Назначение. Контроллер машиниста электровоза типа КМ-84 (в схеме на рис.
8.8 обозначен КМЭ, вкладка) является распорядительным аппаратом
управления и служит для дистанционного управления аппаратами
(реверсорами, линейными контакторами, главным контроллером, контакторами
ослабления возбуждения, системой управления реостатным торможением),
которые, в свою очередь, осуществляют непосредственное управление
электровозом.
Устройство. Контроллер машиниста (рис. 7.1) состоит из следующих
основных частей: основания, главного, реверсивного и тормозного
переключателей с рукоятками привода, механических блокировок между
рукоятками переключателей, а также сельсина указателя скорости и
пакетного выключателя блока задатчика тормозной силы (БЗТС).
Основание — состоит из верхней и нижней стальных рам толщиной 4 мм,
скрепленных между собой четырьмя рейками из силумина с помощью винтов.
Верхняя рама основания укреплена к пульту шарнирно на двух петлях.
Реверсивный переключатель—состоит из кулачкового вала с четырьмя
кулачковыми изоляционным шайбами. Каждая шайба имеет выре-зы и выступы
для управления двумя контактными элементами типа КЭ-153, которые
прикреплены к силуминовым рейкам основания, всего 7 контактов.
Контакты реверсивного переключателя главным образом
включены в цепи управления реверсорами, а также в цепи управления
контакторами ослабления возбуждения ТЭД. Реверсивный вал КМЭ
поворачивает' ся съемной реверсивной рукояткой и имеет следующие шесть
положений:
«ПП Назад» — движение назад при полном возбуждении ТЭД;
«О» — нулевое положение;
«ПП Вперед» — движение вперед своей кабиной при полном возбуждении ТЭД;
«ОП1» — включение контакторов первой ступени ослабления возбуждения ТЭД
при движении вперед;
«ОП2» — включение контакторов второй ступени ослабления возбуждения ТЭД
при движении вперед;
«ОПЗ» — включение контакторов третьей ступени ослабления возбуждения ТЭД
при движении вперед.
Реверсивную рукоятку можно снять только при нулевом положении вала
реверсивного переключателя.
Главный переключатель — состоит из кулачкового вала с пятью кулачковыми
шайбами, управляющими 10 контактными элементами. Вал выполнен в виде
втулки, укрепленной на двух шарикоподшипниках сверху на реверсивном
валу.
Главный вал КМЭ поворачивается главной рукояткой, жестко укрепленной на
главном валу снизу реверсивной рукоятки, и имеет следующие восемь
положений:
«БВ» — быстрое выключение, в этом положении происходит отключение
главных выключателей на всех секциях электровоза;
«0» — нулевое положение, в этом положении происходит отключение линейных
контакторов и автоматический сброс позиций до нулевой;
«АВ» — автоматическое выключение позиций главного контроллера;
«РВ» — ручное выключение позиций главного контроллера, происходит
выключение (сброс) одной позиции;
«ФВ» — фиксация выключения позиций, происходит подготовка схемы к
выключению (сбросу) позиции;
«ФП» — фиксация пуска, происходит подготовка схемы к пуску (набору)
позиции;
«РП» — ручной пуск, происходит набор одной позиции;
«АП» — автоматический пуск, происходит автоматический набор позиций.
Оба крайних положения «БВ» и «АП» с самовозвратом (не фиксируются) — за
счет двух возвратных сжатых пружин.
Тормозной переключатель — состоит из кулачкового вала с тремя
кулачковыми шайбами, управляющими 5 контактными элементами. Вал укреплен
в шарикоподшипниках верхней и нижней рам основания.
Тормозной вал поворачивается тормозной рукояткой КМЭ, жестко укрепленной
на тормозном валу сверху и имеет следующие положения:
«О» — нулевое положение, в этом положении происходит отключение линейных
контакторов и схема реостатного торможения разбирается;
«П» — подготовка, в этом положении собирается схема для реостатного
торможения, однако ток через ТЭД не протекает;
«ПТ» — предварительное торможение, происходит автоматическое нарастание
тормозной силы до 12 тс;
«Торможение»—нефиксируемая зона, для задания скорости торможения,
крайние положения зоны — фиксируются.
Сельсин указателя скорости типа БД-1404 — служит для подачи сигнала
электронному блоку управления реостатным торможением (БУРТ) о задаваемой
скорости торможения. Вал сельсина приводится во вращение при вращении
тормозной рукоятки в пределах нефик-сируемой зоны «Торможение» шайбой со
специальным профилем, расположенной на тормозном валу.
Блок задатчика тормозной силы (БЗТС) — служит для задания тормозной силы
в тс при реостатном торможении. Он представляет собой пакетный
выключатель, расположенный на верхней раме КМЭ, имеет 12 положений для
изменения тормозной силы от 20 тс в положении «1» до 50 тс в положении
«12».
Механическая блокировка КМЭ — служит для исключения ошибочных действий
машиниста при управлении электровозом. Механическая блокировка за счет
рычагов с растянутыми пружинами, роликов и стальных шайб на трех валах
обеспечивает следующий порядок взаимодействия между валами КМЭ:
невозможность поворота главной и тормозной рукояток из положения «0» при
«0» положении реверсивной рукоятки;
возможность поворота главной рукоятки в любое
положение — после поворота реверсивной рукоятки в положение «ПП Вперед»
или «ПП Назад» и при «О» положении тормозной рукоятки;
возможность поворота реверсивной рукоятки в положение ОП1, ОП2, ОПЗ
только при «О» положении тормозной рукоятки;
возможность поворота тормозной рукоятки в любое положение после поворота
реверсивной рукоятки в положение «ПП Вперед» или «ПП Назад» и при «О»
положении главной рукоятки.
Блокировочный контактный элемент типа КЭ-153 — служит для включения и
отключения цепей управления (22 шт.). Он состоит из своего изоляционного
основания с двумя боковыми щеками с армированной гайкой снизу — для
крепления одним болтом к силу-миновой рейке основания КМЭ.
На основании контактного элемента сверху укреплен неподвижный
блокировочный контакт в виде напайки на головке болтика. Снизу на оси
между боковыми щеками основания шарнирно укреплен рычаг в виде
коромысла. На этом рычаге сверху шарнирно укреплен подвижный
блокировочный контакт в виде пружинящей пластинки с напайкой из серебра
и гибким шунтом к выводу. На нижнем конце рычага укреплен ролик в виде
шарикоподшипника—против кулачковой шайбы реверсивного, главного или
тормозного вала.
С другой стороны в конец рычага упирается сжатая включающая пружина
между щеками основания.
Включение контактного элемента происходит за счет включающей пружины,
когда к ролику рычага подходит вырез кулачковой шайбы вала.
Отключение контактного элемента происходит при повороте реверсивного,
главного или тормозного вала КМЭ, когда выступ кулачковой шайбы вала
нажимает на ролик рычага.