Главная      Учебники - Экономика, финансы     Лекции по банковскому делу - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  389  390  391   ..

 

 

Международные финансово-кредитные институты и их взаимодействие с Казахстаном

Международные финансово-кредитные институты и их взаимодействие с Казахстаном

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГЛАВА 1. «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ИНСТИТУТЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ»

ГЛАВА 3. «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ ИНСТИТУТОВ С КАЗАХСТАНОМ»

3.1 Деятельность группы Всемирного банка в Казахстане.

Группа Всемирного банка (ВБ)– это крупнейший в мире инвестиционный институт, задачи которого ориентированы на борьбу с бедностью и отсталостью, стимулирование экономического роста и рыночных отношений в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой.

Казахстан является членом МВФ,МБРР, МФК, MAP, МАГИ, МЦУИС, ЕБРР, Азиатского банка развития (АБР), Исламского банка развития (ИБР).

В качестве канала связи Республики Казахстан с соответствующими международными организациями определено Министерство финансов.

Национальный банк РК назначается в качестве депозитария всех авуаров в национальной валюте РК, а также других активов МВФ, МБРР, МФК, MAP, МАГИ, ЕБРР, АБР, ИБР согласно соответствующим статьям соглашений, соглашениям об учреждении, конвенциям или Учредительному договору. Правительство РК уполномочено назначать в качестве представителя РК (Управляющего) в советы управляющих МВФ, МБРР, МФК, MAP, МАГИ, ЕБРР, АБР, ИБР, в Административный совет МЦУИС соответствующее должностное лицо для выполнения обязанностей от РК, а также его заместителя со всеми полномочиями для исполнения обязанностей в отсутствие управляющего. Переводы сумм, подлежащих выплате Казахстаном или Казахстану при осуществлении операций и сделок, предусмотренных положениями статей соглашений МВФ, МБРР, МФК. MAP, Конвенции об учреждении МАГИ, соглашений об учреждении ЕБРР, АБР, Учредительного договора ИБР, осуществляются через Национальный банк РК.

Казахстан стал членом МБРР в июле 1992 года. С тех пор МБРР предоставил Казахстану 21 заем на общую сумму 1,819 млрд долл. США. Их них уже израсходованы 1,219 млрд долл. США. Группа Всемирного банка является одним из крупнейших источников внешнего финансирования в Казахстане.

В дополнение к прямому кредитованию, МБРР способствовал привлечению софинансирования и параллельного финансирования в размере 175 млн. долл. США из других источников в тот же самый период. Вместе с тем четыре встречи Консультативной группы по Казахстану, проведенные под председательством Всемирного банка, способствовали мобилизации около 4 млрд долл. США в виде официальной помощи развитию Казахстана.

Предыдущие займы Всемирного банка (реабилитационный, на поддержку структурных преобразований и развитие финансового сектора) были направлены на поддержку усилий правительства оп разработке и проведению структурных преобразований в таких основных сферах как приватизация, реформирование предприятий, реформа финансового сектора и социальная защита. Хотя большинство займов МБРР направлены на поддержку конкретных проектов, МБРР также предоставляет займы на поддержку структурных преобразований в экономической, финансовой и других ключевых сферах. Предоставление средств в рамках таких займов обусловлено достижением определенных целей и задач. Займы на поддержку структурных преобразований оказали помощь в развитии валютных рынков и обеспечили безинфляционное финансирование дефицита бюджета.

Инвестиционные займы составляют 41%, а структурные займы 59% от всего объема заимствования в период с 1993 по 2000 годы. По своей природе займы на структурные преобразования являются быстро расходуемыми займами. Из всех обязательств на 1 070 млн. долл. США на структурные займы 970 млн. долл. США уже израсходованы. Расходование средств по инвестиционным проектам осуществляется медленнее, чем по структурным займам, так как оно непосредственно связано с физическим осуществлением проектов.

Географический охват проектов, финансируемых Всемирным банком, показывает, что каждая область получает или получит выгоду от данных проектов. Программа кредитования на последующие годы обеспечивает еще более широкий географический охват.

Международная финансовая корпорация (МФК)–

Несмотря на то, что МФК начала свои первые операции а Казахстане только в 1994 финансовом году, страна уже успела стать крупнейшим партнером Корпорации в Центральной Азии.

За последние годы МФК утвердила финансирование для 17 проектов на общую сумму 1,7 млрд долл. США. Сюда входит финансирование собственно МФК на сумму свыше 300 млн. долл. США и дополнительно 196 млн. долл. США, мобилизованных посредством синдицированных займов МФК. Корпорация инвестирует в различные отрасли с целью поддержки структурных изменений в Казахстане.

Первоначально МФК в основном направляла свою деятельность на построение институциональной базы и создание оптимальных моделей для финансового сектора. С недавних пор Корпорация переместила фокус своей деятельности на развитие казахстанских финансовых институтов.

В 1996 году в рамках программы, направленной на расширение деятельности организации и охват наиболее отдаленных рынков, МФК открыла свой постоянно действующий офис в г. Алматы. В настоящее время МФК способствует повышению значимости малых и средних предприятий (МСП) в экономике Казахстана. Местное представительство позволит МФК отбирать и поддерживать проекты по МСП в стране.

МФК одобрила значительные инвестиции в Казахстане, в том числе:

В мае 1999 года МФК одобрила заем на сумму 11 млн. долл. США, который предполагал содействие в финансировании проекта «Рамбутя-Рамстор», предусматривающего строительство первого современного супермаркета в г. Алматы. Спонсорами проекта являлись КocGroup из Турции и “Бутя-Холдинг” из Казахстана. Реализация проекта прошла успешно, и средства займа были полностью выделены в июле 1999 года.

3.2 Проблемы участия Казахстана в международных финансово-кредитных институтах

Интеграция Казахстана в Мировую экономику предполагает ее участие в межгосударственных финансовых институтах. В условиях возросшей взаимозависимости мира страна не могла без ущерба для своих интересов оставаться в стороне от участия в международных валютно-кредитных и финансовых организациях.

Членство в МВФ налагает на Казахстан и другие страны СНГ обязательство выполнять требо­вания, зафиксированные в Статьях Соглашения МВФ.

Во-первых, обязанностью являются устранение валютных огра­ничений, поддержание конвертируемости национальных валют по текущим международным операциям, неучастию в дискриминаци­онных валютных соглашениях. Однако устав Фонда (Статья XIV) позволяет вновь принятым странам в течение переходного пери­ода сохранять или устанавливать валютные ограничения, так как введение конвертируемости валют должно быть продуманным, поэтапным и упорядоченным процессом.

Во-вторых, Статья VIII требует от стран-членов не прибегать к множественности валютных курсов.

Устав МВФ не ограничивает страны-члены в выборе режима валютного курса. Вместе с тем Статья IV обязывает страны-члены при проведении валютной политики со­трудничать с Фондом. Нормы, которыми страны должны руково­дствоваться, сводятся к трем основным положениям: 1) избегать манипулирования валютными курсами или валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке платежного баланса, иными словами, не сдерживать ис­кусственно изменение валютного курса, если оно вызвано фун­даментальными экономическими факторами; 2) прибегать к ва­лютным интервенциям для противодействия краткосрочным ха­отичным, дезорганизующим колебаниям рыночного валютного курса; 3) не использовать механизм курсообразования в целях получения несправедливых конкурентных преимуществ перед дру­гими странами-членами. МВФ контролирует соблюдение страна­ми этих норм.

В-третьих, предпосылкой делового взаимодействия Казахстана с МВФ являются информационная открытость страны, предста­вление Фонду статистических данных о своей экономике, пла­тежном балансе, золото-валютных резервах, допуск на свою территорию представителей МВФ для изучения состояния эко­номики и характера макроэкономической политики. Сотрудни­чество с МВФ позволяет правительственным органам прибегать к услугам высококвалифицированных экспертов Фонда, исполь­зовать их опыт. Помимо консалтинговых услуг МВФ оказывает содействие в подготовке и повышении квали­фикации кадров.

Во многих случаях страны вынуждены платить за кредиты Фонда высокую социальную цену. Поскольку кредиты МВФ странам СНГ являются в ряде случаев составной частью между­народных пакетов помощи, то Фонд, формулируя свои требова­ния, практически выступает в качестве проводника политики Запа­да.

Согласовав со страной-заемщицей условия кредита,МВФ как бы удостоверяет ее кредитоспособность и платежеспособность. Это открывает доступ к межгосударственным кредитам и частным займам и инвестициям, а также создает более благоприятные условия для переговоров с кредиторами относительно переоформ­ления и рефинансирования внешней задолженности.

Кризисная ситуация вынуждает Казахстан и другие государства бывшего СССР обращаться к МВФ за кредитами. Однако до тех пор, пока эти государства находятся в зависимости от кредитов Фонда, его воздействие продолжает оставаться существенным фа­ктором формирования их экономической и социальной политики.

ВБ обычно связывает предоставление кредитов с выполнением страной-заемщицей тех же условий, которые выдвигает иМВФ.Однако Фонд делает упор на мерах, призванных обеспечить мак­роэкономическую и финансовую стабилизацию, Банк — на дета­лях структурных преобразований (открытие естественных монопо­лий для конкуренции; развитие приватизации; утверждение част­ной собственности на землю; совершенствование налогового регулирования, сбора налогов; реформирование банков).

Нужно честно признаться, что сегодня не только экономика Казахстана, но и наша повседневная жизнь напрямую зависит от западного капитала. Именно благодаря всевозможным денежным вливаниям международных финансовых институтов нам до сих пор удавалось избежать полного краха финансовой системы. В случае возникновения патовой ситуации на этом поле все взоры, как правило, обращались на Запад: не маячит ли там очередной транш помощи или кредит? Аналогичное положение и сегодня.

Все прекрасно знают о приоритетах экономической политики государства, ориентированных в основном на привлечение инвестиций. И с течением времени иностранный капитал становится почти единственным источником финансирования многих государственных программ, поскольку отечественные источники все более и более истощаются. Если в свое время “на черный день” всегда был наготове потенциальный объект приватизации, то сегодня их можно перечесть по пальцам.

Стабильный курс национальной валюты, который поддерживается сегодня и которым так гордятся местные финансисты, отнюдь не свидетельствует о благополучии в экономике. Стабильные показатели важны прежде всего для создания хорошего имиджа перед международными финансовыми институтами.

В последние годы Казахстану, надо признать, удалось получить достаточно хороший кредитный рейтинг. Его стали воспринимать как самостоятельное государство и не ассоциировать со всеми лихорадящими Россию явлениями.

Нельзя сбрасывать со счетов и нынешнюю ситуацию, когда выделение финансовой помощи напрямую связывается с демократизацией Казахстана.

Кредит МВФ явится своеобразным пропуском в более благополучное финансово-экономическое будущее. Правда, в этом случае нужно будет строго следовать условиям, поставленным фондом: отменить сдачу выручки экспортерами и жестко выполнять параметры бюджета (размеры его дефицита, уровень инфляции). Но государство в этом случае остается без реальных рычагов воздействия на ситуацию на валютном рынке, имея в запасе лишь возможность использовать резервы Нацбанка и манипулировать доходностью государственных ценных бумаг. Этот вариант неизбежно толкает правительство к наращиванию пирамиды государственных долговых обязательств. Если, предположим, на валютном рынке вдруг возникнет паника, то Нацбанк сможет удержать тенге от падения либо путем продажи валюты из резерва, либо с помощью повышения доходности ГКО.

Кроме того, все когда-то заканчивается, и внешнее кредитование не может продолжаться бесконечно. Поэтому весьма актуальным становится вопрос о том, что будет, если кредит МВФ нам все же не даст. А такая вероятность сегодня весьма высока.

3.3 Казахстан — МВФ: плодотворное сотрудничество

В 1992 г. Казахстан был принят в члены МВФ. Для суверенного Казахстана 1992 год был очень важен и войдет в историю как год самостоятельного выхода республики на мировую арену.

Каждое государство — член МВФ имеет квоту, которая равна его взносу в капитал МВФ. Квота в целом отражает размеры экономики государства-члена, играет основную роль в определении его финансовых и организационных взаимоотношений с МВФ.
Первоначально членство Казахстана в МВФ определялось квотой в размере 247,5 млн. СДР (специальные права заимствования). Сейчас СДР — 1,51 доллара США, а 1доллар США равен 0,66 СДР. В 1998 году Казахстану было предложено повысить квоту до 365,7 млн. СДР. Квота определяет количество его голосов в МВФ: один голос за каждые 100 000 СДР квоты плюс 250 базовых голосов.
В РК в отношении кредитов МВФ заемщиком всегда выступает Национальный банк РК. Эти средства используются на поддержку платежного баланса, поскольку МВФ не предлагает странам-членам финансирования бюджета и практикует только финансирование для улучшения состояния международных резервов страны. Это является стандартной и традиционной задачей МВФ.
Казахстан заключил с МВФ соглашения по программам финансирования системных преобразований (STF), «Стэнд-бай» (Stand-by), расширенного кредитования (EFF). Республикой было освоено 538,3 млн. СДР.
В частности, решением исполнительного совета директоров МВФ от 2 февраля 1993 года в Казахстане была принята первая программа МВФ финансирования системных преобразований на 123,75 млн. СДР. Средства займа получены и освоены Казахстаном полностью.
26 января 1994 года после подписания соглашения о резервных кредитах на 123,75 млн. СДР была принята годовая программа экономических и финансовых реформ. Это соглашение было продлено до 31 мая 1995 года. Средства займа освоены в сумме 74,25 млн. СДР. 5 июня 1995 года было подписано новое соглашение о резервных кредитах на 185,6 млн. СДР. Средства этого займа освоены Казахстаном полностью.
Обе программы о резервных кредитах были основаны на последовательном ужесточении фискальной, денежно-кредитной политики и проведении структурных реформ в экономике. Программы способствовали прогрессу приватизации и реструктуризации предприятий. В результате такой политики инфляция была снижена и платежный баланс республики значительно улучшен. Жесткая финансовая политика заложила основу для восстановления международного доверия республике.
17 июля 1996 года было подписано соглашение с МВФ о программе расширенного кредитования на три года на сумму 309,4 млн. СДР. Программа предназначалась для того, чтобы объединить полученные позитивные результаты макроэкономической политики с комплексной программой структурных реформ, изложенной в правительственной среднесрочной программе. В целях ее реализации, помимо продолжения жесткой финансовой политики, предусматривались улучшения в системе налогового администрирования, управления расходами бюджета, пересмотр политики социальных расходов с целью повышения ее эффективности и совершенствования адресности. Казахстаном по этой программе освоено 154,7 млн. СДР.
Важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. 17 июля 1996 года Казахстан присоединился к соглашениям фонда, которые содержат обязательства не вводить без согласия МВФ ограничения на осуществление платежей и переводов по текущим международным операциям, а также воздерживаться от участия в дискриминационных валютных соглашениях и не прибегать к практике множественных валютных курсов.
13 декабря 1999 года было подписано новое соглашение с МВФ о программе расширенного кредитования на три года на сумму 329,1 млн. СДР. Постановлением Правительства РК был одобрен Меморандум об экономической политике Правительства и Национального банка РК на период по 31 декабря 2002 года. Кредит должен был выделяться траншами по мере выполнения мероприятий, одобренных меморандумом. Но, в связи с благоприятной экономической ситуацией в республике, средства в рамках этого кредита не привлекались.
Более того, в мае 2000 года Казахстан, единственная страна в СНГ и Восточной Европе, досрочно погасил свои долги перед МВФ. Тем самым республика продемонстрировала международным экономическим организациям, финансовым институтам, иностранным кредиторам свои возможности по обслуживанию кредитов.
МВФ осуществляет постоянный контроль за макроэкономической и валютной политикой стран-членов, а также состоянием мировой экономики. Одна из форм контроля — предусмотренные статьей IV устава МВФ регулярные (как правило, ежегодные) консультации с правительственными учреждениями государств-членов. Страны-члены обязаны консультироваться с фондом по вопросам их макроэкономической и валютной политики. Для ознакомления общественности и деловых кругов с результатами консультаций МВФ публикует информацию, где дается оценка экономической политики и перспектив стран-членов, выработанная исполнительным советом фонда.
21 июля 2004 г. Исполнительный Совет МВФ завершил ежегодную консультацию по положениям Статьи IV с РК. Исполнительные Директора приветствовали продолжающиеся рациональные макроэкономические политики в стране, разумное управление растущими нефтяными доходами и прогресс в области реформ финансового сектора. Директора одобрили более «ослабленное» финансовое положение властей в бюджете 2004 года и призвали власти Казахстана к увеличению прозрачности в сфере добывающей промышленности и интенсификации работы над реализацией программы в области структурной реформы.
Вместе с тем было отмечено, что эффективная стерилизация значительного количества иностранной валюты явилась в том числе и следствием своевременно созданного и эффективно управляемого Национального фонда РК.
Сегодня можно отметить, что взаимопонимание с МВФ достигнуто по основным направлениям экономической политики государства и продолжение сотрудничества с МВФ является дополнительным фактором, способствующим лучшему отношению инвесторов и кредиторов к стране, повышению их доверия. Для Казахстана, как и для других стран, принципиальную роль играет договоренность с МВФ, так как получение кредитов, достигнутое взаимопонимание по предохранительным механизмам фонда является актом признания и поддержки экономической политики страны и положительно влияет на ее кредитный рейтинг.

Заключение

Итак, подводя итог моей работе, можно сказать о том, что МБРР был создан с целью оказания помощи в восстановлении и развитии экономики входящих в него стран. По окончании периода восстановления опустошенных войной промышленно развитых стран группа Всемирного банка поставила себе цель содействовать экономическому и социальному прогрессу развивающихся стран, повышению эффективности их хозяйствования, чтобы их население имело более богатую и удовлетворительную жизнь. Для этого Всемирный банк оказывает финансовую помощь этим странам и выступает в роли советника, а также стимулирует инвестиции из других источников. Всемирный банк предоставляет ссуды исключительно платежеспособным заемщикам и в основном для того, чтобы финансировать потенциально высокорентабельные проекты. Он заимствует свои ресурсы на финансовых рынках развитых стран, и поэтому его кредиты также предоставляются на рыночных условиях. Все это доказывает, что Всемирный банк играет огромную роль в Международных отношениях.

Среди систем международных организаций главное место занимают государства, каждое из которых обладает суверенитетом. Именно от государств зависит стабильное функционирование международной системы в целом. Поскольку государства во всех созданных международных организациях обладают реальной силой, то они сами и через созданные организации обеспечивают соблюдение и выполнение международных обязательств.

Мы охарактеризовали деятельность, структуру, цели, функции международных финансово-кредитных институтов, а именно Группу Всемирного Банка, МВФ. Был рассмотрен кредитный механизм МВФ.

За время своего существования МВФ превратился в подлинно Универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть большую роль в реализации решений «Семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, Согласования национальных макроэкономических политик.Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.

Результаты взаимоотношений Казахстана с МВФ неоднозначны. Оценки этих результатов разли­чаются в зависимости от идеологических установок и методологических позиций отдельных общест­венно-политических сил. Наличие кризисной си­туации вынуждает Казахстан, равно как и другие государства бывшего СССР, обращаться к Фонду за кредитами. Однако при этом нужно отдавать себе отчет в том, что до тех пор, пока эти государства находятся в зависимости от кредитов МВФ, его воздействие продолжает оставаться существенным фактором формирования их макроэкономической, структурной и социальной политики.

Список литературы:

1. Закон Республики Казахстан "О членстве Республики Казахстан в МВФ, МБРР, МФК, МАР, МАГИ" от 26 июня 1992 г.

2. «Финансово-кредитные проблемы развития Казахстана» под ред. К. К. Ильясова, Алматы, 1995г.

3. «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» под ред. Красавиной, М., 2000г.

4. Мировая экономика под ред. Булатова. 1999.

5. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч.1. Учебное пособие для вузов. -М.: Международные отношения, 1998.

6. И. Н. Герчикова, «Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности», М., 2000г.

7. К. А. Семенов, «Международные валютно-финансовые отношения», М., 1999г.

8. В. В. Павлов, «Кредитование внешнеэкономической деятельности», М., 1998г.

9. Халевинская Е.Д. Международные экономические организации (учебное пособие). М., 1999

10. «Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений" Учебник / Под ред. Круглова В.В. – М., 2000 г.

11. Герчикова И.Г. «Международные экономические организации.» / М.: 2001 г.

12. Х.А. Шреплер. Международные экономические организации. 1998.

13. Ломакин В.К. Мировая экономика. Учебник для ВУЗов. 1998.

14. ж. «Континент» №9(10) 10 - 23 ноября 1999 г. «Кредит МВФ: он как бы есть - и его сразу нет» Т.Абраменко

15. ж. «Транзитная экономика». №1-14, 1999г.

16. ж. «Экономика Казахстана». №7-8, 1997 г.

17. «Международный валютный фонд: на рубеже столетий» // Деньги и кредит. – 1999. - №7. 58

18. газета «Казахстанская правда» № 23 (16.07.2002) «Казахстан — МВФ: десятилетие плодотворного сотрудничества»; А. ПАВЛОВ

19. http://www.khabar.kz/index.php3?parent_id=1004525168

20. http://www.cagateway.org/index.php?nu=212&rg=2&lng=2

21. http://centrasia.org/newsA.php4?st=1047934800

22. http://www.imf.org/external/country/KAZ/index.htm

23. http://www.kubhost.com/~kubkz/print.php?sid=4945

24. www.worldbank.kz

25.http://www.atreidis.narod.ru/politology/torkunov-recenz.html

26.http://www.krugosvet.ru/articles/63/1006379/1006379a1.htm

27.http://www.rockfeller.ru/dict/rus/4596.shtml

28.http://www.rockfeller.ru/dict/rus/4595.shtml

29. http://moarcc.aris.kuin/win_r/info/mbrr.html

30. http://www.port.kz/news/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1

КРЕДИТЫ МВФ Казахстану

1992— май 1999 гг.

Страна Дата предостав­ления кредита Сумма Вид кредита
млн СДР млн долл.
Казахстан

1993 г.

23 июля

61,88 86 Механизм финансирова­ния системных преобразований, первый транш

1994 г.

26 января

185,63 255 Резервный кредит(«стэнд-бай»). Механизм финансирова­ния системных преобразо­ваний, второй транш

1995 г.

5 июня

185,60 290 Резервный кредит(«стэнд-бай»)

1996 г.

17 июля

309,40 446 Механизм расширенного финансирования
Всего 742,51 1077
Все страны 7505,82 10857

Таблица 2

КВОТЫ РОССИИ, ДРУГИХ СТРАН СНГ И БАЛТИИ В МВФ

Страны

Первона­чальные квоты,

млн СДР

В соответствии с де­вятым пересмотром квот (1992 г.) В соответствии с одиннадцатым пересмотром квот (1999г.)
млн СДР доля млн СДР доля
в общей в общей
сумме сумме
квот, % квот, %
Азербайджан 78,0 117,0 0,08 160,9 0,076
Армения 45,0 67,5 0,05 92,0 0,043
Белоруссия 187,0 280,4 0,20 386,4 0,182
Грузия 74,0 111,0 0,08 150,3 0,071
Казахстан 165,0 247,5 0,17 365,7 0,172
Киргизия 43,0 64,5 0,04 88,8 0,042
Латвия 61,0 91,5 0,06 126,8 0,060
Литва 69,0 103,5 0,07 144,2 0,068
Молдавия 60,0 90,0 0,06 123,2 0,058
Россия 2876,0 4313,1 3,00 5945,4 2,804
Таджикистан 40,0 60,0 0,04 87,0 0,041
Туркменистан 32,0 48,0 0,03 75,2 0,035
Узбекистан 133,0 199,5 0,14 275,6 0,130
Украина 665,0 997,3 0,69 1372,0 0,647
Эстония 31,0 46,5 0,03 65,2 0,031
Всего 4559,0 6837,3 4,76 9458,7 4,46

Таблица 3

Состояние займов МБРР, предоставленных Казахстану.

Завершенные займы на поддержку структурных преобразований.

Сумма Неизрасходовано Израсходовано Дата утверждения Дата закрытия
Реабилитационный заем 180.0 180.0 09/16/93 07/.31/95
Заем на поддержку структурных преобразований 180.0 180.0 06/08/95 12/31/96
Заем на структурные преобразования в финансовом секторе 180.0 180.0 06/08/.95 12/31/96
Заем на поддержку структурных преобразований в управлении ресурсами госсектора 230.0 230.0 08/26/97 12/31/99

Инвестиционные займы.

Сумма Неизрасходовано Израсходовано Дата утверждения Дата закрытия
Городской транспорт 40.0 0,1 39.0 04.07.94 09.30.98
Техническая помощь нефтяному сектору 15.7 2,3 13.4 06.02.94 03.31.00
Техническая помощь 38.0 0,7 37.3 08.03.93 06.30.00
Пилотный проект по регистрации прав на недвижимое имущество 10.0 4.3 5.7 04.03.97 12.31.00
Развитие финансового сектора и предприятий 62.0 49.2 12.8 04/18/95 09/30/01
Социальная защита 41.1 21.0 20.1 05/30/95 06/30/02
Ирригация и дренаж 80.0 47.7 32.3 06/18/96 12/31/03
Реабилитация Узеньского нефтяного месторождения 109.0 74.3 34.7 07/02/96 12/31/02
Модернизация казначейства 15.8 4.7 11.1 07/30/96 06/30/02
Пилотный проект по водоснабжению в г. Кзыл-Орда 7.0 0.5 6.5 12/23/96 12/31/01
Пост-приватизационная поддержка сельхозпредприятий 15.0 10.1 4.9 06/02/98 01/31/02
Проект реструктуризации дорожного транспорта 100.0 81.4 18.7 02/09/99 12/31/04
Проект реструктуризации здравоохранения 42.5 37.1 5.4 04/08/99 12/31/03
Проект правовой реформы 16.5 15.4 1.1 05/13/99 10/01/03
Пилотный проект по водоснабжению и канализации в г. Атырау 16.5 11.9 4.6 06/08/99 09/30/04
Проект реабилитации сетей электропередач 140.0 138.2 1.8 12/21/99 06/30/05

Таблица 4

Гарантии МАГИ в Казахстане

годы млн.долл. США
1996г 18.9
1997г 21.7
1998г 17.9

Таблица 5

Общие условия предоставления финансовой помощи МВФ.

Условия погашения кредита
Механизм финансирования Сборы Срок обязательной выплаты (гг.) Срок ожидаемой выплаты, (гг.) Периодичность отчислений
Договоренности о резервных кредитах «стэнд-бай» основная процентная ставка плюс надбавка 3 ¼ - 5 2 ¼ - 4 поквартально
Механизм расширенного финансирования основная процентная ставка плюс надбавка 4 ½ - 10 4 ½ - 7

два раза в год

Механизм компенсационного финансирования основная ставка 3 ¼ - 5 2 ¼ - 7 поквартально
Чрезвычайная помощь основная ставка 3 ¼ - 5 -- поквартально
Дополнительный резервный механизм основная ставка плюс 300-500 базисных пунктов 2-2 1/2 1-1 1/2 Два раза в год
Чрезвычайные кредитные линии основная ставка плюс 15-350 базисных пунктов 2-2 1/2 1-1 1/2 Два раза в год

Примечание.

Основная процентная ставка за кредит МВФ – 0,5%.

Комиссионные – 25 базисных пунктов на суммы, составляющие до 100% квоты, 10 базисных пунктов на суммы, превышающие 100% квоты.

Таблица 6

ФАКТИЧЕСКИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ СТРАН СНГ И БАЛТИИ ВАЛЮТНЫХ СРЕДСТВ МВФ1 , 1992—1998 гг.

(млн СДР)

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  389  390  391   ..

 

Страны Годы 1992—1998 гг.
1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 млн СДР % к итогу % к итогу
Все страны — члены МВФ 5335,4 5313,9 5889,9 18399,3 5979,6 16843,5 21482,2 79243,8 100,00
Все страны СНГ и Балтии 769,3 1474,6 1646,0 4984,5 3503,8 1919,3 5191,1 19488,6 24,59 100,0
В том числе:
Азербайджан 67,9 53,8 76,1 30,4 228,2 0,29 1,2
Белоруссия 70,1 120,1 190,2 0,24 1,0
Казахстан 61,9 136,1 92,8 92,8 154,7 538,3 0,68 2,8
Киргизия 43,9 9,5 30,3 16,1 32,3 10,8 142,9 0,18 0,7
Россия 719,0 1078,3 1078,3 3594,3 2587,9 1467,3 4600,0 15125,1 19,09 77,6
Таджикистан 15,0 7,5 47,8 70,3 0,09 0,4
Узбекистан 106,0 59,3 165,3 0,21 0,9
Украина 249,3 788,0 536,0 207,3 281,8 2062,4 2,60 10,6