Глава 10 Измерительные приборы электропоездов переменного тока
(1985 год)
52. Амперметры и вольтметры
Измерение токов тягового двигателя, стабилизатора
напряжения, заряда и разряда аккумуляторной батареи производят
амперметрами. Ток тягового двигателя измеряют килоамперметром Э-377
электромагнитной системы, который подключают через трансформатор тока
ТПОЛ-10 с коэффициентом трансформации 1000/5.
Приборы электромагнитной системы могут быть использованы для измерения
как постоянного, так и переменного тока и состоят из неподвижной катушки
1 (рис. 218), обмотка которой выполнена из медного провода, и стального
сердечника 3, укрепленного эксцентрично на одной оси с указательной
стрелкой. На той же оси укреплены пластинка магнитного успокоителя 2 и
спиральная пружина 4, служащая для создания противодействующего момента.
Измеряемый ток, проходя по катушке, создает магнитное поле, которое
намагничивает сердечник 3. Намагниченный сердечник под действием сил
поля втягивается внутрь катушки 1, вызывая поворот подвижной части
прибора на угол, зависящий от величины тока.
Таким образом, определенному току соответствует определенный угол
поворота указательной стрелки, при котором вращающий момент
уравновешивается противодействующим моментом пружины 4.
Шкала приборов неравномерная — сжата при малых значениях тока и
растянута в зоне больших токов, но специальные конструкционные
особенности приборов позволяют избегать большой неравномерности. Приборы
электромагнитной системы получили широкое распространение в
промышленности, в том числе и на электроустановках подвижного состава.