В середине 70-х годов коллективом конструкторского бюро Люди-новского
тепловозостроительного завода под руководством главного конструктора В.
Н. Логунова был разработан проект четырехосного тепловоза с групповым
электрическим приводом. Эта работа проводилась по заданию Министерства
черной металлургии с целью создания локомотива, близкого по мощности к
тепловозу ТГМ6А (см. гл. VIII), но несколько превосходящего его по силе
тяги, надежности передачи и коэффициенту полезного действия.
В 1978 г. по разработанному проекту Людиновский тепловозостроительный
завод изготовил опытный тепловоз, получивший обозначение ТЭМ12-0001
(рис. 99 и 100). На тепловозе ТЭМ12 применены хорошо зарекомендовавшие
себя узлы и оборудование тепловозов ТГМ6А и ряда других серий, а вместо
гидропередачи использована электрическая передача с групповым приводом
колесных пар.
Капотный кузов с высоко поднятой кабиной обеспечивает машинисту хороший
обзор. Двухосные тележки с колесами диаметром 1050 мм при новых бандажах
выполнены с поводковыми бесчелюстными буксами. В кузове установлен
дизель-генератор 2-18-ДГ, состоящий из дизеля ЗА-6Д49 (84 Н
26/26) и генератора ГП-319Б. Дизель при частоте вращения вала 1000
об/мин развивает номинальную мощность 1200 л.с.; расход топлива на этом
режиме 155 г/(э.л.с • ч). Система охлаждения дизеля двухконтурная.
Тяговый генератор ГП-319Б незначительно отличается от генераторов, ранее
примененных на тепловозах ТЭМ5 (ГП-319) и ТЭМ6 (ГП-319А). При частоте
вращения вала 1000 об/мин его номинальная мощность 780 кВт (ток 1815/980
А, напряжение 430/840 В). Масса
генератора 4300 кг. Генератор снабжен пусковой
обмоткой. На тепловозе установлены двухмашинный агрегат А-706Б,
состоящий из возбудителя В-600 и вспомогательного генератора
ВГТ-275/120, и синхронный подвозбудитель ВС-652.
Тяговый генератор питает два параллельно включенных тяговых
электродвигателя ЭД-121, подвешенных к главной раме кузова. Валы
электродвигателей соединены между собой и связаны с карданными валами,
которые в свою очередь
соединены с осевыми редукторами. Это обеспечивает механическую связь
между собой всех колесных пар локомотива. Якоря и полюсы
электродвигателей такие же, как у электродвигателей ЭД-121 тепловозов
ТЭП70 и ЭД-120А тепловозов ТЭМ7.
Для получения сжатого воздуха на тепловозе установлен компрессор ПК-5,25
производительностью 3,5— 5 м3/мин. Компрессор, центробежный вентилятор
группового воздухоснаб-ждения и синхронный подвозбудитель приводятся
через распредели-тельный редуктор от вала тягового генератора.
Двухмашинный агрегат, установленный на тяговом генераторе, имеет привод
от распределительного вала дизеля.
Цепи управления и освещения питаются постоянным током напряжением 75 В.
Аккумуляторные батареи 32ТН-450 служат для пуска дизеля и питания цепей
при неработающем генераторе.
Служебная масса тепловоза !00 т. Расчетная длительная сила тяги на
маневровом режиме 235 кН (24 000 кгс), на поездном — 117 кН (12 000
кгс), скорости длительного режима соответственно 10 и 20 км/ч;
конструкционные скорости 40 и 80 км/ч. Минимальный радиус проходимых
тепловозом кривых 60 м. Запас топлива на локомотиве 3400 кг, песка 110
кг. Тепловоз изготовлен с учетом возможности его дооборудования для
управления по системе многих единиц.