Поршень дизельного двигателя ЯМЗ-236

  Главная        Автомобили - МАЗ       Автомобиль МАЗ-500 и его модификации. Конструкция и техническое обслуживание (М. С. Высоцкий, Л. X. Гилелес)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500

 

 

Поршень дизельного двигателя ЯМЗ-236

 

 

Поршень 5 (рис. 17) отливается из высококремнистого алюминиевого сплава (с содержанием 22% кремния). Отливка поршня подвергается искусственному старению. Алюминиевый сплав по сравнению с ковким чугуном, из которого изготовлялись поршни двигателя ЯАЗ-204, имеет значительно большую теплопроводность и меньшую плотность. Благодаря этому обеспечивается хорошее охлаждение днища поршня и равномерное его нагревание.

Недостатком алюминиевых поршней является значительное расширение их при нагревании, что приводит, как правило, к необходимости иметь относительно больший зазор между гильзой и поршнем. Поэтому большое внимание было уделено выбору геометрической формы поршня.

Как юбка, так и головка поршня имеют некруглое поперечное сечение и непрямолинейную продольную образующую. Юбка поршня в поперечном сечении имеет форму овала с переменной по высоте поршня разностью осей. Цилиндрический пояс головки поршня имеет овальное сечение, большая ось которого лежит в плоскости, перпендикулярной к оси поршня, которого лежит в плоскости, перпендикулярной к оси поршневого пальца. В диаметральном сечении профиль поршня представляет собой плавную бочкообразную кривую. При данной форме поршня, несмотря на применение алюминиевого сплава, стало возможным довести монтажный зазор в сопряжении нижней части юбки и гильзы до 0,19—0,21 мм, а между головкой и гильзой — до 0,7 мм Это обеспечивает полное прилегание поршня к гильзе во время работы.

В головке поршня расположена камера сгорания, форма которой максимально способствует лучшему распыливанию топлива форсункой.

Для лучшего отвода тепла от камеры сгорания основная часть металла поршня сосредоточена в верхней его части.

Снаружи на боковой поверхности поршня имеются пять канавок для поршневых колец. В трех верхних канавках помещаются компрессионные кольца 4, обеспечивающие герметичность камеры сгорания. В двух нижних канавках устанавливаются маслосъемные кольца 3. Под канавками для маслосъемных колец располагается по два ряда отверстий диаметром 4 мм для отвода излишков масла с рабочей поверхности гильзы.

По диаметру нижнег^ пояса (юбки) поршни делятся на четыре размерные группы (см. табл 1), обозначаемые клеймами А, АА, ААА, АААА на днище поршня. Такая разбивка облегчает подбор пары гильза — поршень для получения необходимого теплового зазора. При сборке подбирают поршни и гильзы цилиндров только одноименных размерных групп; невыполнение данного условия может привести к задирам на поверхности гильз или заклиниванию поршня.

Внутри поршня имеются две бобышки с отверстиями под поршневой палец. В отверстиях сделаны канавки, в которые закладываются пружинные стопорные кольца, ограничивающие осевое перемещение пальца. Для лучшей циркуляции масла в местах трения поршневого пальиа и лучшего их охлаждения в бобышках просверлены два отверстия диаметром 4 мм, через которые ,масло отводится в картер двигателя.

По диаметру отверстия под поршневой палец поршни двигателей до июня 1966 г. дополнительно делились на следующие три размерные группы, обозначаемые клеймами Б, ББ, БББ на днище поршня:

 

 

Поршни с пальцами подбирают одной размерной группы.

С июня 1966 г. поршни не имеют разбивки на размерные группы по посадке пальца.

В нижней части юбки поршня со стороны бобышек находятся
сегментные вырезы, служащие для предотвращения задевания противовесов коленчатого вала о поршень. ,

Для предохранения поршня от задиров и увеличения его срока службы поверхность его ниже верхнего маслосъемного кольца подвергается лужению (толщина слоя олова 0,003—0,006 мм).

Внизу с внутренней стороны юбки у поршня имеется кольцевое утолщение, предназначенное для увеличения жесткости и подгонки поршней по весу путем частичного срезания этого утолщения.

На днище поршня имеются метки «ПР» или «ЛВ», обозначающие соответственно, что поршень предназначен для правого или левого ряда цилиндров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..