КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500
Поршень дизельного двигателя ЯМЗ-236
Поршень 5 (рис. 17) отливается из
высококремнистого алюминиевого сплава (с содержанием 22%
кремния). Отливка поршня подвергается искусственному старению.
Алюминиевый сплав по сравнению с ковким чугуном, из которого
изготовлялись поршни двигателя ЯАЗ-204, имеет значительно
большую теплопроводность и меньшую плотность. Благодаря этому
обеспечивается хорошее охлаждение днища поршня и равномерное его
нагревание.
Недостатком алюминиевых поршней является значительное расширение
их при нагревании, что приводит, как правило, к необходимости
иметь относительно больший зазор между гильзой и поршнем.
Поэтому большое внимание было уделено выбору геометрической
формы поршня.
Как юбка, так и головка поршня имеют некруглое поперечное
сечение и непрямолинейную продольную образующую. Юбка поршня в
поперечном сечении имеет форму овала с переменной по высоте
поршня разностью осей. Цилиндрический пояс головки поршня имеет
овальное сечение, большая ось которого лежит в плоскости,
перпендикулярной к оси поршня, которого лежит в плоскости,
перпендикулярной к оси поршневого пальца. В диаметральном
сечении профиль поршня представляет собой плавную бочкообразную
кривую. При данной форме поршня, несмотря на применение
алюминиевого сплава, стало возможным довести монтажный зазор в
сопряжении нижней части юбки и гильзы до 0,19—0,21 мм, а между
головкой и гильзой — до 0,7 мм Это обеспечивает полное
прилегание поршня к гильзе во время работы.
В головке поршня расположена камера сгорания, форма которой
максимально способствует лучшему распыливанию топлива форсункой.
Для лучшего отвода тепла от камеры сгорания основная часть
металла поршня сосредоточена в верхней его части.
Снаружи на боковой поверхности поршня имеются пять канавок для
поршневых колец. В трех верхних канавках помещаются
компрессионные кольца 4, обеспечивающие герметичность камеры
сгорания. В двух нижних канавках устанавливаются маслосъемные
кольца 3. Под канавками для маслосъемных колец располагается по
два ряда отверстий диаметром 4 мм для отвода излишков масла с
рабочей поверхности гильзы.
По диаметру нижнег^ пояса (юбки) поршни делятся на четыре
размерные группы (см. табл 1), обозначаемые клеймами А, АА, ААА,
АААА на днище поршня. Такая разбивка облегчает подбор пары
гильза — поршень для получения необходимого теплового зазора.
При сборке подбирают поршни и гильзы цилиндров только
одноименных размерных групп; невыполнение данного условия может
привести к задирам на поверхности гильз или заклиниванию поршня.
Внутри поршня имеются две бобышки с отверстиями под поршневой
палец. В отверстиях сделаны канавки, в которые закладываются
пружинные стопорные кольца, ограничивающие осевое перемещение
пальца. Для лучшей циркуляции масла в местах трения поршневого
пальиа и лучшего их охлаждения в бобышках просверлены два
отверстия диаметром 4 мм, через которые ,масло отводится в
картер двигателя.
По диаметру отверстия под поршневой палец поршни двигателей до
июня 1966 г. дополнительно делились на следующие три размерные
группы, обозначаемые клеймами Б, ББ, БББ на днище поршня:
Поршни с пальцами подбирают одной размерной
группы.
С июня 1966 г. поршни не имеют разбивки на размерные группы по
посадке пальца.
В нижней части юбки поршня со стороны бобышек находятся
сегментные вырезы, служащие для предотвращения задевания
противовесов коленчатого вала о поршень. ,
Для предохранения поршня от задиров и увеличения его срока
службы поверхность его ниже верхнего маслосъемного кольца
подвергается лужению (толщина слоя олова 0,003—0,006 мм).
Внизу с внутренней стороны юбки у поршня имеется кольцевое
утолщение, предназначенное для увеличения жесткости и подгонки
поршней по весу путем частичного срезания этого утолщения.
На днище поршня имеются метки «ПР» или «ЛВ», обозначающие
соответственно, что поршень предназначен для правого или левого
ряда цилиндров.
|