Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  88  89  90   ..

 

 

Развитие малого предпринимательства в России 4

Развитие малого предпринимательства в России 4

Введение

Таблица 1.

Основные организационные формы субъектов малого бизнеса.

Страна

Организационно-правовые формы предприятий

Великобритания

индивидуальное предприятие ассоциированные владельцы компании с ограниченной ответственностью

Франция

индивидуальное предприятие акционерная компания товарищество с ограниченной ответственностью

США

единоличное владение товарищество корпорация

Германия

индивидуальная трудовая деятельность партнерство (общее и ограниченное) малые акционерные общества

Как видно из таблицы, наиболее распространенной организационной формой малого предпринимательства является индивидуальное предприятие. С введением в действие первой части ГК РФ индивидуальные (семейные) частные предприятия (ИЧП) в России не создаются.

Как показывает практика, преимуществами этой организационно-правовой формы коммерческих организаций являются:

- полная самостоятельность, свобода и оперативность действий, не требующая для принятия решений получения согласия партнеров;

- максимум побудительных мотивов. Все доходы поступают к единому владельцу предприятия, поэтому он заинтересован в упорной работе, в тщательном собственном контроле над делами, в принятии обдуманных решений, увеличении объемов продаж;

- конфиденциальность деятельности, поскольку в некоторых сферах бизнеса производственные секреты и специальная технология являются главным капиталом фирмы, а единоличное владение дает возможность сохранить в тайне секрет предприятия.

Но наряду с достоинствами этой организационной формы ей свойственны и недостатки, к которым относятся:

- ограниченность привлечения значительных финансовых средств;

- неограниченная (полная) имущественная ответственность за долги в случае банкротства;

- недоверие со стороны государственных учреждений и крупных предприятий;

- слабость управления. Обычно владелец является управляющим по всем вопросам: экономическим, финансовым, кадровым, маркетингу, закупкам, продаже и др. Как правило, владельцам не хватает профессиональных знаний и опыта менеджмента;

- трудность в получении кредита;

- высокий уровень банкротства (в США ежегодно разоряются около 50 % из вновь созданных фирм).

1.4 Система господдержки и регулирования малого предпринимательства

Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.

В соответствии с законодательством финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства осуществляется федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами с привлечением заинтересованных организаций. Финансовое обеспечение фондами государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности фондов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

Фонды поддержки малого предпринимательства всех уровней осуществляют следующие мероприятия по финансированию субъектов малого предпринимательства:

- предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность;

- предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;

- выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий;

- долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;

- финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей;

- финансирование научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью фондов.

1.5 Преимущества и недостатки малого предпринимательства

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Индивидуальную частную компанию легко учредить, так как это не вызывает практически никаких юридических и бюрократических препятствий и связанных с ними расходов.

Частный предприниматель – сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.

Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации.

Во-первых, сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.

Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие деловой должной этики, хозяйственной культуры, как в малом бизнесе, так и в государственном секторе.

В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.

В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой. Обобщая данные социологических опросов, сформулированы основные проблемы частного бизнеса в нашей стране:

- налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом;

- поставки, дефицит; трудности получения кредита и высокая кредитная ставка;

- неплатежеспособность партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных площадей, офисов; действия правительства, властей; коррупция, взятки;

- недостаток материальной базы; финансовая политика государства; действия Центрального банка России; сбыт; поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий;

- трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации;

- недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств;

- невыгодность производства; большая, громоздкая отчетность; нет льгот;

- невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям. Только перечисление проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствует, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, а малого в особенности.

Глава 2. Развитие малого предпринимательства

в Республике Башкортостан на примере г. Стерлитамак

2.1 Развитие малого предпринимательства в г. Стерлитамак РБ

В Стерлитамаке, как и в республике в целом, создана система взаимодействия государственной власти с предпринимателями. Ее приоритетами провозглашены постоянное внимание к проблемам малого и среднего бизнеса, содействие развитию субъектов предпринимательства, действующих в реальном секторе экономики. Администрация городского округа работает с предпринимателями в тесном контакте. Динамика развития малого и среднего предпринимательства в городе позитивная. Так, за последние 10 лет в городе доля работающих в сфере предпринимательства выросла с 5% до 25%, количество малых предприятий удвоилось, их доля в розничном товарообороте с 25% возросла до 84%, а доля предпринимательства в формировании доходов местного бюджета увеличилась с 4% до 32%.

Более десяти лет в Стерлитамаке действует общественное объединение предпринимателей, которое занимается информированием, работой с молодежью, проводит консультации, конференции, круглые столы по актуальным вопросам малого бизнеса, устраивает прямые телефонные линии, реализует издательские и другие проекты. В его составе уже более шести тысяч предпринимателей. Все свои мероприятия некоммерческое объединение "Ассоциация предпринимателей Стерлитамака" проводит совместно с администрацией города и республиканскими структурами по поддержке и развитию предпринимательства. Только в прошедшем году было проведено пять круглых столов, на которых обсуждались вопросы социального партнерства, кадрового обеспечения предприятий, перспективы развития малых предприятий на производственных площадях крупных городских компаний и другие.
В Стерлитамаке сложились благоприятные условия для ведения бизнеса, город остается инвестиционно привлекательным. Только в 2008 году начали работу 20 новых организаций торговли и общественного питания, торговый комплекс "Фабри", четырехзвездочный гостиничный комплекс "Гранд-отель", еще один блок торгового комплекса "Центральный", новые автосалоны.
Вместе с тем хорошие условия для предпринимательства существуют и в производственной сфере. Есть готовые площади для развертывания деятельности малых предприятий, технологическое оборудование, кадры. При поддержке правительства республики город готов развивать технопарки, создавать бизнес-инкубаторы, производство в рамках машиностроительного кластера, готов рассматривать предложения предпринимателей. Особый интерес представляют вопросы повышения рентабельности и снижения издержек на производстве, внедрение инноваций. Необходимы адресные содействия инновационному процессу, например в предоставлении налоговых льгот. При реализации программ господдержки предпринимательства больше целевых средств направляется на развитие среднего бизнеса, ведь здесь создается наибольшее количество рабочих мест, легче проследить движение вложенных финансовых ресурсов.
В конкурсе на лучшую организацию работы по развитию и поддержке предпринимательства Стерлитамак с 11 места в 2000 году поднялся до призовых мест и последние пять лет удерживает завоеванные позиции. Городская ассоциация заслуженно считается одной из лучших территориальных организаций предпринимателей Башкортостана. Двум победителям было выделено из городского бюджета 670 тысяч рублей. Речь идет об ООО "Производственная компания "АВЕГА", которая реализует проект в области технологии производства искусственного камня с применением эластичных резиновых полимеров, и ООО "Инжиниринговая фирма "Мехатрон". Эта компания реализует проект "Муниципальная система диспетчерского управления общественным и спецтранспортом Стерлитамака". Всего в прошлом году на финансирование мероприятий программы развития малого бизнеса в Стерлитамаке за счет городского бюджета было предусмотрено 1,2 миллиона рублей, в том числе на поддержку объединения предпринимателей было выделено 148,6 тысячи рублей.

Заключение

Налоговая система и налоговая политика в стране являются тормозом развития малого бизнеса на всех стадиях жизненного цикла субъектов малого предпринимательства. Несмотря на то, что в стране действует система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало. Примером может служить финансирование развития малого предпринимательства в г.Стерлитамаке РБ за счет городского бюджета, в прошлом году было предусмотрено всего лишь 1,2 миллиона рублей. Работа созданной инфраструктуры для поддержки малого бизнеса остается только на бумаге.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства тоже не может решить проблему экономического стимулирования малого предпринимательства, так как сама система требует значительных изменений. Таким образом, можно сказать, что малое предпринимательство развивается не благодаря, а “вопреки” заботам государства, ведь малое предпринимательство вносит весомый вклад в формирование ВВП и доходной части бюджетов всех уровней, в решении таких проблем, как занятость, ускорение НТП, становления так необходимого в нашей стране “среднего” класса.

Законодательная база по налогообложению, учету и отчетности должна быть построена таким образом, чтобы не вынуждать предприятия в массовом порядке идти на нарушение закона. Сегодня, когда с крупными предприятиями слишком много проблем, задача стоит в их реструктуризации, чтобы создавать малые.

Кардинальное изменение ситуации к лучшему возможно при последовательном снижении уровня налогообложения. Увеличение числа добросовестных налогоплательщиков выведет из тени значительные финансовые потоки, что в конечном итоге увеличит налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства.

Список использованной литературы:

1. Булатов А.С. // Экономика 2-е издание переработанное и дополненное. - М.: БЭК, 1997.

2. Гражданский Кодекс. Часть первая.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. Т. 1. – М.: ИНФРА-М, 2000.

4. Постановление Правительства РФ “ О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” от 11 мая 1993 г. №446.

5. Финансовый менеджмент, учебное пособие // Под редакцией Стояновой Е.С.-М.: “Перспектива”, 1997.

6. Информация от Национального Делового Партнерства «Альянс Медиа»

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  88  89  90   ..