В собранных чашках водила одновременно обрабатываются
(растачиваются) три отверстия под оси сателлитов, так как от
точности взаимного расположения сателлитов относительно
солнечной и коронной шестерен зависит правильность зацепления
зубчатой передачи, а также долговечность шестерен. Поэтому
совместно обработанные чашки колесной передачи метятся
порядковым номером и по отдельности теряют взаимозаменяемость
при соединении с другими чашками. В приливах наружной чашки под
расточки для осей сателлитов имеются резьбовые отверстия под
стопорные болты 3 осей сателлитов. Поверхности чашек водила со
стороны сателлитов около расточек под оси сателлитов закалены т.
в. ч. для уменьшения износа при трении этих поверхностей с
торцами сателлитов.
Собранные чашки (водило колесной передачи) устанавливаются на
внешнюю шлицевую часть кожуха полуоси. До посадки водила на
кожух полуоси устанавливается ступица 29 внутреннего колеса на
двух подшипниках. Внутренний подшипник 26 ступицы — двойной
конический роликовый — монтируется непосредственно на кожухе
полуоси, а наружный 23 — цилиндрический роликовый — на водило
колесной передачи. Между двойным коническим роликоподшипником и
водилом колесной передачи устанавливается литая распорная втулка
24. Затем собранное водило крепится на кожухе полуоси гайкой 19
и контргайкой 17. Между гайкой и контргайкой устанавливается
стопорное кольцо 18, которое внутренним выступом входит в
специальный паз на кожухе полуоси.
Собранные чашки колесной передачи образуют три отверстия, в
которые свободно вставляются сателлиты. Сателлиты имеют
тщательно обработанные цилиндрические отверстия для установки
цилиндрических роликоподшипников 4, не имеющих ни наружного, ни
внутреннего колец. Поэтому внутреннее цилиндрическое отверстие
сателлита представляет собой беговую дорожку для роликов
подшипника. Аналогично поверхность оси сателлита играет роль
внутреннего кольца подшипника. Учитывая, что долговечность
подшипников находится в непосредственной зависимости от
твердости дорожек качения, оси сателлитов изготовляют из
легированной стали и подвергают термической обработке для
получения высокой твердости поверхностного слоя (до HRC 60—64).
Поверхности отверстий в сателлитах также имеют высокую
твердость.
При сборке колесной передачи вначале в отверстие сателлита
устанавливают подшипники, а затем, опустив шестерню в отверстие,
образованное чашками, в подшипник вставляют ось сателлита. Ось
сателлита устанавливается в чашки по ходовой посадке и
фиксируется в них от проворачивания и осевого смещения стопорным
болтом 3, конусный хвостовик которого входит в коническое
отверстие на конце оси сателлита. Для облегчения демонтажа этой
оси на ее торце имеется резьбовое отверстие. Ввертывая в это
отверстие болт через какую-либо втулку при опоре ее на наружную
чашку водила, можно легко вынуть ось сателлита. На внутренней и
наружной чашках водила со стороны торцов подшипников сделаны
радиальные прорези для улучшения подачи смазки к подшипникам.
Сателлиты колесных передач .входят в зацепление как с солнечной,
так и с коронной шестернями.
Крутящий момент на коронную шестерню передается всеми тремя
сателлитами, находящимися с ней в зацеплении, поэтому зубья
коронной шестерни менее нагружены в сравнении с зубьями шестерен
колесной передачи. Опыт эксплуатации также показывает, что
внутреннее зацепление коронной шестерни является наиболее
долговечным. Коронная шестерня устанавливается и центрируется
буртиком в проточке ступицы заднего колеса. Между шестерней и
ступицей устанавливается прокладка.
С наружной стороны на буртике коронной шестерни центрируется
большая крышка 14, закрывающая колесную передачу. Между крышкой
и шестерней также устанавливается уплотнительная прокладка.
Крышка и коронная шестерня общими болтами 15 привертываются к
ступице заднего колеса. Центрирование коронной шестерни по
ступице заднего колеса, которая установлена на подшипник,
посаженный на водило колесной передачи, обеспечивает необходимую
взаимную точность расположения сателлитов, опирающихся на оси,
размещенные в точно обработанных отверстиях того же водила, и
правильное зацепление сателлитов с коронной шестерней. С другой
стороны, солнечная шестерня не имеет специальной опоры, т. е.
является «плавающей», и центрируется по зубьям сателлитов,
благодаря чему выравнивается нагрузка на сателлиты, так как они
с достаточной точностью равномерно расположены по окружности.
Солнечная шестерня колесной передачи и сателлиты изготовляются
из высококачественных легированных сталей 20ХНЗА и цементуются.
Они подвергаются термической обработке для обеспечения высокой
прочности. Твердость поверхности зубьев шестерен достигает HRC
58—62, а сердцевина зубьев сохраняется вязкой с твердостью HRC
28—40. Коронная шестерня, как менее нагруженная, изготовляется
из стали 18ХГТ.
Смазка шестерен и подшипников колесной
передачи осуществляется разбрызгиваемым маслом, которое
заливается в полости колесных передач. Так как полость колесной
передачи образована большой крышкой и ступицей заднего колеса,
вращающейся на конических подшипниках, масло в полости колесной
передачи постоянно перемешивается, что обеспечивает подачу
смазки ко всем шестерням и подшипникам колесной передачи. Масло
заливают через малую крышку 7, которая крепится к большей крышке
колесной передачи тремя шпильками и уплотняется по центрирующему
буртику резиновым уплотнительным кольцом 11.
При снятой малой крышке нижний край отверстия в большой крышке
определяет необходимый уровень масла в колесной передаче. На
большой крышке для слива масла имеется отверстие, закрытое
цилиндрической пробкой. Для предотвращения перетекания масла из
полости колесной передачи в центральный редуктор, как это
отмечалось выше, на полуоси устанавливается сдвоенный сальник.
Масло из полости колесной передачи поступает также в полость
ступицы заднего колеса для смазки цилиндрического и сдвоенного
конического роликоподшипников колес.
С внутренней стороны ступицы к ее торцу через резиновую
уплотнительную прокладку привернута крышка 28 сальника, в
которой размещен резино-армированный самоподвижной сальник.
Рабочая кромка сальника уплотняет полость ступицы по съемному
кольцу, напрессованному на кожух полуоси. Поверхность кольца
отшлифована до высокой степени чистоты, закалена до большой
твердости и отполирована. Крышка сальника в ступице колеса
центрируется по буртику, который одновременно упирается в
наружное кольцо сдвоенного конического подшипника, ограничивая
его осевое перемещение.
В крышке сальника фланец, имеющий значительные размеры, играет
роль маслоотражателя, так как между ним и съемным кольцом
сальника имеется небольшой зазор. Кроме того, на цилиндрической
поверхности фланца нарезаны маслосгонные канавки, которые
наклонены в направлении, противоположном направлению вращения
ступицы.
Чтобы предотвратить возможность попадания смазки в тормозные
барабаны, сальник закрывается маслоотражателем 27.
|