Для увеличения срока службы деталей привода
клапанов применены кулачки с непрерывно изменяющейся кривизной
профиля, так называемые безударные кулачки. При этом профиле
кулачка в отличие от тангенциального устраняются разрывы
кинематической цепи привода клапана после изменения Направления
ускорения толкателя и снижаются действительные
скорости посадки клапана на седло. Это
очень важно, так как при тангенциальном профиле кулачка
возникают значительные колебания звеньев механизма, что приводит
к повышенному износу деталей и к ненормальной работе всего
газораспределительного механизма.
На передний конец распределительного вала насажена косозубая
шестерня 3, приводящая его во вращение от коленчатого вала.
Шестерня крепится на валу с помощью шпонки и затягивается
гайкой.
Продольное перемещение распределительного вала ограничивается
упорным фланцем 2 из стали 65Г, который крепится к блоку
цилиндров болтами.
Толкатель
Толкатель 19 качающегося типа, изготовлен из стали 45. Движение
от распределительного вала к толкателю передается через ролик
33, установленный на игольчатом подшипнике 34.
Применение роликовых толкателей позволило исключить схватывание
в парах толкатели — кулачки и резко уменьшить износ
распределительного вала и толкателей.
С целью повышения долговечности в толкатель запрессована каленая
пята 37 из высококачественной стали, служащая упорным
подшипником для штанги. Внутренняя сферическая поверхность пяты
имеет твердость HRC 58—63. В отверстие толкателя запрессованы
латунные втулки 36.
Толкатели (12 шт.) подвешены на разрезной оси, состоящей из трех
частей (крайних 18 и средней 28) и установленной на четырех
опорах, сделанных в приливах блока цилиндров. В отверстия этих
опор запрессованы чугунные втулки 17, 27 и 30, в которых оси
стыкуются. Чтобы толкатели соседних цилиндров не сближались,
между ними установлены распорные втулки 20.
Для подвода смазки в оси имеются продольный канал диаметром 10
мм и радиальные отверстия диаметром 2 мм, число которых равно
числу толкателей. Торцовое отверстие задней части оси толкателей
имеет коническую резьбу, в которую ввертывают пробку,
закрывающую продольный канал с торца.
Штанга 13 толкателя представляет собой пустотелый стержень,
изготовленный из стали 35, с запрессованными с обоих концов
наконечниками со сферическими головками. Головки наконечников,
изготовленные из стали 15ХФ, цементованы на глубину 0,6—0,9 мм и
имеют твердость поверхности HRC 56—62.
Верхний шаровой наконечник штанги упирается в сферическое
углубление регулировочного винта 10, ввернутого в тело
коромысла, а нижний — в пяту 37 толкателя.
Коромысла
Коромысла 5 клапанов изготовляют из стали
45; в их отверстия запрессовывают бронзовые втулки 6.
Коромысла устанавливают на индивидуальные оси 4, крепящиеся к
головке цилиндров болтами, затяжка которых контро-
лируется. Момент затяжки болтов равен 12—15
кГ-м. Точное положение оси коромысла на головке цилиндров
фиксируется двумя установочными штифтами //, запрессованными в
тело оси. От осевого смещения коромысло крепится на оси упорной
шайбой 7 и стопорным кольцом 8.
В тело коромысла ввернут регулировочный винт 10 со сферическим
углублением, в которое упирается наконечник штанги.
Регулировочный винт, предназначенный для установки теплового
зазора между носком (закругленным концом) коромысла и торцом
клапана, контрится контргайкой 9. Носок коромысла, закаленный т.
в. ч., давит во время работы двигателя непосредственно на торец
стержня клапана.
Клапаны
Клапаны делятся на впускные и выпускные.
Каждый цилиндр имеет один выпускной 16 и один впускной 15
клапаны.
Впускной клапан изготовлен из жаропрочной стали ЭИ 107. Его
диаметр по условному проходу (среднему поясу) равен 58 мм, фаски
выполнены под углом 29°15' к оси стержня клапана; диаметр
стержня клапана 12Клапан подвергают закалке с последующим
отпуском, твердость HRC 35—40; твердость торца стержня клапана
HRC 50—57.
Выпускной клапан сварной. К верхней части Стержня клапана
стыковой сваркой приварен наконечник стержня из стали 40ХН. Сам
клапан изготовлен из жаропрочной стали ЭИ69. Диаметр выпускного
клапана по условному проходу (среднему поясу) равен 46 мм; фаска
выполнена под углом 44°15/ к оси стержня клапана. Головка
впускного клапана имеет большие размеры, чем выпускного, для
лучшего наполнения цилиндра воздухом. Выпускной клапан
подвергают закалке и отпуску, твердость HRC 25—30; твердость
торца стержня клапана HRC 50—57.
Каждый клапан под действием пружин плотно прижимается притертым
конусом головки к седлу в головке блока. Стержни клапанов
перемещаются в металлокерамических пористых направляющих
втулках, которые обеспечивают хорошую смазку пары втулка —
клапан.
В верхней части стержня клапана сделана выточка для разрезного
сухаря 26, который с помощью втулки 25 и тарелки 24 соединяет
клапан с пружинами 22 и 23. Такое крепление пружин способствует
провороту клапанов при работе двигателя, что исключает местный
износ торца клапана и благоприятно влияет на долговечность
рабочей фаски клапана.
Для компенсации удлинения стержня клапана при его нагревании
между торцом стержня и носком коромысла для обоих клапанов
предусматривается зазор, равный 0,25—0,30 мм в холодном
состоянии двигателя. Этот зазор регулируют винтом.
Пружины клапана
Пружины клапана
изготовляют из стали 50ХФА и покрывают маслостойким лаком.
Каждый клапан имеет две пружины: наружную 22
и внутреннюю 23. У наружной пружины направление навивки правое,
общее число витков 8±0,15, длина в свободном состоянии 74 мм‘ У
внутренней пружины направление навивки левое, общее число витков
9±0,15, длина в свободном состоянии 63 мм.
Для повышения усталостной прочности пружины подвергаются
дробеструйной обработке.
Пружины одним концом через шайбу 21 упираются в тело головки, а
другим —в тарелку 24 клапана, соединяющуюся разрезным коническим
сухарем 26 через втулку 25 с верхним концом стержня клапана. |