Четырехосный вагон-самосвал 4ВС-50 грузоподъемностью 50 т (рис. 25) по
конструкции основных несущих элементов кузова вагона, а также механизма
его наклона и механизма открывания бортов принципиально отличается от
конструкции думпкаров ЗВС-50 грузоподъемностью 50 т. Вагон-самосвал
4ВС-50 цельнометаллический, сварной конструкции, состоит из кузова,
опирающегося на нижнюю раму, двух двухосных тележек ЦНИИ-ХЗ-0, на
которые, в свою очередь, опирается нижняя рама, механизма наклона кузова
и механизма открывания бортов.
Кузов вагона-самосвала. Верхняя рама, являющаяся основой кузова,
два продольных борта, шарнирно соединенные с верхней рамой, и две
лобовые стенки, жестко приваренные по концам рамы, составляют кузов
вагона-самосвала.
Рис. 25. Общий вид вагона-самосвала 4ВС-50
грузоподъемностью 50 т
Рама кузова вагона-самосвала (рис. 26) цельнометаллическая, сварной
конструкции, состоит из поперечных 1 и 2 балок и продольных 7 боковин, а
также промежуточных балок 4. Поперечные балки 1 в зоне шкворневых узлов
вагона имеют коробчатое сечение из двух швеллеров № 16. Промежуточные
поперечные балки 2 состоят из одного швеллера № 16. К балкам 1 и 2
приварены продольные боковые балки 7 зетобразного профиля и
промежуточные балки 4 из швеллера № 16. К поперечным балкам и
продольному боковому зе-тобразному швеллеру приварены косынки 5, на
которые уложен козырек 6. Этот козырек выполнен в форме специальной
штампованной детали из листа толщиной 6 мм и имеет вырезы С и Д, в
которые проходят петли и кронштейны продольных бортов. Внизу к козырьку
приварен по всей длине уголок 5 с размерами 75x75x6 мм.
На поперечные балки и продольные зетобразные швеллеры уложен нижний лист
8 пола толщиной 4 мм, который приварен к нижней полке продольного
зетобразного швеллера 7. На нижний лист 8 пола уложены вдоль вагона
деревянные брусья 3 (из лиственницы) толщиной 75 мм. Сверху брусья 3
перекрыты листом 10 толщиной 10 мм, который приварен к верхней полке
продольного зетобразного швеллера и служит верхним листом пола кузова.
Деревянные брусья выполняют роль амортизатора от ударных нагрузок и
увеличивают поперечную жесткость рамы.
К поперечным элементам 1 верхней рамы приварены кронштейны 9 и опоры 12.
Кронштейны 9 предназначены для размещения рычагов
механизма открывания бортов, а также обеспечивают
шарнирное соединение верхней рамы с нижней. Опоры 12 являются
промежуточными шарнирными опорами верхней и нижней рам вагона. К
вертикальным полкам швеллеров поперечных балок верхней рамы приварены
кронштейны 11 для крепления валика шарнирного соединения штока поршня
разгрузочных цилиндров.
Продольный борт вагона-самосвала 4ВС-50 (рис. 27) состоит из верхнего
пояса, выполненного из специально выштампованного козырька 1 толщиной 6
мм и вваренного швеллера 6 (№ 14) с косынками 8, прилегающими по
внутреннему контуру козырька. Нижний пояс продольного борта состоит из
швеллера 5 (№ 20). Верхний и нижний пояса продольного борта соединены
девятью штампованными деталями П-образной усеченной формы из листа 9
толщиной 6 мм. С внутренней стороны к швеллерам верхнего 1л. нижнего
поясов приварен внутренний лист 7 борта толщиной 8 мм. Штампованный лист
9 и внутренний лист 7 соединяют верхний и нижний пояса продольного борта
в единую замкнутую конструкцию.
К внутреннему листу и швеллеру нижнего пояса продольного борта в зоне
шкворневых балок приклепаны литые кронштейны 2 (два на борт), а также
приварены петли 3 (шесть на борт). Для повышения прочности соединения к
петлям борта, к внутреннему листу и швеллеру нижнего пояса приварены
также усиливающие косынки 10. Для увеличения жесткости к внутреннему
листу продольного борта по его длине в зоне между кронштейнами и петлями
приварен уголок 4.
Лобовая стенка вагона-самосвала 4ВС-50 состоит из внутреннего
гофрированного листа толщиной 6 мм и пяти вертикальных подкосов
треугольной формы, выполненных из зетобразного швеллера № 8 и уголка
75x75x75 мм; подкосы укреплены косынками. Верхний пояс лобовой стенки
закруглен при штамповке. К косынкам и верхнему поясу по обе стороны
лобовой стенки приварены регулирующие прокладки.