СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ промышленных электровозов и тяговых агрегатов
К специальным относятся следующие виды испытаний:
эксплуатационные, на ремонтопригодность, санитарно-гигиенические и на
радиопомехи.
Эксплуатационные испытания проводят с целью оценки безотказности
ЭПС при продолжительной работе в реальных условиях эксплуатации. Пробег
за время проведения испытаний должен быть не менее 5000 км. Этот вид
испытания проводит предприятие-разработчик совместно с предприятиями
заказчика. При необходимости привлекаются к участию в испытаниях
сторонние исследовательские организации.
В процессе эксплуатационных испытаний определяют следующее:
работоспособность ЭПС в различное время года; удобство управления и
обслуживания; оптимальность системы технического обслуживания,
предусмотренной инструкцией по эксплуатации; приспособленность ЭПС к
экипировке; уровень запыленности помещений и оборудования тяговых
единиц; эффективность тормозных средств; рациональный режим вождения
поезда с установлением нормы по массе поезда; параметры безотказной
работы; износ быстроизнашиваемых деталей (буксовых поводков,
резинометаллических деталей, ударно-сцепных устройств, настила пола);
достаточность жесткости конструкции элементов экипажной части (кабины
машиниста, крыши кузова).
Испытания на ремонтопригодность проводят с целью определения
приспособленности локомотива к обнаружению причин возникновения его
отказов и устранению их последствий. Испытания проводят совместно
предприятия разработчика и заказчика с привлечением при необходимости
научно-исследовательских организаций. На основе анализа статистических
данных об отказах и повреждениях локомотива, а также проведения опытных
ремонтов и технического обслуживания при испытаниях на
ремонтопригодность определяют трудоемкость монтажа, демонтажа составных
частей и оптимальность комплекта запасных частей, инструмента и
принадлежностей.
Санитарно-гигиенические испытания выполняют с целью проверки
соответствия ЭПС требованиям безопасности и охраны труда по ГОСТ
23098—78. Проводит этот вид испытаний предприятие-разработчик с
привлечением при необходимости предприятий заказчика и сторонних
научно-исследовательских организаций.
При этом контролируют на ЭПС соответствие требованиям безопасности
систем пожаротушения, блокирования высоковольтных помещений и устройств
бдительности, соблюдение норм освещенности, температуры, шума и
вибрации, проводят исследование микроклимата кабины машиниста с
измерением состава воздуха, относительной влажности, скорости движения
воздуха и оценки эффективности обмена воздуха в кабине. В процессе
санитарно-гигиенических испытаний дается эргономическая оценка поста
управления, определяется комфортность условий труда обслуживающего
персонала. Замеряют проходы и расстояния от токоведущих до заземленных
частей с проверкой соблюдения существующих норм. Проверяют
обеспеченность локомотива санитарно-бытовым оборудованием
(холодильником, аптечкой, умывальником с подогревом воды и т. д.).
Испытания на радиопомехи производят для
определения соответствия ЭПС Общесоюзным нормам допускаемых
индустриальных радиопомех (Электротранспорт. Допускаемые величины.
Методы испытаний) № 2-72, утвержденным Государственной комиссией по
радиочастотам СССР 12.06.72. Выполняет эти испытания
предприятие-разработчик совместно с научно-исследовательскими
организациями.
Объем испытаний при технических обслуживаниях,
текущих и капитальных ремонтах следующий.
В процессе технического обслуживания ТО-1, ТО-2 и ТО-3 при ремонте или
замене вышедшего из строя оборудования проводят лишь те операции
приемосдаточных испытаний (п. 6.2), которые обеспечивают проверку
работоспособности этого оборудования, а также электрической цепи или
пневматической системы, в которую включено указанное оборудование.
При постановке тягового агрегата на текущий ремонт ТР-1 проводят
следующие испытания в последовательности и по методике приемо-сдаточных
испытаний (см. п. 6.2): внешний осмотр; проверку соответствия положений
электрических машин и аппаратов положениям органов управления в
контактном режиме, реостатного торможения и автономном; проверку и
регулирование тяговых электрических аппаратов; измерение сопротивления
изоляции электрических цепей; проверку пневматических и гидравлических
систем.
Остальные системы проверяют по программе приемо-сдаточных испытаний (см.
п. 6.2) при наличии неисправностей.
При постановке тягового агрегата на текущий ремонт ТР-2, кроме
испытаний, проводимых на ТР-1, дополнительно проверяют (см. п. 6.2):
сопротивление блоков резисторов; работоспособность вспомогательных
электрических машин при питании от стационарного источника; крепление и
состояние узлов холодильной камеры (вентилятора, секций радиатора,
коллекторов, трубопроводов и т. д.); настройку блока управления
совместно с контроллером машиниста и силовым контроллером (ОПЭ1А, ОПЭ1Б)
или совместную работу контроллера машиниста с главным контроллером
(ОПЭ1), с индивидуальными контакторами (ПЭ2М). Кроме того, на ТР-2
проводят реостатные испытания дизельной секции (при ее наличии) и
тягового агрегата под контактным проводом (см. п. 6.2).
При постановке тягового агрегата на текущий ремонт ТР-3 дополнительно к
испытаниям, проводимым при производстве ТР-2, выполняют в соответствии с
п. 6.2 следующее: испытания электрической прочности изоляции цепей
высоким напряжением, проверку распределения охлаждающего воздуха по
потребителям.
После текущих ремонтов ТР-1 н ТР-2 отремонтированные узлы подвергают
испытаниям, предусмотренным ремонтной документацией. Качество ремонта
ТР-3 контролируют на приемо-сдаточных испытаниях тягового агрегата (см.
п. 6.2) после завершения цикла ремонтных работ.
На капитальных КР-1 и КР-2 ремонтах оборудование, устанавливаемое на
тяговый агрегат взамен вышедшего из строя, должно предварительно пройти
приемо-сдаточные испытания на заводе-изготовителе и входной контроль на
ремонтном предприятии. Оборудование, подвергавшееся ремонту, должно
пройти приемо-сдаточные испытания, предусмотренные ремонтной
документацией.
После КР-1 и КР-2 проводят приемо-сдаточные испытания в полном объеме
при последовательности операций и по методике, описанных в п. 6.2.