КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-64227, MA3-54322
Устройство
На автомобилях установлены спидометр, комбинация приборов,
двухстрелочный указатель давления, блоки контрольных и сигнальных ламп,
сигнализаторы, указывающие водителю на экстремальное состояние в той или
иной системе, комплект датчиков, включатели и переключатели.
Комбинация приборов (рис. 150) включает в себя указатели: уровня
топлива, температуры охлаждающей жидкости, давления масла в двигателе,
напряжения (вольтметр). Кроме того, в комбинацию входят сигнализаторы
перегрева-
охлаждающей жидкости, заниженного (аварийного) давления масла в
двигателе и резерва топлива.
Схема соединения комбинации приборов с датчиками показана на рис. 151.
Каждый прибор комбинации состоит из пластмассовой колодочки 5 (см. рис.
150), несущей на себе обмотки W1, W2 и W3. Между обмотками помещена ось,
на которую насажены постоянный магнит и стрелка прибора. В одном углу
колодочки запрессован постоянный магнит 6. При отсутствии тока в цепи
взаимодействуют поля этих двух магнитов и располагают стрелку в крайнем
левом положении.
При включении тока последний проходит последовательно обмотки W2 и W3 и
сопротивление температурной компенсации Rтк, служащее для стабилизации
показаний прибора при изменении его температуры. Одновременно ток
проходит по обмотке и сопротивлению R датчика. Сопротивление датчика
изменяется: у датчика давления масла и уровня топлива за счет изменения
положения ползунка реостата, у датчика указателя температуры за счет
изменения сопротивления самого терморезистора. При изменении
сопротивления датчика изменяется величина тока в обмотке W1. Так как в
обмотках W2 и W3, ток не изменяет своей величины, то положение стрелки
прибора зависит от взаимодействия полей и обмоток W2 и с полем обмотки
W1, изменяющим свою величину. Результирующее поле всех катушек
устанавливает дисковый магнит стрелки в соответствующее положение.
Аналогичным образом работают два указателя давления, установленные в
указателе УК 168 и показывающие давление воздуха в контурах тормозной
системы.
Спидометр, выполненный в одном стиле с комбинацией
приборов, работает в комплекте с датчиком, установленным на коробке
передач (рис. 152).
На вторичный вал коробки передач насажено трехзаходное червячное колесо
3, которое входит в зацепление с ведомым червячным колесом 4,
выполненным заодно с валиком. На хвостовик валика насажена прямозубая
цилиндрическая шестерня 1, находящаяся в зацеплении с шестерней 5
привода датчика спидометра.
Рис. 150. Комбинация приборов:
1 — мембрана; 2 — ползунок реостата; 3 — реостат; 4 — датчик указателя
давления масла; 5 — колодочка; 6—магнит; 7—указатель давления масла; 8 —
сигнализатор заниженного давления масла; 9— указатель температуры
охлаждающей жидкости; 10 — терморезистор; 11 — датчик указателя
температуры охлаждающей жидкости; 12 — сигнализатор перегрева
охлаждающей жидкости; 13 — указатель напряжения; 14 — комбинация
приборов; 15—контакты включения сигнализатора резерва топлива; 16—датчик
указателя уровня топлива; 17 — реостат; 18 — контрольная лампа (не
используется); 19 — указатель уровня топлива; 20 — сигнализатор резерва
топлива; Rд — дополнительное сопротивление; RTK — сопротивление
температурной компенсации; W1, W2, W3—обмотка приборов; R —
сопротивление датчиков: I— указатель уровня; II— указатель давления; III
— указатель температуры; IV — желтый цвет; V — красный цвет; VI —
зеленый цвет
Рис. 151. Схема включения приборов:
1 — комбинация приборов; 2 — датчик указателя уровня топлива; 3 — датчик
указателя давления масла; 4 — датчик сигнальной лампы перегрева
двигателя; 5 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 6 —
датчик сигнальной лампы давления масла; 7 — замок-выключатель приборов и
стартера;