Карданный вал и колонка рулевого управления
автомобиля ЗИЛ-133
Винт рулевого механизма соединен с колонкой рулевого управления
карданным валом, имеющим два шарнира (рис. 10.4,а). Карданный шарнир
состоит из игольчатых подшипников 4, закрепленных в вилках 1,6 и 10
стопорными кольцами 2, и крестовины 3, вставленной в подшипники.
В каждый игольчатый подшипник при сборке закладывают 0,3 — 0,4 г смазки
марки 158 (ТУ 38.101.320— 72), пополнять которую не требуется. Для
предотвращения вытекания смазки и попадания грязи в шарнир служат
резиновые кольца 5.
Карданный вал имеет скользящее шлицевое соединение, обеспечивающее
возможность изменения расстояния между шарнирами при колебаниях кабины
относительно рамы автомобиля. Шлицевое соединение смазывается
закладываемой в него смазкой. Для удержания смазки и предохранения
соединения от грязи и пыли имеются войлочное 8 и резиновое 9 кольца,
удерживаемые гайкой 7. С 1979 г. уплотнение шлиц осуществляется одним
резиновым кольцом измененной конструкции. При этом карданные валы
взаимозаменяемы.
Вилки карданного вала крепятся к винту рулевого механизма и к валу
колонки рулевого управления клиньями 9 (см. рис. 10.2). При сборке
карданного вала необходимо следить за тем, чтобы отверстия в вилках для
крепежных клиньев были расположены так, как это указано на рис. 10.4, а.
При этом оси отверстий под подшипники в обеих вилках будут лежать в
одной плоскости. Карданный вал устанавливают так, чтобы вилка с шлицевой
втулкой была сверху.
В случае разборки по каким-либо причинам шарнира карданного вала в
каждый подшипник после его промывки надо заложить 0,3—0,4 г указанной
выше смазки 158. Стопорные кольца 2 должны быть надежно установлены в
канавках подшипников.
Колонка рулевого управления (рис. 10.4, б) прикреплена в нижней части к
полу кабины, а в верхней — к переднему щиту кабины, и при помощи
растяжек к внутренней панели кабины. Вал 15 рулевого управления
вращается в специальных шарикоподшипниках 14 и 17. Осевой зазор в
шарикоподшипниках регулируется гайкой 20. Самопроизвольное отвертывание
гайки предотвращается загибкой усика стопорной шайбы 19 в паз гайки.
В шарикоподшипники колонки рулевого управления смазка закладывается при
их сборке на заводе-изготовителе и пополнять ее не требуется. Войлочное
кольцо 18 защищает подшипники колонки и ее внутреннюю полость от
попадания грязи и влаги. На вал 15 напрессовано контактное кольцо 16
звукового сигнала, изолированное от вала резиновой втулкой. Токосъемник
звукового сигнала крепится к трубе колонки. В случае переборки колонки
необходимо убедиться в отсутствии недопустимых контактов в цепи
звукового сигнала.
Рулевое колесо 11 крепится к валу при помощи
конусного соединения, шпонки 13 и гайки 12. Для исключения повреждения
рулевого колеса при его снятии необходимо применять съемник.
Рис. 10.4. Привод рулевого механизма:
с —карданный вал; б— колонка рулевого управления; в — ключ для
регулировки затяжки подшипников колонки