Ремонт трансформаторов, реакторов, индуктивных шунтов и трансформаторов, регулируемых подмагничиванием шунтов (электроподвижной состав)

 

  Главная      Учебники - Разные     Ремонт электроподвижного состава (Находкин В.М., Яковлев Д.В., Черепашенец Р.Г.) - 1989 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     20      21      22      23     ..

 

 

 

 

 

Глава 4 Ремонт тяговых трансформаторов, выпрямительных установок, реакторов, индуктивных шунтов, трансформаторов, регулируемых подмагничиванием шунтов, и аккумуляторных батарей

 

 

Ремонт трансформаторов, реакторов, индуктивных шунтов и трансформаторов, регулируемых подмагничиванием шунтов (электроподвижной состав)

 

Условия работы трансформаторов, реакторов, индуктивных шунтов и трансформаторов, регулируемых подмагничиванием шунтов, на э. п. с. и их возможные повреждения. В процессе эксплуатации электровозов и электропоездов переменного тока в их силовых цепях могут возникать аварийные режимы, способные вызвать появление неисправностей в трансформаторах и реакторах. Так, при сквозном пробое плеча выпрямительной установки или выпрямительно-инверторного преобразователя вторичная обмотка трансформатора оказывается замкнутой накоротко и ток в ней резко возрастает. Это может вызвать повышенный нагрев токоведущих элементов и, как следствие, привести к снижению диэлектрических свойств масла и органической изоляции трансформаторов и реакторов. Резкое увеличение тока обусловит одновременно и появление механических перегрузок, под действием которых может ослабнуть крепление обмоток трансформатора. Резкое увеличение тока в цепи выпрямленного тока может привести к недопустимому нагреву обмоток индуктивных шунтов, что не только ухудшит диэлектрические свойства изоляции и ускорит ее старение, но и может привести к ее пробою.

В трубопроводах, радиаторах и в сварных швах бака трансформатора возможна течь масла. К течи масла могут привести и образовавшиеся неплотности в разъемных соединениях системы масляного охлаждения трансформатора из-за неудовлетворительного крепления фланцев, порчи резинового уплотнения, неплотности пробки для спуска воздуха у изоляторов первичной обмотки трансформатора, неудовлетворительного крепления нажимной гайки у изоляторов вторичной обмотки и болтов крышки трансформатора из-за трещин в фарфоровом корпусе изоляторов, повреждения резиновой прокладки между крышкой и баком, соединений трубопроводов, сварных швов, радиаторов системы охлаждения и т. д. В свою очередь от надежной работы системы масляного охлаждения зависит и состояние изоляции обмоток трансформаторов.

В эксплуатации наблюдались случаи появления трещин в опорных узлах, повреждения резиновых прокладок, отслоения краски на внутренних поверхностях бака, повреждения манометра, термометра, обрыва меди обмоток, повреждения глазури фарфоровых изоляторов и возникновения у них сколов.

У переходных и сглаживающих реакторов, индуктивных шунтов и трансформаторов, регулируемых под-магничиванием шунтов (ТРПШ), чаще всего возникают перекрытия между витками катушек, деформации и повреждения изоляции, трещины в шинах и ослабление контактов электрических соединений.


Ревизия тягового трансформатора с выемкой активной части. Для ревизии, ремонта и испытаний, выполняемых при ТР-3, трансформатор снимают с э. п. с. и передают в трансформаторное отделение депо, которое должно быть сухим и чистым. Перед снятием трансформатора выводы его вторичной обмотки закорачивают, снимают емкостные заряды и заземляют штангой вывод высоковольтной обмотки. Снимают с трансформатора (кроме трансформаторов электровозов ВЛ80Р и ВЛ85) главный контроллер, переходные реакторы и отсоединяют подходящие к нему воздухопроводы и кабели.

В трансформаторном отделении его очищают от пыли и грязи, тщательно осматривают его, выявляют пробоины, течь масла в баке, расширителе, охлаждающей системе, кране, фланцах и выводах. Если в результате осмотра выявляется просачивание масла в сварных швах, фланцах выводов или других местах, проводят дополнительную проверку их способом избыточного давления масляного столба. Для этого устанавливают трубу диаметром 1 — 1/2" с воронкой над отверстием пробки в крышке расширителя. Столб масла в трубе с воронкой высотой 0,3 мм выдерживают в течение 15 мин, наблюдая за уплотнениями. Появившуюся течь устраняют и повторяют испытания. Отбирают пробу масла для лабораторного анализа.

Вынутая из бака активная часть трансформатора должна иметь температуру не ниже температуры воздуха помещения цеха. Если холодная активная часть будет находиться в помещении с более высокой температурой, на ней будут конденсироваться пары воздуха, что приведет к увлажнению изоляции обмоток. В зимнее время на холодном трансформаторе, поставленном в теплое помещение, будет наблюдаться отпотевание или заиндевение. Поэтому перед вскрытием холодного трансформатора его выдерживают в помещении до уравнивания температур. Выемная часть может находиться вне бака трансформатора с маслом не более 7 ч. В противном случае или при заниженном сопротивлении изоляции активную часть сушат в вакуум-сушильном шкафу при вакууме не менее 5 кПа (0,05 кгс/см2) или в собственном баке, для чего обмотку закорачивают, причем ток в ней не должен превышать половины номинального тока обмотки.

На электропоездах снимают соединительные трубопроводы, отсоединяют подводящие провода, кабели и другие элементы, связывающие трансформатор с другими установками. До выемки активной части измеряют сопротивление изоляции обмоток трансформатора по отношению к корпусу и друг к другу. При демонтаже на срок свыше 3 ч плоские краны закрывают металлическими заглушками. Для предотвращения попадания в трансформаторное масло пыли и грязи места разъема крышки с баком тщательно протирают. Отворачивают все болты крепления крышки к баку.

Перед выемкой активной части сливают масло из бака и перекачивают его по трубопроводам трансформаторного отделения. Для предотвращения накопления электростатического заряда при сливе масла или заполнения им бака выводы обмоток следует соединить с баком проводом площадью сечения не менее 1,5 мм2. Затем чалочным приспособлением, предварительно убедившись, что подъему ничто и никто не мешает, поднимают активную часть трансформатора на 3/4 высоты и дают маслу стечь с обмоток в бак. Затем окончательно поднимают активную часть и устанавливают в цехе на противень с деревянным настилом.

Магнитный стержень трансформатора электровоза ЧС4 вынимают с помощью специального приспособления конструкции завода-изготовителя.

Если активная часть сильно загрязнена, то ее промывают чистым подогретым трансформаторным маслом. Допускается предварительно удалить остатки масла деревянным скребком.

Осмотр и ремонт активной части трансформатора начинают с проверки состояния выводов катушек и гибких проводов. Проверяют все болтовые крепления, ослабшие подтягивают и, если необходимо, ставят контргайки и болты закернивают. Тщательно осматривают места пайки отводов к шинам, затягивают болты, сжимают обмотки в осевом направлении. Осматривают стяжные клицы, защитные фартуки, шпильки и другие детали крепления обмоток. Следят за тем, чтобы выводы катушек располагались друг от друга на расстоянии 5—10 мм. Для увеличения плотности по резьбе деревянных гаек на резьбу стержней наматывают льняные нитки. Во избежание ослабления шин и излома клиц их стягивают осторожно, не допуская прогиба.

 

 Оголенные места и места с обдирами на наружных витках катушек регулировочной обмотки ремонтируют, применяя коробочки из кабельной бумаги К-800 или К-120. Для этого в местах повреждения изоляцию подрезают и зачищают, устраняя заусенцы, нарезают шесть—восемь полосок кабельной бумаги соответствующей длины с учетом перекрытия изоляции провода по 10 мм в обе стороны от места повреждения, промазывают полоски бумаги и медь в месте повреждения клеем БФ-2 или БФ-4 и дают клею подсохнуть на воздухе 3—5 мин; затем накладывают на место повреждения полоски в виде коробочки, тщательно разглаживая каждую полоску, накладывают в месте восстановления изоляции витка поверх всей ширины катушки в радиальном направлении общий бандаж из тафтяной ленты — один слой вполуперекрышу. Ленту пропускают вокруг катушки с помощью крючка из электрокартона, вставляемого в канал между катушками.

Для замены отдельных изоляционных прокладок, образующих масляные каналы между катушками регулировочной обмотки, концы негодной прокладки с наружного клина срезают и легким усилием руки выдергивают ее. Новую прокладку вставляют на место, осторожно подбивая ее деревянной подбойкой; прокладку устанавливают без каких-либо смещений по отношению к остальным прокладкам данного ряда. Ослабление прессовки обмоток трансформатора устраняют в следующем порядке: ослабляют контргайки, равномерно затягивают до отказа стяжные шпильки, подкладывают под гайки замковые пластины, после чего устанавливают контргайки.

Перед затяжкой шпилек проверяют состояние изолирующих колпачков под прессующими башмачками, поврежденные колпачки заменяют новыми. При подпрессовке обмоток нельзя смещать и исправлять изоляционные прокладки между катушками. Столбы прокладок должны быть строго вертикальны. Расклиновку обмоток выполняют осторожно, не допуская повреждений витковой изоляции.

 В обмотках с каналами диаметром 5 мм забивают две дополнительные прокладки по 2,5 мм между основными прокладками, а в обмотках с каналами диаметром 6 мм — одну прессованную прокладку под верхнее опорное кольцо. Забивать прокладки под плоскости катушек запрещается. Дополнительные прокладки должны входить на всю глубину основных прокладок и не иметь по отношению к ним боковых смещений.

Сжатие обмотки трансформатора электровоза ЧС4 осуществляют равномерной подтяжкой болтов с моментом затяжки 120—130 Н*м (12—13 кгс-м), после чего контргайки затягивают, а резьбу закернивают. На электровозе ЧС4Т болты фиксируют проволокой. При ослаблении стяжки магнитопро-вода затягивают болты в нижней части стяжной рамы по обеим сторонам нижней части бака. Момент силы затяжки болтов составляет 50—60 Н*м (5—6 кгс*м).

Если у катушки есть выпученность, но обрыва, короткого замыкания в ней нет и сопротивление ее изоляции удовлетворительно, то разрешается выправлять выпученность легкими ударами молотка через деревянную прокладку.

Изоляция витков должна иметь одинаковый соломенно-желтый цвет без следов местного чрезмерного нагрева. Наличие графитового осадка указывает на имевшее ранее место электрическое перекрытие. Если во время эксплуатации было замечено повышенное гудение трансформатора, проверяют крепление магнитопровода. Осматривают гибкие провода выводов; при наличии обрывов жил гибкие провода снимают и ремонтируют.

Разборку обмоток активной части выполняют в случае обнаружения в ней скрытой неисправности, для чего ее освобождают от связей, снимают крышку трансформатора, верхние ярмовые балки и аккуратно разбирают пакеты ярма, укладывая их в том порядке, в каком снимают. Одновременно составляют схему расположения пакетов в стержне, пронумеровывают пакеты и номера их записывают на схеме.

 Такой порядок в дальнейшем обеспечивает быструю и правильную сборку магнитопровода.

На электровозах ЧС4Т проводят ревизию переключателя 25/12,5 кВ, проверяют крепление кабелей, прилегание и нажатие контактов и зачищают их.

Бак трансформатора и расширительный бак осматривают. Дистанционный термометр с расширительного бака снимают для проверки в отделении контрольно-измерительных приборов, а стенки бака тщательно очищают от масла.

Проверяют состояние спускного крана и крана для отбора пробы масла. При необходимости заменяют предохранительные пластины на спускном кране и грязевой пробке. Очищают бак трансформатора от шлама, тщательно протирают стенки и дно, промывают чистым трансформаторным маслом и осматривают, убеждаются в отсутствии трещин и других повреждений. При наличии мест отслаивания слоя краски от металла бака поврежденные места зачищают и окрашивают.

Трещины в стенках баков и дефекты в сварных соединениях ремонтируют электросваркой. Перед выполнением сварочных работ стенки бака насухо протирают. Поверхности бака в местах, подлежащих заварке, тщательно очищают от краски и затем просушивают постепенным и равномерным нагревом газовой горелкой или паяльной лампой. Сварку должен производить дипломированный электросварщик при строгом соблюдении Правил противопожарной безопасности. Все сварные швы зачищают, после чего баки окрашивают нитроэмалью № 624С с помощью пульверизатора и сушат до полного высыхания. Пылезащитное уплотнение вокруг бака трансформатора при трещинах и обрывах резин заменяют.

Фарфоровые изоляторы и фланцы выводов высокого и низкого напряжения, имеющие сколы и другие повреждения, заменяют. Замененный изолятор или фланец заново маркируют. Перед армировкой проверяют исправность стержней, состояние контактных поверхностей крепежных деталей, надежность соединений колпаков со стержнями. Забитую резьбу стержней и гаек исправляют леркой или метчиком, поврежденную резьбу гайки стержня с колпаком восстанавливают приваркой латунью. Контактные поверхности всех латунных и медных деталей облуживают гальваническим способом слоем 6—8 мкм.

Для армировки выводов применяют специальную магнезиальную замазку. Замазку заливают между фарфором и фланцем и выдерживают до полного отверждения замазки в течение 20—24 ч. Затем очищают вывод от подтеков, протирают чистой тряпкой, смоченной в хлористом магнии, и окрашивают все открытые поверхности магнезиального цемента, а также колпачок шпильки нитроэмалью № 1201.

Изоляторы очищают, проверяют их крепление и целостность. Неисправные заменяют.

Изоляционные плиты выводов вторичных обмоток силового трансформатора электровоза ЧС4 очищают от загрязнений, обезжиривают, дефектные заменяют. Поврежденные уплотнения заменяют новыми, изготовленными из маслостойкой резины.

Проверяют систему масляного охлаждения трансформатора, убеждаются в исправности струйных реле, маслопроводов, прокладок, фланцевых соединений. Неисправные элементы ремонтируют или заменяют.

Секции радиаторов промывают раствором кальцинированной соды в течение 30—60 мин при температуре 80— 90°С, а затем чистой горячей водой (температура 80—90 °С) в течение 10— 20 мин. Наружные поверхности обмывают горячей водой в течение 20— 30 мин. Очищенные секции радиаторов подвергают гидравлическим испытаниям маслом при давлении 590 кПа 6 кгс/см2 в течение 5 мин и при обнаружении в них трещин, нарушения пайки и других повреждений ремонтируют. Если течь масла обнаружена в соединении трубок с коллектором, коллектор вскрывают и пропаивают концы всех трубок радиатора.

Масляный насос проверяют, убеждаются в плотности крепления шпилек, надежности соединения выводных кабелей, чистоте и исправности обмотки его электродвигателя. Трубопроводы продувают сжатым воздухом.

Ревизия воздухоосушителя электропоездов состоит в проверке качества адсорбента. Проверяют цвет индикаторного силикагеля. Силикагель розового цвета сушат или заменяют новым. Для смены адсорбента сливают масло из воздухоочистителя через его нижнюю пробку. Очиститель разбирают, очищают внутри и просушивают прокаливанием при температуре 300 °С в течение нескольких часов (продолжительность сушки зависит от ее эффективности и увлажнения адсорбента). Температура сушки индикаторного силикагеля должна быть в пределах 115—120 °С.

При сборке воздухоочистителя расположенный в верхней его части патрон заполняют индикаторным силикагелем с таким расчетом, чтобы до крышки оставалось свободное пространство 15—20 мм, устанавливают стекло в смотровом окне и присоединяют осушитель к дыхательной трубке. Для приведения масляного затвора в рабочее состояние через патрубок заливают чистое сухое трансформаторное масло до пробки контроля уровня.

Осушитель воздуха электровоза ЧС4 заправлен влагопоглощающим веществом — реагентом, состоящим из мелкозернистой смеси силикагеля и блаугеля. Реагент, потерявший свои свойства, заменяют новым или регенерированным. Регенерацию осуществляют сушкой в сушильном шкафу или прокаливанием над открытым огнем в течение 2—3 ч при температуре 120— 180 °С. Сушку заканчивают, когда цвет реагента изменится с розового на синий.

После замены реагента следует быстро собрать осушитель и заполнить масляный затвор чистым трансформаторным маслом до уровня, обозначенного на затворе.

Сборка тягового трансформатора выполняется в следующем порядке. До установки в бак собранной активной части трансформатора осматривают резиновые прокладки, негодные заменяют. Прокладки должны быть изготовлены из маслостойкой резины. На бак устанавливают электронасос. После установки активной части, дистанционного термометра и закрепления крышки бака открывают спускной кран, включают центробежный насос и заливают масло, периодически включая и выключая центробежный насос. Внешним осмотром убеждаются в отсутствии течи масла и, контролируя по маслоуказателю, доливают масло до требуемого уровня.

После заливки масла выпускают воздух из коллекторов радиаторов системы охлаждения и внутренних полостей изоляторов трансформатора. Для этого вывертывают пробки на коллекторах радиаторов и на верхних колпачках изоляторов и закрывают их после появления в отверстиях масла. Сразу же после заливки отбирают пробу масла для полного анализа. Электрическая прочность масла должна быть не ниже 35 кВ. Через 12 ч берут повторно пробу масла.

Испытание трансформаторов проводят с целью проверки соответствия полностью собранного трансформатора техническим условиям.

У отечественных трансформаторов проверяют электрическую прочность трансформаторного масла, измеряют сопротивление изоляции обмоток и сопротивление их постоянному току.

Электрическую прочность масла проверяют спустя 12 ч после заливки его в бак трансформатора. Во время отстоя трансформатора осуществляют обкатку электронасоса в течение 3 ч для удаления воздуха из обмоток и изоляционных частей трансформатора. При положительном анализе трансформаторного масла, проведенном в соответствии с государственным стандартом, и если пробивное напряжение на стандартном разряднике оказалось не ниже 40 кВ, проводят следующие электрические испытания.

Сопротивление изоляции обмоток измеряют мегаомметром напряжением 2500 В через 60 с после приложения напряжения при температуре изоляции не ниже +10°С. Наименьшие значения сопротивления изоляции для каждого типа трансформатора приведены в соответствующих заводских инструкциях. Так, для обмоток трансформатора электровоза ЧС4 оно должно быть при температуре окружающей среды + 20 °С не менее 30 МОм. Однако по сопротивлению изоляции можно сделать только грубое предварительное заключение об отсутствии каких-либо существенных дефектов изоляции обмоток. Это измерение проводят перед испытаниями электрической прочности изоляции.

Электрическую прочность изоляции испытывают с целью установления надежности изоляции обмоток относительно друг друга и по отношению к заземленным частям трансформатора, а также для проверки изоляции между отдельными частями каждой из обмоток и между витками.

Метод приложенного напряжения применяют при использовании постороннего источника напряжения частотой 50 Гц. Испытанию подвергают каждую обмотку как по отношению к другим обмоткам, электрически не соединенным с ней при работе, так и по отношению к заземленным металлическим частям трансформатора. Испытательное напряжение прикладывают в течение 1 мин между замкнутой накоротко ^испытуемой обмоткой и заземленным баком, с которым соединяют магнитную систему и замкнутые накоротко все остальные обмотки испытуемого трансформатора.

Источником питания служат трансформаторы ИОМ-100/100 для обмотки высшего напряжения и ОМ-20/10 для обмоток низшего напряжения и собственных нужд. Значения испытательных напряжений указаны в заводских инструкциях. Так, сетевые обмотки трансформатора электровоза ВЛ80С испытывают напряжением 60 кВ, тяговые— напряжением 10 кВ, а обмотки собственных нужд — напряжением 5 кВ.

Испытание индуцированным напряжением носит контрольный характер. Его выполняют для выявления повреждения изоляции обмоток, которое могло возникнуть в результате испытания ее приложенным напряжением. К выводам одной из обмоток подводят двойное номинальное напряжение этой обмотки частотой 200 Гц в течение 30 с. Все остальные обмотки должны быть разомкнуты. В каждой обмотке трансформатора при этом будет наводиться э. д. с. повышенной частоты, равная двойному номинальному напряжению данной обмотки. Частоту повышают для того, чтобы при двойном индуцированном напряжении намагничивающий ток в трансформаторе сохранился на прежнем уровне.

Трансформатор считается выдержавшим испытание, если не наблюдалось толчков тока, а намагничивающий ток имел нормальное для данного трансформатора значение. Всякое увеличение тока свидетельствует о наличии дефекта в изоляции обмотки.

По коэффициенту трансформации определяют правильность числа витков в обмотках трансформатора. На проверяемую обмотку низшего напряжения подают пониженное напряжение и измеряют напряжение на выводах. Выводы обмоток выбирают по схеме соединения обмоток трансформатора (рис. 4.1). Коэффициент трансформации определяют как отношение высшего напряжения к низшему. Отклонения напряжений от номинальных значений допускаются не более ±0,5%.

 

Рис. 4.1. Схема соединения обмоток трансформатора электровоза ВЛ80с 

 

Сопротивление меди обмоток постоянному току позволяет судить о наличии дефектов в обмотке. Кроме того, по его значению можно обнаружить ошибку в намотке обмоток проводом иной, чем предусмотрено, площадью сечения, а также обрыв одной из параллельных ветвей обмотки.

Сопротивление меди можно измерить мостом или методом вольтметра-амперметра (рис. 4.2). В последнем случае, включив выключатель 2, подводят к проверяемой обмотке 1 через резистор R постоянный ток, фиксируя по амперметру А и вольтметру V значения тока и напряжения.

Сопротивление меди обмотки, Ом,

 

 

Результаты испытаний заносят в протокол, который прикладывают к паспорту трансформатора.

Ревизия тягового трансформатора без выемки активной части. При ТО-2, ТР-1 и ТР-2 внешним осмотром проверяют состояние узлов трансформатора. Салфеткой протирают изоляторы, контролируют их состояние и надежность крепления. Осматривают шины, провода, маслоструйные реле. Проверяют уровень масла по маслоуказателю; убеждаются в отсутствии течи масла по изоляторам, соединениям маслопровода и в местах крепления крышки к баку; по положению красной контрольной стрелки дистанционного термометра, показывающей максимальную температуру трансформаторного масла, которая была во время работы электровоза по линии, определяют случаи возможного нагрева его выше допустимой температуры 80 °С.

Для отечественных электровозов переменного тока ТО-3 совмещено с ТР-1. Тяговый трансформатор и систему охлаждения осматривают так же, как и при ТО-2. Определяют уровень масла и его температуру, при этом следят, чтобы карман датчика термометрического сигнализатора, находящийся в крышке бака тягового трансформатора, был обязательно заполнен маслом. При необходимости добавляют трансформаторное масло. При нормальных условиях охлаждения температура трансформаторного масла не должна превышать допустимую.

Превышение температуры масла при отсутствии внутренних повреждений трансформатора свидетельствует о нарушении режима его охлаждения. В этом случае проверяют напор масла в системе охлаждения, положение разобщительного крана на трубопроводе, увеличивают подачу охлаждающего воздуха. Течь устраняют затяжкой болтов и гаек в местах соединения. При течи по трубкам секций радиаторов заменяют неисправную секцию.

Проверяют состояние шинного монтажа и надежность электрического контакта. Наконечники гибких проводов должны быть надежно пропаяны. При плохой пайке и недостаточно плотном контакте соединение будет нагреваться, что может привести к выплавлению припоя. Гибкие провода, особенно в соединениях башмаков выводов трансформатора и шинного монтажа, не должны находиться в натянутом состоянии, так как это может привести к излому изоляторов. Провода с повреждением более 15 % жил заменяют. Наконечники заземляющего кабеля должны быть прочно закреплены к корпусу бака и к полу кузова электровоза и обеспечивать надежное заземление.

Изоляторы со следами переброса или сколами на длине более 15 % расстояния возможного перекрытия дугой заменяют, а места повреждения глазури изоляторов на участке менее 15 % этой длины тщательно протирают салфеткой, смоченной в бензине, и покрывают эмалью ГФ-92-ХК или № 1201.

 

 

 

 

Рис. 4.2. Схема измерения сопротивления меди обмоток постоянному току 

 

Рис. 4.3. Схема обмоток реактора ПРА-48 

 

Конусообразные опоры трансформатора осматривают с помощью зерка-ла. При этом особое внимание обращают на места приварки конусов к кронштейнам бака, где наиболее вероятно появление трещин. Через специальный кран в нижней части бака трансформатора отбирают 2—3 л масла для анализа в химической лаборатории, где определяют наличие в нем загрязнений и испытывают его на пробой в маслопробойнике напряжением не менее 25 кВ в течение 1 мин.

По указательному стеклу проверяют уровень масла в трансформаторе и при необходимости масло добавляют.

На электровозах ЧС4 через один периодический ремонт снимают крышки цилиндров пневматического двигателя и проверяют состояние поршневой группы и золотников. Смазку заправляют согласно карте смазки завода-изготовителя, проверяют состояние электро-пневматических вентилей, блокировочных контактов и подводящих проводов.

Мегаомметром на напряжение 2500 В измеряют сопротивление изоляции всех обмоток по отношению к корпусу и друг к другу.

Осмотр, ремонт и испытание сглаживающих, переходных реакторов и индуктивных шунтов. Снятые реакторы продувают сухим сжатым воздухом. Определяют состояние наружного слоя их изоляции и стяжных шпилек. Мегаомметром на напряжение 2500 В проверяют сопротивление изоляции между корпусом и выводными шинами реактора. Оно должно быть не менее 5 МОм.

Изоляторы, клицы и рейки, имеющие трещины, обгары и отколы более 10 % расстояния возможного перекрытия дугой, заменяют. Прогары шин глубиной до 3 мм оставляют и зачищают, а глубиной до 20 мм заплавляют. На одной катушке переходного реактора ПРА допускают до пяти стыковых сварок. Основание реактора ПРА, имеющее отколы до 30 %, восстанавливают приклейкой отколотой части клеем БФ-88. Зазоры между параллельными витками 8—10 мм и параллельными шинами 3—5 мм допустимы. При необходимости зазоры сглаживающих реакторов РЭД регулируют, устанавливая необходимое число изоляционных прокладок. Зазор между витками реактора ПРА-48 должен быть не менее 7 мм.

Катушки реакторов пропитывают лаком № 447 или ПЭ-933. Перед пропиткой лаком № 447 реактор нагревают до температуры 60 °С и опускают в лак, подогретый до температуры не более 50 °С, выдерживают в нем 15— 20 мин, затем вынимают и держат 15 мин над баком для стекания лака, после чего сушат в сушильной печи при температуре 130—140 °С в течение 8—10 ч. При пропитке катушек лаком ПЭ-933 сушку осуществляют в течение 17—20 ч при температуре 160—170 °С.

После ремонта проверяют электрическую прочность изоляции между выводными шинами и корпусом реактора переменным током частотой 50 Гц напряжением 10 кВ в течение 1 мин (для реакторов СР-800 электропоездов испытательное напряжение 5 кВ). Отремонтированный реактор испытывают и устанавливают на э. п. с.

От специального многоамперного агрегата переменного тока путем измерения тока и падения напряжения вычисляют индуктивное сопротивление ветвей обмотки. Для реактора ПРА-48 при температуре +20 °С оно должно быть 0,0017 Ом. Для определения выводов пользуются электрической схемой реактора (рис. 4.3).

Индуктивные шунты осматривают, проверяют состояние наружной изоляции катушек, выводных кабелей, их наконечников. Обстукиванием контролируют прочность затяжки болтов, убеждаются в отсутствии трещин в лапах подвески, лопнувших или ослабших пружинных шайб. Мегаомметром или мостом измеряют омическое сопротивление катушек. Оно не должно отклоняться от нормы более чем на 6 %. Из-за малого значения омического сопротивления обмотки индуктивного шунта даже при достаточно точном измерении не всегда удается обнаружить в ней имеющееся межвитковое замыкание.

В эксплуатации межвитковые замыкания в шунтах приводят к неравномерному распределению нагрузки между двигателями, срабатыванию защиты во время работы при ослабленном возбуждении, к усилению искрения на коллекторе и образованию на нем кругового огня. Чтобы исключить выпуск на линию локомотивов с такими индуктивными шунтами, во многих депо введена обязательная проверка наличия в них межвиткового замыкания измерением индуктивного сопротивления шунтов специальным прибором, состоящим из генератора высокочастотных синусоидальных колебаний, усилителя и измерительного моста переменного . тока.

Индуктивные шунты с поврежденной изоляцией катушек подлежат ремонту. Их катушки снимают и ремонтируют так же, как и катушки полюсов. Отремонтированную катушку шунта насаживают на сердечник в нагретом состоянии (110—120 °С). Дефектные болты и пружинные шайбы заменяют. Подвесные лапы с трещинами также заменяют, так как заваривать трещины запрещается. Отремонтированный шунт окрашивают асфальтовым лаком, а поверхность боковины, обращенную к обмотке шунта,— красной эмалью ГФ-92-ХК.

У собранного индуктивного шунта проверяют электрическую прочность изоляции.

Катушки индуктивных шунтов ремонтируют, как и полюсные катушки двигателей. Для обеспечения хорошего качества пайки все соединяемые места тщательно очищают и облужи-вают.

Измеряют сопротивление изоляции между корпусом и выводами. Оно должно быть не менее 800 МОм для реакторов и не менее 600 МОм для индуктивных шунтов.

При техническом обслуживании и ТР-1, ТР-2 переходные и сглаживающие реакторы продувают сухим воз-духом. Проверяют состояние катушек, вентиляционных каналов, стягивающих шпилек магнитопровода, крепления контактных соединений, убеждаются в отсутствии трещин в шинах, контролируют состояние крепления реакторов.

При наличии на изоляторах, витках катушек, изолирующих шпильках повреждения или оплавления, не превышающего 10% пути возможного перекрытия, дефектное место зачищают и окрашивают изоляционной эмалью. Если объем повреждений больше, то аппарат снимают с э. п. с.


Осмотр реакторов без снятия с э. п. с. Перед осмотром реакторы продувают сухим сжатым воздухом. У переходного и сглаживающего реакторов проверяют состояние катушек, вентиляционных каналов и ярма, затяжку болтов в местах электрических соединений и стягивающих шпилек магнитопровода, убеждаются в отсутствии трещин в шинах, контролируют надежность электрического контакта соединений, крепления реакторов. Ослабление крепления устраняют подтяжкой болтов.

При наличии на изоляторах, витках катушек, изолирующих шпильках и прокладках следов переброса и оплавлений менее 10 % пути возможного перекрытия дефектное место зачищают и окрашивают электроизоляционной эмалью. Прогары шин глубиной менее 3 мм зачищают. Если обнаруженные дефекты без снятия реакторов устранить не удается или требуется замена деталей, осуществить которую без разборки реакторов невозможно, то такие реакторы для ремонта снимают с э. п. с.


Ремонт трансформаторов и ТРПШ. Трансформаторы ТЗ-1, Тр-45, ТН-1, Тр-228 и ТРПШ осматривают. Проверяют состояние изоляционных поверхностей катушек, магнитопроводов, резьбовых соединений электрических контактов и стягивающих магнитопровод шпилек. Контролируют состояние и надежность крепления подводящих проводов и шин.

Проверяют катушки, убеждаются в отсутствии обрыва, межвиткового замыкания и пробоя изоляции. Неисправные катушки заменяют. Катушки ТРПШ с нарушенным покрытием окрашивают электроизоляционной эмалью. Катушки трансформаторов пропитаны в эпоксидном компаунде, поэтому дефектные места на их поверхности заливают эпоксидной смолой холодного отверждения.


Техническое обслуживание трансформаторов и реакторов в эксплуатации. В эксплуатации следят за уровнем и температурой масла в расширителе трансформатора, состоянием поверхности фарфоровых изоляторов, а также за характером шума трансформатора на холостом ходу. Пр и пониженном уровне масла в расширителе,-электрической прочности масла ниже 25 кВ, усиленном шуме при работе трансформатора, повреждении или загрязнении поверхности фарфоровых изоляторов, а также после повторного срабатывания защиты, если неисправность не устранена, подключение трансформатора к питающей сети не допускается.

Недопустима также эксплуатация трансформатора под нагрузкой, если температура масла при неработающем масляном насосе выше 80 °С. В зимний период для предотвращения возможной поломки насоса запрещается включать его, если температура верхних слоев масла трансформатора ниже —20 °С. Эксплуатация сглаживающих реакторов без принудительного охлаждения не допускается.

При внешнем осмотре переходных реакторов убеждаются в отсутствии в них посторонних предметов (болтов, гаек и т. д.), а также трещин и изломов шин и другого электрического монтажа. По условиям перегрева переходного реактора допускается работа электровоза на неходовых позициях не более 1 ч при токах часового режима.


Техника безопасности при ремонте и испытаниях. Перед входом в высоковольтную камеру для осмотра трансформаторов и реакторов при нахождении электровоза под контактным проводом необходимо лично убедиться, что токоприемники опущены, главные выключатели выключены, кнопочные выключатели на пульте машиниста и

контроллеры машинистов выключены и заблокированы. Ключи от кнопочных выключателей должны находиться у исполнителя работ.

Затем следует перекрыть разобщительные краны токоприемника; снять емкостный заряд со всех силовых цепей касанием заземляющей штангой выводов главного трансформатора; заземлить проходной изолятор высоковольтного ввода тягового трансформатора, подвесив на ввод заземляющую штангу.

Перед постановкой электровоза на ремонт все выводы обмоток трансформатора соединяют друг с другом накоротко и заземляют специальным гибким соединением для того, чтобы исключить возможность трансформации высокого напряжения, например, при случайном прикосновении электродом к электрическим цепям трансформатора во время сварочных работ.

Не разрешается оставлять трансформатор на крюке крана подъемного устройства больше времени, необходимого для подъема, перемещения и опускания. При подъеме или опускании активной части в бак запрещается выполнять работы на ней и на баке. Не разрешается работать под поднятой крышкой трансформатора.

Сварочные работы на баке следует выполнять в помещениях, не опасных в пожарном отношении. Перед сваркой бак очищают от остатков трансформаторного масла, промывают или тщательно протирают с внутренней стороны и продувают воздухом для удаления паров масла.

Переносные электрические лампы напряжением выше 24 В применять не разрешается. В помещениях, где ремонтируют активную часть трансформатора и очищают масло, запрещается пользоваться приборами с открытым огнем и курить. Здесь должны быть огнетушители и другой противопожарный инвентарь. Перед пайкой активную часть следует протирать и очищать от трансформаторного масла. В помещении для сушки активной части трансформатора не допускается хранение горючих материалов, промасленных концов, ветоши, дерева и др. Помещения должны иметь приточно-вытяжную вентиляцию. Лак, бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся материалы хранят в изолированном помещении.

При испытаниях изоляции обмоток и магнитопровода на стенде повышенным напряжением заземляют магни-топровод, трансформатор напряжения и реостат. Испытание производят в диэлектрических перчатках стоя на резиновом коврике.

Несмотря на небольшую токсичность трансформаторного масла, работающие в трансформаторном отделении должны вытирать руки, чтобы предотвратить раздражение кожи маслом, и соблюдать личную гигиену. Требования техники безопасности при испытании изоляции трансформатора на пробивной установке аналогичны описанным выше (см. с. 124).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     20      21      22      23     ..