Главная      Учебники - Экономика, финансы     Лекции по банковскому делу - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  454  455  456   ..

 

 

Совершенствование системы управления финансовыми ресурсами коммерческого банка (на примере Заринского

Совершенствование системы управления финансовыми ресурсами коммерческого банка (на примере Заринского

Содержание
Группы клиентов Факт 2005 г. Прогноз 2006 г. Факт 2006 г. % выполнения плана
Кол-во Тыс. руб. Тыс. руб. Кол-во Тыс. руб.
По кол-ву По тыс. руб.
Крупные клиенты 1 1574 3000 1 3102 - 103,4
Средние клиенты 60 18008 19900 65 19970 108,3 100,4
Малый бизнес 403 7330 9081 415 10204 102,9 112,4
Предприниматели 85 4108 5000 93 5639 109,4 112,8
Итого 549 31020 35981 574 38815 104,6 107,9

Показатели

2004 год 2005 год 2006 год
Тыс. руб. Уд. вес, % Тыс. руб. Уд. вес, % Тыс. руб. Уд. вес, %
1. Источники основного капитала: 59084 100 61328 100 64329 100
1.1. Уставный капитал 39485 66,8 39485 39485

1.2. Резервный фонд

6890

11,7

7011

11,4

7226

11,2

1.3. Нераспределенная прибыль 12600 21,3 14778 24,1 17530 27,3
1.4. Резерв по обесценение вложений в ценные бумаги 109 0,2 54 0,1 88 0,1
2. Источники дополнительного капитала: 14800 100 16180 100 17248 100
2.1. Резерв на возможные потери по ссудам. 14655 99,0 15991 98,8 17003 98,6
2.2.Прирост стоимости имущества за счет переоценки 145 0,1 189 1,2 245 1,4

Показатели

2004 год 2005 год Отклонения 2006 год Отклонения
Тыс. руб. Тыс. руб. Тыс. руб. Темп роста, % Тыс. руб. Тыс. руб. Темп роста, %
1. Источники основного капитала: 59084 61328 +2244 103,8 64329 +3001 104,9
1.1. Уставный капитал 39485 39485 - 100 39485 - 100

1.2. Резервный фонд

6890 7011 +121 101,8 7226 +215 103,1
1.3.Нераспределенная прибыль 12600 14778 +2178 117,3 17530 +2752 118,6
1.4. Резерв по обесценение вложений в ценные бумаги 109 54 -55 49,5 88 +34 162,9
2.Источники дополнительного капитала: 14800 16180 +1380 109,3 17248 +1068 106,6
2.1. Резерв на возможные потери по ссудам. 14655 15991 +1336 109,1 17003 +1012 109,1
2.2. Прирост стоимости имущества за счет переоценки 145 189 +44 130,3 245 +56 129,6

Показатели

На 1.01.2004 года На 1.01. 2005 года На 1.01.2006 года
Тыс. руб. Уд. вес, % Тыс. руб. Уд. вес, % Тыс. руб. Уд. вес, %
1. Средства физических лиц: 632397 42,5 530283 35,4 707192 57,1

Вклады населения (всего с пластиковыми картами)

622277 41,8

527209

35,2

701929

56,6
1.2.Сберегательные сертификаты 10421 0,7 3074 0,2 5263 0,4
2. Средства юридических лиц 856003 57,5 967452 64,6 531627 42,9
2.1. Остатки на расчетных, текущих, бюджетных счетах (включая корпоративные карты) (депозиты до востребования) 666938 44,8 869791 58,1 385059 31,1
2.2. Срочные депозиты 83367 5,6 56819 3,8 129490 10,4
2.3. Депозитные сертификаты и векселя 104209 7,0 34957 2,3 6935 0,6
3. Прочие 1489 0,1 5752 0,4 10547 0,9
Итого привлеченных ресурсов 1488701 100 1497603 100 1239223 100

Показатели

2004 год 2005 год Отклонения 2006 год Отклонения
Тыс. руб. Тыс. руб. Тыс. руб. Темп роста, % Тыс. руб. Тыс. руб. Темп роста, %
1. Средства физических лиц: 632397 530283 -102114 83,9 707192 +176909 133,4
Вклады населения (всего с пластиковыми картами) 622277

527209

-95068 84,7

701929

+174720 133,1
1.2.Сберегательные сертификаты 10421 3074 -7347 29,5 5263 +2189 171,2
2.Средства юридических лиц 856003 967452 +111449 113,1 531627 -435825 54,9
2.1.Остатки на расчетных, текущих, бюджетных счетах 666938 869791 +202853 130,4 385059 -484732 44,3
2.2.Срочные депозиты 83367 56819 -26548 68,2 129490 +72671 227,9
2.3.Депозитные сертификаты и векселя 104209 34957 -69252 33,5 6935 -28022 19,8
3. Прочие 1489 5752 +4263 386,3 10547 +4795 283,4
Итого привлеченных ресурсов 1488701 1497603 +8902 100,6 1239223 -258380 82,7
Вид депозита

2004

2005

Изменение,

2006

Изменение,

Депозиты физических лиц всего: 622277 527209 84,7 701929 132,0
в то числе
рублевые 746883 1631400 115,2 3576814 118,3
валютные 272057 656114 58,4 1038430 +119,2
депозиты под пластиковые карты 19499 28000 +43,6 90609 +121,6
№ п/п Вид кредита Кол-во кредитов

Сумма выдачи

1 Стандартный кредит 56 699568
2 Невозобновляемая кредитная линия 20 1189265
3 Возобновляемая кредитная линия 3 139914
4 Овердрафт(рублевый) 20 1469134
5 Вексельный кредит 1 215
Итого 100 3497839

Показатели

2004 год 2005 год Отклонения 2006 год Отклонения
Коэффициент эффективного использования привлеченных ресурсов 96,0 96,2 +0,2 93,0 -3,2
Уровень кредитного риска 1,4 1,2 -0,2 1,6 +0,4
Стоимость привлеченных ресурсов, всего, в то числе: 7,2 6,1 -1,1 5,7 -0,4
Стоимость вклада населения 5,9 5,7 -0,2 5,3 -0,5
Стоимость привлеченных ресурсов юридических лиц 1,6 1,4 -0,2 1,1 -0,3
Внутренняя стоимость банковских услуг 4,0 4,4 +0,4 6,2 +1,8
Уровень затрат по резерву 0,3 0,2 -0,1 0,1 -0,1
Рентабельность активов 4,8 4,6 -0,2 3,6 -1
Коэффициент кредитных операций 12,9 13,3 +0,4 15,1 +1,8
Коэффициент эффективности активных операций 12,3 11,7 -0,6 8,6 -3,1
Доходность активов 15,3 16,0 +0,7 21,8 +5,8

Таблица 3.2– Сравнительный анализ основополагающих компонентов системы депозитного страхования (СДС)

Внешние источники Внутренние источники

Экономические отчеты:

Анализ увеличения пассивов;

Финансовые рынки:

Соответствие регулирующим нормам:

Регулирование, налогообложение и учет:

Позиция по процентному риску:

Вид СДС

Краткое содержание Преимущества Недостатки
Обязательное Все банки принимают участие в СДС в обязательном и установленном законом порядке Полнота охвата обеспечивает равные гарантии клиентам разных банков, что создает в этом смысле равные стартовые возможности в межбанковской конкуренции Ослабляет мотивацию клиентов в выборе самых надежных банков, увеличиваются издержки всех банков, которые они, очевидно, будут закладывать в цену своих услуг
Ограниченное Объем покрытия ограничен, ориентированно на защиту мелких вкладчиков Защищает в основном население, одновременно сохраняя рыночную мотивацию у крупных депозиторов Трудно реализовать в период сильной инфляции (определить порядок расчета базы минимального покрытия); исключает возможность полного решения банком проблемы страхования депозитов
Государственное Учредителями СДС являются органы государственного управления и регулирования Высокий статус СДС, возможность функционирования как не прибыльной организации, соблюдение ер контроля текущей деятельности Вероятное недостаточно эффективное вложение средств фонда СДС (черта государственного сектора в принципе)
Дифференциация по рискованности операций банка Устанавливается шкала платежей, величина которых определяется для каждого банка индивидуально в зависимости от выполнения им экономических нормативов или других показателей ликвидности и рискованности деятельности Более обоснованно с точки зрения соотношения уровня риска, принимаемого банком и размером отчислений в фонд СДС Трудности в оценке рисков, значимость которых меняется со временем, отсутствие опыта сбора и обработки балансов на базе среднемесячных данных

Однако даже если гарантии по вкладам граждан окажутся на поверку не достаточно привлекательными для самих коммерческих банков, то остается другой аспект проблемы, выходящий за рамки розничного рынка. А именно: то, что гарантии по вкладам граждан для Сбербанка бесплатны, это оказывает влияние не только на депозитный рынок. В то же время гарантии вкладов в Сбербанке необходимы, их отмена реально может привести к изъятию средств из этого банка, что отрицательно скажется на экономике в целом. Реальным выходом может быть введение платы за гарантии в Сбербанке. Полученные средства не обязательно должны идти в бюджет, а могут быть направлены, например, на формирование резерва выплат компенсации вкладчикам Сбербанка, пострадавшим в начале 1990-х годов. В таком контексте смысл гарантии государства и использование страховой премии оказываются и социально значимыми и уменьшают нагрузку на бюджет. Одновременно достигался бы эффект уравнивания конкурентных преимуществ Сбербанка и других коммерческих банков.

Ведение гарантий по вкладам не окажет значительного влияния на объем сбережений в банках. Расширение сферы действия государственных гарантий по вкладам со Сбербанка на все коммерческие банки вряд ли приведет к увеличению объема привлеченных банками средств граждан. Те граждане, для которых наличие гарантий играет важную роль, уже имеют возможность выбрать Сбербанк.

Таким образом, стоит отметить, что для нашей страны в условиях общей экономической неста­бильности, инфляции, создание мно­жества банков, реорганизация банковской системы со всей остротой встает вопрос страхования банковской деятельности, обеспечение интересов клиентов банков. Современные приемы и методы страхования работы банков, использование гарантий, поручительств не всегда могут быть реализованы в полном объеме, в связи, с чем возникает вопрос необходимости серьезного изучения передового за­рубежного опыта и внедрение его в банковскую практи­ку.

В заключение данного вопроса надо сказать, что надежность коммерческих банков является одним из решающих элементов их деятельности, а одной из важных мер по обеспечению на­дежности является страхование депозитов, которое применяется во всех странах с высокоразвитыми банковскими системами. Важнейшими функциями организации по страхова­нию депозитов должны стать не только компенсации потерь вкладчиков, но также регулирование деятельности банков и контроль за операциями, связанными с депозитными вкладами, в пределах компе­тенции, определенной совместно с Центральным банком страны.


Заключение

Рассмотренные в работе вопросы позволяют сделать следующие выводы.

Коммерческие банкипредставляют собой частные и государст­венные банки, осуществляющие универсальные операции по кре­дитованию промышленных, торговых и других предприятий, глав­ным образом за счет тех денежных капиталов, которые они полу­чают в виде вкладов.

Главны­ми видами привлеченных финансовых ресурсов являются средства, привлеченные банками в процессе ра­боты с клиентурой (так называемые депозиты), средства, аккумулиро­ванные путем выпуска собственных долговых обязательств (депозитных и сберегательных сертификатов, векселей, облигаций) и средства, поза­имствованные у других кредитных учреждений посредством межбанков­ского кредита и ссуд ЦБ РФ.

Депозиты среди привлеченных средств банка являются важным источником ресурсов. Однако такому источнику формирования банковских ресурсов как депозиты присущи и не­которые недостатки. Речь идет прежде всего о значительных материальных и денежных затратах банка при привлечении средств во вклады, ограниченности свободных денежных средств в рамках отдельного региона. И, тем не менее, конкурентная борьба между банками на рынке кредитных ресурсов заставляет их принимать меры по развитию услуг, способствующих привлечению депозитов.

Необходимость эффективного управления активами и пассивами для коммерческого банка в современных условиях определяется:

- возрастающей конкуренцией на местных и мировых рынках;

- возникновением новых сложных продуктов;

- значительными изменениями в структуре привлеченных ресурсов;

- экономической нестабильностью народного хозяйства;

- необходимостью координировать деятельность банка по всем направлениям;

- высоким уровнем требований к банкам пользователям банковских услуг;

- необходимостью координировать подход к предоставлению банковских услуг в общих рамках управления рисками.

Управление пассивами банка обеспечивает всю финансовую политику и стратегию банка. При этом правильное построение организационной структуры управления финансовыми ресурсами обеспечивает адекватное распределение полномочий и обязанностей между соответствующими подразделениями банка и уровнями управления рисками, что позволяет полнее реализовывать вложенные на них функции.

Ресурсы отделения Сберегательного банка №8417по способу образования можно разделить на две основные группы: собственный капитал и привлеченные средства. Привлеченные средства отделения ОСБ №8417 составляют на конец 2005 года 96,5% в структуре ресурсной базы банка. Собственные средства соответственно составили 3,5%. В 2006 году привлеченные средства составили 93,0%, а собственные 7%.

Большая часть собственных средств капитала (более 50% всех собственных источников формирования ресурсов) была образована за чет самых устойчивых и стабильных средств, и, прежде всего – уставного капитала, фондов банка. Следовательно, банк ОСБ №8417 имеет достаточно собственных средств, которые могут обеспечить продолжение ими операций в случае непредвиденных потерь.

Привлеченные средства, в части вкладов населения и остатки на расчетных, текущих, бюджетных счетах юридических лиц, отделения Сбербанка №8417 снизились в 2006 году на 17,3% (258380 тыс. руб.). В основном снижение произошло за счет уменьшения привлеченных средств от юридических лиц на 435825 тыс. руб. (45,1% темпа снижения). Привлеченные средства от физических лиц в 2006 году увеличились на 33,4 %.

По результатам исследования эффективности системы управления финансовыми ресурсами ОСБ №8417 было выявлено, что система управления финансовыми ресурсами ОСБ №8417 является эффективной, но за три года эффективность управления незначительно снизилась в результате недостаточности информации необходимой для управления, несовершенной организационной структуры управления и неэффективного типа управления.

Стоимость привлеченных ресурсов за три года снизилась до 5,7%, в том числе снизилась стоимость вкладов населения до 5,3%, а стоимость привлеченных ресурсов юридических лиц до 1,1%.

При этом наблюдается увеличение стоимости банковских услуг до уровня 6,2%. Снизилась эффективность активных операций с 12,3% в 2004 году до 8,6% в 2006 году. Рентабельность активов также снизилась до уровня 3,6% в 2006 году против 4,8% в 2004 году. Отметим, что при негативной динамики показателей эффективности наблюдается рост доходности активов на 0,7% в 2005 году и на 5,8% в 2006 году, в основном за счет снижения стоимости активов, приносящих доход.

Основными направлениями совершенствования системы управления финансовыми ресурсами ОСБ №8417 являются:

1. Совершенствование управленческой информации.

2. Создание комитета по управлению финансовыми ресурсами.

3. Соблюдение принципов управления.

Отметим, что настоящее время сотрудничество с реальным сектором экономики – необходимое условие успешной работы банка. В 2005 году была принята Концепция развития Сбербанка России на период до 2008 года. Ее основной, стержневой задачей определяется повышение качества обслуживания клиентов как основного фактора повышения объемов продаж банковских продуктов и услуг, расширения сферы деятельности. Это обуславливает применение в банке усложненный тип управления, которое соответствует конкурентной стратегии банка.


Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 20.02.2007 – Новосибирск: Сиб. унив. изд – во, 2007. – 430с.

2. Налоговый кодекс РФ (часть первая). - М.: ЭКМОС, 2002. - 120с.

3. Федеральный закон «О Центральном Банке РФ (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. (в редакции ФЗ от 06.06.2006г. №85 ФЗ) // Справочно-правовая система (СПС) «Референт».

4. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990г. №395 -1 (в редакции от 27.07.2006г.) // Справочно-правовая система (СПС) «Референт».

5. Положение ЦБ РФ «О безналичных расчетах в РФ» № 2-П от 03.10.2002 (в редакции от 11.06.2004 №1442-У) // Справочно-правовая система (СПС) «Референт».

6. Письмо ЦБ РФ «О депозитных и сбере­гательных сертификатах банков» от 10.02.92 № 14-3-20 в ред. Писем ЦБ РФ от 18.12.92 N 23, от 24.06.93 N 40, Указаний ЦБ РФ от 31.08.98 N 333-У, от 29.11.2000 N 857-У // Справочно-правовая система (СПС) «Референт».

7. Положение «О проведении межфилиальных расчетов в Сбербанке РФ» № 355-3-р от 27.03.2002 (в ред. от 29.09.2003) // Справочно-правовая система (СПС) «Референт».

8. Порядок открытия и ведения счетов юридических лиц Сбербанком России и его филиалами № 814-3-р от 14.04.2004 // Справочно-правовая система (СПС) «Референт».

9. Указание ЦБ РФ «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» № 1050-У от 14.11.2001 // Справочно-правовая система (СПС) «Референт».

10. Аверченко В. А. К вопросу о безналичном денежном обращении в России / В. А. Аверченко // Банковское дело. 2005. - № 4. С.6-9.

11. Банки и банковские операции / Е. Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 2004. – 400 с.

12. Банковское дело: Учебник/ Г. Г. Коробовой.- М.: Экономист, 2003.-756с.

13. Банковское дело: Учебник / О. Н. Лаврушина– М.: Финансы и статистика, 2005. – 672 с.

14. Березина М. П. О необходимости дальнейшего реформирования расчетов в России / М. П. Березина // Финансы. – 2005.- № 7- С. 13-16.

15. Деньги. Кредит. Банки / Е. Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 600 с.

16. Ершов М. Банковская система и развитие российской экономики / М. Ершов // Мировая экономики и международные отношения. 2005. -№3. – С. 28-34.

17. Жарковская Е. А., Арендс И. Н. Банковское дело: Курс лекций / Е. А. Жарковская, И. Н. Арендс. - М.: ИКФ Омега-Л, 2002. – 399 с.

18. Информационный банк // Банковское дело. - 2005. - № 6.-С. 17.

19. Карпинская В. Финансовый супермаркет / В. Карпинская // Прямые инвестиции.- 2005.- № 1.- С. 54-57.

20. Карпинская В. Все, что вы хотели спросить о Сбербанке / В. Карпинская // Прямые инвестиции. - 2005. - № 4.- С. 57-63.

21. Карпинская В. Все, что вы хотели спросить о Сбербанке / В. Карпинская // Прямые инвестиции.- 2006.- № 12.- С. 70.

22. Максименко Т. В. Депозитарное и брокерское обслуживание / Т. В.Максименко // Сбербанк-Алтай. – 2005.- № 5.- С. 3.

23. Одесс В. И., Наумик В. Т. Роль информационных технологий в работе банков / В. И. Одесс, В. Т. Наумик // Банковское дело. – 2005. - № 6. - С. 31-33.

24. Плисецкий Д. Е. Об основных тенденциях и перспективах развития банковской системы России / Д. Е. Плисецкий // Банковское дело. - 2005. -№6. - С.14-22

25. Сбербанк России: история, современность, перспектива / А. И. Казьмина. - М.: ЛК Пресс, 2004. – 160 с.

26. Сиземова О. Б. Платежные системы межбанковских расчетов и повышение обоснованности их правовых баз / О. Б. Сиземова // Банковское право. – 2005. - № 3.- С. 5-10.

27. Солнцев О.М. Источники роста кредитных ресурсов // Эксперт. 2002. №38. – С. 41.

28. Содействие бизнесу клиентов // Сбережения. – 2005. - № 10.- С.5-6.

29. Стратегия развития банковского сектора РФ на период до 2008 года // Деньги и кредит. – 2005. -№4. - С.18-37.

30. Управление деятельностью коммерческого банка (Банковский менеджмент) / О.И. Лаврушина. – М.: Юристъ, 2003. – 688 с.

31. Черемных О. С. Процессно-стоимостной подход к управлению коммерческим банком / О. С. Черемных // Банковское дело. – 2005.- № 8.- С. 11-18.

32. Финансы, деньги, кредит / О. В. Соколовой. - М.: Юристъ, 2000. – 300 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  454  455  456   ..