для погашения будущих непредвиденных расходов; б)прибыль. Различают 3 разновидности: бухгалтерская - разница между доходами и расходами; чистая-разница между бух. прибылью и налогом на прибыль; нераспределенная-разница между чистой прибылью и суммами дохода выплаченные собственникам; 2)обязательства перед третьими лицами: а)кредиты и займы; б)кредиторская задолжность-задолжность нашего п/п другим п/п и лицам(бюджету, поставщикам, работникам по оплате труда).


В.12. Текущий б/у осн-ых ср-в. Осн-ые ср-ва приним-ся к учету по первонач-ой стоим-ти. Она опред-ым образом формир-ся, поэтому в плане-счетов отражается этот процесс. Им явл-ся активный счет 08 (влож-я во внеобор-ые активы). По дебету этого счета отраж-ся формир-е первонач-ой ст-ти, а по кредету - полученная сумма переносится на счет 01 (осн.ср-ва). 08 счет может корреп-ся со след.счетами: сч.60 (расчеты спост-ами и подряд-ами) в случае их приобр-я и постав-ов; сч.65 (расчеты с учред-ями) в случае получ-я их в кач-ве вклада у уставный капитал; сч.98 (доходы будущих периодов) в случае получ-я их безвозмездно. СХЕМА.Сумма, сформир-ая на счете 01, назв-ся первонач-ой ст-тью и обычно остается неизменной. Если она изм-ся, то обычно также использ-ся счет 08. Ст-ть осн.ср-в погаш-ся по ср-вам начисл-я амортиз-ии. Ее начисл-е отраж-ся по К сч.02 (аморт-я осн.ср-в) и увел-ся себест-ть прод-ии, работ, услуг. Таким образом, начисл-е амортиз-и не затраг-ет на прямую сч.01. Остаточная ст-ть осн.ср-в как разница между первонач-ой ст-тью и аморт-ей формир-ся путем вычит-я из сальдо по Д сальдо по К 02.


В.13. классификация обязательств перед собственниками. Обязательства перед собственниками: 1.капитал: 1)сумма вкладов первоначально вложенных собственниками в п\п; 2)добавочный капитал, суммы, которые джобавляются к уставному капиталу в процессе деятельности п\п; 3)резервный капитал-суммы, которые отвлекаются от прибыли для погашения будущих непредвиденных расходов.

2.прибыль, различают 3 ее разноидности: 1)бух.прибыль; 2)разница между доходами расходами; 3)чистая прибыль- разница между бух. прибылью и налогами на прибыль; 4)нераспределенная прибыль- разница между чистой прибылью и суммами дохода, выплаченными собственникам.


В.15. Понятие инвент-я. Инвент-я - это проверка имущ-ва иобяз-в по факту и сверка получ-ых рез-ов с данными б/у. закон-ом опре-ны случаи, когда провед-е инвен-и обяз-но: 1. при ликвид-ции, реорган-ии п/п-я, иначе сделка бедут считатся ничтожной. 2. перед сост-ем годового бух.договора. Иначе аудитор не сможет подтвердить достовер-ть годовой б/отч-ти. 3. в случае стих.бедствий: навод-й, пожаров - для опред-я факт-ой суммы ущерба. 4. при смене матер-ноответ-ого лица, иначе вновь приня-ое лицо должно принять на себя ответ-ть. Во всех ост-ых случаях инвент-я проводится по реш-ю руков-ля. Отд-ым приказом оформ-ся дата провед-я инвен-и и состав инвент-ой комиссии. В нее обяз-но входят предст-ль бухгалтерии и матер-ноответс-ое лицо. Процесс инвент-и сводится к тому, что члены комиссии перевешивают, перемеривают, пересчитывают имущ-во. В рез-те оформ-ся инвент-ая опись. Эта опись передается в бухгалтерию, где ее данные свер-ся с данными б/учета. Если есть расхожд-я, то сост-ся сличительная ведомость. Рез-том инвент-и могут быть либо излишки, либо недостача. Излишки должны быть приняты к учету по рын.ст-ти. Они увел-ют фин-ый рез-т п/п-я. Недостачи: 1)взысканы с виновника; 2)могут быть списаны на расходы п/п-я в пределах норм естест-ой убыли.3)может быть списано как потенциал-ые убытки сверх норм естест-ой убыли или если виновник не обнар-ен, или во взыск-я с него отказ-ых судом.


В.16. метод БУ и его элементы. Метод БУ- это совокупность приемов и способов, с помощью которых БУ осуществляет свои функции. Элементами метода яв-ся:

  1. документация- обеспечивает законность осуществляемых операций

  2. инвентаризация- обеспечивает сохранность имущества

  3. счета и двойная запись- обеспечивает полноту отражения хоз.операций.

  4. оценка- обеспечивает денежное выражение имущества и обязательств.

  5. калькуляция позволяет оценить сложные объекты БУ.

  6. баланс- отражает состояние имущества и обязательств.

  7. отчетность- отражается имущественное и финансовое положение организации.


17.Сущность бух.учета. В п.1 статьи1 закон «О бух. учете» даются следующие определения: Бух. учет – представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и общения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного, документального учета всех хоз. операций. 1) словосочетание «Бух. учет» - это слово происходит от лат. слова бухгалтер немец. происхождения и буквально означает «книгодержетель». В России слово бухгалтерия пришло в 1710 г., но