Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 11

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  434  435  436   ..

 

 

Трансфертное ценообразование 3

Трансфертное ценообразование 3

ВВЕДЕНИЕ

История вопроса о трансфертном ценообразовании связана с 50-60-ми годами прошлого столетия, когда в промышленности связи с процессами концентрации производства стали формироваться крупные монопольные транснациональные корпорации. Концентрация производства, сопровождаемая развитием его специализации, предполагала передачу продукции, изготовленной на одном предприятии корпорации, другому предприятию той же корпорации. Вследствие этого возникли проблемы с методами оценки такой продукции и принципами формирования цены передачи, названной впоследствии трансфертной ценой. В современной рыночной экономике проблемы трансфертного ценообразования актуальны не только для крупных транснациональных корпораций, но и для более скромных по своим размерам производств, разделенных структурно на отдельные центры ответственности.

Механизм трансфертного ценообразования активно используется сегодня в России и российскими, и зарубежными компаниями. Причинами широкого распространения этого механизма стали неразвитость рынка и рыночных институтов в регионах России, высокая степень монополизации отдельных секторов экономики, отсутствие сводной информации о рыночных сделках и рыночных ценах, а также различия в условиях налогообложения в разных субъектах Российской Федерации.

Актуальность данной темы подтверждает тот факт, что изучению данной сферы деятельности фирмы отводится крайне недостаточное внимание, хотя от эффективности согласования системы трансфертного ценообразования будет зависеть и эффективность функционирования всей организации. Еще один важный факт связан с тем, что сама по себе система трансфертного ценообразования используется только на предприятиях с высокой степень организации внутренней информационной структуры. Особенно это справедливо для российских предприятий, на которых внедрение системы трансфертного ценообразования происходит непосредственно в ходе внедрения информационных средств поддержки. Следовательно, проблемы информационной структуры оказывают наиболее существенное влияние на само существование внутрифирменной системы трансфертных цен, и непосредственно определяют тип организационной структуры предприятия.

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических аспектов трансфертного ценообразования. В рамках указанной цели необходимо осуществить решение следующих задач:

1) Изучить понятие, цели и задачи трансфертного ценообразования;

2) Описать методы трансфертного ценообразования в зарубежной и российской практике, найти более простой и эффективный;

3) Рассмотреть процесс внедрения трансфертных цен на предприятии;

4) Пронаблюдать последовательность принятия решения, внедрения и использования трансфертной цены на примере банка;

5) Выявить проблемы использования трансфертного ценообразования в России.

Объект исследования – трансфертные цены. Предмет исследования – оптимизация деятельности предприятия.

Базой исследования послужили учебные пособия, нормативные документы, а также журнальные статьи из периодических изданий по управленческому учету и интернет ресурсы.

Глава 1. Содержание и формирование трансфертной цены

1.1 Понятие, задачи и цели трансфертного ценообразования

Трансфертные цены – это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями компании , а также разных, но входящих в одно объединение компаний, то есть это внутрифирменная цена, которая используется при взаимообмене товарами или услугами и применяется в сделках, расчетах между отдельными подразделениями, филиалами корпораций, она всегда устанавливается конфиденциально. При трансфертном ценообразовании передача продукции осуществляется по ценам ниже рыночных, равных себестоимости продукции.

Для того чтобы определить, насколько трансфертные цены отличаются от рыночных, достаточно знать, по какой цене данный товар поставляется одним подразделением предприятия другому подразделению и по какой цене тот же самый товар поставляется независимым покупателям. Следовательно, применение трансфертных цен помогает влиять на такие показатели деятельности предприятия, как издержки, цена, прибыль. Предприятие, использующее в своем производстве продукцию, приобретаемую по трансфертным ценам, получает дополнительные конкурентные преимущества. Являясь фактором, определяющим конкурентоспособность товара, трансфертные цены часто составляют коммерческую тайну.

Система трансфертного ценообразования должна представлять информацию для принятия менеджерами подразделений экономически обоснованных решений. Товары, передаваемые от подразделения к подразделению, называются промежуточной продукцией. Продукты, реализуемые подразделением внешним структурам, называются готовой продукцией. Для получающего подразделения трансфертная цена выступает в виде расходов, для поставляющего — как доходы. В централизованной компании решение о том, следует ли продавать промежуточную продукцию на внешнем рынке или целесообразно обрабатывать ее дальше, принимается на основе сравнения приростных издержек и поступлений от последующей обработки. В децентрализованной организации менеджер принимающего подразделения будет трактовать трансфертную цену принимаемой продукции как добавочные (приростные) издержки, что может привести к неправильным решениям с точки зрения компании в целом. Трансфертные цепы должны способствовать целенаправленному перемещению части прибыли между подразделениями в интересах компании в целом.

Трансфертные цены получили широкое распространение в бизнесе крупных компаний в зарубежных странах, в том числе при обмене товарами и услугами в рамках транснациональных компаний. Концентрация производства сопровождалась развитием его специализации, предполагающей передачу промежуточных продуктов другому предприятию, входящему в тот же холдинг. В этой ситуации установление трансфертных цен, отличающихся от сложившихся на рынке, позволяет руководству холдинга перераспределять прибыль между материнской и дочерними компаниями, распределять рынки сбыта и сферы влияния между различными подразделениями, выводить прибыль, получаемую дочерними компаниями, из стран, где действуют ограничения на вывоз капитала, завоевывать новые рынки за счет искусственного снижения цен на продукцию, поставляемую компании холдинга, осваивающей новые рынки. [1]

Главная цель введения трансфертных цен — минимизация налогообложения внутрикорпоративных расчетов и таможенных платежей, а также аккумулирование прибыли в сбытовых структурах, зарегистрированных в зонах с льготным налогообложением. Схема работает просто: производственные компании поставляют продукцию по трансфертной цене, которая намного ниже рыночной, родственным сбытовым компаниям, зарегистрированным в офшорной зоне (иностранной или внутренней). Сбытовики реализуют товар по рыночной цене, получая сверхприбыль, с которой не платятся налоги. [2]

Общая цель трансфертного ценообразования — влиять на показатели работы каждого подразделения, занятого изготовлением продукции, способствовать увеличению прибыли подразделений фирмы, что должно в целом вести к увеличению прибыли фирмы. Достижение этой общей цели должно обеспечиваться через целую систему частичных целей, достижение которых часто представляет большие трудности.

Назовем эти цели:

1) Система трансфертного ценообразования должна представлять информацию для принятия менеджерами подразделений экономически обоснованных решений. Это произойдет тогда, когда управленческие решения на уровне подразделений, нацеленные на рост их прибыли, будут также увеличивать показатели прибыли компании в целом.

2) Система трансфертного ценообразования должна представлять информацию для оценки работы менеджеров и экономических показателей деятельности подразделений. Необоснованная трансфертная цена, искажающая реальные расходы и доходы принимающего и поставляющего подразделений, приведет к неправильной оценке прибыли подразделений и работы менеджера. Это может привести к отрицательным последствиям в отношении мотивации их работы.

3) Трансфертные цены должны способствовать целенаправленному перемещению части прибыли между подразделениями в интересах компании в целом.

4) Система трансфертного ценообразования должна гарантировать, что автономность деятельности подразделений не нарушается, т.е. их издержки компенсируются. Недопустимо наделять менеджеров дополнительной ответственностью и в то же время централизованно назначать внутренние цены.

Трансфертные цены помогают решать следующие задачи на предприятии: [3]

1)регулирование спроса и предложения на услуги подразделений и, следовательно, регулирование количества ресурсов, необходимых для предоставления этих услуг;

2)создание механизма для повышения эффективности работы подразделений и, как следствие, для роста прибыльности компании в целом;

3)расчет эффективности работы подразделения или вида бизнеса для принятия решения о его дальнейшем развитии, реструктуризации или выделении;

4)создание инструмента мотивации руководителей подразделений.

Трансфертное ценообразование предполагает четкое фиксирование факта приемки-передачи между центрами ответственности изделия (услуги), что невозможно без организованной системы сегментарного учета и отчетности. В его основе лежит принцип, согласно которому оптимальными являются те трансфертные цены, которые обеспечивают организации максимально возможный маржинальный доход. По трансфертным ценам составляется сегментарная отчетность организации. Поэтому установленная трансфертная цена будет справедлива в том случае, если обеспечит возможность объективной оценки функционирования каждого центра ответственности организации.

Эти задачи могут быть реализованы при соблюдении двух условий:

1)совпадение целей менеджеров различных уровней управления и организации в целом;

2) предоставление руководителям центров ответственности необходимой финансовой и хозяйственной самостоятельности.

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что трансфертная цена, по которой один центр ответственности передает свою продукцию или услугу другому центру, а трансфертное ценообразование – это процесс установления внутренних расчетных цен между сегментами одной организации. Оптимальный размер трансфертной цены будет тот, который обеспечит организации максимально возможный маржинальный доход.

1.2 Методы трансфертного ценообразования

В мировой практике принято выделять 5 основных методов трансфертного ценообразования:

1) Затратное трансфертное ценообразование.

2) Рыночное трансфертное ценообразование.

3) Фактическое трансфертное ценообразование.

4) Договорное трансфертное ценообразование.

5) Смешанное трансфертное ценообразование.[4]

Первый метод трансфертного ценообразования, ориентированный на издержки производства (затратный, то сеть цена устанавливается на уровне затрат), представляется более доступным и простым в применении. Он может использоваться при отсутствии рыночных цен. Существует три основных метода определения трансфертной цены по затратам:

- по переменным издержкам на единицу продукции;

- по полным издержкам (при формировании трансфертной цены учитываются как переменные, так и постоянные издержки на единицу продукции; очень часто постоянные издержки на единицу продукции трудно определить, поэтому могут возникать конфликты между различными подразделениями);

- с учетом маржинальных затрат (к базовой цене, которая учитывает переменные и постоянные издержки на единицу продукции, добавляется надбавка — наценка, маржа).

Если услуга носит регулярный характер (например, IT-обслуживание), ее стоимость можно оценивать по полным затратам, то есть по сумме переменных и постоянных издержек. В случае с администраторами компьютерной сети это будут амортизация основных средств (компьютеров, кабелей) и заработная плата. Сумма этих издержек в расчете на одно рабочее место составляет стоимость ресурса. Тогда увеличение количества компьютеризированных рабочих мест будет приносить IT-отделу дополнительный доход. Если же подразделения начнут сокращать число сотрудников, то отделу придется снижать расходы. В некоторых случаях возможно добавление к полным затратам некоторой нормы прибыли, чтобы остальные подразделения «дотировали» данную услугу.

К достоинствам затратного метода трансфертного ценообразования следует отнести простоту, возможность контроля заинтересованными сторонами внутри предприятия, наличие конкретных исполнителей, механизм сплочения и повышения дисциплины внутри компании (заинтересованность в правильном учете).

В качестве недостатков можно выделить то, что:

1)этот метод включает учет постоянных затрат, не зависящих непосредственно от работы того или иного подразделения, то он не дает достаточно объективной основы для оценки работы этих подразделений, что может привести к принятию неэффективных решений.

2)этот метод не может служить достаточно надежным ориентиром для принятия решений о расширении производства, ибо включает постоянные затраты, мало-изменяющиеся при увеличении объема выпуска. Это также может помешать принятию эффективных решений в компании;

3)«передающий» центр ответственности (подразделение компании) не заинтересован в снижении издержек, ибо трансфертная цена не только покрывает их, но и приносит прибыль в соответствии с заложенным в нее нормативом рентабельности;

4)«принимающее» подразделение может в этих условиях быть заинтересовано в снижении объема выпуска данной продукции ниже оптимального объема, необходимого для компании в целом;

5)зависимость ценообразования от корпоративной культуры.

Разновидностью метода затратного трансфертного ценообразования является метод нормативных затрат — издержки на каждом этапе производства и распределения продукции моделируются самой компанией. Полученные модели служат основой для установления трансфертных цен.

Второй метод, ориентирующийся на рыночную цену товара, используют в том случае, когда эту цену можно рассматривать как верхний предел цены (цену спроса) на такой же полуфабрикат, выпускаемый компанией, то есть это цены определяются исходя из рыночной цены. В этом случае при передаче полуфабриката от одного центра ответственности к другому учитывается реальный вклад подразделения-поставщика в общий доход предприятия. При этом рыночные цены, которые берутся в расчет, снижаются на величину расходов, связанных с продажей аналогичного товара на рынке.

Очевидно, что преимущества этого метода связаны с объективным характером рыночных цен, которые не зависят от квалификации менеджеров подразделений компании, производящих расчеты затрат. Трансфертные цены на основе рыночных цен устанавливаются, когда для промежуточного продукта имеется высококонкурентный рынок, т. е. продукт является однородным и ни один из покупателей или продавцов не может сильно влиять на рыночные цены. Тогда показатели деятельности подразделений с большей вероятностью отражают реальный экономический вклад подразделения в общую прибыль, а прибыли подразделений похожи на прибыли, которые были бы, если бы подразделения выступали в качестве отдельных компаний.

В этом случае трансфертная цена — это фактическая цена, по которой поставляющее подразделение продает или может продать промежуточную продукцию внешним заказчикам, или цена, которую предлагает конкурент.

Этот метод получил особую популярность в странах с рыночной экономикой.

Если руководство компании хочет стимулировать развитие того или иного бизнес-направления, цена может как снижаться, так и увеличиваться.

Трансфертная цена устанавливается ниже рыночной, когда руководство хочет стимулировать потребление той или иной услуги внутри компании. В этом случае разница в цене может рассматриваться как инвестиции в развитие и финансироваться из прибыли компании, чтобы премия менеджеров подразделения, услуги которого продаются с дисконтом, не уменьшалась. Кроме того, снижать внутреннюю цену на услуги можно в случае, если руководитель считает, что подразделение является «выгодным клиентом» для внешних предприятий. В качестве такого выгодного клиента может выступать, например, отдел закупок. Если объемы закупок значительны, компания может получить скидки, предоставляемые поставщиком. Стимулируя увеличение спроса на услуги отдела закупок за счет снижения внутренних цен, компания способствует удешевлению ресурсов и увеличению оборота.

Трансфертная цена устанавливается выше рыночной, если подразделение обеспечивает лучший сервис, например гарантирует оперативное предоставление услуг, которое невозможно получить на рынке в связи с административными барьерами. Такая схема иногда применяется для оценки работы службы персонала или же транспортных подразделений.

Необходимо учесть, что рыночный подход подразумевает постоянное отслеживание текущей ситуации на рынке товаров и услуг для точного отражения экономического вклада подразделения в прибыль компании. При этом рентабельность подразделений можно сопоставлять с рентабельностью аналогичных компаний, работающих на рынке.

При методе фактического трансфертного ценообразования — определенная доля прибыли включается на каждом этапе производственного цикла или при распределении продукции между подразделениями. Данный метод обеспечивает рентабельность каждого подразделения ТНК, участвующего в производстве и распределении продукции.[5]

Преимущества метода — возможность получения прибыли каждым подразделением и высокая заинтересованность подразделений в достижении конечного результата.

Основным недостатком метода является сложность распределения прибыли между подразделениями и определение нормы прибыли для каждого из них. Существует несколько методов определения нормы прибыли для подразделений ТНК, которые используют при фактическом трансфертном ценообразовании:

- Согласно отраслевым нормам.

- По товарообороту (определение прибыли для каждого подразделения предприятия по товарообороту, который обеспечивает это подразделение). При использовании данного метода возникает проблема: какому подразделению какую норму прибыли назначить. Очень часто при применении метода различные подразделения предприятия ставятся в неравные условия, что провоцирует конфликты между ними.

- По издержкам (недостатки те же, что и метода затратного трансфертного ценообразования).

- По трудовым затратам (к недостаткам этого метода можно отнести заинтересованность подразделения предприятия в завышении стоимости трудовых затрат).

Четвертый метод – это договорное трансфертное ценообразование, когда цены устанавливаются на основании результатов переговоров и консультаций между подразделениями. В качестве базы для ведения таких переговоров стороны используют информацию о рыночных ценах, маржинальных и полных расходах. Трансфертные цены на основе переговоров наиболее подходят для ситуаций, в которых проявляются рыночные несовершенства в отношении промежуточных продуктов, в частности, когда есть разные реализационные расходы для внутреннего и внешнего рынков или когда существует несколько рыночных цен.

Основным недостатком данного метода является то, что договаривающиеся стороны часто имеют противоположные интересы, что может стать причиной конфликтов при формировании трансфертных цен.

Чтобы избежать этого, компания использует ряд механизмов: предоставление продающему подразделению права реализовывать продукцию не только внутри, но и за пределами компании; предоставление покупающему подразделению права приобретать продукцию не только внутри, но и за пределами компании; корпоративный арбитраж.

Эффективность договорного метода ценообразования зависит от корпоративной культуры и наличия информации о конъюнктуре рынка.

Последний пятый метод, смешанное трансфертное ценообразование — применяется комбинация всех перечисленных выше методов. Например, нижнюю границу цены определяют методом затратного трансфертного ценообразования, а верхнюю — методом рыночного трансфертного ценообразования. После этого выбирают одну из цен в зависимости от целей и задач предприятия.

Основным недостатком метода является его трудоемкость. Несмотря на то, что этот метод является наиболее приемлемым, его применяют сравнительно редко.[6]

В России для простоты и удобства учета и работы менеджеров предприятия принято использовать только два метода трансфертного ценообразования – затратный метод и рыночный метод.

1.3 Внедрение трансфертных цен на предприятии

Механизм трансфертных цен наиболее развит в банках и других финансовых организациях. Это обусловлено тем, что в таких компаниях ключевым понятием является разница между стоимостью денег и доходами, которые они могут принести. В банке все подразделения делятся на активные (размещающие средства) и пассивные (привлекающие средства). Цена денег для активных подразделений назначается исходя из оценки рынка, а также с учетом особенностей специализации конкретного банка и рискованности того или иного ресурса. Соответственно, чем выше будет процент размещения средств на рынке, тем выше прибыль активного отдела, и чем более дешевый ресурс привлечет пассивное подразделение, тем выше будут его доходы.

Что касается производственных и торговых компаний, то в них трансфертные цены чаще всего устанавливаются для оценки деятельности центров прибыли и центров инвестиций. Однако возможно установление трансфертных цен также и на услуги центров затрат. По такому пути пошло, например, объединение компаний PRADOGroup, в котором все компании, а также обслуживающие подразделения – юридическая, бухгалтерская службы и т.д. — оказывают друг другу услуги по установленным ценам.

Многие компании устанавливают трансфертные цены на услуги подразделений, которые планируется выделить в отдельный бизнес. Так, несколько лет назад из отдела информационных технологий НК «Юкос» вышла компания — системный интегратор «Сибинтек». По аналогичному пути шли и другие компании, в частности энергетические компании, выделившие непрофильные подразделения в рамках реформирования отрасли.

Для внедрения трансфертных цен на предприятии должны быть причины, которые могут быть внутренними и внешними. Существует несколько основных внутренних для предприятий причин установления трансфертных цен:

1) Регулирование норм прибылей. Трансфертные цены используются для создания определенной нормы прибыли в тех или иных подразделениях корпорации. В результате подобных действий внутри корпорации образуются фирмы, аккумулирующие прибыль корпорации (profitcenter). Если существуют фирмы, на которых образуется прибыль, то существуют фирмы – центры издержек (costcenter). В основном, это те фирмы, которые оказывают различные услуги фирмам, входящим в корпорацию предприятиям. Цены продажи их услуг устанавливаются таким образом, чтобы только покрыть издержки производства. Норма прибыли на таких предприятиях является минимально допустимой. Механизм использования таких центров прибылей и издержек прост. В идеале все структуры одной корпорации продают друг другу товар по ценам себестоимости (включая транспортные расходы и т.д.) и только в одном месте, так называемом profitcenter возникает огромная разница закупочных и реализационных цен. Данная фирма покупает продукцию по внутрифирменным ценам, а реализует по рыночным ценам, что приводит к возникновению намного превышающую общий рыночный уровень прибыли. Подобное построение структуры корпорации упрощает инвестиционный процесс, так как все проекты финансируются из одного общего центра;

2) Экономический контроль предприятий. Трансфертные цены используются холдингами для создания эффективной системы экономических стимулов. Посредством данной системы холдинг может контролировать и регулировать выпуск каждого из предприятий системы. Постоянной практикой функционирования дочерних предприятий является реализация друг другу различных нематериальных товаров. Это может быть информация о рынке, краткосрочная помощь внутри корпорации при возникновении различных проблем, связанных с технологией производства, менеджментом, практикой учета. В этом случае нельзя выделить никаких специфических внутренних причин для установления цен на подобные услуги. В идеале, они могут оказываться бесплатно, так как все работают на одну корпорацию. Таким образом, можно выделить такой тип внутрифирменных трансакций, где у корпорации нет никаких внутренних причин устанавливать специальные цены. Тем не менее, принцип платности здесь реализуется через внешние стимулы корпорации. Международные корпорации действуют одновременно в нескольких юрисдикциях и вынуждены устанавливать трансфертные цены при международных сделках. [7]

В качестве внешних причин можно выделить следующие:

1) Наличие таможенных пошлин при международных операциях. Если пошлины взимаются со стоимости товара, то назначение больших цен при международной операции означает увеличение уплаченных пошлин при пересечении границы. Если же размер пошлины исключительно зависит от количества единиц товара, то решение о трансфертных ценах не влияет на размер пошлины.

2) Косвенные налоги и НДС при международных операциях. В современной практике международного налогообложения НДС взимается по принципу места назначения. Завышение трансфертных цен приводит к завышению таможенной стоимости товара, что приводит к увеличению налогового бремени по косвенным налогам (НДС и акцизы). Следовательно, для минимизации бремени по косвенным налогам необходимо занижать трансфертные цены при международных операциях.

3) Требование налоговых органов. В соответствии с требованием налоговых органов корпорация должна учитывать все трансакции, так как от этого зависит налогообложение дохода корпорации. Поэтому корпорация должна устанавливать трансфертные цены даже там, где нет никаких внутренних причин к этому. Таким образом, существование внутренних и внешних причин побуждает корпорацию к установлению трансфертных цен. Тем не менее, в соответствии с основной предпосылкой экономической науки корпорация, как и любой экономический агент, руководствуется принципом рациональности в своих действиях: трансфертные цены устанавливаются таким образом, чтобы достичь цели увеличения стоимости корпорации в долгосрочном периоде.

Принимая решение о введении трансфертных цен, необходимо помнить, что такой способ управления требует соблюдения ряда требований. Эти требования достаточно просты, тем не менее, для их реализации иногда необходим пересмотр механизмов управления компанией.

- Наличие управленческого учета. Для того чтобы правильно определить базу для определения трансфертных цен, то есть перечень услуг, которые будут оплачиваться, и способ расчета стоимости, компании необходима развитая система управленческого учета. Так, должна быть возможность рассчитать динамику нефинансовых показателей, например, изменения числа автоматизированных мест в компании, количество человеко-часов, необходимых для подбора сотрудника на одну вакансию, количество документов для оформления различных операций и т.д.

- Высокий уровень квалификации руководителей. Чтобы уметь пользоваться предоставленной свободой действий, правильно определять направления для снижения издержек и повышения прибыльности подразделения, руководители бизнес-единиц должны хорошо понимать экономические законы, по которым работает любой рынок. Возможно, некоторым из них потребуется дополнительное обучение. С теми же, кто окажется не готов к рыночным отношениям, придется расстаться.

- Возможность регулирования затрат. Затраты на внутренние услуги должны контролировать потребители. Это значит, что цены на них должны устанавливаться до начала периода предоставления услуг, чтобы величина потенциальных расходов была известна заранее. Кроме того, руководитель подразделения должен иметь полномочия отказаться от услуги, которая, по его мнению, не нужна, а также от лишних площадей, компьютеров или людей. В противном случае, возможна ситуация, когда подразделения чрезмерно увлекутся предоставлением услуг и основной бизнес компании остановится.

После того, как выявлены причины и определена возможность использования трансфертной цены, начинается ее внедрение. Принято выделять 4 этапа внедрения механизма трансфертных цен, рассмотрим каждый их них.

Этап 1. Определение участников внутреннего рынка.

Сначала нужно определить, какие подразделения будут оцениваться с помощью трансфертных цен. Целесообразно вводить такой механизм для относительно независимых отделов или филиалов, компаний в числе группы, подразделений и проектов, которые планируется в будущем выделить в отдельный бизнес. Это могут быть некоторые производства, IT-отдел, службы рекламы, логистики и т.д. Крупные холдинги, имеющие большой административный аппарат, могут включать в их число бухгалтерию, отдел внутреннего аудита, юридический отдел. Также необходимо определить перечень функций, которые запрещено дублировать внутри компании. Например, если контроль за информационными технологиями является для компании чрезвычайно важным, она может запретить подразделениям создавать собственные IT–отделы или отдавать эти услуги на аутсорсинг. Тогда потребители этих услуг смогут выбирать только их количество и поставщика.

Этап 2. Расчет цен.

Устанавливается порядок расчета цен по каждой услуге, а также алгоритм, в соответствии с которым цены будут применяться и изменяться. Например, внутренняя цена продажи материалов отделом закупок производственному подразделению рассчитывается на основе суммы среднерыночной цены таких материалов, полных затрат отдела закупок, норма прибыли отдела закупок (5%), и пересматривается четыре раза в год. При этом среднерыночная цена рассчитывается отделом маркетинга по прайс-листам пяти крупнейших поставщиков, работающих в той же ценовой нише.

Этап 3. Моделирование.

На этом этапе необходимо определить правильность выбранной базы для расчета трансфертных цен. Для этого объем внутренних услуг прошлых периодов (за год) оценивается с использованием рассчитанных цен. Если подразделение, которое оценивается затратным способом и должно работать с нулевым результатом, приносит прибыль, то это означает, что либо не все услуги, которые оно потребляет, учтены, либо цены на его услуги завышены. Если же такое подразделение оказывается в убытке, то либо его услуги не пользуются спросом, либо цены занижены, либо список услуг неполный.

При оценке подразделения по рыночным ценам на основе данных анализа можно сделать вывод о его прибыльности или убыточности по сравнению с компаниями, оказывающими аналогичные услуги на открытом рынке, и, возможно, принять решение о выводе его в отдельную компанию.

Этап 4. Привязка системы мотивации к доходу подразделения.

На основе моделирования и планов следующего года устанавливается порядок расчета премий руководителям подразделений. Обычно они определяются как процент от чистой прибыли подразделения. Руководители тех бизнес-единиц, которые работают без прибыли, могут премироваться в зависимости от финансового результата всей компании.

Решение о введении механизма трансфертных цен нужно не просто довести до руководителей подразделений, а по возможности согласовать с ними параметры внутренних цен. Это позволит выявить нюансы работы подразделений, хорошо заметные только их руководителям, что даст возможность более точно учитывать ситуацию в компании при установлении трансфертных цен.

Глава 2. Практическое применение трансфертной цены

2.1 Использование трансфертной цены в банке

По мере интеграции России в мировое рыночное хозяйство структура банковского сектора экономики стремится к мировым стандартам. Малые масштабы бизнеса пока не позволяют российским банкам конкурировать с зарубежными финансовыми институтами на мировом рынке финансовых услуг (общая капитализация российских банков сравнима с капиталом одного крупного западного банка). Поэтому приведение качественных характеристик банковского сектора к соответствию международным нормам является одной из объективных причин начавшегося процесса укрупнения отечественных коммерческих банков.

Для крупного многофилиального банка, обладающего сложной организационной структурой и иерархией управления, проблема эффективного управления особенно актуальна. Ключевым элементом управленческой системы принятия решений руководством коммерческого банка должен стать реализованный в банке механизм внутреннего трансфертного ценообразования на финансовые ресурсы. Подобный механизм обеспечит оптимальное распределение капитала между подразделениями банка, будет способствовать управлению ликвидности и банковскими рисками, а также станет инструментом анализа дохода и затрат банка и его подразделений.

Применительно к кругообороту финансовых ресурсов в коммерческом банке денежные средства имеют обезличенный характер , поскольку при поступлении в банк из различных источников финансовые ресурсы перераспределяются между подразделениями в соответствии с текущими потребностями банка. Тем не менее, привлекаемые ресурсы имеют разную стоимость для банка, поэтому для оценки деятельности подразделений и прибыльности отдельных банковских продуктов необходимо идентифицировать финансовые средства и определить реальные цены, по которым подразделения получают ресурсы. Введение трансфертного ценообразования для ресурсов, перераспределяемых внутри банка, позволяет определить стоимость ресурсов для подразделений банка, действительную эффективность затрат и прибыльность подразделений банка.

Трансфертная цена ресурсов определяет направление движения средств в банке и способствует оптимальному переливу ресурсов между подразделениями, становясь инструментом управления ликвидностью в коммерческом банке. Одновременно с перераспределением ресурсов между подразделениями банка происходит перераспределение финансовых рисков посредством разделения коммерческой и финансовой маржи банка. В частности, разделяются кредитные риски размещающего подразделения и фундаментальные риски (процентный и риск ликвидности), контролируемые казначейством. Таким образом, трансфертное ценообразование является элементом системы управления банковскими рискам.

Реализация ресурсов по трансфертным ценам позволяет распределить маржинальный доход между центром-покупателем и центром-продавцом ресурсов и определить оптимальный объем перераспределяемого ресурса и объем предложения банковского продукта или услуги, поэтому внутренняя цена ресурсов служит основой для внешнего ценообразования на банковские продукты и услуги.

Таким образом, специфика трансфертного ценообразования состоит в том, что, являюсь элементом финансового планирования в банке, трансфертное ценообразование позволяет разделять риски банка, способствует управлению банковской ликвидностью, обеспечивает оптимальное распределение капитала между подразделениями банка и служит инструментом анализа дохода и затрат подразделений банка.[8]

Трансфертная цена ресурса - это внутренняя цена на финансовые ресурсы, перераспределяемые внутри банка от одного центра ответственности другому.

Центр ответственности – структурное подразделение банка, которое полностью контролирует те или иные аспекты финансовой деятельности, его руководитель самостоятелен в принятии управленческих решений в рамках этих аспектов и полностью ответственен за выполнение доведенные ему плановых финансовых показателей. В рамках организационной структуры банка выделяют центры дохода, затрат и прибыли.

Центр прибыли – бизнес-единица банка, руководитель которой несет ответственность за доведенные ему задания по формированию прибыли. Центр дохода – бизнес-единица банка, руководитель которой несет ответственность за формирование доходов в установленных объемах. Центр затрат - бизнес-единица банка, руководитель которой ответственен за расходование средств в соответствии с доведенным ему бюджетом.

Построение системы центров ответственности различных типов на базе организационной структуры банка зависит от размера банка, многофункциональности его бизнеса, численности персонала, организационно-правовой формы деятельности и других факторов. Кроме того, деление на центры ответственности зависит от целей управленческого учета и анализа в банке. В качестве центров ответственности могут выступать реальные подразделения банка, например управления, отделения, филиалы.

Для определения финансового результата центров ответственности вводится трансфертное ценообразование, которое повышает эффективность и контроль за деятельностью подразделений, что ведет к сокращению неконтролируемых расходов банка.

Таким образом, трансфертные цены берут на себя функции управленческого учета и позволяют оценить эффективность деятельности отдельных подразделений банка и направлений банковского бизнеса.[9]

Российские банки, находящиеся в сложном финансовом положении, не готовы экспериментировать с различными методами трансфертного ценообразования на ресурсы. Использование опыта зарубежных банков данном вопросе является достаточно разумным. В мировой банковской практике применяется несколько групп методов трансфертного ценообразования на ресурсы: методы экспертной оценки, рыночные методы и методы определения затрат.

Метод экспертной оценки заключается в административном назначении трансфертной цены высшим руководящим органом или менеджментом банка, ответственным за управление банковскими ресурсами (как правило, комитет по управлению активами и пассивами).

Рыночные методы ценообразования состоят в том, что в качестве трансфертных цен принимаются цены на соответствующие ресурсы на внешнем рынке. Несмотря на относительную простоту в применении, западные банки отошли от использования рыночных методов.

Последняя группа методов – затратные методы. В зависимости от вида затрат, используемых при определение трансфертной цены, различают: метод средневзвешенной стоимости пассивов, метод общего фонда средств, метод разделения фондов средств, метод покрытия затрат, метод средневзвешенных предельных издержек.

Выбор варианта трансфертного ценообразования зависит от следующих факторов: степени самостоятельности подразделений, уровня рыночной конкуренции, степени соответствия целей и задач подразделений целям и задачам банка, взаимосвязи между спросом и предложением на ресурсы на ближайшую перспективу и оценки банком деятельности подразделений.

В настоящее время в западных банках широко применяется метод средневзвешенных предельных издержек стоимости суммарных фондов финансирования банка. Специфика этого метода состоит в том, что его применение позволяет оценить затраты как на привлеченные фонды, так и на собственные средства банка.

Для экономически обоснованного определения трансфертной цены на ресурсы, перераспределяемые между подразделениями банка, необходимо определить порядок разнесения доходов между подразделениями банка и контролировать затраты по подразделениям и по банку в целом.

Для управления затратами руководству банка необходима полная информация об издержках на объект учета затрат. Полная себестоимость объекта отнесения затрат складывается из прямых затрат и доли косвенных затрат, относимой на объект затрат. Степень детализации затрат зависит от экономической целесообразности и определяется руководством банка.

Прямые производственные затраты включают: прямые затраты на ресурсы, прямые затраты на рабочую силу и другие прямые затраты. Прямые затраты разносятся напрямую на центры ответственности банка как центры учета. Причем прямые затраты соответствующего центра будут косвенными по отношению к другому центру.

К косвенным затратам можно отнести расходы на рекламу, маркетинговые расходы, расходы по аренде помещений, содержание зданий и сооружений, расходы по обслуживанию оргтехники и другие. Косвенные производственные затраты относятся на центры ответственности в соответствии с принятыми в банке принципами – распределяются пропорционально соответствующей базе.

Все подразделения банка несут расходы и получают доходы от хозяйственной деятельности и от продажи покупки ресурсов на внутреннем кредитном рынке ресурсов по трансфертным ценам, которые определяет центр управления финансовыми ресурсами в банке.

Центры привлечения имеют прибыль, если доходы за предоставленные ресурсы, в том числе от продажи ресурсов казначейству, превышают расходы подразделения по привлечению ресурсов, обслуживанию счетов и другие фактические расходы. Например, доход центра привлечения определяется как разность трансфертной цены по депозитам и процентных расходов по привлечению и фактических затрат центра.

Центры размещения зарабатывают прибыль, если доходы от активных операций покрывают расходы центров, включая расходы на выплату казначейству. Доход центра кредитования определяется как доход по ссудам плюс трансфертные цены по депозитам, за вычетом трансфертных цен по финансированию кредитов и фактических затрат центра.

Таким образом, при оценке и управлении прибыльностью банка на уровне подразделений ключевую роль играют трансфертные цены на внутренние ресурсы банка.

Трансфертные цены берут на себя функции управленческого учета и позволяют определить эффективность деятельности филиалов. В частности, при решении проблемы по получению и распределению прибыли между подразделениями трансфертная цена позволяет разделить маржинальный доход между центром-покупателем и центром-продавцом ресурсов, а именно филиалом и головным банком в соответствии с их вкладом в общую прибыль банка. Определение величины маржинального дохода филиала, в свою очередь, позволяет определить оптимальный объем предложения банковского продукта или услуги и служит основой для внешнего ценообразования на банковские продукты и услуги.[10]

Трансфертная цена позволяет разделить риски многофилиального банка, обеспечивает оптимальное распределение капитала между подразделениями банка и служит инструментом анализа эффективности деятельности филиальной сети и других структурных подразделений, являясь основным элементом системы управления банком. Использование механизма трансфертного ценообразования при управлении сетью филиалов обеспечивает единство технологии корпоративного управления, филиалами банка, прообразовывая многофилиальный банк в устойчивую и управляемую структуру. В силу масштабов банковского бизнеса, эффективно управляемые многофилиальные коммерческие банки способны выдерживать сжатие банковской маржи и снижать ставки кредитования для предприятий реального сектора экономики, способствуя тем самым экономическому подъему и роста национального богатства в стране.

2.2 Проблемы применения трансфертной цены в РФ

Проблема внедрения трансфертного ценообразования в России тесно связана с отсутствием фактической технологической базы, позволяющий производить быстрый и качественный обмен необходимой в ходе формирования трансфертных цен обмен информацией. Поэтому первыми в нашей стране трансфертную систему стали применять те компании, которые, проведя внедрение современных информационных систем поддержки деятельности, стали использовать модели, заложенные в основу этих комплексов.

Наиболее распространены сегодня в нашей стране системы концернов SAP и Baan , а в последнее время активно завоевывают наш рынок продукты компании Navision . Эти компании имеют свои информационно-сервисные центры, где потенциальные клиенты могут познакомиться с их программным обеспечением и прослушать курсы по интересующим их вопросам. Продукты этих компаний хорошо адаптированы под российские условия. Методы расчета трансфертных цен включены в структуру их финансовых модулей, что делает доступным переход на систему внутреннего учета российскими предприятиями.

Система трансфертного ценообразования (как и качественная информационная поддержка) действительно необходима, прежде всего, крупным промышленным предприятиям, компаниям, занимающимся массовыми оптовыми поставками и компаниям, работающим в добывающих отраслях. К тому же только крупные компании могут себе позволить связанные с переходом на новый способ управления затраты. Наиболее показателен этот процесс в автомобилестроении, строительной промышленности, нефтегазовой и фармацевтической отраслях.

Причем, во многих отраслях проблема формирования трансфертной цены, жестко связана с проблемой налогообложения. Так, в нефтедобывающей отрасли наиболее остро ставится вопрос о степени обложения налогом доходов от добычи нефти и доле рентных доходов, которые остаются в распоряжении предприятий. Механизм трансфертного ценообразования предполагает, что покупка нефти у дочерних нефтедобывающих предприятий происходит по трансфертной цене, при этом часть нефти (30-40%) реализуется на экспорт, оставшаяся часть перерабатывает на давальческой основе на российских предприятиях. Трансфертная цена, как правило, устанавливается исходя из целей минимизации налогообложения на уровне, не ниже текущих затрат предприятия. Обычно, при этом стремятся также учитывать и сокращение издержек в нефтедобыче, что реализуется за счет установления центрам ответственности плановых ориентиров по динамике закупочных цен и разработки соответствующих планов сокращения издержек. В результате, цена нефти, с которой начисляются налоги оказывается ниже рыночной и существенно ниже экспортной цены. Именно здесь находится корень конфликтов, связанных с несоответствием «рыночной» цены на нефть и трансфертной.[11]

Дело в том, что независимые продажи нефти носят маргинальный характер и, по оценкам, составляют менее 2% от общего объема добываемой нефти. В условиях повышенного спроса на нефть и нефтепродукты со стороны как внешнего, так и внутреннего рынка, нефть стала дефицитным товаром, и сформировался четко выраженный рынок продавцов. Соответственно, цена независимых продаж установилась на уровне, значительно превышающем «справедливую» цену нефти.

Наша экономика еще не готова к восприятию мировых цен – слишком неконкурентной она оказывается. Определенный протекционизм России просто необходим и против этого не возражают даже самые либеральные экономисты. Кроме того, в настоящее время трансфертные цены (которые колеблются в пределах 1200-1350 руб. за тонну), используемые большинством компаний практически совпадают с расчетными «бензиновыми», которые составляет 1225 руб. за тонну нефти. И это совпадение указывает на реальное положение дел с ценой.

Решение конфликтных ситуаций в сфере согласование цен – это особая проблема российского трансфертного ценообразования. Аналогичные ситуации возникают и в других добывающих и некоторых производственных отраслях. Многие отрасли вообще отказываются от системы трансфертных цен, чтобы избежать возможных проблем. Так по статистике только 19% крупных российских компаний используют систему трансфертных расчетов, еще 21% находится в процессе становления, а остальные не используют ее совсем.

Не менее остро стоит проблема трансфертного ценообразования и на российском фармацевтическом рынке. Крупные фармацевтические компании, занимающиеся оптовыми поставками лекарственных препаратов, сталкиваются с проблемой согласования трансфертных цен при взаимодействии с таможенными службами (в процессе закупки импортных медикаментов) и транспортными службами (в процессе поставок медикаментов). Для решения этой проблемы компании вынуждены объединять в единый трансфертный процесс отделы закупок и продаж с таможенным и транспортным отделами, объединяя в единое информационное пространство, внутри которого формируются внутренние цены на фармацевтическую продукцию. При вовлечении в эту систему поставщиков и клиентов возникает цельная трансфертная структура, позволяющая реализовывать эффективную систему расчетов.


[1] Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник для вузов. – М.: Омега-Л, 2007. С 480-484

[2] Помельников Л.В. Налогообложение организации//- 3-е изд. ,перераб. и доп. - М.:Дело и Сервис, 2005 С 75-77

[3] Пашкус В.Ю. Теория трансфертного ценообразования в современной организации: понятия, модели, проблемы. – М.:2005 С 287-290

[4] Бурцева А.М. Методы трансфертного ценообразования //Российский налоговый курьер 2006. №1

[5] Пансков, А.В. Трансферты внутри корпораций // Налоговая политика и практика 2007. №4

[6] Донская В.Ю. Трансфертные цены: достоинства и недостатки способов расчета // Математические модели и информационные технологии в менеджменте 2007. №1

[7] Савчук В. Трансфертное ценообразование // Финансовый директор 2006. №2

[8] Экономический журнал Высшей школы экономики 2008. №37 (3)

[9] Горелая Н.В. Роль трансфертного ценообразования в системе управленческого учета коммерческого банка (Часть 1) // Управленческий учет и финансы 2007. №1

[10] Горелая Н.В. Роль трансфертного ценообразования в системе управленческого учета коммерческого банка (Часть 2) // Управленческий учет и финансы 2007. №2

[11] Пансков, А.В. Проблемы трансфертного ценообразования // Налоговая политика и практика 2005. №5

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  434  435  436   ..