Октановое число

  Главная      Учебники - АЗС, нефть     Производство высокооктановых бензинов (Гуреев А.А., Жоров Ю.М.) - 1981 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..

 

 

Октановое число


Мерой детонационной стойкости бензинов является их октановое число. Октановое число численно равно процентному содержанию изооктана в эталонной смеси с гептаном, которая по детонационной стойкости в условиях стандартного одноцилиндрового двигателя эквивалентна испытуемому бензину.

Оценка детонационной стойкости бензинов производится на установке УИТ-65, основным элементом которой является стандартный одноцилиндровый карбюраторный двигатель с переменной степенью сжатия. Суть определения сводится к подбору смеси эталонных углеводородов, которая при данной степени сжатия стандартного двигателя сгорает с такой же интенсивностью детонации, как и испытуемый бензин. В качестве эталонных углеводородов приняты: изооктан (2,2,4-триметилпентан) и «-гептан. Изооктан очень трудно окисляется в паровой фазе, и его детонационная стойкость условно принята равной 100 единицам. Гептан, наоборот, довольно легко окисляется, и его детонационная стойкость принята равной нулю.

Октановые числа бензинов выше 100 единиц определяют сравнением бензина с изооктаном, в который добавлена антидетонацнонная присадка — тетра-этилсвинец. Определение октановых чисел на установке УИТ-65 ведут в двух режимах: в жестком режиме при частоте вращения коленчатого вала двигателя 900 об/мин (метод принято называть моторным) и в мягком режиме при частоте вращения коленчатого вала двигателя 600 об/мин (исследовательский метод).

Октановое число бензина, найденное по исследовательскому методу, обычно несколько выше октанового числа, определенного по.моторному методу. Разницу в октановых числах бензина, найденных этими двумя методами, называют чувствительностью. Она зависит от химического состава бензина: наибольшую чувствительность имеют непредельные углеводороды, несколько меньшую — ароматические, затем нафтеновые и наименьшая чувствительность— у парафиновых углеводородов.

Оценка детонационной стойкости бензинов в лабораторных условиях на одноцилиндровом двигателе имеет относительный характер и не всегда совпадает с фактической детонационной стойкостью бензинов в полноразмерных двигателях в условиях эксплуатации. Считают, что исследовательский метод в какой-то мере характеризует антидетонационные свойства бензинов при работе двигателя в условиях городской езды при сравнительно низкой тепловой напряженности. При повышении теплового режима двигателя (длительная загородная езда, езда по плохим дорогам, перевозка тяжелых грузов, преодоление перевалов и т. д.) фактическая детонационная стойкость бензина больше соответствует октановым числам, определенным по моторному методу.

Для более точной оценки детонационной стойкости бензинов, главным образом для исследовательских целей, разработаны методы определения октанового числа на полноразмерных двигателях в стендовых условиях (фактическое октановое число) и в дорожных условиях непосредственно на автомобиле (дорожное октановое число). Внимание многих исследователей привлекает проблема создания безмоторных методов оценки детонационной стойкости бензинов. Действительно, если детонационная стойкость бензинов зависит от окисляемости углеводородов в паровой фазе в условиях предпламенных реакций, очевидно, изучая это свойство непосредственно в модельных условиях, можно определять октановые числа, не прибегая к помощи двигателя.

Интерес к таким методам повысился в последние годы еще и в связи с тем, что подобные компактные лабораторные установки легко можно разместить на потоке и оценивать детонационную стойкость бензина непосредственно в процессе производства с дальнейшей автоматизацией заводских процессов компаундирова- ‘ ния, введения антидетонационных присадок и т. д.

Один из таких приборов для контроля детонационной стойкости бензинов в потоке, названный «Monirex», описан еще в 1969 г. [2]. Более совершенный прибор сделан в последние годы фирмой Апасоп; эта фирма предлагает две модификации прибора для лабораторных определений (модель 80L) и для определений в потоке (модель 80).
 

В основу приборов положен принцип оценки интенсивности окисления смеси паров бензина с воздухом при температуре около 300 °С.

Оценку детонационной стойкости авиационных бензинов проводят на бедной и богатой смесях в условиях наддува. Детонационную стойкость авиационных бензинов обозначают дробью, числитель которой — октановое число на бедной смеси, а знаменатель— сортность на богатой смеси в условиях наддува. Сорт-' ностью бензина называют возможное увеличение мощности (в процентах) при переводе стандартного одноцилиндрового двигателя с технического изооктана на данный бензин за счет увеличения наддува при той же степени сжатия, в условиях отсутствия детонации [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..