СНАРЯЖЕНИЕ АЛЬПИНИСТОВ ПРИ ПЕРЕДВИЖЕНИИ  ПО СКАЛЬНОМУ РЕЛЬЕФУ

  Главная     Учебники - Спорт       Школа альпинизма. Начальная подготовка (Захаров П. П., Степенко Т. В.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  .. 

 

 

 

СНАРЯЖЕНИЕ АЛЬПИНИСТОВ ПРИ ПЕРЕДВИЖЕНИИ  ПО СКАЛЬНОМУ РЕЛЬЕФУ

 



Веревка для альпиниста — важнейшая часть снаряжения. Она должна удержать в случае срыва, предотвратить сам срыв, т. е. необходима для страховки. Кроме того, веревка служит для подъема по ней, спуска, вытягивания груза, спасательных целей.

Общепринятая конструкция веревки — несущая сердцевина, состоящая из параллельного пучка волокон или нитей из синтетических материалов, и предохранительная оплетка. Эти элементы и определяют упруго-прочностные характеристики веревки. Любым синтетическим материалам свойственны высокая упругость и значительное внутреннее трение, способствующее поглощению энергии. Вместе с тем для таких материалов и конструкций характерно явление старения, а также частичной потери прочностных свойств после рывка, близкого к предельному для данного материала.

Первостепенное свойство веревки — ее способность смягчать рывок. Сравнить разные веревки можно путем испытаний нормальным рывком по методике, предложенной УИАА.

Новая основная (одинарная) веревка должна выдерживать

5 рывков, а усилие глухого рывка не должно превышать 1200 ki . У лучших импортных образцов оно может быть и меньшим. Испытания нашей штатной веревки производства Костромской фабрики, проведенные по методике УИАА, показали величину рывка, заметно превышающую допустимую. Повышенная жесткость штатной веревки приводит к увеличению нагрузок на всю страховочную цепь. Поэтому при работе со штатной веревкой столь важно для обеспечения безопасности владеть техникой динамической страховки.

Кроме того, в целях обеспечения безопасности на всех восхождениях, где возможен срыв первого со свободным падением, нужно пользоваться двойной веревкой, тем более что на острых скальных выступах каждая из веревок подвергается опасности, а двойная дает возможность маневрирования, в том числе в спасательных мероприятиях.

В учебных целях рекомендуется применять двойную веревку на ключевых участках маршрутов 3 к. с., а начиная с 4 к. с. широко использовать двойную веревку как на скальных, так и на комбинированных маршрутах.

Современная техника страховки веревкой предусматривает дублирование. Когда на маршруте забивается много крючьев, каждую веревку следует пропускать через разные крючья, чго позволяет довольно легко протаскивать через них веревку и при необходимости подтягивать лезущего.

Общепринятая длина веревки — 40 м, в учебных целях иногда используют 30-метровые концы. Для спортивных восхождений могут применяться веревки длиной 42, 45 и даже 50 м.

Репшнур — тонкая вспомогательная веревка диаметром 6—
7 мм, изготавливается из тех же синтетических материалов, что и веревка, выдерживает на разрыв до 300 кг. Реальная прочность репшнура, на которую влияют такие факторы, как старение, температура, свет, влага, примерно 100 кг. Репшнур используется только для вспомогательных целей. Категорически запрещено применять одинарный репшнур как элемент страховочной цепи.

Страховочная система — один из основных предметов снаряжения, обеспечивающих безопасность альпиниста. Состоит из грудной обвязки, пояса и беседки, работает по принципу парашютной системы (подробнее см. в главе «Безопасность»).

Скальные крючья необходимы для организации страховки и передвижения на скальных маршрутах. По конструкции крюк

представляет собой клин с проушиной, опирающейся на скалу после забивки в трещину (рис. 166).

Крючья могут быть вертикальными, горизонтальными и универсальными. Изготавливаются они из вязких сталей с закалкой бойка, титановых сплавов, сплавов молибдена (наиболее прочные крючья), сплавов алюминия (особенно хороши клинья для широких трещин). Крючья из легированных сплавов наиболее перспективны (рис. 167).

У всех скальных крючьев рабочая часть сужается к концу крюка. Такая конусность облегчает забивку крюка, обеспечивает его максимальное заклинивание в сужающейся трещине, позволяет расшатывать крюк при выбивании.

При забивании в трещину крюк, следуя ее конфигурации, плотно заклинивается в ней.

Удобны V-образные, Z-образные крючья, П-образные короба. При забивании их в трещину сечение упруго деформируется и обеспечивает необходимые распоры и трение. Такие крючья изготавливаются из прочных сталей. По данным комиссии УИАА, хорошо забитый твердый крюк может выдержать рывок до 2000 кг.

Несущая способность мягких крючьев в значительной мере обусловлена трением о стенки трещины. При увеличении нагрузки крюк изгибается. Сила рывка при этом работает на вырыв и крюк легко выскакивает. По данным комиссии Госкомспорта СССР,

мягкий крюк в среднем выдерживает нагрузку до 700 кг и очень редко — 1000 кг.
 

 

 

 

Рис. 166 Забивка скальных крючьев:
и — правильное положение крюка в трещине, б — отгибание крючьев, если трещина короче крюка, в — использование петли для укорачивания рыча! а при неполной забивке крюка, г — правильное и опасное (без мягкой петли) положение крюка на перегибе

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 169. Силы, воздействующие на горизонтальные (а) и вертикальные (б) крючья

 

 

 

 

Таким образом, будущее принадлежит твердым стальным крючьям.

Показателем прочности и надежности крюка, забитого в трещину скалы, служит звук, издаваемый при ударах: по мере забивания он должен повышаться по тону, а тон от последнего удара не должен быть ниже, чем от предыдущего. Следует отметить, что даже у хорошо «поющего» крюка прочность закрепления в скале колеблется в значительных пределах. Видимо, добавление внешней нагрузки рывка к внутренним силам системы «крюк — трещина» может превзойти предел ее прочности.

На рис. 168 показан уровень надежности забиваемых крючьев на заданном режиме нагрузки рывка (по данным комиссии Гос-комспорта СССР). Например, рывок более 1500 кг выдерживает всего 10% крючьев. 100%-ная надежность для горизонтальных крючьев находится на рубеже 500—600 кг, а для вертикальных — на рубеже 300 кг.

Большая прочность горизонтальных крючьев объясняется благоприятной схемой сил — первичной является деформация клина крюка.

 

 

 

Вертикальный крюк под действием рывка выдергивается из трещины; при рациональной конструкции головки сила выдер.и-вания клина из трещины равна примерно силе рывка (рис. 169).

Следовательно, при крючьевой страховке на отвесе необходимо сдваивать крючья на каждой страховочной точке или применять протравливание с усилием не более 200 кг для горизонтальных крючьев и 100 кг для вертикальных.

Добавив к данным рис. 168 сведения по твердым крючьям, мы выясним, что диапазон возможных значений величины рывка весьма широк.

 

 

Средства страховки на скалах в настоящее время разработаны достаточно хорошо. Необходимо лишь помнить, что крюк — слабейшее звено в цепи страховки.

Мы не рассматриваем детально шлямбурные крючья, как не свойственные спортивному альпинизму. Но на технически сложных восхождениях и первопрохождениях несколько шлямбурных крючьев следует иметь. Для прохождения участков, не преодолимых иными способами, для страховки на опасных местах, для тяжелых спусков и особенно при спасательных работах шлямбурные крючья бывают незаменимы.
 

Испытания показали, что стальные шлямбурные крючья диаметром
8 мм при глубине установки не менее 20 мм обеспечивают удовлетворительную прочность; при поперечном направлении рывка усилие вырыва составляет не менее 4—5 тонн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  ..