Снятие и установка головки цилиндров. Для замены головки
цилиндров или ее деталей, а также деталей цилиндро-поршневой группы,
прокладки головки цилиндров, клапанов и седел клапанов снятне головки
цилиндров необходимо произвести в следующем порядке: слить из системы
охлаждения двигателя охлаждающую жидкость;
отсоединить все трубопроводы от головки цилиндров и защитить их
внутренние полости от попадания пыли и грязи;
снять крышку головки цилиндров, а затем форсунки, предохраняя
распылитель от ударов и засорения отверстий;
снять оси коромысел вместе с коромыслами и вынуть штанги;
ослабить гайки крепления головки цилиндров, соблюдая ту же
последовательность, что и при затяжке (см. рис. 6), а затем отвернуть
их;
снять головку цилиндров с двигателя и проверить ее состояние; снять
осторожно прокладку головки
цилиндров, избегая повреждения; при необходимости заменить прокладку.
Головку цилиндров заменяют при наличии трещин, проходящих через
отверстия под направляющие втулки клапанов, отверстия под стаканы
форсунок и гнезда под седла клапанов, и трещин на стенках рубашки
охлаждения в местах, недоступных для ремонта.
Наличие трещин устанавливают внешним осмотром, а также при испытании
головок цилиндров на герметичность водой под давлением 4 кгс/см2.
Герметичность рубашки охлаждения головки цилиндров можно проверить,
подведя в нее сжатый воздух и погрузив головку в ванну с водой. Трещины
будут видны по выходящим пузырькам воздуха. Трещины и пробоины не
допускаются. Допускаются лишь мелкие трещины на привалочной поверхности
между отверстиями под распылитель форсунки и клапаны, не захватывающие
рабочей фаски впускного клапана и не нарушающие герметичность. Если при
испытании головки цилиндров на герметичность обнаружится нарушение
уплотнения стакана форсунки, следует подтянуть гайку крепления стакана.
Если при этом течь не устраняется, стакан снимают и заменяют
уплотнительное кольцо и шайбу, а в случае необходимости и стакан. Гайку
крепления стакана форсунки затягивают с приложением момента 9—11 кгс •
м.
Головку цилиндров устанавливают на двигатель в последовательности,
обратной разборке. При этом привалочные плоскости блока и головки
цилиндров необходимо протереть чистой ветошью, обращая внимание на
правильность установки прокладки головки цилиндров на штифты и окантовок
прокладки на бурты гильз цилиндров.
Гайки крепления головок цилиндров затягивают в порядке возрастания
номеров, как показано на рис. 6, с приложением момента 22—24 кгс-м.
После первой затяжки необходимо повторной операцией проверить требуемый
крутящий момент на каждой гайке, соблюдая указанную последовательность.
Замена деталей шатунно-поршневой группы. При
нормальных износах деталей цилиндро-поршневой группы (отсутствии трешин,
задиров и т. д.) поршень, гильзу, палец и кольца, как правило, заменяют
одновременно. Поршневые кольца обычно приходится менять чаще, чем весь
комплект.
Для снятия поршней и гильз с двигателя необходимо:
установить автомобиль на осмотро-вую канаву и слить масло и охлаждающую
жидкость из двигателя;
снять головки цилиндров и поддон картера двигателя;
отогнуть замковые шайбы и отвернуть болты крепления крышек нижних
головок шатунов, убедиться в наличии меток спаренности на стыке со
стороны длинного болта; при отсутствии меток, а также если метки плохо
видны, их следует нанести вновь; замена крышек или перестановки их с
одного шатуна на другой не допускаются;
снять поршень в сборе с шатуном через цилиндр, а затем гильзы из блока
цилиндров при помощи приспособления (рис. 7).
Для разборки комплекта поршень-шатун необходимо:
снять кольца с поршня специальными щипцами (рис. 8), ограничивающими
расширение кольца до диаметра 142,5 мм;
вынуть стопорные кольца поршневого пальца с помощью круглогубцев;
вынуть поршневой палец, предварительно выдержав поршень в сборе с
шатуном в масляной ванне в течение 10 мин при температуре масла 80— 100
3С.
После разборки поршень и поршневые кольца очищают от нагара и промывают
прочищают отверстия для отвода масла. После очистки и мойки детали
необходимо тщательно осмотреть, а при необходимости обмерить
универсальным или специальным мерительным инструментом.
Замена поршней и гильз. Номинальный зазор между внутренней поверхностью
гильзы и юбкой поршня в холодном состоянии должен быть 0,19— 0,21 мм.
Если зазор превышает 0,45 мм, поршневую группу нужно заменить.
Гильзу цилиндра заменяют, если имеются трещины, обломы и задиры
внутренней поверхности, вмятины и забоины на опорном буртике,
кавитационные раковины, выходящие на канавки под уплотнительные кольца;
если внутренний диаметр в результате износа превышает 130,18 мм (при
установке в гильзу поршня с поршневыми кольцами, которые в ней работали
до разборки, диаметр можно увеличить до 130,25 мм): овальность и
конусность гильзы превышают 0,06 мм. Диаметры следует замерять в двух
взаимно перпендикулярных направлениях.
Поршень заменяют, если есть задиры на боковой поверхности, выгорание на
днище поршня, трещины в днище поршня или на
перемычках канавок для поршневых колец; если диаметр юбки поршня менее
129,6 мм (замер следует проводить в плоскости, перпендикулярной оси
поршневого пальца,на расстоянии 153 мм от днища поршня); если есть
задиры на поверхности отверстия под поршневой палец, диаметр отверстия
под поршневой палец превышает 50,03 мм, а овальность и конусность
отверстия превышает 0,015 мм, торцевые зазоры между новыми поршневыми
кольцами и канавками поршня превышают: для верхнего компрессионного
кольца (размер а на рис. 9) 0,35 мм, для второго и третьего
компрессионных колец (размер б) 0,30 мм, для маслосъемных колец (размер
в) 0,25 мм.
Для замера торцевых зазоров поршень в сборе с новыми кольцами вставляют
в калиброванную шайбу с внутренним диаметром 130,00—130,01 мм. Замер
нужно производить одновременно с двух диаметрально противоположных
сторон поршня.
Замена поршневых колец. Поршневые кольца заменяют при расходе масла
двигателем, превышающим 3% расхода топлива и повышенном дымлении через
сапун. Если вышеуказанные явления не наблюдаются, а двигатель по
каким-либо причинам поступил в текущий ремонт, то кольца заменяют только
при наработке двигателем более 150 тыс. км, полностью или частично
сработанных канавках на рабочей поверхности второго и третьего
компрессионных колец, наличии задиров на внешней цилиндрической
поверхности.
Замена поршневого пальца. Поршневой палец заменяют при наличии грубых
рисок, задиров, наволакивании металла и прижогах, если наружный диаметр
менее 49,98 мм, а овальность и конусность превышают 0,015 мм.
Замена шатуна. Шатун заменяют при наличии трещин. Если внутренний
диаметр втулки верхней головки шатуна более 50,08 мм, втулку необходимо
выпрессовать и проверить диаметр отверстия головки шатуна (под втулку),
который должен быть не более
56,04 Мм. Проверять диаметр нужно как
при ослаблении посадки, так и при повороте втулки.
При запрессовке новой втулки натяг должен быть в пределах 0,5—0,12 мм.
Внутренний диаметр нижней головки шатуна проверяют после контрольной
затяжки шатунных болтов с моментом 20—22 кгс-м. Предельно допустимый
диаметр должен составлять 92,98—
93,05 мм, если среднее арифметическое диаметров в плоскости стыка и
сечении, перпендикулярном стыку, не выходит за пределы 93,00—93,021 мм.
Ширина нижней кривошипной головки должна быть не менее 41,25 мм. При
меньшей ширине нижней головки шатун следует заменить.
Непараллельность осей отверстий верхней и нижней головок шатуна (изгиб)
без ремонта допускается не более 0,08 мм на длине 100 мм* а отклонение
осей указанных отверстий от положения одной плоскости (скручивание) не
более 0,1 мм на длине 100 мм. Если непараллельность и скручивание осей
верхней и нижней головок шатуна выше допустимых, шатун нужно заменить.
Допускается установка новой втулки в отверстие верхней головки с
последующей расточкой внутреннего диаметра до 50to:o4s(i мм, обеспечив
при этом отклонение от параллельности осей не более 0,04 мм на длине 100
мм, положение осей в одной плоскости в пределах 0,04 мм на длине 100 мм
и расстояние между указанными осями 265±0,04 мм.
Правка шатуна не допускается. При ремонте запрещается установка крышки с
другого шатуна. Проверять шатун нужно по меткам спаренности, нанесенным
на шатуне и крышке.
Рис. 8. Приспособление для установки и снятия
поршневых колец
Рис. 9. Торцевые зазоры между поршневыми
кольцами и канавками поршня