61. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧЕ ТЕПЛОВОЗОВ ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловозы ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э: Пособие машинисту 2-е изд (Нотик З.X.) - 1996 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  ..

 

 

61. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧЕ ТЕПЛОВОЗОВ ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э
 


Каждый тепловоз, кроме дизеля, экипажа, вспомогательного и тормозного оборудования, имеет передачу, т. е. комплекс устройств, при помощи которых энергия, снимаемая с коленчатого вала дизеля, передается на колесные пары для создания силы тяги. Передача должна обеспечить: наибольшую силу тяги при трогании тепловоза с места (т. е. в тот момент, когда дизель развивает небольшую мощность); сохранение постоянной мощности дизеля независимо от условий

движения тепловоза (при определенной частоте вращения коленчатого вала дизеля); автоматическое изменение силы тяги в зависимости от скорости движения тепловоза; отсутствие постоянной связи коленчатого вала дизеля с колесными парами, дающее возможность пуска дизеля и работы его без нагрузки; изменение направления движения тепловоза без реверсирования дизеля. Кроме того, передача должна иметь высокий коэффициент полезного действия (к. п. д.) на
всех режимах работы тепловоза и быть надежной в эксплуатации.

На тепловозах ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ применена электрическая передача постоянного тока, которая, помимо выполнения указанных требований, обеспечивает также электрический пуск дизеля, дистанционное управление агрегатами, 'защиту оборудования от аварийных режимов, работу по системе многих единиц. При такой передаче вырабатываемая первичным двигателем — дизелем — ме-ханическая энергия преобразуется генератором в электрическую. Ток от генератора поступает в тяговые электродвигатели, преобразующие электрическую энергию в механическую. Вращающий момент от якорей тяговых электродвигателей через тяговые редукторы передается на колесные пары.

Все электрические машины, аппараты и приборы тепловоза ЧМЭЗ показаны на принципиальной схеме

электрооборудования (рис. 100, см. вкладку). Для удобства пользования схема дана в заводском исполнении, т. е. в таком виде, в каком она изображена на внутренней стороне двери аппаратной камеры и в прилагаемых к тепловозу заводских инструкциях.

Принципиальная схема электрической передачи тепловоза ЧМЭЗ показана на рис. 101. Тяговый генератор Г питает током шесть тяговых электродвигателей 1—6 с последователь-ным возбуждением, постоянно соединенных в три параллельные ветви. Каждая ветвь состоит из двух последовательно соединенных тяговых электродвигателей. Подключение тяговых электродвигателей к тяговому генератору производится поездными контакторами КП1—КПЗ. Для изменения направления движения тепловоза обмотки возбуждения тяговых электродвигателей /—2, 3—4 и 5—6 соединены с соответствующими якорными обмотками через контакты реверсора Р.

Электрическая схема предусматривает двухступенчатое ослабление возбуждения тяговых электродвигателей, для чего параллельно их обмоткам возбуждения через контакты контакторов ослабления возбуждения КШI—КШ6 подключаются шунтирующие резисторы RIII1—RIII6. На первой ступени ослабления возбуждения включены контакторы КШ1, КШЗ и КШ5, вследствие чего 35 % тока нагрузки протекает по обмоткам возбуждения, а 65 % — по шунтирующим резисторам. На второй ступени ослабления возбуждения дополнительно включаются контакторы КШ2, КШ4 и КШ6. В этом случае по обмоткам возбуждения тяговых электродвигателей протекает 20 % тока нагрузки, а 80 % идет по шунтирующим резисторам. Таким образом, коэффициенты ослабления возбуждения первой и второй ступеней (т. е. процентное отношение тока возбуждения к току нагрузки) равны соответственно 35 и 20 %.

Тяговый генератор получает независимое возбуждение от возбудителя В после включения контактора КВ. В свою очередь возбудитель имеет независимое возбуждение и самовозбуждение. Независимая обмотка 1F возбудителя питается от вспомогательного генератора ВГ, а обмотка параллельного возбуждения D — от самого возбудителя. Дифференциальная (противокомпа-ундная) обмотка 2F возбудителя, подключенная параллельно обмотке добавочных полюсов Q тягового генератора, позволяет осуществлять автоматиче-
ское регулирование мощности тягового генератора при различных скоростях движения тепловоза.

При пуске дизеля тяговый генератор работает в режиме стартерного электродвигателя с последовательным возбуждением, получая питание от аккумуляторной батареи БА. Подключение тягового генератора к батарее производится пусковыми контакторами КД1 и КД2. Батарея является также источником питания всех потребителей при неработающем дизеле. Во время работы дизеля цепи управления и освещения питаются от вспомогательного генератора. Диод Д4 предотвращает разрядку батареи на вспомогательный генератор. На тепловозах ЧМЭЗ первого выпуска эту задачу выполняло реле обратного тока вместе с контактором зарядки батареи.

Основная электрическая аппаратура тепловоза ЧМЭЗ (реверсор, контакторы, реле, регулятор напряжения и т. д.) установлена в аппаратной камере (рис. 102, а), на каркасе которой смонтирован главный распределительный щит (рис. 102, б). Кроме того, часть аппаратов находится в кабине машиниста на главном (рис. 103, а) и вспомогательном (рис. 103, б) пультах управления.

Ряд аппаратов (блок-магнит, концевой выключатель, реле давления масла и воздуха, термореле и др.) размещен в машинном помещении тепловоза.

 

 

 

Рис. 101. Принципиальная схема электрической передачи тепловоза ЧМЭЗ:
Q обмотка добавочных полюсов тягового генератора; S — пусковая обмотка тягового генератора; F независимая обмотка возбуждения тягового генератора; IF—независимая обмотка возбуждения возбудителя; D обмотка параллельного возбуждения возбудителя; 2F—противокомпаундная обмотка возбудителя (остальные
обозначения см. на рис. 100)

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 102. Расположение электроаппаратуры на тепловозах ЧМЭ3 с No 923:

 

 

 

 

 

 

Рис. 103. Главный (а) и вспомогательный (б) пульты управления тепловоза ЧМЭ3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  ..