Главная      Учебники - Экономика, финансы     Лекции по банковскому делу - часть 2

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  177  178  179   ..

 

 

Состояние и перспективы развития в России имущественного страхования

Состояние и перспективы развития в России имущественного страхования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 Теоретические основы страхования имущества.

2 Обзор российского рынка страхования имущества.

3 Предпочтения потребителей.

1 Теоретические основы страхования

имущества.

2 Обзор российского рынка страхования имущества.

Премии

% по ср.

Выплаты

% по ср.

Всего

276,60

161,76

171,80

143,46

1. По добровольным видам страхования

236,30

168,02-

. 134,60

146,34

в том числе

по страхованию жизни

139,70

175,08

111,70

149,80

по страхованию иному, чем жизнь

96,60

158,77

22,90

131,54

в том числе

личное страхование

29,30

182,75

13,40

155,76

по страхованию имущества

58,10

152,18

8,60

104,34

по страхованию ответственности

9,20

138,72

0,90

159,57

2. По обязательному страхованию

40,30

132,72

37.20

133,94

3 Предпочтения потребителей.

3.1 Отношение к страхованию имущества со

стороны потребителей

Основные показатели рынка стра­хования имущества за счет средств населения приве­дены в следующей таблице 3.1.

Таблица3.1

Динамика рынка страхования имущества

2001 год

2000 год

1999 год 1998год

Всего

62,11%

70,03%

64,49%

76,93%

1. По добровольным видам

56,96%

65,40%

57.53%

69.24%

в том числе

по страхованию жизни

79,96%

93,45%

89,01% 100,66%

по страхованию иному, чем жизнь

23,71%

28,61%

29,29% 43,09%

в том числе

личное страхование

45.73%

53.66%

50,22%

63.36%

по страхованию имущества

14.80%

21.59%

25,21%

35.37%

по страхованию ответственности

9.78%

8.50%

11,12%

20,34%

2. По обязательному страхованию

92.31%

91.47%

88.73%

91.19%

Виды страхования

2000

2001

2002

Страхование имущества

Расходы, млн.

долл.

185,4 310,4 484,1
Рост, число раз 1,23 1,67 1,56

Число

договоров, шт.

17,4 17,2 16,2
Рост, число раз 1,01 0,98 0,95
Страхование транспорта

Расходы, млн.

долл.

63,6 143,9 304,8
Рост, число раз 1,56 2,26 2,12

Число

договоров, шт.

0,41 0,52 0,68
Рост, число раз 1,19 1,27 1,32
Страхование недвижимости

Расходы, млн.

долл.

119,4 163,1 173,5
Рост, число раз 1,11 1,37 1,06

Число

договоров, шт.

16,8 16,5 15,4
Рост, число раз 1,19 1,27 1,32

Зубец А. Современное состояние рынка страховых услуг.//Страховое ревю. №3, 2004, с. 41

Как видно из таблицы, общий сбор премии по страхованию имущества за счет средств населения в 2002 году вырос в 1,6 раза, по страхованию кас­ко автотранспорта - в 2 раза. При этом наблюдается рост числа заключенных договоров по страхованию автотранспорта. Некоторое падение чис­ла заключенных договоров по страхо­ванию имущества в целом на фоне роста сбора премии свидетельствует о продолжающемся переносе «цент­ра тяжести» в имущественном страхо­вании с низкодоходных групп потре­бителей на высокодоходные. Уход с рынка многочисленной клиентуры с низким уровнем доходов, сохранив­шей страховые привычки с советских времен, значительно перекрывается в денежной выражении расширением страхования среднего класса и высокодоходных групп населения, тогда как по количеству заключенных договоров имеется некоторый откат.

Такая динамика позволяет сделать вывод о том, что в отношении населе­ния к страхованию наступил качествен­ный перелом. Поэтому в дальнейшем (разумеется, при условии сохранения положительной динамики уровня жиз­ни) можно ожидать сохранения высо­ких темпов роста страхового рынка.

Основной фактор, оказывающий наибольшее влияние на потребитель­ское поведение - это его уровень до­хода. Некоторое самостоятельное значение имеют возраст, пол потре­бителя, а также география прожива­ния потребителя, однако их значение несравнимо с влиянием уровня жиз­ни. Для устранения влияния зависимости уровня дохода от возраста и пола потребителей (например, молодые мужчины чаще оказываются на высо­кодоходных должностных позициях, чем пожилые женщины) из всех по­требителей выделена имущественная группа с примерно одинаковым до­ходом в 200-300 долларов в месяц на члена семьи.

Как видно, зависимость числа используемых видов страхования от уровня дохода является наиболее сильной. При решении маркетинговых задач прочими зависимостями можно пренебречь в силу их слабости или использовать их как дополнительные.

Сбыт страховых услуг во многом определяется отношением потребите­лей к страхованию. Оно заметно раз­личается в зависимости от уровня до­хода и возраста респондентов.

В низкодоходной группе очень велико число тех, кто не сумел определиться с отношением к страхованию. С ростом доходов растет понимание необходимости страховаться как эле­мента современного стиля жизни. Уве­личивается число тех, кто считает страхование способом защиты от не­приятностей и выгодным вложением денег. Однако очень большая разни­ца между двумя этими оценками по­казывает, что россияне, даже с высоким уровнем доходов, пока не счита­ют страхование экономически выгод­ным. Это и понятно: при убыточности страхования имущества за счет средств населения на уровне 39,5% (поданным за 2002 год) страхователи получают назад менее половины средств, выплаченных компании. На сегодня основным мотивом приобре­тения страхования остается поиск пси­хологической уверенности, защита от страха. А эмоции, лишенные экономи­ческой основы, даже при всем значе­нии психологии для мотивации потре­бителей, не могут вызвать большого интереса к страховым услугам. Ситу­ация может измениться с ростом убыточности страховых операций – при убыточности операций в пределах 80-90% разница в премии и выплатах может рассматриваться потребителя­ми как плата за срочное предоставле­ние средств на восстановление иму­щества. А при убыточности более 100% страхование вообще превраща­ется в инвестиционную услугу, соче­тающую получение дохода и экстренное предоставление средств на лик­видацию ущерба. Разумеется, такое страхование будет более привлека­тельным для потребителей.[22]

Большое значение на денный момент и имеющий перспективу быстрого развития имеет Интернет рынок страховых услуг, а именно, имущественного страхования, который за последние 5 лет развития прошёл стадии развития «от нуля» до нескольких процентов в структуре страхового рынка.

Таблица 3.2

Способы приобретения страховых услуг, % по видам страхования

Обратил-

ся в офис

страховой

компании

К предста-

вителю

страховщика

в банке/авто-

салоне

Купил

через

Интер-

нет

Обратил-

ся к стра-

ховому

агенту

Ко мне

обратил-

ся стра-

ховой

агент

Страховку

для меня

приобрёл

работода-

тель

Другое

Страхование

автотранспорта

47,1 13,3 1,1 13,6 15,8 0,9 8,1

Страхование

недвижимого

имущества

34,7 1,0 0,7 10,3 46,0 0,3 6,8

Зубец А. Современное состояние рынка страховых услуг.//Страховое ревю. №4, 2004, с. 24

Одним из важных факторов, оказывающих прямое влияние на повышение качества и эффективности страховых услуг на российском рынке, является эффективность системы управления качеством, базирующаяся на комплексной стандартизации.

Реально управлять качеством страховых услуг и повышать конкурентоспособность на российском и мировом рынках можно, если технология страхования базируется на системе взаимоувязанных стандартов, охватывающих все стороны и этапы процесса страхования.

“Стандартизация- деятельность по установленным правилам и характеристикам в целях их добровольного и многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и увеличения конкурентоспособности продукции, работ и услуг” Закон РФ “О техническом регулировании” статья11 ,в том числе повышения уровня безопасности имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Необходимость стандартизации в страховании не вызывает сомнений, так как страховые услуги, как никакие другие, нуждаются в прозрачности и доверии со стороны потенциальных страхователей – потребителей страховых услуг. Понятно, что большее доверие вызовет та страховая компания, которая будет вести свою деятельность в соответствии с национальными и международными стандартами.

Анализ современного российского законодательства показывает, что вопросы стандартизации в страховом деле отнесены к компетенции Национального органа Российской Федерации по стандартизации и регламентируются данным новым законом. При этом страховые услуги не были в списке перечня товаров (услуг), подлежащих обязательной сертификации. Именно поэтому реально ещё не разработаны необходимые страховщикам добровольные стандарты.[23]

3.2 Состояние и перспективы пользования ус­лугами страхования

имущества

В настоящее время на рынке наи­более популярными страховыми услу­гами из тех, что оплачиваются сами­ми потребителями, являются автомо­бильное страхование, страхование недвижимости.

Для потребителей набольший ин­терес представляет страхование авто­мобилей, имущества пожаров, а так­же медицинское страхование. О сохра­нении уровня жизни в старости или в случае потери кормильца, о защите материального благополучия детей печется значительно меньше россиян.

При этом спрос на страхование от по­жара, ущерба в результате ДТП и из-за профессиональных ошибок растет с уровнем дохода, а на защиту от про­чих опасностей либо остается на пре­жнем уровне, либо падает.

Очевидно, что рост спроса на ав­тострахование с повышением уровня доходов связан с расширением пользования собственными машина­ми. Интерес к защите от пожара оп­ределяется количеством недвижимо­сти, в том числе загородной, находя­щейся в распоряжении потребителей. С другой стороны, снижение спроса на защиту семьи и детей от бедности связан с тем, что для предотвраще­ния этой опасности население зани­мается накоплением, а страхование не воспринимается как эффективный ин­струмент борьбы с ней.

Таблица 3.3

Намерение населения пользоваться страховыми услугами

Средний месячный доход на члена семьи, долл.

до 100

долл.

100-200

долл.

200-300

долл.

300-500

долл.

Более 500

долл.

В сред-

нем

Намерение пользоваться страховыми услугами, %

Страхование

автомобиля

4,3

7,8

33,9

44,2

41,4

11,4

Страхование

недвижимого

имущества вне

муниципальной

программы

2,0

3,7

20,2

26,9

23,9

6,7

Страхование

квартиры в рамках

муниципальной

программы

1,0

1,4

13,2

15,9

15,5

3,8

Зубец А. Современное состояние рынка страховых услуг.//Страховое ревю. №3, 2004, с. 47

Соответственно, если говорить о намерении пользоваться страховыми услугами, то наибольший спрос в ближайшее время будет наблюдаться на страхование каско автотранспорта, страхование недвижимости. Именно на эти сегмен­ты рынка должна ориентироваться компания, желающая увеличить объем продаж страховых услуг.

Таблица 3.4

Пользование страховыми услугами по имущественным группам

Средний месячный доход на члена семьи, долл.

до 100

долл.

100-200

долл.

200-300

долл.

300-500

долл.

Более 500

долл.

В сред-

нем

Пользование страховыми услугами по имущественным группам, %

Страхование

автомобиля

6,2

10,9

14,3

23,1

29,9

10,3

Страхование

недвижимого

имущества вне

муниципальной

программы

7,9

7,6

11,6

14,3

16,5

9,3

Страхование

квартиры в рамках

муниципальной

программы

3,0

3,7

7,3

11,1

13,0

4,6

Зубец А. Современное состояние рынка страховых услуг.//Страховое ревю. №3, 2004, с. 45

Как видно из таблиц, наиболее быстрый рост числа полисов придется в ближайшее время на высокодоход­ные группы потребителей. С другой стороны, они достаточно немногочис­ленны и сконцентрированы в крупней­ших городах страны, в основном - в Москве, где имеется жесткая конкурен­ция между страховщиками. В связи с этим позиционирование компании от­носительно потребительских групп представляет самостоятельную задачу.

Наибольшие имущественные раз­личия в спросе на страховые услуги наблюдаются в страховании недвижимости за счет средств потребителя. Соответственно, в нём необходимо более детально подходить к позиционированию страховых услуг – для его продвижения необходимо использовать рекламные и иные коммуникационные инструменты, нацеленные на высокодоходные группы.[24]

Заключение

Объективная экономическая необходимость использования страхо­вания в целях защиты имущественных интересов обусловлена возникно­вением случайных, непредвиденных событий, имеющих неблагоприятные последствия. По мере укрепления российского страхового рынка как час­ти финансово-кредитной системы вопросы развития имущественного страхования приобретают особое значение. Значимость определяется тем, что имущественное страхование позволяет обеспечить не только непре­рывность социально-экономического развития, но и способствует мини­мизации потерь при наступлении страхового случая.

Для создания эффективной системы имущественного страхования необходимо совершенствовать нормативную базу страховой деятельно­сти, проводить активную структурную политику на рынке страховых ус­луг, совершенствовать взаимоотношения российского и международного страховых рынков. Особое внимание следует уделить организации и классификации имущественного страхования, а также совершенствованию страхования средств транспорта, грузов, финансовых рисков и иных видов страхования.

Со стороны государства нужны меры по повышению жизненного уровня населения , повышения благосостояния людей. Быстрый рост благосостояния приво­дит, во-первых, к накоплению имуще­ства, нуждающегося в страховой защите, а, во-вторых, к появлению у на­селения свободных средств, которые могут быть потрачены на страхование. С ростом доходов также наблюдается проявление тяги к сохранению достиг­нутого уровня жизни, что также спо­собствует проявлению интереса к страхованию. Все это привело к тому, что за последние два года объем рын­ка страхования, иного, чем страхование жизни, вырос более чем в 3 раза.

Имущественное страхование как источник финансово-кредитных ресурсов рынка обеспечивает социально-экономическую стабильность в обществе и является средством защиты от неблагоприятных изменений экономической конъюнктуры.


список используемой

литературы

1. Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации"с изменениями от 20 июля 2004 г.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации

3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации

4. Александров А.А. Страхование. М.-1999

5. Ахвледиани Ю.Т. Имущественное страхование. М.- 2001

6. Гвозденко А.А. Основы страхования. М.- 2003

7. Гинзбург А.И. Страхование. СПб.-2002

8. Коваль А.П. В ВСС уважительно относятся ко всем коллегам по бизнесу. //Финансы №3, 2003, с. 43

9. Томилин В.Н. Транспортное страхование в России и странах Балтии. М.- 2000

10. Бесфамильная Л., А.Цыганов, Р.Шамсутдинов. Качество и сертификация страховых услуг. Страховое ревю. №10, 2003

11. Зубец А. Современное состояние рынка страховых услуг.//Страховое ревю. №3, 2004

12. Зубец А. Современное состояние рынка страховых услуг.//Страховое ревю. №4, 2004

13. Никитин А.В. Использование механизма страхования сельскохозяйственных рисков для обеспечения устойчивого развития сельхозпроизводства. //Финансы. №4, 2004

14. Платоненко Е. Перспективы развития страхового предпринимательства.//Страховое ревю.№3,2003

15. Фатеев А. Страховой рынок России: отчётные и реальные показатели.//Финансы. №8, 2004

16. После "жизни" - "имущество". Анжела Долгополова


[1] Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

[2] Ахвледиани Ю.Т. Имущественное страхование. М.- 2001, с. 12

[3] Гвозденко А.А. Основы страхования. М.- 2003, с. 87

[4] Томилин В.Н. Транспортное страхование в России и странах Балтии. М.- 2000, с.37

[5] Ахвледиани Ю.Т. Имущественное страхование. М.- 2001, с. 30

[6] Гинзбург А.И. Страхование. СПб.-2002, с. 43

[7] Ахвледиани Ю.Т. Имущественное страхование. М.- 2001, с. 47

[8] Томилин В.Н. Транспортное страхование в России и странах Балтии. М.- 2000, с.76

[9] Ахвледиани Ю.Т. Имущественное страхование. М.- 2001, с. 63

[10] Александров А.А. Страхование. М.-1999, с. 52

[11] Ахвледиани Ю.Т. Имущественное страхование. М.- 2001, с. 69

[12] Никитин А.В. Использование механизма страхования сельскохозяйственных рисков для обеспечения устойчивого развития сельхозпроизводства. //Финансы. №4, 2004, с. 47

[13] WWW.GOVERNMENT.RU

[14] Коваль А.П. В ВСС уважительно относятся ко всем коллегам по бизнесу. //Финансы №3, 2003, с. 43

[15] WWW.INS-FORUM.RU

[16] Зубец А. Современное состояние рынка страховых услуг.//Страховое ревю. №3, 2004, с. 40

[17] Платоненко Е. Перспективы развития страхового предпринимательства.//Страховое ревю.№3,2003, с.14

[18] Фатеев А. Страховой рынок России: отчётные и реальные показатели.//Финансы. №8, 2004, с. 43

[19] WWW.FMBIZ.RU После "жизни" - "имущество".Анжела Долгополова

[20] Платоненко Е. Перспективы развития страхового предпринимательства.//Страховое ревю.№3,2003, с.17

[21] WWW.FMBIZ.RU После "жизни" - "имущество".Анжела Долгополова

[22] Зубец А. Современное состояние рынка страховых услуг.//Страховое ревю. №3, 2004, с. 45

[23] Л.Бесфамильная, А.Цыганов, Р.Шамсутдинов. Качество и сертификация страховых услуг. Страховое ревю. №10, 2003, с.3-9

[24] Зубец А. Современное состояние рынка страховых услуг.//Страховое ревю. №3, 2004, с. 46

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  177  178  179   ..