Пассажирский электровоз ЧС2.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ И АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ
Пассажирский электровоз ЧС2. МОТОР-КОМПРЕССОРЫ
На электровозах ЧС2 установлены следующие вспомогательные машины:
два мотор-компрессора с электродвигателями постоянного тока напряжением 3000 В,
которые подают воздух в тормозную и пневматическую системы электровоза;
один вспомогательный мотор-компрессор с электродвигателем постоянного тока
напряжением 50 В, получающим питание от аккумуляторной батареи. Компрессор
подает сжатый воздух для подъема токоприемников и включения быстродействующего
выключателя;
два мотор-вентилятора с электродвигателями постоянного тока напряжением 3000 В,
охлаждающие тяговые двигатели и пусковые резисторы;
два мотор-вентилятора калориферов кабин машиниста с электродвигателями
постоянного тока напряжением 50 В;
два генератора тока управления, вырабатывающие постоянный ток напряжением 50 В
для цепей управления, освещения и сигнализации, а также для зарядки
аккумуляторной батареи.
На электровозах ЧС2 установлено по два поршневых двухступенчатых трехцилиндровых
компрессора 1 (рис. 78) К2, которые приводятся в движение электродвигателями 2
1А-3432/4, с электровоза № 305 — типа 6А-3432/4, а на электровозах более поздних
выпусков — типа 9А-3432/4. Компрессор и электродвигатели установлены на общей
фундаментной плите 3.
В поршневых компрессорах (рис. 79) воздух сжимается в цилиндре 3 поршнем 4,
имеющим возвратно-поступательное движение. Сжатие воздуха происходит путем
уменьшения объема рабочей камеры (полости цилиндра) при движении поршня в
сторону крышки цилиндра. Движение поршень получает через кривошипно-шатунный
механизм от вала 5. В крышке цилиндра помещается всасывающий клапан 2,
открывающийся внутрь цилиндра, и нагнетательный клапан 1, открывающийся наружу и
соединяющий цилиндр с нагнетательным воздухопроводом. При ходе поршня в сторону
от крышки в пространстве между крышкой цилиндра и поршнем создается разряжение и
в цилиндр через автоматически открывающийся клапан 2 поступает воздух при
абсолютном давлении, равном около 1 кгс/см2.
Наполнение цилиндра
(всасывание) продолжается до тех пор, пока поршень не дойдет до крайнего
положения. При обратном ходе поршня влево воздух сжимается и давление в цилиндре
увеличивается. При этом всасывающий клапан 2 прижимается к своему седлу, а
нагнетательный закрыт до тех пор, пока давление в цилиндре не станет равным
давлению в нагнетательном трубопроводе. В этот момент нагнетательный клапан 1
открывается и сжатый воздух выталкивается в нагнетательный трубопровод при
постоянном давлении. Нагнетание будет продолжаться до прихода поршня в крайнее
положение около крышки, после чего последует процесс всасывания. Таким образом,
полный рабочий цикл в цилиндре компрессора протекает за два хода поршня или один
оборот вала.
При сжатии воздуха до давления выше 5 кгс/см2 температура воздуха повышается
настолько, что затрудняет нормальную смазку цилиндров. Масло сильно окисляется и
на стенках появляется нагар. Кроме того, с нагревом воздуха увеличивается расход
энергии на работу компрессора. Чтобы устранить большое повышение температуры,
процесс сжатия разделяют на две ступени, т. е. компрессор выполняют
двухступенчатым.
В полостях цилиндров 3 большого диаметра (низкого давления) происходит первая
ступень сжатия, в полости цилиндра 6 малого диаметра (высокого давления)—вторая
ступень сжатия. В цилиндрах низкого давления воздух сжимается до 2—4 кгс/см2.
Затем сжатый воздух (проходит через холодильник 7, где охлаждается.