45. Вспомогательное оборудование дизеля
тепловоза ТЭ3
Вертикальная передача. Боковой зазор между зубьями шестерен
замеряют, вращая коленчатый вал по ходу и против хода. Для сохранения
правильности зацепления помечают краской сопряженные зубья шлицевых
соединений (торсионного соединения). Снимают вертикальную передачу с
дизеля, разбирают и промывают детали. Малые конические шестерни
спрессовывают с валов только при ослаблении их посадки или необходимости
замены. Детали осматривают, неисправные заменяют. Шестерни при изломах
зубьев, трещинах в теле или контактной коррозии (питтинги) и других
дефектах зуба заменяют. При замене шестерен отпечаток по краске на
выпуклой стороне зуба большой шестерни не менее 50 мм по длине, на
вогнутой стороне — не менее 35 мм. Отпечаток должен быть расположен в
зоне делительного конуса ближе к малому модулю. Допускается расположение
отпечатка ближе к большому модулю или от начала его при условии длины
отпечатка не
менее 70 мм на выпуклой стороне и не менее 50 мм на вогнутой стороне
зуба.
Проверяют валы (нижний и верхний) вертикальной передачи и торсионный вал
на магнитном дефектоскопе и плотность посадки шпонок в пазах валов и
шестерен. Шестерни устанавливают на валах с натягом 0,05 — 0,08 мм;
внутренние кольца подшипников качения с натягом 0,015 — 0,05 мм для
шариковых и 0,03 — 0,06 мм для роликовых подшипников. Конусная часть
ступицы (или муфты) и конусная поверхность вала при проверке по краске
должны равномерно прилегать на площади не менее 65 %. Разрешается
исправление повеохностей конусных посадок.
При сборке и установке вертикальной передачи соблюдают следующие
условия:
после установки и закрепления нижней и верхней частей передачи на блоке
дизеля устанавливают размер от регулировочного кольца верхнего торца
малой шестерни до оси верхнего коленчатого вала, указанный на
цилиндрической поверхности малой конической шестерни, заменой
регулировочных прокладок;
при помощи регулировочных прокладок регулируют боковой зазор между
зубьями шестерен;
проверяют по краске правильность зацепления;
соединяют между собой коленчатые валы так, чтобы нижний коленчатый вал
опережал верхний вал на 12°;
при соединении коленчатых валов торсионом вводят втулку в зацепление по
шлицам с торсионным валом и муфтой;
трубки подвода масла устанавливают так, чтобы струя масла была
направлена в зубья, находящиеся в зацеплении.
Антивибратор. Антивибратор разбирают, измеряют втулки и пальцы.
При местном износе втулок ступицы и грузов более 0,1 мм втулки заменяют
или перепрессовывают их с поворотом на 120° (что позволит произвести еще
один поворот). Если
антивибратор спрессовывался с коленчатого вала, то необходимо измерить
отверстия под посадку ступицы на вал и убедиться, что при последующей
посадке будет обеспечен натяг ступицы на валу в пределах 0,03 — 0,06 мм.