Советская экспедиция «Эверест-82» имеет не только спортивное значение.
Она была для наших альпинистов одной из первых попыток комплексного
изучения возможностей человеческой личности и коллектива в
экстремальных, не имеющих аналога условиях больших высот. Итоги
экспедиции, безусловно, определяют перспективу дальнейших исследований в
этой области и помогут в организации следующих подобных мероприятий.
Из внутренних процессов на нынешнем этапе наиболее характерно углубление
дифференциации. Еще в 60-х годах от альпинизма отпочковалось
скалолазание. Чисто соревновательный дух, стремление к самовыражению
привлекают к скалолазанию многих молодых людей, к тому же скалолазанием
можно заниматься и там, где нет больших гор.
Оставаясь единым, альпинизм имеет внутри себя три вполне определившихся
направления: учебное, спортивное и прикладное Общим для них остается
непреходящий интерес к познанию самого себя и человеческих возможностей,
к познанию удивительного мира гор.
Учебный альпинизм выполняет задачу приобщения молодежи к
горовосхождениям и обучения ее умению безопасно ходить в горах,
организационно опираясь на систему альпклубов, секций и
учебио-спортивных альпбаз профсоюзов.
В спортивном альпинизме несколько иная цель: освоение тактики и техники
прохождения труднейших маршрутов. Приобщение к нему идет через ту же
систему альпклубов и альпбаз: основной боевой единицей служит спортивная
команда.
Прикладной альпинизм решает задачи альпинистского обеспечения научных и
производственных работ, проводимых в горных местностях. Еще одна сторона
прикладного альпинизма — горная подготовка войск.
Вместе с тем ясно, что резкого разделения между этими направлениями нет
и быть не может. Каждое из них есть только грань единой системы, и в
этом единстве — залог дальнейших успехов советского апьпииизма.