Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  273  274  275   ..

 

 

Сущность управленческого воздействия на ход карьерного роста со стороны всех субъектов управления

Сущность управленческого воздействия на ход карьерного роста со стороны всех субъектов управления

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.2 Планированию карьеры

3.1 Продвижение по службе в японских компаниях

3.2 Инструменты продвижения персонала западных фирм

Наиболее распространенной «ошибкой карьеры» является случай, когда самого способного специалиста назначают руководителем. Дело в том, что компетентность специалиста есть его профессиональная компетентность, а компетентность руководителя как такового есть прежде всего его стратегическая и социальная компетентность, потому что по своей сути руководство — управление людьми, а не технологический процесс.

Без такой ошибки невозможна карьера специалиста, его профессиональный рост: многие специалисты, становясь руководителями, существенно теряют в квалификации. Они вынуждены дополнять свою профессиональную компетентность знаниями науки управления людьми. Это не всегда удается. Потенциальным резервом хозяйственных руководителей были преимущественно выпускники технических вузов — инженеры. Полученного ими образования оказывалось недостаточно для должностной или служебной карьеры. Образование ориентировало их на профессиональную карьеру. В этой связи на предприятиях Беларуси актуальной остается проблема оценки потенциала сотрудника в контексте как его продвижения, так и потолка карьеры.

В западных фирмах для определения потенциала проводят анализ сильных и слабых сторон сотрудников следующим образом « Данные приведены в табл. 2».

Таблица 2 Оценка потенциала сотрудников: анализ сильных и слабых сторон

Субъект планирования Мероприятия по планированию карьеры
Сотрудник

Первичная ориентация и выбор профессии

Менеджер по персоналу

Оценка при приеме на работу

Непосредственный руководитель (линейный менеджер)

Оценка результатов труда

Г. Специалист U Руководитель П Молодой специалист D Состоит в резерве

Ф.И.О.

Дата рождения

Должность:
Сильные стороны: Слабые стороны:
Мероприятия, проведенные в рамках сотрудника: повышения квалификации данного
Предлагаемые шаги по развитию / Задачи на будущее: Срок выполнения:
Примечание:

Составитель:

Сотрудник:

Дата:

Анализ возможностей сотрудника включает следующие функции:

· опережающий контроль развития событий, пока они не перешли в кризис карьеры;

· оценка настоящего и будущего положения сотрудника в организации;

· планирование его роста.

Следует иметь в виду, что при управлении карьерой часто требуются услуги профессионального консультанта по персоналу и советника по проблемам организационного развития. Дело в том, что только в соответствии с развитием структуры организации можно предлагать ее сотрудникам определенную систематизацию карьеры как набор беговых дорожек для быстрого бега лошади [5].

Будущие успехи предприятия зависят как от профессиональных экспертов, так и от качества управленческого труда штатных работников. Поэтому одинаково важны для развития кадрового потенциала фирмы и карьера специалиста-эксперта, и карьера руководителя-профессионала. В этой связи проектный менеджмент и проектная групповая работа становятся важными факторами успеха. Это утверждает опыт успешных западных фирм. К руководителю проектной группы предъявляется особое требование: он должен убеждать специалистов-сотрудников, но не «дисциплинировать». Проектный менеджмент несовместим с авторитарными формами управленческих отношений.

Продвижение сотрудников с точки зрения предприятия находит отражение в планировании персонала, планировании карьеры и формировании резерва руководителей. В последнем случае речь идет о планировании преемственности. Технология такого планирования включает определения «критических позиций» в карьере специалиста или руководителя. Это ключевые позиции, которые имеют стратегическое значение для предприятия. Речь идет о потолке карьеры. На этом этапе определяется видение карьеры в течение года, двух лет и достигается единство интересов сотрудника и предприятия, насколько это возможно. Далее обеспечивается гласность. Называются преемники, устанавливаются промежуточные поощрения, планируются мероприятия повышения квалификации, например:

· адаптация к новым условиям проектной работы;

· повышение квалификации в сфере стратегической компетентности;

· получение новых специальных знаний.

В практике продвижение персонала путем повышения квалификации сотрудников четко обозначились два подхода:

1) повышение квалификации без отрыва от основной работы (фирменные семинары, конференции, дистанционное обучение, зарубежные командировки, расширение области принятия решений);

2) повышение квалификации с отрывом от основной работы (осуществляется самостоятельно сотрудниками, но предприятие не остается в стороне. Оно косвенно регулирует этот процесс, например, финансовыми рычагами или предоставлением возможностей такого повышения квалификации. Речь идет о заочных формах обучения, посещении вечерних курсов, участии в семинарах).

Следствием потребностей большого бизнеса и современных концепций управления персоналом явилась потеря прежнего значения планирования вертикальных карьер в пользу горизонтальных перемещений с расширением сферы компетентности, сложности задач и повышением оплаты труда. Такие перспективы имеет проектный менеджмент. Это понятие выходит за рамки традиционных представлений о карьере и путях развития персонала.

Для регулирования вопросов профессионального развития сотрудников существуют картотеки содействия или карты развития персонала. Речь идет о картотеке работников с лидерским потенциалом, которые, по мнению экспертов и результатам тестирования, считаются наиболее способными к продвижению « Данные приведены в табл. 3».

Благодаря таким картам формируется два банка данных: о молодых и о перспективных специалистах. Эти банки, как показывает опыт предприятий Германии, содействуют мотивации развития персонала, если для него 1—2 раза в год проводятся совместные мероприятия (семинары, конференции, тренинги). Но картотека не должна быть единственным источником выбора сотрудников для перспективных назначений. Шансы на продвижение имеют и те, кто в нее не вошел. Картотека регулярно пополняется и эффективно работает, если дополнительно используются мероприятия, предназначенные для развития перспективных сотрудников. Существуют различные формы профессионального повышения квалификации: семинары, курсы, учебные циклы. Однако все чаще употребляется такое понятие, как «тренинг», т.е. подготовка в рамках организованного учебного процесса под руководством тренера.

Таблица 3 Карта продвижения сотрудника

Ф.И.О. Период Табельный №
Профессия
Должность
Школьное образование: тип, № школы С По
Профессиональное образование, название учебного заведения С По Профессия
Прохождение практики, предприятие С По Функция
Особые способности: знания языков, публикации и т.д.
Работа на предприятии, подразделение С По Должность
Повышение квалификации Кто проводил С По Тема, содержание, цель
Участие в консультациях, конференциях С По Тема
Оценка сотрудника (с) и руководителями (р) будущего развития с р с р с р с р
Сохранение задач
Расширение области задач
Поручение других равноценных задач
Поручение более сложных задач
Стремление сотрудника к развитию Цель развития
Предусмотренная должность Мероприятия Вероятный срок

Тренинги придают квалификационную уверенность специалистам. Они ориентируют их на расширение сферы профессиональной деятельности. Систематизация критериев повышения квалификации по различным критериям позволяет придать развитию персонала непрерывный и целенаправленный характер « Данные приведены в табл. 4».

Таблица 4 Критерии повышения квалификации

Вопрос Решение Критерий
Почему? Цель, причина Стратегия предприятия, анализ потребностей
Кого? Целевая группа Участник Специалисты Руководители Новые сотрудники
Что? Содержание Знания по специальности Новая техника Групповой тренинг
Кто? Тренер Референт «Внутренние» руководители «Внешние» специалисты
Как? Методы Практические упражнения Подготовка по развитию отношений с иностранными партнерами
Когда?

Время

Продолжительность

Управление рабочим временем
Где? Место

Рабочее место

Конференц-зал отеля для семинара

Куда? Результат Оценка успеха
Зачем? Потребность Применение на практике

В соответствии со структурой потребностей содержание и методы тренинга должны быть адаптированы к условиям их применения и направлены:

· на развитие знаний и умений — это профессиональная квалификация;

· развитие методов и техники работы — это совершенствование профессиональной квалификации или расширительное повышение квалификации;

· развитие личности и межличностных отношений — это внепрофессиональная квалификация.

Интенсивное продвижение или ротация требуют своевременного повышения квалификации. Забота о повышении квалификации сотрудника становится для его руководителя фактором сохранения собственной должности.

Между тренингом и компетентностью в определенной сфере существует взаимосвязь « Данные приведены в табл. 5».

Таблица 5 Матрица тренинг - компетентность

Область тренинга Область компетентности
специальность методы рынок сотрудничество менеджмент
Технология + +
Продукт + + (+)
Качество + + + +
Ориентация на клиента + + +
Техника работы (мастерство) + + +
Коммуникации + + +
Конфликтный менеджмент (+) + +
Лидерство + + +
Подготовка тренеров + (+) + (+)
Иностранный язык + (+) +
Проектный менеджмент + + +
Хозяйственное право (+) +
Модерация + + +
Техника безопасности + + + +

Ответственность за обеспечение повышения квалификации несут руководители предприятия и его подразделений. Но ответственность не распространяется на внешние мероприятия с отрывом от производства. В этом случае роль тренера повышается, однако он не отвечает за продвижение сотрудников. Его главная задача состоит в обеспечении возможностей карьерного продвижения на основе «продвинутого» обучения.

Основу такого обучения составляет описание тех задач и соответствующих им функций, которые должен выполнять после обучения сотрудник. Описание функций означает составление характеристики должности. Перечень качеств, которыми должен обладать евроменеджер, или профиль требований всегда отражает особенности фирменного стиля управления « Данные приведены в табл. 6». Успех кадрового регулирования зависит не от высокого уровня требований к менеджеру или подробного описания этих требований. На успех влияет вся система работы с персоналом. Следует обратить внимание на то, что излишняя детализация требований и навязывание конкретной деятельности таит в себе опасность деловой неподвижности или контрпродуктивной активности, которая только имитирует ту работу, что в наибольшей степени подвергается контролю.


Таблица 6Профиль требований к евроменеджеру (пример)

Требование Балл
1 2 3 4 5
Управленческая компетентность:
способность к решениям +
делегирование полномочий +
работа с информацией +
мотивационные способности +
способности к контролю +
Коммуникабельность и социальная компетентность:
вербальная уверенность +
техника презентаций +
интуиция +
умение критиковать (психологическая устойчивость) +
способности к сотрудничеству +
умение беседовать +
умение выполнять планы +

Практика многих успешно работающих предприятий Западной Европы показала, что профили требований являются действенным инструментом кадровой политики и управления продвижением сотрудников [5].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональная карьера выполняет важные функции в трудовой деятельности работника. Она стимулирует рост трудовой активности, ускоряет процессы кадровых перемещений, что позволяет работнику занять более высокое социальное положение, способствует росту удовлетворенности его своим трудом. Реальная перспектива должностного продвижения, за счет произвольного изменения места работы по инициативе работника, складывается на основе оценки работником существующих условий для продвижения и самооценки своих возможностей.

Сегодня, чтобы быстро делать карьеру, мало обладать только компетентностью в собственной профессии. Тот, кто хочет расти быстрее, должен иметь личную стратегию карьеры и обладать необходимыми для этого знаниями и навыками. Среди прочего, ему потребуется: знать свою внешнюю среду (клиентов, руководства, коллег) – быстро растёт тот, кто делает именно то, что будет востребовано; уметь гибко и своевременно реагировать на изменения – то, что приносило успех вчера, сегодня лишь позволяет держаться на плаву, а завтра может оказаться никому не нужным. и, самое главное, уметь правильно представить свои способности – этот навык, как правило, оказывается, чуть ли не важнее профессиональных знаний.

Если система управления карьерой функционирует правильно, то сотрудники принимают ответственность за собственное развитие. Организация открывает им новые пути и должна обеспечить инструментами, но люди (менеджеры) должны четко осознавать, что их карьера все-таки находится в их собственных руках и зависит именно от их собственных усилий.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Статья:

1.Сыткин Н. Мотивационный подход к оценке карьеры // Управление персоналом. – 2008. - № 6.

Учебник:

2. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2002. —560 с.

3. Банникова Л. Н. Управление персоналом:Учебное пособие - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. - 151 с.

4. Банько Н. А., Карташов Б. А., Яшин Н. С. Управление персоналом. Часть I: Учеб. пособие - Волгоград.: РПК «Политехник», 2006. – 96 с.

5. Беляцкий Н. П. Управление персоналом: Учебник -Минск : Современная школа, 2008. - 448 с.

6.Веснина В. Р. Управление персоналом теория и практика: Элек.учебник. – М.: КНОРУС, 2009. – 520 с.

7. Еремина Е.В., Ретинская В.Н. Управление персоналом: Учебно-метод. пособие. – Пенза: Изд-во Пензенского университета, 2007. – 86 С.

8.Зайцев Г. Г. Управление деловой карьерой: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 256 с

9. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: Учеб. пособие. – М.:ИНФРА-М, 2009. – 301 с.

10. Мелихов Ю.Е., Малуев П.А. Управление персоналом: портфель надежных технологий: Учеюно-практическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 344 с.

Интернет-источник:

11. Бадаева С. Формирование кадрового резерва /Ресурсы интернет: - http://www.abmgroup.ru/engine.php?c=i0022

12. Деловая карьера /Ресурсы интернет: - http://ukrlib.boom.ru/uprpers/uprpers7.htm

13. Ершова Ю. Управление деловой карьерой / Ресурсы интернет: -

http://www.iteam.ru/publications/human/section_67/article_2343/

14. Нехайчук Б.Н. Управление деловой карьерой / Ресурсы интернет: - http://www.rosbuh.ru

15.Психологические особенности управления карьерой / Ресурсы интернет: -http://www.career-st.ru/specialist/lib/3

16. Управление деловой карьерой персонала / Ресурсы интернет: - http://www.feip.ru/2009/02/26/upravlenie-delovojj-karerojj-personala-chast-1.html

17.Филина Ф.Н. Наиболее эффективные методы мотивации персонала / Ресурсы интернет: - http://www.ubo.ru/articles/?cat=107&pub=3198

18. Формирование кадрового резерва / Ресурсы интернет: - http://partnerstvo.ru/lib/up/node/69

19. Шакин Е. Управление карьерой - новая культура труда / Ресурсы интернет:-http://www.rbedu.ru/library/articles/articles_7757.html

20. Шекшне С. Ответственность и полномочия вместо «кнута и пряника» . /Ресурсы интернет: - http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/338082

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  273  274  275   ..