Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 6

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  454  455  456   ..

 

 

Роль внешней трудовой миграции в формировании рынка труда Ставропольского края

Роль внешней трудовой миграции в формировании рынка труда Ставропольского края

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Экономически активное население – всего

1237.1

1205.1

1163.7

1225.7

1267.0

1289.0

1300.0

Женщины

574.4

574.4

551.5

586.0

604.0

619.2

637.0

Мужчины

662.7

630.7

612.2

639.7

663.0

670.5

663.0

в том числе:

занятые в экономике – всего

1066.0

1087.1

1052.1

1099.6

1146.0

1199.7

1184.0

Женщины

489.5

509.9

502.1

528.2

541.0

569.7

585.0

Мужчины

576.5

577.2

550.0

571.4

605.0

630.0

599.0

безработные – всего

171.1

118.0

111.6

126.1

121.0

90.0

116.0

Женщины

84.9

64.5

49.4

57.8

63.0

49.5

52.0

Мужчины

86.2

53.5

62.2

68.3

58.1

40.5

64.0

Таблица 3.

Численность населения трудоспособного возраста, тыс. человек[5]

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Занято в экономике - всего

1020,5

1025,3

1044,9

1077,3

1124,9

1159,6

в том числе:

промышленность

162

163,7

163,6

162,3

161,9

186,2

сельское хозяйство

249,3

250,9

240,6

232,1

229,1

225,6

транспорт и связь

71

69,2

69,3

71,5

77,8

87,8

строительство

74,1

76,1

72,9

73,9

80,7

79,3

2000

2001

2002

2003

2004

2005

торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки

151,4

152,6

179,7

198,9

209,5

212,5

жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения

45,6

46

48,2

48

53,7

40,6

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

76,8

76,6

78,2

84,5

88,1

91,8

образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание

113,4

112

113,6

117,8

121,2

103,9

кредитование, финансы, страхование

10,3

11,2

11,7

13,3

16,2

10,9

органы управления

44,2

45

46,4

46,8

53,6

51,3

другие отрасли

22,4

22

20,7

28,2

33,1

69,7

Таблица 4.

Численность населения Ставропольского края за 2000-2006 гг., тыс. человек[7]

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Первое полугодие 2006 года

Всего

1598,2

1621,6

1645,2

1665,0

1678,2

1688,3

1684,0

мужчин

803,8

813,6

826,7

838,7

850,0

858,5

857,0

женщин

794,4

808,0

818,5

826,3

828,2

829,8

827,0

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Всё население

2740.9

2736.2

2732.5

2726.4

2718.0

2710.3

2705,7

из общего итога

мужчины

1283.9

1281.1

1278.4

1274.3

1269.3

1264.1

-

женщины

1457.0

1455.1

1454.1

1452.1

1448.7

1446.2

-

При этом наибольшими темпами сокращалось сельское население. Это было вызвано, с одной стороны, естественной убылью населения, с другой стороны, набиравшими темпы процессами урбанизации (табл. 5). По прогнозам Росстата, численность населения в крае будет сокращаться и составит на начало 2016 г. - 2685 тыс. человек, 2026 г.- 2656 тыс. человек.[8]

Таблица 5.

Численность постоянного населения на 1 января 2000-2006 гг. в Ставропольском крае, тыс. человек

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Всё население

2740,9

2740,9

2736,2

2732,5

2726,4

2718,0

2710,3

из общего итога

1532,2

1531,3

1530,5

1529,6

1529,3

1527,0

1527,7

городское население

1208,7

1209,6

1205,7

1202,9

1197,0

1190,9

1182,5

сельское население

2740,9

2740,9

2736,2

2732,5

2726,4

2718,0

2710,3

Сокращение численности населения происходит из-за естественной убыли, которая в 3 раза перекрыла миграционный прирост, возросший в 1,5 раза по сравнению с 2004 г. (с 2,5 до 4,1 тыс. человек с учетом оценки объемов неконтролируемой миграции) (рис. 1).

Рис. 1. Изменение численности населения Ставропольского края за счет естественного движения и миграции, тыс. человек. [9]

Роль миграции в общем приросте в последние годы претерпела существенные изменения. Если ранее, в 1970-80-е гг., она наряду с естественным движением способствовала общему приросту населения, то сейчас миграция полностью его обеспечивает. Начиная с 1993 г., на Ставрополье наблюдается стабильная естественная убыль населения, и общий прирост обеспечивается только миграцией. Достигнув своего пика в 1994 г. и начав сокращаться в последние годы, миграционный прирост остается, тем не менее, единственным источником пополнения населения края,[10] поскольку в естественном движении наметилась тенденция превышения числа умерших над числом родившихся (табл. 6).

Таблица 6.

Показатели естественного движения населения, рождаемости, смертности, в расчете на 1000 населения[11]

1995

1997

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

рождаемость

Всего по краю

10.7

9.6

8.9

9.2

9.3

9.9

10.2

10.3

10.0

10.1

в том числе

городская местность

9.8

8.7

8.3

8.6

9.0

9.5

9.7

10.0

9.8

9.9

сельская местность

11.7

10.6

9.7

10.0

9.7

10.4

10.7

10.6

10.3

10.5

смертность

Всего по краю

13.5

13.1

13.4

13.9

14.0

15.0

14.9

14.3

14.4

14.2

в том числе

городская местность

13.3

12.5

13.1

13.5

13.8

14.7

14.4

13.8

13.8

13.8

сельская местность

13.8

13.9

13.8

14.4

14.3

15.3

15.6

14.8

15.2

14.7

младенческая смертность (на 1000 человек родившихся)

Всего по краю

21.5

17.6

15.9

13.8

14.0

13.0

11.6

11.1

11.1

10.1

в том числе

городская местность

23.0

16.7

16.2

14.4

15.4

13.6

11.5

10.8

10.7

9.8

сельская местность

20.2

18.5

15.5

13.2

12.4

12.4

11.7

11.5

11.6

10.4

Смертность экономически активного населения – один из важнейших демографических факторов, оказывающих определенное влияние на численность трудовых ресурсов и на социально-экономическое развитие региона в целом. В табл. 7 представлены данные по смертности населения в распределении по полу и местности проживания.

Таблица 7.

Число умерших в 2000-2006 гг. в Ставропольском крае, тыс. человек

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

оба пола

все население

37,3

37,6

40,0

40,8

38,9

39,1

38,4

городское население

20,2

20,6

21,8

22,1

21,1

21,1

21,1

сельское население

17,1

17,0

18,2

18,7

17,7

18,0

17,3

женщины

все население

18,1

17,9

18,8

19,2

18,3

18,3

18,2

городское население

9,8

9,8

10,3

10,4

10,0

10,0

10,0

сельское население

8,3

8,1

8,5

8,7

8,3

8,4

8,2

мужчины

все население

19,2

19,7

21,2

21,6

20,6

20,8

20,2

городское население

10,4

10,8

11,5

11,7

11,2

11,1

11,1

сельское население

8,8

8,9

9,6

10,0

9,4

9,7

9,1

Как видно из табл. 7, тенденции в смертности не имеют устойчивой динамики. Очевидным остается факт, что мужчин умирает больше, чем женщин. Причем, этот показатель выше среди городских жителей, чем среди сельских. В 2006 г. по сравнению с предыдущими годами ситуация несколько улучшилась по всем признакам.

Особо острой проблемой остается смертность населения в трудоспособном возрасте. Так, за 2005 г. в крае умерло 10224 тыс. человек, это на (119%) процентов больше, чем в 2000 г. В структуре причин смертности трудоспособного населения преобладают болезни системы кровообращения (34,2%), несчастных случаев, отравлений и травм (30,3%) и новообразования (13,4%) (табл. 8).

Таблица 8.

Динамика смертности населения Ставропольского края трудоспособного возраста, человек[12]

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Всего умерших

8536

8803

9767

10373

9938

10224

в том числе от инфекционно - паразитических болезней

466

476

474

523

416

441

новообразований

1264

1275

1317

1266

1324

1299

болезней системы кровообращения

2720

2871

3273

3563

3514

3756

болезней органов дыхания

355

329

421

458

403

395

болезней органов пищеварения

426

520

596

715

696

768

несчастных случаев, отравлений и травм

2834

2758

3017

3134

2844

2854

Из них от

убийств

387

376

373

437

355

298

самоубийств

486

485

476

441

374

403

Продолжается процесс старения населения, который выражается в ухудшении соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста (табл. 9).

Демографическое старение (высокая доля лиц в возрасте 60 лет и старше в общей численности населения) уже длительное время характеризует население многих регионов Российской Федерации и, в том числе, Ставропольского края. Уровень в 12% и выше свидетельствует о наступлении этого явления; 16-18% – высокий уровень старения. Процесс этот обусловлен постепенным сокращением числа детей вследствие снижения рождаемости, так называемое «старение снизу», а также ростом числа людей старших возрастов в результате уменьшающейся их смертности, или «старение сверху».[13]

Таблица 9.

Показатели демографической нагрузки в Ставропольском крае

за 2000-2005 гг.[14]

Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

на 1000 человек трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособного возраста

715

687

661

637

620

605

на 1000 человек в возрасте
0-15 лет приходится лиц старше трудоспособного возраста

1017

1068

1108

1139

1174

1206

доля пожилых и старых людей в общей численности населения

19,1

19,2

19,0

18,5

18,0

18,5

Таким образом, естественные демографические процессы не могут способствовать пополнению численности трудоспособного населения в регионе. Компенсация естественной убыли населения происходит в основном за счет миграционного прироста, который на протяжении длительного периода остается единственным источником пополнения населения в Ставропольском крае. При этом нужно более четко определиться с качественными и количественными характеристиками рабочей силы, которая может быть привлечена в регион из-за рубежа.

1.2. Спрос на рабочую силу на региональном рынке труда

Рынок труда представляет собой механизм согласования интересов работодателей (предъявителей спроса на труд) и наемной рабочей силы (продавцов рабочей силы). Спрос на рабочую силу выражается потребностью в работниках для заполнения вакантных рабочих мест на постоянных условиях или временно (по совместительству).[15]

Министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края совместно с Управлением Федеральной государственной службы занятости населения по Ставропольскому краю и администрациями муниципальных районов и городских округов края проведена работа по изучению спроса на рабочую силу в организациях Ставропольского края на 2006-2008 гг.

Работа по изучению спроса проводилась путем анализа банка вакансий за предшествующий прогнозу период времени и обследования предприятий на территории края, проведенным выборочным методом. В выборку обследования включались предприятия, численность которых превышала 100 человек. Дополнительная потребность в рабочей силе определялась с учетом замены выбывшего персонала. Спрос на рабочую силу изучен в 11 основных отраслях экономики края с общей численностью занятых более 300 тыс. человек.

Итоги развития экономики Ставрополья за 2005 г. свидетельствует о достаточно высоких темпах роста макроэкономических показателей. Улучшилась работа многих предприятий и организаций края. Увеличились поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней. Повысились денежные доходы и покупательская способность населения.

Развитие экономики края, рост спроса на рабочую силу, новых рабочих мест в различных видах деятельности позволили только за последний год увеличить число занятых в экономике на 1,2%. В 2005 г. (по предварительным данным) в экономике края было занято около 1,2 млн. человек, или 90,6% от числа экономически активного населения.

По данным проведенного обследования на 1 мая 2006 г. потребность в рабочих кадрах составила 44,8 тыс. человек, а к 2008 г. она возрастет на 3,2% и составит 46,3 тыс. человек. Наиболее емкими по потребности в рабочей силе остаются рынки труда краевого центра, а так же Кавказских Минеральных Вод, промышленных районов края. Для них характерен широкий спектр имеющихся вакансий как для инженерно-технических рабочих и служащих, так и по рабочим специальностям. Сельские районы в силу недостатка рабочих мест, менее развитой инфраструктуры имеют незначительное число и разнообразие в структуре потребностей.

Наибольшую потребность в квалифицированных кадрах будут испытывать организации торговли и общественного питания края, а также потребность будет существовать в организациях промышленности, строительства, жилищно-коммунального, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и других отраслей (табл. 10).

Таблица 10.

Потребность отраслей края в квалифицированных кадрах[16]

Наименование отраслей

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Торговля, общественное питание

11375

11993

12797

Промышленность

6194

6569

6767

Строительство

5670

5669

5844

Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения

4922

5065

5277

Сельское хозяйство

5164

5030

5102

Транспорт, связь

3275

3267

3596

Здравоохранение

1625

1372

1409

Образование

1463

1150

1242

Культура

319

325

314

Финансы, кредитование, страхование

325

259

262

Управление

026

103

115

Другие отрасли

4357

3615

3594

Итого:

44715

44417

46319

Оценивая структуру потребности, можно отметить, что повышенным спросом у работодателей пользуются профессии квалифицированных рабочих. По данным исследования, 64% из всей потребности составляют рабочие специальности. Среди этих профессий стабильно высок спрос на рабочих промышленных специальностей (слесарь, электросварщик, фрезеровщик, токарь). Также требуются рабочие строительных специальностей: каменщики, штукатуры, электрогазосварщики, плиточники-облицовщики, электромонтеры; рабочие жилищно-коммунального хозяйства: слесари-электрики, слесари-сантехники, швеи, операторы, парикмахеры; в торговле и общественном питании: продавцы, кондитеры, официанты; в сельском хозяйстве: животноводы, механизаторы, слесари по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования и другие (табл. 11).

Таблица 11.

Спрос на рабочие профессии в Ставропольском крае[17]

Наименование профессии (специальности)

Потребность в 2008 г. (человек)

Удельный вес в числе вакансий квалифицированных рабочих, %

1

Слесарь

4887

17,8

2

Продавец, контролер-кассир

4185

15,2

3

Повар, кондитер

1939

7,0

4

Электрогазосварщик

1914

7,0

5

Штукатур, маляр, плиточник

1669

6,1

6

Механизатор, тракторист

1503

5,5

7

Водитель

1398

5,1

8

Станочник (токарь, фрезеровщик, шлифовщик и др.)

1049

3,8

9

Портной, швея, закройщик

732

2,7

10

Животновод

704

2,6

Итого:

19989

72,8

На вышеназванные массовые профессии приходится большая часть спроса рабочей силы. Кроме этого, на рынке труда требуется и работники без специального образования и подготовки: грузчики, вахтеры, курьеры, сторожа, санитары, подсобные рабочие. Как правило, это низкооплачиваемые рабочие места, и в связи с этим текучесть кадров на этих местах высокая.

В структуре потребностей спрос на специалистов и служащих составляет лишь третью часть от общей потребности. Динамично развивающиеся отрасли промышленности и строительства способствуют росту спроса на инженерно-технический персонал. Будут требоваться технологи, программисты, энергетики, конструкторы, механики, строители, проектировщики, бухгалтеры. Учреждениям бюджетной сферы потребуется квалифицированный персонал в следующих областях:

- лечебно-профилактическим учреждениям – врачи-специалисты и средний медицинский персонал;

- образовательным учреждениям – педагогические работники, воспитатели дошкольных учреждений;

- заведениям культуры и искусства – музыкальные работники, хореографы, библиотекари, режиссеры и др.;

- органам социальной защиты – психологи, социальные работники, методисты.

В табл. 12 представлены наиболее востребованные в крае специальности, требующие высшего или среднего профессионального образования.

Таблица 12.

Десять наиболее востребованных в Ставропольском крае специальностей, требующих высшего или среднего профессионального образования[18]

Наименование профессии (специальности)

Потребность в 2008 г. (человек)

Удельный вес в числе вакансий для специалистов, ИТР и служащих, %

1

Менеджер в торговле

1364

9,0

2

Инженер по организации эксплуатации и ремонту зданий и сооружений

798

5,3

3

Инженер по эксплуатации газовых объектов

605

4,0

4

Товаровед

502

3,3

5

Инженер по эксплуатации сооружений и оборудования водопроводно-канализационного хозяйства

369

2,4

6

Инженер-строитель

350

2,3

7

Инженер-программист

320

2,1

8

Инженер-механик

286

1,9

9

Менеджер по маркетингу

263

1,7

10

Инженер-технолог

216

1,4

11

Воспитатель дошкольных учреждений

216

1,4

Итого:

5289

34,8

Как видно из табл. 12, наибольшим спросом пользуются менеджеры, а также инженерно-технические работники. Причем, дефицит высококвалифицированных кадров – проблема многих организаций.

Сделанные на основании обследования выводы подтверждаются результатами контент-анализа, проведенного в рамках исследования «Ограничения по созданию рабочих мест в Южном Федеральном округе (на материалах Ставропольского края и Северной Осетии)». Наибольший спрос предъявляется на представителей рабочих специальностей. Основными факторами, влияющими на спрос на рабочую силу, являются пол, возраст, образование, опыт работы, специальные профессиональные требования (знание иностранных языков, умение работать на персональном компьютере, коммуникабельность и т.п.). При эти этом для работодателя наиболее важным оказывается фактор опыта работы (19% об________________________________________________ом для работодателя наиболее важным оказывается фактор опыта работы (19% объявлений).

Если подобный анализ произвести в разрезе двух групп (высоко и низко квалифицированных работников), то можно обнаружить существенные отличия. При найме работников низкой квалификации приоритетными со стороны работодателя являются демографические характеристики (пол и возраст), а при найме высококвалифицированных работников наиболее важное место занимают качественные (квалификационные) характеристики рабочей силы (образование, опыт работы, специальные профессиональные требования).

Каждый из перечисленных факторов имеет определенное значение при найме работников.

1. Пол. Только 7% объявлений не акцентируют внимание на половой принадлежности работника. Перевес явно на стороне мужчин (56%), причем как при найме работников административно-управленческого и инженерного профиля, так и рабочих специальностей. Однако, существуют определенные профессиональные ниши, где доминирует спрос на женский труд: финансы и право (бухгалтера); рабочие специальности в сфере автосервиса и транспорта (автомойщики, автозаправщики); пищевое производство, ресторанный бизнес, общепит (официанты, повара); информационные технологии (операторы ПК). В остальных сферах мужчины-работники оказываются предпочтительнее женщин.

2. Возраст. Доля объявлений с указанием возраста потенциальных работников составляет 16%, в том числе наиболее востребованными являются критерии «до 35 лет» (20%), «до 40 лет» (21%), «до 45 лет» (18%), до 30 лет (13%). Самая нижняя возрастная граница установлена на уровне – 18 лет, а самый крайний возрастной предел – на уровне 60 лет. В наименьшей степени возрастной ценз определяет спрос на работников в сфере бытового обслуживания (3%) и рекламы (3%). В наибольшей степени фактору возраста работодатели уделяют внимание при найме работников торговли рабочих специальностей (14%), финансово-правовой сферы (11%).

Для административно-управленческого персонала средний возраст, указанный в объявлениях, составляет 35 лет, хотя предельная возрастная планка находится на уровне 50 лет. В сфере финансов и права допускается использование в незначительном количестве случаев труда работников в возрасте 55-60 лет (всего 2% объявлений). При найме инженеров на производство, работодатели пытаются найти специалистов более зрелого возраста – до 45-60 лет (51% объявлений). Это связано со сложностью технологического процесса на производстве и с недостатком молодых специалистов инженерных специальностей.

Для представителей рабочих занятых на производстве, в строительстве, верхний возрастной предел устанавливается на границе 60 лет. Это объясняется дефицитом рабочей силы в связи со значительным оттоком молодежи в сферу образования, низкой зарплатой. Именно поэтому работодатели предъявляют минимальные требования по возрасту к работникам. В тех профессиональных сферах, где представители рабочих специальностей могут получать достойную заработную плату (пищевое производство, ресторанный бизнес, автосервис и транспорт, информационные технологии), и куда, соответственно, устремляется молодежь, возрастной ценз несколько повышается – основная масса объявлений в этих сферах ориентирована на возрастную группу от 20 до 40 лет. Определенные возрастные ограничения существуют в таких мало престижных сферах деятельности как работа дворником, грузчиком, техническим работником. Здесь большинство объявлений устанавливают возрастной предел на уровне 40 лет (78%). Достаточно жесткий возрастной ценз устанавливается для работников охраны и служб безопасности – до 45 лет. Таким образом, любой работодатель заинтересован в работниках молодых возрастов, а снижение возрастного ценза в большей степени обусловлено дефицитом кадров, низкой оплатой труда.

3. Образование. Является одним из основополагающих условий найма высококвалифицированной рабочей силы. На него указывается в 10% объявлений. При этом специалистов с высшим образованием требует примерно 85% объявлений, специалистов со средним специальным образованием – около 15%. Спрос на работников с высшим образованием для административных и инженерных специальностей составляет – 90% объявлений, для рабочих специальностей – 10%. Спрос на специалистов со средним специальным образованием среди рабочих специальностей составляет 45%, а для работников управленческих и инженерных специальностей он составляет 55%. Наибольшие требования к образованию работников предъявляются в финансах и праве (33% объявлений), инженерным специальностям (26%).

4. Опыт работы. Является важным при найме на работу работников высокой квалификации и имеющих специальное образование, для работников, занятых неквалифицированным и низкоквалифицированным трудом находится на втором месте. В большинстве объявлений, где упоминается фактор опыта работы, не указывается, какой конкретно стаж работы важен для работодателя. Доля таких объявлений составляет 63%. Опыт работы сроком 1 год оказывается предпочтительным в 10% объявлений с указанием данного фактора. Опыт работы, длительность которого составляет 2 года, считается необходимым для найма на работу в 5% объявлений. Три года считается необходимым сроком стажа в 14% случаев, а более 3 лет – в 5% случаев.

Наибольшие требования работодатели по опыту работы предъявляют к административно-управленческому и инженерному персоналу (61% от общего количества объявлений, где указывается фактор «опыт работы»). Здесь наряду с категорией «любой опыт работы» доминирует категория «три года опыта работы» (73% от общего количества объявлений в данной категории). Категория «опыт работы больше трех лет» превалирует при найме инженерных работников в строительстве (1,5%). Соответственно, для представителей рабочих специальностей фактор «опыт работы» считается обязательным условием найма на работу в 40% случаев. Для представителей рабочих специальностей наиболее жесткие требования к опыту работы предъявляются к специалистам, работающим в автосервисе (здесь преобладает категория «опыт три года»), торговле и общепите.

5. Специальные профессиональные требования. Доля объявлений с указанием специальных профессиональных требований составляет 4%. Знание основ работы на персональном компьютере считается необходимым элементом профпригодности в основном для специалистов административно-управленческого профиля, а также инженерных работников сферы торговли (63%). Знание английского языка считается необходимым для инженерных работников сферы торговли (56% объявлений с указанием на данную профессиональную характеристику). К числу специальных требований, которые предъявляются к работникам неквалифицированного или низкоквалифицированного труда, является отсутствие вредных привычек (в особенности это характерно для грузчиков, водителей, дворников и т.д.) – на это указывает почти треть объявлений. Для административно-управленческого персонала также считается важным наличие такого навыка как коммуникабельность.

В целом исследование показало, что, во-первых, спрос на неквалифицированных рабочих значительно превосходит спрос на специалистов высокой квалификации, но при этом подобрать специалиста высокой квалификации на порядок сложнее; во-вторых, для работодателей, нанимающих административно-управленческий и инженерный персонал, наиболее важными характеристиками специалистов являются образование и опыт работы; в-третьих, при всей редкости специалистов высокой квалификации при найме на работу предприниматели предъявляют именно этой категории работников наиболее жесткие требования.

В результате был составлен обобщенный социально-демографический портрет потенциального работника, востребованного работодателями в регионе.

Потенциальный работник административно-управленческого и инженерного профиля – это мужчина в возрасте в среднем до 45 лет, имеющий высшее образование, любой опыт работы и обладающий специальными профессиональными требованиями (знание ПК, коммуникабельность и т.д.).

Потенциальный работник из числа рабочих – это мужчина в возрасте до 55-60 лет, имеющий среднеспециальное образование или не имеющий его вообще, не имеющий опыта работы или имеющий сравнительно небольшой опыт работы по своей специализации[19] .

Несмотря на существующий дефицит на рабочие кадры в регионе и наличие вполне конкретных требований, предъявляемых работодателями к работникам, сохраняются проблемы, связанные с безработицей.

Произошло некоторое увеличение количества безработных с 90 тыс. человек в 2005 г. до 116 тыс. человек в 2006 г. При этом серьезной проблемой становится невостребованность на рынке труда дипломированных специалистов. Если принять во внимание численность официально зарегистрированных Управлением федеральной государственной службы занятости населения по Ставропольскому краю, то на 1 мая текущего года в службе занятости официально зарегистрировано 33,5 тыс. безработных, что на 22% больше, чем на эту дату в 2005 г.

Соответственно, возникает парадоксальная ситуация, когда при большом числе безработных организации не в состоянии обеспечить себя кадрами.

Основная причина: несоответствие спроса и предложения рабочей силы в территориальном и профессионально-квалифицированном разрезе. Показатель напряженности на рынке труда в 2005 г. составил 2,6 (отношение численности незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости в целях поиска подходящей работы к количеству заявлений рабочих мест и вакантных должностей). В отдельных районах он в десятки раз превышает среднекраевой уровень. Так, в Грачевском районе на одно место претендует более 25 человек, Андроповском – около 30, Кочубеевском – 47, Степновском – 44, Туркменском – 53, Труновском – 268, Арзгирском – 325 человек. В прошлом году был отмечен рост числа граждан, ищущих работу за пределами края.

Банк вакансий свободных рабочих мест и вакантных должностей в 2005 г. составил 93,1 тыс. мест и увеличился по сравнению с 2004 г. на 3 тысячи.

На рынке труда наибольшим спросом пользовались рабочие профессии водителя, продавца, официанта, секретаря-референта, повара, закройщика, механизатора, электрогазосварщика. Среди специалистов были нужны бухгалтера, менеджеры, инженеры, страховые агенты.

Больше всего вакансий поступило для следующих отраслей: здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и науки – 24,4%, торговли – 14,1%, промышленности – 13,0%, сельского хозяйства – 11,3%, строительства – 10,8%.

Как правило, обращаясь в службу занятости, организации заинтересованы в найме только рабочей силы. Около 80% всех вакансий, имеющихся в службе занятости, составляют рабочие специальности. На рынке труда увеличивается спрос на высококвалифицированных рабочих, который все больше превышает предложение. Специалисты, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, часто остаются невостребованными на рынке труда. Это такие специалисты с распространенными сегодня профессиями, как: экономисты, юристы, менеджеры, работники социально-гуманитарного профиля.

Существующие противоречия между растущим уровнем образования населения в крае в целом, невостребованностью дипломированных специалистов на рынке труда, с одной стороны, и нехваткой квалифицированных рабочих, крайне недостаточной подготовкой квалифицированных рабочих кадров, с другой стороны, начинает превращаться в реальный тормоз развития экономики края. Наметившийся в крае рост объемов производства в промышленности и строительстве привел к увеличению потребности в квалифицированных рабочих. В 2005 г. в профессионально-технических училищах края было подготовлено только 650 сварщиков, тогда как по этой специальности в службу занятости было заявлено 1050 вакансий, станочников (токарей, фрезеровщиков) было выпущено 107 человек, а вакансий по этим специальностям- 587, штукатуров, маляров, плиточников подготовлено 453 человека, а вакансий – 1200 единиц, электромонтеров соответственно – 231 человек и 548 вакансий, плотников, столяров, паркетчиков – 217 человек и 1350 вакансий, автомехаников, водителей и слесарей по ремонту автомобилей – 700 человек и 3885 вакансий, каменщиков – 207 человек и 1070 вакансий, продавцов – 370 человек и 2560 вакансий и т.д. Между тем существует обратный дисбаланс в подготовке швей, портных, закройщиков, бухгалтеров, поваров на базе профтехучилищ.

Среди 5793 выпускников высших учебных заведений, обучающихся за счет бюджетных средств, направления на работу получили 39%. Наиболее востребованными оказались экономисты, юристы, психологи, социальные работники, воспитатели и другие, обратившиеся по вопросу трудоустройства.

Процессы воспроизводства трудовых ресурсов и управления ими имеют для экономики важнейшее значение, поэтому прогноз спроса на рабочую силу, должен стать неотъемлемой составной частью разработки экономической стратегии.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. В последние годы для Ставропольского края характерны сокращение численности безработных, рост количества занятого населения в отдельных секторах экономики. Тем не менее, при росте числа занятого населения, по данным проведенного исследования, на региональном рынке труда существует потребность в рабочих кадрах, прежде всего, рабочих специальностей. Основная причина: несоответствие спроса и предложения рабочей силы в территориальном и профессионально-квалифицированном разрезе. Существующий дисбаланс можно сократить только за счет привлечения иностранной рабочей силы вследствие нежелательных тенденций, наблюдающихся в демографической ситуации на региональном уровне. Процесс естественной убыли населения, являющийся следствием высокого процента смертности и низкого процента рождаемости, самым негативным образом сказывается на воспроизводстве трудоспособного населения и демографической нагрузке. Сокращение численности населения можно преодолеть только через использование механизма международной трудовой миграции как источника трудоспособного населения.


ГЛАВА 2. ЛЕГАЛЬНАЯ И НЕЛЕГАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В РЕГИОНЕ

2.1. Причины трудовой миграции в регион

Явление международной трудовой миграции напрямую связано с глобализацией. Наряду с международным рынком товаров, услуг и капиталов все большую силу приобретает теперь и международный рынок рабочей силы. Национальные рынки труда постепенно утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.

Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала между странами образуют верхний (над национальными рынками) международный уровень рынка труда. И речь идет в данном случае не об эпизодическом перемещении рабочей силы из одной страны в другую (это случалось и раньше). Появляются покупатели и продавцы рабочей силы, которые на более или менее постоянной основе заняты поиском и продажей рабочей силы за границей.

Таким образом, международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы заграничной рабочей силы, участвующие в процессе отбора необходимой рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса-предложения рабочей силы. Формирование международного рынка труда – свидетельство того, что процессы мировой интеграции идут не только в экономической и технологической областях, но начинают затрагивать неизмеримо более сложную область социальных и трудовых отношений, которые приобретают теперь глобальный характер.

Международная трудовая миграция начинает набирать значительные обороты и на региональном уровне.

Среди основных причин трудовой миграции в Ставропольский край можно выделить, как общие для страны, так и региональные факторы.

На общенациональном уровне в качестве причин трудовой иммиграции можно назвать следующие.

Первый важный фактор трудовой иммиграции в Россию – ее относительная привлекательность с точки зрения более высокого по сравнению со странами исхода уровня жизни, возможности получения более высоких заработков. Второй важный фактор, определяющий приток трудовых мигрантов - это ситуация на рынке труда, устойчивый спрос на иностранную рабочую силу в России, сохраняющиеся возможности занятости для иностранцев в формальном и неформальном секторах экономики.

К числу региональных причин можно отнести следующие факторы:

1. Геополитическое положение Ставропольского края. После распада СССР Ставропольский край стал приграничным регионом на южных рубежах России. И хотя непосредственно у края нет границы, совпадающей с государственной границей России, Ставропольский край принимает на себя или пропускает через свою территорию различные категории и этнические группы мигрантов из сопредельных стран СНГ и государств дальнего зарубе­жья. При этом регион можно сравнить со своеобразным миграционным «филь­тром», который абсорбирует на себя значительную часть мигрантов.[20]

2. Природно-географический фактор, который определяет наличие благоприятных климатических условий. Вполне закономерно, что при выборе мигрантом места жительства эти условия иногда служат решающими.

3. Стабилизация социально-экономической ситуации на территории края, что позволяет развиваться таким отраслям экономики, как строительство, сельское хозяйство, коммерция, которые привлекают мигрантов достаточно стабильными заработками.

Основными причинами использования в крае иностранной рабочей силы являются:

1. Потребность в рабочей силе в отдельных секторах экономики региона, обусловленная большими объемами низкооплачиваемых ручных работ (строительные и сельскохозяйственные разнорабочие, подсобные, сезонные и вахтенные рабочие).

2. Реализация иностранными юридическими лицами договоров на осуществление каких-либо работ, в основном, договоров-подрядов на строительные работы, или на оказание различного рода услуг, например, изучение иностранных языков. Это способствует привлечению иностранного капитала в край, созданию дополнительных рабочих мест для российских граждан, внедрению новых ресурсо - и природосберегающих технологий.

3. Необходимость в привлечении специалистов для новых и перспективных отраслей (программисты, узкоспециализированные инженеры и архитекторы), представителей редких профессий (ювелиры, дирижеры), специалисты с мировым именем (ученые, спортсмены, врачи).

4. Монтаж, шефмонтаж и обслуживание иностранцами поставляемого иностранного оборудования с последующим обучением российского персонала.

К числу основных факторов, стимулирующих работодателей к выбору и привлечению иностранной рабочей силы из республик бывшего СССР, можно отнести следующие обстоятельства:

1. Низкий, по сравнению с Россией, уровень жизни населения в странах исхода, заставляющий потенциальных работников самим предлагать свои услуги, создавая тем самым возможность конкурсного отбора для работодателей.

2. Сравнительно низкая оплата труда.

3. Отсутствие характерного для иностранных рабочих из стран «дальнего» зарубежья языкового барьера и необходимости вводить в штат фирмы – работодателя переводчиков.

4. Приспособленность к условиям жизни в России, культурная близость, знание обычаев и т.п.

По данным Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю (УФМС по Ставропольскому краю), в течение 2000-2006 гг. масштабы привлечения и использования в регионе иностранной рабочей силы в силу ряда причин менялись. Анализ статистики по привлечению и использованию иностранной рабочей силы на территории края выявляет увеличение числа иностранных работников практически в три раза (2000 г. – 1205 человек; 2006 г. – 3364 человека). В целом же, количество легального использования иностранных работников не превышало 3,5 тыс. человек в год (рис. 2).

Рис. 2. Динамика привлечения иностранной рабочей силы в Ставропольский край в 2000-2006 гг.[21]

В 2001 г. наблюдается незначительный рост числа иностранных работников. Это происходило, несмотря на такие сдерживающие приток в край иностранных инвестиций факторы, как близость границы с Чеченской Республикой, наличие дешевой рабочей силы за счет въезда на территорию края вынужденных переселенцев.

Одной из причин такого увеличения явилось проведение югославской строительной компанией «Путеви» работ по реконструкции санаториев в городах – курортах края, использовавшей на строительных площадках до пятисот граждан стран бывшей Югославии ежегодно.

Последующее незначительное снижение числа иностранных работников связано, в основном, с вступлением в юридическую силу с 1 ноября 2002 г. Федерального закона РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и, как следствие, изменением порядка получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников: оформление разрешений осуществлялось в ФМС МВД РФ, независимо от страны гражданства привлекаемых иностранных работников, что являлось особенно проблематичным при кратковременных сезонных работах; увеличение государственной пошлины за выдачу соответствующих документов со 100 рублей до 4000 рублей за 1 человека.

В силу указанных изменений руководителями сельхозпредприятий неоднократно высказывались претензии к установившемуся порядку, т.к. вопрос о необходимости привлечения иностранных рабочих к выполнению сельхозработ и их требуемом количестве решался ими в зависимости от видов на урожай, который позволял сделать такое заключение за три-четыре недели до начала самих работ, в то время как на оформление необходимых документов требовалось два и более месяцев. Кроме того, привлекая сезонных рабочих на один - три месяца, сельхозпредприятия вынуждены были оплачивать получение разрешений наравне с работодателями, привлекающими иностранных специалистов на год.

К примеру, колхоз имени Чапаева Кочубеевского района Ставропольского края в июне 2002 г. привлекал иностранных рабочих из Украины в количестве 60 человек, при этом все работники отработали в хозяйстве всего три недели, после чего убыли в свою страну. Их заработная плата составила от 3,5 до 4 тыс. рублей, за привлечение иностранных работников предприятием была внесена госпошлина в размере 6 тыс. рублей.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» госпошлина за такое же количество иностранных сельхозрабочих в 2003 г. составляла уже 240 тыс. рублей, что было нереально для сельхозпредприятий, т.к. значительно поднимало себестоимость конечного продукта и делало его нерентабельным и неконкурентоспособным. Поэтому большая часть сельхозпредприятий в последующем отказалась от использования труда иностранцев.

Наиболее существенный рост иностранной рабочей силы отмечается с 2004 г. Причинами такого положения послужили:

1. Передача в соответствии с Приказом МВД РФ от 13 мая 2003 г. № 325 «Об организации выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников» с 1 июля 2003 г. подразделениям по делам миграции функции по выдаче, переоформлению, приостановлению действия, продлению срока действия и аннулированию разрешений на привлечение и использование иностранных работников из государств – участников СНГ;

2. В связи с вступлением в юридическую силу с 1 ноября 2002 г. Федерального закона РФ № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», значительно расширился круг лиц, подпадающих под разрешительный порядок трудоустройства иностранцев на территории России. К иностранцам, работающим по трудовым договорам, добавились иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность посредством заключения договоров гражданско-правового характера, а также иностранные граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Очевидно, что выгодные геополитические и социально-экономические условия для привлечения иностранной рабочей силы должны сочетаться с разумными действиями властей по регулированию порядка въезда и пребывания гастарбайтеров на территории региона. При этом меры по управлению международной трудовой миграцией напрямую зависят от качественных и количественных характеристик прибывающей на территорию Ставропольского края рабочей силы.

2.2. Масштабы и структура привлечения иностранной рабочей силы в Ставропольский край

Иностранная рабочая сила привлекается в Ставропольский край из 35 стран. Согласно официальным данным крупнейшим поставщиком рабочей силы в край является Турция (18,2%), на второе место вышел Вьетнам (13,8%). Растет приток рабочей силы из Китая. Значительно снизилось число привлекаемых иностранцев из стран бывшей Югославии. Это обусловлено завершением югославской фирмой «Путеви» реконструктивных работ в районе КМВ. Масштабы привлечения работников из развитых европейских стран, а также США, Канады, Японии крайне незначительны (табл. 12).

Таблица 12.

Численность привлеченной в Ставропольский край иностранной рабочей силы из стран дальнего зарубежья, человек[22]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  454  455  456   ..

 

Страны происхождения

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

всего

%

Страны дальнего зарубежья:

1062

970

649

969

1198

1155

1451

7454

56

Афганистан

16

4

-

1

2

-

25

48

0,4

Болгария

68

47

49

3

-

-

17

184

1,4

Великобритания

3

1

1

-

2

2

1

10

0,1

Вьетнам

82

85

78

412

524