Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 11

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  695  696  697   ..

 

 

Посредничество в конфликте

Посредничество в конфликте

Содержание

1. Введение. 3

2. Формы посредничества. 5

3. Методы ADR.. 9

4. Области применения медиации. 13

5. Процесс медиации и его участники. 17

6. Главные преимущества медиации. 19

7. Готово ли наше общество сегодня оценить преимущества медиации?. 20

8. Посредничество и медиация - понятия разные или совпадающие?. 21

9. Кто может быть медиатором? Требуется ли для этого специальная подготовка?25

10. Заключение26

11. Список литературы.. 28

Введение

В литературе в большинстве случаев участие третьей стороны в разрешении конфликтов также рассматривается как форма переговорного процесса; при этом различаются прямые переговоры (между самими участниками ситуации) и переговоры с участием третьей стороны.

Переворот в переговорной практике, изменивший ее характер, был связан с появлением метода принципиального ведения переговоров Р. Фишира и У. Юрии[1] . Благодаря шумному успеху нескольких популярных изданий книг этих авторов, в частности книги «Путь к согласию, или Переговоры без поражения», переговоры стали особой отраслью знаний и практической деятельности. Еще в 50 – 60-е гг. они были частью конфликтного процесса, в котором стороны использовали разнообразные средства для достижения своей «победы» и разгрома противника».

Практика, когда третья сторона выступает в роли судьи, принимающего решение в спорных ситуациях, имеет давнюю историю и реализуется в разных формах. Так, А. Г. Здравомыслов отмечает, что «князь в древнерусском государстве не только военный защитник и сборщик дани, но и судья. Он определяет, кто прав и кто виноват в конфликтах, возникающих между заимодавцем и должником, продавцом и покупателем, претендентами на наследство, выросшими детьми, желающими отделиться от родителей вопреки их воле. И в массе других повседневных ситуаций»[2] . Вся мифология пронизана появлением «третейского судьи» в спорах богов.

Урегулирование конфликтов с помощью вмешательства третьей стороны рассматривается сегодня как одна из форм конструктивного разрешения конфликтов. Часто в такой роли выступают учитель, руководитель, родитель. Руководитель – в силу наличия у него власти, учитель или родитель – как непререкаемый авторитет, взрослый, администрация – просто уважаемый третий.

«Внимание к возможностям участия третьей стороны в регулировании конфликтов сегодня возрастает в связи с поиском соглашений в конфликтах, сдвигом в сторону толерантности или стремлением к конструктивности»[3] . Практика участия таких посредников распространяется от бракоразводных процессов и семейного консультирования до работы с конфликтами в области бизнеса, трудовых отношений, социальных или международных споров. В школах распространен и процесс обучения посредничеству.

Формы посредничества

Различаются несколько возможных форм посредничества: медиаторство, или медиация, фасилитация, примирение, арбитраж.

Медиатор (от англ. mediator) – это человек (или группа), осуществляющий посредническую деятельность. В этой роли могут выступать психологи, консультанты, социальные работники и т.д. «Медиаторство – содействие третьей стороны в поисках соглашения в конфликтной ситуации, причем рекомендации медиатора могут приниматься во внимание спорящими, но необязательно должны выполняться»[4] . Присутствие третьей (нейтральной) стороны позитивно влияет на эффективность переговоров, что сделало данную практику весьма распространенной. В последние десятилетия интерес к возможностям медиаторства резко возрос, что связано с успешным его применением в разрешении даже международных конфликтов. Особенно широко оно используется при решении разнообразных общественных проблем (муниципальные и эгоистические конфликты, разногласия между профсоюзами и администрацией и т.д.), в юридической практике, при разрешении имущественных и бракоразводных процессов. В практике международных конфликтов медиатор может выступать как «заместитель» прямых контактов между сторонами.

Медиаторство, медиация, или посредничество, в первую очередь следует понимать как процесс, позволяющий продвигать конфликт в сторону его разрешения. Медиация – это целенаправленное вмешательство, способное сначала ослабить конфликт, затем подготовить почву для принятия взвешенных решений и, наконец, разрешить некоторую проблему. Даже если не все элементы спора разрешаются, существующий конфликт с помощью медиации может быть лучше понят его участниками и переведен на управляемый уровень.

Медиация идеально подходит для разрешения спорных ситуаций, имеющих значительное число проблем и предполагающих продолжение взаимоотношений сторон (например, при разводе супругов, имеющих общих детей). Она способна создать модель, пригодную для разрешения будущих конфликтов.

«Медиация (посредничество) – это техника вмешательства в конфликт, применяемая тогда, когда ситуация требует его ослабления и разрешения»[5] . Такая техника предполагает выявление и согласование ценностей, норм, принципов и интересов, носителями которых являются участники. Основные цели медиации заключаются:

· в разработке плана будущих действий (проект соглашения), который участники смогли бы принять за основу;

· в подготовке участников к тому, чтобы они в полной мере осознавали последствия своих собственных решений;

· в помощи участникам в приемлемом для них решении.

Задача медиатора – выявить все имеющиеся проблемы, сообща их понять и сформулировать. Здесь медиатор выступает как бы в двух ролях – гида, показывающего, на что стоит обратить внимание, и протоколиста, который фиксирует мнения, стремится прояснить недостаточно понятные высказывания участников, обобщает сказанное и выявляет приоритеты. Другими словами, из огромного потока информации он извлекает и записывает короткие тезисы, которые могут быть быстро прочтены и обсуждены. Что же касается непосредственных переговоров между сторонами, то они часто начинаются с обычного торга по принципу «ты – мне, я – тебе» («Я дам вам то, что вы больше всего желаете, если вы дадите мне, чего больше всего хочу я», «Что бы вы могли предложить в обмен на …» и т.д.)[6] .

От медиаторства отличают фасилитацию. Если медиация обычно направлена на поиск разумных компромиссов, то фасилитатор стремится помочь сторонам прийти к общему пониманию их отношений, ясно определить цели каждого и открыть варианты, которые удовлетворяют интересам всех. Фасилитатором может быть один человек или команда из четырех-пяти человек, работающих либо в непосредственном контакте со сторонами, либо с помощью электронной почты.

Другая форма посредничества – примирение, в котором акцент делается не столько на улаживании вопросов, сколько на процессе, с помощью конфликт прекращается.

Арбитраж – еще одна форма вмешательства третьей стороны, ее рекомендации обязательны к исполнению.

Медиация применяется во всех областях человеческой деятельности, где присутствует необходимость общения - это семья, бизнес, производство, социум в целом...

Медиация, являясь процедурой, ориентированной на будущее, обеспечивает сторонам сохранение партнерских отношений, возможность продолжать совместную деятельность.

Вот далеко не полный список областей, в которых медиация эффективна:

· Семейные отношения

· Воспитательно-образовательная сфера,

· Система социального обеспечения и здравоохранения;

· Корпоративные и межкорпоративные споры;

· Экономическая сфера;

· Интеллектуальное право;

· Публичное право;

· Система страхования;

· Финансовая и банковская сфера;

· Индустрия туризма и отдыха;

· Недвижимость, строительство и проектирование;

· Различные отрасли промышленности;

· Инженерия и высокие технологии и т.д.

Мы часто ссылаемся на крылатое выражение: «в споре рождается истина». Конечно, хороший спор, интересная дискуссия могут иметь конструктивный характер. Но нередко бывает по-другому. Зачастую спорящие стороны, будучи эмоционально вовлеченными в конфликт, лишают друг друга возможности быть услышанными и понятыми.

Да, разумеется, конфликты и неизбежны, и необходимы, так как являются толчком к развитию. Однако, чаще конфликт, спор носит деструктивный характер. В подобных случаях стороны, вовлеченные в конфликтную ситуацию, не видя другого выхода, прибегают к помощи правосудия, заведомо занимая позиции по разные стороны баррикад. Создающаяся в результате ситуация противостояния может разрешиться лишь поражением одной из сторон и выигрышем другой, но выигрыш этот далеко не всегда оправдывает все чаяния и надежды победителя.

Вот почему в большинстве случаев, когда предмет спора лежит в плоскости гражданского, административного, частного, корпоративного права, целесообразно применять внесудебные методы разрешения споров и, в частности, медиацию.

Медиация, основными принципами которой являются проявление уважения друг к другу, принятие друг друга, умение слушать и слышать, обязательное соблюдение конфиденциальности – это возможность для всех участников спора выйти из него победителями при отсутствии побежденных. Посредническая деятельность (медиация) за последние десятилетия получила широкое распространение как составная часть процедуры урегулирования конфликтов без обращения в суд – преимущественно в коммерческой сфере. Но посредничество нередко применяется в целях завершения конфликта мировым соглашением также и в процессе судебного разбирательства. Таким образом, посредничество здесь является деятельностью универсального характера. Оно может применяться как вне суда, так и в процессе судебных процедур разрешения коммерческих споров.

Во многих странах мира (и Россия в этом отношении не является исключением) в последние годы наблюдается возрастание интереса к данной форме урегулирования конфликтов. Главной причиной широкого интереса к медиации, и ее популярности во многих странах, является спрос на эту услугу. Ведь возникновение споров, конфликтов в сфере осуществления предпринимательской деятельности практически неизбежно. Они существовали, существуют и будут существовать всегда. Следовательно, имеет место объективная необходимость использования различных способов и форм разрешения споров.

Медиация является наиболее мягкой формой разрешения споров. Посредник – медиатор – не выносит своего решения, он лишь помогает создать условия, приемлемые для переговорного процесса. Он, руководствуясь своим опытом, знаниями, умением разрешать конфликты, помогает спорщикам выработать такую позицию, которая максимально соответствовала бы интересам спорящих сторон. Таким образом, разрешение спора полностью зависит от воли самих спорящих.

Методы ADR

Под внесудебным разрешением споров, опираясь на принятое в англо-американском языковом пространстве понятие Alternative Dispute Resolution (ADR), понимают процедуры, в которых конфликты доводятся до решения внесудебно при участии третьей стороны. «Методы внесудебного урегулирования споров развивались с 60-х годов в англосаксонских странах, в первую очередь в США, Англии и Австралии. Здесь они неоднократно «изобретались» самими судами»[7] . Суды при первой же возможности согласия сторон передавали правовой спор на внесудебное урегулирование. Сегодня такие методы уже давно применяются независимо от судебной отсылки, причем медиация является одним из наиболее успешных и широко применяемых методов ADR, последовательно способствуя возможности достижения взаимоприемлемого урегулирования при поддержке третьей стороны и предоставляя для этого четкую структуру.

Успешное применение медиации как метода урегулирования конфликтов стало сегодня возможным потому, что исследования в различных областях и дисциплинах расширили и углубили возможности структурированного образа действий в конфликтных ситуациях на основе личной ответственности и участия. При этом не нужно путать медиацию с согласительной процедурой. Последняя отличается от медиации тем, что она основывается на предложении, как правило, в интерпретационных рамках закона.

Третья сторона здесь сама оценивает и определяет направление, в котором следует двигаться к соглашению. В медиации третья сторона лишь поддерживает вовлеченные в спор стороны в выработке самостоятельного решения.

Одним из основных требований, делающих возможным использование медиации в разрешении спора, является добрая воля сторон, вовлеченных в конфликт. Медиация может применяться только тогда, когда обе или все стороны (в случаях, когда в спор вовлечено более двух сторон) хотят ее применения или согласны на это.

Также следует выделить критерии, по которым случаи могут быть отнесены к тому или иному способу разрешения споров, в зависимости от его процессуальной компетенции. Это позволит более четко отличать случаи, в которых наивысшей процессуальной компетенцией обладает медиация или другие процедуры ADR, от случаев, которые необходимо или предпочтительнее поручить судам, либо использовать сочетанную процедуру рассмотрения спора.

Методы ADR, в особенности медиация, наиболее применимы в случаях, когда:

· главными являются не правовые претензии, связанные с прошлым, а будущие интересы партнеров по конфликту и возможность сохранения нормальных отношений в перспективе (после развода, в бизнесе и т.д.);

· речь идет о длительных, значимых отношениях (например, если при последствиях развода затронуты интересы детей, или при длительных деловых отношениях);

· ситуацию оказывают сильное влияние личные отношения и эмоциональная сторона конфликта (как, например, при разногласиях между акционерами);

· стороны предпочитают сохранить полную конфиденциальность (судебные процессы, как правило, публичны);

· необходимо выработать всеобъемлющее генеральное решение, а правовой спор охватывает (или может охватить) лишь

· часть проблемы;

· имеют место сложные случаи, которые не могут быть разрешены в интересах обеих сторон (либо могут быть разрешены неудовлетворительно) с помощью права с его бинарным конструктом «да/нет».

Наряду с определением границ применимости медиации, следует выделить характерные ее черты и основные отличия от судебного разбирательства:

СУД

Процесс формальный

МЕДИАЦИЯ

Процесс неофициальный

Публичный Конфиденциальный
Контролируется государством Основан на автономности участников
Ориентирован на повод к конфликту. Бремя доказательства (сбор фактов). Ориентирован на личные убеждения и субъективные интересы сторон.
Осуществление правовых позиций Объединение различных интересов
Ориентирован на прошлое Нацеленность на создание взаимоприемлемого буду-щего
Применение права Использование права
Ориентация на победу одной из точек зрения Уважение различий, интересов и точек зрения друг друга
Использование слабости позиций другой стороны в целях собственного выигрыша Принятие собственной слабости (и слабости других) как переломной точки в споре, т.к. приходит осознание необходимости привлечения помощи со стороны
Стратегии в духе «выигрыш – проигрыш» Решения в духе «выигрыш – выигрыш»

Итак, из приведенного выше сравнения можно заключить, что медиация – это путь к осмысленному взаимоприемлемому решению. Медиация представляет собой форму посредничества в спорах беспристрастной третьей стороны. Целью процедуры медиации является выработка решения, удовлетворяющего стороны, при котором нет ни победителей, ни побежденных, и могут выиграть все, кто вовлечен в спор.

Процесс медиации характеризуется тем, что стороны в конфликте сами вырабатывают решение проблемы. Медиатор – не третейский судья, он только ведет процесс и ненавязчиво помогает спорящим сторонам в выработке взаимоудовлетворяющего и жизнеспособного, исполняемого решения.

Области применения медиации

Сегодня медиация находит применение и развивается повсюду, где возможности институтов, традиционно занимающихся разрешением конфликтов, оказываются недостаточными и где вследствие глубоких социальных перемен возникает необходимость в поиске новых подходов к разрешению споров.

Общественный порядок в традиционно демократических государствах, как правило, поддерживается и восстанавливается за счет законов и судопроизводства. Но одного этого сегодня часто оказывается недостаточно, поскольку правовые решения лишь отчасти могут охватить стремительно меняющуюся в последние десятилетия общественную реальность. Ведь право основывается на фактах, ориентированных на прошлое.

Сложность современных конфликтных отношений требует таких форм разрешения споров, при которых стороны сами и, в конечном итоге, под свою личную ответственность принимают принципиальные решения. Будучи основаны на интересах самих участников, эти решения более полно (с точки зрения результата и процесса) учитывают представления сторон о будущем мирном сосуществовании и, вместе с тем, их достижение является быстрым, эффективным и экономичным в плане материальных затрат.

Вот главные идеи, которые привели к рождению медиации как системы урегулирования конфликтов, основанной на консенсусе и сотрудничестве. Правовое решение – это точка в споре, вердикт, тогда как медиация – это начало сосуществования по новым совместно выработанным правилам.

Поэтому медиация на сегодняшний день получила распространение во всем цивилизованном мире, используясь в первую очередь при разрешении следующих конфликтов:

· в семейной сфере – особенно при расставаниях и разводах, а также при разделе наследства;

· в школе;

· между соседями;

· в экономической и трудовой сфере, при конфликтах как;

· внутри предприятия, так и между фирмами (предприятиями);

· в учреждениях, включая:

o государственные;

o неправительственные организации;

o общественные организации;

o научные институты;

o церковь;

· в общественно-правовой сфере, главным образом в конфликтах, связанных с вопросами охраны окружающей среды;

· при оценке возможных последствий использования техники;

· в политической сфере – например, при урегулировании конфликтов между этническими группами, и между государствами (это давний институт международного права, о котором уже упоминалось в начале);

· при мировых соглашениях между виновником и пострадавшим. Иными словами, в рамках уголовного права (в частности, при рассмотрении дел с участием несовершеннолетних);

· при межкультурных конфликтах (медиация хорошо зарекомендовала себя в конфликтах общинной жизни (community mediation) и на предприятиях).

«Все большее применение находит медиация в разрешении споров, возникающих в экономической и трудовой сфере, а также в области управления»[8] . Вот почему хотелось бы уделить им особое внимание и выделить основные формы подобных конфликтов и их особенности.

Случаи, касающиеся самих участников (медиация «лицом к лицу»).

Здесь в центре внимания находятся такие споры, как:

· конфликты при основании, преобразовании или разделе компаний, а именно товариществ или зависимых от частных лиц акционерных компаний, включая объединения представителей свободных профессий (например, адвокатов, врачей или объединения самостоятельно практикующих врачей, использующих общую материальную базу, оборудование);

· конфликты между компаниями и их управляющими, а также вообще между лицами, занимающими на предприятии ведущие должности;

· споры между наследниками, совокупно владеющими наследством, при составлении завещаний предпринимателями, что обычно происходит при продолжении предприятием своей деятельности после смены владельца (наследование предприятия).

Урегулирование конфликтов через представителей – одна из разновидностей медиации.

Имеются в виду споры, в которых участники представляют фирму, учреждение или отдел внутри фирмы (предприятия). Области применения такой медиации разнообразны. В качестве примера можно привести:

· конфликты, связанные с патентным и авторским правом;

· дополнительные переговоры при длительных контрактах, например, между фирмой-производителем, фирмой-поставщиком и сбытовой фирмой;

· требования возмещения убытков, включая такие требования в случае ответственности производителя;

· конфликты при урегулировании страховых случаев, особенно когда пострадало много людей (авария танкера, массовое столкновение);

· конфликты с участием представителей разных стран, включая конфликты с межкультурной подоплекой, конфликты, связанные с персоналом и организацией производства в международных концернах;

· конфликты на совместных предприятиях (отправной точкой этих конфликтов часто является разное понимание основных моментов производства, обусловленное культурными различиями).

· Особое значение медиация может приобрести при конфликтах, возникающих после слияний и при санации неплатежеспособных предприятий, т.е. при их банкротстве;

· существенной областью применения медиации являются и споры, возникающие в процессе реализации крупных строительных проектов (особенно связанные с выплатой ущерба в отношениях между строительной фирмой, субподрядчиком, конструктором и архитектором или при ликвидации строительных бригад).

Велико значение медиации и при реализации больших проектов. Например, «при строительстве промышленного сооружения в соответствии с американским опытом (а в последние годы подобная практика часто применяется и в Европе) изначально целенаправленно назначаются комиссии по рассмотрению конфликтов (dispute review boards), которые могут сразу разрешать конфликты при их возникновении, часто применяя для урегулирования споров медиацию»[9] .

Процесс медиации и его участники

«Само понятие происходит от латинского «mediare» и означает буквально «посредничать». В медицинском словоупотреблении слово «медиатор» используется для обозначения «проводникового вещества». В международном праве этот способ решения конфликтов определяется как предложение посредничества спорящим сторонам государством, не участвующим в споре. Как средство улаживания споров медиация признана в ст. 33 Устава Объединенных Наций»[10] .

Медиация – это четко структурированный метод посредничества в разрешении спора, где третья сторона (посредник-медиатор) сохраняет нейтралитет. Цель медиации – содействовать способности участников спора урегулировать свой конфликт самостоятельно, к взаимному удовлетворению и к обоюдной пользе. Эффективность подобного урегулирования достигается благодаря раскрытию в спорящих сторонах способности к кооперации и коммуникации, за счет целенаправленных действий, ориентированных на будущее, что поможет сэкономить участникам спора время, деньги и эмоциональные ресурсы.

Медиация – это междисциплинарный метод. Она может быть использована везде, где требуется привести спорящие стороны к согласию, будь то в профессиональном, частном, общественном или политическом контексте. В процессе медиации специально обученная, независимая третья сторона, которую признают и которой доверяют все участники конфликта, привлекается к разрешению спора.

В определенном смысле посредников можно считать участниками конфликта, особенно посредников, которые пытаются не просто разобраться в причинах и обстоятельствах происходящего (что делают и судьи), но предотвратить, остановить, разрешить конфликт.

В практической конфликтологии проблема посредничества имеет важное значение. Наиболее эффективна регламентированная процедура, при которой посредник – строго нейтральное лицо, помогающее конфликтующим сторонам в достижении согласия с помощью переговоров. Специфической чертой посредничества является то, что стороны обычно сами формулируют текст соглашения. Посредник не наделен полномочиями принимать какие бы то ни было решения, а лишь помогает достичь соглашения, которое и определяет дальнейшие действия сторон.

В связи с развитием в последние годы множества региональных конфликтов, в основном межнационального характера, все чаще прибегают к посредничеству так называемых миротворческих сил, в том числе войск Организации Объединенных Наций, которые в большинстве случаев непосредственно включаются в конфликт. В Конго, Сомали, на территории бывшей Югославии среди таких посредников были убитые и раненые. Следует подчеркнуть, что посредники, как и судьи, не являются противоборствующими сторонами конфликта, их цели диаметрально противоположны: не развивать, а остановить конфликт, разрешить противоречие – по возможности, ненасильственным путем.

Посреднику необходимо обладать рядом качеств; он должен быть мудрым, творческим человеком, уметь вести дело к компромиссу, примирению, быть морально авторитетным для всех участвующих в конфликте сторон, объективным и знающим человеком.

По сравнению с традиционными формами решения конфликта (прямые переговоры, тайные встречи и т.д.) посредничество обладает рядом преимуществ. Посредника выбирают сами противоборствующие стороны, поэтому ему легче, чем самим сторонам, контролировать и управлять переговорами, создавать благожелательную моральную атмосферу.

Роль медиатора состоит, с одной стороны, в том, чтобы следить за следованием общим условиям ведения процедуры (регламентом), которые были выработаны участниками спора в самом начале процесса медиации, и, с другой стороны, сделать «невысказанные» мотивы осознаваемыми сторонами, доступными для понимания, и обсуждаемыми. Другими словами, медиатор призван обнаружить и сделать прозрачными специфические, постоянно встречающиеся дисфункциональные модели взаимодействия участников.

При этом для всех медиаторов главным условием посредничества в урегулировании конфликтов является беспристрастность.

У медиатора главная цель – поддерживать обоих партнеров по конфликту и оставаться «нейтральным». Его кредо должно быть таким: «Я не занимаю выраженной позиции в отношении какой-либо из сторон, не играю роль третейского судьи, а вступаюсь за обе стороны». Медиатор старается сохранить нейтральную позицию и побуждает стороны к высказыванию своего мнения на протяжении всего процесса медиации. Здесь важна справедливость, а также обеспечение всем участникам равных возможностей для высказывания своей точки зрения, позиции, интересов, мотивов и пожеланий.

Главные преимущества медиации

· Медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора.

· При ее проведении обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены индивидуально.

· Медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение кто прав, а кто виноват) или на выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений.

· В плане временных затрат медиация может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спора.

· При этом сфера частных интересов участников полностью защищена, поскольку процесс медиации это конфиденциальный процесс.

· Медиация позволяет участникам спора посмотреть в будущее и использовать свои творческие способности.

· При разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым и естественным шагом.

Готово ли наше общество сегодня оценить преимущества медиации?

Думается, что да, готово по крайней мере начинать использование этой формы разрешения споров. Как известно, аппетит приходит во время еды. Использование медиации способствует ее быстрому и широкому распространению вследствие тех неоспоримых достоинств и преимуществ, которыми обладает данная форма снятия конфликтов. Практика медиации указывает на то, что она заключает в себе следующие немалые преимущества: во-первых, конфиденциальность процедуры, присущая медиации в отличие от публичности, открытости, гласности судебного разбирательства. Во-вторых, готовность сторон к ведению переговоров, профессионализм и опыт хорошего медиатора обеспечивают достаточно быстрое урегулирование конфликта, что особенно важно, например, для разрешения споров в сфере предпринимательской, коммерческой деятельности. Быстрота разрешения споров означает также экономичность данного способа урегулирования, поскольку расходы, затрачиваемые на урегулирование, связанные с получением юридической помощи, находятся в прямой зависимости от длительности процедуры. Но, пожалуй, основная ценность медиации состоит в том, что поскольку она обеспечивает дружественное урегулирование споров, то это означает сохранение устойчивых, нормальных отношений между спорящими сторонами, независимо от того, идет ли речь о двух коммерсантах или о бывших супругах, выясняющих отношения в связи с прекращением брака.

Позитивное воздействие оказывают переговорные процедуры с использованием посредника и в сфере трудовых отношений, что способствует поддержанию в рабочем коллективе нормального климата. Перечисленные достоинства медиации, несомненно, служат залогом ее быстрого распространения, особенно в разрешении коммерческих споров. Конечно, медиация получает наиболее широкое распространение там, где достаточно высок уровень культуры самих спорящих, способных посмотреть на себя со стороны и исходить не только из своих собственных интересов, но также из интересов контрагентов. Однако медиация является не только порождением высокой культуры использующих ее людей, но также способом формирования культурной среды, в которой она получает наибольшее развитие. Поскольку к тому же медиация наиболее широко используется в рамках внесудебных процедур, то ее совершенно справедливо рассматривать как один из способов формирования гражданского общества. На самом деле она сопряжена с формированием подлинных институтов гражданского общества, в рамках которых и реализуются такие ценности, как свобода граждан, утверждение начал справедливости и безопасности.

Посредничество и медиация - понятия разные или совпадающие?

Некоторые современные словари дают однозначный перевод слова «mediation» как «посредничество». Другие в качестве синонима приводят слово «conciliation», которое в юридическом смысле означает примирение сторон. «Американские организации, занимающиеся вопросами медиации (например, U.S. Equal Employment Opportunity Commission), указывают на то, что медиатор только способствует сближению позиций спорящих сторон, но сам не предлагает готовые рецепты примирения»[11] . В беседах с российскими коллегами, напротив, высказывалось мнение, что медиатор должен вырабатывать собственную позицию и приводить к ней участников процесса. Но здесь ему уже не обойтись без высочайшего авторитета и высокой общественной репутации. Российское законодательство уже содержит институт посредничества. Значит, его надо развивать и вырабатывать собственное понимание медиации, влиять на выработку стандартов и обычаев медиативного рынка (ведь это такой же рынок услуг, как и все прочие). Причем придется это делать, учитывая глобальный характер наших связей, так же глобально (начиная, естественно, с направлений и стран, где наши связи наиболее активны). Было бы полезно придать медиативным процессам в России более широкий характер.

Какие преимущества медиации являются наиболее значимыми, если говорить о ней как об инструменте функционирования гражданского общества?

В странах, где медиация используется достаточно широко, утвердилось мнение, что она является одним из способов, обеспечивающих доступ к правосудию. И это действительно так. В современном мире, где судебные системы повсеместно перегружены количеством поступающих на их разрешение дел, общество ищет другие, альтернативные методы разрешения споров. К ним относятся, в частности, разрешение споров третейскими судами, коммерческим арбитражем. Не меньшее значение приобретает и использование медиации как способа достижения конечного результата разрешения конфликтов. Обычно государственные суды всячески содействуют развитию альтернативных методов разрешения споров именно потому, что они способствуют нормализации загрузки государственных судов, а следовательно, созданию необходимых условий для более эффективного осуществления правосудия. Больше того, во многих странах мира альтернативные методы рассматриваются как едва ли не основной способ обеспечения доступности правосудия в государственных судах.

Опыт показывает, что если поначалу медиация используется для разрешения споров в сфере частного права, т.е. семейных, коммерческих, то в дальнейшем она оказывается пригодной и для разрешения сложных трудовых споров, особенно коллективных, а также споров, разрешаемых обычно в административном правосудии (то есть споров, возникающих между гражданином и государством). Во многих странах наработан большой опыт по использованию медиации, например, для разрешения налоговых споров. Представляется, что этот опыт мог бы использоваться и в России. Другое дело, что порядок использования медиации должен быть установлен специальным законодательством, в частности законодательством о разрешении налоговых споров. Чрезвычайно важно, чтобы соответствующие государственные органы были наделены соответствующей компетенцией, границы которой должны быть четко обозначены. Нельзя, например, исходить из того, что в процессе медиации налоговый орган может освобождать или существенно снижать налоговые обязательства другой сторон в споре (налогоплательщика). Но в результате медиации вполне могут вырабатываться или утверждаться, например, графики погашения недоимок по налоговым обязательствам с учетом реальных возможностей налогоплательщика, с тем чтобы он смог продолжать свою предпринимательскую деятельность[12] .

Мы находимся в начальной стадии использования альтернативных методов разрешения споров, в том числе и медиации. Предстоит еще немало усилий по созданию надлежащих условий для распространения этих высокополезных способов разрешения конфликтов на пути формирования эффективных институтов гражданского общества. Особенно большая роль, разумеется, при поддержке государства, должна принадлежать структурам гражданского общества, общественным объединениям граждан или юридических лиц, таким как союзы предпринимателей, торгово-промышленным палатам, посредническим центрам и средствам массовой информации, обеспечивающим активизацию и поддержку этих цивилизованных и весьма эффективных способов преодоления конфликтов. Наверное, одним из таких важных шагов на этом нелегком пути является издание журнала, создающего площадку для активного участия в этих процессах всех заинтересованных сторон.

Существует ли за рубежом законодательство, регулирующее использование альтернативных методов разрешения споров?

Такой сложный метод, как третейское разбирательство, везде в мире имеет определенную правовую базу. В каждой стране он урегулирован национальным законодательством. У нас тоже есть закон о третейских судах Российской Федерации. Он в полной мере соответствует международным стандартам. А вот в отношении посредничества дело обстоит несколько иначе. Здесь практика разная. В некоторых странах есть законодательные акты о посредничестве как о процедуре. Точнее, о примирительных процедурах с использованием услуг посредника. Во многих странах таких актов нет, а посредничество осуществляется на основе актов самоуправления. То есть посредники объединяются в корпорацию, эта корпорация утверждает требования к посредникам, утверждает правила разрешения споров посредниками, принципы этой деятельности и так далее. Это корпоративное объединение внимательно следит за соблюдением всех этих правил теми, кто является членами данной организации, то есть самими посредниками. Существует такой вот корпоративно-этический контроль с достаточно строгими мерами воздействия на тех, кто нарушает эти правила, путем исключения из числа посредников. При этом сами корпорации готовят посредников, проводят их аттестацию, выдают документы о том, что специалист обладает необходимыми знаниями, опытом и может быть приглашен сторонами в качестве посредника.

Чем можно объяснить внимание российского бизнеса к различным формам альтернативного разрешения споров, в том числе к медиации?

Сегодня заинтересованность бизнеса в основанных на компромиссе способах разрешения экономических споров обуславливает возрастающую популярность медиации. Медиация - гибкая, неформальная, экономичная и быстрая процедура, позволяющая участникам спора в духе доброй воли урегулировать разногласия. Данная процедура помогает сгладить личностные отношения и эмоциональную сторону конфликтов, которые часто не позволяют сторонам урегулировать спор в ходе прямых переговоров.

Особый интерес участников спора к медиации проявляется, когда главным в споре являются не правовые претензии, связанные с прошлым, а будущие интересы партнеров и возможность продолжать деловое сотрудничество и развивать партнерские отношения. Преимущества медиации в полной мере проявляются в случаях, когда необходимо выработать всеобъемлющее соглашение спорящих сторон по комплексу вопросов, а правовой спор охватывает лишь часть проблемы. Такая ситуация наиболее характерна для корпоративных конфликтов. Существенным для участников хозяйственных отношений является и возможность сохранить при проведении примирительных процедур полную конфиденциальность информации относительно обстоятельств спора.

Кто может быть медиатором? Требуется ли для этого специальная подготовка?

Дело в том, что по принятой международной практике на сегодняшний день в очень малом количестве стран есть какие-то нормативные акты, вообще регулирующие профессиональную подготовку медиаторов. В принципе медиатором может быть каждый. Понятно, что есть ограничения по дееспособности, психологическому состоянию человека, подобным факторам. «Австрия - единственная страна, в которой был принят в 2004 году федеральный закон о медиации, который регулирует подготовку медиаторов и определенные нормативы подготовки» [13] . В большинстве стран существуют сообщества медиаторов, деятельность которых регулируется внутренним актом, который вырабатывается внутри этих же сообществ, т.н. акт саморегулирования. Среди медиаторов есть некоторое разделение. Допустим, медиаторы, которые работают в правовой сфере, те, которые вышли из юристов или совмещают свою деятельность как юристы, к ним предъявляются одни требования. Есть медиаторы - социальные работники. Это я привожу австрийский пример. Там даже количество часов подготовки медиаторов разнится. Юристы готовятся в медиаторы меньше, чем, допустим, социальные работники. Во многом это зависит от того образования, которое есть у человека изначально. В Германии, например, на сегодняшний день в большинстве школ права введен постоянный курс медиации. То есть каждый, кто выпускается с юридического факультета, проходит курс медиации. Если человек хочет быть медиатором, не просто называться, а именно быть, специальная подготовка ему нужна обязательно. Есть выверенная методика, которая позволяет обучить медиатора. Понятно, что при определенных личностных, индивидуальных качествах.

Заключение

В практической конфликтологии проблема посредничества имеет важное значение. Наиболее эффективна регламентированная процедура, при которой посредник – строго нейтральное лицо, помогающее конфликтующим сторонам в достижении согласия с помощью переговоров. Специфической чертой посредничества является то, что стороны обычно сами формулируют текст соглашения. Посредник не наделен полномочиями принимать какие бы то ни было решения, а лишь помогает достичь соглашения, которое и определяет дальнейшие действия сторон.

Российское законодательство уже содержит институт посредничества. Значит, его надо развивать и вырабатывать собственное понимание медиации, влиять на выработку стандартов и обычаев медиативного рынка (ведь это такой же рынок услуг, как и все прочие). Причем придется это делать, учитывая глобальный характер наших связей, так же глобально (начиная, естественно, с направлений и стран, где наши связи наиболее активны). Было бы полезно придать медиативным процессам в России более широкий характер.

Список литературы

1. Бородкин Б., Коряк Н. Внимание: конфликт. Новосибирк, 1991.

2. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. М., 2002.– 240 с.

3. Джини Г. Скотт Способы разрешения конфликтов. – Киев, 1991. – 208 с.

4. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М., 2003. – 320 с.

5. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – 2-е изд. – М., 2003. – 400 с.

6. Ковачек П., Малиева М. Предупреждение и разрешение конфликтов. М. 1994.

7. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. М., 1993.

8. Мириманова М.С. Конфликтология. – М, 2003. – 320 с.


[1] Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. М., 2002.– 240 с.

[2] То же.

[3] То же

[4] Мириманова М.С. Конфликтология. – М, 2003. – 320 с.

[5] Мириманова М.С. Конфликтология. – М, 2003. – 320 с.

[6] Мириманова М.С. Конфликтология. – М, 2003. – 320 с.

[7] Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – 2-е изд. – М., 2003. – 400 с.

[8] Мириманова М.С. Конфликтология. – М, 2003. – 320 с.

[9] Мириманова М.С. Конфликтология. – М, 2003. – 320 с.

[10] Мириманова М.С. Конфликтология. – М, 2003. – 320 с.

[11] Джини Г. Скотт Способы разрешения конфликтов. – Киев,2000. – 208 с.

[12] Мириманова М.С. Конфликтология. – М, 2003. – 320 с.

[13]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  695  696  697   ..