Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 11

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  433  434  435   ..

 

 

Разработка модели и количественная оценка качеств руководителя как умение управлять самим собой

Разработка модели и количественная оценка качеств руководителя как умение управлять самим собой

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА»

Кафедра Управление персоналом

(наименование)

по дисциплине Персональный менеджмент

(название)

на тему: Разработка модели и количественная оценка качеств руководителя как умение управлять самим собой (модель персонального менеджмента)

Выполнил (а) студент (ка)

___________ формы обучения

направления (специальности)

________«______________________________________»

(код) (наименование)

_______ курса ________ группы _____________ / _____________________/

(индекс) (подпись) (Ф.И.О.)

Отметка ________________

Рецензент работы

_____________ кафедры_____________ _____________ /_________________/

(должность) (наименование) (подпись) (Ф.И.О.)

Оренбург

2010

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Значение термина «персональный менеджмент», содержание понятий «самоменеджмент», «личная организованность» менеджера…………………….5

2 Специфика интегрированной модели сфер деятельности менеджера…………7

3 Моделирование системы персонального менеджмента……………………….10

4 Что должен знать и уметь менеджер в сфере персонального менеджмента…13

5 Формулирование качеств отдельных блоков модели самоменеджмента, характеристика содержания каждого критерия и описание первичных

качеств менеджера по блокам……………………………………………………..15

Заключение……………………………………………………………………….....19

Библиографический список………...……………………………………………...20

Введение

Быть организованным, независимо от того, относится ли это к окружающему пространству или к вашему времени, - означает быть подготовленным. Это означает чувствовать себя собранным, владеть ситуацией, быть готовым использовать все имеющиеся возможности и справиться с любыми сюрпризами и неожиданностями, которые жизнь создает на вашем пути. Мы живем в сложном, быстро развивающемся мире, который полон безграничных возможностей.

Актуальность темы определяется тем, что многие руководители, управляя теми или иными субъектами, недостаточно проявляют организованность, обязательность, не умеют рационально использовать рабочее время и т.д. и т.п. Особенно это касается молодых менеджеров и управленцев. От того какая у них будет самоорганизованность, во многом будет зависеть и успех в карьере.

Самоменеджмент прежде всего это самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова – во времени, в пространстве, общении, деловом мире. Руководитель должен так уметь свой труд, чтобы эффективность была максимальной.

Овладеть данной наукой не так просто, и молодому руководителю надо начинать все-таки с самообразования, причем мало только приобретать знания, нужна ещё и практическая и реализация. Самоменеджмент – это очень тяжелая работа, поэтому необходимо быть готовым к самосовершенствованию.

Нужен серьезный подход при разработке своей программы. Прежде всего, разрабатывать программу с учетом тех вопросов, которые приходится решать в процессе профессиональной деятельности. При выборе программы надо учитывать изменения, происходящие в жизни – в экономике, науке, современных методах управления и т.д. Надо учесть аспекты практической реализации приобретенных знаний.

Надо учиться планировать свое рабочее время. Планирование призвано обеспечить хозяйское использование самого ценного достояния – времени, а именно, либо имеющееся время употребить для плодотворной и успешной деятелньости (максимальный критерий), либо достичь поставленных целей с возможно меньшим расходом времени (минимальный критерий).

Цель исследования – рассмотреть разработку модели и количественную оценку качеств руководителя как умение управлять самим собой.

Задачи исследования:

1. Раскрыть значение термина «персональный менеджмент», содержание понятий «самоменеджмент», «личная организованность» менеджера.

2. Выявить специфику интегрированной модели сфер деятельности менеджера.

3. Охарактеризовать моделирование системы персонального менеджмента.

4. Раскрыть, что должен знать и уметь менеджер в сфере персонального менеджмента.

5. Сформулировать качества отдельных блоков модели самоменеджмента, характеристика содержания каждого критерия и описание первичных качеств менеджера по блокам.

Объект исследования – менеджер.

Предмет исследования – модели и количественные оценки качеств руководителя как умение управлять самим собой.

1 Значение термина «персональный менеджмент», содержание понятий «самоменеджмент», «личная организованность» менеджера

Существует несколько точек зрения на суть данного понятия «самоменеджмент» и как следствие – множество определений.

Есть достаточно конкретное, специфически направленное представление о сути самоменеджмента как индивидуальной технологии использования рабочего времени. Самоменеджмент – это последовательное и целенаправленное использование испытанных практических методов работы в повседневной деятельности, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время [1, с. 10].

В большинстве источников можно найти определение этого термина как самоуправления, процесса самодеятельности, возвышения личности.

Эффективное самоуправление объективно связано как с человеческой природой (биоритмы, генетическая программа), так и с организацией (вещей, людей, идей, отношений), социальным управлением.

Созвучно с этим определение предмета персонального менеджмента: самоменеджмент – это саморазвитие индивида-менеджера или личная тектология (организационная наука управления самим собой).

Таким образом, персональный менеджмент – это целенаправленное и последовательное применение испытанных наукой и практикой методов и приемов менеджмента в повседневной жизнедеятельности для того, чтобы наилучшим образом использовать свое время и собственные способности, сознательно управлять течением своей жизни, умело преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

Основная цель персонального менеджмента состоит в том, чтобы наилучшим образом использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (уметь самоопределяться), легче преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни. Речь идет о том, чтобы положение, при котором типичны неупорядоченная работа и обусловленное внешними обстоятельствами выполнение заданий, преобразовать в ситуацию целесообразных и выполнимых задач.

2 Специфика интегрированной модели сфер деятельности менеджера

Руководитель современного (предпринимательского, лидерского) типа, менеджер – это лицо, осуществляющее руководство предприятием или его подразделением, направляющее, организующее и регулирующее деятельность подчиненного коллектива для достижения определенных экономико-производственных и социально-психологических целей в условиях различных форм собственности.

Классифицировать качества современного менеджера можно исходя из конкретных критериев, определяемых следующими сферами деятельности менеджера (рис. 1).

Рисунок1 - Интегрированная система (модель) сфер деятельности менеджера: I – общая организационно-управленческая деятельность (организация, фирма, предприятие) – самая массивная область; II – социальная (коллектив); III – производственная (собственно производство); IV – личность самого менеджера (самоменеджмент), стержневая для перечисленных сфер деятельности

Таким образом, общая интегрированная модель качеств менеджера может быть представлена как система качеств личности менеджера, каждое из которых предназначено для управления в перечисленных областях его деятельности.

Рассмотрим смысловое значение указанных сфер деятельности и соответствующих им моделей качеств менеджера.

Модели качеств менеджера могут рассматриваться как различные уровни (оболочки или кольца) интегрированной модели (рис. 2).

Рисунок 2 - Интегрированная система (модель) качеств менеджера: I – организационно-управленческая; II – социально-психологическая; III – производственная; IV – модель качеств персонального менеджмента (самоменеджмента), умения управлять самим собой

Менеджер – руководитель всех сфер жизнедеятельности коллектива, например руководитель фирмы, предприятия (рис. 1, сфера I). Этой сфере соответствует организационно-управленческая классификация, отражающая общие управленческие требования к менеджеру (табл. 1).

Таблица 1 - Общая (организационно-управленческая) классификация и критерии оценки управленческих качеств руководителя современного (предпринимательского) типа

Таким образом, интегрированная модель качеств менеджера может быть представлена как система качеств личности менеджера, состоящая из критериев первого и второго уровней, каждый из которых предназначен для управления всеми вышеназванными сферами его деятельности.

С точки зрения персонального менеджмента наибольший интерес представляет четвертый блок – сфера личности менеджера, его качеств, определяющих способность управлять самим собой (см. рис. 2).

3 Моделирование системы персонального менеджмента

Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде ряда различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости и, как правило, осуществляются в определенной последовательности.

Процесс самоменеджмента может быть представлен как своего рода «круг правил», наглядно демонстрирующий связи между отдельными функциями самоменеджмента [8, с. 34].

Во внешнем круге этой модели определены следующие пять функций (рис. 3):

Рисунок 3 - Модель связи функций самоменеджмента

1 – постановка цели. Анализ и формирование личных целей;

2 – планирование. Разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;

3 – принятие решений. Принятие решений по предстоящим делам;

4 – реализация и организация. Составление распорядка дня и организация личного трудового процесса в целях реализации поставленных задач;

5 – контроль. Самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости – корректировка целей).

Во внутреннем круге расположена шестая, дополняющая функция:

6 – информация и коммуникация. Вокруг этой функции в известной мере «вращаются» остальные функции, поскольку коммуникации как обмен информацией необходимы во всех фазах процесса самоменеджмента.

Отдельные функции не следуют строго одна за другой, как это представлено в данной модели, а многообразно переплетаются.

В табл. 2 представлена техника самоменеджмента, где каждой функции соответствуют определенные рабочие приемы и достигаемый результат.

Таблица 2 - Техника самоменеджмента

Ошибка многих, даже опытных менеджеров, которые недооценивают самоменеджмент, заключается в том, что они предпочитают:

· правильно делать дела, вместо того чтобы делать правильные дела;

· решать проблемы, вместо того чтобы создавать творческие альтернативы;

· сберегать средства, вместо того чтобы оптимизировать их использование;

· исполнять долг, вместо того чтобы добиваться результатов;

· снижать издержки, вместо того чтобы повышать прибыль. Разумная самоорганизация позволит менеджеру получить следующие преимущества:

1. Выполнять работы с меньшими затратами.

2. Лучше организовать свой личный труд.

3. Получать более высокие результаты труда.

4. Быть меньше загруженным работой.

5. Меньше допускать ошибок при выполнении своих функций.

6. Получать удовлетворенность от работы.

7. Допускать меньше спешки, уменьшая стрессовые перегрузки.

8. Повышать свою квалификацию.

9. Достигать профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

4 Что должен знать и уметь менеджер в сфере персонального менеджмента

Изучив курс «Персональный менеджмент», менеджер должен знать:

1. Модель качеств современного руководителя, в том числе модель системы персонального менеджмента.

2. Историю развития и сущность персонального менеджмента.

3. Технологию поиска и формулирования жизненных целей, выбора карьеры и получения хорошей работы.

4. Правила эффективного использования рабочего времени.

5. Технику планирования своего времени.

6. Эффективную организацию рабочего места.

7. Основные требования к составлению документов.

8. Принципы и правила делегирования полномочий.

9. Правила эффективного взаимодействия руководителя с секретарем.

10. Технику публичного выступления.

11. Виды убеждающих воздействий на собеседника.

12. Правила подготовки и проведения деловых переговоров.

13. Технику телефонного разговора.

14. Пути рационализации личного труда руководителя.

15. Правила подготовки и проведения совещаний.

16. Правила адаптации в коллективе.

17. Правила делового этикета.

18. Принципы самоорганизации личного здоровья.

19. Правила гигиены умственного труда.

20. Критерии оценки уровня организации личного труда руководителя.

21. Правила формирования высокой репутации и собственного имиджа.

Менеджер должен быстро ориентироваться в сложной, быстро меняющейся экономической обстановке, пользоваться современными научными методами управления, владеть рациональными приемами поиска и использования деловой информации.

Современный менеджер должен уметь:

1. Анализировать эффективность использования своего времени и находить резервы его оптимизации.

2. Планировать личную работу.

3. Организовывать свое рабочее место.

4. Готовить деловые письма.

5. Работать с информацией, пользоваться записной книжкой.

6. Тренировать память.

7. Разговаривать по телефону.

8. Подготовиться и добиться успеха в командировке.

9. Выступать публично.

10. Взаимодействовать с секретарем.

11. Управлять своим эмоционально-волевым потенциалом.

12. Формулировать жизненные цели.

13. Принимать решения.

14. Находить и получать хорошую работу.

15. Организовывать эффективную презентацию.

16. Оценивать эффективность организации личного труда.

Курс «Персональный менеджмент» не ориентирован на какие-то конкретные должности управленческого персонала, а предполагает рассмотрение теоретических и практических принципов, которые любой менеджер сможет реализовать в области самоорганизации применительно к реальным условиям своей жизнедеятельности.

5 Формулирование качеств отдельных блоков модели самоменеджмента, характеристика содержания каждого критерия и описание первичных качеств менеджера по блокам

Существо системы персонального менеджмента можно образно представить в виде модели – требований к качествам менеджера, способного управлять самим собой (табл. 3).

Исходя из данной модели искусство персонального менеджмента, управления собственной жизнедеятельностью складывается из следующих семи блоков качеств.

Таблица 3 - Модель качеств менеджера, умеющего управлять собой

1. Формулирование жизненных целей.

Содержанием критерия служит умение мобилизовывать собственные способности и жизненные ресурсы.

2. Личная организованность.

Содержание критерия – способность руководителя жить и работать по системе. Критерии второго уровня этого блока модели содержат шесть качеств.

3. Самодисциплина.

Самодисциплина – это личная дисциплинированность, соблюдение строгого порядка, точность и планомерность в работе.

Содержание критерия – умение управлять своим поведением, «держать себя в руках».

4. Знание техники личной работы.

Содержание критерия – знание правил и приемов организации личной работы и умение ими пользоваться.

5. Самоорганизация личного здоровья.

Содержание критерия – хорошее состояние здоровья, гигиена умственного труда.

Работа менеджера – это сложный труд, требующий высокого нервного напряжения, значительных умственных и физических сил.

Опыт работы фирм ряда наиболее развитых стран мира свидетельствует, что их руководителям приходится работать очень много, интенсивность их личного труда постоянно возрастает. В условиях динамичной деятельности руководитель все чаще становится причастным к ухудшению своего здоровья. Это тяжелым бременем ложится на его нервную и сердечно-сосудистую системы, что, безусловно, может привести к преждевременному и реальному нарушению здоровья.

Каждый менеджер должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным ресурсом для поддержания своей производительности на должном уровне. Нельзя рисковать своим здоровьем, позволяя проблемам поглощать свою энергию.

6. Эмоционально-волевой потенциал.

Содержание критерия – способность управлять своей волей, воспитывать в себе оптимизм и жизнерадостность.

В условиях рыночной экономики управление трудовым коллективом представляет сложный процесс, требующий ответственности и большой творческой отдачи от руководителей. Поэтому особое значение приобретают его волевые качества.

7. Самоконтроль своей жизнедеятельности.

Содержанием критерия является способность контролировать процессы своей деятельности и ее результаты.

Для использования моделей личностных качеств современного менеджера очень важно правильное понимание содержания тех или иных качеств. Такие определения понятий и профессиональные характеристики качеств менеджера являются существенным элементом моделей современного менеджера.

Заключение

Умение ладить с людьми - это менеджмент, умение ладить со временем – самоменеджмент. Причем качество последнего определяет эффективность первого. Самоменеджментом называют последовательное и целесообразное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.

Управление временем – вещь очень личная. Из десятков предложенных советов мы должны подобрать только те, что походят именно вам, и заставить их работать на себя. Научиться управлять временем – задача не для слабого человека. Власть над временем дается только в непрерывной борьбе с «расточителями времени».

Приемы управление временем дают возможность управлять своей жизнью.

Особенность современного взгляда на руководителя как лидера коллектива состоит в том, что он рассматривается как носитель инновационной организационной культуры, как основной инициатор последовательных изменений в организации. Важнейшие черты современного руководителя: профессионализм, способность вести за собой коллектив, стремление создавать и поддерживать хороший психологический климат невозможно без работы над собой, без самоменеджмента.

Библиографический список

1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно/А.А.Алексеев, Л.А.Громова. – СПб: Экономическая школа, 2007. – 357 с.

2. Беттжер Ф. Вчера неудачник – сегодня преуспевающий коммерсант/Ф.Беттжер. - М.: Агентство «ФАИР», 2008. – 289 с.

3. Грачев М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации/М.Грачев. - М.: Дело ЛТД, 2006. – 286 .

4. Дэвис Ф. Создай себе имидж/Ф.Дэвис. - Мн.: ООО «Попурри», 2007. – 256 с.

5. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса/ Е.Н.Емельянов, С.Е.Поварницына. – М.: Армада, 2008. – 313 с.

6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента/Н.И.Кабушкин. - М.: Издательский центр «Экономпресс», 2007. – 298 с.

7. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей/Д.Карнеги. - М.: Прогресс, 2005. – 178 с.

8. Кэссон Г. Как завоевать престиж/Г.Кэссон. - М.: Агентство «ФАИР», 2008. – 353 с.

9. Мескон М. Основы менеджмента/М.Мескон. - М.: Дело, 2006. – 347 с.

10. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие/С.В.Шекшня. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2006. – 276 с.

11. Хроленко А.Т. Самоменеджмент/А.Т.Храленко. - М.: «Экономика», 2006. – 139 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  433  434  435   ..