Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 11

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  969  970  971   ..

 

 

Инновационный менеджмент 19

Инновационный менеджмент 19

Содержание

Введение………………………………………………………………………..……3

1. Основные задачи изучения стратегии инновационного менеджмента……………………………………………………….………………..4

2. Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка…………………….6

3. Стратегия НИОКР………………………………………………………………10

Заключение………………………………………………………………………...12

Список использованной литературы……………………………………………..14

Введение

Актуальность этой темы в том, что инновационный менеджмент (НИОКР и внедрение их результатов в производство) является одной из основных сфер деятельности любой фирмы. Сфера НИОКР непосредственно связана с маркетингом фирмы, причем эта связь двухсторонняя. Подразделения НИОКР должны опираться в своей деятельности на маркетинговые исследования запросов и состояния рынка, и, следовательно, можно сказать, что они должны работать по заданию служб маркетинга.

Задачей НИОКР является создание новых изделий (или услуг), которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем. При проведении НИОКР, естественно, должны учитываться производственные культура, традиции, организация, инфраструктура, технологический уровень, кадровый потенциал и т. д. Но, пожалуй, самым важным обстоятельством является то, что НИОКР, как деятельность, обращенная в будущее, тесно связаны и взаимно определяют стратегический план фирмы.

Целью данной работы является изображение актуальности управления инновационной деятельностью и инновационной стратегией, как главных моментов стратегического плана, при организации и исполнении НИОКР.

В соответствии с поставленной целью, в работе должны быть решены следующие задачи:

– место инновационного менеджмента в комплексе дисциплин по теории и практике управления и основные задачи изучения стратегии инновационного менеджмента.

– маркетинговый подход к разработке и выведению на рынок нового товара.

– стратегия НИОКР.

В заключении, будут сделаны окончательные выводы – по результатам решенных задач, намеченных в соответствии с целью.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

1. Основные задачи изучения стратегии инновационного менеджмента

Инновационная деятельность (НИОКР и внедрение их результатов в производство) является одной из основных сфер деятельности любой фирмы. Сфера НИОКР непосредственно связана с маркетингом фирмы, причем эта связь двухсторонняя. Подразделения НИОКР должны опираться в своей деятельности на маркетинговые исследования запросов и состояния рынка, и, следовательно, можно сказать, что они должны работать по заданию служб маркетинга. С другой стороны, отслеживание тенденций научно-технического процесса, прогнозирование и собственно разработка новых изделий требуют со стороны подразделений сферы НИОКР постановки задач маркетинговым службам по проведению соответствующей оценки рыночного потенциала новых изделий.

Задачей НИОКР является создание новых изделий (или услуг), которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем. При проведении НИОКР, естественно, должны учитываться производственные культура, традиции, организация, инфраструктура, технологический уровень, кадровый потенциал и т. д. Но, пожалуй, самым важным обстоятельством является то, что НИОКР, как деятельность, обращенная в будущее, тесно связаны и взаимно определяют стратегический менеджмент фирмы. Стратегия превращается в реальность только в результате разработки конкретного продукта или процесса. Затраты на НИОКР – это вложения в будущее фирмы, но в то же время они связаны с высокими неопределенностью и риском.

Все изложенное дает основание заключить, что в большинстве случаев управление НИОКР (прогнозирование, планирование, оценка проектов, организация и комплексное управление, контроль за ходом НИОКР) – стратегически более важная задача, чем собственно исполнение НИОКР (важнее определить правильное направление движения, чем сосредоточиться на конкретных шагах в этом направлении).

Таким образом, можно заключить, что НИОКР и управление ими (инновационный менеджмент) тесно связаны с теорией и практикой общего менеджмента фирмы, маркетингом, производственным менеджментом, логистикой, стратегическим менеджментом, финансовым менеджментом предприятия.

Решение управленческих проблем требует сосредоточения внимания на мелочах, деталях, характеризующих эти проблемы, и инструментах их решения. Поскольку внимание отдельных руководителей концентрируется на ограниченном круге узких проблем, то трудно объединить их работу всеобъемлющим планом. Это привело к формированию концепции стратегического менеджмента. Однако сфера НИОКР при всех многих и разносторонних связях с другими сферами деятельности фирмы, как правило, относительно обособлена в организации. Это связано с неопределенностью процесса НИОКР, спецификой деятельности в сфере НИОКР, потребностью в новых идеях. НИОКР определяют будущее развитие корпорации, предполагают изменения, подчас значительные, в производстве, маркетинге, управлении фирмы, и это, естественно, вызывает определенную консервативную оппозицию внутри фирмы.

Существует определенный "управленческий разрыв" в понимании позиции, мотивации руководителей НИОКР и других руководителей фирмы. Поэтому для менеджеров всех уровней важно понимание роли и методов НИОКР, особенностей управления этой сферой деятельности.

В частности, это проблемы:

· маркетингового подхода к НИОКР;

· стратегии НИОКР как части общей стратегии фирмы;

· отбора и оценки проектов;

· финансового управления НИОКР;

· планирования и управления программами НИОКР;

· организации и выполнения НИОКР;

· научно-технической подготовки производства новых изделий;

· роли НИОКР в обеспечении качества и надежности изделий.

НИОКР могут рассматриваться не только как одна из сфер деятельности фирмы, но и как самостоятельный вид бизнеса. С этой целью создаются инновационные фирмы, осуществляющие по заказам различных экономических субъектов (в том числе и государства) НИР и ОКР, а также продающие на рынке свои разработки соответствующим потребителям. В России к ним относятся многочисленные НИИ, ОКБ, научные подразделения вузов и т. д.

В инновационном менеджменте опираться на следующие положения:

· научно-технические инновации есть решающее условие выживания и роста большинства фирм, и они должны соответствующим образом планироваться и управляться;

· ресурсы, выделенные на НИОКР, оправданны лишь в той мере, в какой они приводят к достижению целей корпорации;

· требуется анализ выполненных инноваций, чтобы выявить факторы, приводящие к успеху;

· сознательное применение концепций стратегического и инновационного менеджмента повысит качество применяемых решений и обеспечит повышение эффективности инвестиций в НИОКР.

Прежде всего, следует получить четкие ответы на вопросы:

· обеспечат ли инвестиции в собственные НИОКР лучший результат, чем приобретение лицензий на стороне?

· обеспечат ли затраты на НИОКР более высокую отдачу по сравнению с теми же затратами на производство и маркетинг?

2. Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка

Начало процесса формирования конкурентного успеха фирмы при выведении на рынок нового продукта лежит в пересечении множеств маркетинговых и научно-технических решений. Наличие совместимых потребностей определенных рыночных сегментов и технологических возможностей их обеспечить создает фундамент технологически обоснованной стратегии. Однако это лишь начало. Технологически обоснованная стратегия может не привести к экономическому успеху, если у фирмы нет возможностей организовать производство с издержками, позволяющими использовать на рынке цены, совместимые с покупательной способностью населения. Далее позиция конкурентного успеха зависит от конкурентного статуса фирмы, ее ресурсов, стратегии и интенсивности конкурентных действий других фирм.

Таким образом, при проведении НИОКР следует учесть:

· маркетинговые характеристики рынка;

· конкурентный статус фирмы в НИОКР, производстве, управлении;

· конкурентную позицию фирмы и предполагаемые действия основных конкурентов;

· социально-экономическую и политическую обстановку в государстве.

Схема процесса разработки и вывода товара на рынок включает этапы от генерации идей до начала коммерческой реализации товара. В это время фирма создает потенциальные варианты, получает представление потребителей о них, оценивает их, устраняет наименее привлекательные, разрабатывает опытные образцы продукции, испытывает их и внедряет на рынке. Экономия на первых этапах может вызвать большие издержки и даже потери на последующих. Поэтому разумная политика состоит в тщательной проверке концепции товара на ранних этапах.

Инновация, как правило, результат сложного взаимодействия различных сфер деятельности фирмы. Это иллюстрируется рис. 1.

Рис. 1 Инновация как результат взаимодействия сфер НИОКР, маркетинга, производства и управления

После разработки нового работоспособного продукта необходимы инвестиции в собственно производство. Чтобы снизить риск, необходимы соответствующие испытания продукта, в том числе и потенциальными потребителями. В идеале процесс тестирования не должен ограничиваться определением выходных параметров. Для того, чтобы окупились затраты на разработку и производство продукта, он должен сохранять свое преимущество на рынке для повторных покупок в течение определенного времени. Следует проверить ремонтопригодность и удобство сервиса изделия, а также его надежность при длительной работе. Реализм – драгоценная черта бизнеса по разработке продуктов. Считается, что разработчику важны четыре оценки: испытание, первое повторение, привыкание, частота покупок.

Пробный маркетинг . Это идеальное средство для оценки продукта, продвижения и распределения в небольших масштабах. Области проведения пробного маркетинга могут быть различными:

1. Телевизионный ареал. В этом случае проводятся комплексные кампании с использованием телевизионных коммерческих каналов и каналов распределения;

2. Испытуемый город;

3. Локальная область (например, ближайшие к супермаркету кварталы);

4. Испытуемые учреждения (для промышленного маркетинга).

При проведении пробного маркетинга должны быть получены ответы на следующие вопросы:

· какой рынок исследуется (где он, это испытуемый город или телевизионный ареал, какая область наиболее подходит для оценки специфических характеристик)?

· что именно исследуется?

· как долго продолжаются исследования?

· что является критерием успеха?

Решение о том, как долго продолжать работу или оканчивать ее при пробном маркетинге (т.е. остановиться на полученных результатах или продолжить работу, стремясь их уточнить, уменьшить риск) является, наверное, главным. В то же время такой пробный маркетинг может быть использован для испытаний специфических элементов маркетингового комплекса (версий продукта, особенностей его продвижения, окружающей среды, каналов распределения и цены и т.д.). В этом случае могут быть использованы еще меньшие объемы пробного маркетинга.

Ясно, что пробный маркетинг дает дополнительную информацию в преддверии выпуска и может повысить его надежность. Следует отметить, что даже на этой поздней стадии половина товаров не проходит по критерию годности для национального выпуска.

Однако все способы пробного маркетинга имеют определенные недостатки:

· отрывочность (даже очень большой пробный маркетинг не может полностью представить национальный рынок);

· недостаточная эффективность (во многих случаях главная часть инвестиций делается еще до начала пробного маркетинга);

· предостережения конкурентам;

· высокая стоимость.

Обобщающие выводы: Любой ввод нового товара на рынок – рискованное мероприятие. Отмечено, что инновации достигают успеха в 65% случаев (по опросам 700 английских компаний), хотя только 10% из них были по-настоящему новыми, а 20% – лишь новыми версиями товаров. Таким образом, введение нового товара на рынок – род статистической игры. Большое число промежуточных этапов перед выводом товар на рынок призвано снизить риск, однако на все это требуется время.

3. Стратегия НИОКР

Как известно, идентификация или определение стратегии – лишь начальный этап стратегического менеджмента.

Практически фирма может применять различные типы стратегии. Наступательная стратегия с высоким риском, высокой окупаемостью требует определенной квалификации, способности видеть новые рыночные перспективы и уметь быстро реализовать их в продуктах. Неспособность небольших фирм к осуществлению крупных НИОКР позволяет предположить, что этим фирмам не хватает обычно ресурсов для реализации наступательной стратегии. Однако в целом ряде технологических отраслей мелкие компании могут сконцентрироваться на одном проекте, в то время как крупные фирмы распределят свои усилия на ряд проектов. Рыночный лидер обречен занимать наступательную позицию, ибо его позиции могут быть подорваны при появлении научно-технического нововведения.

Защитная стратегия предполагает невысокий риск и пригодна для компаний, способных получить прибыль в условиях конкуренции, поддерживая норму прибыли посредством низких издержек. Такую стратегию можно рекомендовать компании, более сильной в маркетинге, чем в НИОКР. Однако и такой компании необходим достаточный научно-технический потенциал, чтобы быстро ответить на инновации конкурентов.

Лицензирование иногда называют поглощающей стратегией. Даже самые крупные компании не могут создать полного фронта НИОКР. Лицензирование может быть и поддерживающей стратегией для небольших фирм, которым трудно реализовать внедрение крупного нововведения. Альтернативой приобретению технологий может быть привлечение специалистов.

Диверсифицированные компании, как правило, производят продукты, находящиеся на разных стадиях своих жизненных циклов. Рыночные позиции этих компаний тоже различны. Матричная техника анализа портфеля таких компаний может использоваться при выборе стратегии НИОКР

Обобщающие выводы:

1. Специфика НИОКР, как бизнеса, состоит в том, что часто возникает ситуация "двух бизнесов": получение и использование в интересах корпорации плановых результатов НИОКР, а также побочных результатов, имеющих коммерческое значение.

2. Стратегия НИОКР должна строиться на основе общей стратегии бизнеса фирмы. Однако стратегия НИОКР имеет собственное поле применения и свои специфические особенности.

3. Важнейшим элементом стратегии НИОКР в корпорации является выбор и управление портфелем НИОКР в условиях ограниченности ресурсов корпорации.

Заключение

Инновационным процессом называется подготовка и осуществление инновационных изменений. Результатом инновационного процесса является инновация как реализованное использованное изменение. Инновационный процесс имеет циклический характер.

Разработка стратегии включает постановку цели, придание формы, оценку, контроль. Многие идеи возникают после идеи, связанной с новшеством. Выбирая варианты стратегии, фирма может воспользоваться матрицей продукт-рынок.

Сегодня особенно актуален тот момент, что когда речь за­ходит о стратегическом плани­ровании, управляющие высше­го звена отмахиваются, и говорят: “Мол, о какой стратегии можно гово­рить, если каждодневные про­блемы нарастают, как снежный ком, и грозят раздавить весь биз­нес”. Возможна и другая реак­ция, при которой руководитель с надеждой смотрит в будущее и пытается интуитивно опреде­лить, “что день грядущий нам готовит”. Нужно отметить, что элементы стратегического планирования всегда имелись в арсенале прогрессивных отечественных управ­ленцев. Проблема состоит в том, что мало кто пытался поставить про­цесс планирования (в современном понимании этого термина) на предпри­ятии на постоянную основу и собрать для этих целей команду профессионально подготовлен­ных людей. Менеджмент высше­го звена во всем мире использует действенный и отработанный на практике инструментарий стра­тегического планирования. За­дача руководителя в сфере раз­вития стратегии состоит в том, чтобы предвосхитить момент ее корректировки в случае измене­ния условий внешней среды.

Хорошо сформулированная стратегия готовит компанию к будущему и имеет реальную уп­равленческую ценность уже в настоящем:

· она формирует позицию ме­неджеров среднего звена и других работников по отно­шению к перспективным на­правлениям развития компа­нии и способу ведения дел, принятого в ней;

· снижает риск “скрытого” руководства и принятия безответ­ственных решений; выражает цели организации и мотивы, побуждающие служащих вы­полнять свою работу наилуч­шим образом;

создает ориентир для рядовых менеджеров в вопросах фор­мирования стратегии отдель­ных структурных подразделе­ний и постановки для них целей во взаимосвязи со стра­тегией и целями всей фирмы.

Список использованных источников:

1. Амиров Ю.Д. Основы конструирования: творчество, стандартизация, экономика. – М.: Изд-во стандартов, 2003г.

2. Базилевич Л.А., Соколов Д.В., Франева Л.К. Модели и методы рационализации и проектирования организационных структур управления. – Л.: ЛЭФИ, 2002 г.

3. Ильенкова С.Д., Инновационный менеджмент, М: «ЮНИТИ», 2007 г.

4. Карпунин М.Г., Любинецкий Я.Г., Майданчик Б.И. Жизненный цикл и эффективность машин. – М.: Машиностроение, 2004 г.

5. Лоуэлл С. Технологически эффективное предприятие. – М.: Политиздат, 2004 г.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  969  970  971   ..