Автоматическое управление
возбуждением тяговых электродвигателей тепловоза ТЭ3
Движение тепловоза ТЭ3 при возбуждении тяговых
электродвигателей
Включение кнопки «Управление тепловозом и
установка рукоятки контроллера в 1-е положение (и последующие)
обеспечивает питание следующих цепей: одной из двух катушек реверсора (в
зависимости от положения реверсивной рукоятки); катушек
электропневматических вентилей трех контакторов П1, П2 и ПЗ (через
замыкающие контакты реле времени РВ2)
катушки контактора возбуждения ВВ
катушки контактора возбуждения тягового
генератора КВ. После включения контакторов П1, П2 и ПЗ замыкается цепь
питания тяговых электродвигателей от тягового генератора. Одновременно
включается контактор возбуждения возбудителя ВВ, который обеспечивает
питание обмотки параллельного возбуждения возбудителя. В последнюю
очередь после включения контакторов П1, П2 и ПЗ включается контактор КВ,
подключающий обмотку возбуждения тягового генератора к якорю
возбудителя. На выводах тягового генератора возникает напряжение, и
тяговые электродвига-тели приводят тепловоз в движение. Питание катушки
контактора КВ происходит через размыкающие контакты контакторов Д1 и Д2,
не позволяющие включиться контактору КВ при замкнутом положении
контакторов Д1 и Д2, что предохраняет аккумуляторную батарею и
низковольтные цепи тепловоза от попадания в них высокого напряжения
тягового генератора.
Увеличение скорости тепловоза производится переводом рукоятки
контроллера машиниста в последующие положения (позиции). Для плавного
тро-гания тепловоза с места в цепь питания параллельной обмотки
возбуждения возбудителя введен резистор плавного пуска СП. На 1-й
позиции ток протекает через резистор СП, а на 2-й позиции сопротивление
этого резистора шунтируется замыкающим контактом реле РУ8. Контактор ВВ
до включения своим размыкающим контактом обеспечивает включение катушки
вентиля ВП6, отключающего в свою очередь левый ряд топливных насосов.
Как уже отмечалось, схемой электрооборудования тепловоза предусмотрено
автоматическое изменение возбуждения тяговых электродвигателей
(ослабление возбуждения). Управление изменением возбуждения (поля)
осуществляется двумя реле перехода (РП1 и РП2).
При включении реле перехода РП1 получают питание катушки контакторов
ослабления возбуждения Ш1, Ш2 и U13, они подключают параллельно к
катушкам главных полюсов тяговых электродвигателей резисторы, через
которые ответвляется часть тока. По катушкам главных полюсов в этом
случае пойдет только 55% общего тока. При этом размыкающий контакт
контактора U12 введет дополнительное сопротивление (резистор СРП1) в
цепь катушки напряжения реле, чем подготовит обратный переход на полное
возбуждение. Замыкающий контакт контактора Ш2 в цепи питания катушки
напряжения реле перехода РП2 замкнется и подготовит реле к включению
второй ступени ослабления возбуждения. Принцип действия и работа реле
перехода РП2 аналогичны реле перехода РП1. Включение реле перехода РП1
происходит при токе тягового генератора 1800—1850 А, а отключение — при
2550—2600 А. Включение РП2 должно происходить при токе генератора
1600—1650 А, отключение — при токе 2400—2450 А. Для исключения звонковой
работы реле перехода на позициях с 1-й по 8-ю в цепь резисторов реле
переходов СРП1 и СРП2 введены размыкающие контакты реле РУ4, которые
размыкаются на 9-й позиции контроллера.
В цепи питания катушек контакторов ослабления возбуждения имеется
выключатель УП, при помощи которого в аварийном случае вручную можно
осуществить переход с ослабленного возбуждения на полное.