Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 11

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  723  724  725   ..

 

 

Анализ системы управления качеством

Анализ системы управления качеством

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ.. 6

1.1 Экономическая оценка повышения качества продукции. 6

1.2 Система качества и ее основные элементы.. 8

1.3 Принципы повышения системы качества в соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО 9000. 12

1.4 Сертификация систем качества. 14

2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ОАО “Кровля”18

2.1 Анализ производства и качества продукции на ОАО “Кровля”. 18

2.2 Организация управления качеством продукции на ОАО “Кровля”. 25

2.3 Разработка процедуры сертификации СМК на ОАО «Кровля». 26

Заключение. 35

Список использованных источников.. 37


ВВЕДЕНИЕ

Проблема качества актуальна абсолютно для всех товаров и услуг. Особенно остро это проявляется при переходе к рыночной экономике. К работе в условиях жесткой конкуренции белорусским предпринимателям нужно быть готовым уже сегодня Предприятия любой формы собственности, не уделяющие внимания вопросам качества, будут просто разорены, им не помогут никакие протекционистские меры государства.

Сложности белорусской экономики проявляются не только в снижении объемов производств, взаимных неплатежах, но и в ее качественных характеристиках. Технология отечественного производства, технический уровень капитального оборудования, как правило, значительно ниже, чем в индустриально развитых странах. Но даже, если достаточно оперативно осуществить модернизацию производства, создать новые технологии, оправдать эти затраты на инвестиции возможно будет только за счет выпуска качественной, конкурентоспособной продукции или услуги, пользующейся спросом у потребителя.

Примеры развития передовых промышленных стран показывают, что решение проблем качества должно стать национальной идеей, носить всеобщий характер, что требует массового обучения и профессиональной подготовки всех слоев общества от рядового потребителя до руководителей любого уровня.

Подготовка квалифицированных менеджеров во всем мире предусматривает изучение и освоение современных методов управления качеством продукции, товаров, услуг, работ, процессов и систем управления.

Во всем мире резко возрос спрос на профессионалов по управлению качеством в производстве. Так, в Европе и США вопрос подготовки менеджеров по качеству развернут в основном по двум направлениям:

а) подготовка профессионалов по управлению качеством за счет получения специального второго высшего образования (по управлению качеством),

б) создание системы непрерывного обучения работников всех категории, от которых зависит обеспечение качества продукции и услуг

Что касается последнею, то это означает, что весь жизненный и трудовой путь человека, начиная от школьной скамьи, должен, в принципе, сопровождаться постоянным получением необходимого объема знании как о качестве в целом, гак и о конкретных путях его достижения по - своему для каждой профессии.

Что касается создания в Беларуси системы непрерывного обучения кадров в области управления качеством, то пока действуют только ее отдельные элементы. Задействована система профессионального дополнительного образования, в ряде вузов введены программы по специализациям: стандартизация, метрология, сертификация, управление качеством, метрологическому обеспечению. Недостатком является то, что возникшие в Беларуси в последние годы в большом количестве различного рода центры подготовки менеджеров не имеют четкой ориентации на управление "через качество".

Качество - понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

Качество продукции и услуг в нашей стране на протяжении многих лет было значительно ниже, чем в других развитых странах. Однако этот разрыв компенсировался высоким качеством и техническим уровнем продукции военно-промышленного комплекса. За последнее десятилетие суммарный рост качества отечественной продукции резко снизился, в то время как в развитых в промышленном отношении странах качество производимой продукции продолжает расти.

К важнейшим особенностям современных экономических отношений следует отнести стремительный рост международной конкуренции практически во всех сферах производства и торговли. Одной из причин данного роста является очень резкое возрастание требований потребителей к качеству выпускаемой продукции и. С насыщением рынка товарами появился целый ряд дополнительных требований и пожеланий потребителей, для достижения которых потребовалось пересмотреть сложившиеся принципы создания и производства продукции. Все большее значение стало придаваться таким свойствам продукции, как внешний вид, безопасность, надежность, функциональная пригодность. В результате не только производители всех стран, но и органы государственного управления принимают серьезные меры по изучению основных факторов, определяющих конкурентоспособность продукции, и выработке направлений совершенствования и развития, которые позволили бы достичь конкурентного преимущества.

В течение прошлого столетия одновременно с развитием подходов повышения конкурентоспособности продукции происходила стремительная эволюция подходов к достижению высокого качества продукции, которое в настоящее время признано важнейшим показателем ее конкурентоспособности.

Одновременно с развитием форм и методов контроля качества происходило формирование системного управления качеством, которое с каждым десятилетием охватывало все новые виды деятельности. Качество выросло с производственно-операционного уровня до самого главного стратегического фактора управления предприятием.

Системы менеджмента качества, демонстрируя высококачественную деятельность предприятия, стали основой и источником для дальнейшего совершенствования деятельности предприятия.

Большое значение в развитии подходов к менеджменту качества придается разработке новой версии стандартов ИСО 9000. Их структура и содержание подчеркивают, что для достижения успеха на рынке основной целью любого производителя должна стать удовлетворенность потребителя.

В стандартах ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 нашли четкое отображение большинство факторов, определяющих как конкурентоспособность продукции, так и конкурентоспособность всей фирмы.

Таким образом, создание и внедрение систем менеджмента качества в соответствии с новой версией стандартов ИСО 9000 должно стать одной из важнейших задач предприятий в комплексе мер по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, реализация которой обеспечит гарантированное преимущество в конкурентной борьбе.

Цель написания курсовой работы – усвоение знаний по управлению качеством продукции и оценке его комплексных и единичных показателей различными методами, поскольку недооценка значения качества продукции и необходимости систематической и целенаправленной работы по его повышению приводит к потере позиций белорусской промышленности, а также анализ управления качеством продукции на ОАО “Кровля”. Осознав проблему качества как стратегическую, выбрав и внедрив на предприятии ту или иную систему управления качеством, можно рассчитывать на обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции.

1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

1.1 Экономическая оценка повышения качества продукции

Качество продукции — это совокупность ее свойств, отражающая уровень новизны, надежность и долговечность, экономичность, эргоно­мические, эстетические, экологические и другие потребительские свойст­ва продукции, придающие ей способность удовлетворять обусловливае­мые или предполагаемые потребности в системе производственных отно­шений (или личного потребления). Требования к качеству продукции фор­мируются потребителем (покупателем, заказчиком), разработчиками, из­готовителями, а также государственными органами (приоритет принадле­жит потребителю) и закрепляются в соответствующих нормативно-техни­ческих документах и договорах.[1, c. 94-96]

Действующее законодательство определяет и юридически закрепля­ет отношения участников общественного производства, связанные с обеспечением качества научно-технической, промышленной, строитель­ной, сельскохозяйственной и другой продукции, транспортных, снаб­женческих, торговых и других видов работ и услуг, предусматривает защиту прав и интересов потребителя. Оно должно предусматривать усиление воздействия хозяйственного механизма, экономических ры­чагов и стимулов на обеспечение качества и конкурентоспособности разрабатываемой и используемой продукции, производимых работ ус­луг в условиях рыночных отношений, демократизации общественной жизни, развития конкуренции.

Свойство продукции — объективная особенность продукции , прояв­ляющаяся при ее создании, эксплуатации или потреблении, т.е. при раз­работке, производстве (изготовлении, добыче, выращивании), испытани­ях, хранении, транспортировании, ремонте, техническом обслуживании и использовании. Ее условно делят на простые и сложные. Пример слож­ного (для средств труда) — надежность изделия, обусловленная относи­тельно простыми свойствами, такими как безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.

Показатель качества продукции - это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее ка­чество. Он рассматривается применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации, или потребления, количественно характе­ризует пригодность продукции удовлетворять определенные потребнос­ти, может быть безмерным или выражаться в различных единицах (км в час, часах на отказ, баллах и т.п.), должен иметь наименование (на­пример, интенсивность отказов) и числовое значение. Номенклатура показателей зависит от назначения продукции, у многоцелевой она может быть многочисленной.

Показатели качества могут быть:

- единичными, характеризующими одно из свойств продукции;

- комплексными (обобщающими), характеризующими несколько простых ее свойств или одно сложное (состоящее из нескольких простых);

- определяющими (единичными или комплексными), по которым принимают решение оценивать качество продукции;

- интегральными, определяемыми отношением суммарного полезного эффекта от эксплуатации (потребления) продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию (потребление).

Система показателей качества должна отвечать следующим основным требованиям:

- характеризовать свойства продукции, обусловливающие ее при­годность удовлетворять определенные потребности в соответствии с наз­начением;

- отражать технический уровень продукции, ее совершенство и безо­пасность;

- обеспечивать возможность планирования повышения качества про­дукции в целом и ее элементов на различных уровнях управления, а так­же оценки уровня качества и контроля при потреблении по различным назначениям;

- содержать показатели, отражающие стабильность качества на всех стадиях жизненного цикла продукции, и экономические, характеризую­щие затраты на разработку, изготовление, обращение и реализацию, пот­ребление (эксплуатацию).

Качество продукции оказывает существенное влияние на сбаланси­рованность и пропорциональность развития республики, касается всех сторон деятельности предприятия (фирмы). Так, повышение качества ле­созаготовительной техники, особенно таких ее показателей, как надеж­ность, долговечность, производительность и многих других, с националь­ных позиций оказывается более целесообразным, чем расширение объе­мов производства техники прежнего качества. Использование машин, оборудования с улучшенными качественными характеристиками, позво­ляет полнее и с меньшими затратами удовлетворить потребности лесопромышленных предприятий.

Повышение качества продукции не только равнозначно увеличению объемов ее производства, но и означает сбережение трудовых и материальных ресурсов, рост экспортных возможностей, более полное удовлет­ворение различных потребностей потребителя (покупателя). Это и предоп­ределило на современном этапе объективную необходимость выдвиже­ния проблемы качества продукции в одну из важных задач.

Расширение выпуска высококачественной продукции — признак ин­тенсивного типа развития производства, неотъемлемая черта научно-тех­нического прогресса, сбалансированности и пропорциональности разви­тия народного хозяйства.

Действия, осуществляемые при разработке, производстве и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечение и поддержания необходимого уровня ее качества, составляют основ; управления качеством продукции. Оно заключается в выработке управляющих решений и их реализации путем целенаправленного воздействия на объекты управления — процессы (условия, факторы), от которых зависит качество продукции на всех стадиях ее жизненного цикла. [3, c. 27-29]

Управление качеством продукции основано на стандартизации, представляющей нормативно-техническую базу, определяющую прогрессивные требования к продукции, изготавливаемой для нужд национальной хозяйства, населения, обороны, экспорта. Работу по повышению качества следует вести в рамках системного подхода, охватывающего весь жизненный цикл продукции — совокупность процессов создания и потребления продукции определенного вида от начала исследования возможности ее производства до прекращения потребления. На предприятиях должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуру, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

Управление качеством следует рассматривать как комплексную сис­тему, состоящую из совокупности управляющих органов и объектов уп­равления, как неотъемлемую, а не автономную часть управления пред­приятием. Поэтому все организационные вопросы управления качеством необходимо решать с учетом конкретных особенностей не только каждо­го вида продукции, но и отдельного предприятия.[6, c. 83-85]

1.2 Система качества и ее основные элементы

По мере развития экономических реформ все большее внимание уделяется качеству. В настоящее время одной из серьезных проблем является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукцией. Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие у производителя системы качества и сертификата на эту систему, выданного авторитетным сертифицирующим органом. Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции и ее внедрения. Потребитель желает иметь уверенность, что качество поставляемой продукции будет стабильным и устойчивым.

Основные элементы системы качества:

1. Ответственность руководства за качество.

Руководство предприятия должно взять на себя следующие функции при построении системы качества.

1) Определить политику в области качества, то есть установить цели функционирования и развития предприятия. Стандарт определяет как обязательный элемент — документальное оформление политики в вице декларации или обязательства.

2) Определить и документально оформить ответственность и полномочия сотрудников.

3) Определить финансовые, материальные и кадровые ресурсы для выполнения политики в области качества.

4) Назначить уполномоченного по качеству.

Внедрение на предприятии современной системы качества требует значительного внедрения нововведений в управлении и организации производства, что часто вызывает сопротивление сотрудников. Задача руководства — так психологически на­строить коллектив (в том числе и личным примером), чтобы цели и задачи построения системы качества были поняты каждым работником.

2. Документация системы качества.

Необходимо разработать, документально оформить и под­держивать функционирование системы качества. Иерархия до­кументации возглавляется Руководством по качеству, где определены процедуры системы качества. Далее идут рабочие инструкции системы качества и планы деятельности по развитию менеджмента качества.

3. Анализ контрактов на поставки продукции.

Необходимо разработать и поддерживать в рабочем состоянии инструкции, обеспечивающие анализ контрактов службой маркетинга. Этой стадии придается огромное значение, поскольку правильное оформление контракта и отслеживание связей позволяет значительно уменьшить риск от поставки не­доброкачественной продукции. На стадии заключения контрак­та наиболее эффективна работа с документацией и информа­ционными материалами.

4. Управление документацией предприятия.

Предприятие использует обычно достаточно сложную и многофакторную систему документации, соответствующую жиз­ненному циклу продукции:

- управленческая;

- техническая;

- финансовая;

- документация системы качества;

- прочие системы документации.

- Стандартом предписывается создание эффективной систе­мы взаимодействия и улучшения всех систем с обязательным документированием процедур.

5. Управление закупками.

Приобретаемая продукция должна соответствовать необхо­димому уровню качества. Для обеспечения функционирования системы качества на уровне закупки необходимо контролиро­вать и организовать следующие действия:

-оценку субподрядчиков;

-определить полноту и достоверность информации о зака­занной продукции;

-проверить образцы продукции самостоятельно либо при­влечь независимую инспекционную компанию.

6. Контроль комплектующих.

Под комплектующими здесь понимается сырье, материалы, оборудование. Поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления проверкой, хране­нием, техническим обслуживанием комплектующих.

7.Идентификация и прослеживаемость продукции.

Эффективное управление процессами требует знания в лю­бой момент времени о местонахождении и состоянии любого элемента технологической цепочки Необходимо разработать систему отличия одной единицы продукции от другой (иден­тификация) и систему определения их взаимного расположения (прослеживаемость).

8.Управление производственными процессами.

Стандарт рекомендует планировать процессы производства, монтажа и технического обслуживания, влияющих на качество продукции, и обеспечить управляемые условия.

9. Контроль параметров продукции представляет собой сис­тему технического контроля качества продукций.

10. Поверка оборудования состоит из процедур метрологиче­ского обеспечения контрольного, измерительного и испыта­тельного оборудования.

11. Сортировка и маркировка некачественной и бракованной продукции.

Поставщик должен разработать и поддерживать документи­рованные процедуры, обеспечивающие гарантию, что брако­ванная продукция не используется в технологическом процессе и не может быть поставлена заказчику.

12. Управление утилизацией бракованной продукции.

Бракованная продукция может быть:

1) переделана или отремонтирована;

2) переведена в другую категорию качества;

3) отправлена в отходы.

13.Корректирующие и предупреждающие мероприятия.

Корректирующие действия:

1) рассмотрение жалоб потребителей;

2) рассмотрение причин брака и определение порядка его устранения;

3) проведение контроля за корректирующими воздейст­виями.

Предупреждающие действия:

1) анализ информации о функционировании системы каче­ства;

2) определение зон риска;

3) организацию предупреждения потерь и контроля за эф­фективностью предупреждающих воздействий.

14 Транспортировка, упаковка, хранение и поставка продукции.

15. Управление информацией по качеству.

Предприятие разрабатывает процедуры сбора, хранения и обновления данных о качестве.

16 .Внутренняя проверка качества.

Аудит качества — это системный и независимый анализ, проводимый в целях установления того, соответствуют ли оп­ределяющие качество вицы деятельности и связанные с ними результаты поставленным задачам, а также возможна ли эффективная реализация этих задач и пригодны ли они для дос­тижения преследуемых целей.

Различают три вида ориентации аудита качества:

- на про­дукт,

- на процесс,

- на систему качества.

Каждый из этих видов аудита может проводиться методом самопроверки и с привле­чением независимого внешнего аудитора.

17.Обучение (кадровая политика предприятия).

На практике обычно подготовку предприятия к сертифика­ции системы качества начинают с обучения и подготовки кад­ров. Функционирование системы качества предписывает не­прерывность этого процесса.

18. Техническое обслуживание.

Регламентирует построение системы сервисного обслужива­ния выпускаемой продукций.

19.Применение статистических методов принятия решений.

Развитие компьютерной техники и математического аппара­та статистики позволило использовать статистические методы в управлении системой качества и техническом контроле качест­ва. Статистические методы делятся на три категории по ориента­ции:

- на процессы управления;

- на технический контроль качества продукции (выборки);

- на общесистемные методы (диаграммы Ишикавы, сетевые графы Парето и др.).

Основные недостатки стандартов серии ИСО 9000:

- нет конкретных требований к содержанию системы кон­троля за расходами на качество, то есть не рассматрива­ется и не отслеживается эффективность внедрения сис­темы качества;

- нет ориентации на общечеловеческие ценности — эколо­гию, социальный климат;

- нет жесткого требования сертификации всех комплектую­щих, поступающих на производство.

Причины, заставляющие поставщика внедрять систему качества:

1.Требованиезаказчика иметь сертифицированную систему качества в основном может исходить от крупных предприятий, уже сертифицировавших систему качества и требующих этого от подрядчиков. Современная практика заключения контрактов свидетельствует, что требование иметь сертифицированную систему качества все чаще становится одним из условий началапереговоров.

2.Необходимость иметь сертифицированную систему каче­ства как условие участия в тендерах, конкурсах, которые могут принести контракты, в том числе и возможность получения го­сударственного заказа.

3.Во многих странах в законодательно регулируемой облас­ти сертификация продукции может производиться одним из восьми способов, некоторые из них содер­жат требование сертификации системы качества, причем сертифи­кация системы качества дешевле инспекционных проверок произ­водства или .постоянных испытаний товарных партий. Особенно часто применяют сертификацию системы качества как часть про­цедуры сертификации продукции или услуг предприятия с не­прерывным циклом производства серийной продукции.

4.Сертификация системы качества является условием инве­стиций или льготного страхования.

5.Стремление руководства быть уверенным в конкурентоспособности своей продукции при развитии рынка.[4, c. 129-131]

1.3 Принципы повышения системы качества в соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО 9000

Повышение качества продукции считается основой ее кон­курентоспособности и динамичного поступательного развития производства. Качество продукции объединяет всю цепочку от производителя до потребителя продукции и проходит красной нитью через жизненный цикл продукции. Внедрение систем­ного подхода к управлению качеством как постоянно дейст­вующее требование развивается в настоящее время одновре­менно в трех направлениях:

1) внедрение систем качества на основе международных стан­дартов ИСО 9000;

2) снятие технических барьеров в торговле на основе концеп­ции "общего рынка";

3) обеспечение устойчивого развития внутри общества "культуры качества".

Стандарты серии ИСО 9000 стали рабочим инструментом производящих фирм и предприятий сферы услуг, государствен­ных органов и учреждений науки и образования при построении системы качества и ее сертификации. Одной из задач реализации любой системы качества является достижение уверенности ру­ководства предприятия, его клиентов и субподрядчиков в спо­собности поставлять продукцию заданного качества в точно уста­новленные контрактом сроки. В этой связи стандарты ИСО 9000 часто применяются при заключении контрактов между фирмами в качестве основы для оценки соответствия качества продукции и услуг условиям договора. При этом наличие, сертифицированное системы качества и использование ее элементов в предконтрактной проработке проекта считается одним из условий миними­зации риска потерь от невыполнения условий контракта.

Система стандартов серии ИСО 9000 по управлению систе­мой качества предприятия состоит из шести стандартов, каж­дый из которых имеет свою область действия. Следует отме­тить, что применение всех стандартов ИСО является доброволь­ным. Никто не заставляет внедрять на предприятии систему качества, но развитие конкурентной борьбы и поощрение со стороны государства и общества применения систем качества заставляет поставщиков продукции непрерывно улучшать ее качество и объективно доказывать потребителю свою готов­ность это делать.

Стандарты ИСО 9000 рассматривают элементы системы качества и, содержат норми­руемые требования к моделям обеспечения качества. Вместе с тем в них не даются конкретные рецепты построения системы качества, а оставляется, значительная степень инициативы при применении. Вторая редакция стандартов ИСО 9000, действую­щая в настоящее время, принята в 1994 г.

Открывает ряд базовый стандарт ИСО 9000, состоящий из че­тырех частей. Основная направленность стандарта - методиче­ская помощь предприятию в выборе и применении остальных стандартов серии.

Часть 1. Руководство по выбору и применению помогает выбрать одну из четырех моделей системы качества, дает указания по подготовке договора, документирова­нию и представлению результатов оценки качества ИСО 9000.

Часть 2. Общие руководящие указания по применению стандартов ИСО 9001, 9002, 9003.

Часть 3. Руководство по применению ИСО 9001 по разра­ботке, поставке и обслуживанию.

Часть 4. Руководство по управлению программой надежно­сти системы управления качеством.

Стандарты семейства ИСО 9000 описывают минимальный перечень элементов, из которых должна состоять система каче­ства, но не дают способов их внедрения. Они не регламенти­руют конкретный способ реализации системы качества, по­скольку она зависит от рода деятельности предприятия, его задач, оснащенности, квалификации персонала и т. д. В зависимости от жизненного цикла продукции, реализуемого на данном предприятии, выделены четыре группы предприятий:

1. Стандарт ИСО 9001 содержит требования к предприятиям, которые осуществляют полный жизненный цикл продукции — от разработки до изготовления и сервисного обслуживания.

2. Стандарт ИСО 9002 содержит требования к предприятиям, которые осуществляют изготовление продукции по готовой технической разработке.

3. Стандарт ИСО 900З содержит требования к испытатель­ным лабораториям и центрам.

4. Стандарт ИСО 9004 состоит из двух частей. Первая часть определяет основные элементы качества. Вторая часть содержит требования к качеству предприятий, которые оказывают различные виды услуг (бытовые, финансовые, образовательные и т. д.).

На практике предприятие может производить широкую но­менклатуру продукции, часть из которой - имеет полный жиз­ненный цикл, а часть — неполный, внутри предприятия могут существовать испытательные центры, опытно-конструкторские подразделения и отделы, оказывающие различные услуги. Для систематизации всех возможных реальных сочетаний стандарты построены по принципу описания типовых элементов качества. Чем меньше жизненный цикл продукции, тем меньше элементов системы качества.

Международные стандарты серии ИСО 9000 отражают международную прак­тику управления качеством продукции на предприятиях. В них особая роль отводится политике предприятия в области качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции. Она предус­матривает: улучшение экономического положения предприятия, рас­ширение или завоевание новых рынков сбыта, достижение техничес­кого уровня продукции превышающего достигнутый на ведущих фир­мах, ориентацию на удовлетворение потребителя, выпуск новой высо­кокачественной продукции, снижение дефицитности выпускаемой, уве­личение ее гарантийных сроков службы и др.

1.4 Сертификация систем качества

Конечная оценка качества изготовления продукции, успешная ее реа­лизация на внутреннем и внешнем рынке осуществляется с помощью сертификацш — системы мер и действий тех или иных органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия фактических характерис­тик товара (продукции, изделий) требованиям, установленным норматив­ными актами и соответствующими стандартами, действующими как внутри данной страны, так и в стране-импортере. Сертификации подлежит про­дукция предприятий (учреждений, организаций и т.п.) всех форм собствен­ности и видов деятельности. Ее объектом может быть и состояние произ­водства, система управления качеством.

Работа по сертификации предполагает:

- обоснование критериев, по которым можно утверждать, что про­дукция отвечает интересам потребителя (покупателя), требованиям импор­тера, возможностям изготовителя;

- выбор системы сертификации, определяющейся авторитетом орга­низации, выполняющей сертификацию, беспристрастностью и компетен­цией ее персонала, надежностью используемого оборудования;

- стабильность технологических процессов производства продукции, использования системы управления ее качеством, способов оценки и конт­роля;

- независимость результатов сертификации.

Сертификация может быть обязательной и добровольной.

Обязатель­ной сертификации подлежит та продукция или ее показатели (парамет­ры) качества, которые могут оказывать нежелательные воздействия на че­ловека или окружающую среду, или значения которых ограничиваются специальными положениями (регламентами и т.п.), например, продукты питания, самолеты, автомобили, электрооборудование, газовые приборы, строительные и другие материалы. Решение об обязательной сертифика­ции принимается специальным органом. Реализация такой продукции без сертификации не допускается.

Добровольная сертификация выполняется по поводу установления со­ответствия продукции показателям, не предусмотренным обязательной сер­тификацией. Это, как правило, технико-эксплуатационные характеристики товара, определяющие его надежность и долговечность, безотказность, эргономические, эстетические и другие показатели, выгодно отличаю­щие одну продукцию от другой. Выполняется она по инициативе юриди­ческих лиц или граждан на основе договора между заявителем и органом по сертификации.

По порядку выполнения различают самосертификацию и сертифика­цию третьей стороной. Самосертификация или заявление поставщика о соответствии продукции требованиям стандартов заключается в том, что все действия по установлению соответствия ее качества осуществляют­ся изготовителем (производителем) без участия сторонних организаций. Допускается она для надежного партнера и распространена в промышленно развитых странах, например, в Японии, США, Германии и др. Связана она с организацией на этих предприятиях высокоэффективных систем обеспечения высокого качества продукции, включая контроль качества сырья, материалов, технологических процессов, готовой про­дукции, упаковки и маркировки, а также полную ответственность, в т.ч. и юридическую, за качество сертификации, соответствие товара требо­ваниям стандартов и другой нормативно-технической документации.

Сертификация третьей стороной (посредническая сертификация) осуществляется сторонней организацией, имеющей высокий междуна­родный авторитет (отечественной, зарубежной), или с ее участием. Такая сертификация предусматривает аттестацию предприятий, оценку органи­зации на них контрольных испытаний, типовые испытания образцов про­дукции в испытательных центрах, а также последующий контроль качест­ва продукции посредством испытания образцов, взятых из торговли или из производства, надзора за функционированием систем обеспечения качества продукции на предприятиях. Сертификация третьей стороной— лучшая реклама для товара (продукции, изделия).

На продукцию, которая прошла сертификацию, выдается сертификат соответствия, либо она заносится в список изделий, разрешенных к про­даже, с выдачей предприятию свидетельства о признании сертификата. Сертификатом соответствия является документ, выданный по прави­лам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифици­рованной продукции требованиям конкретных стандартов и других нор­мативных документов. Знак соответствия — это зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие данной про­дукции необходимым требованиям.

Совокупность элементов, располагающих собственными правила­ми процедуры подтверждения товара установленным требованиям, на­зывают системой сертификации. Она независима, поскольку не от­носится ни к изготовителю, ни к потребителю. Важным ее элементом является испытательный орган (центр), правомочный осуществлять конк­ретные типы испытаний и выдачу соответствующего документа (сер­тификата), регистрационного номера. В систему сертификации входят ассоциации изготовителей, частные или правительственные организации. Наибольшее распространение получили системы, в которых таким орга­ном является национальная организация по сертификации (стандартизации).

В 1987г. после выхода первого издания стандартов серии ИСО 9000 начался бум по использованию этих стандартов в ме­неджменте качества предприятий, осознавших великолепные возможности этих стандартов для построения управляемой сис­темы качества и использования процедуры сертификации в кон­курентной борьбе. В первом эшелоне сертифицировали свои сис­темы качества индустриальные гиганты Японии, Америки, Евро­пы. Затем в движение по созданию и сертификации систем качества включились средние и малые предприятия.

С 1992 г. проявилась тенденция сертификации систем каче­ства не только промышленных предприятий, но и сферы услуг (отелей, сервисов, ресторанов и т. д.), а затем и государствен­ных органов управления. В настоящее время в мире сертифицировано около 300 тыс. компаний.

Например, в России сертификация по ИСО 9000 началась с 1991 г. Участ­никами сертификации являются крупные промышленные пред­приятия: "Чайка" (часы), "Кристалл" (водка), "Белэнергомаш" (трубопроводы), “УралАЗ" (автомобили), "Уралэлектромедь" (медь электролитическая) (всего около 30). Основным первоначаль­ными побудительным мотивом являлось повышение конкурен­тоспособности экспортной продукции и упрощение процедуры сертификации выпускаемой продукции.

По прогнозам, число компаний и организаций, сертифици­ровавших свою систему качества, к 1998 г. будет превышать 300 000. Основные принципы международной политики в об­ласти качества:

1. Открытость и доступность информации для потребителей, производителей и государства о требованиях, предъявляемых к качеству продукции, методам ее испытаний и сертификации.

2. Создание единого правового и технического пространства с учетом национального законодательства в области качества путем унификации требований к качеству.

3. Повышение конкурентоспособности товаров за счет наибо­лее полного удовлетворения ожиданий потребителя.

4. Повышение роли человеческого фактора в обеспечении ка­чества.

5. Создание инфраструктуры качества в виде международных институтов, обществ, тесного сотрудничества между ними.

6. Внедрение систем качества, основанных на включении всех работников предприятия в процесс непрерывного улучшения всех стадий производственного цикла. В этом случае каждый работник является клиентом для того, кто стоит перед ним в производственном цикле, и поставщиком для тех, кто стоит после него.

Порядок организации и выполнения работ по сертификации должен осу­ществляться таким образом, чтобы обеспечить ее объективность, достовер­ность и воспроизводимость результатов испытаний, быть экономически приемлемым для изготовителей и потребителей продукции. Во многих стра­нах мира действуют определенные требования, позволяющие защитить свой рынок от продукции, включая и импортную, несоответствующую нацио­нальным стандартам, другим нормативным документам. Продукция мно­гих изготовителей пользуется повышенным спросом, если подтверждено, что она сертифицирована независимой высококвалифицированной автори­тетной третьей стороной. Вместе с тем, не всегда эти подтверждения следу­ет принимать на веру, а поэтому потребитель организует зачастую собствен­ную проверку, что, естественно, требует определенных затрат.[3, c. 51-55]

2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ОАО “Кровля”

2.1 Анализ производства и качества продукции на ОАО “Кровля”

Анализ начинаем с изучения динамики выпуска продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста по следующей аналитической таблице:

Таблица 2.1

Динамика производства кирпича керамического за 2008 г

Квартал

Объем производства,

тыс.м2 .

Темпы роста, %
базисные цепные

1

2

3

4

15851

21430

21300

20419

100

135,20

134,38

128,82

100

135,20

99,39

95,86

Из таблицы видно, что за четыре квартала объем производства увеличился на 28,82%. Причиной наибольшего значения темпов роста во 2-ом и 3-ем кварталах является сезонность производства керамического кирпича: в эти периоды наблюдается максимальный спрос на данный вид продукции.


Среднегодовой темп роста (Тр ) и темп прироста (Тпр ) можно рассчитать по среднегеометрической:

В данном случае среднегодовой темп роста выпуска продукции составляет 108,81%, а среднегодовой темп прироста – 8,81%.

Для большей наглядности динамику производства продукции можно изобразить графически (рис. 2.1).

Рис. 2.1.Динамика производства биполикрина за период с 1 по 4 квартала

Оценку выполнения плана по производству продукции за отчетный период (год) проводим по следующей аналитической таблице:

Таблица 2.2.

Анализ выполнения плана по выпуску продукции за 2007 год

Продукция

Объем производства продукции в плановых

ценах, млн.руб.

План Факт +,- % к плану

Биполикрин

Кровляэласт

Камни бортовые

Рубероид

Обувной картон

5681,06

1594,40

118,33

65,31

324,19

5834,80

1458,64

121,28

41,60

219,00

+153,74

-135,76

+2,95

-23,71

-105,19

+2,71

-8,51

+2,49

-36,30

-32,49

Итого 7783,29 7675,32 -107,97 -1,39

Из таблицы видно, что плановый объем производства превышает фактический на 107,97 млн.руб., т.е. план недовыполнен на 1,39%. Это связано с невыполнением плана по производству кровляэласта на 135,76 млн.руб. (8,51%), а также перлита на 23,71 млн.руб. (36,30%) и глины на 105,19 млн.руб. (32,49%).

Оценка выполнения плана по ассортименту основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным ее видам, включенным в номенклатуру.

Для анализа выполнения плана по ассортименту продукции используем следующую аналитическую таблицу:

Таблица 2.3.

Выполнение плана по ассортименту продукции

Продукция

Объем выпуска продукции в

плановых ценах, млн. руб.

Удельный вес

выпуска, %

Выполнение плана, % Отклонение удельного веса, +

Засчитывается в выполнение

плана

План Факт План Факт

Биполикрин

Кровляэласт

Камни бортовые

Рубероид

Обувной картон

5681,06

1594,40

118,33

65,31

324,19

5834,80

1458,64

121,28

41,60

219,00

72,99

20,48

1,52

0,84

4,17

76,02

19,00

1,58

0,54

2,86

102,71

91,49

102,49

63,70

67,55

+3,03

-1,48

+0,06

-0,30

-1,31

5681,06

1458,64

118,33

41,60

219,00

Итого 7783,29 7675,32 100 100 98,61 - 7518,63

Как видно из таблицы, план выпуска продукции выполнен только на 98,61%, но степень выполнения по отдельным ассортиментным позициям значительно различается: по биполикрину и камням бортовым план перевыполнен соответственно на 2,71% и 2,49%, а по кровляэласту, рубероиду и картону недовыполнен соответственно на 8,51%; 36,30% и 32,45%.

Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:

1)


с помощью коэффициента выполнения плана по ассортименту, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции:

2) по способу наименьшего процента – согласно данным таблицы 11 она составляет 63,70%;

3) по удельному весу изделий, по которым план выполнен, в данном случае она составляет 77,6% (76,02+1,58).

Таким образом, на основании проведенных расчетов можно сделать вывод, что план по ассортименту продукции выполнен только на 96,60%. В первую очередь это связано с невыполнением плана по производству перлита – план выполнен только на 63,70%. Причинами этого могут быть нарушение графика и объемов поставки сырья, материалов, комплектующих, а также недостатки в организации производства и ошибки в планировании.

Анализ выполнения плана по структуре выпускаемой продукции производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по структуре, на общий фактический выпуск продукции. Для расчета данного коэффициента используется следующая аналитическая таблица:


Таблица 2.4

Выполнение плана по структуре продукции

Продукция

Выпуск продукции,

млн.руб.

Удельный вес

продукции, %

Объем факти-

ческий при

плановой

структуре

Засчиты-

вантся в

выполне-

ние плана

по струк-

туре

План Факт План Факт

Биполикрин

Кровляэласт

Камни бортовые

1594,40

65,31

118,33

1458,64

41,60

121,28

89,67

3,67

6,66

89,96

2,57

7,48

1452,02

59,51

107,99

1454,02

41,69

107,99

Итого 1778,04 1621,52 100 100 1621,52 1603,61

Коэффициент выполнения плана по структуре (Кстр) составит:

Кстр=1603,61/1621,52*100=98,89%.

Таким образом, плана по структуре выполнен только на 98,89% (или недовыполнен на 1,11%). Это связано со снижением объема производства кровляэласта и бортовых камней.

Расчет влияния структурных сдвигов на экономические показатели деятельности предприятия произведем различными методами. В первую очередь проведем расчет способом цепной подстановки следующим образом:


При этом коэффициент выполнения плана составит:

Квп=Qф /Qпл =75714/83600=0,9057.

Данные расчетов представим в следующей аналитической таблице:


Таблица 2.5

Анализ структуры произведенной продукции

Продукция

Опто-

вая

цена

за 1м,

тыс.р.

Объем произ-

водства про-

дукции, м

Структура

продукции, %

Выпуск продукции в ценах

плана, млн.руб.

План Факт План Факт План Факт при плановой структуре Факт

Биполикрин

Кровляэласт

Камни бортовые

Рубероид

19,93

21,77

197,21

80000

3000

600

73188

1911

615

95,69

3,59

0,72

96,66

2,52

0,82

1594,40

65,31

118,33

1444,05

59,15

107,17

1458,58

41,54

122,44

Итого - 83600 75714 100 100 1778,04 1610,37 1622,56

Таким образом, если бы план производства был равномерно недовыполнен на 90,57% по всем видам продукции (т.е. по трем рассматриваемым видам) и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 1610,37 млн.руб. При фактической структуре он выше на 12,19 млн.руб.


Такой же результат можно получить способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных и условно-натуральных показателей умножим на запланированный выпуск продукции в стоимостном выражении:

Для расчета влияния структурного фактора на объем производства можно использовать также способ абсолютных разниц. Для этого сначала определим, как изменится средний уровень цены 1 м3 продукции за счет структуры:

Расчетов проведем на основании данных таблицы6.6.


Затем определяем изменение объема товарной продукции по следующей формуле:

Расчета влияния структурного фактора на объем производства можно определить


также с помощью средневзвешенных цен следующим образом:

Таблица 2.6

Расчет измерения средней цены изделия за счет структурного фактора

Продукция

Оптовая

цена, тыс.р.

Структура продукции, %

Изменение сред-

ней цены за счет

структуры, тыс.р.

План Факт +,-

Биполикрин

Кровляэласт

Камни бортовые

19,93

21,77

197,21

95,69

3,59

0,72

96,66

2,52

0,82

+0,97

-1,07

+0,10

+0,19

-0,23

+0,20

Итого - 100 100 - +0,16

Таким образом, в результате структурных сдвигов средняя цена 1 м3 продукции возросла на 160 руб., а производство товарной продукции за счет структурных сдвигов в ассортименте увеличилось на 12,19 млн.руб.

Для оценки выполнения плана по ритмичности рассчитываются такие показатели, как коэффициент ритмичности производства, коэффициент выпуска продукции, коэффициент вариации, а также коэффициент аритмичности. Расчеты показателей будут производиться на основании данных следующей таблицы:

Таблица 2.7.

Ритмичность выпуска продукции по декадам

Декада

Выпуск продукции за год,

млн.руб.

Удельный вес

продукции, %

Выпол-нение

плана,

коэф-

фици-

ент

Засчитывается в выполнение плана по ритмичности

производства

млн.р.

выпуск

продук-

ции,

млн.руб

План Фактический при плановой структуре Факт План Факт

1

2

3

1895,40

2397,25

3490,64

1868,94

2364,00

3442,38

1858,33

2246,15

3570,84

24,35

30,80

44,85

24,21

29,27

46,52

0,9804

0,9370

1,0230

1858,33

2246,15

3490,64

1858,33

2246,15

3442,38

Итого 7783,29 7675,32 7675,32 100 100 0,9861 7595,12 7546,86

Коэффициент ритмичности производства составит:


Данные таблицы показывают, что предприятие работало недостаточно ритмично (план выполнен только на 97,58%), допускались значительные отклонения от запланированного уровня выпуска продукции в 1-ой и 2-ой декадах, что пришлось компенсировать в 3-ей декаде.

Коэффициент ритмичности выпуска продукции рассчитаем следующим образом:

Коэффициент ритмичности выпуска продукции составил 98,33%, т.е. производственные мощности предприятия использовались по отрезкам планового периода достаточно пропорционально.

Далее рассчитаем коэффициент вариации по формуле

В данном случае коэффициент вариации составляет 0,0390. Это значит, что выпуск продукции по декадам отклоняется от графика в среднем на 3,90%.

Для оценки ритмичности производства рассчитаем также коэффициент аритмичности как сумму положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждую декаду:

При строгом соблюдении запланированных суточных заданий коэффициент аритмичности равен нулю. В нашем случае он составляет 0,1056. Это также говорит о нечетком соблюдении графиков выпуска продукции.

Необходимо также подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Это разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднедекадного объема производства:

Таким образом, потери предприятия в связи с неритмичной работой составили 3037,20 млн.руб.

На ОАО “Кровля” к качеству выпускаемой продукции претензий нет, поэтому в данной курсовой работе анализ качества продукции не проводится.

В 2003 году на ОАО “Кровля” планируется установить новую печь обжига кирпича. Рассчитаем приращение продукции в результате ввода нового оборудования:

Таким образом, в результате установки новой печи обжига кирпича выпуск продукции предприятия увеличится на 861,90 млн. руб.

2.2 Организация управления качеством продукции на ОАО “Кровля”

Служба качества (далее по тексту- СК) создается для:

- руководства функционированием системы качества на комбинате;

- представления отчетов уполномоченному представителю генерального директора комбината о состоянии системы качества;

-руководства корректировкой системы качества в процессе ее внедрения и эксплуатации.

Руководитель СК назначается на должность приказом генерального директора комбината по согласованию с уполномоченным представителем директора. Руководитель СК в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, документами системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000 и организационно-распорядительными документами комбината.

Обязанности

1 Определение требований к составу и содержанию отдельных документов системы качества.

2 Определение состава уполномоченных представителей по системе качества и др.

3 Выдача заданий разработчикам документов системы качества, согласование вопросов в процессе разработки, урегулирование разногласий, координация работ.

4 Контроль качества документов системы управления качеством для обеспечения их соответствия техническому заданию.

5 Консультирование разработчиков документов системы управления качеством.

6 Сбор, систематизация и накопление данных об улучшении качества выпускаемой продукции в процессе внедрения документов системы управления качеством и информирование об этом работников комбината.

7 Подготовка проекта плана повышения квалификации персонала в соответствии с требованиями системы качества. Проведение занятий по повышению квалификации персонала.

8 Участие во внедрении системы управления качеством, принятие решений о корректировке документов системы качества по результатам внедрения.

9 Проведение внутренних проверок системы качества и принятие решения о возможности проведения внешнего аудита.

10 Участие в работе с внешними аудиторами при проведении сертификационного аудита и надзорных аудиторов.

11 Участие в работе Совета по качеству.

12 Подготовка предложений о стимулировании разработчиков документов системы качества.

13 Подготовка информационных материалов, способствующих формированию репутации комбината, связанных с внедрением системы управления качеством на основе стандартов ИСО серии 9000.

14 Ведение регистрации документов системы управления качеством.

Служба качества имеет право:

- самостоятельно принимать решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции;

- отдавать распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными ей работниками и привлекаемыми специалистами;

- представлять комбинат в учреждениях, организациях и на предприятиях по вопросам разработки, внедрения и сертификации системы качества;

- принимать решения и вести переписку по вопросам разработки, внедрения и сертификации системы качества.

Служба качества несет ответственность за выполнение возложенных обязанностей по разработке, внедрению и сертификации системы качества.

В случае невыполнения обязанностей или не использования предоставленных прав, а также нарушения правил трудового распорядка сотрудники СК несут ответственность в виде потери премий, надбавок, либо несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2.3 Разработка процедуры сертификации СМК на ОАО «Кровля»

Создание системы менеджмента качества (далее СМК) в соответствии с требованиями стандарта СТБ ИСО 9001:2001 включает в себя разработку необходимой документации. После внедрения СМК необходимо провести ее сертификацию, поэтому в данном разделе целесообразно рассмотреть процедуру сертификации СМК, разработанной на ОАО «Кровля» в соответствии с требованиями стандарта

СТБ ИСО 9001:2001.

Требования к порядку проведения работ по сертификации СМК на соответствие СТБ ИСО 9001:2001 установлены в СТБ 5.1.05-99.

Сертификация СМК включает:

-предварительную оценку СМК;

-окончательную проверку и оценку СМК;

-рассмотрение результатов проверки и принятие решения о выдаче сертификата;

-инспекционный контроль за сертифицированн

Сертификация СМК проводится по инициативе предприятия.

При проведении СМК на предприятии определяется соответствие элементовсистемы качества требованиям стандарта на СМК (СТБ ИСО 9001:2001).

При проведении сертификации СМК должна обеспечиваться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну предприятия.

Блок – схема проведения сертификации приведена на рисунке 2.2.

При желании и готовности предприятия сертифицировать СМК его уполномоченный представитель посещает орган по сертификации систем менеджмента качества (далее орган) и с ним проводится предварительное собеседование ответственным представителем органа.

В процессе данного собеседования обе стороны уточняют все интересующие их вопросы и по его результатам предприятие принимает окончательное решение о возможности подачи заявки на сертификацию, а орган определяется с составом исходной информации, которую надо будет затребовать от данного предприятия в случае подачи им официальной заявки на сертификацию.

Инженер группы сертификации органа регистрирует заявку. Регистрация осуществляется в журнале регистрации заявок на сертификацию системы менеджмента качества.

В течение семи дней после этого орган направляет предприятию перечень исходной информации, которую оно должно представить в орган.

Предприятие подготавливает и направляет в орган исходную информацию для предварительной оценки системы менеджмента качества.

В процессе предварительной оценки системы менеджмента качества проводится анализ заявки и полученной от предприятия запрашиваемой исходной информации, проверяется соответствие документов системы менеджмента качества предприятия требованиям стандарта на систему менеджмента качества.

Для предварительной оценки системы менеджмента качества руководитель органа приказом назначает комиссию, состоящую из главного эксперта-аудитора и одного – четырёх (в зависимости от объёмов производства и заявленной номенклатуры продукции) экспертов-аудиторов. К работе при необходимости могут привлекаться в качестве консультантов технические эксперты.

Данная комиссия при положительных результатах предварительной оценки и продолжении работ будет проводить и окончательную проверку и оценку системы менеджмента качества.

В состав аудиторской группы не включаются представители предприятия-заявителя и специалисты, которые ранее оказывали предприятию консультационные услуги по созданию системы менеджмента качества.

Заявитель заблаговременно информируется о фамилиях членов комиссии, которая будет проводить оценку его деятельности, и имеет право получить достаточную информацию о каждом из них и высказаться при желании против назначения какого-либо из назначенных аудиторов или технических специалистов.

Отказ от кого-либо из членов комиссии должен быть аргументирован и обоснован.


Предварительное собеседование

Рис. 2.2. Блок – схема порядка проведения сертификации СМК

Комиссия проводит проверку адекватности руководства по качеству и стандарта на систему менеджмента качества. При этом проверяется наличие всех необходимых процессов системы менеджмента качества на предприятии и их соответствие стандарту на систему менеджмента качества.

При предварительной оценке системы менеджмента качества устанавливается обоснованность выбора определённых процедур в каждом процессе системы менеджмента качества и их эффективность исходя из:

-требований нормативной документации на продукцию;

-сведений о качестве продукции, полученных от предприятий торговли, от Общества защиты прав потребителей и из других независимых источников.

Орган может запросить у предприятия сведения о сырье и вспомогательных материалах, их производителях или направить на предприятие представителя для сбора этой информации и изучения образцов-эталонов непосредственно на предприятии.

Предварительная оценка завершается подготовкой письменного заключения о целесообразности проведения окончательной проверки и оценки системы менеджмента качества.

Заключение составляется в двух экземплярах: один остаётся в органе, другой передаётся заявителю.

В случае отрицательного результата в заключении приводятся выявленные несоответствия (с их обоснованием) проверяемых документов системы менеджмента качества требованиям СТБ ИСО 9001:2001, либо обоснование неэффективности принимаемых предприятием мер для достижения стабильного качества.

После доработки системы менеджмента качества по замечаниям органа заявитель при желании продолжения работ должен представить заявку на сертификацию повторно согласно описанной процедуры.

Главным экспертом-аудитором разрабатывается программа окончательной проверки системы менеджмента качества.

Комиссия подготавливает документы, которые требуется в процессе работы.

Программа проверки системы менеджмента качества допускает внесение изменений в ходе проверки.

Программа проверки за 14 дней до начала проверки передаётся предприятию.

Рабочие документы используются в процессе проверки для оформления заключительных результатов и содержат:

-контрольные листы с перечнем вопросов для оценки процессов системы менеджмента качества;

-формы для составления отчёта по проверяемым процессам системы менеджмента качества;

-протоколы несоответствий.

Контрольные листы с вопросами, используемыми для оценки процессов системы менеджмента качества, разрабатываются экспертами-аудиторами, назначен­ными для проверки конкретного процесса (или подразделения) под руководством главного эксперта-аудитора.

В контрольных листах должны быть учтены требования безопасности труда, радиационной и пожаробезопасности, требования охраны окружающей среды и должны иметься незаполненные графы для вопросов, возникающих во время про­верки системы менеджмента качества.

Формы для составления отчёта о результатах проверки выдаются главным экспертом-аудитором членам комиссии с заполненной верхней частью, включающей номер проверяемого процесса системы менеджмента качества, срок проверки.

Проверка системы менеджмента качества включает:

- ознакомление с предприятием;

- предварительное совещание;

- проведение проверки;

- заключительное совещание;

- отчёт о проверке.

Ознакомление с предприятием с целью получения представления о нём и его важнейших подразделениях производится комиссией в сопровождении ответственного сотрудника предприятия. По результатам ознакомления с предприятием может быть уточнена программа окончательной проверки.

Предварительное совещание проводится с целью:

- представить членов комиссии руководству и специалистам проверяемого предприятия, назначенным для участия в проверке;

- рассмотрения цели проверки, программы и методов проверки;

- определения официальных способов общения между экспертами-аудиторами и работниками проверяемого предприятия;

- предоставления в распоряжение комиссии необходимых средств для проведения проверки;

- уточнения и подтверждения даты проведения заключительного совещания и промежуточных совещаний (при необходимости их проведения).

Проведение проверки включает:

- обследование;

- анализ результатов обследования;

- подготовку предварительных выводов для заключительного совещания.

Обследование проводится путём опроса работников предприятия, изучения нормативной документации, в том числе и документов системы менеджмента качества, изучения результатов регистрации информации о качестве и наблюдений на проверяемых участках.

Факты, указывающие на несоответствия, должны регистрироваться в кон­трольных листах даже в том случае, когда они не входят в перечень контрольных вопросов.

В ходе проверки главный эксперт-аудитор может вносить изменения в распределение обязанностей между членами комиссии и в программу проверки (с согласия проверяемого предприятия), если это необходимо для достижения цели проверки.

Информация, полученная в процессе обследования, должна проверяться путём сравнения с информацией из других источников (протоколов испытаний, отчётов и др.).

После обследования всех подлежащих проверке участков предприятия комиссия должна тщательно проанализировать результаты обследования с целью разделения зарегистрированных несоответствий по значимости. Несоответствия при этом делят на существенные и несущественные.

Существенное несоответствие – это отсутствие, неприменение или полное нарушение какого-либо процесса системы менеджмента качества или его составной части, либо другое отклонение от нормативного требования на систему менеджмента качества, устранение которого потребует изменения организационной структуры предприятия, больших материальных затрат, длительного времени и которое существенно повлияет на качество продукции.

Несущественное несоответствие – это упущение в выполнении установленных требований, либо другое отклонение от нормативного требования на систему менеджмента качества, которое не связано с изменением организационной структуры предприятия, большими материальными затратами и может быть устранено в течение месяца с момента выявления.

При разделении несоответствий на категории комиссия учитывает их вид, влияние на качество, а также является ли это единичным случаем, систематической ошибкой, несоблюдением требований.

Окончательное решение о категориях несоответствий принимает главный эксперт-аудитор.

Существенные и несущественные несоответствия регистрируется в протоколах несоответствий, в которых обнаруженные несоответствия идентифицируются с требованиями, установленными в стандартах или документах на систему качества поставщика.

Протоколы несоответствий рассматриваются главным экспертом-аудитором совместно с ответственным представителем руководства предприятия по ним принимаются решения.

На основании результатов анализа подготавливается заключение о соответствии (несоответствии) системы менеджмента качества требованиям

СТБ ИСО 9001:2001.

На заключительном совещании руководству проверяемого предприятия доводятся замечания, сделанные при проверке, в порядке их значимости, а также предварительное заключение о соответствии (несоответствии) системы менеджмента качества требованиям СТБ ИСО 9001:2001.

Протоколы несоответствий обсуждаются и подписываются главным экспер­том-аудитором и руководителем предприятия.

Если не достигается соглашение о правомерности установленного отклоне­ния, то на это указывается в отчёте о проверке с изложением различных точек зрения.

В процессе сертификации эксперты-аудиторы не должны давать никаких указаний и разъяснений того, как должно быть.

По результатам проверки и оценки системы менеджмента качества с учётом результатов заключительного совещания составляется акт, который представляет собой сшитые контрольные листы с титульным листом.

Акт подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления руководству предприятия.

Один экземпляр акта остаётся на предприятии, другой хранится в органе.

Отчёт о проверке подготавливается комиссией под руководством главного эксперта-аудитора, который несёт ответственность за его достоверность и полноту. При этом все члены комиссии представляют главному эксперту-аудитору заполненные формы отчётов по процессам системы менеджмента качества, которые они проверяли. Отчёт должен быть датирован и подписан главным экспертом-аудитором.

В отчёте по результатам проверки должна быть дана чёткая оценка соответствия проверяемой системы менеджмента качества требованиям

СТБ ИСО 9001:2001. В отчёте должны быть полностью отражены замечания и выводы заключительного совещания.

Отчёт составляется и направляется предприятию в месячный срок после заключительного совещания. Если отчёт не может быть закончен в установленный срок, то по согласованию с предприятием устанавливают пересмотренную дату представления отчёта.

В результатах проверки и оценки системы менеджмента качества возможны следующие выводы:

а) система полностью соответствует стандарту СТБ ИСО 9001:2001 или имеются несущественные несоответствия, которые могут быть устранены в процессе работы комиссии или в течение месяца со дня их выявления. При этом органу может быть достаточно письменного сообщения предприятия об устранении выявленных несоответствий, либо устранение выявленных несоответствий проверяется органом при повторной выборочной проверке или инспекционном контроле.

б) система в целом соответствует СТБ ИСО 9001:2001, но обнаружены менее трёх существенных и несущественные несоответствия. В этом случае главный эксперт-аудитор совместно с руководителем предприятия определяют сроки доработки системы менеджмента качества (не более 6 мес.), ориентировочную дату повторной проверки. После устранения выявленных несоответствий предприятие уведомляет об этом орган. По усмотрению органа проверка может проходить по упрощённой схеме, т.е. проверяются те процессы системы менеджмента качества, по которым были выявлены несоответствия.

в) система содержит три и более существенных и несущественные несоответствия, которые возможно устранить в течение достаточно длительного срока. В этом случае оценка системы менеджмента качества предприятия осуществляется после устранения всех несоответствий по полной схеме, описанной выше.

При положительных результатах проверки главный эксперт-аудитор докладывает на Управляющем совете органа о результатах проверки и возможности сертифицировать систему менеджмента качества. Управляющий совет органа принимает решение о выдаче сертификата. Решение о выдаче сертификата может быть принято лишь после подтверждения предприятием устранения несоответствий. Допускается выдача сертификата при наличии трёх и менее несущественных несоответствий. Лица, принимающие решения о сертификации не должны участвовать в рассмотрении аудиторской проверки.

Срок действия сертификата – три года.

При положительном решении Управляющего совета органа главный эксперт-аудитор обеспечивает оформление сертификата и выдачу его предприятию.

При выдаче сертификата с предприятием заключается соглашение по серти­фикации, в котором устанавливаются обязательства предприятия и органа.

Орган осуществляет плановый и внеплановый инспекционный контроль за сертифицированной системой менеджмента качества предприятия в течение всего срока действия сертификата.

Инспекционный контроль проводит комиссия, назначенная приказом руководителя. Состав комиссии определяется по усмотрению руководителя органа.

Периодичность проведения планового инспекционного контроля определяет орган, но не менее одного раза в год, при этом в течение срока действия сертификата на систему менеджмента качества все её процессы должны быть проверены не менее одного раза. Программу инспекционного контроля ежегодно разрабатывает главный эксперт-аудитор, утверждает руководитель органа.

Внеплановый инспекционный контроль проводят в следующих случаях:

- при поступлении обоснованной информации о претензиях к качеству продукции;

- при внесении существенных изменений в документы системы менеджмента качества, технологическую и нормативную документацию, организационную структуру предприятия и других изменениях, влияющих на стабильность уровня качества изготавливаемой продукции.

Результаты инспекционного контроля в течение двух недель после окончания инспекционного контроля оформляется актом, который подписывается главным экспертом-аудитором, утверждается руководителем органа и направляется предприятию.

При положительных результатах инспекционного контроля в акте делается заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата.

Орган может временно приостановить или отменить действие сертификата на систему менеджмента качества в случае выявления при инспекционном контроле несоответствий требованиям СТБ ИСО 9001:2001, при появлении обоснованных претензий к качеству продукции со стороны потребителя, а также при отказе от инспекционного контроля или неоплате работ по сертификации системы менеджмента качества.

Решение о временном приостановлении или отмене действия сертификата принимает Управляющий совет органа.

Решение о приостановлении действия сертификата принимается в случае выявления при инспекционном контроле несоответствий, которые предприятие мо­жет устранить в согласованные с органом сроки, при отказе предприятия от инспек­ционного контроля, а также при срыве сроков оплаты работ по сертификации системы менеджмента качества.

Решение об отмене действия сертификата принимается в случае выявления при инспекционном контроле существенных несоответствий, при срыве предприятием согласованных с органом сроков устранения несоответствий, обнаруженных при инспекционном контроле.

Информация о приостановлении или отмене действия сертификата с указанием причин письменно доводится органом до сведения предприятия, Республиканского органа по стандартизации, метрологии и сертификации и других заинтересованных организаций.

Отмена действия сертификата вступает в силу с момента исключения его из Реестра Национальной системы сертификации Республики Беларусь.

Система менеджмента качества содействует предприятию в повышении удовлетворенности потребителей. Потребителям необходима продукция, характеристики которой удовлетворяли бы их потребности и ожидания. СМК в свою очередь может быть основой постоянного улучшения с целью увеличения вероятности повышения удовлетворенности, как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Она дает уверенность самой организации и потребителям в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям.

Процедура сертификации обеспечивает признание системы менеджмента качества предприятия в Национальной системе сертификации Республики Беларусь. Наличие у поставщика сертификата на систему менеджмента качества является гарантией получения от него продукции необходимого качества по приемлемой цене. Сертифицированная система качества дает уверенность в том, что на предприятии созданы условия, обеспечивающие его эффективную работу.

Заключение

Значение качества продукции состоит в том, что только качественная продукция открывает экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки.

Являясь главным инструментом в борьбе за рынки сбыта, качество обеспечивает конкурентоспособность товара. Оно складывается из технического уровня продукции и полезности товара для потребителя через функциональные, социальные, эстетические и экологические свойства. При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворять потребности потребителя, а также расходами на приобретение и потребление соответствующего товара. Следует учитывать, что среди продукции аналогичного назначения большей конкурентоспособностью обладает та, которая обеспечивает наивысший полезный эффект по отношению к суммарным затратам потребителей. Безусловно, повышение качества сопряжено с затратами, однако они окупятся благодаря полученной прибыли. Занятие лидирующего положения на рынке не возможно без разработки и освоения новых товаров (модифицированных, улучшенных).

Значение повышения качества достаточно многообразно. Решение этой проблемы на микроуровне важно и для экономики в целом, так как позволит установить новые и прогрессивные пропорции между отраслями и среди отраслей. Эти пропорции могут быть достигнуты путем совершенствования технологий производства продукции и повышение ее экономичности. Повышение же качества продукции имеет значение для автоматизации хозяйственных процессов в других отраслях.

До недавнего времени считалось что качеством должны заниматься специальные подразделения. Переход к рыночной экономике обуславливает необходимость изучения опыта ведущих компаний мира в достижении высокого качества, считающих, что на достижение качества должны быть направлены усилия всех служб. Ключевую роль в повышении качества играют оценки и требования потребителей, информация о неисправностях, просчетах и ошибках.

Исследования, проведенные в ряде стран, показали, что в компаниях, мало уделяющих внимания качеству, до 60% времени может уходить на исправление браков.

Обеспечение качества требует не мало затрат. До недавнего времени основная доля в затратах на качество приходилась на физический труд. Но сегодня высока доля интеллектуального труда. Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров. Должно быть гармоничное сочетание всех составляющих профессионального влияния на качество.

Общество пришло к таким удивительным достижениям цивилизации – научны, техническим, в области культуры, этики, законодательства, государственного регулирования многих сфер своей деятельности, - что уже в состоянии подойти к решению столь сложной и неоднозначной проблемы , как качество жизни.

Известно, что ряд стран на разных континентах и в Европе, ив Америке, ив Азии, - достигли высокого уровня качества жизни благодаря обостренному вниманию к этой проблеме их правительств, руководств фирм и компаний, каждого специалиста , наконец, каждого жителя страны. Особенно показателен в этом отношении опыт Японии и Германии, оказавшихся в послевоенные годы в кризисной ситуации и сумевших благодаря вниманию к качеству к совершенствованию методов управления, преодолеть разруху, голод, обеспечить возрождение экономики и занять достойное место в мировой хозяйственной системе.

Поэтому в нашей стране , экономика которой переживает сегодня не легкие времена, именно качество работ , продукции и услуг видится как одно из наиболее эффективных средств преодоления кризисных явлений, призванное сыграть роль определяющего фактора в успехе проводимых рыночных реформ.

Высокий уровень качества продукции может обеспечить ее конкурентоспособность на рынках, а следовательно, привести к экономической стабилизации. Для многих отраслей и предприятий - это, по существу, единственный путь к выживанию в условиях формирующегося рынка.

Мы должны понимать, что лишь высокий уровень качества белорусских товаров может быть условием выхода страны на мировой рынок, присоединение к Европейскому союзу и Всемирной торговой организации.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что проблема качества многогранна. В ней можно выделить социально-экономический, технический, экологический, международный и даже политический аспекты. Сложившееся в Беларуси положение дел с качеством требует объединения и концентрации усилий многих специалистов, ученых, и деловых людей.

Список использованных источников

1. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 212с.

2. Гиссин В.И. Управление качеством продукции. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 256с.

3. Ермов А.К. Управление качеством продукции. – М.: Экономика, 1997. – 315с.

4. Несмелов Н.М. Основы и пути сохранения качества товаров. – Мн.: БГЭУ, 1998. – 115с.

5. Окрепилов В.В. Всеобщее управление качеством. – СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1996. – 454с.

6. Чечеткина Н.М. Управление качеством продукции и экспертиза. – Ростов н/Д.:РГЭА, 1998. – 471с.

7. Золотогоров В.Г. Организация и планирование производства. – Мн., 2001.

8. Экономика предприятия: Учебник для студентов вузов/ Под ред. В.М. Семенова. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1997.

9. Экономика предприятия. Под ред. Горфинкеля В.Я. – М., Издательское объединение «ЮНИТИ», 2000.

10. Экономика предприятия. Под ред. В.Я. Хрипача – Мн.: Экономпресс, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  723  724  725   ..