Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 11

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  123  124  125   ..

 

 

Разработка проекта повышения эффективности системы адаптации персонала

Разработка проекта повышения эффективности системы адаптации персонала

Введение

1. Теоретические и методические основы адаптации персонала
Автор Т.Ю. Базаров А.В. Миронова А.П. Егоршин
Этапы

1. Оценка уровня подготовленности работника.

1. Подготовительный.

– испытательный срок;

Общее

Рассматривают адаптацию как постепенный последовательный процесс

Отличное

– рассматривает адаптацию как процесс, конечная цель которого – успешное приспособление работника,

– направлен на формальную сторону адаптации работника;

– этапы представлены непоследовательно;

Предмет беседы Ответственные, Ф.И.О. Дата Подпись
1. Прохождение производственной и функциональной практики в подразделениях предприятия
2. Прием на работу молодого специалиста в отдел персонала
3. Собеседование с заместителем руководителя по кадрам и председателем совета молодых специалистов
4. Социальная адаптация молодого специалиста
Для выпускников вузов – приказ о стажировке, встреча с руководителем стажировки, составление и утверждение индивидуального плана адаптации Для выпускников техникумов – приказ о наставничестве, встреча с наставниками и подготовка плана адаптации на рабочем месте
5. Профессиональная адаптация на рабочем месте
Стажировка в течение года, наставничество Составление отчета по стажировке Принятие решения после завершения стажировки Выполнение заданий руководителя Участие в научной работе
6. Повышение деловой квалификации
7. Анализ профессиональной адаптации и включение в резерв
Оценка потенциала специалиста Оценка индивид. вклада Вхождение в трудовой коллектив Возможность проф. выдвижения

2. Анализ деятельности ЗАО "Торговый Дом "Firma

Оценка

Совершенно

Удовлетворен

Затрудняюсь

Не удовлетворен Совершенно неудовлетворен
Характеристика Особенность культуры
Как ведут себя люди, которые хорошо приживаются или приобретают репутацию героя в данной группе Они могут долгое время терпеть неопределенность, всегда перепроверяют свои решения, обладают хорошей технической подготовкой, уважают авторитеты
Сильные стороны сотрудников Они могут делать изобретения и открытия научного характера
Слабые стороны сотрудников Они очень медленно выполняют задания, их организации подвержены краткосрочным колебаниям экономического характера
Привычки людей, которые хорошо приживаются или имеют репутацию героев Они одеваются сообразно своему положению в организации, их жилищные условия соответствуют их положению, старшие члены организации играют роль наставников по отношению к младшим
2005 Тенденция 2006

Группа ЧТПЗ

23,7%

Группа ЧТПЗ

21,9%

Фактор Характеристика фактора для компании
S

– влияние социальных факторов на развитие трубного рынка практически отсутствует в силу специфики отрасли. Фактор, который может косвенно и очень незначительно повлиять на объем заказов на трубы, – культурные разногласия, возникающие и усиливающиеся в последнее время за счет войн, которые идут между мусульманскими и европейскими странами, но данный фактор приобретает политический характер;

T

– технические требования к трубам значительно изменились и ужесточились. Рынок формирует конкретные требования к качеству, которые включают такие составляющие, как качество исходного материала, качество технологии трубного производства, качество системы сбыта, качество услуг и сервиса;

E

– с 2000 года емкость российского рынка труб увеличивалась. Наибольший рост происходит в сегменте сварных труб. В связи с резким увеличением темпов спроса на трубы для магистральных трубопроводов и ростом доли сварных труб в спросе нефтегазового и строительного секторов, наиболее привлекательные трубы по темпам роста спроса и по емкости сегмента – трубы большого диаметра, нарезные трубы для нефтяной и газовой промышленности, сварные трубы среднего и малого диаметра, что дает компании дополнительные возможности. Рост определяется высокими темпами развития строительного сектора;

P

– в настоящее время развитие трубной отрасли поддерживается правительством РФ, существует Фонд развития трубной промышленности, который следит за тем, чтобы предприятия-производители не были стеснены в своей деятельности различными правовыми актами. Поэтому говорить о правовых факторах, негативно влияющих на трубную отрасль и, в частности, на рынок обсадных и бесшовных нефтепроводных труб, не приходится;

Факторы Знак Качеств. оценка Бальная оценка Весов. коэф-т Взвеш. оценка Критический анализ

1. Социальные

- Слабое 3 0,03 0,09 Отслеживать данные события
– требования к репутации; - Существенное 5 0,05 0,25 Стремиться к созданию репутации

2. Технологические

- Высокое 9 0,16 1,44 Отслеживать качество продукции
-прогноз увеличения спроса на трубы с особыми свойствами; - Высокое 9 0,16 1,44 Способствовать внедрению необходимое оборудование
-развитие спотового рынка, продаж через Интернет; + Значительное 7 0,11 0,77 Развивать данные способы ведения продаж

3. Экономические

+ Значительное 7 0,14 0,98 Развивать сотрудничество с возможными клиентами
-прогноз роста рынка; + Значительное 7 0,12 0,84 Активизировать деятельность
-возможны капиталовложения в развитие нефтедобычи на севере, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке; + Существенное 5 0,06 0,3 Отслеживать происходящие события

5. Политические

+ Значительное 7 0,06 0,42 Использовать данную поддержку
– ограничение ввоза в Россию украинских труб; + Существенное 5 0,07 0,35
-непредвиденные политические события. - Слабое 3 0,04 0,12 Отслеживать события, хоть как-то затрагивающие интересы нефтегазодобывающих компаний
Период 2005 2006 2007
Показатель 2 3 4 1 2 3 4 1
Рсжн 2 3 10 6 10 6 6 4
Рсч 57 72 74 75 71 69 69 72
Рсчнг 55 68 78 75 74 70 75 77
Рп 15 13 7 5 6 11 8 8
Ктк 3,51 4,17 13,51 8,00 14,08 8,70 8,70 5,56
Кск 0,97 0,96 0,88 0,93 0,88 0,93 0,93 0,95
Уровень Абс. кол-во, чел. Отн. кол-во, %
Первый уровень 2 2,60
Второй уровень 28 36,36
Третий уровень 47 61,04
– вспомогательные службы; 44 58,67
– категория служащих 3 4,00
Всего 77 100
Уровень образования Количество работников, чел. Относительное количество, %
Высшее 72 96,00
Неполное высшее 1 1,33
Среднее профессиональное 2 2,67
ВСЕГО 75 100
Стаж работы Абсолютное количество, чел. Относительное количество, %
Более 3 лет 31 40,26
1–3 года 15 19,48
менее 1 года 31 40,26
Всего 77 100,00
Возраст Абсолютное количество, чел. Относительное количество, %
до 30 лет 43 55,84
30–45 лет 26 33,77
45–60 лет 8 10,39
Всего 77 100
Пол Абсолютное количество, чел. Относительное количество, %
Мужчины 32 41,56
Женщины 45 58,44
Всего 77 100,00
Показатель Апрель-декабрь 2005 2006 Кол-во, приведенное к 2006 году
Кол-во больничных листов за год 36,00 65,00 48,00
Кол-во дней нетрудоспособности за год 490,00 755,00 653,33
Среднее кол-во дней нетрудоспособности на 1 больничный лист 13,61 11,62 18,15
Среднесписочная численность работников на конец года 71 77
Кол-во больничных листов на 1 чел. 0,51 0,84 0,68
Кол-во дней нетрудоспособности в среднем на 1 чел. за год 6,90 9,81 9,20
Потребность В безопасности Социальные В развитии
Количество работников, %
Удовлетворена 49 64 64
Не удовлетворена 33 20 13
Не смогли определить 18 16 23
Потребность Параметры Кол-во удовлетворенных, %
Потребность в безопасности Условия труда 70
Социальный пакет 55
Рабочая нагрузка 53
Положительное отношение к изменениям и нововведениям 48
Вознаграждение 33
Социальные потребности Социально-психологический климат 85
Информация и обратная связь 62
Стиль управления 67
Особенности взаимодействия 54
Потребность в развитии Самореализация 73
Профессиональный рост 54
Карьерный рост 50
Отношение к организации Восприятие организации как ценности 67
Лояльность 70
Престижность работы 70
Оценка корпоративной культуры 67
Дирекция Результаты аттестации Категория Проходили повторную оценку
не изменена повышена понижена
Дирекция по продажам Абс. кол-во, чел. 13 8 1 9
Отн. кол-во, % 59 36 5 41
Дирекция по маркетингу Абс. кол-во, чел. 4 1 0 3
Отн. кол-во, % 80 20 0 60
Дирекция по обеспечению основной и оперативной деятельности Абс. кол-во, чел. 6 0 0 0
Отн. кол-во, % 100 0 0 0
Подразделения Доля оклада Доля премии
Дирекция по персоналу, бухгалтерия, дирекция по правовым вопросам дирекция по финансам и экономике, 70 30
Дирекция по обеспечению основной и оперативной деятельности, дирекция по маркетингу 60 40
Дирекция по индустриальным и региональным продажам, дирекция по продажам на экспорт 50 50
Показатель Абс.кол-во, чел. Отн.кол-во, %
1. Количество работников, у которых 80% показателей получили оценку «Хорошо» и «Отлично» по результатам оценки 15 71,43
2. Количество прошедших испытательный срок 20 95,24
3. Количество уволенных среди адаптированных сотрудников 4 19,05
4. Соответствие 80% фактических задач запланированным. 18 85,71
5. Количество работников, успешно прошедших социально-психологическую адаптацию 14 66,67
6. Показатель «Взаимоотношения в коллективе» оценен на «Хорошо» или «Отлично» 15 71,43
Форма участия руководителей Частота участия, раз
1 2 3
Наставничество 7 2
Оценка 4 2 4
Вопрос Показатель Адаптированные сотрудники Наставники Руководители Итого
Необходима ли адаптация? Кол-во работников, ответивших положительно, чел. 20 19 15 54
Отн. количество, % 95,24 90,48 78,95 88,52
Проводится ли адаптация на должном уровне? Кол-во работников, ответивших положительно, чел. 15 17 14 46
Отн. количество, % 71,53 80,95 73,68 75,41
Фактор Абс.кол-во, чел. Отн. кол-во, %
1. Содержание труда 14 65
2. Наличие перспектив 11 53
3. Оснащенность рабочего места 16 78
4. Размер зарплаты 7 35
5. Организация труда 14 67
6. Отношения с руководителем 14 69
7. Отношения с коллегами 17 81
Срок до 2 месяцев от 2 до 6 месяцев от 6 до 12 месяцев свыше года
Абс. кол-во, чел. 9 8 4 0
Отн. кол-во, % 42,86 38,10 19,05 0,00
Показатель Абс.кол-во, чел. Отн.кол-во, %
Задержка в оборудовании рабочего места 7 33,33
Обращение к руководству 7 33,33
Общение с коллегами 12 57,14
Оформление отсутствий, отпуска, больничного 5 23,81
Отсутствие информации о лицах, к которым можно обратиться по интересующим вопросам 5 23,81
Возможные затруднения Да Нет Причины
отсутствие информации о процедуре обеспечения несвоевременное выполнение службами обязанностей несвоевременное информирование ответственных за обеспечение служб
Канцелярские принадлежности 3 18 2 66,67 0,00 1 33,33
Подключение телефона 6 15 0,00 5 83,33 1 16,67
Предоставление компьютера 9 12 3 33,33 5 55,56 1 11,11
Подключение по сети 5 17 0,00 4 80,00 0,00
Оформление пропуска 7 8 2 28,57 3 42,86 2 28,57
Раздел Абс.кол-во, чел. Отн.кол-во, %
О принятой форме одежды 7 33,33
О принятых нормах общения 11 52,38
О правилах общения с клиентами 17 80,95
О правилах обращения к руководству и коллегам 17 80,95

3. Разработка проекта совершенствования системы адаптации в ЗАО ТД «Firma»

Количество

Руководителей Наставников
Абс., чел. Отн., % Абс., чел. Отн., %
Упрощение системы адаптации 14 73,68 19 90,48
Увеличение вовлечения рядовых сотрудников 11 57,89 16 76,19
Распределение ответственности по подготовке к приходу нового сотрудника 15 78,95 15 71,43
Улучшение работы отдела персонала 6 31,58 7 33,33
Улучшение работы ответственных за оборудование рабочего места служб 8 42,11 9 42,86
Необходимость социально-психологической адаптации 16 84,21 17 80,95
Мероприятия Срок Ответственный Исполнители
Подготовка к приходу нового сотрудника:
– Принятие решения о назначаемом наставнике За 2 дня Менеджер по персоналу, руководитель подразделения
– Оформление заявки на оборудование рабочего места ПК, канцелярскими принадлежностями За 2 дня Менеджер по персоналу Офис-менеджер
– Оформление заявки на подключение к телефону, к локальной сети За 2 дня Руководитель Секретарь
– Оборудование рабочего места ПК, телефоном, подключение по локальной сети За 1 день Руководитель, наставник Офис-менеджер, сторонние службы
Оформление на работу: Первый день Менеджер по персоналу
– Написание заявления о приеме на работу
– Заключение трудового договора

– Подписание договора о материальной ответственности

– Ознакомление под роспись с Должностной инструкцией
– Заполнение личной карточки
– Заключение соглашения о конфиденциальности
Введение в организацию Первый день Менеджер по персоналу
– Знакомство с организационной структурой, Правилами внутреннего трудового распорядка, историей фирмы, ее миссией и целями, основными положениями корпоративного кодекса, с основными руководителями, с порядком оплаты труда, кадровой политикой.
– Получение пакета документов: – «Справочник новичка», График мероприятий на и/с
Введение в подразделение Первый день
– Знакомство с сотрудниками компании и расположением помещений офиса Менеджер по персоналу
– Знакомство с должностными обязанностями и правами. Беседа о роли и месте структурного подразделения в структуре организации, о его задачах и функциях, способах взаимосвязи с другими подразделениями. Ознакомление с Положением о подразделении.

Менеджер по персоналу

Руководитель
Прохождение инструктажа по технике безопасности. 1–3 день Менеджер по персоналу Инженер по охране труда и технике безопасности
Мероприятие Срок
Выбрать сотрудника для участия в тренинге, сообщить ему об участии, выдать план рассказа В начале месяца
Проверить наличие необходимого оборудования и приобрести недостающее В течение месяца до тренинга
Напомнить вновь принятым сотрудникам, сотруднику-участнику тренинга, руководителям сотрудников о времени и месте проведения тренинга За 3 дня
Блок Части, варианты блока, примечания
1. Фильм о ЗАО «Группа ЧТПЗ» История компании, миссия, цели, стратегия, принципы деятельности, положение на рынке, участие в выставках
2. Презентация о ЗАО ТД «Firma» История компании
Жизнь сотрудников: на работе, на обучении, корпоративные мероприятия, праздники
3. Упражнение-знакомство Рассказ о себе с указанием отличительных черт, любимых и нелюбимых качеств людей, явлений в жизни, «Никто из вас не знает, что я»,
Попарное представление с дальнейшим рассказом о собеседнике
4. Проверка усвоения представленного в Положениях компании материала в форме диалога: просьба по кругу рассказать о правилах по направлениям: Принятая форма одежды
Правила пользования информационными ресурсами
Правила внутреннего трудового распорядка
5. Рассказ приглашенного сотрудника по плану: О себе, образовании, опыте работы до прихода в компанию
О компании в разные периоды ее развития
О своем пути в компании, коллективе, отношениях в нем
О принципах деятельности компании, ее ценностях, традициях, кадровой политике, о том, что компания делает для сотрудников
Ответы на вопросы
6. Проверка знания организационной структуры
– Задание самостоятельно за 7–10 мин. по памяти нарисовать структуру ЗАО ТД «Firma», рассмотреть все полученные варианты, выбрать лучший и общими усилиями воссоздать максимально точно и полно.
– Вопросы на знание организационной структуры компании и лиц, занимающих определенные должности Какие управления существуют в рамках Дирекции по индустриальным и региональным продажам?
Назовите основные дирекции ЗАО ТД «Firma»
Кому подчиняется дирекция по продажам ТЭК ЗАО ТД «Firma» в ЗАО «Группа ЧТПЗ»?
Назовите начальников управлений в рамках ЗАО ТД «Firma»
Начальником какого отдела является Махнёва О.А.?
Расскажите о структуре Дирекции по обеспечению основной и оперативной деятельности.
Кто располагается на следующей ступени организационной структуры в г. Челябинске за Видановым.А.П.?
Кто является начальником отдела по продаже нержавеющих труб?
7. Рассказ о политике в области управления персоналом О критериях подбора персонала в компанию
Об адаптации и наставничестве
Об обучении
Об аттестации
О проектах
О корпоративных мероприятиях, конкурсах
О социальном пакете как выражении заботы компании о сотрудниках
8. Игра в шарады
9. Подведение итогов, получение обратной связи устно

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  123  124  125   ..

 

Критерий Способ Источник
Количество работников, оценивающих социально-психологическую адаптацию успешно Оценка новыми сотрудниками успешности прохождения адаптации В соответствии с анкетами по адаптации новых сотрудников
Количество сотрудников, считающих проведение тренинга полезным Оценка мнения новых сотрудников о тренинге Устный опрос

· количество ошибок в работе новых сотрудников;

Оценка руководителями и наставниками работы новых сотрудников

Опрос

Количество работников, чья адаптация в коллективе прошла успешно Оценка менеджером по персоналу социально-психологической адаптированности новых сотрудников При адаптационных беседах, при сопровождении работников в период ис