Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  820  821  822   ..

 

 

Характер и содержание труда менеджера

Характер и содержание труда менеджера

ОГЛАВЛЕНИЕ


В

ГЛАВА 2. МЕНЕДЖМЕНТ В ОРГАНИЗАЦИИ МАГАЗИН «КНИГИ»

2.1 Краткая характеристика предприятия

Магазин «Книги» (№ 22) занимается реализацией книжной и канцелярской продукции, является магазином городского значения и располагается в большом здании в центре города Челябинска на основных его магистралях.

Общая численность работающих Магазина «Книги» (№22) 24 человека, в том числе руководящее звено составляет 1 человек, в лице директора магазина. В штат магазина входят: административно управленческий персонал (АУП) - 6 человек (директор (1), бухгалтерия (3), менеджеры отдела продаж (2)); торгово-оперативный персонал (ТОП)- 14 человек (оператор (1), старший продавец(З), продавец (8), кассир-операционист (7)); вспомогательный персонал (ВП)- 4 человека (дворник (1), грузчик (1), уборщица (2)).

Проанализировав данные о квалификационном составе работников в магазине №22 «Книги» по состоянию на 01.01.2007 год можно сделать вывод, что: в магазине по полу возрасту выделяют: мужчины:до 30 лет – отсутствуют;от 30 до 60 лет – 1 человек; свыше 60 лет –.1 человек; женщиндо 30 лет – 15 человек; от 30 до 55 лет – 6 человек; свыше 55 лет – 1 человек Высшее образование из них имеют 12 человек, средне-специальное – 10 человек и 2 человека вообще не имеют никакого профессионального образования.По стажу работы на предприятии: до 1 года – 10 человек, от 1 года до 3 – 7 человек, от 3 до 10 лет – 6 человек, свыше 10 лет – 1 человек.

Каждый работник магазина имеет определенную категорию. Так базовой категорией является 3 категория, затем идет - 2, потом - 1, и ст. продавец. Аттестацию по присвоению категории проводит комиссия, в которой присутствуют представители администрации офиса, а так же независимые эксперты.

Т.е. по качественному составу магазина выделяют: представитель административного аппарата управления, в лице директора магазина – 1 человек; оператор – 1 человек; продавцы, имеющие 1 категорию – 1 человек, продавцы, имеющие 2 категорию – 4 человека; продавцы, имеющие 3 категорию – 10 человек, старшие продавцы – 3 человека, младший персонал 4 человека.

2.2 Характер и эффективность методов, применяемых менеджером организации

Система мотивации сотрудников магазина «Книги»

Метод Проводимые мероприятия Срок исполнения
Правовой

o оплата больничных листов;

o предоставление декретного отпуска;

o предоставление ежегодного отпуска продолжительностью 28 календарных дней;

По мере необходимости;

ежегодно;

Психологический

o сотрудникам предоставляется возможность повышения квалификации посредством проведения курсов и сдачи экзамена аттестационной комиссии;

o сотрудники награждаются почетными грамотами за высокие результаты в труде и в честь праздника Дня работника торговли;

o сотруднику в День Рождение дарится подарок.

o Проведение конкурсов «Лучший магазин» (внутри сети), «Лучший продавец» (внутри магазина, внутри сети)

По мере необходимости;

ежегодно

Экономический

o персональные надбавки с учетом стажа работы сотрудником;

o денежные премии при подведении итогов, а также к праздникам «День торговли», «8 Марта», «Новый год»; выдаются подарки детям к Новому году;

o оказание материальной помощи при вступлении в брак, при несчастных случаях, при потери близких родственников;

o оплачиваются курсы по повышению квалификации;

o сотрудникам предоставляются скидки при покупке товаров в магазине;

o оплачивается часть санаторно-курортной путевки для детей сотрудников.

По мере необходимости

ежегодно

Социальный

o Медицинское страхование

o Пенсионное страхование

o Социальные выплаты

Экономические методы управления. Благодаря данному методу управления работники организации заинтересованы в повышении эффективности торговли. В основе его лежит экономическое стимулирование, обеспечивающее положительные результаты работы коллектива и позволяющих дать им оценку.

Основные рычаги данного метода:

- При выполнении месячного плана работникам магазина выплачивается % к окладу за выполнение плана, а так же определенный % за перевыполнение, величина которого зависит от показателя данного % перевыполнения.

- При напряженных месяцах работы работникам магазина выплачивается материальное поощрение.

- Всем работникам магазина предоставляется скидка на весь товар реализуемый в данной торговой сети - 10%.

Организационно-распорядительные методы управления. Представляет собой совокупность приемов и средств прямого воздействия на объект управления для выполнения закрепленных за ним функций.

Основные рычаги данного метода:

- В случае невыполнения плана, отставаний в работе, неподчинение обязанностям, несоблюдение правил поведения на рабочем месте, опозданий и т.п. применяются необходимые санкции.

- Распределение ответственности и полномочий между работниками

- Делегирование ответственности и полномочий.

- Проведение краткосрочных совещаний в начале рабочего дня, отчетных и плановых совещаний в начале и в конце отчетного периода (года, квартала, месяца).

В организации грамотно и рационально используются методы организационного нормирования, методы организационно-методического инструктирования, методы распорядительного воздействия, нормативные документы, регламентирующие управленческую деятельность, регулярно проводится инструктаж по общим вопросам деятельности организации, по охране труда и технике безопасности. Кроме того, квалифицированно ведется весь комплекс делопроизводства. Можно сделать вывод, что организация делопроизводства, соблюдение правил по составлению и оформлению документов (составление, порядок хранения и уничтожения документов) ведется квалифицированно и на должном уровне.

Социально-психологические методы управления. Представляет собой совокупность приемов и способов социального и психологического воздействия на коллектив и отдельные личности для повышения их трудовой и творческой активности.

Основные рычаги данного метода:

- Похвала, призвание и одобрение результатов работы на совещаниях.

- Письменные и устные взыскания

- Направление работы подчиненных рекомендацией или советом.

В магазине «Книги» ассортимент товаров представлен двумя направлениями деятельности: канцелярские товары; книжная продукция.

Кроме того, в магазине так же представлена аудио и CD-продукция (сказки для детей и классическая музыка)

Все товары должны соответствовать утвержденным образцам по форме, массе, объему (числу листов), иметь прочное и правильное соединение деталей (листов), тщательно отделанную поверхность.

Стратегия ценообразования фирмы, в условиях постоянной конкуренции, роста рынка товара, товарного предложения и товарного распределения требует постоянного к себе внимания. Факторы формирования цены – это реакция покупателей на различные уровни цены тавра. Нижний предел цены обуславливается производственными издержками и затратами на распределение.

Что касается общей стратегии ценообразования сети магазинов «Книги», то руководство компании применяет стратегию дифференцированных цен, т.к. компания имеет определенную шкалу возможных скидок и надбавок к среднему уровню цен для различных форм приобретения товара и с учетом разновидностей покупателей. Данная стратегия предусматривает сезонные скидки, скидки за количество, скидки постоянным партнерам, именные скидки.

Ввиду корпоративной системы управления в фирме рекламной деятельностью занимается «РИА - ВЕСТЕР» (рекламно-информационное агентство «ВЕСТЕР»). Традицией стали проводимые для покупателей розыгрыши и лотереи. Разыгрываются автомобили, бытовая техника и электроника, косметические наборы и парфюмерия, продуктовые наборы и многое другое. В качестве новогодних суперпризов для владельцев карт "ВЕСТЕР - Партнер" разыгрываются квартиры, крупные денежные суммы.

Рекламная деятельность магазина «Книги» имеет два направления: внешняя и внутренняя (внутримагазинная). Основная цель рекламы, как внутренней, так и внешней – воздействовать на формирование мнений и настроений, способствовать закреплению привычек, навыков покупателя, запоминанию им товара.

Сегодня современный покупатель, как никогда, жаждет гарантий соответствия цены товара его качеству. Организация “Книги” учла пожелания потребителей и сосредоточила свою деятельность на заботе о потребностях покупателей как индивидуальностей, предоставив самый широкий спектр услуг. Магазины “Книги” посещают потребители с различными характеристиками потребностей.

Можно предложить некоторые рекомендации для более эффективной работы менеджера:

1. Менеджеры должны иметь четкое представление о том, как развивается отрасль, в которой работает предприятие. Уметь своевременно воспринимать информацию о характере проводимых в отрасли исследований, о нововведениях. Они должны знать законы и принципы рыночной конкуренции, динамики спроса и предложения на продукцию и услуги. Рекомендуется ввести в штат организации менеджера по рекламе и маркетингу.

2. Организовать для продавцов-консультантов тренинги по эффективности продаж.

Выводы по II главе

Итак, анализируя характер и эффективность применяемых экономических, социально-психологических и организационно-распорядительных методов управления можно сделать вывод, что все существующие методы управления используются на данном предприятии в полную силу, в меру возможностей.

Что касается принятия управленческих решений в организации, то прежде чем принять важное управленческо-организационное решение оно проходит все стадии подготовки и анализа. Кроме того, каждое управленческое решение оперативного характера согласовывается с коллективом магазина. После доведения принятых решений до исполнителей, осуществляется организация выполнения и контроль за выполнением решений.

руководитель менеджер управленческий труд


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы рассмотрели содержание и характер управленческого труда. При этом мы отметили, что управленческий труд имеет ряд специфических особенностей. Характер и содержание труда делают труд руководителя сложным, разнообразным, вносят в него элементы непредсказуемости, рискованности.

Для того чтобы менеджер, несмотря на отмеченные сложности, мог успешно осуществлять управленческую деятельность, необходимо, чтобы он имел профессиональные знания, опыт и владел искусством управления.

Комплекс научных знаний позволяет объективно оценивать ситуацию, грамотно проводить анализ проблем, учитывать факторы и тенденции изменений внешней и внутренней среды организации. В то же время наличие знаний ускоряет приобретение профессионального опыта. Опыт управленческой деятельности позволяет менеджеру экономить время за счет того, что многие ситуации ему уже знакомы и решения принимаются по типовым схемам, многие действия выполняются автоматически. Большой и разносторонний опыт руководителя может перерасти в искусство управления, когда при решении проблемы вместо «сухого» анализа и расчетов (или вместе с ними) происходит многомерное восприятие ситуации, включается интуиция и ощущение того, как это «должно быть». Искусство управления позволяет также находить решения там, где вообще невозможно использовать рациональные методы принятия решений.

Были поставлены и решены следующие задачи:

1. Определены и проанализированы характерные черты и содержание управленческого труда;

2.Проведен анализ характера и содержания труда руководителей на предприятии магазин «Книги»;

3. Разработаны рекомендации по улучшению качества работы менеджера.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акофф., Расселл Л. Акофф о менеджменте Пер. с англ. под ред. Л.А. Волковой – СПб.: Питер, 2002 г.

2. Бляхман Л.С., Галенко В.П., Минкин А.В. Введение в менеджмент. Учебное пособие. - СПб.: СПбУЭФ, 2004.-323с.

3. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Гардарики, 2003. — 528 с.

4. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

5. История менеджмента. Учебное пособие. / Под редакцией Д.В. Валового М.: ЮНИТИ, 2007.

6. Комарова Н., Холопова Т. Этикет в сфере бизнеса (зарубежный опыт) Мировая экономика и международные отношения, 2005, N6, с. 122).

7. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов, служащих. Изд. официальное / Отв. за выпуск З.С. Богатыренко. М.: Минтруд России. 1999, 400 с.

8. Максимцов М.М., Игнатьева А.В., Комаров М.А. и др. Менеджмент: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2006. – 446 с.

9. Менеджмент: Учебник / Под ред. Тмилова. - М.: Юрайт-Издат, 2003

10. Менеджмент. Учебник; под ред. Е.Е. Вершигора, 2 –ое изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА – М, 2001г. – 283с.

11. Мескон М., Альберт Н.,Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2004-702с.

12. Основы менеджмента: Учеб. пособие. / Под ред. В.Д. Сухов, С.В. Сухов, Ю.А. Москвичев. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 – 192с.

13. Румянцева. З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. Учебник. –М.: ИНФРА-М, 2007.-304с.

14. Туленков Н.В. Введение в теорию и практику менеджмента. Учебное пособие – К.:МАУП, 2004. – 308 с.

15. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Под ред. Евенко Л.И.: Перевод с англ.- М.: Дело, 2002.- 702 с.

16. Егоршин А.П. Управление персоналом.- Н. Новгород, 1997.
Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА -М, 2004. – 250 с.

17. Резник С.Д. Управление персоналом. - Учебное пособие - Пенза, ПГАСА, 2003. - 340с.

18. Бирюк А. Как мотивировать персонал к результативной постоянной работе.- «Бизнес Без Проблем-Персонал» №5, 2002.

19. Ламанов А. Мотивация персонала в инновационном бизнесе.- «Человек и труд» №2/2003.

20. Савина И. От мотивации к партнёрству – идеология XXI века. - «Управление персоналом» №6, 2003.

21. Черемных О. Роль функционального консультанта в подборе персонала. «Управление персоналом» №6, 2003.

22. Солтицкая Т. Практикум менеджера по персоналу. Формирование тренинговой культуры в компаниях. - «ПЕРСОНАЛ-МИКС»№ 4(5) (www.personal-mix.ru)


Приложение 1

К менеджеру предъявляются определенные требования (рис. 1).


Рис. 1. Требования к менеджеру


Таблица 1 Управленческие роли топ-менеджера


Приложение 2

Квалификационные характеристики менеджеров(Утверждены постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37)

Менеджер

Должностные обязанности. Осуществляет управление предпринимательской или коммерческой деятельностью предприятия, учреждения, организации, (В зависимости от масштаба предпринимательской или коммерческой деятельности менеджер осуществляет управление по одному или нескольким направлениям (участкам) этой деятельности.) направленной на удовлетворение нужд потребителей и получение прибыли за счет стабильного функционирования, поддержания деловой репутации и в соответствии с предоставленными полномочиями и выделенными ресурсами. Исходя из стратегических целей деятельности предприятия, учреждения, организации планирует предпринимательскую или коммерческую деятельность. Осуществляет контроль за разработкой и реализацией бизнес-планов и коммерческих условий, заключаемых соглашений, договоров и контрактов, оценивает степень возможного риска. Анализирует и решает организационно-технические, экономические, кадровые и социально-психологические проблемы в целях стимулирования производства и увеличения объема сбыта продукции, повышения качества и конкурентоспособности товаров и услуг, экономного и эффективного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Осуществляет подбор и расстановку кадров, мотивацию их профессионального развития, оценку и стимулирование качества труда. Организует связи с деловыми партнерами, систему сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом. Осуществляет анализ спроса на производимую продукцию или услуги, прогноз и мотивацию сбыта посредством изучения и оценки потребностей покупателей. Участвует в разработке инновационной и инвестиционной деятельности, рекламной стратегии, связанной с дальнейшим развитием предпринимательской или коммерческой деятельности. Обеспечивает рост прибыльности, конкурентоспособности и качества товаров и услуг, повышение эффективности труда. Осуществляет координацию деятельности в рамках определенного направления (участка), анализ ее эффективности, принимает решения по наиболее рациональному использованию выделенных ресурсов. Привлекает к решению задач консультантов и экспертов по различным вопросам (правовым, техническим, финансовым и др.).

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие предпринимательскую и коммерческую деятельность; рыночную экономику, предпринимательство и ведение бизнеса; конъюнктуру рынка, порядок ценообразования, налогообложения, основы маркетинга; теорию менеджмента, макро- и микроэкономики, делового администрирования, биржевого, страхового, банковского и финансового дела; теорию и практику работы с персоналом; формы и методы ведения рекламных кампаний; порядок разработки бизнес-планов и коммерческих условий соглашений, договоров, контрактов; основы социологии, психологии и мотивации труда; этику делового общения; основы технологии производства; структуру управления предприятием, учреждением, организацией, перспективы инновационной и инвестиционной деятельности; методы оценки деловых качеств работников; основы делопроизводства; методы обработки информации с использованием современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники; основы законодательства о труде; передовой отечественный и зарубежный опыт в области менеджмента; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (по специальности менеджмент) или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка в области теории и практики менеджмента, стаж работы по специальности не менее 2 лет.

Менеджер по персоналу

Должностные обязанности. Организует работу с персоналом в соответствии с общими целями развития предприятия, учреждения, организации и конкретными направлениями кадровой политики для достижения эффективного использования и профессионального совершенствования работников. Обеспечивает укомплектование предприятия, учреждения, организации работниками необходимых профессий, специальностей и квалификации. Определяет потребность в персонале, изучает рынок труда с целью определения возможных источников обеспечения необходимыми кадрами. Осуществляет подбор кадров, проводит собеседования с нанимающимися на работу, в том числе с выпускниками учебных заведений, с целью комплектования штата работников. Организует обучение персонала, координирует работу по повышению квалификации сотрудников и развитию их деловой карьеры. Доводит информацию по кадровым вопросам и важнейшим кадровым решениям до всех работников. Организует проведение оценки результатов трудовой деятельности работников, аттестаций, конкурсов на замещение вакантных должностей. Совместно с руководителями структурных подразделений участвует в принятии решений по вопросам найма, перевода, продвижения по службе, понижения в должности, наложения административных взысканий, а также увольнения работников. Разрабатывает систему оценки деловых и личностных качеств работников, мотивации их должностного роста. Консультирует руководителей разных уровней по вопросам организации управления персоналом. Принимает участие в планировании социального развития коллектива, разрешении трудовых споров и конфликтов. Составляет и оформляет трудовые договоры и контракты, ведет личные дела работников и другую кадровую документацию. Осуществляет руководство подчиненными сотрудниками.

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия, учреждения, организации по управлению персоналом; законодательство о труде; основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса; конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг; порядок ценообразования и налогообложения; основы маркетинга; современные концепции управления персоналом; основы трудовой мотивации и системы оценки персонала; формы и методы обучения и повышения квалификации кадров; порядок разработки трудовых договоров (контрактов); методы и организацию менеджмента; основы технологии производства и перспективы развития предприятия, учреждения, организации, структуру управления и их кадровый состав; основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда; основы производственной педагогики; этику делового общения; передовой отечественный и зарубежный опыт в области управления персоналом; основы организации делопроизводства; методы обработки информации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (по специальности менеджмент) или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка в области менеджмента, стаж работы по специальности не менее 2 лет.

Менеджер по рекламе

Должностные обязанности. Организует работу по рекламированию производимой продукции или выполняемых услуг с целью их продвижения на рынки сбыта, информируя потребителей о преимуществах качества и отличительных свойствах рекламируемых товаров или услуг. Осуществляет руководство, планирование и координацию работ по проведению рекламных кампаний. Разрабатывает планы рекламных мероприятий по одному виду или группе товаров (услуг) и определяет затраты на их проведение. Участвует в формировании рекламной стратегии, основанной на перспективных направлениях дальнейшего организационного развития, инновационной и инвестиционной деятельности. Осуществляет выбор форм и методов рекламы в средствах массовой информации, их текстового, цветового и музыкального оформления. Определяет конкретных носителей рекламы (газеты, журналы, рекламные ролики и др.) и их оптимальное сочетание. Изучает рынок сбыта и покупательский спрос с целью определения наилучшего времени и места размещения рекламы, масштабов и сроков проведения рекламных кампаний, круга лиц, на которые должна быть направлена реклама, ориентируя ее на целевые группы по профессии, возрасту, покупательской способности, полу. Организует разработку рекламных текстов, плакатов, проспектов, каталогов, буклетов, контролирует их качество, обеспечивая наглядность и доступность рекламы, соблюдение норм общественной морали, не допуская нарушений правил конкурентной борьбы. Осуществляет контроль за разработкой и реализацией договоров и контрактов по рекламированию продукции или услуг. Организует связи с деловыми партнерами, систему сбора необходимой информации и расширение внешних связей в целях совершенствования рекламной деятельности. Анализирует мотивацию спроса на производимую продукцию или оказываемые услуги, организует изучение потребностей покупателей и определяет направленность проведения рекламных кампаний. Поддерживает необходимые связи с другими структурными подразделениями предприятия, учреждения, организации в процессе разработки и проведения рекламных мероприятий, привлекает к решению поставленных задач консультантов и экспертов, приглашает к участию в рекламе широко известных и популярных лиц, заключая с ними договоры на коммерческой основе. Осуществляет руководство подчиненными сотрудниками.

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие предпринимательскую, коммерческую и рекламную деятельность; основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса; конъюнктуру рынка; порядок ценообразования и налогообложения; теорию и практику менеджмента; организацию рекламного дела; средства и носители рекламы; основы делового администрирования, маркетинга; формы и методы ведения рекламных кампаний; порядок разработки договоров и контрактов на организацию и проведение рекламных кампаний; этику делового общения; основы социологии, общую и специальную психологию; основы технологии производства, структуру управления предприятием, учреждением, организацией, перспективы инновационной и инвестиционной деятельности; основы организации делопроизводства; современные средства сбора и обработки информации; средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; формы и методы работы с персоналом, мотивации труда; основы ·аконодательства о труде; передовой отечественный и зарубежный опыт ведения рекламного дела; правила и нормы охраны труда.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  820  821  822   ..