ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) - часть 28

 

  Главная      ЗИЛ     АВТОМОБИЛЬ ЗИЛ-131 И ЕГО МОДИФИКАЦИИ. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ТО (1980 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     26      27      28      29     ..

 

 

 

ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) - часть 28

 

 

Окончание 

П р и ч и н а и  п р и з н а к  н е и с п р а в н о с т и 

С п о с о б  у с т р а н е н и я 

С т а р т е р после  п у с к а  д в и г а т е л я не  о т к л ю ч а е т с я 

1. Неисправность вспомогательного 

реле 

2. Межвитковое замыкание

 в 

мотке тягового реле стартера 

об-

1, Остановить двигатель, "отключить 

провод от выводов аккумуляторной ба-

тареи. Устранить неисправность вспомо-

гательного реле 

2. Заменить реле стартера 

СИСТЕМА  О С В Е Щ Е Н И Я И  С В Е Т О В О Й  С И Г Н А Л И З А Ц И И 

ОСВЕЩЕНИЕ 

В систему освещения и световой сигнализации входят две 

фары, два подфарника, управляемый прожектор, два задних фо-
наря. В кабине установлены потолочный плафон, лампа на пе-

реднем щите кабины, лампа осве-

щения приборов и сигнальные лам-

пы разного назначения. 

К системе освещения относятся 

т а к ж е подкапотная лампа, штеп-
сельные розетки переносной лампы 

и прицепа. 

Фары имеют герметизированный 

оптический элемент с лампой нака-

ливания 12 В, 50 + 40 Вт. Нить 

50 Вт  — д а л ь н и й свет, нить 40 Вт — 

ближний свет. 

Л а м п ы фары необходимо заме-

нять с тыльной стороны  о т р а ж а т е л я 
в следующем порядке: 

а) отвернуть пластмассовый дер-

ж а т е л ь 2  к о ж у х а (рис. 96); 

б) снять пластмассовый  к о ж у х 3 

с контактами (прокладку 1 выни-
мать из посадочного гнезда не ре-

комендуется); 

в) вынуть  л а м п у

 4

 из оптиче-

ского элемента; 

г) вставить во втулку 5 новую 

лампу, проверив, есть ли в гнезде 
м е ж д у металлическими втулками 5 и б резиновая прокладка 1 
и нет ли на ней каких-либо посторонних предметов, вставить ко-
ж у х 3 с контактами; 

д) завернуть  д е р ж а т е л ь

 2

  к о ж у х а . 

При смене лампы необходимо следить за тем, чтобы пыль не 

попала внутрь оптического элемента.  Ж е л а т е л ь н о менять лампу 
в помещении с минимальной запыленностью воздуха» 

-219 

Рис. 96. Фара ФГ122-ГТ: 

п р о к л а д к а ;

 2

 —  д е р ж а т е л ь  к о ж у х а ; 

к о ж у х ;

 4

 —  л а м п а ;

 5

 —  в т у л к а 

р е ф л е к т о р а ;

 6 —

  в т у л к а 

Д л я регулировки обычных фар следует установить автомобиль 

(без нагрузки) на горизонтальной площадке, чтобы его продоль-

ная ось была перпендикулярна стене или специальному экрану, 

расположенному на расстоянии 10 м от фар автомобиля. Затем 
надо: 

Рис. 97. Разметка экрана для регулировки направления световых 

пучков фар: 

1 п я т н о  с в е т а ;  / / —  л и н и я  в ы с о т ы  ц е н т р а  ф а р ; /// —  л и н и я  ц е н т р а  л е в о й 

ф а р ы ;

 IV

линия оси  а в т о м о б и л я ; V  — л и н и я  ц е н т р а  п р а в о й  ф а р ы 

1. Провести на экране вертикальную линию

 IV,

  с о в п а д а ю щ у ю 

с осевой линией автомобиля (рис.  9 7 ) . 

2. По обе стороны от нее провести две вертикальные линии

 III 

и

 V

 на одинаковом расстоянии, равном половине расстояния 

м е ж д у центрами фар. 

3. Провести горизонтальную линию

 II

 на уровне высоты цент-

ров фар от земли. 

4. Провести горизонтальную линию

 АА

 на 150 мм ниже ли-

нии

 II

 центров фар. 

Н и ж е линии

 А А

 на 435 мм провести горизонтальную ли-

нию

 ББ

 для контроля ближнего света фар. 

5. Включить дальний свет фар и при закрытой правой фаре 

отрегулировать свет левой фары так, чтобы центр светового 

пятна  л е ж а л в точке пересечения горизонтальной

 АА

 и левой вер-

тикальной  л и н и и

- I I I .

  Д л я регулировки необходимо поворачивать 

винты вертикальной и горизонтальной регулировки фары. 

6. Закрыть левую фару и отрегулировать правую фару;- ана® 

логичным образом добиться совпадения центра светового пятна 

с

 центром пересечения горизонтальной

 АА

 и правой вертикаль-

ной

 V

 линий. 

7. Убедиться, что верхние края световых пятен обеих фар на-

ходятся, на экране на одном уровне, после чего закрепить фары. 

8. После закрепления фар снова проверить правильность их 

регулировки, 

-220 

9. После проверки света фар необходимо включить ближний 

свет. Центры пятен ближнего света должны  л е ж а т ь на линии

 ББ. 

Если при правильно отрегулированном дальнем свете центры пя-
тен ближнего света смещены относительно линии

 ББ

, надо про-

верить правильность посадки лампы в фаре или сменить лампу. 

Подфарники установлены в крыльях под фарами и снабжены 

двухнитевыми лампами 12 В,  2 1 + 5 Вт. Нить 5 Вт  с л у ж и т для 
обозначения габарита автомобиля, нить 21 Вт —  д л я сигнализации 

поворота. 

Задние фонари прикреплены при помощи кронштейнов к зад-

ней балке платформы, и  к а ж д ы й имеет две лампы 12 В, 21 и 
5 Вт.  Л а м п а 5 Вт предназначена  д л я определения  г а б а р и т а авто-
мобиля (задний свет), а лампа 21 Вт включается при торможе-

нии и для сигнализации поворота. 

Управляемый прожектор установлен на автомобиле снаружи 

кабины, с левой стороны, на поворотном кронштейне; он снабжен 

двухнитевой лампой 12 В, 50 + 40 (используется только нить 
50  В т ) . Управляемый прожектор  с л у ж и т как для освещения (по-

стоянный свет), так и для сигнализации (мигающий свет). 

Выключателей управляемого прожектора два; они установлены 

на внутренней панели кабины автомобиля. Первый — для вклю-
чения прожектора, двухпозиционный: «Включено», «Выключено»; 
второй —  д л я сигнализации (кнопка), действует при выключенном 

положении первого выключателя; положение «Включено» — нефик-

сированное. 

Плафон кабины установлен на потолке кабины и снабжен лам-

пой 12 В, 6 кд. Выключатель плафона находится на щите кабины. 

Корпус плафона изолирован от кабины и соединен проводом 

непосредственно с отрицательным выводом аккумуляторной ба-
тареи. При отключении батареи ее выключателем плафон остается 

под током (сеть аварийного освещения) и может быть включен в 
случае надобности. 

Фонарь освещения кабины установлен на переднем щите ка-

бины с правой стороны и укомплектован лампой 12 В, 1,5 кд. Вы-
ключатель  л а м п ы находится на внутренней панели кабины под 

лампой. 

Подкапотная  л а м п а 12 В, 8 Вт крепится к щиту двигателя 

и снабжена выключателем (непосредственно на корпусе лампы), 

Л а м п ы освещения приборов 12 В, 1,5 кд вставлены в гнезда, 

выполненные в корпусах приборов. Всего предусмотрено шесть 
ламп (пять  д л я освещения щитка приборов и  о д н а —  д л я осве-
щения манометра системы регулирования давления в шинах). 

Контрольная лампа дальнего света 12 В, 1,5 кд (находится 

в верхней части щитка приборов) загорается при включении даль-
него света фар, имеет синий светофильтр. 

Контрольная лампа аварийного перегрева  о х л а ж д а ю щ е й жид-

кости 12 В, 1 кд установлена на щитке приборов снизу слева и 
имеет линзу красного цвета.  Л а м п а загорается при повышении 

температуры жидкости в системе  о х л а ж д е н и я выше заданной. 

-221 

Л а м п а включается термовыключателем, установленным в верх-
нем бачке радиатора, при температуре 115°С. 

Контрольная  л а м п а аварийного снижения давления масла 12 В, 

1 кд установлена на щитке приборов и имеет линзу красного 

цвета. 

Контрольная лампа указателей поворотов 12 В, 1 кд установ-

лена на щитке приборов и имеет линзу зеленого цвета.  Л а м п а 
включается одновременно с указателями поворотов и горит пре-

рывистым светом. 

Контрольная  л а м п а системы управления включением переднего 

моста 12 В, 1,5 кд установлена на щитке приборов и имеет крас-
ный светофильтр. Работа лампы описана в  р а з д е л е  « Р а з д а т о ч н а я 

коробка». 

Штепсельные розетки переносной лампы закреплены в кабине 

(включена в сеть аварийного освещения), с внутренней стороны 

крыши, на стойке основания  д е р ж а т е л я запасного колеса. 

Штепсельная розетка питания рации закреплена в кабине на 

правой боковой панели. 

Штепсельная розетка прицепа семиконтактная, прикреплена к 

задней поперечине рамы и служит  д л я соединения соответствую-
щих цепей электрооборудования автомобиля с приборами элект-

рооборудования прицепа. 

Центральный переключатель света  с л у ж и т для включения фар, 

подфарников, задних фонарей и ламп освещения приборов. 

Ручка переключателя имеет три фиксированных положения: 
положение 0  — р у ч к а полностью  н а ж а т а до отказа, освещение 

выключено; 

положение / — ручка вытянута на половину хода, включены 

задние фонари и подфарники; 

положение

 II

 — ручка вытянута полностью, включены задние 

фонари и фары. 

При включении задних фонарей и подфарников включаются 

лампы освещения приборов; вращением этой ручки регулируется 
яркость освещения приборов. 

Ножной переключатель света фар двухпозиционный, гермети-

зированный; установлен на наклонном полу кабины около педали 
сцепления,  с л у ж и т  д л я переключения фар с дальнего света на 
ближний и наоборот (при полностью вытянутой ручке централь-
ного переключателя). При включении дальнего света фар 
одновременно загорается контрольная лампа на щитке при-
боров, 

СИГНАЛИЗАЦИЯ ТОРМОЖЕНИЯ И ПОВОРОТА 

При нажатии на тормозную педаль пневматический выключа-

тель замыкает цепь ламп 21 Вт в задних фонарях. Если при 
этом не включен указатель поворота (движение по прямой), то 
горят лампы в обоих задних фонарях» 

-222 

Указатели поворота включаются переключателем, укреплен-

ным на рулевой колонке (см. рис. 63). Поворотом ручки переклю-

чателя вверх (по ходу часовой стрелки) включается  у к а з а т е л ь 
правого поворота, т. е. нить 21 Вт лампы правого подфарника и 

лампа 21 Вт правого заднего фонаря. Поворотом ручки вниз (про-

тив хода часовой стрелки) включается  у к а з а т е л ь левого поворота, 
т. е. соответственно нить 21 Вт левого подфарника и лампа 21 Вт 
левого заднего фонаря. 

Возвращение переключателя в выключенное (нейтральное) по-

ложение осуществляется автоматически при выходе автомобиля 

на прямую; ступица рулевого колеса вращает ролик переключа-
теля, переводя его в выключенное положение. 

В цепи питания  у к а з а т е л я поворота предусмотрен прерыватель 

РС57, вследствие чего обеспечивается проблесковая сигнализа-
ция (прерывистое горение  л а м п ) . 

Прерыватель электромагнитный, управляемый накаливаемой 

нитью. Ремонт и регулировка прерывателя возможны только в 
специализированных мастерских. Если при включении поворота го-
рят обе лампы, т. е. нить 21 Вт в подфарнике и лампа 21 Вт зад-
него фонаря, то на щитке приборов загорается прерывистым зе-

леным светом контрольная лампа  у к а з а т е л я поворотов. 

Если лампа горит постоянно, или не зажигается, или если пре-

рывание света происходит с пониженной или повышенной часто-
той, то это указывает на неисправность сигнальных ламп (в под-
фарнике и заднем фонаре) или прерывателя. 

Если после включения  у к а з а т е л я поворота  н а ж и м а ю т на тор-

мозную педаль, то сигнал торможения будет подаваться только 
одним задним фонарем, т. е. при включении левого поворота сиг-
нал торможения подается правым задним фонарем, и наоборот. 
Д л я того чтобы можно было различить  у к а з а т е л ь поворота и сиг-
нал торможения (при одновременном их включении), сигнал тор-
можения горит постоянно, а  у к а з а т е л ь  п о в о р о т а — прерывистым 
светом. 

При установке переключателя указателей поворота на автомо-

биль надо обеспечить зазор  м е ж д у резиновым ролйком

 17 

(см. рис. 67) переключателя и ступицей рулевого колеса (в ней-

тральном положении рычага) в пределах 1—2 мм. Зазор регули-

руют перемещением переключателя на кронштейне в горизонталь-

ном положении, ослабив  д в а винта. После регулировки винты тща-

тельно затягивают. Переключать указатели поворота из одного 
положения в другое необходимо плавно, без рывков и ударов. 

Не следует допускать попадания на резиновый ролик переключа-

теля смазочных материалов. Ось резинового ролика и фиксацион-
ную скобу надо смазывать смазкой в соответствии с картой 

смазки, сняв предварительно крышку. 

После длительного перерыва в эксплуатации рекомендуется вы-

полнить от руки 10—20 полных переключений рычага переключа-

теля указателей поворота» 

-223 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМ ОСВЕЩЕНИЯ 

И СВЕТОВОЙ  С И Г Н А Л И З А Ц И И 

В сроки, указанные в  р а з д е л е «Техническое обслуживание ав-

томобиля», надо выполнять следующее: 

1. Протереть  н а р у ж н у ю поверхность рассеивателей фар, под-

фарников и задних фонарей. 

2. Осмотреть рассеиватели. Разбитый или треснувший рассей -

ватель должен быть заменен. 

3. Проверить исправность всех приборов системы освещения и 

сигнализации в различных положениях центрального и ножного 
переключателей света, а  т а к ж е переключателя  у к а з а т е л я поворотов. 

4. Убедиться в исправности всех контрольных ламп. 
5. Проверить и, если надо, подтянуть крепление фар, подфар-

ников, заднего фонаря, центрального переключателя света и пере-

ключателя указателей поворотов. 

6. Проверить крепление и состояние изоляции проводов фар и 

подфарников. 

7. Очистить от пыли и грязи поверхности и  з а ж и м ы ножного 

переключателя света и выключателя сигналов торможения. 

П Р Е Д О Х Р А Н И Т Е Л И В СИСТЕМЕ  Э Л Е К Т Р О О Б О Р У Д О В А Н И Я 

В системе электрооборудования автомобиля предусмотрены 

следующие предохранители: биметаллический предохранитель на 
20 А в цепи наружного освещения и ламп освещения приборов, рас-
положенный на центральном переключателе света; биметалличе-

ский кнопочный предохранитель на 20 А для цепей электрического 
сигнала и штепсельных розеток переносной лампы, установленный 
на отдельной панели за щитом кабины слева (вместе с прерыва-
телем  у к а з а т е л я поворотов, колодкой  з а ж и м о в и блоком предо-
хранителей на 6  А ) ; два биметаллических предохранителя на 6 А 
в цепях питания электродвигателя отопителя, контрольно-измери-
тельных приборов и прерывателя  у к а з а т е л я поворотов. 

З В У К О В О Й  С И Г Н А Л 

Звуковой электрический сигнал вибрационный, безрупорный, 

установлен под капотом. Сигнал включается кнопочным выключа-

телем (кнопкой), расположенным в центре рулевого колеса. Про-

вод выключателя соединен с пучком проводов при помощи кон-
тактного устройства, находящегося в верхней части рулевой ко-
лонки. 

Следует проверять крепление сигнала и  з а т я ж к у зажимов, а 

т а к ж е очищать сигнал от пыли и грязи. Следует избегать длитель-
ных включений сигнала. 

Кроме электрического, на автомобиле установлен  т а к ж е пнев-

матический двухрупорный звуковой сигнал (двухтональный). Кно-
почный выключатель пневмосигнала крепят на горизонтальном 

-224 

полу кабины под левой ногой водителя. Оба звуковых сигнала 
установлены под капотом. 

В кабине водителя автомобиля ЗИЛ-131 установлен дополни-

тельно звуковой сигнал (зуммер) С39, включаемый с платформы. 
Выключатель сигнала укреплен на предпоследней стойке с левой 
стороны платформы. 

На автомобиле для обогрева кабины установлен

 отопитель, 

вентилятор которого приводится во вращение электродвигателем. 

Электродвигатель последовательного возбуждения, с секциониро-

ванной обмоткой включается отдельным переключателем, имею-
щим три положения (выключено, полная скорость, пониженная 

скорость) при включенном зажигании. 

В цепи питания электродвигателя,  м е ж д у выключателем зажи-

гания и переключателем электродвигателя, предусмотрен предо-
хранитель на 6 А. 

Якорь электродвигателя вращается в подшипниках' скольже-

ния, установленных в крышках. 

В кабине установлен вентилятор для ее вентиляции в летнее 

время. Он приводится во вращение электродвигателем  М Э И мощ-
ностью 4 Вт. Вентилятор включается при помощи выключателя, 
укрепленного на переднем щите кабины. 

Основные контрольные приборы объединены на общем щитке, 

установленном на переднем щите кабины. На щитке установлены 
следующие приборы: спидометр со счетчиком числа километров 

пробега, масляный манометр, термометр системы охлаждения, 

цвухстрелочный воздушный манометр тормозной системы, указа-
тель уровня топлива в топливных баках, амперметр и контрольные 

лампы (первая — аварийного снижения давления масла, вторая—< 
перегрева жидкости в системе охлаждения, третья — работы указа* 

телей поворота, четвертая — включения дальнего света и пятая. 

включения переднего моста). Кроме того, на переднем щите (слева 
от щитка приборов) установлен воздушный манометр системы ре-
гулирования давления воздуха в шинах, 

Э Л Е К Т Р О Д В И Г А Т Е Л И  О Т О П И Т Е Л Я 

И  В Е Н Т И Л Я Т О Р А  К А Б И Н Ы 

Техническая характеристика 

Номинальное напряжение, В , . , , . 

Номинальная мощность, Вт » .  . . . . . . . . . . . . . 

Направление врадцения со стороны привода .  . . . . . . 

Частота вращения вала при

 номинальной

 нагрузке,

 об/мин 

12 

35 

Правое 

1200 

К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Е  П Р И Б О Р Ы 

В—244 

КАБИНА И ПЛАТФОРМА 

КАБИНА 

Кабина автомобиля цельнометаллическая, трехместная, имеет 

разрезное, состоящее из двух половин панорамное неоткрываю-
щееся ветровое стекло/ 

Рис. 981 Стеклоподъемник: 

/ - — б а л а н с и р н а я  п р у ж и н а ;

 2 —

  о с ь  з у б ч а т о г о  с е к т о р а ; 3 —  з у б ч а -

т ы й  с е к т о р ;

 4 —

  п р и в о д н о й  в а л и к  с т е к л о п о д ъ е м н и к а ;

 5

 —  к о р п у с ^ 

с т е к л о п о д ъ е м н и к а ;

 6

 —  р у ч к а  с т е к л о п о д ъ е м н и к а ; 7 —  р ы ч а г ;

 8 — 

о п у с к н о е  с т е к л о  д в е р и ;

 9 —

  о б о й м а ;

 10 —

  к у л и с а ; // —  р о л и к ;

 12 — 

ось  р о л и к а ;

 13 —

  п р у ж и н а  т о р м о з н о г о  м е х а н и з м а ;

 14

 —  п о в о д о к 

п р и в о д н о г о  в а л и к а ;

 15

 —  к о р п у с  т о р м о з н о г о  м е х а н и з м а ;

 16

 —  в е д у -

щ а я  ш е с т е р н я ;

 17

 —  у п о р  ш е с т е р е н 

В крыше кабины имеются два вентиляционных люка с крыш-

ками, открывающимися  н а р у ж у . При пользовании люком крышка 
в открытом положении фиксируется зажимом, установленным на 
ручке люка. 

-226 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     26      27      28      29     ..