Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  307  308  309   ..

 

 

Анализ позитивных возможностей конфликтов в организации и способов управления ими

Анализ позитивных возможностей конфликтов в организации и способов управления ими

Содержание

В декабре 2008 года руководство ООО «НМЗ» приняло решение об оптимизации внутренних ресурсов. В частности, в связи с финансовым кризисом планировалось увольнение большого числа сотрудников, перераспределение доходной части (ограничение объемов выполняемых заказов, сокращение фонда заработной платы). Это явилось причиной того, что к определенному моменту завод перестал нуждаться в услугах значительного числа специалистов.

Предпосылкой к возникновению конфликта в данном случае, является сокращение штата более чем на 100 человек. Ситуация осложнялась также тем, что кроме увольнения сотрудников на заводе вступили в силу ряд распоряжений руководства, касающихся сокращения внутренних текущих расходов.

Такие действия неминуемо приводят к нежелательным последствиям, как во внутренней среде, так и во внешнем общественном мнении о заводе через неправильное толкование информации.

Анализируя ситуацию, в рабочем коллективе возможны последствия:

· «напряженность» внутри коллектива;

· уменьшение работоспособности сотрудников;

· распространение различных слухов;

· атмосфера недоверия к руководству завода;

· тенденция к уходу хороших сотрудников.

Общественное мнение:

· недоверие со стороны клиентов;

· действия со стороны конкурентов.

Отсутствие информации у работников о сокращении привели к слухам.

Известно, что слухи воспринимаются работниками очень серьезно, и люди реагируют на них не как на достойную внимания простую информацию. Работники готовы поверить плохим новостям потому, что они подсознательно именно таких новостей боятся. А это - симптом стрессов и конфликта в организации.

Учитывая вышесказанное, цель программы управления конфликтом может быть сформирована следующим образом: предотвращения возможных негативных последствий сокращения кадров во внешней и внутренней среде металлургического завода.

Необходимо отметить, что процесс увольнения всегда был и будет серьезной проблемой не только для сотрудников организации, но и для ее руководства. Увольняя работника, руководитель и, в первую очередь, его непосредственный начальник всегда испытывает некоторую вину за свое действие. С другой стороны, увольнения, тем более массовые, не могут пройти бесследно для состояния внутреннего климата любого коллектива.

По мнению специалистов, именно осознание этих факторов должно являться основополагающим в действиях руководства по достижению поставленной цели.

Кроме того, существует ряд общих принципов, направленных на решение подобных проблем:

· назначение одного сотрудника, ответственного за связи с прессой;

· создание внутри организации атмосферы максимальной публичности действий руководства;

· пресечение по возможности создания внутри коллектива неформальных групп;

· выявление внутри коллектива «неформальных лидеров» и активная работа с ними.

Цель руководства значительно улучшить работу завода при объективно существующих неблагоприятных условиях.

Действия руководства металлургического завода:

1. Обратиться к сотрудникам завода с «посланием», которое должно стать традиционным (ежегодным) и содержать:

- краткий отчет о результатах работы завода за прошедший год;

- описание современной ситуации на металлургическом рынке;

- краткое и доступное изложение программы оптимизации;

- точные даты начала и, главное, завершения работ по программе;

- описание перспектив и планов завода на текущий год.

2. Обеспечение свободного доступа сотрудников к информации о ходе выполнения программы по оптимизации (телефон доверия и т.п.).

3. Принять участие в совещании с руководителями среднего звена завода.

4. Обратиться лично (в письменной форме) к каждому сотруднику, который будет уволен.

Предложения для управления кадров:

1. Организация письменного обращения директора завода с благодарностью к каждому увольняемому сотруднику.

2. Организация договоренностей с биржей труда по поводу трудоустройства увольняемых работников в другие места.

3. Организация договоренностей с коммерческими структурами, занимающимися подбором кадров.

4. Обеспечение выплаты выходного пособия всем увольняемым.

5. Сохранение в базе данных по кадрам информации об увольняемых для возможного использования их услуг в дальнейшем.

Рассматривая данную ситуацию с точки зрения полезности описанного конфликта, можно отметить несколько положительных моментов, явившихся результатом эффективного управления конфликтным взаимодействием:

· конфликт не привел к деструкции или серьезному ухудшению внутреннего климата на заводе;

· налаженная с помощью специалистов система коммуникаций дала возможность его руководству самостоятельно реализовать данную программу;

· соответствующие управленческие структуры фирмы получили необходимые знания и навыки для прогнозирования и возможного предотвращения подобных ситуаций в будущем;

· руководство завода осознало необходимость поддержания внутрифирменных коммуникаций на уровне, соответствующем его положению в настоящий момент, и приобрело опыт поведения в конфликтных ситуациях.

В данном случае мы применили как способ преодоления конфликта - общение, обсуждая проблемы и взаимные претензии. Данный стиль - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Глубокий анализ и разрешение конфликта возможны, только для этого требуется зрелость и искусство работы с людьми. Такая конструктивность в разрешении конфликта (путем решения проблемы) способствует созданию атмосферы искренности, столь необходимой для успеха личности и компании в целом.

Таким образом, в сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенным для принятия здравого решения, появление конфликтующих мнений надо даже поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблемы.


Заключение

В данной курсовой работе исследован конфликт в организации и проведен практический анализ на примере предприятия.

Основными причинами возникновения конфликтных ситуаций в современных организациях являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представленных ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохая коммуникация, несбалансированность рабочих мест, недостаточная мотивация в выполнении работы. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта.

Тем самым, конфликты препятствуют развитию организации в целом и требуют вмешательства.

Следует отметить, что конфликты играют и положительную роль в жизни организации, т.к. являются определяющим показателем благополучности отношений между сотрудниками, их вовлеченность в работу и стремление уделять ей как можно больше времени.

Конфликты служат разрядкой напряженности между конфликтующими сторонами, они способствуют сплочению коллектива.

Конфликт - явление многоуровневое, и его регулирование в каждом отдельном случае уникально и неповторимо, так как зависит от личностных характеристик работников, их профессиональной деятельности и должностного уровня. В целом, управление конфликтом должно обеспечивать два наиболее значимых процесса: возможность его избегания и способность остановить конфликт раньше, чем он сможет принести огромный материальный, моральный и нравственный ущерб, как для каждого сотрудника, так и для дальнейшего развития организации в целом.


Список использованной литературы

1. Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: «ЮНИТИ», 2001.

2. Баринов В.А, Баринов Н.В. Менеджмент в России и за рубежом, 2001.

3. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент. – М.: 1996.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта: хрестоматия. – Питер, 2001.

5. Громова О. Н. Конфликтология. - М.: ЭКМОС, 2000.

6. Леонов Н.И. Конфликтология. – Москва – Воронеж, 2006.

7. Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты. – М.: Экономика, 2000.

8. Радугин А.А.Основы менеджмента. – М.: Центр, 2000.

9. Сафонова О.Д. Человек постсоветского пространства. – СПб., 2005.

10.Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – М.:, 1996.

11.Шепеленко Г.И. Антикризисное управление производством и персоналом. М.:, 2002.

12. Антикризисное управление: учебник под ред. Короткова Э. М. – М.: 2003.

13. Большой энциклопедический словарь.

14. Теория и практика антикризисного управления. Учебник. / Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И. М.: ЮНИТИ, 2001.

15. Журнал «Управление персоналом» № 5, 2003.

16. Журнал «Управление персоналом» №6, 2003.


[1] Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология.- М: «Юнити», 2001.

[2] Гришина Н.В. Психология конфликта: хрестоматия.- Питер, 2001.

[3] Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент.- М.: Экономисть, 1996.

[4] Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты.- М.: Экономика, 2000.

[5] Громова О.Н, Конфликтология.- М.: Экмос, 2000.

[6] Радугин А.А, Основы менеджмента.- М.: Центр, 2000.

[7] Шеломова Г.М, Деловая культура и психология общения.- М.: Academa, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  307  308  309   ..