Социально-экономическое положение России за 2017 год (РОССТАТ) - часть 162

 

  Главная      Учебники - Разные     Социально-экономическое положение России за 2017 год (РОССТАТ)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     160      161      162      163     ..

 

 

Социально-экономическое положение России за 2017 год (РОССТАТ) - часть 162

 

 

 

285 

Грузооборот транспорта

 - объем работы транспорта организаций всех видов экономиче-

ской деятельности по перевозкам грузов, на автомобильном транспорте - включая предпринимате-
лей  (физических  лиц).  Единицей  измерения  является  тонно-километр,  т.е.  перемещение  1  тонны 
груза на 1 километр. Исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов каж-
дой перевозки в тоннах на расстояние перевозки в километрах. 

Пассажирооборот транспорта

 

общего пользования

 - объем работы транспорта по пере-

возкам  пассажиров,  включая  оценку  перевозок  пассажиров,  пользующихся  правом  бесплатного 
проезда.  Единицей  измерения  является  пассажиро-километр,  т.е.  перемещение  одного  пассажира 
на  1  километр.  Исчисляется  суммированием  произведений  количества  пассажиров  каждой  пере-
возки на расстояние перевозки в километрах. 

Пассажирооборот транспорта общего пользования  исчисляется  как сумма пассажирообо-

рота следующих видов транспорта: железнодорожного,  автомобильного, воздушного, морского и 
внутреннего водного. Транспорт общего пользования - транспорт, осуществляющий общедоступ-
ное транспортное обслуживание населения. 

Пассажирооборот  автомобильного  транспорта  (автобусов)  -  объем  работы  автобусов  по 

перевозке пассажиров по маршрутам регулярных перевозок. Данные приводятся без учета работы 
заказных  автобусов  (единичные  перевозки  по  маршруту,  определяемому  заказчиком,  юридиче-
ским или физическим лицом: перевозки туристско-экскурсионными автобусами, специальные ав-
тобусные  перевозки  (школьные,  вахтовые,  доставка  работников  на  коммерческой  основе  на  про-
изводственные  объекты,  удаленные  от  общих  линий  городского  пассажирского  транспорта,  в  от-
даленных районах сельской местности и т.п.).  

Оценки  представленных  на  графике  данных  по  пассажирообороту  транспорта  общего 

пользования 

с исключением сезонного и календарного факторов

 осуществляются с использова-

нием метода TRAMO-SEATS программы "DEMETRA 2.2". Выбор наиболее оптимальной модели 
осуществляется автоматически. Модель фиксируется в начале года и не меняется на его протяже-
нии.  Для  выполнения  сезонной  корректировки  используется  актуальный  российский  календарь  с 
учетом всех праздничных дней, задаются параметры, учитывающие влияние количества торговых 
дней и високосного года (7 регрессоров). В качестве исходной информации для проведения сезон-
ной  корректировки  применяются ежемесячные фактические значения  объемов пассажирооборота 
транспорта общего пользования с 1992г., рассчитанные в процентах к среднемесячному значению 
2014г., без построения прогнозных оценок. При поступлении новых статистических данных в те-
чение отчетного года динамика уточняется. При построении текущей модели для наилучшего вы-
полнения сглаживания динамического ряда используются данные с 2003 года. 

Перевозки  грузов,  грузооборот  и  пассажирооборот  транспорта  включают  данные  как  по 

организациям,  для  которых  эта  деятельность  является  основной,  так  и  по  организациям  других 
видов деятельности. 

Перевозки  грузов,  грузооборот  и  пассажирооборот  транспорта  формируются  по  данным 

сплошного  федерального  статистического  наблюдения  за  организациями,  не  относящимися  к 
субъектам  малого  предпринимательства,  выборочного  обследования  малых  предприятий  (кроме 
микропредприятий),  которые  проводятся  с  квартальной  периодичностью,  ежеквартального  выбо-
рочного  обследования  индивидуальных  предпринимателей  -  владельцев  грузовых  автомобилей, 
осуществляющих  коммерческие  перевозки  грузов,  с  распространением  полученных  данных  на 
генеральную совокупность объектов наблюдения, а также сводных итогов, предоставляемых Рос-
авиацией. 

Аварийность на транспорте. 

Информация о происшествиях на транспорте и пострадав-

ших в них людей представлена по данным Ространснадзора, МВД России и Росавиации. 

Аварийность 

на  железнодорожном  транспорте

  характеризуется  количеством  крушений 

поездов  и  аварий,  произошедших  с  пассажирскими  поездами,  и  при  перевозке  опасных  грузов,  а 
также числом погибших и  пострадавших в них людей. В число погибших  и пострадавших вклю-
чаются  пассажиры  и  работники  железнодорожного  транспорта.  Погибшим  считается  лицо,  скон-
чавшееся на месте аварийного случая или умершее от последствий такового. 

Аварийность

 на автомобильных дорогах и улицах

 характеризуется количеством дорож-

но-транспортных происшествий (ДТП) и числом погибших и раненых в ДТП.  

Дорожно-транспортное происшествие

 - событие, возникшее в процессе движения по до-

роге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди. 

 

286 

Раненый 

- лицо, получившее в месте дорожно-транспортного происшествия телесные по-

вреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток, либо необходимость 
амбулаторного лечения. 

Аварийность

 на воздушном транспорте

 характеризуется числом происшествий и числом 

погибших и раненых в них людей. 

Авиационные  происшествия  с  воздушными  судами  в  зависимости  от  тяжести  наступив-

ших  последствий  подразделяются  на катастрофы и аварии (авиационные происшествия без чело-
веческих жертв). 

Катастрофа - авиационное происшествие, приведшее к гибели или пропаже без вести ка-

кого-либо лица из числа находившихся на борту воздушного судна. К катастрофам также относят-
ся случаи гибели какого-либо лица из числа находившихся на борту в процессе эвакуации из воз-
душного судна. 

Раненым 

  в  авиационном  происшествии  считается  лицо,  находившееся  на  борту  и  полу-

чившее травму, повлекшую потерю трудоспособности от одного дня и более. 

Погибшим

 в дорожно-транспортном происшествии (ДТП) и на воздушном транспорте яв-

ляется лицо, погибшее на месте происшествия, либо умершее в течение 30 последующих суток. 

Аварийность

  на  морском  и  внутреннем  водном  транспорте

  характеризуется  количест-

вом  аварий,  произошедших  в  прямой  связи  с  эксплуатацией  судна,  а  также  числом  погибших  и 
раненых  в  них  людей.  Сведения  об  аварийности  на  внутреннем  водном  транспорте  разрабатыва-
ются, начиная с отчета за январь-март.

 

 
Деятельность в сфере телекоммуникаций 

 
Объем услуг в сфере телекоммуникаций

 - стоимость услуг электросвязи, услуг присое-

динения и пропуска трафика, услуг по обеспечению регулирования использования радиочастотно-
го спектра радиоэлектронных средств. 

Объем услуг в сфере телекоммуникаций формируется Росстатом по данным сплошного 

федерального статистического наблюдения за организациями (предприятиями)  всех видов эконо-
мической деятельности, оказывающими услуги в сфере телекоммуникаций. Данные приводятся в 
фактически  действовавших  ценах  без  налога  на  добавленную  стоимость,  акцизов  и  аналогичных 
обязательных  платежей.  Относительные  показатели  приводятся  в  сопоставимых  ценах  с  учетом 
индексов потребительских цен на услуги в сфере телекоммуникаций. 

Информация об объеме услуг в сфере телекоммуникаций по видам в стоимостном и нату-

ральном выражении и наличии средств связи  приводится по данным Минкомсвязи России, сфор-
мированным  по  операторам,  оказывающим  услуги  в  сфере  телекоммуникаций  на  основании  ли-
цензии (публикуется в докладах 

№ 5, 8, 11

).

 

 

Розничная торговля 

 

Оборот  розничной торговли  - 

выручка  от  продажи  товаров  населению  для  личного  по-

требления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кре-
дитным карточкам, расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, по поруче-
нию физического лица без открытия счета, посредством платежных карт (электронных денег).  

Стоимость  товаров,  проданных  (отпущенных)  отдельным  категориям  населения  со  скид-

кой,  или  полностью  оплаченных  органами  социальной  защиты,  включается  в  оборот  розничной 
торговли в полном объеме. В оборот розничной торговли не включается стоимость товаров, про-
данных (отпущенных) из розничной торговой сети юридическим лицам (в том числе организациям 
социальной сферы, спецпотребителям и т.п.) и индивидуальным предпринимателям, и оборот об-
щественного питания. 

Оборот розничной торговли включает данные как по организациям, для которых эта дея-

тельность  является  основной,  так  и  по  организациям  других  видов  деятельности,  осуществляю-

 

287 

щим  продажу  товаров  населению  через  собственные  торговые  заведения,  или  с  оплатой  через 
свою  кассу.  Оборот  розничной  торговли  также  включает  стоимость  товаров,  проданных  населе-
нию  индивидуальными  предпринимателями  и  физическими  лицами  на  розничных  рынках  и  яр-
марках. 

Оборот  розничной  торговли  формируется  по  данным  сплошного  федерального  статисти-

ческого наблюдения за организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательст-
ва,  которые  проводятся  с  месячной  периодичностью,  ежеквартальных  выборочных  обследований 
малых предприятий розничной торговли (за исключением микропредприятий), розничных рынков, 
а  также  ежегодных  выборочных  обследований  индивидуальных  предпринимателей  и  микропред-
приятий с распространением полученных данных  на генеральную совокупность объектов  наблю-
дения. 

Оборот  розничной  торговли  приводится  в  фактических  продажных  ценах,  включающих  

торговую наценку, налог на добавленную стоимость и аналогичные обязательные платежи. 

Распределение оборота розничной торговли по формам собственности 

(публикуется в 

докладе 

№ 3

).

 

Структура

 

формирования оборота розничной торговли

 по хозяйствующим субъектам 

(публикуется в докладах 

№ 3, 5, 8, 11

). 

Динамику  оборота  розничной  торговли  характеризует 

индекс  физического  объема

,  ко-

торый определяется путем сопоставления величины оборота в сравниваемых периодах в сопоста-
вимых ценах. 

Оценки  данных  по  индексам  физического  объема  оборота  розничной  торговли 

с  исклю-

чением сезонного и календарного факторов

 осуществляются с использованием метода TRAMO-

SEATS  программы "DEMETRA 2.2". Выбор наиболее  оптимальной модели осуществляется авто-
матически. Модель фиксируется в начале года и не меняется на его протяжении. Для выполнения 
сезонной корректировки используется актуальный российский календарь с учетом всех празднич-
ных  дней,  задаются  параметры,  учитывающие  влияние  количества  торговых  дней  и  високосного 
года  (7  регрессоров).  В  качестве  исходной  информации  для  проведения  сезонной  корректировки 
используются ежемесячные фактические значения индексов физического объема оборота рознич-
ной  торговли  с  1999г.,  рассчитанные  в  процентах  к  среднемесячному  значению  2014г.,  без  по-
строения прогнозных оценок. При поступлении новых статистических данных в течение отчетного 
года  динамика  уточняется  в  установленные  сроки.  При  построении  текущей  модели  для  наилуч-
шего выполнения сглаживания динамического ряда используются данные с 2008 года. 

Под

 торговой сетью

 (публикуется в докладах 

№ 1, 4, 7, 10

), в соответствии с п. 8 статьи 2 

Федерального  закона  от  28.12.2009  №  381-ФЗ "Об  основах  государственного  регулирования  тор-
говой  деятельности  в  Российской  Федерации",

 

понимается

 

совокупность  двух  и  более  торговых 

объектов,  которые  принадлежат  на  законном  основании  хозяйствующему  субъекту  или  несколь-
ким  хозяйствующим  субъектам,  входящим  в  одну  группу  лиц  в  соответствии  с  Федеральным  за-
коном  "О  защите  конкуренции",  или  совокупность  двух  и  более  торговых  объектов,  которые  ис-
пользуются  под  единым  коммерческим  обозначением  или  иным  средством  индивидуализации. 
Информация  по  розничным  торговым  сетям  формируется  на  основе  их  перечня,  составленного 
органами государственной власти субъектов Российской Федерации.  

Информация  о  результатах  конъюнктурных  обследований  организаций  розничной 

торговли

  (публикуется  в  докладах 

№  2,  5,  8,  11

).  Результаты  обследований  обобщаются  в  виде 

простых и композитных индикаторов деловой активности организаций. В качестве простых инди-
каторов  используются 

балансы  оценок 

показателей  (в  процентных  пунктах)

определяемые  как  

разность  долей  респондентов,  отметивших  "увеличение"  и  "уменьшение"  показателя  по  сравне-
нию  с  предыдущим  периодом.  Композитным  индикатором  деловой  активности  является 

индекс 

предпринимательской  уверенности

,  характеризующий  обобщенное  состояние  предпринима-

тельского  климата  в  розничной  торговле.  Он  рассчитывается  как  среднее  арифметическое  значе-
ние балансов оценок (в процентах) фактического экономического состояния организации, уровня 
складских запасов (берется с обратным знаком) и ожидаемого экономического состояния. 

Информация о качестве товаров, поступивших на потребительский рынок 

(публику-

ется  в  докладах 

№  1,  4,  7,  10

)  приводится  на  основании  материалов  о  результатах  контрольно-

надзорных мероприятий, проводимых органами Роспотребнадзора. Объектами контроля являются 
юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность 

 

288 

без  образования  юридического  лица,  реализующие  товары  в  предприятиях  розничной  торговли, 
кроме рынков. 

Информация  о  качестве товаров,  поступивших  на  розничные  рынки 

(публикуется  в 

докладах 

№ 2, 5, 8, 11

) приводится на основании материалов о результатах контрольно-надзорных 

мероприятий, проводимых органами Роспотребнадзора. Объектами контроля являются розничные 
рынки. 

Ассортиментная  структура  продажи  отдельных  продовольственных  и  непродоволь-

ственных товаров

 (публикуется в докладе 

№ 3

). 

Оборот общественного питания - 

выручка от продажи собственной кулинарной продук-

ции и покупных товаров без кулинарной обработки населению для потребления, главным образом, 
на  месте,  а  также  организациям  и  индивидуальным  предпринимателям  для  организации  питания 
различных контингентов населения. 

В оборот общественного питания включается стоимость кулинарной продукции и покуп-

ных  товаров,  отпущенных:  работникам  организаций  с  последующим  удержанием  из  заработной 
платы; на дом по заказам населения; на рабочие места по заказам организаций и индивидуальных 
предпринимателей;  транспортным  организациям  в  пути  следования  сухопутного,  воздушного, 
водного  транспорта;  для  обслуживания  приемов,  банкетов  и  т.п.;  организациями  общественного 
питания организациям социальной сферы (школам, больницам, санаториям, домам престарелых и 
т.п.) в объеме фактической стоимости питания; по абонементам, талонам и т.п. в объеме фактиче-
ской стоимости питания; стоимость питания в учебных учреждениях, в том числе предоставляемо-
го для отдельных категорий учащихся на льготной основе за счет средств бюджета, включается в 
объеме фактической стоимости питания. 

Оборот  общественного  питания  включает  данные  как  по  организациям,  для  которых  эта 

деятельность  является  основной,  так  и  по  организациям  других  видов  деятельности,  осуществ-
ляющим продажу  кулинарной продукции и покупных товаров для потребления, главным образом, 
на месте через собственные заведения общественного питания.  

Оборот общественного питания формируется по данным сплошного федерального стати-

стического  наблюдения  за  организациями,  не  относящимися  к  субъектам  малого  предпринима-
тельства,  которое  проводится  с  месячной  периодичностью,  ежеквартального  выборочного  обсле-
дования  малых  предприятий  (за  исключением  микропредприятий),  а  также  ежегодных  выбороч-
ных  обследований  индивидуальных  предпринимателей  и  микропредприятий  с  распространением 
полученных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения. 

Оборот  общественного  питания  приводится  в  фактических  продажных  ценах,  включаю-

щих наценку общественного питания, налог на добавленную стоимость и аналогичные обязатель-
ные платежи. 

Динамика  оборота  общественного  питания  определяется  путем  сопоставления  величины 

оборота в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах. 

В соответствии с требованиями системы национальных счетов оборот розничной торгов-

ли и оборот общественного питания организаций досчитываются на объемы деятельности, не на-
блюдаемой прямыми статистическими методами.

 

 
Рынок платных услуг населению 

 

Объем  платных  услуг  населению

  представляет  собой  денежный  эквивалент  объема  ус-

луг,  оказанных  резидентами  российской  экономики  (юридическими  лицами  и  гражданами,  зани-
мающимися  предпринимательской  деятельностью  без  образования  юридического  лица)  гражда-
нам Российской Федерации, а также гражданам других государств (нерезидентам), потребляющим 
те  или  иные  услуги  на  территории  Российской  Федерации.  Этот  показатель  формируется  в  соот-
ветствии  с  методологией  формирования  официальной  статистической  информации  об  объеме 
платных  услуг  населению,  утвержденной  приказом  Росстата  от  26.06.2013  №  234  и  введенной  в 
действие с 1 января 2014г. на основании данных форм федерального статистического наблюдения 
и оценки ненаблюдаемой деятельности на рынке услуг.  

 

289 

Данные об объеме платных услуг населению в распределении по видам приведены в соот-

ветствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности с 
учетом  внесенных  в  него  в  установленном  порядке  изменений.

 

Динамику  объема  платных  услуг 

характеризует  индекс  физического  объема,  исчисленный  путем  сопоставления  его  величины  за 
отчетный и базисный периоды в сопоставимых ценах.  

Оценки данных по индексам физического объема платных услуг населению 

с исключени-

ем  сезонного  и  календарного  факторов

  осуществляются  с  использованием  метода  TRAMO-

SEATS  программы "DEMETRA 2.2". Выбор наиболее  оптимальной модели осуществляется авто-
матически. Модель фиксируется в начале года и не меняется на его протяжении. Для выполнения 
сезонной корректировки используется актуальный российский календарь с учетом всех празднич-
ных  дней,  задаются  параметры,  учитывающие  влияние  количества  рабочих  дней  и  високосного 
года  (7  регрессоров).  В  качестве  исходной  информации  для  проведения  сезонной  корректировки 
используются  ежемесячные  фактические  значения  индексов  физического  объема  платных  услуг 
населению с 2000г., рассчитанные в процентах к среднемесячному значению 2014г., без построе-
ния прогнозных оценок. При поступлении новых статистических данных в течение отчетного года 
динамика  уточняется  в  установленные  сроки.  При  построении  текущей  модели  для  наилучшего 
выполнения сглаживания динамического ряда используются данные с 2006 года. 

В ежеквартальных опросах

 деловой активности в сфере услуг 

(публикуется в докладах     

№ 3, 6, 9, 12

) участвуют более 5,4 тыс. организаций (без малых предприятий).  

В качестве простых индикаторов результатов обследований используются балансы оценок 

показателей  (в  процентах),  определяемые  как  разность  долей  респондентов,  отметивших  "увели-
чение" и "уменьшение" показателей по сравнению с предыдущим периодом, или как разность до-
лей респондентов, оценивших "улучшение" и "ухудшение" ситуации по сравнению с предыдущим 
периодом. 

Индекс предпринимательской  уверенности  - качественный показатель,  характеризующий 

обобщенное  состояние  предпринимательского  поведения  в  секторах  экономики. 

Индекс  пред-

принимательской уверенности в сфере услуг

 рассчитывается  как среднее арифметическое зна-

чение балансов оценок изменения экономической ситуации и спроса на услуги в обследуемом пе-
риоде  по  сравнению  с  предыдущим,  а  также  ожидаемого  изменения  спроса  на  услуги  в  следую-
щем периоде (в процентах).

 

 
Оптовая торговля 

 

Оборот  оптовой  торговли

  -  стоимость  отгруженных  товаров,  приобретенных  ранее  на 

стороне  в  целях  перепродажи  юридическим  лицам  и  индивидуальным  предпринимателям  для 
профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи).  

Оборот оптовой торговли приводится в фактических продажных ценах, включающих тор-

говую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз, экспортную пошлину, таможенные сборы 
и аналогичные обязательные платежи. Сумма вознаграждения комиссионеров (поверенных, аген-
тов) отражается по фактической стоимости, включая НДС.  

Оборот оптовой торговли включает данные по организациям с основным видом экономи-

ческой  деятельности  "оптовая  торговля,  включая  торговлю  через  агентов,  кроме  торговли  авто-
транспортными  средствами  и  мотоциклами"  и  по  организациям  других  видов  деятельности,  осу-
ществляющих оптовую торговлю. 

Оборот  оптовой  торговли  формируется  по  данным  сплошного  федерального  статистиче-

ского  наблюдения  за  организациями  (предприятиями),  не  относящимися  к  субъектам  малого 
предпринимательства,  выборочного  обследования  малых  предприятий  оптовой  торговли  (кроме 
микропредприятий),  которые  проводятся  с  месячной  периодичностью,  ежеквартальных  выбороч-
ных  обследований  малых  предприятий  всех  видов  деятельности  (кроме  микропредприятий),  а 
также ежегодных выборочных обследований микропредприятий и индивидуальных предпринима-
телей  с  распространением  полученных  по  выборочным  обследованиям  данных  на  генеральную 
совокупность объектов наблюдения. 

Кроме того, в соответствии с требованиями системы национальных счетов, оборот опто-

вой торговли досчитывается на объемы деятельности, не наблюдаемой прямыми статистическими 
методами. 

 

290 

Динамика  оборота  оптовой  торговли  формируется  с  учетом  индекса-дефлятора,  при  рас-

чете  которого  используется  годовая  структура  оборота  оптовой  торговли,  индексы  потребитель-
ских  цен  на  отдельные  виды  товаров,  индексы  цен  производителей  промышленных  товаров,  ин-
дексы  цен  на  приобретенные  организациями  отдельные  виды  товаров,  индекс  цен  приобретения 
отдельных видов зерна, а также индексы средних фактических экспортных цен на отдельные топ-
ливно-энергетические  товары  (Методологические  положения  по  расчету  индекса-дефлятора  обо-
рота  оптовой  торговли  организаций  оптовой  торговли,  утвержденные  приказом  Росстата  от 
30.04.2013 № 172). Оборот оптовой торговли в процентах к соответствующему периоду предыду-
щего года и предыдущему периоду отчетного года в сопоставимых ценах в целом по Российской 
Федерации может отличаться от данных по субъектам Российской Федерации из-за использования 
индексов  средних  фактических  экспортных  цен  на  топливно-энергетические  товары,  рассчиты-
ваемых только в целом по Российской Федерации. 

Объемы оборота оптовой торговли ежеквартально уточняются по результатам выборочно-

го обследования малых предприятий (кроме микропредприятий). Ежегодно (в марте текущего го-
да) по данным годовых форм федерального статистического наблюдения уточняются объемы обо-
рота оптовой торговли за все периоды предыдущего года, его динамика и годовая структура. При 
уточнении динамики оборота оптовой торговли используется индекс-дефлятор, откорректирован-
ный с учетом обновленной годовой структуры оборота оптовой торговли. 

Оценки данных по изменению объема оборота оптовой торговли в сопоставимых ценах в 

динамике 

с исключением сезонного и календарного факторов

 осуществляются с использованием 

метода TRAMO-SEATS в программе "DEMETRA 2.2". Выбор наиболее оптимальной модели осу-
ществляется автоматически. Модель фиксируется в начале года и не меняется на его протяжении. 
Для  выполнения  сезонной  корректировки  используется  актуальный  российский  календарь  с  уче-
том  всех  праздничных  дней,  задаются  параметры,  учитывающие  влияние  количества  торговых 
дней и високосного года (7 регрессоров). В качестве исходной информации для проведения сезон-
ной корректировки используются ежемесячные фактические значения оборота оптовой торговли в 
сопоставимых  ценах  к  декабрю  1999г.,  рассчитанные  в  процентах  к  среднемесячному  значению 
2014г., без построения прогнозных оценок. При поступлении новых статистических данных в те-
чение отчетного года динамика уточняется. При построении текущей модели для наилучшего вы-
полнения сглаживания динамического ряда используются данные с 2010 года. 

Информация о 

запасах топлива

 (публикуется в докладах 

№ 1, 2, 6-12

). 

Информация о

 деятельности бирж

 (публикуется в докладе 

№ 2

) формируется по данным 

сплошного  федерального  статистического  наблюдения  за  организаторами  торговли,  имеющими 
лицензию биржи (ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 325-ФЗ "Об организованных торгах" 
(с изменениями)), и осуществляющими деятельность по проведению биржевых торгов по сделкам 
с реальными товарами. В целях проведения федерального статистического наблюдения под реаль-
ным товаром понимается товар с немедленной поставкой, имеющийся на складе, или с поставкой 
в  будущем,  обладающий  индивидуальными  свойствами,  качествами,  в  отличие  от  абстрактного 
товара в виде, например, фьючерсов, лишенных индивидуальных свойств. 

В число бирж (на конец года) включаются биржи, осуществляющие организованную тор-

говлю товарами, и биржи, имеющие торговые (биржевые) секции. 

Индекс предпринимательской уверенности в оптовой торговле

 (публикуется в докла-

дах 

№ 3, 6, 9, 12

) рассчитывается как среднее арифметическое "балансов" оценок изменения эко-

номического  положения  в  текущем  квартале  и  ожидаемых  изменений  в  следующем  квартале,  а 
также  фактического  уровня  складских  запасов  (последний  -  с  обратным  знаком),  в  процентных 
пунктах.

 

 
Внешняя торговля 

 

Информация о внешней торговле товарами представлена на основе данных Банка России 

и ФТС России. 

Информация  о  внешней  торговле  Российской  Федерации,  сформированная 

Банком  Рос-

сии

 

по методологии платежного баланса

, включает: 

данные таможенной статистики внешней торговли, полученные на основе грузовых тамо-

женных деклараций, заполняемых  участниками внешнеэкономической деятельности, данные вза-

 

291 

имной торговли с государствами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), получен-
ные  на  основе  статистической  формы  учета  перемещения  товаров,  заполняемой  участниками 
внешнеэкономической деятельности, сформированные ФТС России; 

данные  об  объемах  экспорта  (импорта)  товаров,  не  пересекающих  таможенную  границу 

Российской  Федерации  (рыбы  и  морепродуктов,  выловленных  (добытых)  и  проданных  вне  зоны 
действия таможенного контроля; топлива и товаров, приобретенных российскими (иностранными) 
транспортными средствами в иностранных (российских) портах, сформированные на основе форм 
федерального статистического наблюдения Федеральной службой государственной статистики; 

досчеты  Банка  России  к  данным  статистики  внешней  торговли,  которые  производятся  в 

соответствии с методологическими положениями платежного баланса и включают оценку стоимо-
сти товаров, ввезенных (вывезенных) физическими лицами в пределах установленной беспошлин-
ной квоты и в упрощенном (льготном) порядке, и другие элементы досчетов.

 

Информация  о  внешней  торговле  товарами  представлена  также 

на  основе  данных  ФТС 

России

Данные  о  внешнеторговом  обороте  приведены  с  учетом  взаимной  торговли  с  государст-

вами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).  

Таможенная статистика внешней торговли  и статистика взаимной торговли формируется 

по  всем  товарам  (в  том  числе  ценностям,  за  исключением  валютных  ценностей,  находящихся  в 
обращении),  ввоз  и  вывоз  которых  увеличивает  или  уменьшает  материальные  ресурсы  страны,  и 
не  включает  товары,  не  пересекающие  таможенную  границу  России  (рыба  и  морепродукты,  вы-
ловленные  (добытые)  и  проданные  вне  зоны  действия  таможенного  контроля,  топливо  и  товары, 
приобретенные российскими (иностранными) транспортными средствами в иностранных (россий-
ских)  портах),  а  также  данные  по  ввозу  (вывозу)  товаров  физическими  лицами  в  пределах  уста-
новленных  беспошлинных  квот  или  перемещаемые  через  таможенную  границу  в  упрощенном 
льготном порядке. 

К странам 

Европейского союза

 относятся:  Австрия, Бельгия,  Болгария, Венгрия,  Герма-

ния, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, 
Польша,  Португалия,  Румыния,  Словакия,  Словения,  Соединенное  Королевство  (Великобрита-
ния), Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швеция, Эстония, Греция. 

К государствам-участникам СНГ относятся: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, 

Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина. 

К  странам

  Азиатско-Тихоокеанского  экономического  сотрудничества  (АТЭС)

  отно-

сятся:  Австралия,  Бруней-Даруссалам,  Вьетнам,  Гонконг,  Индонезия,  Китай,  Канада,  Малайзия, 
Мексика,  Новая  Зеландия,  Папуа  -  Новая  Гвинея,  Перу,  Республика  Корея,  Россия,  Сингапур, 
США, Таиланд, Тайвань (Китай), Филиппины, Чили, Япония. 

К  странам 

Евразийского  экономического  союза  (ЕАЭС)

  относятся:  Республика  Арме-

ния, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация. 

Внешнеторговый оборот 

- сумма экспорта и импорта.  

Экспорт

  -  вывоз  товаров  с  территории  Российской  Федерации  без  обязательства  об  об-

ратном  ввозе.  Экспорт  включает  вывоз  из  страны  товаров  отечественного  производства,  а  также 
реэкспорт товаров. К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного 
происхождения, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей ос-
новные качественные или технические характеристики товаров. К реэкспортным товарам относят-
ся товары, ранее ввезенные на территорию Российской Федерации, а затем вывезенные с этой тер-
ритории без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограни-
чений экономического характера. 

Импорт

 - ввоз товаров на территорию Российской Федерации без обязательства об обрат-

ном вывозе. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления в эконо-
мике страны и товары, ввозимые на территорию государства в соответствии с режимом реимпор-
та. К реимпортным товарам относятся товары, ранее вывезенные с территории Российской Феде-
рации, а затем ввезенные на эту территорию без уплаты таможенных пошлин, налогов и без при-
менения к товарам запретов и ограничений экономического характера. 

Сальдо  торгового  баланса

  -  разница  между  экспортом  и  импортом.  Положительное 

сальдо - экспорт превышает импорт, отрицательное сальдо (ставится знак "минус") - импорт пре-
вышает экспорт.

  

 

292 

Удельный  вес  импорта

  потребительских,  промежуточных  и  инвестиционных 

товаров 

в общем объеме импорта Российской Федерации

 

(публикуется в докладах 

№ 1, 4, 7, 10

).

 

Данные  об  удельном  весе  импорта  потребительских,  промежуточных  и  инвестиционных 

товаров  в  общем  объеме  импорта  Российской  Федерации  рассчитаны  на  основе  Статистической 
методологии  формирования  официальной  статистической  информации  об  объемах  внешней  тор-
говли в соответствии с классификационными  группировками  "Инвестиционные  товары", "Потре-
бительские товары", "Промежуточные товары" (приказ Росстата от 07.03.2014 № 169).

 

 

Потребительские  товары

  -  товары,  непосредственно  удовлетворяющие  потребности  че-

ловека и предназначенные для семейного и личного потребления. 

Промежуточные  товары

  -  товары,  используемые  не  для  конечного  потребления,  а  для 

дальнейшего производства товаров и услуг. 

Инвестиционные  товары

  -  товары,  служащие  целям  замены,  обновления,  качественного 

улучшения основных средств. 

Высокотехнологичная  продукция

  -  инновационная  продукция,  при  производстве  кото-

рой  используются  результаты  научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских  работ,  соот-
ветствующих приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Фе-
дерации (в соответствии с приказом Минпромторга России от 10.03.2017 № 672). 

Средние фактические экспортные (импортные) цены

  представляют собой отношение 

общей стоимости экспортируемого (импортируемого) товара к его количеству.  

Внешняя торговля услугами

 

(публикуется в докладах 

№ 1, 4, 7, 10

) - оказание услуг 

(выполнение работ) включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг. 

Информация об экспорте (импорте) услуг приведена в соответствии с шестой версией Ру-

ководства МВФ по платежному балансу международной инвестиционной позиции (РПБ 6).  

Услуга - полезный результат деятельности, удовлетворяющий определенные потребности, 

но не воплощающийся в материально-вещественной (материальной) форме. 

Экспорт услуг

 - услуги, оказанные резидентами национальной экономики для нерезиден-

тов. 

Импорт услуг

 - услуги, оказанные нерезидентами для резидентов национальной экономи-

ки.

 

 
Характеристика хозяйствующих субъектов 

(публикуется в докладах 

№ 1, 4, 7, 10

 
Статистический  учет  организаций  и  индивидуальных  предпринимателей  осуществляется 

органами государственной статистики с 1992г. на основе сведений об их государственной регист-
рации.  В  соответствии  с  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  17.05.2002            
№  319  государственную  регистрацию  юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей 
осуществляют территориальные органы ФНС России. 

Группировка  хозяйствующих  субъектов  осуществляется  по  коду  вида  деятельности  Об-

щероссийского  классификатора  видов  экономической  деятельности  (ОКВЭД),  заявленному  орга-
низациями и индивидуальными предпринимателями при государственной регистрации в качестве 
основного вида деятельности.

 

 
Малые предприятия 

(публикуется в докладах 

№ 2, 5, 8, 11

 
Условия отнесения к малым предприятиям определены статьей 4  Федерального закона от 

24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федера-
ции". 

 

293 

Порядок  осуществления  выборочных  обследований  малых  предприятий  установлен  по-

становлением  Правительства  Российской  Федерации  от  16.02.2008  №  79  "О  порядке  проведения 
выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпри-
нимательства". 

Число предприятий для проведения выборочного обследования деятельности малых пред-

приятий определяется на начало отчетного года и в течение всего периода остается неизменным. 

В разделе приводятся данные по малым предприятиям - юридическим лицам (без микро-

предприятий),  с  численностью  работников  от  16  до  100  человек  включительно  и  с  выручкой  от 
реализации товаров (работ, услуг) от 120 млн. до 800 млн.рублей.  

Отнесение  хозяйствующих  субъектов  к  малым  предприятиям  осуществляется  без  учета 

изменений критериев отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательст-
ва,  установленных  Федеральными  законами  от  29.12.2015  №  408-ФЗ,  от  23.06.2016  №  222-ФЗ,     
от  03.07.2016  №  265-ФЗ  и  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  04.04.2016   
№ 265.

  

 
Инвестиции 

 

Финансовые вложения

 

организаций

 (публикуется в докладах 

№ 1, 4, 7, 10

)

 

- инве-

стиции организации в государственные и муниципальные ценные  бумаги, ценные  бумаги других 
организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения опре-
делена (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том 
числе  дочерних  и  зависимых  хозяйственных  обществ);  предоставленные  другим  организациям 
займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная 
на основании уступки права требования, вклады организации-товарища по договору простого то-
варищества и пр.). 

Накопленные финансовые вложения - 

объем накопленных финансовых вложений, про-

изведенных юридическим лицом с начала их вложения с учетом их изъятия и выбытия в отчетном 
периоде.  

Финансовые вложения, осуществленные организацией, в зависимости от срока погашения 

займов и кредитов подразделяются на долгосрочные и краткосрочные.  

Долгосрочные финансовые вложения - 

вложения, осуществленные на срок более одно-

го года с намерением получения доходов (дивидендов): инвестиции организаций в доходные акти-
вы  (ценные  бумаги)  других  организаций,  уставные  (складочные)  капиталы  других  организаций, 
созданных  на  территории  Российской  Федерации  или  за  ее  пределами,  государственные  ценные 
бумаги (облигации и другие долговые обязательства) и т.п., а также предоставленные организаци-
ей другим организациям займы.  

Краткосрочные финансовые вложения - 

вложения на срок не более одного года, осуще-

ствленные с намерением получения доходов (дивидендов): в дочерние и зависимые организации, 
инвестиции организации в ценные бумаги других организаций, государственные ценные бумаги и 
т.п., а также предоставленные другим организациям займы на срок не более одного года и пр.

 

Инвестиции в нефинансовые активы 

(публикуется в докладах 

№ 1, 4, 7, 10

). 

В  соответствии  с  Распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от  09.06.2015     

№  1062-р  об  отмене  ежемесячной  разработки,  показатели  по  инвестициям  в  основной  капитал 
публикуются ежеквартально с месячным опозданием, начиная с итогов за I квартал 2016 года.  

Инвестиции в основной капитал

 - совокупность затрат, направленных на строительство, 

реконструкцию (включая расширение и модернизацию) объектов, которые приводят к увеличению 
их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, произ-
водственного и хозяйственного инвентаря, бухгалтерский учет которых осуществляется в порядке, 
установленном  для  учета  вложений  во  внеоборотные  активы,  инвестиции  в  объекты  интеллекту-
альной собственности; культивируемые биологические ресурсы.  

Данные  об  инвестициях  в  основной  капитал  приведены  с  учетом  инвестиционной  дея-

тельности  субъектов  малого  предпринимательства  и  досчетов  объема  инвестиций,  не  наблюдае-
мых прямыми статистическими методами. 

 

294 

В состав инвестиций в основной капитал включены затраты, осуществленные за счет де-

нежных  средств  граждан  и  юридических  лиц,  привлеченных  организациями-застройщиками  для 
долевого строительства. 

Затраты на приобретение объектов незавершенного строительства и основных средств на 

вторичном рынке в объеме инвестиций в основной капитал не учитываются.  

Распределение  инвестиций  в  основной  капитал  по  видам  экономической  деятельности 

осуществляется в соответствии с классификатором ОКВЭД2, исходя из  той сферы деятельности, в 
рамках которой будут функционировать создаваемые или приобретаемые основные фонды. 

Инвестиции в основной капитал учитываются без налога на добавленную стоимость.  

Индекс  физического  объема  инвестиций  в  основной  капитал  рассчитан  в  сопоставимых  

ценах. В качестве сопоставимых цен приняты среднегодовые цены предыдущего года. 

Внутригодовая  корректировка  итогов  за  отчетный  и  предыдущий  годы  осуществляется  в  

соответствии  с  Регламентом  оценки,  корректировки  и  публикации  данных  статистического  на-
блюдения  за  строительством  и  инвестициями  в  основной  капитал,  утвержденным  приказом  Рос-
стата от 26.09.2016 № 544. 

Оценка представленных на графике данных по инвестициям в основной капитал 

с исклю-

чением сезонного фактора

 осуществляется с использованием метода TRAMO-SEATS программы 

"DEMETRA  2.2".  Выбор  наиболее  оптимальной  модели  осуществляется  автоматически.  Модель 
фиксируется  в  начале  года  и  не  меняется  на  его  протяжении.  В  качестве  исходной  информации 
для проведения сезонной корректировки использованы квартальные фактические значения индек-
сов  физического  объема  инвестиций  в  основной  капитал  с  2000г.,  рассчитанные  в  процентах  к 
среднеквартальному значению 2014г. (в постоянных ценах), без построения прогнозных оценок. 

При  построении  модели 

не  учитываются  календарные  факторы

,  так  как  для  данного 

показателя они статистически не значимы. 

Начиная с I квартала 2017г. инвестиции в основной капитал разрабатываются в соответст-

вии с общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008), ут-
вержденным приказом Росстандарта России от 12.12.2014 № 2018-ст. 

Инвестиции в

 

здания (кроме жилых) и сооружения

 - расходы на строительство зданий 

и  сооружений,  которые  складываются  из  выполненных  строительных  работ  и  приходящихся  на 
них  прочих  капитальных  затрат.  При  этом  в  затраты  на  строительство  зданий  включается  стои-
мость оборудования и коммуникаций внутри здания, необходимых для его эксплуатации. 

 

Инвестиции в жилые здания и помещения

 - затраты на строительство жилых помеще-

ний, зданий или частей зданий, используемых полностью или главным образом как места прожи-
вания:  входящих  в  жилищный  фонд  (общего  назначения,  общежития,  спальные  корпуса  школ  - 
интернатов, детских домов, дома для престарелых и инвалидов) и не входящих в жилищный фонд 
(дома щитовые, домики садовые, помещения контейнерного типа жилые, вагоны-дома передвиж-
ные, помещения, приспособленные под жилье (такие как вагоны и кузова железнодорожных ваго-
нов, суда и т.п.)). 

Инвестиции на улучшение земель

 - затраты на мелиоративные работы; затраты на про-

ведение  культуртехнических  работ  на  землях,  не  требующих  осушения;  террасирование  крутых 
склонов;  капитальные  вложения  на  коренное  улучшение  земель;  расчистку  земельных  участков, 
рекультивацию земли, изменение рельефа (планировку территории), расходы, связанные с предот-
вращением затопления, расходы, связанные  с передачей прав собственности на землю и т.п. 

Инвестиции  в  машины,  оборудование,  транспортные  средства

  -  затраты  на  приобре-

тение  машин,  транспортных  средств,  оборудования,  производственного  и  хозяйственного  инвен-
таря, а также затраты на монтаж оборудования на месте его постоянной эксплуатации, проверку и 
испытание качества монтажа. 

Инвестиции в объекты интеллектуальной собственности включают

: затраты на науч-

но-исследовательские,  опытно-конструкторские  и  технологические  работы,  расходы  на  разведку 
недр и оценку запасов полезных ископаемых, затраты на создание и приобретение компьютерного 
программного обеспечения и баз данных, затраты на создание и приобретение произведений раз-
влекательного жанра, литературы и искусства. 

 

295 

Инвестиции  в  непроизведенные  нефинансовые  активы

  -  затраты  на  приобретение 

юридическими  лицами  в  собственность  земельных  участков,  объектов  природопользования,  кон-
трактов,  договоров  аренды,  лицензий,  деловой  репутации  ("гудвилла")  и  деловых  связей  (марке-
тинговых активов). Затраты на приобретение земельных участков и объектов природопользования 
отражаются на основе документов, выданных государственными органами по земельным ресурсам 
и землеустройству согласно оплаченным или принятым к оплате счетам. 

Финансовый лизинг

 (публикуется в докладе 

№ 4

). 

Лизинговая деятельность

 - вид инвестиционной деятельности по приобретению имуще-

ства и передаче его в лизинг.  

Финансовый  лизинг

  -  совокупность  экономических  и  правовых  отношений,  возникаю-

щих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. 

Договор финансового лизинга

 - договор, в соответствии с которым арендодатель (лизин-

годатель)  обязуется  приобрести  в  собственность  указанное  арендатором  (лизингополучателем) 
имущество  у  определенного  им  продавца  и  предоставить  лизингополучателю  это  имущество  за 
плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть  предусмотрено, что 
выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем. 

Общая  стоимость  договоров  финансового  лизинга 

представляет  собой  общую  сумму 

всех  инвестиционных  затрат  лизингодателя,  связанных  с  приобретением  и  использованием  пред-
мета финансового лизинга.

 

 
Цены 

 

Индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги (ИПЦ)

 характеризует из-

менение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением 
для  непроизводственного  потребления.  Измеряет  отношение  стоимости  фиксированного  перечня 
товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего периода. 

Индекс  потребительских  цен  рассчитывается  на  базе  данных  регистрации  цен  на  506  ви-

дов товаров (услуг)-представителей и осуществляется 21-25 числа каждого месяца более чем в 68 
тыс. организаций торговли и сферы услуг в 275 городах на территории всех субъектов Российской 
Федерации.  

Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ) 

исключает изменения цен на отдельные 

товары  и  услуги,  подверженные  влиянию  факторов,  которые  носят  административный,  а  также 
сезонный характер. 

Стоимость  фиксированного  набора  потребительских  товаров  и  услуг

  для  межрегио-

нальных  сопоставлений  покупательной  способности  населения  исчисляется  на  основе  единых 
объемов потребления, а также средних цен по России и ее субъектам. В состав набора включены 
83  наименования  товаров  и  услуг,  в  том  числе  30  видов  продовольственных  товаров,  41  вид  не-
продовольственных товаров и 12 видов услуг.  

Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания

 отражает межрегио-

нальную дифференциацию  уровней потребительских цен на продукты питания, входящие в него. 
При  ее  расчете  используются  единые,  установленные  в  целом  по  России,  условные  объемы  по-
требления  продуктов  питания  и  средние  потребительские  цены  на  них  по  субъектам  Российской 
Федерации и России в целом. 

Индексы цен на первичном и вторичном рынках жилья

 

(публикуется в докладах 

№ 3, 

6, 9, 12

)

 

рассчитываются на основе зарегистрированных цен на вновь построенные квартиры и на 

квартиры  функционирующего  жилого  фонда,  находящиеся  в  собственности,  если  они  являются 
объектами совершения рыночных сделок. 

Наблюдение  ведется  по  выборочному  кругу  организаций,  осуществляющих  операции  с 

недвижимостью  в территориальных  центрах  и отдельных городах субъектов Российской Федера-
ции. При регистрации цен на квартиры учитываются их количественные и качественные характе-
ристики. Средние цены по Российской Федерации рассчитываются из средних цен, сложившихся в 
ее  субъектах.  В  качестве  весов  используются  данные  о  количестве  проданной  общей  площади 
квартир отдельно на первичном и вторичном рынках жилья, накопленном за предыдущий год. 

 

296 

Индекс цен производителей промышленных товаров 

рассчитывается на основании ре-

гистрации цен на товары (услуги)-представители в базовых организациях. Наблюдение за ценами 
производителей осуществляется более чем в 10 тыс. организаций. Расчет средних цен и индексов 
цен  производится  более  чем  по  1100  товарам  (услугам)-представителям.  Цены  производителей 
представляют  собой  фактически  сложившиеся  на  момент  регистрации  цены  указанных  организа-
ций  на  произведенные и отгруженные товары (оказанные  услуги),  предназначенные для реализа-
ции  на  внутреннем  рынке  (без  косвенных  товарных  налогов  -  налога  на  добавленную  стоимость, 
акциза и т.п.). 

Рассчитанные  по  товарам  (услугам)-представителям  индексы  цен  производителей  после-

довательно агрегируются в индексы цен соответствующих видов, групп, классов, разделов эконо-
мической деятельности. В качестве весов используются данные об объеме отгрузки в стоимостном 
выражении за базисный период. 

Индекс  цен  производителей  промышленных  товаров  -  сводный  показатель,  агрегирован-

ный  по  видам  деятельности  "Добыча  полезных  ископаемых",  "Обрабатывающие  производства", 
"Обеспечение  электрической  энергией,  газом  и  паром;  кондиционирование  воздуха",  "Водоснаб-
жение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации за-
грязнений". 

Индексы  цен  на  приобретенные  промышленными  организациями  отдельные  виды 

товаров 

рассчитываются на основании регистрации цен на товары-представители по установлен-

ной  номенклатуре.  Средняя  цена  приобретения  включает,  помимо  цены  производства,  налог  на 
добавленную  стоимость,  акциз,  транспортные,  сбытовые,  посреднические  и  другие  расходы.  По-
строение  индексов  цен  приобретения  осуществляется  по  сопоставимому  кругу  видов  товаров  в 
отчетном и базисном периоде и предусматривает систему взвешивания на основе данных о коли-
честве приобретенной продукции за предыдущий год. 

Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции

 исчисляется на основа-

нии  регистрации  в  отобранных  для  наблюдения  сельскохозяйственных  организациях  цен  на  ос-
новные виды товаров-представителей, реализуемых заготовительным, перерабатывающим органи-
зациям, на рынке, через собственную торговую сеть, населению непосредственно с транспортных 
средств,  на  ярмарках,  биржах,  аукционах,  организациям,  коммерческим  структурам  и  т.п.  Цены 
производителей сельскохозяйственной продукции приводятся с учетом надбавок и скидок за каче-
ство реализованной продукции без расходов на транспортировку, экспедирование, погрузку и раз-
грузку продукции, а также без налога на добавленную стоимость. 

Сводный  индекс  цен  на  продукцию  (затраты,  услуги)  инвестиционного  назначения 

рассчитывается как агрегированный показатель из индексов цен производителей на строительную 
продукцию, приобретения машин и оборудования инвестиционного назначения и на прочую про-
дукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения, взвешенных по доле этих элементов в об-
щем объеме инвестиций в основной капитал. 

Индекс  цен  производителей  на  строительную  продукцию

  формируется  из  индексов 

цен на строительно-монтажные работы и на прочие затраты, включенные в сводный сметный рас-
чет  строительства,  взвешенных  по  доле  этих  элементов  в  общем  объеме  инвестиций  в  жилища, 
здания и сооружения. Расчет индекса цен на строительно-монтажные работы проводится на осно-
ве данных формы отчетности о ценах на материалы, детали и конструкции, приобретенные базо-
выми  подрядными  организациями,  а  также  на  базе  технологических  моделей,  разработанных  по 
видам экономической деятельности с учетом территориальных особенностей строительства.  

Индекс  цен  приобретения  машин  и  оборудования  инвестиционного  назначения

  ис-

числяется  по  данным  об  изменении  цен  производителей  этого  оборудования,  а  также  транспорт-
ных расходов, ставки налога на добавленную стоимость и других расходов. 

Индекс  цен  на  прочую  продукцию  (затраты,  услуги)  инвестиционного  назначения

 

определяется  из  индексов  цен  на  основные  составляющие  этих  работ  (проектно-изыскательские 
работы, затраты на разведочное бурение, на формирование рабочего, продуктивного и племенного 
стада и другие затраты). 

Индекс  тарифов  на  грузовые  перевозки

  характеризует  изменение  фактически  дейст-

вующих  тарифов  на  грузовые  перевозки  за  отчетный  период  без  учета  изменения  за  этот  период 
структуры перевезенных грузов по разнообразным признакам: по виду и размеру отправки груза, 
скорости  доставки,  расстоянию  перевозки,  территории  перевозки,  типу  подвижного  состава,  сте-
пени использования его грузоподъемности и др. 

 

297 

Сводный индекс тарифов на грузовые перевозки всеми видами транспорта рассчитывается 

исходя из индексов тарифов на перевозку грузов отдельными видами транспорта (железнодорож-
ным, трубопроводным, морским, внутренним водным, автомобильным, воздушным), взвешенных 
на объемы доходов от перевозки грузов соответствующим видом транспорта за базисный период. 
По  каждому  виду  транспорта  регистрируются  тарифы  на  услуги-представители.  За  услугу-пред-
ставитель  принимается  перевозка  одной  тонны  массового  груза  определенным  видом  транспорта 
на  фиксированное  расстояние.  Регистрация  тарифов  осуществляется  в  выборочной  совокупности 
транспортных организаций. 

Индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц

 (публикуется в докладах 

№ 3, 

6, 9, 12

) характеризует общее изменение тарифов на услуги связи для различных категорий поль-

зователей (бюджетных и коммерческих организаций). 

Расчет  индексов  тарифов  на  услуги  связи  основан  на  ежеквартальном  наблюдении  за  та-

рифами на 15 видов услуг-представителей связи для юридических лиц в столицах республик, цен-
трах краев, областей, автономной области, автономных округов и городах федерального значения 
Российской Федерации.

 

 
Финансы 

 

Бюджет

  -  форма  образования  и  расходования  денежных  средств,  предназначенных  для 

финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. 

Бюджетная система Российской Федерации

 состоит из бюджетов следующих уровней: 

федеральный  бюджет  и  бюджеты  государственных  внебюджетных  фондов  Российской 

Федерации; 

бюджеты  субъектов  Российской  Федерации  и  бюджеты  территориальных  государствен-

ных внебюджетных фондов; 

местные бюджеты, в том числе: 

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов,  бюджеты городских

 

ок-

ругов  с  внутригородским  делением,  бюджеты  внутригородских  муниципальных  образований  го-
родов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 

бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов. 

Федеральный  бюджет  и  бюджеты  государственных  внебюджетных  фондов  Россий-

ской Федерации 

предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. 

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет террито-

риального  государственного  внебюджетного  фонда

 предназначены  для  исполнения  расходных 

обязательств субъекта Российской Федерации. 

Консолидированный бюджет Российской Федерации

 образуют федеральный бюджет и 

свод  консолидированных  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  (без  учета  межбюджетных 
трансфертов между этими бюджетами). 

Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации 

образуют бюджет субъ-

екта  Российской  Федерации  и  свод  бюджетов  муниципальных  образований,  входящих  в  состав 
субъекта  Российской  Федерации  (без  учета  межбюджетных  трансфертов  между  этими  бюджета-
ми). 

Доходы бюджета

 - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, 

являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками финан-
сирования дефицита бюджета. 

Расходы  бюджета

  -  выплачиваемые  из  бюджета  денежные  средства,  за  исключением 

средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками 
финансирования дефицита бюджета. 

Дефицит бюджета

 - превышение расходов бюджета над его доходами. 

Профицит бюджета

 - превышение доходов бюджета над его расходами. 

 

298 

Источники  финансирования  дефицита  бюджета  подразделяются  на  внутренние  и  внеш-

ние. 

Внутренние источники финансирования дефицита федерального бюджета

 - разница ме-

жду средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Феде-
рации,  номинальная  стоимость  которых  указана  в  валюте  Российской  Федерации,  и  средствами, 
направленными на их погашение; разница между полученными и погашенными Российской Феде-
рацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федерально-
му бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; разница между по-
лученными  и  погашенными  Российской  Федерацией  в  валюте  Российской  Федерации  кредитами 
кредитных  организаций,  международных  финансовых  организаций;  изменение  остатков  средств 
на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года; 
иные источники финансирования дефицита федерального бюджета.  

В  состав  иных  источников  включаются:  поступления  от  продажи  акций  и  иных  форм   

участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации; поступления от реали-
зации  государственных  запасов  драгоценных  металлов  и  драгоценных  камней,  уменьшенные  на 
размер выплат на их приобретение; курсовая разница по средствам федерального бюджета; объем 
средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте 
Российской  Федерации;  разница  между  средствами,  полученными  от  возврата  и  суммой  предос-
тавленных из федерального бюджета юридическим лицам, другим бюджетам бюджетной системы 
Российской  Федерации  бюджетных  кредитов  в  валюте  Российской  Федерации;  разница  между 
суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностран-
ных  кредитов  (заимствований),  предоставленных  внутри  страны,  и  суммой  предоставленных 
внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствова-
ний);  разница  между  суммой  средств,  полученных  от  возврата  предоставленных  внутри  страны 
прочих  бюджетных  кредитов  (ссуд),  и  суммой  предоставленных  внутри  страны  прочих  бюджет-
ных кредитов; разница между средствами, перечисленными с единого счета федерального бюдже-
та, и средствами, зачисленными на единый счет федерального бюджета, при проведении операций 
по  управлению  остатками  средств  на  едином  счете  федерального  бюджета;  прочие  источники 
внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета. 

Внешние источники

 

финансирования дефицита федерального бюджета

 - разница между 

средствами,  поступившими  от  размещения  государственных  займов,  которые  осуществляются 
путем  выпуска  государственных  ценных  бумаг  от  имени  Российской  Федерации  и  номинальная 
стоимость  которых  указана  в  иностранной  валюте,  и  средствами,  направленными  на  их  погаше-
ние; разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте 
кредитами  иностранных  государств,  включая  целевые  иностранные  кредиты  (заимствования),  с 
учетом  средств,  перечисленных  из  федерального  бюджета  российским  поставщикам  товаров  и 
(или)  услуг  на  экспорт  в  счет  погашения  государственного  внешнего  долга  Российской  Федера-
ции,  международных  финансовых  организаций,  иных  субъектов  международного  права  и  ино-
странных юридических лиц; разница между полученными и погашенными Российской Федераци-
ей в иностранной валюте кредитами кредитных организаций. 

В  состав  иных  источников  внешнего  финансирования  включаются:  объем  средств,  на-

правляемых  на  исполнение  государственных  гарантий  Российской  Федерации  в  иностранной  ва-
люте;  разница  между  средствами,  поступившими  в  федеральный  бюджет  в  погашение  основного 
долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федера-
цией,  и  средствами,  направленными  на  предоставление  государственных  финансовых  и  государ-
ственных  экспортных  кредитов;  прочие  источники  внешнего  финансирования  дефицита  феде-
рального бюджета.  

Резервный  фонд 

представляет  собой  часть  средств  федерального  бюджета,  подлежащих 

обособленному  учету,  управлению  и  использованию  в  целях  обеспечения  сбалансированности 
(покрытия дефицита) федерального бюджета.  

Фонд  национального  благосостояния

  представляет  собой  часть  средств  федерального 

бюджета,  подлежащих  обособленному  учету  и  управлению  в  целях  обеспечения  софинансирова-
ния добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения 
сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. 

 

Налог

 - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и 

физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного 

 

299 

ведения  или  оперативного  управления  денежных  средств  в  целях  финансового  обеспечения  дея-
тельности государства и (или) муниципальных образований. 

Сбор

 - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого 

является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными ор-
ганами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными 
лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу 
разрешений  (лицензий),  либо  уплата  которого  обусловлена  осуществлением  в  пределах  террито-
рии, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности. 

Федеральные налоги и сборы

 - налоги и сборы,  устанавливаемые Налоговым кодексом 

Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. 

Региональные  налоги

  -  налоги,  устанавливаемые  Налоговым  кодексом  Российской  Фе-

дерации и законами субъектов Российской Федерации  о налогах и обязательные к уплате на тер-
риториях соответствующих субъектов Российской Федерации. 

Местные налоги и сборы

 - налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Рос-

сийской  Федерации  и  нормативными  правовыми  актами  представительных  органов  муниципаль-
ных  образований  о  налогах  и  сборах  и  обязательные  к  уплате  на  территориях  соответствующих 
муниципальных образований. 

Специальные  налоговые  режимы

  предусматривают  особый  порядок  определения  эле-

ментов  налогообложения,  а  также  освобождение  от  обязанности  по  уплате  отдельных  налогов  и 
сборов и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Россий-
ской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах. 

Задолженность по налогам, сборам, пеням, налоговым санкциям 

в бюджетную систе-

му  Российской  Федерации  включает  недоимку,  а  также  задолженность  по  единому  социальному 
налогу, платежам в государственные внебюджетные фонды и по страховым взносам; не включает 
урегулированную  и  невозможную  к  взысканию  задолженность,  а  также  задолженность  организа-
ций, индивидуальных предпринимателей и граждан, находящихся в процедурах банкротства. 

Начиная с 1 января 2017г. в соответствии с изменениями в Налоговом кодексе Российской 

Федерации  полномочия  по  администрированию 

страховых  взносов

  на  обязательное  социальное 

страхование переданы налоговым органам Российской Федерации. 

Задолженность по налогам и сборам

 - невыплаченные в оговоренные законом сроки на-

логовые суммы в силу субъективных и объективных причин. 

Недоимка

  -  сумма  налога  или  сумма  сбора,  не  уплаченная  в  установленный  законода-

тельством о налогах и сборах срок.  

Урегулированная  задолженность  по  налогам  и  сборам  - 

отсроченные  (рассроченные) 

платежи,  реструктурированная  задолженность,  задолженность,  взыскиваемая  судебными  приста-
вами,  по  постановлениям  о  возбуждении  исполнительного  производства  и  приостановленные  к 
взысканию платежи.  

Информация  об  исполнении  бюджетов 

государственных  внебюджетных  социальных 

фондов Российской Федерации

  (публикуется в докладах 

№ 4, 5, 8, 11

).

 

Сальдированный финансовый результат (прибыль (+) убыток (-))

 - конечный финан-

совый  результат,  выявленный  на  основании  бухгалтерского  учета  всех  хозяйственных  операций 
организаций,  представляет  собой  сумму  сальдированного  финансового  результата  (прибыль  (+), 
убыток  (-))  от  продажи  товаров,  продукции  (работ,  услуг),  основных  средств,  иного  имущества 
организаций и прочих доходов, уменьшенных на сумму прочих расходов.  

Темпы изменения сальдированного финансового результата отчетного периода по сравне-

нию  с  соответствующим  периодом  предыдущего  года  рассчитаны  по  сопоставимому  кругу  орга-
низаций;  с  учетом  корректировки  данных  соответствующего  периода  предыдущего  года,  исходя 
из изменений учетной политики, законодательных актов и др. в соответствии с методологией бух-
галтерского учета. Прочерк означает, что в одном или обоих сопоставляемых периодах был полу-
чен отрицательный сальдированный финансовый результат. 

Рентабельность

 (публикуется в докладах 

№ 2, 4, 7, 10

). 

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг)

 рассчитывается как со-

отношение  между  величиной  сальдированного  финансового  результата  (прибыль  минус  убыток) 

 

300 

от  продажи  и  себестоимости  проданных  товаров,  продукции,  работ,  услуг.  В  том  случае,  если 
сальдированный  финансовый  результат  (прибыль  минус  убыток)  от  продажи  отрицательный  - 
имеет место убыточность. 

Рентабельность  активов

  -  соотношение  сальдированного  финансового  результата  (при-

быль  минус  убыток)  и  стоимости  активов  организаций.  В  том  случае,  если  сальдированный  фи-
нансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный - имеет место убыточность. 

Суммарная  задолженность

 

по  обязательствам

  -  кредиторская  задолженность  и  задол-

женность по кредитам банков и займам. 

Кредиторская задолженность

 - задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчи-

ками  за  поступившие  материальные  ценности,  выполненные  работы  и  оказанные  услуги,  в  том 
числе  задолженность,  обеспеченная  векселями  выданными;  задолженность  по  расчетам  с  дочер-
ними  и  зависимыми  обществами  по  всем  видам  операций;  с  рабочими  и  служащими  по  оплате 
труда,  представляющая  собой  начисленные,  но  не  выплаченные  суммы  оплаты  труда;  задолжен-
ность  по  отчислениям  на  государственное  социальное  страхование,  пенсионное  обеспечение  и 
медицинское  страхование  работников  организации,  задолженность  по  всем  видам  платежей  в 
бюджет  и  внебюджетные  фонды;  задолженность  организации  по  платежам  по  обязательному  и 
добровольному страхованию имущества и работников организации и другим видам страхования, в 
которых  организация  является  страхователем;  авансы  полученные,  включающие  сумму  получен-
ных  авансов  от  сторонних  организаций  по  предстоящим  расчетам  по  заключенным  договорам,  а 
также  штрафы,  пени  и  неустойки,  признанные  организацией  или  по  которым  получены  решения 
суда (арбитражного суда) или другого органа, имеющего в соответствии с законодательством Рос-
сийской  Федерации  право  на  принятие  решения  об  их  взыскании,  и  отнесенные  на  финансовые 
результаты организации, непогашенные суммы заемных средств, подлежащие погашению в соот-
ветствии с договорами. 

Дебиторская задолженность

 - задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками 

за  товары,  работы  и  услуги,  в  том  числе  задолженность,  обеспеченная  векселями  полученными;  
задолженность  по  расчетам  с  дочерними  и  зависимыми  обществами;  суммы  уплаченных  другим 
организациям авансов по предстоящим расчетам в соответствии с заключенными договорами; за-
долженность по расчетам с прочими дебиторами, включающая в себя задолженность финансовых 
и налоговых органов (в том числе по переплате по налогам, сборам и прочим платежам в бюджет); 
задолженность работников организации по предоставленным им ссудам и займам за счет средств 
этой  организации  или  кредита  (ссуды  на  индивидуальное  и  кооперативное  жилищное  строитель-
ство,  приобретение  и  благоустройство  садовых  участков,  беспроцентные  ссуды  молодым  семьям 
на  улучшение  жилищных  условий  или  обзаведение  домашним  хозяйством  и  др.);  задолженность 
подотчетных  лиц;  поставщиков  по  недостачам  товарно-материальных  ценностей,  обнаруженным 
при  приемке;  задолженность  по  государственным  заказам,  федеральным  программам  за  постав-
ленные товары, работы и услуги, а также штрафы, пени и неустойки, признанные должником, или 
по  которым  получены  решения  суда  (арбитражного  суда)  или  другого  органа,  имеющего  в  соот-
ветствии  с  законодательством  Российской  Федерации  право  на  принятие  решения  об  их  взыска-
нии, и отнесенные на финансовые результаты организации. 

Финансовая устойчивость и платежеспособность

 (публикуется в докладах 

№ 2, 4, 

7, 10

). 

Финансовая устойчивость 

организаций характеризуется состоянием финансовых ресур-

сов,  обеспечивающих  бесперебойный  расширенный  процесс  производства  и  продажи  продукции 
на основе роста прибыли. 

Основными  показателями  финансовой  устойчивости  организаций  являются  следующие 

коэффициенты: 

коэффициент автономии

, характеризующий долю собственных средств в общей 

величине  источников  средств  организаций  и  определяющий  степень  независимости  от  кредито-
ров; 

коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

, который рассчиты-

вается как отношение собственных оборотных активов к фактической стоимости всех оборотных 
активов, находящихся в наличии у организаций. 

Платежеспособность

  характеризует  возможности  организаций  своевременно  расплачи-

ваться по своим обязательствам. 

Одним из показателей платежеспособности организаций является 

коэффициент текущей 

ликвидности

, рассчитываемый как отношение фактической стоимости находящихся в наличии  у 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     160      161      162      163     ..