Социально-экономическое положение России за 2016 год (РОССТАТ) - часть 112

 

  Главная      Учебники - Разные     Социально-экономическое положение России за 2016 год (РОССТАТ)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     110      111      112      113     ..

 

 

Социально-экономическое положение России за 2016 год (РОССТАТ) - часть 112

 

 

 

247 

Индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц

 (публикуется в докладах № 3, 6, 

9, 12) характеризует общее изменение тарифов на услуги связи для различных категорий пользо-
вателей (бюджетных и коммерческих организаций). 

Расчет  индексов  тарифов  на  услуги  связи  основан  на  ежеквартальном  наблюдении  за  та-

рифами на 15 видов услуг-представителей связи для юридических лиц в столицах республик, цен-
трах краев, областей, автономной области, автономных округов и городах федерального значения 
Российской Федерации.

 

 
Финансы 

 

Бюджет

  -  форма  образования  и  расходования  денежных  средств,  предназначенных  для 

финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. 

Бюджетная система Российской Федерации

 состоит из бюджетов следующих уровней: 

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 

бюджеты  субъектов  Российской  Федерации  и  бюджеты  территориальных  государствен-

ных внебюджетных фондов; 

местные бюджеты, в том числе: 

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов,  бюджеты городских

 

ок-

ругов  с  внутригородским  делением,  бюджеты  внутригородских  муниципальных  образований  го-
родов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 

бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов. 

Федеральный  бюджет  и  бюджеты  государственных  внебюджетных  фондов  Россий-

ской Федерации 

предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. 

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет террито-

риального  государственного  внебюджетного  фонда

 предназначены  для  исполнения  расходных 

обязательств субъекта Российской Федерации. 

Консолидированный бюджет Российской Федерации

 образуют федеральный бюджет и 

свод  консолидированных  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  (без  учета  межбюджетных 
трансфертов между этими бюджетами). 

Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации 

образуют бюджет субъ-

екта  Российской  Федерации  и  свод  бюджетов  муниципальных  образований,  входящих  в  состав 
субъекта  Российской  Федерации  (без  учета  межбюджетных  трансфертов  между  этими  бюджета-
ми). 

Доходы бюджета

 - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, 

являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками финан-
сирования дефицита бюджета. 

Расходы  бюджета

  -  выплачиваемые  из  бюджета  денежные  средства,  за  исключением 

средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками 
финансирования дефицита бюджета. 

Дефицит бюджета

 - превышение расходов бюджета над его доходами. 

Профицит бюджета

 - превышение доходов бюджета над его расходами. 

Источники  финансирования  дефицита  бюджета  подразделяются  на  внутренние  и  внеш-

ние. 

Внутренние источники финансирования дефицита федерального бюджета

 - разница ме-

жду средствами, поступающими от размещения государственных ценных бумаг Российской Феде-
рации,  номинальная  стоимость  которых  указана  в  валюте  Российской  Федерации  и  средствами, 
направленными на их погашение; разница между полученными и погашенными Российской Феде-
рацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федерально-
му бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; разница между по-

 

248 

лученными  и  погашенными  Российской  Федерацией  в  валюте  Российской  Федерации  кредитами 
кредитных  организаций,  международных  финансовых  организаций;  изменение  остатков  средств 
на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года; 
иные источники финансирования дефицита федерального бюджета.  

В  состав  иных  источников  включаются:  поступления  от  продажи  акций  и  иных  форм   

участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации; поступления от реали-
зации  государственных  запасов  драгоценных  металлов  и  драгоценных  камней,  уменьшенные  на 
размер выплат на их приобретение; курсовая разница по средствам федерального бюджета; объем 
средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте 
Российской  Федерации;  разница  между  средствами,  полученными  от  возврата  и  суммой  предос-
тавленных из федерального бюджета юридическим лицам, другим бюджетам бюджетной системы 
Российской  Федерации  бюджетных  кредитов  в  валюте  Российской  Федерации;  разница  между 
суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностран-
ных  кредитов  (заимствований),  предоставленных  внутри  страны,  и  суммой  предоставленных 
внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствова-
ний);  разница  между  суммой  средств,  полученных  от  возврата  предоставленных  внутри  страны 
прочих бюджетных кредитов (ссуд) и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных 
кредитов; разница между средствами, перечисленными с единого счета федерального бюджета, и 
средствами,  зачисленными  на  единый  счет  федерального  бюджета,  при  проведении  операций  по 
управлению  остатками  средств  на  едином  счете  федерального  бюджета;  прочие  источники  внут-
реннего финансирования дефицита федерального бюджета. 

Внешние источники

 

финансирования дефицита федерального бюджета

 - разница между 

средствами,  поступившими  от  размещения  государственных  займов,  которые  осуществляются 
путем  выпуска  государственных  ценных  бумаг  от  имени  Российской  Федерации  и  номинальная 
стоимость  которых  указана  в  иностранной  валюте,  и  средствами,  направленными  на  их  погаше-
ние; разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте 
кредитами  иностранных  государств,  включая  целевые  иностранные  кредиты  (заимствования),  с 
учетом  средств,  перечисленных  из  федерального  бюджета  российским  поставщикам  товаров  и 
(или)  услуг  на  экспорт  в  счет  погашения  государственного  внешнего  долга  Российской  Федера-
ции,  международных  финансовых  организаций,  иных  субъектов  международного  права  и  ино-
странных юридических лиц; разница между полученными и погашенными Российской Федераци-
ей в иностранной валюте кредитами кредитных организаций. 

В  состав  иных  источников  внешнего  финансирования  включаются:  объем  средств,  на-

правляемых  на  исполнение  государственных  гарантий  Российской  Федерации  в  иностранной  ва-
люте;  разница  между  средствами,  поступившими  в  федеральный  бюджет  в  погашение  основного 
долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федера-
цией,  и  средствами,  направленными  на  предоставление  государственных  финансовых  и  государ-
ственных  экспортных  кредитов;  прочие  источники  внешнего  финансирования  дефицита  феде-
рального бюджета.  

Резервный  фонд 

представляет  собой  часть  средств  федерального  бюджета,  подлежащих 

обособленному  учету,  управлению  и  использованию  в  целях  обеспечения  сбалансированности 
(покрытия дефицита) федерального бюджета.  

Фонд  национального  благосостояния

  представляет  собой  часть  средств  федерального 

бюджета,  подлежащих  обособленному  учету  и  управлению  в  целях  обеспечения  софинансирова-
ния добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения 
сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. 

 

Налог

 - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и 

физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного 
ведения  или  оперативного  управления  денежных  средств  в  целях  финансового  обеспечения  дея-
тельности государства и (или) муниципальных образований. 

Сбор

 - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого 

является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными ор-
ганами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными 
лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу 
разрешений  (лицензий),  либо  уплата  которого  обусловлена  осуществлением  в  пределах  террито-
рии, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности. 

 

249 

Федеральные налоги и сборы

 - налоги и сборы,  устанавливаемые Налоговым кодексом 

Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. 

Региональные  налоги

  -  налоги,  устанавливаемые  Налоговым  кодексом  Российской  Фе-

дерации и законами субъектов Российской Федерации  о налогах и обязательные к уплате на тер-
риториях соответствующих субъектов Российской Федерации. 

Местные налоги и сборы

 - налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Рос-

сийской  Федерации  и  нормативными  правовыми  актами  представительных  органов  муниципаль-
ных  образований  о  налогах  и  сборах  и  обязательные  к  уплате  на  территориях  соответствующих 
муниципальных образований. 

Специальные  налоговые  режимы

  предусматривают  особый  порядок  определения  эле-

ментов налогообложения, а также освобождение от обязанности по отдельных налогов и сборов и 
применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Фе-
дерации и иными актами законодательства о налогах и сборах. 

К

  налогам  со  специальным  налоговым  режимом

  относятся:  единый  налог  на  вменен-

ный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог, налоги и пла-
тежи, взимаемые в связи с применением упрощенной системы налогообложения, системы налого-
обложения при выполнении соглашений о разделе продукции, патентной системы налогообложе-
ния. 

Задолженность по налогам и сборам

 - невыплаченные в оговоренные законом сроки на-

логовые суммы в силу субъективных и объективных причин. 

Недоимка

  -  сумма  налога  или  сумма  сбора,  не  уплаченная  в  установленный  законода-

тельством о налогах и сборах срок.  

Урегулированная  задолженность  - 

отсроченные  (рассроченные)  платежи,  реструктури-

рованная задолженность, задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением про-
цедур  банкротства,  задолженность,  взыскиваемая  судебными  приставами,  по  постановлениям  о 
возбуждении исполнительного производства и приостановленные к взысканию платежи.  

Информация  об  исполнении  бюджетов 

государственных  внебюджетных  социальных 

фондов Российской Федерации

  публикуется в докладах № 4, 5, 8, 11.

 

Сальдированный финансовый результат (прибыль (+) убыток (-))

 - конечный финан-

совый  результат,  выявленный  на  основании  бухгалтерского  учета  всех  хозяйственных  операций 
организаций,  представляет  собой  сумму  сальдированного  финансового  результата  (прибыль  (+), 
убыток  (-))  от  продажи  товаров,  продукции  (работ,  услуг),  основных  средств,  иного  имущества 
организаций и прочих доходов, уменьшенных на сумму прочих расходов.  

Рентабельность

 (публикуется в докладах № 2, 4, 7, 10). 

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг)

 рассчитывается как со-

отношение  между  величиной  сальдированного  финансового  результата  (прибыль  минус  убыток) 
от  продажи  и  себестоимости  проданных  товаров,  продукции,  работ,  услуг.  В  том  случае,  если 
сальдированный  финансовый  результат  (прибыль  минус  убыток)  от  продажи  отрицательный  - 
имеет место убыточность. 

Рентабельность  активов

  -  соотношение  сальдированного  финансового  результата  (при-

быль  минус  убыток)  и  стоимости  активов  организаций.  В  том  случае,  если  сальдированный  фи-
нансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный - имеет место убыточность. 

Суммарная  задолженность

 

по  обязательствам

  -  кредиторская  задолженность  и  задол-

женность по кредитам банков и займам. 

Кредиторская задолженность

 - задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчи-

ками  за  поступившие  материальные  ценности,  выполненные  работы  и  оказанные  услуги,  в  том 
числе  задолженность,  обеспеченная  векселями  выданными;  задолженность  по  расчетам  с  дочер-
ними  и  зависимыми  обществами  по  всем  видам  операций;  с  рабочими  и  служащими  по  оплате 
труда,  представляющая  собой  начисленные,  но  не  выплаченные  суммы  оплаты  труда;  задолжен-
ность  по  отчислениям  на  государственное  социальное  страхование,  пенсионное  обеспечение  и 
медицинское  страхование  работников  организации,  задолженность  по  всем  видам  платежей  в 
бюджет  и  внебюджетные  фонды;  задолженность  организации  по  платежам  по  обязательному  и 
добровольному страхованию имущества и работников организации и другим видам страхования, в 

 

250 

которых  организация  является  страхователем;  авансы  полученные,  включающие  сумму  получен-
ных  авансов  от  сторонних  организаций  по  предстоящим  расчетам  по  заключенным  договорам,  а 
также  штрафы,  пени  и  неустойки,  признанные  организацией  или  по  которым  получены  решения 
суда (арбитражного суда) или другого органа, имеющего в соответствии с законодательством Рос-
сийской  Федерации  право  на  принятие  решения  об  их  взыскании,  и  отнесенные  на  финансовые 
результаты организации, непогашенные суммы заемных средств, подлежащие погашению в соот-
ветствии с договорами. 

Дебиторская задолженность

 - задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками 

за  товары,  работы  и  услуги,  в  том  числе  задолженность,  обеспеченная  векселями  полученными;  
задолженность  по  расчетам  с  дочерними  и  зависимыми  обществами;  суммы  уплаченных  другим 
организациям авансов по предстоящим расчетам в соответствии с заключенными договорами; за-
долженность по расчетам с прочими дебиторами, включающая в себя задолженность финансовых 
и налоговых органов (в том числе по переплате по налогам, сборам и прочим платежам в бюджет); 
задолженность работников организации по предоставленным им ссудам и займам за счет средств 
этой  организации  или  кредита  (ссуды  на  индивидуальное  и  кооперативное  жилищное  строитель-
ство,  приобретение  и  благоустройство  садовых  участков,  беспроцентные  ссуды  молодым  семьям 
на  улучшение  жилищных  условий  или  обзаведение  домашним  хозяйством  и  др.);  задолженность 
подотчетных  лиц;  поставщиков  по  недостачам  товарно-материальных  ценностей,  обнаруженным 
при  приемке;  задолженность  по  государственным  заказам,  федеральным  программам  за  постав-
ленные товары, работы и услуги, а также штрафы, пени и неустойки, признанные должником, или 
по  которым  получены  решения  суда  (арбитражного  суда)  или  другого  органа,  имеющего  в  соот-
ветствии  с  законодательством  Российской  Федерации  право  на  принятие  решения  об  их  взыска-
нии, и отнесенные на финансовые результаты организации. 

Финансовая устойчивость и платежеспособность

 (публикуется в докладах № 2, 4, 

7, 10). 

Финансовая устойчивость 

организаций характеризуется состоянием финансовых ресур-

сов,  обеспечивающих  бесперебойный  расширенный  процесс  производства  и  продажи  продукции 
на основе роста прибыли. 

Основными  показателями  финансовой  устойчивости  организаций  являются  следующие 

коэффициенты: 

коэффициент автономии

, характеризующий долю собственных средств в общей 

величине  источников  средств  организаций  и  определяющий  степень  независимости  от  кредито-
ров; 

коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

, который рассчиты-

вается как отношение собственных оборотных активов к фактической стоимости всех оборотных 
активов, находящихся в наличии у организаций. 

Платежеспособность

  характеризует  возможности  организаций  своевременно  расплачи-

ваться по своим обязательствам. 

Одним из показателей платежеспособности организаций является 

коэффициент текущей 

ликвидности

, рассчитываемый как отношение фактической стоимости находящихся в наличии  у 

организаций оборотных активов  к  наиболее срочным обязательствам организации  в виде кратко-
срочных кредитов и займов, кредиторской задолженности.

 

Деятельность страховщиков

 

(публикуется в докладах № 4, 5, 8, 11). 

Страховщики 

- страховые  организации и общества  взаимного страхования, созданные в 

соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  для  осуществления  деятельности  по 
страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию и получившие лицензии  на осуществле-
ние  соответствующего  вида  страховой  деятельности  в  соответствии  с  Федеральным  законом  от   
29.11.1992г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации". 

Страховая  премия  (взносы)

  -  плата  за  страхование,  которую  страхователь  (выгодопри-

обретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, установленные договором страхо-
вания.  

Выплаты  по  договорам  страхования

  -  денежная  сумма,  которая  определена  в  порядке, 

установленном  федеральным  законом  и  (или)  договором  страхования,  и  выплачивается  страхов-
щиком  страхователю,  застрахованному  лицу,  выгодоприобретателю  при  наступлении  страхового 
случая. 

Коэффициент  выплат

  -  отношение  произведенных  выплат

 

по  договорам  страхования  к 

страховым премиям (взносам). 

 

251 

Обязательное медицинское страхование (ОМС) - 

вид обязательного социального стра-

хования,  представляющий  собой  систему  создаваемых  государством  правовых,  экономических  и 
организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий 
бесплатного оказания медицинской  помощи за счет средств обязательного медицинского страхо-
вания.  В  соответствии  с  Федеральным  законом  от  29.11.2010г.  №  326-ФЗ  "Об  обязательном      
медицинском  страховании  в  Российской  Федерации"  страховые  медицинские  организации  с 
01.01.2012г.  осуществляют  свою  деятельность  в  сфере  обязательного  медицинского  страхования 
на  основании  договора  о  финансовом  обеспечении  ОМС,  заключенным  с  территориальным  фон-
дом ОМС. 

Перестрахование

  -  деятельность  по  страхованию  одним  страховщиком  (перестраховщи-

ком)  имущественных  интересов  другого  страховщика  (перестрахователя),  связанных  с  принятым 
последним по договору страхования (основному договору) обязательством по страховой выплате.

 

Денежная масса (денежный агрегат М2) -

 это сумма наличных денег в обращении и ос-

татков средств нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций и физических лиц на 
расчетных, текущих и иных счетах до востребования (в том числе счетах для расчетов с использо-
ванием банковских  карт), срочных депозитов и иных  привлеченных  на срок средств, открытых в 
банковской системе в валюте Российской Федерации, а также начисленные проценты по ним. Та-
ким образом, денежный агрегат М2 включает наличные деньги в обращении и безналичные сред-
ства. 

Наличные деньги в обращении (денежный агрегат М0)

 - наиболее ликвидная часть де-

нежной  массы,  доступная  для  немедленного  использования  в  качестве  платежного  средства. 
Включает банкноты и монету в обращении. 

В составе безналичных средств, включаемых в денежный агрегат М2, выделяют перевод-

ные депозиты и другие депозиты. 

Переводные  депозиты

  включают  остатки  средств  нефинансовых  и  финансовых  (кроме 

кредитных) организаций и  физических  лиц  на расчетных, текущих  и  иных счетах до востребова-
ния (в том числе счетах для расчетов с использованием банковских карт), открытых в банковской 
системе в валюте Российской Федерации, а также начисленные проценты по ним.  

Другие  депозиты

  включают  остатки  средств  нефинансовых  и  финансовых  (кроме  кре-

дитных)  организаций  и  физических  лиц  на  срочных  депозитах  и  иных  привлеченных  на  срок 
средств в валюте Российской Федерации, а также начисленные проценты по ним. 

Международные  резервы  Российской  Федерации 

представляют  собой  высоколиквид-

ные иностранные активы, имеющиеся в распоряжении Банка России и Правительства Российской 
Федерации по состоянию на отчетную дату. 

Международные резервы состоят из средств в иностранной валюте, специальных прав за-

имствования (СДР), резервной позиции в МВФ и монетарного золота.  

Кредитные  организации,  имеющие  право  на  осуществление  банковских  операций

(действующие  кредитные  организации)  -  кредитные  организации,  зарегистрированные  Банком 
России до 01.07.2002г. или уполномоченным регистрирующим органом и имеющие право на осу-
ществление банковских операций. 

Филиалы  действующих  кредитных  организаций

  -  обособленные  подразделения  кре-

дитных  организаций,  расположенные  вне  местонахождения  кредитной  организации  и  осуществ-
ляющие от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка Рос-
сии, выданной кредитной организации. 

По  строке  "филиалы  Сбербанка  России"  указываются  филиалы  Сбербанка  России,  вне-

сенные в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и получившие порядковые 
номера. 

Зарегистрированный  уставный  капитал  кредитных  организаций

  -  суммарное  значе-

ние содержащихся в  Книге  государственной регистрации  кредитных организаций  величин  устав-
ных  капиталов  зарегистрированных  кредитных  организаций  (т.е.  уполномоченным  регистрирую-
щим  органом  в  Единый  государственный  реестр  юридических  лиц  внесены  записи  о  государст-
венной  регистрации  изменений  в  учредительные  документы  кредитных  организаций  (записи  о 
государственной регистрации учредительных документов кредитных организаций в новых редак-
циях), содержащих сведения о величинах уставного капитала). 

 

252 

Сумма средств организаций на счетах

 - средства на расчетных и прочих счетах финан-

совых  (кроме  кредитных  организаций),  коммерческих  и  некоммерческих  организаций  (включая 
средства  на  счетах  физических  лиц  -  индивидуальных  предпринимателей),  резидентов  и  нерези-
дентов, в валюте Российской Федерации и иностранной валюте.  

Сумма бюджетных средств, государственных и других внебюджетных фондов на сче-

тах кредитных организаций

 - средства бюджетов всех уровней, а также государственных и дру-

гих  внебюджетных  фондов,  внебюджетных  фондов  органов  исполнительной  власти  субъектов 
Российской Федерации и местного самоуправления на расчетных счетах.  

Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям 

(кроме органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и вне-
бюджетных  фондов),  физическим  лицам  и  кредитным  организациям - всего

 -  задолженность 

клиентов (включая просроченную задолженность) перед кредитными организациями по всем пре-
доставленным им средствам указанных видов. В общую величину задолженности, кроме соответ-
ствующих сумм, выделенных в том числе из общего итога (физическим лицам, организациям, кре-
дитным  организациям),  включаются  также  кредиты  иностранным  государствам  и  задолженность 
(включая просроченную) по операциям с драгоценными металлами (кроме операций с кредитны-
ми организациями). 

Кредиты,  предоставленные  в  рублях/иностранной  валюте  физическим  лицам, 

-  за-

долженность  (включая  просроченную)  физических  лиц  -  резидентов  и  нерезидентов  (без  учета 
физических лиц - индивидуальных предпринимателей) перед кредитными организациями. 

Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные в рублях и иностранной 

валюте организациям, 

- задолженность (включая просроченную) финансовых (кроме кредитных) 

и  нефинансовых  организаций  всех  форм  собственности  -  резидентов  (включая  кредиты  физиче-
ским  лицам  -  индивидуальным  предпринимателям)  и  нерезидентов  по  всем  кредитам  и  прочим 
размещенным средствам. 

Кредиты,  депозиты  и  прочие  размещенные  средства,  предоставленные  кредитным 

организациям и банкам-нерезидентам в рублях/иностранной валюте,  - 

задолженность (вклю-

чая  просроченную)  по  предоставленным  межбанковским  кредитам,  депозитам  и  прочим  разме-
щенным средствам. 

Объем  предоставленных  физическим  лицам  жилищных  (ипотечных  жилищных) 

кредитов 

-  сумма  средств,  предоставленных  в  течение  отчетного  периода  по  кредитным  догово-

рам (дополнительным соглашениям).  

Задолженность по жилищным кредитам в рублях и иностранной валюте, предостав-

ленным  физическим  лицам,  -

  остаток  задолженности  (включая  просроченную)  по  кредитам, 

предоставленным кредитными организациями физическим лицам  - резидентам Российской Феде-
рации на приобретение и обустройство земли под предстоящее жилищное строительство (земель-
ный кредит); для финансирования строительных работ (строительный  кредит);  для приобретения 
жилья (кредит на приобретение жилья).  

Задолженность  по  ипотечным  жилищным  кредитам  в  рублях  и  иностранной  валю- 

те  -

  остаток  задолженности  (включая  просроченную)  по  жилищным  кредитам,  предоставленным 

физическим  лицам  под  залог  недвижимости  в  порядке,  установленном  Федеральным  законом  от 
16.07.1998г. № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)". 

Средневзвешенные  процентные  ставки  по  кредитам,  предоставленным  физическим 

лицам,  нефинансовым  организациям,  по  срокам  погашения  -

  средневзвешенные  процентные 

ставки  в  годовом  исчислении,  рассчитанные  исходя  из  годовых  процентных  ставок,  установлен-
ных в кредитных договорах, и объемов предоставленных кредитов в отчетном месяце. 

Вклады  (депозиты),  кредиты  и  прочие  привлеченные  кредитными  организациями 

средства  в  рублях  и  иностранной  валюте 

-  денежные  средства  юридических,  физических  лиц, 

индивидуальных  предпринимателей,  включая  средства  нерезидентов  Российской  Федерации,  без 
учета начисленных процентов.

  

Депозиты и прочие привлеченные средства организаций

 - депозиты и прочие привле-

ченные  средства  (до  востребования  и  срочные)  органов  государственного  управления  и  внебюд-
жетных фондов всех  уровней, финансовых (кроме кредитных) и  нефинансовых организаций всех 
форм  собственности  (включая  депозитные  сертификаты),  начиная  с  01.02.2016г.  депозиты  инди-

 

253 

видуальных предпринимателей, а также неисполненные обязательства по договорам на привлече-
ние средств по депозитам и прочим привлеченным средствам. 

Депозиты, кредиты и прочие привлеченные средства кредитных организаций

  вклю-

чают депозиты (вклады), кредиты и прочие привлеченные средства кредитных организаций и бан-
ков-нерезидентов. 

Вклады (депозиты) физических лиц 

- депозиты и прочие привлеченные кредитными ор-

ганизациями  средства  физических  лиц  (включая  сберегательные  сертификаты),  неисполненные 
обязательства по договорам на привлечение средств по депозитам и  прочим привлеченным сред-
ствам, а также средства на прочих счетах физических лиц. В расчет данного показателя не вклю-
чаются  средства  физических  лиц -  индивидуальных  предпринимателей,  избирательных  фондов 
физических лиц, переводы из Российской Федерации и в Российскую Федерацию. 

Средства на счетах индивидуальных предпринимателей

 - денежные средства на счетах 

индивидуальных  предпринимателей,  осуществляющих  свою  деятельность  без  образования  юри-
дического лица. 

Вклады  (депозиты)  до  востребования

 -  денежные  средства,  подлежащие  возврату  (по-

лучению) по первому требованию (на условиях до востребования), а также средства, подлежащие 
возврату (получению) при наступлении предусмотренного договором условия (события), конкрет-
ная дата которого неизвестна (на условиях "до наступления условия (события)"). 

Срочные вклады (депозиты) 

- денежные средства, привлеченные кредитной организаци-

ей на условиях возврата вклада по истечении определенного договором срока. Размер процентной 
ставки по срочным вкладам определяется договором банковского вклада. 

Средневзвешенные  процентные  ставки  по  вкладам  (депозитам)  физических  лиц  и 

нефинансовых организаций - 

средневзвешенные процентные ставки в годовом исчислении, рас-

считанные исходя из годовых процентных ставок, установленных в договорах вклада (депозитных 
договорах), и объемов привлеченных вкладов (депозитов) в отчетном месяце. 

 Государственные краткосрочные облигации (ГКО)

 - бескупонные облигации, доходом 

по которым является разница между ценой погашения (номинальной) и ценой покупки.  

Облигации  федерального  займа  с  постоянным  доходом  (ОФЗ-ПД)  -

  облигации  феде-

рального займа с постоянной купонной ставкой.  

Облигации  федерального  займа  с  амортизацией  долга  (ОФЗ-АД)  - 

облигации  феде-

рального  займа,  погашение  номинальной  стоимости  которых  осуществляется  частями.  Купонная 
ставка является фиксированной для каждого купона; купонный доход начисляется на непогашен-
ную часть номинальной стоимости. 

Облигации  федерального  займа  с  амортизацией  долга  и  переменным  купонным  до-

ходом (ОФЗ-АД-ПК)

 - облигации федерального займа, погашение номинальной стоимости кото-

рых  осуществляется  частями,  а  купонная  ставка  является  переменной.  Купонный  доход  начисля-
ется на непогашенную часть номинальной стоимости. 

Облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК)

 - облигации феде-

рального займа, значение купонной ставки которых меняется и определяется по средневзвешенной 
доходности ГКО. 

Облигации федерального займа с индексируемым номиналом (ОФЗ-ИН)

 - облигации 

федерального займа, индексируемые в зависимости от уровня инфляции. 

Дюрация  рыночного  портфеля 

-  средний  срок  до  выплат  по  ценным  бумагам  с  учетом 

купонных выплат, взвешенный по объемам в обращении. 

Объем  выручки,  полученной  в  результате  размещения  и  доразмещения  ГКО-ОФЗ

  -

сумма  средств,  полученных  Министерством  финансов  Российской  Федерации  от  размещения  и 
доразмещения ГКО-ОФЗ. 

Объем  погашения/купонной  выплаты 

-  сумма  средств,  затраченная  на  погашение/ку-

понную выплату. 

Официальный  курс  доллара  США  к  рублю 

рассчитывается  и  устанавливается  Банком 

России каждый рабочий день на основе котировок межбанковского внутреннего валютного рынка 
по операциям "доллар США - рубль". 

 

254 

Официальный курс евро к рублю 

рассчитывается и устанавливается Банком России на 

основе  официального  курса  доллара  США  по  отношению  к  рублю  и  котировок  межбанковского 
международного валютного рынка по операциям "доллар США - евро".  

Индекс реального курса рубля к доллару США и евро 

за отчетный период по отноше-

нию  к  базовому  периоду  определяется  как  произведение  индекса  номинального  курса  рубля  к 
доллару  США  и  евро  за  отчетный  период  в  сравнении  с  базовым  и  отношения  индекса  потреби-
тельских  цен  в  Российской  Федерации  за  отчетный  период  в  сравнении  с  базовым  к  индексу  по-
требительских цен в стране, в которой иностранная валюта является законным средством платежа, 
за отчетный период в сравнении с базовым. При этом индекс номинального курса рубля к доллару 
США/евро за отчетный период в сравнении с базовым определяется как отношение средних кур-
сов рубля к иностранной валюте за отчетный и базовый периоды. 

Индекс  реального  курса  рубля  к  доллару  США/евро,  рассчитанный  на  основе  индексов 

потребительских  цен,  характеризует  изменение  конкурентоспособности  произведенных  в  России 
потребительских  товаров  и  услуг  по  отношению  к  потребительским  товарам  и  услугам,  произве-
денным в стране, в которой иностранная валюта является законным платежным средством. 

Индекс  реального  эффективного  курса  рубля  к  иностранным  валютам 

определяется 

как среднее геометрическое взвешенное индексов реальных курсов рубля к иностранным валютам 
за  отчетный  период  по  отношению  к  базовому  периоду.  В  качестве  весовых  коэффициентов  ис-
пользуются доли внешнего товарооборота России со странами - основными торговыми партнера-
ми в общем объеме внешнего товарооборота России с указанными странами. 

Индекс реального эффективного курса рубля характеризует изменение конкурентоспособ-

ности  произведенных  в  России  потребительских  товаров  и  услуг  по  отношению  к  потребитель-
ским товарам и услугам, произведенным за границей. 

Ключевая ставка Банка России

 - процентная ставка по основным операциям Банка Рос-

сии по регулированию ликвидности банковского сектора (аукционным операциям предоставления  
и абсорбирования Банком России рублевой ликвидности на срок 1 неделя). Ключевая ставка Банка 
России устанавливается Советом директоров Банка России. Ключевая ставка Банка России являет-
ся индикатором направленности денежно-кредитной политики.

 

 
Уровень жизни населения 

 

Денежные  доходы  и  расходы  населения

  исчисляются  на  основе  информации,  разраба-

тываемой  органами  государственной  статистики,  а  также  министерствами  и  ведомствами.  При 
отсутствии ряда  показателей в необходимые сроки (это касается в основном банковских данных)  
производится их оценка. 

При публикации объема денежных доходов и расходов населения за отчетный месяц про-

изводится  уточнение предварительных  показателей за  предыдущий  период. Пересмотр месячных 
и квартальных данных осуществляется по итогам разработки годового баланса денежных доходов 
и расходов населения. 

Денежные доходы населения

 включают доходы лиц, занятых предпринимательской дея-

тельностью,  выплаченную  заработную  плату  (начисленную  заработную  плату,  скорректирован-
ную  на  изменение  задолженности)  наемных  работников,  социальные  выплаты  (пенсии,  пособия, 
стипендии  и  другие  выплаты),  доходы  от  собственности  в  виде  процентов  по  вкладам,  ценным 
бумагам, дивидендов и другие доходы.  

Среднедушевые  денежные  доходы

  исчисляются  делением  общей  суммы  денежных  до-

ходов на численность постоянного населения. 

Реальные  располагаемые  денежные  доходы

  -  относительный  показатель,  характери-

зующий динамику располагаемых денежных доходов (денежные доходы за вычетом обязательных 
платежей)  населения  по  сравнению  с  изменением  цен  на  товары  и  услуги  и  исчисленный  путем 
деления  индекса  номинального  размера  (т.е.  фактически  сложившегося  в  отчетном  периоде)  рас-
полагаемых  денежных  доходов  населения  на  индекс  потребительских  цен  за  соответствующий 
временной период. 

Получение данных 

с исключением сезонного и календарного факторов

 осуществляется с 

помощью  программы  "DEMETRA  2.2".  Выбор  оптимальной  модели  осуществляется  автоматиче-

 

255 

ски.  Для  выполнения  сезонной  корректировки  используется  актуальный  российский  календарь  с 
учетом  всех  праздничных  дней.  В  качестве  исходной  информации  применяются  ежемесячные 
фактические значения располагаемых денежных доходов и индекса потребительских цен с декаб-
ря  1992г.,  рассчитанные  в  процентах  к  среднемесячному  значению  2013г.,  без  построения  про-
гнозных оценок. 

Величина  прожиточного  минимума

  в  соответствии  с  Федеральным  законом  от  24  ок-

тября 1997г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" представляет собой 
стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. 

Величина  прожиточного  минимума  определяется  ежеквартально  и  устанавливается  Пра-

вительством Российской Федерации  -  в  целом по Российской Федерации; в порядке,  установлен-
ном законами субъектов Российской Федерации, - в субъектах Российской Федерации. 

Расчет  величины  прожиточного  минимума  соответствует  порядку,  введенному  с  2013г. 

Федеральным законом от 3 декабря 2012г. № 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон 
"О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Согласно основным положениям указанно-
го  закона  в  составе  потребительской  корзины  определяются:  продукты  питания  -  в  натуральных 
показателях,  непродовольственные  товары  и  услуги  -  в  соотношении  со  стоимостью  продуктов 
питания (в объеме по 50% от стоимости продуктов питания).  

Расчет величины прожиточного минимума осуществляется согласно правилам исчисления 

величины  прожиточного  минимума  на  душу  населения  и  по  основным  социально-демографи-
ческим  группам  населения  в  целом  по  Российской  Федерации,  утвержденным  постановлением 
Правительства Российской Федерации от 29 января 2013г. № 56. 

Расчет  стоимости  потребительской  корзины  осуществляется  согласно  методическим  ре-

комендациям  по  определению  потребительской  корзины  для  основных  социально-демографи-
ческих групп населения в субъектах Российской Федерации, утвержденным постановлением Пра-
вительства Российской Федерации от 28 января 2013г. № 54. 

Среднемесячная  номинальная  заработная  плата

  исчисляется  делением  фонда  начис-

ленной  заработной  платы  работников  на  среднесписочную  численность  работников  и  на  количе-
ство месяцев в периоде. 

В 

фонд  заработной  платы

  включаются  начисленные  суммы  в  денежной  и  неденежной 

формах за отработанное и неотработанное время, доплаты и надбавки, премии и единовременные 
поощрения, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, а также 
оплата питания и проживания, имеющая систематический характер. 

Темпы роста (снижения) среднемесячной номинальной заработной платы рассчитываются 

по сопоставимой совокупности организаций отчетного и предыдущих периодов. 

Реальная  заработная  плата

  характеризует  покупательную  способность  заработной  пла-

ты в отчетном периоде в связи с изменением цен на потребительские товары и услуги по сравне-
нию  с  базисным  периодом.  Для  этого  рассчитывается  индекс  реальной  заработной  платы  путем 
деления индекса номинальной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же 
временной период. 

Оценка  среднемесячной  заработной  платы  за  текущий  период  производится  расчетным 

путем на основании отчетных данных предыдущего периода, динамического ряда темпов измене-
ния данных соответствующего периода в предыдущие годы. При получении отчетных данных ра-
нее опубликованные оценочные данные о среднемесячной заработной плате корректируются. 

Просроченной  задолженностью  по  заработной  плате

  считаются  фактически  начислен-

ные работникам суммы заработной  платы, но не выплаченные в срок,  установленный коллектив-
ным договором или договором на расчетно-кассовое обслуживание, заключенным с банком. Число 
дней задержки считается, начиная со следующего дня после истечения этого срока. 

Данные  разрабатываются  по  следующим  видам  экономической  деятельности:  сельское 

хозяйство,  охота  и  лесозаготовки;  рыболовство,  рыбоводство;  добыча  полезных  ископаемых;  об-
рабатывающие  производства;  производство  и  распределение  электроэнергии,  газа  и  воды;  строи-
тельство; транспорт;  управление недвижимым имуществом; научные  исследования и разработки; 
образование;  здравоохранение  и  предоставление  социальных  услуг;  сбор  сточных  вод,  отходов  и 
аналогичная деятельность; деятельность в области культуры. 

 

256 

Средний  размер  назначенных  пенсий

  определяется  делением  общей  суммы  назначен-

ных пенсий на численность пенсионеров (по данным Пенсионного фонда Российской Федерации).  

Реальный  размер  назначенных  пенсий

  рассчитывается  путем  корректировки  среднего 

размера  назначенных  пенсий  на  индекс  потребительских  цен  за  соответствующий  временной  пе-
риод. 

Фактический  объем  доходов,  полученный  населением 

в  виде  оплаты  труда,  пенсий, 

пособий, стипендий и т.п., за определенный период может быть выше или ниже начисленного на 
величину изменения задолженности по этим видам выплат. 

Денежные расходы населения

 - расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязатель-

ные платежи и разнообразные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в обще-
ственные и кооперативные организации, проценты за кредиты и др.), на покупку иностранной ва-
люты, а также сбережения.  

Социально-экономическая дифференциация населения

 (публикуется в докладах 

№ 3, 6, 9, 12). 

Распределение  общего  объема  денежных  доходов

  по  различным  группам  населения    

выражается  через  долю  общего  объема  денежных  доходов,  которая  приходится  на  каждую  из  20 
(10)-процентных  групп  населения,  ранжированного  по  мере  возрастания  среднедушевых  денеж-
ных доходов. 

Коэффициент Джини

 (индекс концентрации доходов) характеризует степень отклонения 

линии фактического распределения общего объема доходов населения от линии их равномерного 
распределения. Величина  коэффициента может варьировать от 0 до 1, при этом чем выше значе-
ние показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. 

Коэффициент  фондов

  (коэффициент  дифференциации  доходов)  -  характеризует  степень 

социального  расслоения  и  определяется  как  соотношение  между  средними  уровнями  денежных 
доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими дохо-
дами. 

Распределение  населения  по  величине  среднедушевых  денежных  доходов

  характери-

зует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показа-
тели численности (или долей) постоянного населения, сгруппированные в заданных интервалах по 
уровню среднедушевых денежных доходов. 

Расчеты рядов распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов и 

основанных  на  них  показателей  производятся  с  использованием  результатов  выборочного  обсле-
дования  бюджетов  домашних  хозяйств,  проводимого  ежеквартально  органами  государственной 
статистики во всех субъектах Российской Федерации с охватом 47,8 тыс. домашних хозяйств. 

Покупательная  способность

 

среднедушевых  денежных  доходов  населения

  отражает 

потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через то-
варный  эквивалент  среднедушевых  денежных  доходов.  Под  товарным  эквивалентом  понимается 
количество  какого-либо  одного  товара  (услуги)  с  конкретными  потребительскими  свойствами, 
которое может быть приобретено при условии, что вся сумма денежных доходов будет направлена 
только  на  эти  цели.  Показатель  рассчитывается  нарастающим  итогом  с  начала  года.  С  января 
2012г.  Перечень  товаров-представителей  для  расчета  покупательной  способности  населения  рас-
ширен в соответствии с Перечнем отдельных видов социально значимых товаров первой необхо-
димости,  в  отношении  которых  могут  устанавливаться  предельно  допустимые  розничные  цены, 
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010г. № 530.

 

 
Занятость и безработица 

 

Численность рабочей силы

 - лица в возрасте 15-72 лет, которые в рассматриваемый пе-

риод (обследуемую неделю) считаются занятыми или безработными. 

Занятые 

- лица  в возрасте  15-72 лет, которые в обследуемую неделю выполняли  любую 

деятельность (хотя бы один час в неделю), связанную с производством товаров или оказанием ус-

 

257 

луг  за  плату  или  прибыль.  В  численность  занятых  включаются  также  лица,  временно  отсутство-
вавшие  на рабочем месте  в  течение короткого  промежутка  времени и сохранившие связь с рабо-
чим местом во время отсутствия. 

К 

безработным 

(в  соответствии

 

со  стандартами  Международной  Организации  Труда  - 

МОТ)  относятся  лица  в  возрасте  15-72  лет,  которые  в  рассматриваемый  период  удовлетворяли 
одновременно следующим критериям: а) не имели работы (доходного занятия); б) занимались по-
иском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, исполь-
зовали или помещали объявления в СМИ и Интернете, непосредственно обращались к админист-
рации организации или работодателю, использовали личные связи или предпринимали шаги к ор-
ганизации  собственного  дела  (поиск  земли,  зданий,  машин  и  оборудования,  сырья,  финансовых 
ресурсов, обращение за разрешениями, лицензиями и т.п.); в) были готовы приступить к работе в 
течение обследуемой недели. Обучающиеся в образовательных учреждениях, пенсионеры и инва-
лиды учитывались в качестве безработных, если они не имели работы, занимались поиском рабо-
ты и были готовы приступить к ней. 

Информация  о  численности  рабочей  силы,  занятых  и  общей  численности  безработных 

(применительно  к  стандартам  МОТ)  подготавливается  по  материалам  выборочных  обследований 
рабочей силы (обследований населения по проблемам занятости) с ежемесячной периодичностью 
(по состоянию на вторую неделю). Обследование проводится во всех субъектах Российской Феде-
рации  на  основе  выборочного  метода  наблюдения  с  последующим  распространением  итогов  на 
всю численность населения обследуемого возраста. Объем месячной выборки составляет около 70 
тыс.человек  в  возрасте  15-72  лет  и  обеспечивает  представительные  данные  по  Российской  Феде-
рации.  В  целях  повышения  репрезентативности  данных  о  численности  и  составе  рабочей  силы 
показатели занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации формируются в среднем 
за три последних месяца. 

Безработные,  зарегистрированные  в  государственных  учреждениях  службы  занято-

сти населения

, - трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), 

проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в государственных уч-
реждениях службы занятости населения по месту жительства в целях поиска подходящей работы, 
ищущие  работу  и  готовые  приступить  к  ней.  Информация  о  численности  безработных,  получив-
ших официальный статус в  государственных  учреждениях службы занятости населения, разраба-
тывается Федеральной службой по труду и занятости. 

Уровень безработицы 

- отношение численности безработных к численности рабочей си-

лы (занятых и безработных), рассчитанное в процентах.  

Данные  о  численности  и  составе  рабочей  силы  приведены  без  корректировки  сезонных 

колебаний. 

Оценка  данных  об  уровне  безработицы 

с  исключением  сезонного  фактора 

осуществля-

ется с использованием метода TRAMO-SEATS программы "DEMETRA 2.2". Выбор наиболее оп-
тимальной модели осуществляется автоматически. В качестве исходной информации для проведе-
ния  сезонной  корректировки  применяются  ежемесячные  значения  уровня  безработицы  с  января 
2015 года. 

При построении модели не учитываются календарные факторы, т.к. обследование прово-

дится  по  состоянию  на  одну  (вторую)  неделю  месяца.  В  случае  попадания  праздничного  дня  на 
обследуемую неделю, он условно приравнивается к рабочему дню.

 

 

Уровень  зарегистрированной  безработицы

  -  отношение  численности  безработных,  за-

регистрированных  в  государственных  учреждениях  службы  занятости  населения,  к  численности 
рабочей силы, в процентах. Расчет производится по данным Федеральной службы по труду и заня-
тости и Федеральной службы государственной статистики. 

При  исчислении  уровня  зарегистрированной  безработицы  по  субъектам  Российской  Фе-

дерации используется численность рабочей силы в среднем за предыдущий год. 

Число замещенных рабочих мест

 в организациях определяется как суммарное количест-

во  среднесписочной  численности  работников,  средней  численности  внешних  совместителей  и 
средней  численности  работников,  выполнявших  работы  по  договорам  гражданско-правового  ха-
рактера. Число замещенных рабочих мест определяется без учета внутреннего совместительства. 

 

258 

Прием и увольнение работников

 (публикуется в докладах № 1, 4, 7, 10). 

В 

численность принятых работников

 включаются лица, зачисленные в отчетном перио-

де в организацию приказом (распоряжением) о приеме на работу, переведенные на работу из дру-
гой организации. 

В 

численность  работников,  принятых  на  дополнительно  введенные  (созданные)  ра-

бочие места,

 включаются работники, принятые в отчетном периоде на вновь образованные рабо-

чие места в результате расширения, реорганизации производства, увеличения сменности работы и 
т.п. 

В 

численность выбывших работников

 включаются все работники, оставившие работу в 

организации  независимо от оснований (расторжение трудового договора по инициативе работни-
ка, инициативе работодателя, истечение срока трудового договора, по соглашению сторон, призыв 
или  поступление  на военную службу и  др.),  уход или  перевод которых оформлен  приказом (рас-
поряжением). 

Численность требуемых работников на вакантные рабочие места

 - количество работ-

ников, которых предполагается принять на вакантные рабочие места.  

В 

численность  работников,  работавших  неполное  рабочее  время  по  инициативе  ра-

ботодателя,

  включаются  работники  списочного  состава,  работавшие  в  отчетном  периоде  непол-

ное  рабочее  время  по  инициативе  работодателя  в  соответствии  со  статьей  74  Трудового  кодекса 
Российской Федерации.  

В 

численность работников, работавших неполное рабочее время по соглашению ме-

жду  работником  и  работодателем,

  включаются  работники  (в  целых  единицах),  работавшие  в 

режиме неполного рабочего дня (недели), установленного как при приеме на работу, так и переве-
денные с согласия работника на неполное рабочее время.  

В 

численность работников, находившихся в простое по вине работодателя и по при-

чинам,  не  зависящим  от  работодателя  и  работника, 

включаются  работники,  находившиеся  в 

простое  полный  рабочий  день  по  причинам:  не  обеспечение  работников  оборудованием,  инстру-
ментами,  технической  документацией,  объемом  работ,  необходимыми  для  исполнения  трудовых 
обязанностей, невыполнение договорных обязательств перед партнерами, приведшее к срыву гра-
фика  поставки  сырья  или  вывоза  готовой  продукции  со  склада,  обстоятельства  непредвиденного 
характера, например, аварии или перебои в подаче воды, тепла, электроэнергии, стихийные бедст-
вия и т.п.

 

 

В 

численность  работников,  которым  были  предоставлены  отпуска  без  сохранения 

заработной платы по заявлению работника, 

включаются работники, которым были предостав-

лены  по  их  письменному  заявлению  отпуска  без  сохранения  заработной  платы  по  семейным  об-
стоятельствам или другим уважительным причинам, в случаях, предусмотренных законодательст-
вом Российской Федерации, а также неоплаченные отпуска по инициативе работодателя. 

Нагрузка  незанятого  населения  на  100  заявленных  вакансий

  рассчитывается  как  от-

ношение численности лиц, не занятых трудовой деятельностью, состоящих на  учете в государст-
венных учреждениях службы занятости населения, к 100 вакансиям, сообщенным работодателями 
в эти учреждения. 

Заявленная  работодателями  потребность  в  работниках

  -  число  вакансий  (требуемых 

работников), сообщенных работодателями в государственные учреждения службы занятости насе-
ления. 

Под 

забастовкой

 подразумевается временная остановка работы, преднамеренно осущест-

вленная группой работников с целью удовлетворения различных требований. 

Началом забастовки или окончанием забастовки считается дата принятия решения о нача-

ле  или  окончании  забастовки  на  собрании  трудового  коллектива.  Забастовкой  не  считается  оста-
новка  работы  из-за  недопоставки  оборудования,  сырья,  материалов,  комплектующих  деталей  по 
причине забастовки в организациях-поставщиках. 

В 

численность  работников,  принимавших  участие в  забастовках,

  не  входят  работни-

ки, отсутствовавшие на своих рабочих местах по таким причинам, как болезнь, ежегодный отпуск, 
командировка и т.п. 

 

259 

Количество  времени

,

  не  отработанное  работниками,  принимавшими  участие  в  за-

бастовках

,  определяется  по  каждой  организации  путем  умножения  численности  работников,  во-

влеченных в забастовку, на число дней забастовки.  

Численность иностранных трудовых мигрантов

  (публикуется  в  докладах  №  1,  4, 

7, 10). 

Сведения  об  осуществлении  трудовой  деятельности 

иностранными  гражданами

  разра-

батываются Федеральной миграционной службой на основании разрешений на работу, выданных 
иностранным гражданам, прибывшим в визовом порядке въезда, а также патентов на осуществле-
ние  трудовой  деятельности,  выданным  иностранным  гражданам,  прибывшим  в  порядке,  не  тре-
бующем получения визы. В сведения об иностранных гражданах не включаются граждане Респуб-
лики  Беларусь,  в  отношении  которых  порядок  регулирования  привлечения  иностранной  рабочей 
силы не применяется. 

Граждане  Республики  Армения,  Республики  Казахстан,  Киргизской  Республики  также 

осуществляют  трудовую  деятельность  без  разрешительных  документов  (разрешений  на  работу, 
патентов). По  данным странам приведена численность по  тем гражданам,  которые обратились за 
разрешением на работу или патентом на осуществление трудовой деятельности. 

Численность  иностранных  граждан,  получивших  разрешение  на  работу

,  включает 

численность  иностранных  граждан,  которые  прибыли  в  Российскую  Федерацию  в  порядке,  тре-
бующем получения визы, в  рамках квоты;  квалифицированных специалистов;  высококвалифици-
рованных  специалистов;  иностранных  граждан,  обучающихся  в  Российской  Федерации  по  очной 
форме в профессиональной  образовательной организации  или образовательной организации выс-
шего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государ-
ственную аккредитацию; иностранных граждан, прибывших для работы в организациях, зарегист-
рированных в государствах - членах ВТО и получивших разрешение на работу.  

Численность  иностранных  граждан,  получивших  патент

,  включает  численность  ино-

странных  граждан,  прибывших  в  Российскую  Федерацию  в  порядке,  не  требующем  получения 
визы, и получивших патент, подтверждающий право на временное осуществление на территории 
субъекта Российской Федерации трудовой деятельности  у физических и юридических лиц, инди-
видуальных  предпринимателей  и  иных  лиц,  чья  деятельность  подлежит  регистрации.  В  числен-
ность иностранных граждан, получивших патент, включается численность  иностранных граждан, 
переоформивших патент. 

 

 

Окружающая среда  

(публикуется в докладах № 3, 6, 9, 12)

 

 

Приватизация и продажа жилья  

(публикуется в докладе № 2)

 

 

Образование

  

(публикуется в докладе № 12)

 

 
Правонарушения 

 

В  разделе  приведены  данные,  разрабатываемые  Генеральной  прокуратурой  Российской 

Федерации,  Следственным  комитетом  Российской  Федерации,  Министерством  внутренних  дел 
Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством Россий-
ской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации послед-
ствий  стихийных  бедствий,  Федеральной  службой  судебных  приставов,  Федеральной  службой 

 

260 

безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Судебным департамен-
том при Верховном Суде Российской Федерации.

 

Преступность

  -  социально-правовое  явление,  включающее  преступления,  совершенные 

на конкретной территории в течение определенного периода времени, и характеризующееся коли-
чественными и качественными показателями. 

Зарегистрированное  преступление

  -  выявленное  и  официально  взятое  на  учет  общест-

венно опасное деяние, предусмотренное уголовным законодательством. 

Тяжкие и особо тяжкие преступления

 - деяния, представляющие повышенную общест-

венную  опасность,  предусмотренные  пунктами  4  и  5  статьи  15  Уголовного  кодекса  Российской 
Федерации.

  

Коррупция

 (публикуется в докладах № 1, 7) - злоупотребление служебным положением, 

дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное 
незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным 
интересам  общества  и  государства  в  целях  получения  выгоды  в  виде  денег,  ценностей,  иного 
имущества  или  услуг  имущественного  характера,  иных  имущественных  прав  для  себя  или  для 
третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физически-
ми  лицами  либо  совершение  указанных  деяний  от  имени  или  в  интересах    юридического  лица 
(Федеральный закон от 25.12.2008г. № 273-ФЗ).

 

Разбой

 - нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением на-

силия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия. 

Хулиганство

  -  грубое  нарушение  общественного  порядка,  выражающее  явное  неуваже-

ние  к  обществу,  совершенное  с  применением  оружия  или  предметов,  используемых  в  качестве 
оружия, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной 
ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социаль-
ной группы. 

Лица,  совершившие  преступления

  -  официально  взятые  на  учет  правоохранительными 

органами лица, на которых заведены уголовные дела.

 

 

Демография 

 

Естественное  движение  населения

  -  обобщенное  название  совокупности  рождений  и 

смертей, изменяющих численность населения так  называемым естественным путем. К естествен-
ному движению населения относят также браки и разводы, хотя они не меняют численность насе-
ления, но учитываются в том же порядке, что и рождения и смерти. 

Сведения о 

рождениях, смертях, браках, разводах

 получаются на основании статистиче-

ской  разработки  данных,  содержащихся  в  записях  актов  о  рождении,  смерти,  заключении  и  рас-
торжении  брака,  составляемых  органами  записи  актов  гражданского  состояния.  В  число  родив-
шихся включены только родившиеся живыми. 

Источником информации о 

причинах смерти

 являются записи в медицинских свидетель-

ствах  о  смерти,  составляемых  врачом  относительно  заболевания,  несчастного  случая,  убийства, 
самоубийства  и  другого  внешнего  воздействия,  послужившего  причиной  смерти,  а  также  записи 
актов о смерти. 

С 1 января 2011г. разработка записей актов о смерти по причинам производится примени-

тельно к Краткой номенклатуре причин смерти 2010, основанной на Международной статистиче-
ской классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, Х пересмотра (1989г.).  

Коэффициенты  естественного  движения  населения

  (публикуются  в  докладах       

№ 1, 3-12). 

Общие  коэффициенты  рождаемости  и  смертности

  -  отношение  соответственно  числа 

родившихся (живыми) и числа умерших к среднегодовой численности населения. Исчисляются на 
1000 человек населения. 

 

261 

Коэффициент естественного прироста

 - разность общих коэффициентов рождаемости и 

смертности. 

Общие коэффициенты брачности и разводимости

 - отношение числа зарегистрирован-

ных  браков  и  разводов  к  среднегодовой  численности  населения.  Исчисляются  на  1000  человек 
населения. 

Коэффициенты  смертности  по  причинам  смерти

  -  отношение  числа  умерших  от  ука-

занных  причин  смерти  к  среднегодовой  численности  населения.  Исчисляются  на  100000  человек 
населения. 

Коэффициент  младенческой  смертности

  исчисляется  как  сумма  двух  составляющих, 

первая из которых - отношение числа умерших в возрасте до одного года из поколения родивших-
ся в том году, для которого вычисляется коэффициент, к общему числу родившихся в том же году; 
а вторая - отношение числа  умерших в  возрасте до одного года из поколения родившихся  в пре-
дыдущем году, к общему числу родившихся в предыдущем году. Исчисляется на 1000 родившихся 
живыми.  

Все коэффициенты приведены в пересчете на год. 

Миграция

 (публикуется в докладах № 1, 4-12). 

Данные о 

миграции

 получены в результате разработки поступающих от территориальных 

органов  Федеральной  миграционной  службы  документов  статистического  учета  прибытий  и  вы-
бытий.  Листки  статучета  мигрантов  составляются  при  регистрации  и  снятии  с  регистрационного 
учета населения по 

месту жительства

 и при регистрации 

по месту пребывания

 на срок 9 месяцев 

и  более.  Формирование  числа  выбывших  осуществляется  автоматически  в  процессе  электронной 
обработки данных о миграции населения при перемещениях 

в пределах Российской Федерации

, а 

также 

по истечении срока пребывания

 у мигрантов независимо от места прежнего жительства. 

Сведения 

о  вынужденных  переселенцах,  беженцах  и  лицах,  получивших  вре-

менное  убежище

  (публикуются  в  докладах  №  1,  4,  7,  10)  приведены  по  данным  Федеральной 

миграционной службы в отношении лиц, официально получивших этот статус в ее региональных 
подразделениях. 

Временное убежище

 - это возможность иностранного гражданина или лица без граждан-

ства  временно  пребывать  на  территории  Российской  Федерации  в  соответствии  с  нормативными 
правовыми  актами  Российской  Федерации.  Временное  убежище  предоставляется  иностранному 
гражданину  или  лицу  без  гражданства,  если  они  имеют  основания  для  признания  беженцем,  но 
ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности вре-
менно  пребывать  на  территории  Российской  Федерации  или  не  имеют  оснований  для  признания 
беженцем,  но  из  гуманных  побуждений  не  могут  быть  выдворены  (депортированы)  за  пределы 
территории Российской Федерации. 

Межрегиональное  управление 

Федеральной  миграционной  службы  в  г.Владикавказе

  - 

орган  исполнительной  власти,  осуществляющий  реализацию  нормативных  правовых  актов,  регу-
лирующих  вопросы  обеспечения  законных  прав  граждан,  пострадавших  в  результате  осетино-
ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года.

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

НЕКОТОРЫЕ  СТАТИСТИЧЕСКИЕ 

ПОКАЗАТЕЛИ  СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОГО  ПОЛОЖЕНИЯ 

СУБЪЕКТОВ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ   

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     110      111      112      113     ..