ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) - часть 2

 

  Главная      ЗИЛ     АВТОМОБИЛЬ ЗИЛ-131 И ЕГО МОДИФИКАЦИИ. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ТО (1980 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

 

ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) - часть 2

 

 

которые при большой  ч а с т о т е  в р а щ е н и я  в а л а могут выпла-
виться. • 

7.  Н е о б х о д и м о  п р о в е р я т ь на  с л у х  п р а в и л ь н о с т ь вращения цент-

рифуги.  П о с л е остановки прогретого  д в и г а т е л я  и с п р а в н а я центри-
ф у г а  д о л ж н а  в р а щ а т ь с я  е щ е  2 — 3 мин, при этом слышен своеоб-

разный звук. 

8.  Ж и д к о с т ь из системы  о х л а ж д е н и я  н а д о  с л и в а т ь через три 

к р а н а : кран  п а т р у б к а  р а д и а т о р а и  д в а  к р а н а пускового подогре-
в а т е л я (см.  р а з д е л  « П у с к о в о й  п о д о г р е в а т е л ь  д в и г а т е л я » ) ; при на-
личии в системе  о х л а ж д е н и я  р а с ш и р и т е л ь н о г о  б а ч к а — через че-
т ы р е  к р а н а . При сливе  ж и д к о с т и из системы  о х л а ж д е н и я не-
о б х о д и м о  о т к р ы в а т ь пробку  р а д и а т о р а или  р а с ш и р и т е л ь н о г о 

б а ч к а . 

П о с л е слива всей  ж и д к о с т и  н а д о  з а к р ы т ь кран отопителя ка-

бины и  о т к р ы т ь его снова  т о л ь к о после  з а л и в к и  ж и д к о с т и и про-
грева  д в и г а т е л я . 

При сливе  ж и д к о с т и в зимнее  в р е м я  с л е д у е т  к о н т р о л и р о в а т ь 

исправность сливных кранов,  т а к как накипь и грязь,  з а н е с е н н ы е 
в м е с т е с  ж и д к о с т ь ю , могут  п е р е к р ы в а т ь  о т в е р с т и е  к р а н а , и  ж и д -
кость не  б у д е т полностью  с л и в а т ь с я . Зимой это  м о ж е т привести 

к  з а м е р з а н и ю  о х л а ж д а ю щ е й  ж и д к о с т и в  р у б а ш к е блока и  р а з р у -

шению блока цилиндров. 

Д л я  п р е д о т в р а щ е н и я  з а м е р з а н и я  о х л а ж д а ю щ е й  ж и д к о с т и не-

о б х о д и м о систему  о х л а ж д е н и я  п р о м ы т ь  д о  н а с т у п л е н и я  м о р о з о в . 
Одновременно  н а д о  п р о д у т ь остов  р а д и а т о р а  с ж а т ы м  в о з д у х о м , 
н а п р а в л я я  с т р у ю  в о з д у х а из-под капота  н а р у ж у . 

9. Ручной  т о р м о з  я в л я е т с я стояночным, и пользоваться им при 

д в и ж е н и и  а в т о м о б и л я не рекомендуется, за исключением аварий-

ных  с л у ч а е в . 

10.  Н е л ь з я начинать  д в и ж е н и е  а в т о м о б и л я при  д а в л е н и и в 

пневматической системе привода  т о р м о з о в  н и ж е 4,5 кгс/см

2

. Сво-

бодный  х о д тормозной  п е д а л и  д о л ж е н быть в  п р е д е л а х  4 0 — 
60 мм. 

Конденсат из  в о з д у ш н ы х  б а л л о н о в необходимо  с л и в а т ь  т о л ь к о 

при наличии  д а в л е н и я  в о з д у х а в системе. 

11.  К р у т ы е  п о д ъ е м ы и спуски необходимо  п р е о д о л е в а т ь на низ-

ших  п е р е д а ч а х ,  т а к как при неумелом переключении  п е р е д а ч на 
п о д ъ е м а х и спусках  м о ж н о вывести из строя сцепление. Свобод-

ный  х о д  п е д а л и сцепления  д о л ж е н быть  3 5 — 5 0 мм. 

12.  Т р о г а н и е с места  а в т о м о б и л я необходимо выполнять  т о л ь к о 

на первой  п е р е д а ч е . 

13.  В к л ю ч а т ь задний  х о д и  п о н и ж а ю щ у ю  ( п е р в у ю )  п е р е д а ч у 

в  р а з д а т о ч н о й коробке  н а д о  т о л ь к о после полной остановки авто-
м о б и л я (см.  р а з д е л  « П р а в и л а  в о ж д е н и я  а в т о м о б и л я » ) , 

14.  А в т о м о б и л ь  с н а б ж е н специальными тонкостенными ши-

нами, приспособленными  д л я  р а б о т ы с переменным  д а в л е н и е м 

в о з д у х а . При снижении  д а в л е н и я  в о з д у х а в  ш и н а х  н а г р у з к у авто-
мобиля  с л е д у е т  в с е г д а  д е р ж а т ь в  п р е д е л а х ,  у к а з а н н ы х в настоя-
щем Техническом описании и инструкции цр  э к с п л у а т а ц и и , 

15. Система  р е г у л и р о в а н и я  д а в л е н и я  в о з д у х а в  ш и н а х при дви-

жении  а в т о м о б и л я  д о л ж н а  б ы т ь постоянно  в к л ю ч е н а (шинные 

к р а н ы на  к о л е с а х  о т к р ы т ы ) . 

16.  С н и ж а т ь  д а в л е н и е  в о з д у х а в шинах  с л е д у е т  т о л ь к о  д л я уве-

личения проходимости  а в т о м о б и л я при преодолении особо  т р у д н ы х 

у ч а с т к о в пути. 

П р о б е г шин при сниженном  д а в л е н и и ограничен (см.  р а з д е л 

« П р а в и л а  в о ж д е н и я  а в т о м о б и л я » ) , поэтому  с н и ж а т ь  д а в л е н и е воз-

д у х а в шинах при  д в и ж е н и и  а в т о м о б и л я по  т в е р д ы м  в ы б и т ы м до-

р о г а м  з а п р е щ а е т с я . 

С н и ж е н и е  д а в л е н и я в  ш и н а х  н и ж е 0,5  к г с / с м

2

 недопустимо,  т а к 

как это приводит к  в ы х о д у из строя шин  ( н о р м а л ь н о е  д а в л е н и е 

в шинах см. в  р а з д е л е  « К о л е с а и  ш и н ы » ) . 

17. При  з а к р ы т ы х шинных  к р а н а х на  к о л е с а х  р ы ч а г централь-

ного  к р а н а  у п р а в л е н и я  д а в л е н и е м  в о з д у х а в  ш и н а х  д о л ж е н  б ы т ь 
в  н е й т р а л ь н о м положении.  П о л ь з о в а т ь с я  р ы ч а г о м  ц е н т р а л ь н о г о 
к р а н а  м о ж н о  т о л ь к о после  о т к р ы т и я всех шинных кранов. Пере-
в о д и т ь  р ы ч а г  к р а н а  у п р а в л е н и я в  п о л о ж е н и е  « Н а к а ч и в а н и е » во 

и з б е ж а н и е резкого повышения  д а в л е н и я на  м а н о м е т р е  к о н т р о л я 

д а в л е н и я  в о з д у х а в шинах  с л е д у е т плавно.  П е р е м е щ е н и е  р ы ч а г а 

ц е н т р а л ь н о г о  к р а н а в  п о л о ж е н и е  « Н а к а ч и в а н и е » при  з а к р ы т ы х 

шинных  к р а н а х приводит к  п о в р е ж д е н и ю  м а н о м е т р а . 

18. При  н а к а ч и в а н и и шины в  г а р а ж е  с о б р а н н о е колесо  д о л ж н о 

б ы т ь помещено в  з а щ и т н о е приспособление, а при выполнении этой 
операции вне  г а р а ж а  б о р т о в о е и  з а м о ч н о е кольца  д о л ж н ы  б ы т ь 
н а п р а в л е н ы в сторону от  в о д и т е л я и  н а х о д я щ и х с я вблизи  л ю д е й , 
т а к как в  с л у ч а е  с а м о п р о и з в о л ь н о г о  д е м о н т а ж а  з а м о ч н о г о  к о л ь ц а 

л ю д и  м о г у т быть  т р а в м и р о в а н ы . 

19.  Д л и т е л ь н о е  д в и ж е н и е  а в т о м о б и л я с  н е р а б о т а ю щ и м гидро-

у с и л и т е л е м , а  т а к ж е  д л и т е л ь н а я буксировка  а в т о м о б и л я , имею-
щ е г о  г и д р о у с и л и т е л ь , с  н е р а б о т а ю щ и м  д в и г а т е л е м (без поднятия 

передней части) не  д о п у с к а е т с я ,  т а к как при этом  ч р е з м е р н о на-

г р у ж а е т с я  м е х а н и з м  р у л е в о г о  у п р а в л е н и я . 

20. При  в ы в о д е  а в т о м о б и л я из колеи не  с л е д у е т  д о л г о дви-

г а т ь с я с повернутым в  к р а й н е е  п о л о ж е н и е  р у л е в ы м колесом,  т а к 

к а к при этом  м о ж е т выйти из строя  л а с о с  г и д р о у с и л и т е л я из-за пе-

р е г р е в а  м а с л а . 

21.  С и с т е м а  г и д р о у с и л и т е л я  р у л е в о г о  у п р а в л е н и я  з а п р а в л е н а 

на  з а в о д е всесезонным  м а с л о м  м а р к и Р, изготовленным по 
ТУ  3 8 - 1 0 1 1 7 9 — 7 1 . Это  м а с л о не  т р е б у е т смены в процессе эксплу-
а т а ц и и . Его  з а м е н я ю т только при  р е м о н т е  а г р е г а т о в гидроусили-
т е л я (см.  к а р т у  с м а з к и ) . 

При  и с п о л ь з о в а н и и . д л я  д о л и в а  м а с е л - з а м е н и т е л е й  м а с л о Р пе-

р е с т а е т  б ы т ь всесезонным,  в с л е д с т в и е этого смесь необходимо за-
м е н я т ь при сезонном  о б с л у ж и в а н и и весной и осенью.  П о р я д о к 

смены  м а с л а  у к а з а н в  р а з д е л е  « Р у л е в о е  у п р а в л е н и е » . 

22.  Р а з б и р а т ь и  с о б и р а т ь  р у л е в о й  м е х а н и з м и насос в  с л у ч а е 

н е о б х о д и м о с т и  д о л ж н ы  т о л ь к о  к в а л и ф и ц и р о в а н н ы е  м е х а н и к и

 и в 

у с л о в и я х  п о л н о й

 чистоты, 

о б н а р у ж и в а ю т  п о  у в е л и ч е н и ю  х о д а  р ы ч а г а  п р и в о д а .  Т о р м о з регу» 
л и р у ю т  т я г о й

 22

 и  р е г у л и р о в о ч н ы м  р ы ч а г о м

 17. 

Рис. 72. Стояночный тормоз и его привод; 

/ —  р а з д а т о ч н а я коробка; 2  — т о р м о з н а я колодка с фрикционной  н а к л а д к о й : 

3 — щиток;

 4

— ось колодок;

 5 —

 чека;

 6 —

  м а л а я  о т т я ж н а я  п р у ж и н а ; 7 — 

кронштейн;

 8 —

 болт;

 9 —

 ограничительная шайба;

 10 —

 фланец вторичного 

в а л а ; // — гайка;

 12 —

 болвшая  о т т я ж н а я пружина;

 13 —

 разжимной  к у л а к ; 

14

 —  с у х а р ь колодки;

 15

 — сальник;

 16

 — палец штанги:

 17 —

 регулировочный 

рычаг;

 18 —

 штанга;

 19 —

 тормозной  б а р а б а н :

 20

 — угловой рычаг;

 21 —

 крон-

штейн углового  р ы ч а г а ;

 22 —

 тяга привода;

 23—

 вилка тяги;

 24

 — палец;

 25 — 

у ш к о тяги;

 26

 —  з у б ч а т ы й сектор рычага привода;

 27 —

 стопорная  з а щ е л к а ; 

28 —

 тяга привода тормозного крана;

 29

 — тяга  з а щ е л к и ;

 30

 — рычаг привода: 

31 — рукоятка тяги защелки 

Р е г у л и р о в к у  с л е д у е т  п р о в о д и т ь  н а  х о л о д н о м  т о р м о з е в  с л е д у -

ю щ е м  п о р я д к е : 

1.  О т с о е д и н и т ь  р е з ь б о в у ю  в и л к у

 23

  т я г и

 22

  п р и в о д а "от ры-

ч а г а

 30. 

-166 

К тормозному 

крану 

23. При  д л и т е л ь н ы х  с п у с к а х  а в т о м о б и л я или при движении на-

катом  з а п р е щ а е т с я  о с т а н а в л и в а т ь  д в и г а т е л ь ,  т а к как в этом слу-
чае  в ы к л ю ч а е т с я насос  г и д р о у с и л и т е л я , что  з а с т а в л я е т увеличи-
в а т ь усилия,  п р и к л а д ы в а е м ы е к  р у л е в о м у колесу, и, кроме того, 
из-за выключения компрессора  м о ж н о  и з р а с х о д о в а т ь весь  з а п а с 
в о з д у х а в  б а л л о н а х  д л я тормозов. 

24.  Н е л ь з я  д о п у с к а т ь  р а б о т у  д в и г а т е л я с излишне большими 

з а з о р а м и в  с в е ч а х  з а ж и г а н и я ,  т а к как это  с н и ж а е т  н а д е ж н о с т ь ра-

боты  к а т у ш к и и  р а с п р е д е л и т е л я  з а ж и г а н и я . 

25.  Ч т о б ы исключить  п е р е р а с х о д топлива, надо правильно поль-

з о в а т ь с я заслонкой

 5

 (см. рис.  2 9 ) ,  р а с п о л о ж е н н о й в воздушном 

к а н а л е капота  д в и г а т е л я ; в летнее время необходимо  о т к р ы в а т ь 
отверстие,  п и т а ю щ е е  к а н а л  н а р у ж н ы м  в о з д у х о м , а в зимнее время 
з а к р ы в а т ь его, обеспечивая  з а б о р  в о з д у х а из подкапотного про-

с т р а н с т в а . 

26. Сцепная петля прицепов,  б у к с и р у е м ы х  а в т о м о б и л я м и , дол-

ж н а быть выполнена в соответствии с  Г О С Т  2 3 4 9 — 7 5  д л я тягового 
усилия до 16 тс. 

27.  З а п р е щ а е т с я сверлить, прорезать, а  т а к ж е  о с л а б л я т ь , ка-

кими-либо  д р у г и м и способами  г о р и з о н т а л ь н ы е полки  л о н ж е р о н о в 

р а м ы . 

28. При снятии или  у с т а н о в к е  к а р д а н н о г о  в а л а нельзя встав-

л я т ь в вилку  ш а р н и р а  м о н т а ж н у ю  л о п а т к у или  д р у г и е  п р е д м е т ы 
д л я его прокручивания. Это  в л е ч е т за собой  п о в р е ж д е н и е торцо-
вого уплотнения  к а р д а н н ы х шарниров. 

29. Свободный ход  р у л е в о г о колеса  а в т о м о б и л я при  р а б о т е дви-

г а т е л я на холостом  х о д у не  д о л ж е н  п р е в ы ш а т ь 25° (у нового авто-
мобиля 15°). 

30.  И с п о л ь з о в а н и е  а в т о м о б и л я в  к а ч е с т в е транспортной  б а з ы 

в, составе  с п е ц и а л и з и р о в а н н ы х  у с т а н о в о к  ( п о ж а р н ы е машины, 
краны и т.  д . ) , а  т а к ж е использование коробок  о т б о р а мощности 
от коробки передач или от  р а з д а т о ч н о й коробки  д л я привода спе-
ц и а л ь н ы х  м е х а н и з м о в  д о п у с к а е т с я  т о л ь к о после  с о г л а с о в а н и я с 
п р е д с т а в и т е л я м и  з а в о д а  р е ж и м а  р а б о т ы и  п о р я д к а  э к с п л у а т а ц и и 
специализированной установки или  м е х а н и з м а .  Н а р у ш е н и е этого 
п р а в и л а  л и ш а е т  п о т р е б и т е л е й права  п р е д ъ я в л я т ь  з а в о д у  р е к л а м а -

ции на  п р е ж д е в р е м е н н ы й  в ы х о д из строя  д е т а л е й  а в т о м о б и л я . 

31.  П е р е д постановкой  а в т о м о б и л я на  х р а н е н и е (на срок до 

одного  г о д а ) необходимо слить  о х л а ж д а ю щ у ю  ж и д к о с т ь из си-
стемы,  з а л и т ь через отверстия  д л я свечей в цилиндры  д в и г а т е л я 

по  4 0 — 5 0 г чистого  м а с л а ,  и з м е н я е м о г о  д л я  д в и г а т е л я , после чего 

п р о в е р н у т ь пусковой рукояткой коленчатый  в а л на  3 — 4  о б о р о т а . 
А в т о м о б и л ь  с л е д у е т  п р е д о х р а н я т ь  о т воздействия  а т м о с ф е р н ы х 

осадков. 

П е р е д  д л и т е л ь н ы м хранением  а в т о м о б и л я (более одного  г о д а ) 

необходимо провести его консервацию,  р у к о в о д с т в у я с ь соответст-

в у ю щ и м и

  п р а в и л а м и консервации. 

32. При проведении  с в а р о ч н ы х  р а б о т на  а в т о м о б и л е необхо-

димо отсоединять  о т р и ц а т е л ь н у ю  к л е м м у  а к к у м у л я т о р н о й  б а т а р е и 

от электросети  а в т о м о б и л я .  М а с с о в ы й  э л е к т р о д сварочного ап-

п а р а т а  с л е д у е т присоединять к  с в а р и в а е м о й  д е т а л и в непосред-

ственной близости от места сварки. 

В  п р е д у п р е ж д е н и е  в к л ю ч е н ы  н а и б о л е е  в а ж н ы е  у к а з а н и я . 

Д л я успешной  э к с п л у а т а ц и и  а в т о м о б и л я  в о д и т е л ь  о б я з а н изу-

чить полностью Техническое описание и инструкцию по  э к с п л у а 
тации и строго  с о б л ю д а т ь его  у к а з а н и я . 

К а к  п е р е д полной,  т а к и  п е р ё д  ч а с т и ч н о й  р е г у л и р о в к о й необ-

х о д и м о  п р о в е р и т ь  п р а в и л ь н о с т ь  з а т я ж к и  п о д ш и п н и к о в  с т у п и ц 
колес, 

Рис. 73. Тормоз колеса: 

тормозная колодка;

 2 —

  о т т я ж н а я пружина колодок; 3 — 

шплиптовая проволока болтов крепления опоры  р а з ж и м н о г о 

к у л а к а ;

 4

 — разжимной  к у л а к ;

 5 —

 ось червяка регулировочного 

рычага; 6 — регулировочный рычаг; 7 — кронштейн тормозной 

камеры;

 8 —

 тормозная камера;

 9 —

 чека оси колодки;

 10 —

 ось 

колодки;

 11 —

 тормозной  б а р а б а н 

П р и  р е г у л и р о в к е  т о р м о з а  д о л ж н ы  б ы т ь  х о л о д н ы м и . 

П о л н у ю  р е г у л и р о в к у  п р о в о д и т ь  т о л ь к о  п о с л е  р а з б о р к и 

и  р е м о н т а  т о р м о з о в или  н а р у ш е н и я  к о н ц е н т р и ч н о с т и  р а б о ч и х по-
в е р х н о с т е й  т о р м о з н ы х  к о л о д о к и  б а р а б а н о в в  р е з у л ь т а т е  о с л а б л е -

ния  к р е п л е н и я осей  к о л о д о к в  с л е д у ю щ е м  п о р я д к е : 

1.  О с л а б и т ь  г а й к и  к р е п л е н и я осей  к о л о д о к и  с б л и з и т ь эксцент-

рики,  п о в е р н у в оси  м е т к а м и  о д н у к  д р у г о й .  М е т к и  п о с т а в л е н ы на 
н а р у ж н ы х ,  в ы с т у п а ю щ и х  н а д  г а й к а м и  т о р ц а х осей.  О т п у с т и т ь 
г а й к и  б о л т о в  к р е п л е н и я  к р о н ш т е й н а  р а з ж и м н о г о  к у л а к а . 

2 .  П о д а т ь в  т о р м о з н у ю  к а м е р у  с ж а т ы й  в о з д у х  п о д  д а в л е н и е м 

1  — 1 , 5  к г с / с м

2

  ( н а ж и м а я  н а  п е д а л ь  т о р м о з а при  н а л и ч и и  в о з д у х а 

в  с и с т е м е , или  в о с п о л ь з о в а т ь с я  с ж а т ы м  в о з д у х о м из  г а р а ж н о й ус-
т а н о в к и ) . 

П р и  о т с у т с т в и и  с ж а т о г о  в о з д у х а  в ы н у т ь  п а л е ц  ш т о к а  т о р м о з -

ной  к а м е р ы и,  н а ж и м а я на  р е г у л и р о в о ч н ы й  р ы ч а г в  с т о р о н у  х о д а 

-168 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..