Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 11

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  298  299  300   ..

 

 

Организация производства лицевого кирпича

Организация производства лицевого кирпича

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ПРОИЗВОДСТВА

Бизнес-план

«Организация производства лицевого кирпича»

КАЗАНЬ 2005


Резюме

Настоящий бизнес-план представляет Закрытое Акционерное общество «Строительный Мир Казани» с целью привлечения инвестиционных средств, позволяющих реализовать проект создания производства облицовочного кирпича.

Главной целью данного проекта является обеспечение строительного рынка Республики Татарстан высококачественным облицовочным кирпичом современного образца.

Для реализации проекта необходимо 250000 руб., которые планируется привлечь из заёмных источников.

Срок осуществления проекта – 10 лет.

Дисконтированный срок окупаемости проекта – 4 года.

В течение срока реализации проекта будет получен чистый дисконтированный доход в размере 14 840 руб. (ставка рефинансирования – 20%, инфляция – 7%). Внутренняя норма доходности – 24%.

Планируемая мощность нового производства: 185 000 шт. в год, из них 100 000 шт. – лицевого кирпича красного; 45 000 шт. – лицевого кирпича белого, 40 000 шт. – лицевого кирпича цветного.

1. История бизнеса организации

ЗАО «Строительный Мир Казани» появилось на рынке строительных материалов Республики Татарстан в 1995 г. Основным направлением работы ЗАО «Строительный Мир Казани» является производство строительного кирпича.

Важнейшим фактором, обеспечивающим устойчивые позиции на рынке для ОАО «СМК», является то, что она располагает собственной сырьевой базой.

На сегодняшний день кирпичное производство является необъемлемой частью блока производства строительных материалов ОАО «СМК», составляя ее основу. Общий объем реализации предприятия составляет около 300 000 шт. кирпича в год или около 750 000 руб. в год.

К настоящему времени в деятельности ЗАО «СМК» сформировался круг надежных партнеров и клиентов: ЗАО «Кулонстрой», ООО «АсКом», ЗАО «Татстрой» и др.

В настоящее время кирпичное направление предлагает следующие виды кирпича: строительный пустотелый кирпич красный, строительный пустотелый кирпич белый, строительный полнотелый кирпич красный, строительный полнотелый кирпич белый, поризованный камень.

2. Общее описание рынка

Традиционным для ЗАО «СМК» является местный рынок, поэтому основной рынок сбыта для нового производства – это Республика Татарстан. В то же время, следующие факторы могут позволить выйти на новые географические рынки:

· с учетом планируемого высокого качества кирпича и при приемлемом уровне цен – возможность освоения рынка Республики Башкортостан и Республики Марий Эл;

· низкий уровень конкуренции производителей в особенности по качественному кирпичу, при наличии устойчивого экономического роста и, следовательно, перспектив роста в жилищном строительстве;

Емкость рынка кирпича Республики Татарстан составляет около 1000000 шт. При этом наблюдается устойчивая динамика роста производства и потребления кирпича.

Анализ рынка строительных материалов показывает, что в последнее время снижаются физические объемы производства строительного кирпича, что связано со следующими факторами:

· замещением строительного кирпича поризованным камнем;

· увеличением импорта относительно более дешевого строительного кирпича из других регионов;

При этом с учетом роста потребности в лицевом кирпиче можно прогнозировать рост его потребления в дальнейшем при расширении ассортимента предлагаемого на рынке кирпича по цветовой гамме.

В 2003–2004 году отмечалось превышение спроса над тем количеством кирпича, которое могли произвести местные производители. Источником покрытия дефицита служили поставки кирпича из близлежащих регионов России. Вследствие такой ситуации сложились высокие тепы прироста импорта кирпича из соседних регионов.

В последние годы цены на кирпич росли высокими темпами, на что влияли следующие факторы:

· высокий спрос на кирпич (дефицит по отдельным позициям в сезон) в связи с ростом жилищного строительства;

· высокие темпы роста цен на строительные материалы в целом компенсируются увеличением цен на жилье.

В то же время необходимо отметить, что вследствие повышения темпов инфляции возможности по регулированию рентабельности производства кирпича через повышение цен исчерпаны. Исключение составляет сегмент лицевого кирпича, который в структуре ассортимента занимает относительно небольшую долю.

В будущем динамику цен на кирпич, вероятнее всего, будет определять реальный рост затрат производителей в пределах темпов инфляции издержек.

На сегодняшний день для керамического кирпича основным продуктом заменителем является силикатный кирпич. При этом основная конкуренция возникает, прежде всего, из-за более низких цен на силикатный кирпич. С учетом существенно более низких потребительских качеств силикатного кирпича, расширении ассортимента цветного облицовочного кирпича, возможно постепенное вытеснение силикатного кирпича с сегмента жилищного строительства.

3. Анализ бизнес-среды организации

Макроэкономическая ситуация

По мнению специалистов, серьезных отрицательных изменений в экономической ситуации в РФ не ожидается. В ближайшее время на рынке недвижимости в целом предсказывается спокойное развитие, с ростом цен в пределах 10%, обусловленное стабильным ростом доходов населения.

На темпы роста потребления кирпича в основном влияют следующие факторы:

· темпы роста объемов строительного производства;

· доля кирпичных домов в многоэтажном домостроении и малоэтажном домостроении.

На протяжении нескольких последних лет объемы строительства жилья растут устойчивыми темпами.

На сегодняшний день на всех сегментах рынка жилой недвижимости существует устойчивый спрос, который, по мнению многих экспертов, будет расти, что является основой роста строительства. Рост спроса обеспечивается следующими факторами:

· стабильное увеличение реальных доходов жителей при низком уровне обеспеченности жильем;

· повышение значимости развитие ипотечного кредитования, в том числе по приобретению жилья на первичном рынке.

За последние несколько лет жилищное строительство с применением кирпича демонстрирует устойчивый рост, темпы которого превосходят темпы роста панельного строительства.

Потребители

Потребители могут быть разделены на три группы:

1. крупные инвестиционно-строительные организации – 70% объёма продаж;

2. малые и средние строительные предприятия, базы стройматериалов и прочие торговые организации – 25% объема продаж;

3. население, занимающееся индивидуальным строительством около 5% продаж.

Основные требования, предъявляемые большинством потребителей – участников строительного рынка – надежность поставок, качество, удовлетворяющее требованиям проекта, возможность закупать у поставщика все требуемые виды кирпича: строительный, полнотелый, лицевой.

По этой причине крупные заказы на кирпич размещаются потребителями напрямую среди основных производителей, обладающих достаточными производственными мощностями и широким спектром выпускаемой продукции.

В силу стабильного роста объемов потребления кирпича при слабом уровне конкуренции между производителями, отсутствия посредников при размещении крупных заказов, давление потребителей на производителей является слабовыраженным.

В ближайшие годы на фоне общего объема увеличения объемов строительства и роста спроса на кирпич структура потребителей кирпича существенно меняться не будет.

Основная часть производителей специализируется на производстве строительного кирпича, за исключением ЗАО «ХХХ», у которого в структуре ассортимента есть лицевой кирпич и поризованный камень. С точки зрения соответствия тенденциям рынка и будущей структуре спроса на кирпич ЗАО «ХХХ» имеет наиболее адекватный ассортимент.

Опираясь на данные анализа конкурентов, можно утверждать, что основную конкуренцию на сегодняшний день на рынке составляет «ХХХ», как с точки зрения текущих позиций, так и с точки зрения прогнозирования будущей структуры спроса и, соответственно, требований по развитию ассортимента ЗАО «СМК».

С точки зрения развития, можно отметить слабые рыночные перспективы у ОАО «УУУ». Смена собственников, постоянные проблемы с оборудованием, низкое качество продукции, небольшой объем выпуска уже привели к его остановке.

Такие производители как «ААА» и «ННН» при попытке увеличить выпуск могут столкнуться с ситуацией избытка строительного кирпича на рынке на фоне сокращения спроса на данный материал.

Конкуренцию по сегменту строительного кирпича можно охарактеризовать как высокую, в особенности на фоне сокращения объемов. Текущая конкуренция в сегменте лицевого кирпича невысокая.

4. Маркетинговый план

Текущее положение

На сегодняшний день позиции ЗАО «СМК» на кирпичном рынке следующие:

· Доля на рынке потребления – 53%.

· Доля на рынке строительного пустотелого кирпича – 69%.

· Доля на рынке строительного полнотелого кирпича – 72%.

· Доля на рынке лицевого кирпича – 44%.

· Доля на рынке поризованной керамики – 16%.

· Основной ассортимент – строительный кирпич.

Позиции после запуска нового производства

Планируемые показатели ЗАО «СМК» на кирпичном рынке к 2016 году:

· Средняя доля на рынке потребления – не ниже 60%.

· Основной ассортимент – лицевой кирпич и поризованный камень.

Конкурентная стратегия

В основе конкурентной стратегии будет лежать стратегия лидерства по качеству продукции.

В основе конкурентной стратегии нового завода будет лежать самое высокое в России качество выпускаемой продукции, что является устойчивым преимуществом на длительном отрезке времени.

Следующими по важности преимуществами является самый широкий ассортимент цветного кирпича, включая полноокрашенный.

Стратегия маркетинга

Предполагается, что позиционироваться новое производство будет как самое высокотехнологичное и современное, предлагающее кирпич самого высокого качества в России.

Ассортиментная политика

В основе ассортиментной политики будет лежать производственная возможность производить самый высококачественный кирпич. Также немаловажным является возможность производить цветной кирпич различных оттенков. Соответственно в предлагаемом ассортименте будет преобладать наиболее рентабельный вид продукции – цветной кирпич.

Ценовая политика

С учетом высокого качества выпускаемого кирпича цена на изделия нового завода будет на 5% выше, чем на существующую аналогичную продукцию.

Политика продвижения

С учетом ограниченного круга ключевых потребителей – строительных компаний и важного звена участников строительного процесса – проектных организаций, в качестве основного метода продвижения необходимо использовать прямую рекламу на интересующие целевые группы. Для этого можно использовать:

· семинары, посвященные продукции нового завода;

· рассылки рекламных материалов о новом заводе и рекламно-технической документации по продукции завода;

· подготовка рекламно-информационных статей, посвященных продукции нового завода в специальных строительных изданиях местного и российского значения.

При этом немаловажным фактором будет являться создание образа компании, соответствующего принятому позиционированию, для чего эффективно использовать средства PR– создания необходимого общественного мнения. Из них могут быть эффективными:

· проведение пресс-конференций, посвященных закладке нового завода;

· проведение официальных мероприятий («обрезание лент») с пресс-конференцией, посвященной вводу в действие нового завода;

· подготовка серии информационных статей, посвященных новому заводу;

· подготовка рекламно-информационных статей в общественно-политических изданиях города, посвященных продукции нового завода.

Данный комплекс мероприятий по продвижению позволит также сформировать необходимое общественное мнение потенциальных частных потребителей.

Управление сбытом будет осуществляться через ранее созданную единую службу сбыта.

Предполагается, что в первый год запуска оборудования (2005 г.) новый завод сможет выпустить 100 000 шт. лицевого кирпича красного, 45 000 шт. – лицевого кирпича белого, 40 000 шт. лицевого кирпича цветного.

6. Финансовый план

Капитальные вложения

Основные суммы капитальных вложений связаны с приобретением оборудования и строительно-монтажными работами (Приложение 2).

Финансирование текущей деятельности

Финансирование текущей деятельности складывается из трех основных групп расходов:

· постоянных затрат на производство продукции

· переменных затрат на производство продукции

· выплат по кредиту.

Движение денежных средств

Всю сумму притока денежных средств составляет выручка от реализации продукции.

Для упрощения расчетов предполагается, что вся выручка от реализации поступает в отчетном периоде без отсрочек.

В план движения денежных средств включаются основные разделы затрат по текущей деятельности и капитальным вложениям плюс налог на прибыль.

Для упрощения расчетов в настоящем бизнес-плане все расходы, включая налоги, оплачиваются в отчетный период, без отсрочки, за исключением сумм капитальных вложений (Приложение 4).

Расчет кредита

Для упрощения расчетов выплата процентов производится в текущем году за текущий период.

Начисление и выплата процентов ежегодно.

Схема выплат основной суммы долга – с 2006 г. по 2016 г. включительно с учетом имеющихся средств в распоряжении.

Ставка кредита – 20% в г. в руб.

Планируемая дата получения кредита 1 квартал 2006 г., соответственно начисление процентов производится за весь 2006 г.

7. Анализ ключевых показателей

Анализ прибыли по видам продукции

Рентабельность производства лицевого кирпича красного составляет 33%, лицевого кирпича белого – 28%, лицевого кирпича цветного – 35%.

При этом запланированные объёмы продаж по каждому виду продукции превышают соответствующие безубыточные объёмы продаж.

Чистый приток денежных средств ( NPV)

В качестве ставки дисконтирования предлагается использовать показатель ставки процента по кредиту в 20%.

Чистый приведенный поток нового завода за период 2006–20016 гг. включительно, при ставке дисконтирования 20% составляет 14 840 руб., что говорит о высокой устойчивости показателей деятельности. Следует учитывать, что проект считается эффективным при показателе чистого приведенного потока равном нулю.

Внутренняя норма доходности инвестиций

Высокий уровень ставки (24%) внутренней нормы доходности (IRR – internalrateofreturn) показывает крайне высокую эффективность по проекту.

Период окупаемости проекта

С учетом суммы первоначальных вложений 250 000 руб. за первые три года проекта (2006–2009 гг.), включая процентные выплаты с учётом ставки дисконтирования составляет 4 г. с наступлением в 2009 г.

Расчет основных данных, произведенный в постоянных ценах, показывает, что деятельность нового завода является высокоэффективной и устойчивой с экономической точки зрения.

Анализ чувствительности деятельности показывает, что на период 2006–2016 гг. проект остается рентабельным при следующих факторах (независимо):

· при снижении объема выручки по всем видам кирпича на 6% от запланированного по каждому году (с 2006 по 2016 гг.);

· при росте затрат на 7%.

Таким образом, можно сделать вывод о высокой устойчивости проекта к возможным колебаниям конъюнктуры, влияющей на выручку продукции и росту затрат, формирующих себестоимость продукции.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  298  299  300   ..