ПЕРЕДВИЖЕНИЕ АЛЬПИНИСТОВ В СВЯЗКАХ (В СНЕГУ)

  Главная     Учебники - Спорт       Школа альпинизма. Начальная подготовка (Захаров П. П., Степенко Т. В.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..

 

 

 

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ АЛЬПИНИСТОВ В СВЯЗКАХ (В СНЕГУ)

 

 

 

На рис. 105 приведено несколько вариантов. Если веревка делится на три

части, свободные ее концы маркируют и убирают под клапан рюкзака. Оставшуюся часть веревки надо слегка натянуть между альпинистами. В руках не должно быть резервных колец веревки.

Для создания большего трения веревки о края трещины и уменьшения рывка на партнера по связке рекомендуется завязать узлы на страховочной веревке, как показано на рис. 105. Узел (узлы) заклинивается в снегу на краю трещины, значительно ослабляет рывок и помогает фиксации веревки и дальнейшей организации подъема провалившегося в трещину.

Если проваливается первый в связке при подъеме по склону, партнеры по связке удерживают его не только за счет трения веревки на перегибе трещины; этому в значительной мере способствует и противовес их самих (рис. 106). Наиболее опасна ситуация, когда проваливается первый участник связки на спуске. Из-за достаточно большого рывка, малого трения и скользкой поверхности склона провалившийся может потянуть за собой и партнеров по связке (рис. 107).

Всегда следует помнить, что в трещину может провалиться любой участник связки, не обязательно первый или самый тяжелый.

Если есть возможность, трещины на леднике лучше обойти, в крайнем случае преодолеть по снежным мостам или пересечь под

прямым углом (рис. 108). При движении по закрытому леднику ледоруб в руке держат клювом вперед. Там, где существует хотя бы предположительная опасность падения в трещину, идут, держа ледоруб на изготовку и продев его в петлю проводника, завязанную на страховочной веревке в 50 см от грудной обвязки. Ёсли снег глубокий и рыхлый, ледоруб следует нести за головку, придерживая пальцами петлю, чтобы она не сползла вниз по рукоятке.

 

 

 

 

Рис. 105. Варианты подготовки связочной веревки для движения по закрытому леднику:
а — для связки двойки и тройки при длине веревки 40 и 45 м; б — то же, но с аварийной системой н резервом веревки; в — то же, но с промежуточными узлами на связочной веревке

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 106. Падение в трещину при подъеме по склону

 

 

 

 

Рис. 107. Падение в трещину при спуске по склону

 

 

 

Рис. 108. Выбор пути по леднику в обход трещин

 

 

 

 

 

Рис. 109. Преодоление бергшрунда сверху вниз

 

 

 

 



В случаях, когда необходимо страховать партнера, делать это лучше по следующей схеме: прикрепить к хорошо забитому ледорубу (или двум сблокированным) короткую петлю, которую завязать на страховочной веревке схватывающим узлом, страхующий держит узел в руке и через него выдает веревку. Если ведущий падает в трещину, схватывающий узел отпускают. Такая схема хороша и тем, что она наполовину готовит систему полиспаста, если провалившегося надо поднимать из трещины. Чтобы при рывке ледоруб не вырвало из гнезда, его подстраховывают импровизированным снежным якорем или встав на него ногой, уперевшись коленом.

Подгорную трещину (бергшрунд) при движении вниз преодолевают перепрыгиванием, организуя перед этим надежную страховку (рис. 109). При подъеме бергшрунд может оказаться очень серьезным препятствием. Часто это комбинация трещин со стенкой. Если пройти вблизи скал или по лавинному мосту нет возможности, бергшрунд проходят в самом низком и пологом месте. Иногда стенку удается пройти, используя воткнутые в нее ледорубы в качестве искусственных точек опоры (рис. 110). На воткнутый в снег ледоруб можно также повесить лесенку. Иногда используют ледовый якорь (айс-фи-фи) (см. стр. 121) с лопатками, плоскости которых обеспечивают надежную точку опоры.
 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..