Социально-экономическое положение России за 2017 год (РОССТАТ) - часть 18

 

  Главная      Учебники - Разные     Социально-экономическое положение России за 2017 год (РОССТАТ)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18      19     ..

 

 

Социально-экономическое положение России за 2017 год (РОССТАТ) - часть 18

 

 

 

273 

цен  производится  более  чем  по  1100  товарам  (услугам)-представителям.  Цены  производителей 
представляют  собой  фактически  сложившиеся  на  момент  регистрации  цены  указанных  организа-
ций  на  произведенные  товары  (оказанные  услуги),  предназначенные  для  реализации  на  внутрен-
нем рынке (без косвенных товарных налогов - налога на добавленную стоимость, акциза и т.п.). 

Рассчитанные  по  товарам  (услугам)-представителям  индексы  цен  производителей  после-

довательно агрегируются в индексы цен соответствующих видов, групп, классов, разделов эконо-
мической деятельности. В качестве весов используются данные об объеме производства в стоимо-
стном выражении за базисный период. 

Индекс  цен  производителей  промышленных  товаров  -  сводный  показатель,  агрегирован-

ный  по  видам  деятельности  "Добыча  полезных  ископаемых",  "Обрабатывающие  производства", 
"Обеспечение  электрической  энергией,  газом  и  паром;  кондиционирование  воздуха",  "Водоснаб-
жение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации за-
грязнений". 

Индексы  цен  на  приобретенные  промышленными  организациями  отдельные  виды 

товаров 

рассчитываются на основании регистрации цен на товары-представители по установлен-

ной  номенклатуре.  Средняя  цена  приобретения  включает,  помимо  цены  производства,  налог  на 
добавленную  стоимость,  акциз,  транспортные,  сбытовые,  посреднические  и  другие  расходы.  По-
строение  индексов  цен  приобретения  осуществляется  по  сопоставимому  кругу  видов  товаров  в 
отчетном и базисном периоде и предусматривает систему взвешивания на основе данных о коли-
честве приобретенной продукции за предыдущий год. 

Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции

 исчисляется на основа-

нии  регистрации  в  отобранных  для  наблюдения  сельскохозяйственных  организациях  цен  на  ос-
новные виды товаров-представителей, реализуемых заготовительным, перерабатывающим органи-
зациям, на рынке, через собственную торговую сеть, населению непосредственно с транспортных 
средств,  на  ярмарках,  биржах,  аукционах,  организациям,  коммерческим  структурам  и  т.п.  Цены 
производителей сельскохозяйственной продукции приводятся с учетом надбавок и скидок за каче-
ство реализованной продукции без расходов на транспортировку, экспедирование, погрузку и раз-
грузку продукции, а также без налога на добавленную стоимость. 

Сводный  индекс  цен  на  продукцию  (затраты,  услуги)  инвестиционного  назначения 

рассчитывается как агрегированный показатель из индексов цен производителей на строительную 
продукцию, приобретения машин и оборудования инвестиционного назначения и на прочую про-
дукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения, взвешенных по доле этих элементов в об-
щем объеме инвестиций в основной капитал. 

Индекс  цен  производителей  на  строительную  продукцию

  формируется  из  индексов 

цен на строительно-монтажные работы и на прочие затраты, включенные в сводный сметный рас-
чет  строительства,  взвешенных  по  доле  этих  элементов  в  общем  объеме  инвестиций  в  жилища, 
здания и сооружения. Расчет индекса цен на строительно-монтажные работы проводится на осно-
ве данных формы отчетности о ценах на материалы, детали и конструкции, приобретенные базо-
выми  подрядными  организациями,  а  также  на  базе  технологических  моделей,  разработанных  по 
видам экономической деятельности с учетом территориальных особенностей строительства.  

Индекс  цен  приобретения  машин  и  оборудования  инвестиционного  назначения

  ис-

числяется  по  данным  об  изменении  цен  производителей  этого  оборудования,  а  также  транспорт-
ных расходов, ставки налога на добавленную стоимость и других расходов. 

Индекс  цен  на  прочую  продукцию  (затраты,  услуги)  инвестиционного  назначения

 

определяется  из  индексов  цен  на  основные  составляющие  этих  работ  (проектно-изыскательские 
работы, затраты на разведочное бурение, на формирование рабочего, продуктивного и племенного 
стада и другие затраты). 

Индекс  тарифов  на  грузовые  перевозки

  характеризует  изменение  фактически  дейст-

вующих  тарифов  на  грузовые  перевозки  за  отчетный  период  без  учета  изменения  за  этот  период 
структуры перевезенных грузов по разнообразным признакам: по виду и размеру отправки груза, 
скорости  доставки,  расстоянию  перевозки,  территории  перевозки,  типу  подвижного  состава,  сте-
пени использования его грузоподъемности и др. 

Сводный индекс тарифов на грузовые перевозки всеми видами транспорта рассчитывается 

исходя из индексов тарифов на перевозку грузов отдельными видами транспорта (железнодорож-
ным, трубопроводным, морским, внутренним водным, автомобильным, воздушным), взвешенных 

 

274 

на объемы доходов от перевозки грузов соответствующим видом транспорта за базисный период. 
По  каждому  виду  транспорта  регистрируются  тарифы  на  услуги-представители.  За  услугу-пред-
ставитель  принимается  перевозка  одной  тонны  массового  груза  определенным  видом  транспорта 
на  фиксированное  расстояние.  Регистрация  тарифов  осуществляется  в  выборочной  совокупности 
транспортных организаций. 

Индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц

 (публикуется в докладах 

№ 3, 

6, 9, 12

) характеризует общее изменение тарифов на услуги связи для различных категорий поль-

зователей (бюджетных и коммерческих организаций). 

Расчет  индексов  тарифов  на  услуги  связи  основан  на  ежеквартальном  наблюдении  за  та-

рифами на 15 видов услуг-представителей связи для юридических лиц в столицах республик, цен-
трах краев, областей, автономной области, автономных округов и городах федерального значения 
Российской Федерации.

 

 
Финансы 

 

Бюджет

  -  форма  образования  и  расходования  денежных  средств,  предназначенных  для 

финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. 

Бюджетная система Российской Федерации

 состоит из бюджетов следующих уровней: 

федеральный  бюджет  и  бюджеты  государственных  внебюджетных  фондов  Российской 

Федерации; 

бюджеты  субъектов  Российской  Федерации  и  бюджеты  территориальных  государствен-

ных внебюджетных фондов; 

местные бюджеты, в том числе: 

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов,  бюджеты городских

 

ок-

ругов  с  внутригородским  делением,  бюджеты  внутригородских  муниципальных  образований  го-
родов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 

бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов. 

Федеральный  бюджет  и  бюджеты  государственных  внебюджетных  фондов  Россий-

ской Федерации 

предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. 

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет террито-

риального  государственного  внебюджетного  фонда

 предназначены  для  исполнения  расходных 

обязательств субъекта Российской Федерации. 

Консолидированный бюджет Российской Федерации

 образуют федеральный бюджет и 

свод  консолидированных  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  (без  учета  межбюджетных 
трансфертов между этими бюджетами). 

Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации 

образуют бюджет субъ-

екта  Российской  Федерации  и  свод  бюджетов  муниципальных  образований,  входящих  в  состав 
субъекта  Российской  Федерации  (без  учета  межбюджетных  трансфертов  между  этими  бюджета-
ми). 

Доходы бюджета

 - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, 

являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками финан-
сирования дефицита бюджета. 

Расходы  бюджета

  -  выплачиваемые  из  бюджета  денежные  средства,  за  исключением 

средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками 
финансирования дефицита бюджета. 

Дефицит бюджета

 - превышение расходов бюджета над его доходами. 

Профицит бюджета

 - превышение доходов бюджета над его расходами. 

Источники  финансирования  дефицита  бюджета  подразделяются  на  внутренние  и  внеш-

ние. 

 

275 

Внутренние источники финансирования дефицита федерального бюджета

 - разница ме-

жду средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Феде-
рации,  номинальная  стоимость  которых  указана  в  валюте  Российской  Федерации,  и  средствами, 
направленными на их погашение; разница между полученными и погашенными Российской Феде-
рацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федерально-
му бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; разница между по-
лученными  и  погашенными  Российской  Федерацией  в  валюте  Российской  Федерации  кредитами 
кредитных  организаций,  международных  финансовых  организаций;  изменение  остатков  средств 
на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года; 
иные источники финансирования дефицита федерального бюджета.  

В  состав  иных  источников  включаются:  поступления  от  продажи  акций  и  иных  форм   

участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации; поступления от реали-
зации  государственных  запасов  драгоценных  металлов  и  драгоценных  камней,  уменьшенные  на 
размер выплат на их приобретение; курсовая разница по средствам федерального бюджета; объем 
средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте 
Российской  Федерации;  разница  между  средствами,  полученными  от  возврата  и  суммой  предос-
тавленных из федерального бюджета юридическим лицам, другим бюджетам бюджетной системы 
Российской  Федерации  бюджетных  кредитов  в  валюте  Российской  Федерации;  разница  между 
суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностран-
ных  кредитов  (заимствований),  предоставленных  внутри  страны,  и  суммой  предоставленных 
внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствова-
ний);  разница  между  суммой  средств,  полученных  от  возврата  предоставленных  внутри  страны 
прочих  бюджетных  кредитов  (ссуд),  и  суммой  предоставленных  внутри  страны  прочих  бюджет-
ных кредитов; разница между средствами, перечисленными с единого счета федерального бюдже-
та, и средствами, зачисленными на единый счет федерального бюджета, при проведении операций 
по  управлению  остатками  средств  на  едином  счете  федерального  бюджета;  прочие  источники 
внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета. 

Внешние источники

 

финансирования дефицита федерального бюджета

 - разница между 

средствами,  поступившими  от  размещения  государственных  займов,  которые  осуществляются 
путем  выпуска  государственных  ценных  бумаг  от  имени  Российской  Федерации  и  номинальная 
стоимость  которых  указана  в  иностранной  валюте,  и  средствами,  направленными  на  их  погаше-
ние; разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте 
кредитами  иностранных  государств,  включая  целевые  иностранные  кредиты  (заимствования),  с 
учетом  средств,  перечисленных  из  федерального  бюджета  российским  поставщикам  товаров  и 
(или)  услуг  на  экспорт  в  счет  погашения  государственного  внешнего  долга  Российской  Федера-
ции,  международных  финансовых  организаций,  иных  субъектов  международного  права  и  ино-
странных юридических лиц; разница между полученными и погашенными Российской Федераци-
ей в иностранной валюте кредитами кредитных организаций. 

В  состав  иных  источников  внешнего  финансирования  включаются:  объем  средств,  на-

правляемых  на  исполнение  государственных  гарантий  Российской  Федерации  в  иностранной  ва-
люте;  разница  между  средствами,  поступившими  в  федеральный  бюджет  в  погашение  основного 
долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федера-
цией,  и  средствами,  направленными  на  предоставление  государственных  финансовых  и  государ-
ственных  экспортных  кредитов;  прочие  источники  внешнего  финансирования  дефицита  феде-
рального бюджета.  

Резервный  фонд 

представляет  собой  часть  средств  федерального  бюджета,  подлежащих 

обособленному  учету,  управлению  и  использованию  в  целях  обеспечения  сбалансированности 
(покрытия дефицита) федерального бюджета.  

Фонд  национального  благосостояния

  представляет  собой  часть  средств  федерального 

бюджета,  подлежащих  обособленному  учету  и  управлению  в  целях  обеспечения  софинансирова-
ния добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения 
сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. 

 

Налог

 - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и 

физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного 
ведения  или  оперативного  управления  денежных  средств  в  целях  финансового  обеспечения  дея-
тельности государства и (или) муниципальных образований. 

 

276 

Сбор

 - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого 

является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными ор-
ганами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными 
лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу 
разрешений  (лицензий),  либо  уплата  которого  обусловлена  осуществлением  в  пределах  террито-
рии, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности. 

Федеральные налоги и сборы

 - налоги и сборы,  устанавливаемые Налоговым кодексом 

Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. 

Региональные  налоги

  -  налоги,  устанавливаемые  Налоговым  кодексом  Российской  Фе-

дерации и законами субъектов Российской Федерации  о налогах и обязательные к уплате на тер-
риториях соответствующих субъектов Российской Федерации. 

Местные налоги и сборы

 - налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Рос-

сийской  Федерации  и  нормативными  правовыми  актами  представительных  органов  муниципаль-
ных  образований  о  налогах  и  сборах  и  обязательные  к  уплате  на  территориях  соответствующих 
муниципальных образований. 

Специальные  налоговые  режимы

  предусматривают  особый  порядок  определения  эле-

ментов  налогообложения,  а  также  освобождение  от  обязанности  по  уплате  отдельных  налогов  и 
сборов и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Россий-
ской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах. 

К

  налогам  со  специальным  налоговым  режимом

  относятся:  единый  налог  на  вменен-

ный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог, налоги и пла-
тежи, взимаемые в связи с применением упрощенной системы налогообложения, системы налого-
обложения при выполнении соглашений о разделе продукции, патентной системы налогообложе-
ния. 

Задолженность по налогам и сборам

 - невыплаченные в оговоренные законом сроки на-

логовые суммы в силу субъективных и объективных причин. 

Недоимка

  -  сумма  налога  или  сумма  сбора,  не  уплаченная  в  установленный  законода-

тельством о налогах и сборах срок.  

Урегулированная  задолженность  - 

отсроченные  (рассроченные)  платежи,  реструктури-

рованная задолженность, задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением про-
цедур  банкротства,  задолженность,  взыскиваемая  судебными  приставами,  по  постановлениям  о 
возбуждении исполнительного производства и приостановленные к взысканию платежи.  

Информация  об  исполнении  бюджетов 

государственных  внебюджетных  социальных 

фондов Российской Федерации

  (публикуется в докладах 

№ 4, 5, 8, 11

).

 

Сальдированный финансовый результат (прибыль (+) убыток (-))

 - конечный финан-

совый  результат,  выявленный  на  основании  бухгалтерского  учета  всех  хозяйственных  операций 
организаций,  представляет  собой  сумму  сальдированного  финансового  результата  (прибыль  (+), 
убыток  (-))  от  продажи  товаров,  продукции  (работ,  услуг),  основных  средств,  иного  имущества 
организаций и прочих доходов, уменьшенных на сумму прочих расходов.  

Темпы изменения сальдированного финансового результата отчетного периода по сравне-

нию  с  соответствующим  периодом  предыдущего  года  рассчитаны  по  сопоставимому  кругу  орга-
низаций;  с  учетом  корректировки  данных  соответствующего  периода  предыдущего  года,  исходя 
из изменений учетной политики, законодательных актов и др. в соответствии с методологией бух-
галтерского учета. Прочерк означает, что в одном или обоих сопоставляемых периодах был полу-
чен отрицательный сальдированный финансовый результат. 

Рентабельность

 (публикуется в докладах 

№ 2, 4, 7, 10

). 

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг)

 рассчитывается как со-

отношение  между  величиной  сальдированного  финансового  результата  (прибыль  минус  убыток) 
от  продажи  и  себестоимости  проданных  товаров,  продукции,  работ,  услуг.  В  том  случае,  если 
сальдированный  финансовый  результат  (прибыль  минус  убыток)  от  продажи  отрицательный  - 
имеет место убыточность. 

Рентабельность  активов

  -  соотношение  сальдированного  финансового  результата  (при-

быль  минус  убыток)  и  стоимости  активов  организаций.  В  том  случае,  если  сальдированный  фи-
нансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный - имеет место убыточность. 

 

277 

Суммарная  задолженность

 

по  обязательствам

  -  кредиторская  задолженность  и  задол-

женность по кредитам банков и займам. 

Кредиторская задолженность

 - задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчи-

ками  за  поступившие  материальные  ценности,  выполненные  работы  и  оказанные  услуги,  в  том 
числе  задолженность,  обеспеченная  векселями  выданными;  задолженность  по  расчетам  с  дочер-
ними  и  зависимыми  обществами  по  всем  видам  операций;  с  рабочими  и  служащими  по  оплате 
труда,  представляющая  собой  начисленные,  но  не  выплаченные  суммы  оплаты  труда;  задолжен-
ность  по  отчислениям  на  государственное  социальное  страхование,  пенсионное  обеспечение  и 
медицинское  страхование  работников  организации,  задолженность  по  всем  видам  платежей  в 
бюджет  и  внебюджетные  фонды;  задолженность  организации  по  платежам  по  обязательному  и 
добровольному страхованию имущества и работников организации и другим видам страхования, в 
которых  организация  является  страхователем;  авансы  полученные,  включающие  сумму  получен-
ных  авансов  от  сторонних  организаций  по  предстоящим  расчетам  по  заключенным  договорам,  а 
также  штрафы,  пени  и  неустойки,  признанные  организацией  или  по  которым  получены  решения 
суда (арбитражного суда) или другого органа, имеющего в соответствии с законодательством Рос-
сийской  Федерации  право  на  принятие  решения  об  их  взыскании,  и  отнесенные  на  финансовые 
результаты организации, непогашенные суммы заемных средств, подлежащие погашению в соот-
ветствии с договорами. 

Дебиторская задолженность

 - задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками 

за  товары,  работы  и  услуги,  в  том  числе  задолженность,  обеспеченная  векселями  полученными;  
задолженность  по  расчетам  с  дочерними  и  зависимыми  обществами;  суммы  уплаченных  другим 
организациям авансов по предстоящим расчетам в соответствии с заключенными договорами; за-
долженность по расчетам с прочими дебиторами, включающая в себя задолженность финансовых 
и налоговых органов (в том числе по переплате по налогам, сборам и прочим платежам в бюджет); 
задолженность работников организации по предоставленным им ссудам и займам за счет средств 
этой  организации  или  кредита  (ссуды  на  индивидуальное  и  кооперативное  жилищное  строитель-
ство,  приобретение  и  благоустройство  садовых  участков,  беспроцентные  ссуды  молодым  семьям 
на  улучшение  жилищных  условий  или  обзаведение  домашним  хозяйством  и  др.);  задолженность 
подотчетных  лиц;  поставщиков  по  недостачам  товарно-материальных  ценностей,  обнаруженным 
при  приемке;  задолженность  по  государственным  заказам,  федеральным  программам  за  постав-
ленные товары, работы и услуги, а также штрафы, пени и неустойки, признанные должником, или 
по  которым  получены  решения  суда  (арбитражного  суда)  или  другого  органа,  имеющего  в  соот-
ветствии  с  законодательством  Российской  Федерации  право  на  принятие  решения  об  их  взыска-
нии, и отнесенные на финансовые результаты организации. 

Финансовая устойчивость и платежеспособность

 (публикуется в докладах 

№ 2, 4, 

7, 10

). 

Финансовая устойчивость 

организаций характеризуется состоянием финансовых ресур-

сов,  обеспечивающих  бесперебойный  расширенный  процесс  производства  и  продажи  продукции 
на основе роста прибыли. 

Основными  показателями  финансовой  устойчивости  организаций  являются  следующие 

коэффициенты: 

коэффициент автономии

, характеризующий долю собственных средств в общей 

величине  источников  средств  организаций  и  определяющий  степень  независимости  от  кредито-
ров; 

коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

, который рассчиты-

вается как отношение собственных оборотных активов к фактической стоимости всех оборотных 
активов, находящихся в наличии у организаций. 

Платежеспособность

  характеризует  возможности  организаций  своевременно  расплачи-

ваться по своим обязательствам. 

Одним из показателей платежеспособности организаций является 

коэффициент текущей 

ликвидности

, рассчитываемый как отношение фактической стоимости находящихся в наличии  у 

организаций оборотных активов  к  наиболее срочным обязательствам организации  в виде кратко-
срочных кредитов и займов, кредиторской задолженности.

 

Деятельность страховщиков

 

(публикуется в докладах 

№ 4, 5, 8, 11

). 

Страховщики 

- страховые  организации и общества  взаимного страхования, созданные в 

соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  для  осуществления  деятельности  по 
страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию и получившие лицензии  на осуществле-
ние  соответствующего  вида  страховой  деятельности  в  соответствии  с  Законом  от  27.11.1992г.      
№ 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации". 

 

278 

Страховые премии (взносы)

 -  плата за страхование,  которую страхователь (выгодопри-

обретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, установленные договором страхо-
вания.  

Выплаты  по  договорам  страхования

  -  денежная  сумма,  которая  определена  в  порядке, 

установленном  федеральным  законом  и  (или)  договором  страхования,  и  выплачивается  страхов-
щиком  страхователю,  застрахованному  лицу,  выгодоприобретателю  при  наступлении  страхового 
случая. 

Коэффициент  выплат

  -  отношение  произведенных  выплат

 

по  договорам  страхования  к 

страховым премиям (взносам). 

Обязательное медицинское страхование (ОМС) - 

вид обязательного социального стра-

хования,  представляющий  собой  систему  создаваемых  государством  правовых,  экономических  и 
организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий 
бесплатного оказания медицинской  помощи за счет средств обязательного медицинского страхо-
вания.  В  соответствии  с  Федеральным  законом  от  29.11.2010г.  №  326-ФЗ  "Об  обязательном      
медицинском  страховании  в  Российской  Федерации"  страховые  медицинские  организации  с 
01.01.2012г.  осуществляют  свою  деятельность  в  сфере  обязательного  медицинского  страхования 
на  основании  договора  о  финансовом  обеспечении  ОМС,  заключенным  с  территориальным  фон-
дом ОМС. 

Перестрахование

  -  деятельность  по  страхованию  одним  страховщиком  (перестраховщи-

ком)  имущественных  интересов  другого  страховщика  (перестрахователя),  связанных  с  принятым 
последним по договору страхования (основному договору) обязательством по страховой выплате.

 

Денежная масса (денежный агрегат М2) -

 это сумма наличных денег в обращении и ос-

татков средств нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций и физических лиц на 
расчетных, текущих и иных счетах до востребования (в том числе счетах для расчетов с использо-
ванием банковских  карт), срочных депозитов и иных  привлеченных  на срок средств, открытых в 
банковской системе в валюте Российской Федерации, а также начисленные проценты по ним. Та-
ким образом, денежный агрегат М2 включает наличные деньги в обращении и безналичные сред-
ства. 

Наличные деньги в обращении (денежный агрегат М0)

 - наиболее ликвидная часть де-

нежной  массы,  доступная  для  немедленного  использования  в  качестве  платежного  средства. 
Включает банкноты и монету в обращении. 

В составе безналичных средств, включаемых в денежный агрегат М2, выделяют перевод-

ные депозиты и другие депозиты. 

Переводные  депозиты

  включают  остатки  средств  нефинансовых  и  финансовых  (кроме 

кредитных) организаций и  физических  лиц  на расчетных, текущих  и  иных счетах до востребова-
ния (в том числе счетах для расчетов с использованием банковских карт), открытых в банковской 
системе в валюте Российской Федерации, а также начисленные проценты по ним.  

Другие  депозиты

  включают  остатки  средств  нефинансовых  и  финансовых  (кроме  кре-

дитных)  организаций  и  физических  лиц  на  срочных  депозитах  и  иных  привлеченных  на  срок 
средств в валюте Российской Федерации, а также начисленные проценты по ним. 

Международные  резервы  (резервные  активы)  Российской  Федерации 

представляют 

собой высоколиквидные иностранные активы, имеющиеся в распоряжении Банка России и Прави-
тельства Российской Федерации по состоянию на отчетную дату. 

Международные резервы состоят из средств в иностранной валюте, специальных прав за-

имствования (СДР), резервной позиции в МВФ и монетарного золота.  

Кредитные  организации,  имеющие  право  на  осуществление  банковских  операций

(действующие  кредитные  организации)  -  кредитные  организации,  зарегистрированные  Банком 
России до 01.07.2002г. или уполномоченным регистрирующим органом и имеющие право на осу-
ществление банковских операций. 

Филиалы  действующих  кредитных  организаций

  -  обособленные  подразделения  кре-

дитных  организаций,  расположенные  вне  местонахождения  кредитной  организации  и  осуществ-
ляющие от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка Рос-
сии, выданной кредитной организации. 

 

279 

По  строке  "филиалы  Сбербанка  России"  указываются  филиалы  Сбербанка  России,  вне-

сенные в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и получившие порядковые 
номера. 

Зарегистрированный  уставный  капитал  кредитных  организаций

  -  суммарное  значе-

ние содержащихся в  Книге  государственной регистрации  кредитных организаций  величин  устав-
ных  капиталов  зарегистрированных  кредитных  организаций  (т.е.  уполномоченным  регистрирую-
щим  органом  в  Единый  государственный  реестр  юридических  лиц  внесены  записи  о  государст-
венной  регистрации  изменений  в  учредительные  документы  кредитных  организаций  (записи  о 
государственной регистрации учредительных документов кредитных организаций в новых редак-
циях), содержащих сведения о величинах уставного капитала). 

Сумма средств организаций на счетах

 - средства на расчетных и прочих счетах финан-

совых  (кроме  кредитных  организаций),  коммерческих  и  некоммерческих  организаций  (включая 
средства  на  счетах  физических  лиц  -  индивидуальных  предпринимателей),  резидентов  и  нерези-
дентов, в валюте Российской Федерации и иностранной валюте.  

Сумма бюджетных средств, государственных и других внебюджетных фондов на сче-

тах кредитных организаций

 - средства бюджетов всех уровней, а также государственных и дру-

гих  внебюджетных  фондов,  внебюджетных  фондов  органов  исполнительной  власти  субъектов 
Российской Федерации и местного самоуправления на расчетных счетах.  

Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям 

(кроме органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и вне-
бюджетных  фондов),  физическим  лицам  и  кредитным  организациям - всего

 -  задолженность 

клиентов (включая просроченную задолженность) перед кредитными организациями по всем пре-
доставленным им средствам указанных видов. В общую величину задолженности, кроме соответ-
ствующих сумм, выделенных в том числе из общего итога (физическим лицам, организациям, кре-
дитным  организациям),  включаются  также  кредиты  иностранным  государствам  и  задолженность 
(включая просроченную) по операциям с драгоценными металлами (кроме операций с кредитны-
ми организациями). 

Кредиты,  предоставленные  в  рублях/иностранной  валюте  физическим  лицам, 

-  за-

долженность  (включая  просроченную)  физических  лиц  -  резидентов  и  нерезидентов  (без  учета 
физических лиц - индивидуальных предпринимателей) перед кредитными организациями. 

Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные в рублях и иностранной 

валюте организациям, 

- задолженность (включая просроченную) финансовых (кроме кредитных) 

и  нефинансовых  организаций  всех  форм  собственности  -  резидентов  (включая  кредиты  физиче-
ским  лицам  -  индивидуальным  предпринимателям)  и  нерезидентов  по  всем  кредитам  и  прочим 
размещенным средствам. 

Кредиты,  депозиты  и  прочие  размещенные  средства,  предоставленные  кредитным 

организациям и банкам-нерезидентам в рублях/иностранной валюте,  - 

задолженность (вклю-

чая  просроченную)  по  предоставленным  межбанковским  кредитам,  депозитам  и  прочим  разме-
щенным средствам. 

Объем  предоставленных  физическим  лицам  жилищных  (ипотечных  жилищных) 

кредитов 

-  сумма  средств,  предоставленных  в  течение  отчетного  периода  по  кредитным  догово-

рам (дополнительным соглашениям).  

Задолженность по жилищным кредитам в рублях и иностранной валюте, предостав-

ленным  физическим  лицам,  -

  остаток  задолженности  (включая  просроченную)  по  кредитам, 

предоставленным кредитными организациями физическим лицам  - резидентам Российской Феде-
рации на приобретение и обустройство земли под предстоящее жилищное строительство (земель-
ный кредит); для финансирования строительных работ (строительный  кредит);  для приобретения 
жилья (кредит на приобретение жилья).  

Задолженность  по  ипотечным  жилищным  кредитам  в  рублях  и  иностранной  валю- 

те  -

  остаток  задолженности  (включая  просроченную)  по  жилищным  кредитам,  предоставленным 

физическим  лицам  под  залог  недвижимости  в  порядке,  установленном  Федеральным  законом  от 
16.07.1998г. № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)". 

Средневзвешенные  процентные  ставки  по  кредитам,  предоставленным  физическим 

лицам,  нефинансовым  организациям,  по  срокам  погашения  -

  средневзвешенные  процентные 

 

280 

ставки  в  годовом  исчислении,  рассчитанные  исходя  из  годовых  процентных  ставок,  установлен-
ных в кредитных договорах, и объемов предоставленных кредитов в отчетном месяце. 

Вклады  (депозиты),  кредиты  и  прочие  привлеченные  кредитными  организациями 

средства  в  рублях  и  иностранной  валюте 

-  денежные  средства  юридических,  физических  лиц, 

индивидуальных  предпринимателей,  включая  средства  нерезидентов  Российской  Федерации,  без 
учета начисленных процентов.

  

Депозиты и прочие привлеченные средства организаций

 - депозиты и прочие привле-

ченные  средства  (до  востребования  и  срочные)  органов  государственного  управления  и  внебюд-
жетных фондов всех  уровней, финансовых (кроме кредитных) и  нефинансовых организаций всех 
форм  собственности  (включая  депозитные  сертификаты),  начиная  с  01.02.2016г.  депозиты  инди-
видуальных предпринимателей, а также неисполненные обязательства по договорам на привлече-
ние средств по депозитам и прочим привлеченным средствам. 

Депозиты, кредиты и прочие привлеченные средства кредитных организаций

  вклю-

чают депозиты (вклады), кредиты и прочие привлеченные средства кредитных организаций и бан-
ков-нерезидентов. 

Вклады (депозиты) физических лиц 

- депозиты и прочие привлеченные кредитными ор-

ганизациями  средства  физических  лиц  (включая  сберегательные  сертификаты),  неисполненные 
обязательства по договорам на привлечение средств по депозитам и  прочим привлеченным сред-
ствам, а также средства на прочих счетах физических лиц. В расчет данного показателя не вклю-
чаются  средства  физических  лиц -  индивидуальных  предпринимателей,  избирательных  фондов 
физических лиц, переводы из Российской Федерации и в Российскую Федерацию. 

Средства на счетах индивидуальных предпринимателей

 - денежные средства на счетах 

индивидуальных  предпринимателей,  осуществляющих  свою  деятельность  без  образования  юри-
дического лица. 

Вклады  (депозиты)  до  востребования

 -  денежные  средства,  подлежащие  возврату  (по-

лучению) по первому требованию (на условиях до востребования), а также средства, подлежащие 
возврату (получению) при наступлении предусмотренного договором условия (события), конкрет-
ная дата которого неизвестна (на условиях "до наступления условия (события)"). 

Срочные вклады (депозиты) 

- денежные средства, привлеченные кредитной организаци-

ей на условиях возврата вклада по истечении определенного договором срока. Размер процентной 
ставки по срочным вкладам определяется договором банковского вклада. 

Средневзвешенные  процентные  ставки  по  вкладам  (депозитам)  физических  лиц  и 

нефинансовых организаций - 

средневзвешенные процентные ставки в годовом исчислении, рас-

считанные исходя из годовых процентных ставок, установленных в договорах вклада (депозитных 
договорах), и объемов привлеченных вкладов (депозитов) в отчетном месяце. 

Облигации  федерального  займа  с  постоянным  доходом  (ОФЗ-ПД)  -

  облигации  феде-

рального займа с постоянной купонной ставкой.  

Облигации  федерального  займа  с  амортизацией  долга  (ОФЗ-АД)  - 

облигации  феде-

рального  займа,  погашение  номинальной  стоимости  которых  осуществляется  частями.  Купонная 
ставка является фиксированной для каждого купона; купонный доход начисляется на непогашен-
ную часть номинальной стоимости. 

Облигации  федерального  займа  с  амортизацией  долга  и  переменным  купонным  до-

ходом (ОФЗ-АД-ПК)

 - облигации федерального займа, погашение номинальной стоимости кото-

рых  осуществляется  частями,  а  купонная  ставка  является  переменной.  Купонный  доход  начисля-
ется на непогашенную часть номинальной стоимости. 

Облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК)

 - облигации феде-

рального займа, значение купонной ставки которых меняется и определяется по средневзвешенной 
доходности ГКО. 

Облигации федерального займа с индексируемым номиналом (ОФЗ-ИН)

 - облигации 

федерального займа, индексируемые в зависимости от уровня инфляции. 

Дюрация  рыночного  портфеля 

-  средний  срок  до  выплат  по  ценным  бумагам  с  учетом 

купонных выплат, взвешенный по объемам в обращении. 

 

281 

Объем  выручки,  полученной  в  результате  размещения  и  доразмещения  ГКО-ОФЗ

  -

сумма  средств,  полученных  Министерством  финансов  Российской  Федерации  от  размещения  и 
доразмещения ГКО-ОФЗ. 

Объем  погашения/купонной  выплаты 

-  сумма  средств,  затраченная  на  погашение/ку-

понную выплату. 

Официальный  курс  доллара  США  к  рублю 

рассчитывается  и  устанавливается  Банком 

России каждый рабочий день на основе котировок межбанковского внутреннего валютного рынка 
по операциям "доллар США - рубль". 

Официальный курс евро к рублю 

рассчитывается и устанавливается Банком России на 

основе  официального  курса  доллара  США  по  отношению  к  рублю  и  котировок  межбанковского 
международного валютного рынка по операциям "доллар США - евро".  

Индекс реального курса рубля к доллару США и евро 

за отчетный период по отноше-

нию  к  базовому  периоду  определяется  как  произведение  индекса  номинального  курса  рубля  к 
доллару  США  и  евро  за  отчетный  период  в  сравнении  с  базовым  и  отношения  индекса  потреби-
тельских  цен  в  Российской  Федерации  за  отчетный  период  в  сравнении  с  базовым  к  индексу  по-
требительских цен в стране, в которой иностранная валюта является законным средством платежа, 
за отчетный период в сравнении с базовым. При этом индекс номинального курса рубля к доллару 
США/евро за отчетный период в сравнении с базовым определяется как отношение средних кур-
сов рубля к иностранной валюте за отчетный и базовый периоды. 

Индекс  реального  курса  рубля  к  доллару  США/евро,  рассчитанный  на  основе  индексов 

потребительских  цен,  характеризует  изменение  конкурентоспособности  произведенных  в  России 
потребительских  товаров  и  услуг  по  отношению  к  потребительским  товарам  и  услугам,  произве-
денным в стране, в которой иностранная валюта является законным платежным средством. 

Индекс  реального  эффективного  курса  рубля  к  иностранным  валютам 

определяется 

как среднее геометрическое взвешенное индексов реальных курсов рубля к иностранным валютам 
за  отчетный  период  по  отношению  к  базовому  периоду.  В  качестве  весовых  коэффициентов  ис-
пользуются доли внешнего товарооборота России со странами - основными торговыми партнера-
ми в общем объеме внешнего товарооборота России с указанными странами. 

Индекс реального эффективного курса рубля характеризует изменение конкурентоспособ-

ности  произведенных  в  России  потребительских  товаров  и  услуг  по  отношению  к  потребитель-
ским товарам и услугам, произведенным за границей. 

Ключевая ставка Банка России

 - процентная ставка по основным операциям Банка Рос-

сии по регулированию ликвидности банковского сектора (аукционным операциям предоставления  
и абсорбирования Банком России рублевой ликвидности на срок 1 неделя). Ключевая ставка Банка 
России устанавливается Советом директоров Банка России. Ключевая ставка Банка России являет-
ся индикатором направленности денежно-кредитной политики.

 

 
Уровень жизни населения 

 

Денежные  доходы  и  расходы  населения

  исчисляются  на  основе  информации,  разраба-

тываемой  органами  государственной  статистики,  а  также  министерствами  и  ведомствами.  При 
отсутствии ряда  показателей в необходимые сроки (это касается в основном банковских данных)  
производится их оценка. 

При публикации объема денежных доходов и расходов населения за отчетный месяц про-

изводится  уточнение предварительных  показателей за  предыдущий  период. Пересмотр месячных 
и квартальных данных осуществляется по итогам разработки годового баланса денежных доходов 
и расходов населения. 

Денежные доходы населения

 включают доходы лиц, занятых предпринимательской дея-

тельностью,  выплаченную  заработную  плату  (начисленную  заработную  плату,  скорректирован-
ную  на  изменение  задолженности)  наемных  работников,  социальные  выплаты  (пенсии,  пособия, 
стипендии  и  другие  выплаты),  доходы  от  собственности  в  виде  процентов  по  вкладам,  ценным 
бумагам, дивидендов и другие доходы.  

 

282 

Среднедушевые  денежные  доходы

  исчисляются  делением  общей  суммы  денежных  до-

ходов на численность постоянного населения. 

Реальные  располагаемые  денежные  доходы

  -  относительный  показатель,  характери-

зующий динамику располагаемых денежных доходов (денежные доходы за вычетом обязательных 
платежей)  населения  по  сравнению  с  изменением  цен  на  товары  и  услуги  и  исчисленный  путем 
деления  индекса  номинального  размера  (т.е.  фактически  сложившегося  в  отчетном  периоде)  рас-
полагаемых  денежных  доходов  населения  на  индекс  потребительских  цен  за  соответствующий 
временной период. 

Получение данных 

с исключением сезонного и календарного факторов

 осуществляется с 

помощью  программы  "DEMETRA  2.2".  Выбор  оптимальной  модели  осуществляется  автоматиче-
ски.  Для  выполнения  сезонной  корректировки  используется  актуальный  российский  календарь  с 
учетом  всех  праздничных  дней.  В  качестве  исходной  информации  применяются  ежемесячные 
фактические значения располагаемых денежных доходов и индекса потребительских цен с декаб-
ря  1992г.,  рассчитанные  в  процентах  к  среднемесячному  значению  2014г.,  без  построения  про-
гнозных оценок. 

Величина  прожиточного  минимума

  в  соответствии  с  Федеральным  законом  от  24  ок-

тября 1997г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" представляет собой 
стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. 

Величина  прожиточного  минимума  определяется  ежеквартально  и  устанавливается  Пра-

вительством Российской Федерации  -  в  целом по Российской Федерации; в порядке,  установлен-
ном законами субъектов Российской Федерации, - в субъектах Российской Федерации. 

Расчет  величины  прожиточного  минимума  соответствует  порядку,  введенному  с  2013г. 

Федеральным законом от 3 декабря 2012г. № 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон 
"О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Согласно основным положениям указанно-
го  закона  в  составе  потребительской  корзины  определяются:  продукты  питания  -  в  натуральных 
показателях,  непродовольственные  товары  и  услуги  -  в  соотношении  со  стоимостью  продуктов 
питания (в объеме по 50% от стоимости продуктов питания).  

Расчет величины прожиточного минимума осуществляется согласно правилам исчисления 

величины  прожиточного  минимума  на  душу  населения  и  по  основным  социально-демографи-
ческим  группам  населения  в  целом  по  Российской  Федерации,  утвержденным  постановлением 
Правительства Российской Федерации от 29 января 2013г. № 56. 

Расчет  стоимости  потребительской  корзины  осуществляется  согласно  методическим  ре-

комендациям  по  определению  потребительской  корзины  для  основных  социально-демографичес-
ких  групп  населения  в  субъектах  Российской  Федерации,  утвержденным  постановлением  Прави-
тельства Российской Федерации от 28 января 2013г. № 54. 

Структура 

денежных доходов населения

 (публикуется в докладах 

№ 3, 6, 9, 12

). 

Среднемесячная  номинальная  заработная  плата

  работников  организаций  исчисляется 

делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность ра-
ботников и на количество месяцев в периоде. 

В 

фонд  заработной  платы

  включаются  начисленные  суммы  в  денежной  и  неденежной 

формах за отработанное и неотработанное время, доплаты и надбавки, премии и единовременные 
поощрения, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, а также 
оплата питания и проживания, имеющая систематический характер. 

Темпы роста (снижения) среднемесячной номинальной заработной платы рассчитываются 

по сопоставимой совокупности организаций отчетного и предыдущих периодов. 

Реальная  заработная  плата

  характеризует  покупательную  способность  заработной  пла-

ты в отчетном периоде в связи с изменением цен на потребительские товары и услуги по сравне-
нию  с  базисным  периодом.  Для  этого  рассчитывается  индекс  реальной  заработной  платы  путем 
деления индекса номинальной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же 
временной период. 

Оценка  среднемесячной  заработной  платы  за  текущий  период  производится  расчетным 

путем на основании отчетных данных предыдущего периода, динамического ряда темпов измене-

 

283 

ния данных соответствующего периода в предыдущие годы. При получении отчетных данных ра-
нее опубликованные оценочные данные о среднемесячной заработной плате корректируются. 

Просроченной  задолженностью  по  заработной  плате

  считаются  фактически  начислен-

ные работникам суммы  заработной  платы, но не выплаченные в срок,  установленный коллектив-
ным договором или договором на расчетно-кассовое обслуживание, заключенным с банком. Число 
дней задержки считается, начиная со следующего дня после истечения этого срока. 

С  февраля  2017г.  данные  разрабатываются  в  соответствии  с  ОКВЭД2  по  следующим  ви-

дам  экономической  деятельности:  растениеводство  и  животноводство,  охота  и  предоставление 
соответствующих  услуг в этих областях;  лесозаготовки; рыболовство  и рыбоводство; добыча по-
лезных  ископаемых;  обрабатывающая  промышленность;  обеспечение  электрической  энергией, 
газом и паром; кондиционирование воздуха; водоснабжение; водоотведение, организация сбора  и 
утилизации  отходов,  деятельность  по  ликвидации  загрязнений;  строительство;  транспорт;  управ-
ление  недвижимым  имуществом  за  вознаграждение  и  на  договорной  основе;  научные  исследова-
ния и разработки; образование; деятельность в области здравоохранения и социальных услуг; дея-
тельность в области культуры, искусства, отдыха и развлечений, теле- и радиовещания. 

Средний  размер  назначенных  пенсий

  определяется  делением  общей  суммы  назначен-

ных пенсий на численность пенсионеров (по данным Пенсионного фонда Российской Федерации).  

Реальный  размер  назначенных  пенсий

  рассчитывается  путем  корректировки  среднего 

размера  назначенных  пенсий  на  индекс  потребительских  цен  за  соответствующий  временной  пе-
риод. 

Фактический  объем  доходов,  полученный  населением 

в  виде  оплаты  труда,  пенсий, 

пособий, стипендий и т.п., за определенный период может быть выше или ниже начисленного на 
величину изменения задолженности по этим видам выплат. 

Денежные расходы населения

 - расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязатель-

ные платежи и разнообразные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в обще-
ственные и кооперативные организации, проценты за кредиты и др.), на покупку иностранной ва-
люты, а также сбережения.  

Социально-экономическая дифференциация населения

 (публикуется в докладах 

№ 3, 6, 9, 12

). 

Распределение  общего  объема  денежных  доходов

  по  различным  группам  населения    

выражается  через  долю  общего  объема  денежных  доходов,  которая  приходится  на  каждую  из  20 
(10)-процентных  групп  населения,  ранжированного  по  мере  возрастания  среднедушевых  денеж-
ных доходов. 

Коэффициент Джини

 (индекс концентрации доходов) характеризует степень отклонения 

линии фактического распределения общего объема доходов населения от линии их равномерного 
распределения. Величина  коэффициента может варьировать от 0 до 1, при этом чем выше значе-
ние показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. 

Коэффициент  фондов

  (коэффициент  дифференциации  доходов)  -  характеризует  степень 

социального  расслоения  и  определяется  как  соотношение  между  средними  уровнями  денежных 
доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими дохо-
дами. 

Распределение  населения  по  величине  среднедушевых  денежных  доходов

  характери-

зует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показа-
тели численности (или долей) постоянного населения, сгруппированные в заданных интервалах по 
уровню среднедушевых денежных доходов. 

Расчеты рядов распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов и 

основанных  на  них  показателей  производятся  с  использованием  результатов  выборочного  обсле-
дования  бюджетов  домашних  хозяйств,  проводимого  ежеквартально  органами  государственной 
статистики во всех субъектах Российской Федерации с охватом 47,8 тыс. домашних хозяйств. 

Покупательная  способность

 

среднедушевых  денежных  доходов  населения

  отражает 

потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через то-
варный  эквивалент  среднедушевых  денежных  доходов.  Под  товарным  эквивалентом  понимается 
количество  какого-либо  одного  товара  (услуги)  с  конкретными  потребительскими  свойствами, 

 

284 

которое может быть приобретено при условии, что вся сумма денежных доходов будет направлена 
только  на  эти  цели.  Показатель  рассчитывается  нарастающим  итогом  с  начала  года.  С  января 
2012г.  Перечень  товаров-представителей  для  расчета  покупательной  способности  населения  рас-
ширен в соответствии с Перечнем отдельных видов социально значимых товаров первой необхо-
димости,  в  отношении  которых  могут  устанавливаться  предельно  допустимые  розничные  цены, 
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010г. № 530.

 

 
Занятость и безработица 

 

Численность рабочей силы

 - лица в возрасте 15 лет  и старше, которые в рассматривае-

мый период (обследуемую неделю) считаются занятыми или безработными. 

Занятые 

-  лица  в  возрасте  15  лет  и  старше,  которые  в  обследуемую  неделю  выполняли 

любую деятельность (хотя бы один час в неделю), связанную с производством товаров или оказа-
нием  услуг  за  плату  или  прибыль.  В  численность  занятых  включаются  также  лица,  временно  от-
сутствовавшие на рабочем месте в течение короткого промежутка времени и сохранившие связь с 
рабочим местом во время отсутствия. 

К 

безработным 

(в  соответствии

 

со  стандартами  Международной  Организации  Труда  - 

МОТ) относятся лица в возрасте 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период удовлетво-
ряли  одновременно  следующим  критериям:  а)  не  имели  работы  (доходного  занятия);  б)  занима-
лись поиском работы в течение четырех недель, предшествующих обследуемой неделе, т.е. обра-
щались  в  государственную  или  коммерческую  службы  занятости,  использовали  или  помещали 
объявления в СМИ и Интернете, непосредственно обращались к администрации организации или 
работодателю, использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного 
дела  (поиск  земли,  зданий,  машин  и  оборудования,  сырья,  финансовых  ресурсов,  обращение  за 
разрешениями,  лицензиями  и  т.п.);  в)  были  готовы  приступить  к  работе  в  течение  обследуемой 
недели.  Обучающиеся  в  образовательных  учреждениях,  пенсионеры  и  инвалиды  учитывались  в 
качестве безработных, если они не имели работы, занимались поиском работы и были готовы при-
ступить к ней. 

Информация  о  численности  рабочей  силы,  занятых  и  общей  численности  безработных 

(применительно  к  стандартам  МОТ)  подготавливается  по  материалам  выборочных  обследований 
рабочей силы (обследований населения по проблемам занятости) с ежемесячной периодичностью 
(по состоянию на вторую неделю). Обследование проводится во всех субъектах Российской Феде-
рации  на  основе  выборочного  метода  наблюдения  с  последующим  распространением  итогов  на 
всю численность населения обследуемого возраста. Объем месячной выборки составляет более 77 
тыс.человек  в  возрасте  15  лет  и  старше  и  обеспечивает  представительные  данные  по  Российской 
Федерации. В целях повышения репрезентативности данных о численности и составе рабочей си-
лы  показатели  занятости  и  безработицы  по  субъектам  Российской  Федерации  формируются  в 
среднем за три последних месяца. 

Безработные,  зарегистрированные  в  государственных  учреждениях  службы  занято-

сти населения

, - трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), 

проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в государственных уч-
реждениях службы занятости населения по месту жительства в целях поиска подходящей работы, 
ищущие  работу  и  готовые  приступить  к  ней.  Информация  о  численности  безработных,  получив-
ших официальный статус в  государственных  учреждениях службы занятости населения, разраба-
тывается Федеральной службой по труду и занятости. 

Уровень безработицы 

- отношение численности безработных к численности рабочей си-

лы (занятых и безработных), рассчитанное в процентах.  

Данные  о  численности  и  составе  рабочей  силы  приведены  без  корректировки  сезонных 

колебаний. 

Оценка  данных  об  уровне  безработицы 

с  исключением  сезонного  фактора 

осуществля-

ется с использованием метода  TRAMO-SEATS программы "DEMETRA 2.2". Выбор наиболее оп-
тимальной модели осуществляется автоматически. В качестве исходной информации для проведе-
ния  сезонной  корректировки  применяются  ежемесячные  значения  уровня  безработицы  с  января 
2015 года. 

 

285 

При построении модели не учитываются календарные факторы, т.к. обследование прово-

дится  по  состоянию  на  одну  (вторую)  неделю  месяца.  В  случае  попадания  праздничного  дня  на 
обследуемую неделю, он условно приравнивается к рабочему дню.

 

 

Уровень  зарегистрированной  безработицы

  -  отношение  численности  безработных,  за-

регистрированных  в  государственных  учреждениях  службы  занятости  населения,  к  численности 
рабочей силы, в процентах. Расчет производится по данным Федеральной службы по труду и заня-
тости и Федеральной службы государственной статистики. 

При  исчислении  уровня  зарегистрированной  безработицы  по  субъектам  Российской  Фе-

дерации используется численность рабочей силы в среднем за предыдущий год. 

Число замещенных рабочих мест

 в организациях определяется как суммарное количест-

во  среднесписочной  численности  работников,  средней  численности  внешних  совместителей  и 
средней  численности  работников,  выполнявших  работы  по  договорам  гражданско-правового  ха-
рактера. Число замещенных рабочих мест определяется без учета внутреннего совместительства. 

Прием и увольнение работников

 (публикуется в докладах 

№ 1, 4, 7, 10

). 

В 

численность принятых работников

 включаются лица, зачисленные в отчетном перио-

де в организацию приказом (распоряжением) о приеме на работу, переведенные на работу из дру-
гой организации. 

В 

численность  работников,  принятых  на  дополнительно  введенные  (созданные)  ра-

бочие места,

 включаются работники, принятые в отчетном периоде на вновь образованные рабо-

чие места в результате расширения, реорганизации производства, увеличения сменности работы и 
т.п. 

В 

численность выбывших работников

 включаются все работники, оставившие работу в 

организации  независимо от оснований (расторжение трудового договора по инициативе работни-
ка, инициативе работодателя, истечение срока трудового договора, по соглашению сторон, призыв 
или  поступление  на военную службу и  др.),  уход или  перевод которых оформлен  приказом (рас-
поряжением). 

Численность требуемых работников на вакантные рабочие места

 - количество работ-

ников, которых предполагается принять на вакантные рабочие места.  

В 

численность  работников,  работавших  неполное  рабочее  время  по  инициативе  ра-

ботодателя,

  включаются  работники  списочного  состава,  работавшие  в  отчетном  периоде  непол-

ное  рабочее  время  по  инициативе  работодателя  в  соответствии  со  статьей  74  Трудового  кодекса 
Российской Федерации.  

В 

численность работников, работавших неполное рабочее время по соглашению ме-

жду  работником  и  работодателем,

  включаются  работники  (в  целых  единицах),  работавшие  в 

режиме неполного рабочего дня (недели), установленного как при приеме на работу, так и переве-
денные с согласия работника на неполное рабочее время.  

В 

численность работников, находившихся в простое по вине работодателя и по при-

чинам,  не  зависящим  от  работодателя  и  работника, 

включаются  работники,  находившиеся  в 

простое  полный  рабочий  день  по  причинам:  не  обеспечение  работников  оборудованием,  инстру-
ментами,  технической  документацией,  объемом  работ,  необходимыми  для  исполнения  трудовых 
обязанностей, невыполнение договорных обязательств перед партнерами, приведшее к срыву гра-
фика  поставки  сырья  или  вывоза  готовой  продукции  со  склада,  обстоятельства  непредвиденного 
характера, например, аварии или перебои в подаче воды, тепла, электроэнергии, стихийные бедст-
вия и т.п.

 

 

В 

численность  работников,  которым  были  предоставлены  отпуска  без  сохранения 

заработной платы по заявлению работника, 

включаются работники, которым были предостав-

лены  по  их  письменному  заявлению  отпуска  без  сохранения  заработной  платы  по  семейным  об-
стоятельствам или другим уважительным причинам, в случаях, предусмотренных законодательст-
вом Российской Федерации, а также неоплаченные отпуска по инициативе работодателя. 

Нагрузка  незанятого  населения  на  100  заявленных  вакансий

  рассчитывается  как  от-

ношение численности лиц, не занятых трудовой деятельностью, состоящих на  учете в государст-
венных учреждениях службы занятости населения, к 100 вакансиям, сообщенным работодателями 
в эти учреждения. 

 

286 

Заявленная  работодателями  потребность  в  работниках

  -  число  вакансий  (требуемых 

работников), сообщенных работодателями в государственные учреждения службы занятости насе-
ления. 

Под 

забастовкой

 подразумевается временная остановка работы, преднамеренно осущест-

вленная группой работников с целью удовлетворения различных требований. 

Началом забастовки или окончанием забастовки считается дата принятия решения о нача-

ле  или  окончании  забастовки  на  собрании  трудового  коллектива.  Забастовкой  не  считается  оста-
новка  работы  из-за  недопоставки  оборудования,  сырья,  материалов,  комплектующих  деталей  по 
причине забастовки в организациях-поставщиках. 

В 

численность  работников,  принимавших  участие в  забастовках,

  не  входят  работни-

ки, отсутствовавшие на своих рабочих местах по таким причинам, как болезнь, ежегодный отпуск, 
командировка и т.п. 

Количество  времени

,

  не  отработанное  работниками,  принимавшими  участие  в  за-

бастовках

,  определяется  по  каждой  организации  путем  умножения  численности  работников,  во-

влеченных в забастовку, на число дней забастовки.  

Численность иностранных трудовых мигрантов

 (публикуется  в докладах 

№ 1, 4, 

7, 10

). 

Сведения  об  осуществлении  трудовой  деятельности 

иностранными  гражданами

  разра-

батываются Министерством внутренних дел Российской Федерации на основании разрешений на 
работу, выданных иностранным гражданам, прибывшим в визовом порядке въезда, а также патен-
тов  на  осуществление  трудовой  деятельности,  выданных  иностранным  гражданам,  прибывшим  в 
порядке, не требующем получения визы.  

В  сведения  об  иностранных  гражданах  не  включаются  граждане  Республики  Беларусь,  в 

отношении которых порядок регулирования привлечения иностранной рабочей силы не применя-
ется.  Граждане  Республики  Армения,  Республики  Казахстан,  Киргизской  Республики  также  осу-
ществляют  трудовую  деятельность  без  разрешительных  документов  (разрешений  на  работу,  па-
тентов).  По данным странам приведена численность  по тем гражданам, которым выдается разре-
шение  на  работу  или  патент  (являются  высококвалифицированными  специалистами  или  студен-
тами, работающими во время обучения). 

Численность  иностранных  граждан,  получивших  разрешение  на  работу

,  включает 

численность  иностранных  граждан,  которые  прибыли  в  Российскую  Федерацию  в  порядке,  тре-
бующем получения визы, в  рамках квоты;  квалифицированных специалистов;  высококвалифици-
рованных  специалистов;  иностранных  граждан,  обучающихся  в  Российской  Федерации  по  очной 
форме в профессиональной  образовательной организации  или образовательной организации выс-
шего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государ-
ственную аккредитацию; иностранных граждан, прибывших для работы в организациях, зарегист-
рированных в государствах - членах ВТО и получивших разрешение на работу.  

Численность  иностранных  граждан,  получивших  патент

,  включает  численность  ино-

странных  граждан,  прибывших  в  Российскую  Федерацию  в  порядке,  не  требующем  получения 
визы, и получивших патент, подтверждающий право на временное осуществление на территории 
субъекта Российской Федерации трудовой деятельности  у физических и юридических лиц, инди-
видуальных  предпринимателей  и  иных  лиц,  чья  деятельность  подлежит  регистрации.  В  числен-
ность иностранных граждан, получивших патент, включается численность иностранных граждан, 
переоформивших патент. 

 

 

Окружающая среда  

(публикуется в докладах 

№ 3, 6, 9, 12

)

 

 

Приватизация и продажа жилья  

(публикуется в докладе 

№ 2

)

 

 

287 

Образование

  

(публикуется в докладе 

№ 12

 
В  разделе  приведены  данные  об  организациях,  осуществляющих  образовательную  дея-

тельность  по  образовательным  программам  начального  общего,  основного  общего,  среднего  об-
щего  образования,  профессиональных  образовательных  организациях  и  образовательных  органи-
зациях высшего образования, формируемые Министерством образования и науки Российской Фе-
дерации. 

Общее образование

 может быть получено в общеобразовательных организациях, профес-

сиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, 
иных организациях. К иным организациям относятся организации, осуществляющие обучение по 
образовательным  программам  начального  общего  образования,  основного  общего  образования, 
среднего общего образования в качестве дополнительной к своей основной деятельности.

 

Среднее  профессиональное  образование

  по  программам  подготовки  квалифицирован-

ных рабочих, служащих может быть получено в профессиональных образовательных организаци-
ях  и  образовательных  организациях  высшего  образования,  осуществляющих  образовательную 
деятельность  по  образовательным  программам  подготовки  квалифицированных  рабочих,  служа-
щих;  по  программам  подготовки  специалистов  среднего  звена  -  в  профессиональных  образова-
тельных  организациях  и  образовательных  организациях  высшего  образования,  осуществляющих 
образовательную деятельность по образовательным программам подготовки специалистов средне-
го звена.  

Высшее образование

 по программам бакалавриата, специалитета  и магистратуры может 

быть  получено  в  образовательных  организациях  высшего  образования;  высшее  образование  по 
подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кад-
ров  в  аспирантуре  -  в  образовательных  организациях  высшего  образования,  организациях  допол-
нительного профессионального образования и научных организациях. 

В общую численность студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов 

среднего  звена,  программам  бакалавриата,  специалитета  и  магистратуры  включены  иностранные 
граждане,  обучающиеся  в  Российской  Федерации  на  условиях  общего  приема.  С  2013г.  -  ино-
странные граждане и лица без гражданства, обучающиеся в Российской Федерации как на услови-
ях общего приема, так и по международным соглашениям.

 

 

Правонарушения 

 

В  разделе  приведены  данные,  разрабатываемые  Генеральной  прокуратурой  Российской 

Федерации,  Следственным  комитетом  Российской  Федерации,  Министерством  внутренних  дел 
Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством Россий-
ской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации послед-
ствий  стихийных  бедствий,  Федеральной  службой  судебных  приставов,  Федеральной  службой 
безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Судебным департамен-
том при Верховном Суде Российской Федерации.

 

Преступность

  -  социально-правовое  явление,  включающее  преступления,  совершенные 

на конкретной территории в течение определенного периода времени, и характеризующееся коли-
чественными и качественными показателями. 

Зарегистрированное  преступление

  -  выявленное  и  официально  взятое  на  учет  общест-

венно опасное деяние, предусмотренное уголовным законодательством. 

Тяжкие и особо тяжкие преступления

 - деяния, представляющие повышенную общест-

венную  опасность,  предусмотренные  пунктами  4  и  5  статьи  15  Уголовного  кодекса  Российской 
Федерации.

  

Коррупция

 (публикуется в докладах 

№ 1, 7

) - злоупотребление служебным положением, 

дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное 
незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным 
интересам  общества  и  государства  в  целях  получения  выгоды  в  виде  денег,  ценностей,  иного 

 

288 

имущества  или  услуг  имущественного  характера,  иных  имущественных  прав  для  себя  или  для 
третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физически-
ми  лицами  либо  совершение  указанных  деяний  от  имени  или  в  интересах    юридического  лица 
(Федеральный закон от 25.12.2008г. № 273-ФЗ).

 

Разбой

 - нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением на-

силия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия. 

Хулиганство

  -  грубое  нарушение  общественного  порядка,  выражающее  явное  неуваже-

ние  к  обществу,  совершенное  с  применением  оружия  или  предметов,  используемых  в  качестве 
оружия, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной 
ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социаль-
ной группы. 

Лица,  совершившие  преступления

  -  официально  взятые  на  учет  правоохранительными 

органами лица, на которых заведены уголовные дела.

 

 
Демография 

 

Естественное  движение  населения

  -  обобщенное  название  совокупности  рождений  и 

смертей, изменяющих численность населения так  называемым естественным путем. К естествен-
ному движению населения относят также браки и разводы, хотя они не меняют численность насе-
ления, но учитываются в том же порядке, что и рождения и смерти. 

Сведения о 

рождениях, смертях, браках, разводах

 получаются на основании статистиче-

ской  разработки  данных,  содержащихся  в  записях  актов  о  рождении,  смерти,  заключении  и  рас-
торжении  брака,  составляемых  органами  записи  актов  гражданского  состояния.  В  число  родив-
шихся включены только родившиеся живыми. 

Источником информации о 

причинах смерти

 являются записи в медицинских свидетель-

ствах  о  смерти,  составляемых  врачом  относительно  заболевания,  несчастного  случая,  убийства, 
самоубийства  и  другого  внешнего  воздействия,  послужившего  причиной  смерти,  а  также  записи 
актов о смерти. 

С 1 января 2011г. разработка записей актов о смерти по причинам производится примени-

тельно к Краткой номенклатуре причин смерти 2010, основанной на Международной статистиче-
ской классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, Х пересмотра (1989г.).  

Коэффициенты  естественного  движения  населения

  (публикуются  в  докладах       

№ 1, 3-12

). 

Общие  коэффициенты  рождаемости  и  смертности

  -  отношение  соответственно  числа 

родившихся (живыми) и числа умерших к среднегодовой численности населения. Исчисляются на 
1000 человек населения. 

Коэффициент естественного прироста

 - разность общих коэффициентов рождаемости и 

смертности. 

Общие коэффициенты брачности и разводимости

 - отношение числа зарегистрирован-

ных  браков  и  разводов  к  среднегодовой  численности  населения.  Исчисляются  на  1000  человек 
населения. 

Коэффициенты  смертности  по  причинам  смерти

  -  отношение  числа  умерших  от  ука-

занных  причин  смерти  к  среднегодовой  численности  населения.  Исчисляются  на  100000  человек 
населения. 

Коэффициент  младенческой  смертности

  исчисляется  как  сумма  двух  составляющих, 

первая из которых - отношение числа умерших в возрасте до одного года из поколения родивших-
ся в том году, для которого вычисляется коэффициент, к общему числу родившихся в том же году; 
а вторая - отношение числа  умерших в  возрасте до одного года из поколения родившихся  в пре-
дыдущем году, к общему числу родившихся в предыдущем году. Исчисляется на 1000 родившихся 
живыми.  

Все коэффициенты приведены в пересчете на год. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18      19     ..