Социально-экономическое положение России за 2016 год (РОССТАТ) - часть 65

 

  Главная      Учебники - Разные     Социально-экономическое положение России за 2016 год (РОССТАТ)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     63      64      65      66     ..

 

 

Социально-экономическое положение России за 2016 год (РОССТАТ) - часть 65

 

 

 

227 

Информация о качестве товаров, поступивших на потребительский рынок 

(публику-

ется  в  докладах  №  1,  4,  7,  10)  приводится  на  основании  материалов  о  результатах  контрольно-
надзорных мероприятий, проводимых органами Роспотребнадзора. Объектами контроля являются 
юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность 
без  образования  юридического  лица,  реализующие  товары  в  предприятиях  розничной  торговли, 
кроме рынков. 

Информация  о  качестве товаров,  поступивших  на  розничные  рынки 

(публикуется  в 

докладах № 2, 5, 8, 11) приводится на основании материалов о результатах контрольно-надзорных 
мероприятий, проводимых органами Роспотребнадзора. Объектами контроля являются розничные 
рынки. 

Ассортиментная  структура  продажи  отдельных  продовольственных  и  непродоволь-

ственных товаров

 (публикуется в докладе № 3). 

Оборот общественного питания - 

выручка от продажи собственной кулинарной продук-

ции и покупных товаров без кулинарной обработки населению для потребления, главным образом, 
на  месте,  а  также  организациям  и  индивидуальным  предпринимателям  для  организации  питания 
различных контингентов населения. 

В оборот общественного питания включается стоимость кулинарной продукции и покуп-

ных  товаров,  отпущенных:  работникам  организаций  с  последующим  удержанием  из  заработной 
платы; на дом по заказам населения; на рабочие места по заказам организаций и индивидуальных 
предпринимателей;  транспортным  организациям  в  пути  следования  сухопутного,  воздушного, 
водного  транспорта;  для  обслуживания  приемов,  банкетов  и  т.п.;  организациями  общественного 
питания организациям социальной сферы (школам, больницам, санаториям, домам престарелых и 
т.п.) в объеме фактической стоимости питания; по абонементам, талонам и т.п. в объеме фактиче-
ской стоимости питания; стоимость питания в учебных учреждениях, в том числе предоставляемо-
го для отдельных категорий учащихся на льготной основе за счет средств бюджета, включается в 
объеме фактической стоимости питания. 

Оборот  общественного  питания  включает  данные  как  по  организациям,  для  которых  эта 

деятельность  является  основной,  так  и  по  организациям  других  видов  деятельности,  осуществ-
ляющим продажу  кулинарной продукции и покупных товаров для потребления, главным образом, 
на месте через собственные заведения общественного питания.  

Оборот общественного питания формируется по данным сплошного федерального стати-

стического  наблюдения  за  организациями,  не  относящимися  к  субъектам  малого  предпринима-
тельства,  которое  проводится  с  месячной  периодичностью,  ежеквартального  выборочного  обсле-
дования  малых  предприятий  (за  исключением  микропредприятий),  а  также  ежегодных  выбороч-
ных  обследований  индивидуальных  предпринимателей  и  микропредприятий  с  распространением 
полученных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения. 

Оборот  общественного  питания  приводится  в  фактических  продажных  ценах,  включаю-

щих наценку общественного питания, налог на добавленную стоимость и аналогичные обязатель-
ные платежи. 

Динамика  оборота  общественного  питания  определяется  путем  сопоставления  величины 

оборота в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах. 

В соответствии с требованиями системы национальных счетов оборот розничной торгов-

ли и оборот общественного питания организаций досчитываются на объемы деятельности, не на-
блюдаемой прямыми статистическими методами.

 

 
Рынок платных услуг населению 

 

Объем  платных  услуг  населению

  представляет  собой  денежный  эквивалент  объема  ус-

луг,  оказанных  резидентами  российской  экономики  (юридическими  лицами  и  гражданами,  зани-
мающимися  предпринимательской  деятельностью  без  образования  юридического  лица)  гражда-
нам Российской Федерации, а также гражданам других государств (нерезидентам), потребляющим 
те  или  иные  услуги  на  территории  Российской  Федерации.  Этот  показатель  формируется  в  соот-
ветствии  с  методологией  формирования  официальной  статистической  информации  об  объеме 
платных услуг населению, утвержденной приказом Росстата от 26 июня 2013г. № 234 и введенной 

 

228 

в действие с 1 января 2014г. на основании данных форм федерального статистического наблюде-
ния и оценки ненаблюдаемой деятельности на рынке услуг.  

Данные об объеме платных услуг населению в распределении по видам приведены в соот-

ветствии с Общероссийским классификатором услуг населению с учетом внесенных в него в уста-
новленном порядке изменений.

 

Динамику объема платных услуг характеризует индекс физическо-

го  объема,  исчисленный  путем  сопоставления  его  величины  за  отчетный  и  базисный  периоды  в 
сопоставимых ценах.  

Оценки данных по индексам физического объема платных услуг населению 

с исключени-

ем  сезонного  и  календарного  факторов

  осуществляются  с  использованием  метода  TRAMO-

SEATS  программы "DEMETRA 2.2". Выбор наиболее  оптимальной модели осуществляется авто-
матически. Модель фиксируется в начале года и не меняется на его протяжении. Для выполнения 
сезонной корректировки используется актуальный российский календарь с учетом всех празднич-
ных  дней,  задаются  параметры,  учитывающие  влияние  количества  рабочих  дней  и  високосного 
года  (7  регрессоров).  В  качестве  исходной  информации  для  проведения  сезонной  корректировки 
используются  ежемесячные  фактические  значения  индексов  физического  объема  платных  услуг 
населению с 2000г., рассчитанные в процентах к среднемесячному значению 2013г., без построе-
ния прогнозных оценок. При поступлении новых статистических данных в течение отчетного года 
динамика  уточняется  в  установленные  сроки.  При  построении  текущей  модели  для  наилучшего 
выполнения сглаживания динамического ряда используются данные с 2006 года. 

В  ежемесячных  опросах  деловой  активности  в  сфере  услуг 

(публикуется  в  докладах   

№ 3, 6, 9, 12) участвуют более 5,4 тыс. организаций (без малых предприятий).  

В качестве простых индикаторов результатов обследований используются балансы оценок 

показателей  (в  процентах),  определяемые  как  разность  долей  респондентов,  отметивших  "увели-
чение" и "уменьшение" показателей по сравнению с предыдущим периодом, или как разность до-
лей респондентов, оценивших "улучшение" и "ухудшение" ситуации по сравнению с предыдущим 
периодом. 

Индекс предпринимательской  уверенности  - качественный показатель,  характеризующий 

обобщенное состояние предпринимательского поведения в секторах экономики. Индекс предпри-
нимательской  уверенности  в  сфере  услуг  рассчитывается  как  среднее  арифметическое  значение 
балансов  оценок  изменения  экономической  ситуации  и  спроса  на  услуги  в  обследуемом  периоде 
по сравнению с  предыдущим, а также ожидаемого изменения спроса на  услуги в  следующем  пе-
риоде (в процентах).

 

 

Оптовая торговля 

 

Оборот  оптовой  торговли

  -  стоимость  отгруженных  товаров,  приобретенных  ранее  на 

стороне  в  целях  перепродажи  юридическим  лицам  и  индивидуальным  предпринимателям  для 
профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи).  

Оборот оптовой торговли приводится в фактических продажных ценах, включающих тор-

говую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз, экспортную пошлину, таможенные сборы 
и аналогичные обязательные платежи. Сумма вознаграждения комиссионеров (поверенных, аген-
тов) отражается по фактической стоимости, включая НДС.  

Оборот оптовой торговли включает данные по организациям с основным видом экономи-

ческой  деятельности  "оптовая  торговля,  включая  торговлю  через  агентов,  кроме  торговли  авто-
транспортными  средствами  и  мотоциклами"  и  по  организациям  других  видов  деятельности,  осу-
ществляющих оптовую торговлю. 

Оборот  оптовой  торговли  формируется  по  данным  сплошного  федерального  статистиче-

ского  наблюдения  за  организациями  (предприятиями),  не  относящимися  к  субъектам  малого 
предпринимательства,  выборочного  обследования  малых  предприятий  оптовой  торговли  (кроме 
микропредприятий),  которые  проводятся  с  месячной  периодичностью,  ежеквартальных  выбороч-
ных  обследований  малых  предприятий  всех  видов  деятельности  (кроме  микропредприятий),  а 
также ежегодных выборочных обследований микропредприятий и индивидуальных предпринима-

 

229 

телей  с  распространением  полученных  по  выборочным  обследованиям  данных  на  генеральную 
совокупность объектов наблюдения. 

Кроме того, в соответствии с требованиями системы национальных счетов, оборот опто-

вой торговли досчитывается на объемы деятельности, не наблюдаемой прямыми статистическими 
методами. 

Динамика  оборота  оптовой  торговли  формируется  с  учетом  индекса-дефлятора,  при  рас-

чете  которого  используется  годовая  структура  оборота  оптовой  торговли,  индексы  потребитель-
ских  цен  на  отдельные  виды  товаров,  индексы  цен  производителей  промышленных  товаров,  ин-
дексы  цен  на  приобретенные  организациями  отдельные  виды  товаров,  индекс  цен  приобретения 
отдельных видов зерна, а также индексы средних фактических экспортных цен на отдельные топ-
ливно-энергетические  товары  (Методологические  положения  по  расчету  индекса-дефлятора  обо-
рота  оптовой  торговли  организаций  оптовой  торговли,  утвержденные  приказом  Росстата  от 
30.04.2013 № 172). Оборот оптовой торговли в процентах к соответствующему периоду предыду-
щего года и предыдущему периоду отчетного года в сопоставимых ценах в целом по Российской 
Федерации может отличаться от данных по субъектам Российской Федерации из-за использования 
индексов  средних  фактических  экспортных  цен  на  топливно-энергетические  товары,  рассчиты-
ваемых только в целом по Российской Федерации. 

Объемы оборота оптовой торговли ежеквартально уточняются по результатам выборочно-

го обследования малых предприятий (кроме микропредприятий). Ежегодно (в марте текущего го-
да) по данным годовых форм федерального статистического наблюдения уточняются объемы обо-
рота оптовой торговли за все периоды предыдущего года, его динамика и годовая структура. При 
уточнении динамики оборота оптовой торговли используется индекс-дефлятор, откорректирован-
ный с учетом обновленной годовой структуры оборота оптовой торговли. 

Оценки данных по изменению объема оборота оптовой торговли в сопоставимых ценах в 

динамике 

с исключением сезонного и календарного факторов

 осуществляются с использованием 

метода TRAMO-SEATS в программе "DEMETRA 2.2". Выбор наиболее оптимальной модели осу-
ществляется автоматически. Модель фиксируется в начале года и не меняется на его протяжении. 
Для  выполнения  сезонной  корректировки  используется  актуальный  российский  календарь  с  уче-
том  всех  праздничных  дней,  задаются  параметры,  учитывающие  влияние  количества  торговых 
дней и високосного года (7 регрессоров). В качестве исходной информации для проведения сезон-
ной корректировки используются ежемесячные фактические значения оборота оптовой торговли в 
сопоставимых  ценах  к  декабрю  1999г.,  рассчитанные  в  процентах  к  среднемесячному  значению 
2013г., без построения прогнозных оценок. При поступлении новых статистических данных в те-
чение отчетного года динамика уточняется. При построении текущей модели для наилучшего вы-
полнения сглаживания динамического ряда используются данные с 2010 года. 

Федеральное статистическое наблюдение за 

продажей и запасами алкогольной продук-

ции

 осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ 

"О  государственном  регулировании  производства  и  оборота  этилового  спирта,  алкогольной  и 
спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" 
(с изменениями и дополнениями). 

Информация о

 деятельности бирж

 (публикуется в докладе № 2) формируется по данным 

сплошного  федерального  статистического  наблюдения  за  организаторами  торговли,  имеющими 
лицензию биржи (ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 325-ФЗ "Об организованных торгах" 
(с изменениями)), и осуществляющими деятельность по проведению биржевых торгов по сделкам 
с реальными товарами. В целях проведения федерального статистического наблюдения под реаль-
ным товаром понимается товар с немедленной поставкой, имеющийся на складе, или с поставкой 
в  будущем,  обладающий  индивидуальными  свойствами,  качествами,  в  отличие  от  абстрактного 
товара в виде, например, фьючерсов, лишенных индивидуальных свойств. 

В число бирж (на конец года) включаются биржи, осуществляющие организованную тор-

говлю товарами, и биржи, имеющие торговые (биржевые) секции. 

Индекс предпринимательской уверенности в оптовой торговле

 (публикуется в докла-

дах   № 3, 6, 9, 12) рассчитывается как среднее арифметическое "балансов" оценок изменения эко-
номического  положения  в  текущем  квартале  и  ожидаемых  изменений  в  следующем  квартале,  а 
также  фактического  уровня  складских  запасов  (последний  -  с  обратным  знаком),  в  процентных 
пунктах.

 

 

230 

Внешняя торговля 

 

Информация приведена с учетом Крымского федерального округа, начиная со II квартала 

2014 года. 

Данные рассчитаны Банком России в соответствии с методологией платежного баланса в 

ценах франко-граница страны экспортера (ФОБ). 

Информация  по  внешней  торговле  Российской  Федерации,  представленная  по  методоло-

гии платежного баланса, включает: 

данные таможенной статистики внешней торговли, полученные на основе грузовых тамо-

женных деклараций, данные о взаимной торговле с Республикой Беларусь, с 01.07.2010г. - с Рес-
публикой  Казахстан,  с  01.01.2015г.  -  с  Республикой  Армения,  с  12.08.2015г.  -  с  Киргизской  Рес-
публикой, полученные на основе статистической формы учета перемещения товаров, заполняемой 
участниками внешнеторговой деятельности, сформированные ФТС России; 

данные  об  объемах  экспорта  (импорта)  товаров,  не  пересекающих  таможенную  границу 

Российской  Федерации  (рыбы  и  морепродуктов,  выловленных  (добытых)  и  проданных  вне  зоны 
действия таможенного контроля; топлива и товаров, приобретенных российскими (иностранными) 
транспортными средствами в иностранных (российских) портах), полученные на основе форм фе-
дерального статистического наблюдения Росстата; 

досчеты  Банка  России  к  данным  статистики  внешней  торговли,  которые  производятся  в 

соответствии с методологическими положениями платежного баланса и включают оценку стоимо-
сти товаров, ввезенных (вывезенных) физическими лицами в пределах установленной беспошлин-
ной квоты и в упрощенном (льготном) порядке, и другие элементы досчетов.

 

Информация о внешней торговле товарами представлена на основе данных ФТС России. 

Данные о внешнеторговом обороте приведены с учетом взаимной торговли с Республикой 

Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Армения и Киргизской Республикой.  

Таможенная статистика внешней торговли  и статистика взаимной торговли формируется 

по  всем  товарам  (в  том  числе  ценностям,  за  исключением  валютных  ценностей,  находящихся  в 
обращении),  ввоз  и  вывоз  которых  увеличивает  или  уменьшает  материальные  ресурсы  страны,  и 
не  включает  товары,  не  пересекающие  таможенную  границу  России  (рыба  и  морепродукты,  вы-
ловленные  (добытые)  и  проданные  вне  зоны  действия  таможенного  контроля,  топливо  и  товары, 
приобретенные российскими (иностранными) транспортными средствами в иностранных (россий-
ских)  портах),  а  также  данные  по  ввозу  (вывозу)  товаров  физическими  лицами  в  пределах  уста-
новленных беспошлинных квот или перемещаемые через таможенную границу в упрощенном по-
рядке. 

К странам 

Европейского союза

 относятся:  Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия,  Герма-

ния, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, 
Польша,  Португалия,  Румыния,  Словакия,  Словения,  Соединенное  Королевство  (Великобрита-
ния), Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швеция, Эстония. 

К  странам

  Азиатско-Тихоокеанского  экономического  сотрудничества  (АТЭС)

  отно-

сятся:  Австралия,  Бруней-Даруссалам,  Вьетнам,  Гонконг,  Индонезия,  Китай,  Канада,  Малайзия, 
Мексика,  Новая  Зеландия,  Папуа  -  Новая  Гвинея,  Перу,  Республика  Корея,  Россия,  Сингапур, 
США, Таиланд, Тайвань (Китай), Филиппины, Чили, Япония. 

К  странам 

Евразийского  экономического  союза  (ЕАЭС)

  относятся:  Республика  Бела-

русь, Республика Казахстан, Республика Армения, Киргизская Республика, Россия. 

Экспорт

  -  вывоз  товаров  с  территории  Российской  Федерации  без  обязательства  об  об-

ратном  ввозе.  Экспорт  включает  вывоз  из  страны  товаров  отечественного  производства,  а  также 
реэкспорт товаров. К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного 
происхождения, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей ос-
новные качественные или технические характеристики товаров. К реэкспортным товарам относят-
ся товары, ранее ввезенные на территорию Российской Федерации, а затем вывезенные с этой тер-
ритории без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограни-
чений экономического характера. 

 

231 

Импорт

 - ввоз товаров на территорию Российской Федерации без обязательства об обрат-

ном вывозе. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления в эконо-
мике страны и товары, ввозимые на территорию государства в соответствии с режимом реимпор-
та. К реимпортным товарам относятся товары, ранее вывезенные с территории Российской Феде-
рации, а затем ввезенные на эту территорию без уплаты таможенных пошлин, налогов и без при-
менения к товарам запретов и ограничений экономического характера. 

Индексы средних цен

 

и физического объема 

(публикуется в докладах № 1, 4, 7, 10) оп-

ределены по отобранной совокупности товаров-представителей, представляющих базовый массив 
товаров (отдельно по экспорту и импорту). 

Основу  исчисления  индексов  составляют  индексы  физического  объема  Ласпейреса,  вы-

численные  в  средних  ценах  предыдущего  года  с  последующей  увязкой  между  годами  (с  учетом 
соотношения между оценками в средних ценах текущего и предыдущего года). 

Квартальные индексы цен выводятся как взвешенные средние месячных индексов, а годо-

вые - из квартальных индексов цен для обеспечения соответствия годовых, квартальных и месяч-
ных оценок, в которых весовыми коэффициентами служат данные в постоянных ценах. 

При расчете индексов средних цен применялась основная единица измерения количества - 

килограмм. 

Потребительские,  промежуточные  и  инвестиционные  товары

  (публикуется  в 

докладах № 1, 4, 7, 10). 

Потребительские  товары

  -  товары,  непосредственно  удовлетворяющие  потребности  че-

ловека и предназначенные для семейного и личного потребления. 

Промежуточные  товары

  -  товары,  используемые  не  для  конечного  потребления,  а  для 

дальнейшего производства товаров и услуг. 

Инвестиционные  товары

  -  товары,  служащие  целям  замены,  обновления,  качественного 

улучшения основных средств. 

Высокотехнологичная  продукция

  -  инновационная  продукция,  при  производстве  кото-

рой  используются  результаты  научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских  работ,  соот-
ветствующих приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Фе-
дерации.  Перечень  высокотехнологичных  товаров  представлен  в  соответствии  с  перечнем  Мин-
промторга (приказ от 03.10.2013 № 1597). 

Внешнеторговый оборот 

- сумма экспорта и импорта.  

Сальдо  торгового  баланса

  -  разница  между  экспортом  и  импортом.  Положительное 

сальдо - экспорт превышает импорт, отрицательное сальдо (ставится знак "минус") - импорт пре-
вышает экспорт.

  

Средние фактические экспортные (импортные) цены

  представляют собой отношение 

общей стоимости экспортируемого (импортируемого) товара к его количеству.  

Экспорт и импорт услуг 

(публикуется в докладах № 1, 4, 7, 10).  

Услуга - полезный результат деятельности, удовлетворяющий определенные потребности, 

но не воплощающийся в материально-вещественной (материальной) форме. 

Экспорт услуг - услуги, оказанные резидентами национальной экономики для нерезиден-

тов. 

Импорт услуг - услуги, оказанные нерезидентами для резидентов национальной экономи-

ки.

 

 

Характеристика хозяйствующих субъектов 

(публикуется в докладах № 1, 4, 7, 10) 

 
Статистический  учет  организаций  и  индивидуальных  предпринимателей  осуществляется 

органами государственной статистики с 1992 г. на основе сведений об их государственной регист-
рации.  В  соответствии  с  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  17.05.2002г.            

 

232 

№  319  государственную  регистрацию  юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей 
осуществляют территориальные органы ФНС России. 

Группировка  хозяйствующих  субъектов  осуществляется  по  коду  вида  деятельности  Об-

щероссийского  классификатора  видов  экономической  деятельности  (ОКВЭД),  заявленному  орга-
низациями и индивидуальными предпринимателями при государственной регистрации в качестве 
основного вида деятельности.

 

 

Приватизация государственного и муниципального имущества 

(публикуется в докладе № 1) 

 

Приватизация

 

государственного и муниципального имущества

 - возмездное отчужде-

ние находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или 
муниципальных  образований  имущества  (объектов  приватизации)  в  собственность  физических  и 
юридических лиц. 

Унитарное предприятие - 

коммерческая организация, не наделенная правом собственно-

сти на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муници-
пального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципаль-
ной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или опе-
ративного управления. 

Имущественный комплекс унитарного предприятия 

- все виды имущества, предназна-

ченные для деятельности предприятия, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудо-
вание, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, ин-
дивидуализирующие  предприятие,  его  продукцию,  работы  и  услуги  (коммерческое  обозначение, 
товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. 

Хозяйственное  общество 

-  коммерческая  организация  с  разделенным  на  доли  (вклады) 

учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкла-
дов  учредителей,  а  также  произведенное  и  приобретенное  хозяйственным  обществом  в  процессе 
его деятельности, принадлежит ему  на праве собственности. Хозяйственные общества могут соз-
даваться в форме акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью. 

Акционерное общество

 - коммерческая организация, уставный капитал которой разделен 

на  определенное  число  акций,  удостоверяющих  обязательственные  права  участников  общества 
(акционеров)  по  отношению  к  обществу.  Акционеры  не  отвечают  по  обязательствам  общества  и 
несут  риск  убытков,  связанных  с  его  деятельностью,  в  пределах  стоимости  принадлежащих  им 
акций. Акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и 
общества. Публичное акционерное общество вправе проводить размещение акций и эмиссионных 
ценных бумаг, конвертируемых в его акции, посредством открытой подписки. 

Эмиссия акций

 - выпуск в обращение определенного числа акций с указанием номиналь-

ной  стоимости,  категории  (типа)  акций,  образующих  уставный  капитал  акционерного  общества 
либо его части в сторону увеличения. 

Акция

  -  эмиссионная  ценная  бумага,  закрепляющая  права  ее  владельца  (акционера)  на 

получение  части  прибыли  акционерного  общества  в  виде  дивидендов,  на  участие  в  управлении 
акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция явля-
ется именной ценной бумагой. 

Уставный капитал акционерного общества

 - минимальный размер имущества общест-

ва, гарантирующего интересы его кредиторов, составляется из номинальной стоимости акций об-
щества, приобретенных акционерами. 

Общество  с  ограниченной  ответственностью

  -  созданное  одним  или  несколькими  ли-

цами хозяйственное общество, 

уставный капитал

 которого разделен на доли. Размер доли участ-

ника общества в уставном капитале общества определяется в процентах или в виде дроби. Участ-
ники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельно-
стью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.

 

 

233 

Малые предприятия 

(публикуется в докладах № 2, 5, 8, 11) 

 
В  соответствии  с  Федеральным  законом  "О  развитии  малого  и  среднего  предпринима-

тельства в Российской Федерации" от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ (статья 4) к малым предприятиям 
(юридическим  лицам)  относятся  внесенные  в  единый  государственный  реестр  юридических  лиц 
потребительские  кооперативы  и  коммерческие  организации  (за  исключением  государственных  и 
муниципальных унитарных предприятий), соответствующие следующим условиям: 

1) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, му-

ниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных органи-
заций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (пае-
вом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов ак-
ционерных  инвестиционных  фондов  и  закрытых  паевых  инвестиционных  фондов),  доля  участия, 
принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого 
и  среднего  предпринимательства,  не  должна  превышать  25%.  Последнее  ограничение  не  распро-
страняется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заклю-
чается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (про-
грамм  для  электронных  вычислительных  машин,  баз  данных,  изобретений,  полезных  моделей, 
промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секре-
тов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участ-
никам)  соответственно  таких  хозяйственных  обществ,  хозяйственных  партнерств  -  бюджетным, 
автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными 
учреждениями  образовательным  организациям  высшего  образования,  а  также  на  юридические 
лица,  учредителями  (участниками)  которых  являются  юридические  лица,  включенные  в  утвер-
жденный  Правительством  Российской  Федерации  перечень  юридических  лиц,  предоставляющих 
государственную  поддержку  инновационной  деятельности  в  формах,  установленных  Федераль-
ным законом от 23 августа 1996г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической по-
литике". Юридические лица включаются в указанный перечень в порядке, установленном Прави-
тельством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев: 

а)  юридические  лица  являются  открытыми  акционерными  обществами,  не  менее  пятиде-

сяти  процентов  акций  которых  находится  в  собственности  Российской  Федерации,  или  хозяйст-
венными  обществами,  в  которых  данные  открытые  акционерные  общества  имеют  право  прямо  и 
(или)  косвенно  распоряжаться  более  чем  пятьюдесятью  процентами  голосов,  приходящихся  на 
голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо 
имеют  возможность  назначать  единоличный  исполнительный  орган  и  (или)  более  половины  со-
става  коллегиального  исполнительного  органа,  а  также  возможность  определять  избрание  более 
половины состава совета директоров (наблюдательного совета); 

б)  юридические  лица  являются  государственными  корпорациями,  учрежденными  в  соот-

ветствии с Федеральным законом от 12 января 1996г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; 

2)  средняя  численность  работников  за  предшествующий  календарный  год  не  превышает 

100 человек; 

3)  выручка  от  реализации  товаров  (работ,  услуг)  без  учета  налога  на  добавленную  стои-

мость  за  предшествующий  календарный  год  не  должна  превышать  предельного  значения,  уста-
новленного  постановлением  Правительством  Российской  Федерации  от  9  февраля  2013г.  №  101    
"О  предельных  значениях  выручки  от  реализации  товаров  (работ,  услуг)  для  каждой  категории 
субъектов малого и среднего предпринимательства". 

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответст-

вии с наибольшим по значению условием по средней численности работников или по выручке от 
реализации товаров (работ, услуг). 

Средняя численность работников малого предприятия за календарный год определяется с 

учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым дого-
ворам или по совместительству с  учетом реально отработанного времени, работников представи-
тельств, филиалов и других обособленных подразделений малого предприятия. 

Выборочные статистические обследования малых предприятий охватывают потребитель-

ские кооперативы, которые в рамках своей основной уставной деятельности занимаются хозяйст-
венной деятельностью, получая прибыль. 

 

234 

Порядок  осуществления  выборочных  обследований  малых  предприятий  установлен  по-

становлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008г. № 79 "О порядке прове-
дения  выборочных  статистических  наблюдений  за  деятельностью  субъектов  малого  и  среднего 
предпринимательства". 

В разделе приводятся данные по малым предприятиям - юридическим лицам (без микро-

предприятий),  с  численностью  работников  от  16  до  100  человек  включительно  и  с  выручкой  от 
реализации товаров (работ, услуг) от 60 млн. до 400 млн.рублей. 

 

 

Деятельность организаций с участием иностранного капитала

  

(публикуется в докладах № 2, 5, 8, 11)

 

 
Инвестиции 

 

Финансовые вложения

 

организаций

 (публикуется в докладах  № 1, 4, 7, 10)

 

- инве-

стиции организации в государственные и муниципальные ценные  бумаги, ценные  бумаги других 
организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения опре-
делена (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том 
числе  дочерних  и  зависимых  хозяйственных  обществ);  предоставленные  другим  организациям 
займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная 
на основании уступки права требования, вклады организации-товарища по договору простого то-
варищества и пр.). 

Накопленные финансовые вложения - 

объем накопленных финансовых вложений, про-

изведенных юридическим лицом с начала их вложения с учетом их изъятия и выбытия в отчетном 
периоде.  

Финансовые вложения, осуществленные организацией, в зависимости от срока погашения 

займов и кредитов подразделяются на долгосрочные и краткосрочные.  

Долгосрочные финансовые вложения - 

вложения, осуществленные на срок более одно-

го года с намерением получения доходов (дивидендов): инвестиции организаций в доходные акти-
вы  (ценные  бумаги)  других  организаций,  уставные  (складочные)  капиталы  других  организаций, 
созданных  на  территории  Российской  Федерации  или  за  ее  пределами,  государственные  ценные 
бумаги (облигации и другие долговые обязательства) и т.п., а также предоставленные организаци-
ей другим организациям займы.  

Краткосрочные финансовые вложения - 

вложения на срок не более одного года, осуще-

ствленные с намерением получения доходов (дивидендов): в дочерние и зависимые организации, 
инвестиции организации в ценные бумаги других организаций, государственные ценные бумаги и 
т.п., а также предоставленные другим организациям займы на срок не более одного года и пр.

 

Инвестиции в нефинансовые активы 

(публикуется в докладах № 1, 4, 7, 10). 

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015г. 

№ 1062-р об отмене ежемесячной разработки, показатели по инвестициям в основной капитал бу-
дут публиковаться ежеквартально с месячным опозданием, начиная с итогов за I квартал 2016 го-
да.  

Инвестиции в основной капитал 

- совокупность затрат, направленных на строительство, 

реконструкцию (включая расширение и модернизацию) объектов, которые приводят к увеличению 
их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, произ-
водственного  и  хозяйственного  инвентаря,  на  формирование  рабочего,  продуктивного  и  племен-
ного стада, насаждение и выращивание многолетних  культур, инвестиции в объекты интеллекту-
альной собственности: произведения науки, литературы и искусства; программное обеспечение и 
базы  данных  для  ЭВМ,  изобретения,  полезные  модели,  промышленные  образцы,  селекционные 
достижения,  произведенные  нематериальные  поисковые  затраты,  затраты  на  научно-исследова-
тельские, опытно-конструкторские и технологические работы и т.д. 

Данные  об  инвестициях  в  основной  капитал  приведены  с  учетом  инвестиционной  дея-

тельности  субъектов  малого  предпринимательства  и  досчетов  объема  инвестиций,  не  наблюдае-
мых прямыми статистическими методами. 

 

235 

В состав инвестиций в основной капитал включены затраты, осуществленные за счет де-

нежных  средств  граждан  и  юридических  лиц,  привлеченных  организациями-застройщиками  для 
долевого строительства. 

Затраты на приобретение объектов незавершенного строительства и основных средств на 

вторичном рынке в объеме инвестиций в основной капитал не учитываются.  

Распределение  инвестиций  в  основной  капитал  по  видам  экономической  деятельности 

осуществляется  в  соответствии  с  классификатором  ОКВЭД,  исходя  из  назначения  основных 
средств, т.е. той сферы деятельности, в которой они будут функционировать. 

Инвестиции в основной капитал учитываются без налога на добавленную стоимость.  

Индекс  физического  объема  инвестиций  в  основной  капитал  рассчитан  в  сопоставимых  

ценах. В качестве сопоставимых цен приняты среднегодовые цены предыдущего года. 

Оценка представленных на графике данных по инвестициям в основной капитал 

с исклю-

чением сезонного фактора

 осуществляется с использованием метода TRAMO-SEATS программы 

"DEMETRA  2.2".  Выбор  наиболее  оптимальной  модели  осуществляется  автоматически.  Модель 
фиксируется  в  начале  года  и  не  меняется  на  его  протяжении.  В  качестве  исходной  информации 
для  проведения  сезонной  корректировки  использованы  ежемесячные  фактические  значения  ин-
дексов физического объема инвестиций в основной капитал с 2006г., рассчитанные в процентах к 
среднемесячному значению 2012г. (в постоянных ценах), без построения прогнозных оценок. 

При  построении  модели 

не  учитываются  календарные  факторы

,  так  как  для  данного 

показателя они статистически не значимы. 

Инвестиции в

 

здания (кроме жилых) и сооружения

 - расходы на строительство зданий 

и  сооружений,  которые  складываются  из  выполненных  строительных  работ  и  приходящихся  на 
них прочих капитальных затрат. При этом в затраты на строительство зданий включаются затраты 
на коммуникации внутри здания, необходимые для его эксплуатации.  

Инвестиции  в

 

жилища 

-  расходы  на  строительство  жилых  зданий,  т.е.  зданий,  предна-

значенных  для  невременного  проживания  людей:  жилые  дома,  входящие  в  жилищный  фонд  (об-
щего назначения, общежития, спальные корпуса школ-интернатов, учреждений для детей-сирот и 
детей, оставшихся без попечения родителей, приютов  для  престарелых и инвалидов), жилые зда-
ния (помещения), не входящие в жилищный фонд. 

Инвестиции  в  машины,  оборудование,  транспортные  средства

  -  затраты  на  приобре-

тение  машин,  транспортных  средств,  оборудования,  производственного  и  хозяйственного  инвен-
таря, а также затраты на монтаж оборудования на месте его постоянной эксплуатации, проверку и 
испытание качества монтажа. 

Инвестиции  в  непроизведенные  нефинансовые  активы

  -  затраты  на  приобретение 

юридическими  лицами  в  собственность  земельных  участков,  объектов  природопользования,  кон-
трактов,  договоров  аренды,  лицензий,  деловой  репутации  ("гудвилла")  и  деловых  связей  (марке-
тинговых активов). Затраты на приобретение земельных участков и объектов природопользования 
отражаются на основе документов, выданных государственными органами по земельным ресурсам 
и землеустройству согласно оплаченным или принятым к оплате счетам. 

Финансовый лизинг

 (публикуется в докладе № 4). 

Лизинговая деятельность

 - вид инвестиционной деятельности по приобретению имуще-

ства и передаче его в лизинг.  

Финансовый  лизинг

  -  совокупность  экономических  и  правовых  отношений,  возникаю-

щих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. 

Договор финансового лизинга

 - договор, в соответствии с которым арендодатель (лизин-

годатель)  обязуется  приобрести  в  собственность  указанное  арендатором  (лизингополучателем) 
имущество  у  определенного  им  продавца  и  предоставить  лизингополучателю  это  имущество  за 
плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть  предусмотрено, что 
выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем. 

Общая  стоимость  договоров  финансового  лизинга 

представляет  собой  общую  сумму 

всех  инвестиционных  затрат  лизингодателя,  связанных  с  приобретением  и  использованием  пред-
мета финансового лизинга.

 

 

236 

Цены 

 

Индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги (ИПЦ)

 характеризует из-

менение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением 
для  непроизводственного  потребления.  Измеряет  отношение  стоимости  фиксированного  перечня 
товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего периода. 

Индекс  потребительских  цен  рассчитывается  на  базе  данных  регистрации  цен  на  506  ви-

дов товаров (услуг)-представителей и осуществляется 21-25 числа каждого месяца более чем в 68 
тыс. организаций торговли и сферы услуг в 276 городах на территории всех субъектов Российской 
Федерации.  

Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ) 

исключает изменения цен на отдельные 

товары  и  услуги,  подверженные  влиянию  факторов,  которые  носят  административный,  а  также 
сезонный характер. 

Стоимость  фиксированного  набора  потребительских  товаров  и  услуг

  для  межрегио-

нальных  сопоставлений  покупательной  способности  населения  исчисляется  на  основе  единых 
объемов потребления, а также средних цен по России и ее субъектам. В состав набора включены 
83  наименования  товаров  и  услуг,  в  том  числе  30  видов  продовольственных  товаров,  41  вид  не-
продовольственных товаров и 12 видов услуг.  

Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания

 отражает межрегио-

нальную дифференциацию  уровней потребительских цен на продукты питания, входящие в него. 
При  ее  расчете  используются  единые,  установленные  в  целом  по  России,  условные  объемы  по-
требления  продуктов  питания  и  средние  потребительские  цены  на  них  по  субъектам  Российской 
Федерации и России в целом. 

Индексы цен на первичном и вторичном рынках жилья

 

(публикуется в докладах № 3, 

6, 9, 12)

 

рассчитываются на основе зарегистрированных цен на вновь построенные квартиры и на 

квартиры  функционирующего  жилого  фонда,  находящиеся  в  собственности,  если  они  являются 
объектами совершения рыночных сделок. 

Наблюдение  ведется  по  выборочному  кругу  организаций,  осуществляющих  операции  с 

недвижимостью  в территориальных  центрах  и отдельных городах субъектов Российской Федера-
ции. При регистрации цен на квартиры учитываются их количественные и качественные характе-
ристики. Средние цены по Российской Федерации рассчитываются из средних цен, сложившихся в 
ее  субъектах.  В  качестве  весов  используются  данные  о  количестве  проданной  общей  площади 
квартир отдельно на первичном и вторичном рынках жилья, накопленном за предыдущий год. 

Индекс цен производителей промышленных товаров 

рассчитывается на основании ре-

гистрации цен на товары (услуги)-представители в базовых организациях. Наблюдение за ценами 
производителей осуществляется более чем в 10 тыс. организаций. Расчет средних цен и индексов 
цен  производится  более  чем  по  1100  товарам  (услугам)-представителям.  Цены  производителей 
представляют  собой  фактически  сложившиеся  на  момент  регистрации  цены  указанных  организа-
ций  на  произведенные  товары  (оказанные  услуги),  предназначенные  для  реализации  на  внутрен-
нем рынке (без косвенных товарных налогов - налога на добавленную стоимость, акциза и т.п.). 

Рассчитанные  по  товарам  (услугам)-представителям  индексы  цен  производителей  после-

довательно агрегируются в индексы цен соответствующих видов, групп, классов, разделов эконо-
мической деятельности. В качестве весов используются данные об объеме производства в стоимо-
стном выражении за базисный период. 

Индекс  цен  производителей  промышленных  товаров  -  сводный  показатель,  агрегирован-

ный  по  видам  деятельности  "Добыча  полезных  ископаемых",  "Обрабатывающие  производства", 
"Производство и распределение электроэнергии, газа и воды". 

Индексы  цен  на  приобретенные  промышленными  организациями  отдельные  виды 

товаров 

рассчитываются на основании регистрации цен на товары-представители по установлен-

ной  номенклатуре.  Средняя  цена  приобретения  включает,  помимо  цены  производства,  налог  на 
добавленную  стоимость,  акциз,  транспортные,  сбытовые,  посреднические  и  другие  расходы.  По-
строение  индексов  цен  приобретения  осуществляется  по  сопоставимому  кругу  видов  товаров  в 
отчетном и базисном периоде и предусматривает систему взвешивания на основе данных о коли-
честве приобретенной продукции за предыдущий год. 

 

237 

Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции

 исчисляется на основа-

нии  регистрации  в  отобранных  для  наблюдения  сельскохозяйственных  организациях  цен  на  ос-
новные виды товаров-представителей, реализуемых заготовительным, перерабатывающим органи-
зациям, на рынке, через собственную торговую сеть, населению непосредственно с транспортных 
средств,  на  ярмарках,  биржах,  аукционах,  организациям,  коммерческим  структурам  и  т.п.  Цены 
производителей сельскохозяйственной продукции приводятся с учетом надбавок и скидок за каче-
ство реализованной продукции без расходов на транспортировку, экспедирование, погрузку и раз-
грузку продукции, а также без налога на добавленную стоимость. 

Сводный  индекс  цен  на  продукцию  (затраты,  услуги)  инвестиционного  назначения 

рассчитывается как агрегированный показатель из индексов цен производителей на строительную 
продукцию, приобретения машин и оборудования инвестиционного назначения и на прочую про-
дукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения, взвешенных по доле этих элементов в об-
щем объеме инвестиций в основной капитал. 

Индекс  цен  производителей  на  строительную  продукцию

  формируется  из  индексов 

цен на строительно-монтажные работы и на прочие затраты, включенные в сводный сметный рас-
чет  строительства,  взвешенных  по  доле  этих  элементов  в  общем  объеме  инвестиций  в  жилища, 
здания и сооружения. Расчет индекса цен на строительно-монтажные работы проводится на осно-
ве данных формы отчетности о ценах на материалы, детали и конструкции, приобретенные базо-
выми  подрядными  организациями,  а  также  на  базе  технологических  моделей,  разработанных  по 
видам экономической деятельности с учетом территориальных особенностей строительства.  

Индекс  цен  приобретения  машин  и  оборудования  инвестиционного  назначения

  ис-

числяется  по  данным  об  изменении  цен  производителей  этого  оборудования,  а  также  транспорт-
ных расходов, ставки налога на добавленную стоимость и других расходов. 

Индекс  цен  на  прочую  продукцию  (затраты,  услуги)  инвестиционного  назначения

 

определяется  из  индексов  цен  на  основные  составляющие  этих  работ  (проектно-изыскательские 
работы, затраты на разведочное бурение, на формирование рабочего, продуктивного и племенного 
стада и другие затраты). 

Индекс  тарифов  на  грузовые  перевозки

  характеризует  изменение  фактически  дейст-

вующих  тарифов  на  грузовые  перевозки  за  отчетный  период  без  учета  изменения  за  этот  период 
структуры перевезенных грузов по разнообразным признакам: по виду и размеру отправки груза, 
скорости  доставки,  расстоянию  перевозки,  территории  перевозки,  типу  подвижного  состава,  сте-
пени использования его грузоподъемности и др. 

Сводный индекс тарифов на грузовые перевозки всеми видами транспорта рассчитывается 

исходя из индексов тарифов на перевозку грузов отдельными видами транспорта (железнодорож-
ным, трубопроводным, морским, внутренним водным, автомобильным, воздушным), взвешенных 
на объемы доходов от перевозки грузов соответствующим видом транспорта за базисный период. 
По  каждому  виду  транспорта  регистрируются  тарифы  на  услуги-представители.  За  услугу-пред-
ставитель  принимается  перевозка  одной  тонны  массового  груза  определенным  видом  транспорта 
на  фиксированное  расстояние.  Регистрация  тарифов  осуществляется  в  выборочной  совокупности 
транспортных организаций. 

Индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц

 (публикуется в докладах № 3, 6, 

9, 12) характеризует общее изменение тарифов на услуги связи для различных категорий пользо-
вателей (бюджетных и коммерческих организаций). 

Расчет  индексов  тарифов  на  услуги  связи  основан  на  ежеквартальном  наблюдении  за  та-

рифами на 15 видов услуг-представителей связи для юридических лиц в столицах республик, цен-
трах краев, областей, автономной области, автономных округов и городах федерального значения 
Российской Федерации.

 

 
Финансы 

 

Бюджет

  -  форма  образования  и  расходования  денежных  средств,  предназначенных  для 

финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. 

Бюджетная система Российской Федерации

 состоит из бюджетов следующих уровней: 

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 

 

238 

бюджеты  субъектов  Российской  Федерации  и  бюджеты  территориальных  государствен-

ных внебюджетных фондов; 

местные бюджеты, в том числе: 

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов,  бюджеты городских

 

ок-

ругов  с  внутригородским  делением,  бюджеты  внутригородских  муниципальных  образований  го-
родов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 

бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов. 

Федеральный  бюджет  и  бюджеты  государственных  внебюджетных  фондов  Россий-

ской Федерации 

предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. 

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет террито-

риального  государственного  внебюджетного  фонда

 предназначены  для  исполнения  расходных 

обязательств субъекта Российской Федерации. 

Консолидированный бюджет Российской Федерации

 образуют федеральный бюджет и 

свод  консолидированных  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  (без  учета  межбюджетных 
трансфертов между этими бюджетами). 

Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации 

образуют бюджет субъ-

екта  Российской  Федерации  и  свод  бюджетов  муниципальных  образований,  входящих  в  состав 
субъекта  Российской  Федерации  (без  учета  межбюджетных  трансфертов  между  этими  бюджета-
ми). 

Доходы бюджета

 - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, 

являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками финан-
сирования дефицита бюджета. 

Расходы  бюджета

  -  выплачиваемые  из  бюджета  денежные  средства,  за  исключением 

средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками 
финансирования дефицита бюджета. 

Дефицит бюджета

 - превышение расходов бюджета над его доходами. 

Профицит бюджета

 - превышение доходов бюджета над его расходами. 

Источники  финансирования  дефицита  бюджета  подразделяются  на  внутренние  и  внеш-

ние. 

Внутренние источники финансирования дефицита федерального бюджета

 - разница ме-

жду средствами, поступающими от размещения государственных ценных бумаг Российской Феде-
рации,  номинальная  стоимость  которых  указана  в  валюте  Российской  Федерации  и  средствами, 
направленными на их погашение; разница между полученными и погашенными Российской Феде-
рацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федерально-
му бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; разница между по-
лученными  и  погашенными  Российской  Федерацией  в  валюте  Российской  Федерации  кредитами 
кредитных  организаций,  международных  финансовых  организаций;  изменение  остатков  средств 
на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года; 
иные источники финансирования дефицита федерального бюджета.  

В  состав  иных  источников  включаются:  поступления  от  продажи  акций  и  иных  форм   

участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации; поступления от реали-
зации  государственных  запасов  драгоценных  металлов  и  драгоценных  камней,  уменьшенные  на 
размер выплат на их приобретение; курсовая разница по средствам федерального бюджета; объем 
средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте 
Российской  Федерации;  разница  между  средствами,  полученными  от  возврата  и  суммой  предос-
тавленных из федерального бюджета юридическим лицам, другим бюджетам бюджетной системы 
Российской  Федерации  бюджетных  кредитов  в  валюте  Российской  Федерации;  разница  между 
суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностран-
ных  кредитов  (заимствований),  предоставленных  внутри  страны,  и  суммой  предоставленных 
внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствова-
ний);  разница  между  суммой  средств,  полученных  от  возврата  предоставленных  внутри  страны 
прочих бюджетных кредитов (ссуд) и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных 
кредитов; разница между средствами, перечисленными с единого счета федерального бюджета, и 

 

239 

средствами,  зачисленными  на  единый  счет  федерального  бюджета,  при  проведении  операций  по 
управлению  остатками  средств  на  едином  счете  федерального  бюджета;  прочие  источники  внут-
реннего финансирования дефицита федерального бюджета. 

Внешние источники

 

финансирования дефицита федерального бюджета

 - разница между 

средствами,  поступившими  от  размещения  государственных  займов,  которые  осуществляются 
путем  выпуска  государственных  ценных  бумаг  от  имени  Российской  Федерации  и  номинальная 
стоимость  которых  указана  в  иностранной  валюте,  и  средствами,  направленными  на  их  погаше-
ние; разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте 
кредитами  иностранных  государств,  включая  целевые  иностранные  кредиты  (заимствования),  с 
учетом  средств,  перечисленных  из  федерального  бюджета  российским  поставщикам  товаров  и 
(или)  услуг  на  экспорт  в  счет  погашения  государственного  внешнего  долга  Российской  Федера-
ции,  международных  финансовых  организаций,  иных  субъектов  международного  права  и  ино-
странных юридических лиц; разница между полученными и погашенными Российской Федераци-
ей в иностранной валюте кредитами кредитных организаций. 

В  состав  иных  источников  внешнего  финансирования  включаются:  объем  средств,  на-

правляемых  на  исполнение  государственных  гарантий  Российской  Федерации  в  иностранной  ва-
люте;  разница  между  средствами,  поступившими  в  федеральный  бюджет  в  погашение  основного 
долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федера-
цией,  и  средствами,  направленными  на  предоставление  государственных  финансовых  и  государ-
ственных  экспортных  кредитов;  прочие  источники  внешнего  финансирования  дефицита  феде-
рального бюджета.  

Резервный  фонд 

представляет  собой  часть  средств  федерального  бюджета,  подлежащих 

обособленному  учету,  управлению  и  использованию  в  целях  обеспечения  сбалансированности 
(покрытия дефицита) федерального бюджета.  

Фонд  национального  благосостояния

  представляет  собой  часть  средств  федерального 

бюджета,  подлежащих  обособленному  учету  и  управлению  в  целях  обеспечения  софинансирова-
ния добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения 
сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. 

 

Налог

 - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и 

физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного 
ведения  или  оперативного  управления  денежных  средств  в  целях  финансового  обеспечения  дея-
тельности государства и (или) муниципальных образований. 

Сбор

 - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого 

является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными ор-
ганами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными 
лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу 
разрешений  (лицензий),  либо  уплата  которого  обусловлена  осуществлением  в  пределах  террито-
рии, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности. 

Федеральные налоги и сборы

 - налоги и сборы,  устанавливаемые Налоговым кодексом 

Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. 

Региональные  налоги

  -  налоги,  устанавливаемые  Налоговым  кодексом  Российской  Фе-

дерации и законами субъектов Российской Федерации  о налогах и обязательные к уплате на тер-
риториях соответствующих субъектов Российской Федерации. 

Местные налоги и сборы

 - налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Рос-

сийской  Федерации  и  нормативными  правовыми  актами  представительных  органов  муниципаль-
ных  образований  о  налогах  и  сборах  и  обязательные  к  уплате  на  территориях  соответствующих 
муниципальных образований. 

Специальные  налоговые  режимы

  предусматривают  особый  порядок  определения  эле-

ментов налогообложения, а также освобождение от обязанности по отдельных налогов и сборов и 
применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Фе-
дерации и иными актами законодательства о налогах и сборах. 

К

  налогам  со  специальным  налоговым  режимом

  относятся:  единый  налог  на  вменен-

ный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог, налоги и пла-
тежи, взимаемые в связи с применением упрощенной системы налогообложения, системы налого-

 

240 

обложения при выполнении соглашений о разделе продукции, патентной системы налогообложе-
ния. 

Задолженность по налогам и сборам

 - невыплаченные в оговоренные законом сроки на-

логовые суммы в силу субъективных и объективных причин. 

Недоимка

  -  сумма  налога  или  сумма  сбора,  не  уплаченная  в  установленный  законода-

тельством о налогах и сборах срок.  

Урегулированная  задолженность  - 

отсроченные  (рассроченные)  платежи,  реструктури-

рованная задолженность, задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением про-
цедур  банкротства,  задолженность,  взыскиваемая  судебными  приставами,  по  постановлениям  о 
возбуждении исполнительного производства и приостановленные к взысканию платежи.  

Информация  об  исполнении  бюджетов 

государственных  внебюджетных  социальных 

фондов Российской Федерации

  публикуется в докладах № 4, 5, 8, 11.

 

Сальдированный финансовый результат (прибыль (+) убыток (-))

 - конечный финан-

совый  результат,  выявленный  на  основании  бухгалтерского  учета  всех  хозяйственных  операций 
организаций,  представляет  собой  сумму  сальдированного  финансового  результата  (прибыль  (+), 
убыток  (-))  от  продажи  товаров,  продукции  (работ,  услуг),  основных  средств,  иного  имущества 
организаций и прочих доходов, уменьшенных на сумму прочих расходов.  

Рентабельность

 (публикуется в докладах № 2, 4, 7, 10). 

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг)

 рассчитывается как со-

отношение  между  величиной  сальдированного  финансового  результата  (прибыль  минус  убыток) 
от  продажи  и  себестоимости  проданных  товаров,  продукции,  работ,  услуг.  В  том  случае,  если 
сальдированный  финансовый  результат  (прибыль  минус  убыток)  от  продажи  отрицательный  - 
имеет место убыточность. 

Рентабельность  активов

  -  соотношение  сальдированного  финансового  результата  (при-

быль  минус  убыток)  и  стоимости  активов  организаций.  В  том  случае,  если  сальдированный  фи-
нансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный - имеет место убыточность. 

Суммарная  задолженность

 

по  обязательствам

  -  кредиторская  задолженность  и  задол-

женность по кредитам банков и займам. 

Кредиторская задолженность

 - задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчи-

ками  за  поступившие  материальные  ценности,  выполненные  работы  и  оказанные  услуги,  в  том 
числе  задолженность,  обеспеченная  векселями  выданными;  задолженность  по  расчетам  с  дочер-
ними  и  зависимыми  обществами  по  всем  видам  операций;  с  рабочими  и  служащими  по  оплате 
труда,  представляющая  собой  начисленные,  но  не  выплаченные  суммы  оплаты  труда;  задолжен-
ность  по  отчислениям  на  государственное  социальное  страхование,  пенсионное  обеспечение  и 
медицинское  страхование  работников  организации,  задолженность  по  всем  видам  платежей  в 
бюджет  и  внебюджетные  фонды;  задолженность  организации  по  платежам  по  обязательному  и 
добровольному страхованию имущества и работников организации и другим видам страхования, в 
которых  организация  является  страхователем;  авансы  полученные,  включающие  сумму  получен-
ных  авансов  от  сторонних  организаций  по  предстоящим  расчетам  по  заключенным  договорам,  а 
также  штрафы,  пени  и  неустойки,  признанные  организацией  или  по  которым  получены  решения 
суда (арбитражного суда) или другого органа, имеющего в соответствии с законодательством Рос-
сийской  Федерации  право  на  принятие  решения  об  их  взыскании,  и  отнесенные  на  финансовые 
результаты организации, непогашенные суммы заемных средств, подлежащие погашению в соот-
ветствии с договорами. 

Дебиторская задолженность

 - задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками 

за  товары,  работы  и  услуги,  в  том  числе  задолженность,  обеспеченная  векселями  полученными;  
задолженность  по  расчетам  с  дочерними  и  зависимыми  обществами;  суммы  уплаченных  другим 
организациям авансов по предстоящим расчетам в соответствии с заключенными договорами; за-
долженность по расчетам с прочими дебиторами, включающая в себя задолженность финансовых 
и налоговых органов (в том числе по переплате по налогам, сборам и прочим платежам в бюджет); 
задолженность работников организации по предоставленным им ссудам и займам за счет средств 
этой  организации  или  кредита  (ссуды  на  индивидуальное  и  кооперативное  жилищное  строитель-
ство,  приобретение  и  благоустройство  садовых  участков,  беспроцентные  ссуды  молодым  семьям 
на  улучшение  жилищных  условий  или  обзаведение  домашним  хозяйством  и  др.);  задолженность 
подотчетных  лиц;  поставщиков  по  недостачам  товарно-материальных  ценностей,  обнаруженным 

 

241 

при  приемке;  задолженность  по  государственным  заказам,  федеральным  программам  за  постав-
ленные товары, работы и услуги, а также штрафы, пени и неустойки, признанные должником, или 
по  которым  получены  решения  суда  (арбитражного  суда)  или  другого  органа,  имеющего  в  соот-
ветствии  с  законодательством  Российской  Федерации  право  на  принятие  решения  об  их  взыска-
нии, и отнесенные на финансовые результаты организации. 

Финансовая устойчивость и платежеспособность

 (публикуется в докладах № 2, 4, 

7, 10). 

Финансовая устойчивость 

организаций характеризуется состоянием финансовых ресур-

сов,  обеспечивающих  бесперебойный  расширенный  процесс  производства  и  продажи  продукции 
на основе роста прибыли. 

Основными  показателями  финансовой  устойчивости  организаций  являются  следующие 

коэффициенты: 

коэффициент автономии

, характеризующий долю собственных средств в общей 

величине  источников  средств  организаций  и  определяющий  степень  независимости  от  кредито-
ров; 

коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

, который рассчиты-

вается как отношение собственных оборотных активов к фактической стоимости всех оборотных 
активов, находящихся в наличии у организаций. 

Платежеспособность

  характеризует  возможности  организаций  своевременно  расплачи-

ваться по своим обязательствам. 

Одним из показателей платежеспособности организаций является 

коэффициент текущей 

ликвидности

, рассчитываемый как отношение фактической стоимости находящихся в наличии  у 

организаций оборотных активов  к  наиболее срочным обязательствам организации  в виде кратко-
срочных кредитов и займов, кредиторской задолженности.

 

Деятельность страховщиков

 

(публикуется в докладах № 4, 5, 8, 11).

 

Страховая  премия  (взносы)

  -  плата  за  страхование,  которую  страхователь  (выгодопри-

обретатель)  обязан  уплатить  страховщику  в  порядке  и  в  сроки,  которые  установлены  договором 
страхования.  

Выплаты  по  договорам  страхования

  -  денежная  сумма,  которая  определена  в  порядке, 

установленном  федеральным  законом  и  (или)  договором  страхования,  и  выплачивается  страхов-
щиком  страхователю,  застрахованному  лицу,  выгодоприобретателю  при  наступлении  страхового 
случая. 

Коэффициент  выплат

  -  отношение  произведенных  выплат

 

по  договорам  страхования  к 

страховым премиям (взносам). 

Обязательное медицинское страхование (ОМС) - 

вид обязательного социального стра-

хования,  представляющий  собой  систему  создаваемых  государством  правовых,  экономических  и 
организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий 
бесплатного оказания медицинской  помощи за счет средств обязательного медицинского страхо-
вания.  В  соответствии  с  Федеральным  законом  от  29.11.2010г.  №  326-ФЗ  "Об  обязательном      
медицинском  страховании  в  Российской  Федерации"  страховые  медицинские  организации  с 
01.01.2012г.  осуществляют  свою  деятельность  в  сфере  обязательного  медицинского  страхования 
на  основании  договора  о  финансовом  обеспечении  ОМС,  заключенным  с  территориальным  фон-
дом ОМС. 

Перестрахование

  -  деятельность  по  страхованию  одним  страховщиком  (перестраховщи-

ком)  имущественных  интересов  другого  страховщика  (перестрахователя),  связанных  с  принятым 
последним по договору страхования (основному договору) обязательством по страховой выплате.

 

Денежная масса (денежный агрегат М2) -

 это сумма наличных денег в обращении и ос-

татков средств нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций и физических лиц на 
расчетных, текущих и иных счетах до востребования (в том числе счетах для расчетов с использо-
ванием банковских  карт), срочных депозитов и иных  привлеченных  на срок средств, открытых в 
банковской системе в валюте Российской Федерации, а также начисленные проценты по ним. Та-
ким образом, денежный агрегат М2 включает наличные деньги в обращении и безналичные сред-
ства. 

Наличные деньги в обращении (денежный агрегат М0)

 - наиболее ликвидная часть де-

нежной  массы,  доступная  для  немедленного  использования  в  качестве  платежного  средства. 
Включает банкноты и монету в обращении. 

 

242 

В составе безналичных средств, включаемых в денежный агрегат М2, выделяют перевод-

ные депозиты и другие депозиты. 

Переводные  депозиты

  включают  остатки  средств  нефинансовых  и  финансовых  (кроме 

кредитных) организаций и  физических  лиц  на расчетных, текущих  и  иных счетах до востребова-
ния (в том числе счетах для расчетов с использованием банковских карт), открытых в банковской 
системе в валюте Российской Федерации, а также начисленные проценты по ним.  

Другие  депозиты

  включают  остатки  средств  нефинансовых  и  финансовых  (кроме  кре-

дитных)  организаций  и  физических  лиц  на  срочных  депозитах  и  иных  привлеченных  на  срок 
средств в валюте Российской Федерации, а также начисленные проценты по ним. 

Международные  резервы  Российской  Федерации 

представляют  собой  высоколиквид-

ные иностранные активы, имеющиеся в распоряжении Банка России и Правительства Российской 
Федерации по состоянию на отчетную дату. 

Международные резервы состоят из средств в иностранной валюте, специальных прав за-

имствования (СДР), резервной позиции в МВФ и монетарного золота.  

Кредитные  организации,  имеющие  право  на  осуществление  банковских  операций

(действующие  кредитные  организации)  -  кредитные  организации,  зарегистрированные  Банком 
России до 01.07.2002г. или уполномоченным регистрирующим органом и имеющие право на осу-
ществление банковских операций. 

Филиалы  действующих  кредитных  организаций

  -  обособленные  подразделения  кре-

дитных  организаций,  расположенные  вне  местонахождения  кредитной  организации  и  осуществ-
ляющие от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка Рос-
сии, выданной кредитной организации. 

По  строке  "филиалы  Сбербанка  России"  указываются  филиалы  Сбербанка  России,  вне-

сенные в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и получившие порядковые 
номера. 

Зарегистрированный  уставный  капитал  кредитных  организаций

  -  суммарное  значе-

ние содержащихся в  Книге  государственной регистрации  кредитных организаций  величин  устав-
ных  капиталов  зарегистрированных  кредитных  организаций  (т.е.  уполномоченным  регистрирую-
щим  органом  в  Единый  государственный  реестр  юридических  лиц  внесены  записи  о  государст-
венной  регистрации  изменений  в  учредительные  документы  кредитных  организаций  (записи  о 
государственной регистрации учредительных документов кредитных организаций в новых редак-
циях), содержащих сведения о величинах уставного капитала). 

Сумма средств организаций на счетах

 - средства на расчетных и прочих счетах финан-

совых  (кроме  кредитных  организаций),  коммерческих  и  некоммерческих  организаций  (включая 
средства  на  счетах  физических  лиц  -  индивидуальных  предпринимателей),  резидентов  и  нерези-
дентов, в валюте Российской Федерации и иностранной валюте.  

Сумма  бюджетных  средств  и  средств  внебюджетных  фондов  на  счетах  кредитных 

организаций

  -  средства  бюджетов  всех  уровней,  а  также  государственных  и  других  внебюджет-

ных фондов, внебюджетных фондов органов исполнительной власти субъектов Российской Феде-
рации и местного самоуправления на расчетных счетах.  

Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям 

(кроме органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и вне-
бюджетных  фондов),  физическим  лицам  и  кредитным  организациям - всего

 -  задолженность 

клиентов (включая просроченную задолженность) перед кредитными организациями по всем пре-
доставленным им средствам указанных видов. В общую величину задолженности, кроме соответ-
ствующих сумм, выделенных в том числе из общего итога (физическим лицам, организациям, кре-
дитным  организациям),  включаются  также  кредиты  иностранным  государствам  и  задолженность 
(включая просроченную) по операциям с драгоценными металлами (кроме операций с кредитны-
ми организациями). 

Кредиты,  предоставленные  в  рублях/иностранной  валюте  физическим  лицам, 

-  за-

долженность  (включая  просроченную)  физических  лиц  -  резидентов  и  нерезидентов  (без  учета 
физических лиц - индивидуальных предпринимателей) перед кредитными организациями. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     63      64      65      66     ..